|
|
|
Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 31 мая 2019 года № 1
Данная редакция действовала до внесения изменений от 11 декабря 2020 года
В связи с возникшими у судов вопросами при рассмотрении дел о применении законодательства Республики Казахстан об административном надзоре, в целях обеспечения единообразия судебной практики по указанным делам пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан постановляет дать следующие разъяснения. 1. Законодательство об административном надзоре основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК), Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - УПК), Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (далее - УИК), Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП), Закона Республики Казахстан от 15 июля 1996 года № 28-I «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон) и других нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Административный надзор представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством установления судом временных ограничений их прав и свобод, возложения на них обязанностей (далее - административное ограничение) и осуществления органами внутренних дел наблюдения за соблюдением указанными лицами (поднадзорными) административных ограничений. Административный надзор не является наказанием за совершение уголовного правонарушения. 3. При решении вопроса об установлении административного надзора судам необходимо проверять, является ли лицо субъектом, в отношении которого в соответствии с Законом может быть установлен административный надзор. Судам следует иметь в виду, что действие Закона распространяется только на лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы, при этом административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Республики Казахстан на законных основаниях. Решая вопрос о том, относятся ли к террористическим или к экстремистским преступлениям либо к преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних деяния, за совершение которых лицо отбывало наказание, суды должны руководствоваться пунктами 30), 39) и 42) статьи 3 УК (подпункт а) статьи 2 Закона). При установлении административного надзора в отношении лиц, отбывших наказание за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений или судимых два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления, следует иметь в виду, что за названными лицами административный надзор устанавливается только в случае признания их имеющими на момент окончания срока наказания третью отрицательную степень поведения (подпункт 6) статьи 2 Закона). 4. Административный надзор за лицами, отбывшими наказание за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления или судимыми два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления, в соответствии с подпунктом в) статьи 2 Закона может быть установлен при совокупности следующих обстоятельств: лицо отбыло наказание за преступления, относящиеся на момент установления надзора к тяжким и (или) особо тяжким преступлениям, или осуждалось два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления; в отношении него после отбывания наказания выносились предупреждения органами внутренних дел; лицо систематически нарушает общественный порядок, права и законные интересы человека и гражданина, совершает иные правонарушения. Предупреждение лица, отбывшего наказание за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления или судимого два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления, состоит в официальном предостережении его органом внутренних дел о недопустимости противоправного поведения, нарушения общественного порядка, прав и законных интересов человека и гражданина, совершения иных правонарушений. Предупреждение выносится в письменной форме. Систематическим нарушением общественного порядка, прав и законных интересов человека и гражданина является совершение лицом после отбывания наказания двух и более административных правонарушений, посягающих на права личности, права несовершеннолетних, общественную безопасность и здоровье населения, а также на общественный порядок и нравственность (подпункт в) статьи 2 Закона, главы 10, 12, 24, 25 КоАП), в течение одного года, исчисляемого с момента совершения первого административного правонарушения. Под совершением иных правонарушений следует понимать осуждение указанных лиц за уголовное правонарушение, за которое им назначена мера наказания, не связанная с лишением свободы и без установления контроля за их поведением, либо в отношении них производство по делу прекращено по нереабилитирующим основаниям. 5. Установленный статьей 2 Закона перечень лиц, за которыми может быть установлен административный надзор, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В этой связи административный надзор не может быть установлен за лицами, имеющими судимость за уголовные правонарушения: декриминализированные и не влекущие судимости в связи с изменением уголовного закона; относящиеся к категории тяжких или особо тяжких преступлений, за совершение которых они не отбывали наказание в местах лишения свободы. Лица, судимые два раза к лишению свободы за умышленные преступления и не отбывавшие наказание в местах лишения свободы, а также имеющие снятые или погашенные в установленном уголовным законом порядке судимости, не могут подвергаться административному надзору. В соответствии с требованиями статьи 6 УК об обратной силе уголовного закона, смягчающего наказуемость деяния, административный надзор не может быть также установлен в отношении лица, судимого и отбывшего наказание за тяжкое преступление, которое в последующем в связи с изменением уголовного закона отнесено к преступлению меньшей тяжести. Если административный надзор был установлен, но деяние, за которое лицо отбывало наказание, впоследствии декриминализировано, то суд по ходатайству самого поднадзорного или его защитника, либо по представлению органов внутренних дел или прокурора отменяет постановление об установлении административного надзора, о чем выносит постановление. 6. В отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно, а также в отношении лиц, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания с установлением пробационного контроля, установление административного надзора недопустимо. В случае систематического нарушения этими лицами общественного порядка, прав и законных интересов человека и гражданина, совершения иных правонарушений после истечения срока неотбытой части наказания и до погашения либо снятия судимости в соответствии со статьей 79 УК в отношении таких лиц может быть установлен административный надзор. 7. Административный надзор устанавливается только судом путем вынесения постановления, в котором суд должен указать предусмотренные статьей 3 Закона конкретные основания, по которым лицо подлежит административному надзору. В соответствии со статьями 3, 4, 5 Закона в суд с представлением об установлении административного надзора вправе обратиться начальник органа внутренних дел; о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений - орган внутренних дел; о досрочном прекращении или частичной отмене, сокращении административных ограничений - орган внутренних дел и (или) поднадзорный, его защитник - с ходатайством. Прокурор вправе обратиться в суд с представлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичном сокращении административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного при условии, что поднадзорный по состоянию здоровья, возраста либо по другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы обязан мотивировать представление об установлении административного надзора в отношении осужденного, подлежащего освобождению из данного учреждения, и приложить к нему копии приговора, постановлений апелляционной, кассационной инстанций в отношении осужденного, другие материалы, имеющие значение для принятия законного решения и свидетельствующие о необходимости установления административного надзора, в том числе подробные данные, характеризующие поведение осужденного во время отбывания наказания, а также постановление об определении третьей отрицательной степени поведения осужденного. Представление начальника органа внутренних дел об установлении, продлении административного надзора в отношении осужденного, освобожденного из мест лишения свободы наряду с данными о совершении тяжких и (или) особо тяжких преступлений или судимости два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления, должно содержать сведения о его поведении (в частности, приобщается характеристика лица), о систематическом нарушении им общественного порядка, прав и законных интересов человека и гражданина, совершении иных правонарушений. К представлению прилагаются копии судебных актов, документы и материалы, свидетельствующие о систематическом нарушении осужденным, освобожденным из мест лишения свободы, общественного порядка, прав и законных интересов человека и гражданина, совершении иных правонарушений. В случае неполноты собранного материала, недостаточной мотивировки в представлении доводов об установлении, продлении административного надзора, а также по иным основаниям, препятствующим рассмотрению представления об установлении, продлении административного надзора, суд постановлением возвращает представление об установлении, продлении административного надзора для устранения недостатков. Если поднадзорный ходатайствует о досрочном прекращении административного надзора либо о частичной отмене установленных административных ограничений, однако представленных документов и материалов недостаточно для принятия законного и обоснованного решения, суд вправе истребовать необходимые доказательства по своей инициативе, не возвращая ходатайство 8. Суд по месту исполнения наказания на основании мотивированного представления начальника учреждения уголовно-исполнительной системы об установлении административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, выносит постановление лишь об установлении административного надзора без указания ограничений прав и свобод осужденного и без возложения из него обязанностей. Конкретные ограничения и обязанности в отношении поднадзорного устанавливаются судом по представлению органа внутренних дел по месту жительства при прибытии его после отбытия наказания. 9. Судам следует иметь в виду, что административный надзор, являясь принудительной мерой, устанавливается на определенный срок, предусмотренный Законом. В соответствии со статьей 6 Закона административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Поскольку исчисление срока в Законе определено периодом времени, то установление конкретного срока в пределах статьи 6 Закона должно быть мотивировано в постановлении суда (указывается конкретный период в днях, месяцах, годах либо срок до момента погашения судимости). Срок действия административного надзора следует исчислять со дня вступления в законную силу постановления суда, а в случае установления административного надзора судом по местонахождению учреждения уголовно-исполнительной системы - с момента освобождения из учреждения уголовно-исполнительной системы. При обсуждении вопроса об установлении срока административного надзора суду надлежит учитывать характеристику осужденного по месту отбывания наказания, поведение в быту, а также характер и степень общественной опасности совершенного преступления (преступлений) и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части постановления суда. При этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в представлении учреждения уголовно-исполнительной системы или органа внутренних дел, и вправе по своему усмотрению определить срок в пределах, указанных в статье 6 Закона. 10. Срок действия административного надзора продлевается в случаях нарушения поднадзорным правил административного надзора или объявленных ему ограничений, а равно совершения им правонарушений каждый раз на срок шесть месяцев, но в совокупности на срок не свыше двух лет. В отношении лиц, совершивших уголовные правонарушения против половой неприкосновенности несовершеннолетних, срок действия административного надзора продлевается каждый раз на один год. При этом продление срока действия административного надзора лицам, отбывшим наказание за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления или судимым два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления (подпункт в) статьи 2 Закона), возможно лишь в пределах срока погашения судимости. К представлению органов внутренних дел о продлении срока административного надзора следует приобщить материалы, свидетельствующие о наличии оснований для их продления. Перечень оснований для продления срока действия административного надзора является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Под правонарушением, являющимся необходимым условием продления административного надзора, следует понимать совершение поднадзорным хотя бы один раз административного правонарушения, посягающего на права личности, права несовершеннолетних, общественную безопасность и здоровье населения, а также на общественный порядок и нравственность (главы 10, 12, 24, 25 КоАП), либо осуждение указанного лица за уголовное правонарушение, за которое ему назначена мера наказания, не связанная с лишением свободы и без установления контроля за его поведением, либо в отношении него производство по делу прекращено по реабилитирующим основаниям. Срок административного надзора может быть продлен не позднее последнего дня срока его действия. При наступлении условий прекращения административного надзора сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие административный надзор, обязаны немедленно вынести постановление о прекращении административного надзора, которое утверждается начальником органа внутренних дел. Невынесение или несвоевременное вынесение постановления о прекращении административного надзора не влечет его продление. Нарушение законодательства Республики Казахстан об административном надзоре, уклонение от административного надзора после истечения его срока, при отсутствии постановления о прекращении административного надзора, не является основанием для привлечения лица к административной ответственности по статье 480 КоАП и к уголовной ответственности по статье 431 УК. 11. Судом при рассмотрении материалов об установлении, продлении срока административного надзора должно быть обеспечено право на защиту лица, в отношении которого решаются указанные вопросы, при этом участие защитника обязательно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 67 УПК. Осужденному также должно быть разъяснено его право и порядок обжалования постановления суда об установлении административного надзора, продлении срока действия административного надзора. Суд при назначении судебного заседания извещает орган или учреждение, начальник которого внес представление об установлении, продлении срока административного надзора, а также прокурора, защитника о месте и времени рассмотрения дела об установлении, продлении административного надзора. 12. Подготовительная часть судебного заседания по делам об установлении, продлении срока административного надзора проводится в соответствии с главой 43 УПК. После проведения подготовительной части судебного заседания представитель органа внутренних дел излагает содержание представления и приложенных к нему материалов, затем суд исследует поступившие материалы и выслушивает объяснения и мнения явившихся в судебное заседание лиц. Осужденный вправе до начала судебного заседания знакомиться с представленными в суд материалами и снимать с них копии, а в судебном заседании вправе участвовать в исследовании всех материалов, выступать в суде, заявлять ходатайства, представлять доказательства, высказывать свое мнение по рассматриваемому вопросу. По результатам рассмотрения суд выносит мотивированное постановление. 13. Определенный статьей 7 Закона перечень ограничений, применяемых к лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор, расширительному толкованию не подлежит. Исходя из положений данной нормы Закона в постановлении суда об установлении, продлении срока административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть определены одно или несколько административных ограничений. Суд вправе установить иные, не указанные в представлении органа внутренних дел административные ограничения, но в пределах перечня, предусмотренного статьей 7 Закона. Выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судам следует учитывать характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Если лицо осуждалось за совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или в период отбывания наказания подвергалось взысканиям за употребление алкогольных напитков в учреждении уголовно-исполнительной системы, целесообразно рассмотреть вопрос о применении административных ограничений, запрещающих его пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа или распитие спиртных напитков. При установлении ограничений суды должны учитывать, что запрет покидать жилище может быть установлен поднадзорному только в пределах ночного времени, определяемого процессуальным законодательством в промежутке с 22 часов до 6 часов по местному времени, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей. Орган, исполняющий постановление, не должен выходить за пределы ограничений, установленных судом, и не должен допускать иные ограничения прав граждан (трудовых, избирательных, общественных и других). Поднадзорный при временном выезде в другой населенный пункт обязан получить письменное разрешение органа внутренних дел, осуществляющего надзор. 14. При рассмотрении представлений об установлении, продлении срока административного надзора, прекращении административного надзора и ходатайства о прекращении административного надзора ведется протокол судебного заседания. Согласно статье 347 УПК протокол изготавливается компьютерным, электронным (включая аудио-, видеофиксацию), машинописным либо рукописным способом. Фиксирование хода судебного заседания осуществляется с помощью средств аудио-, видеозаписи в соответствии со статьей 347-1 УПК. По ходатайству лиц, участвующих в деле, судом предоставляется копия аудио-, видеозаписи или протокол судебного заседания. В протоколе, изготовленном на бумажном носителе, если не была применена аудио-видеозапись судебного разбирательства, помимо сведений, указанных в части третьей статьи 347 УПК, должны быть отражены объяснения и мнения явившихся в судебное заседание представителя органа внутренних дел, осужденного, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора, других участников процесса, а также все действия суда, в том числе разъяснение права лица на защиту и обжалование судебного постановления. Порядок ознакомления с протоколом судебного заседания, подачи на него замечаний и рассмотрения замечаний на аудио-, видеозапись, краткий протокол судебного заседания и протокол судебного заседания, изготовленного на бумажном носителе, осуществляется по правилам, предусмотренным статьями 348, 348-1, 349 УПК. 15. Суд в течение срока административного надзора на основании мотивированного представления органа внутренних дел или ходатайства поднадзорного, с учетом сведений об образе жизни и поведении поднадзорного, о соблюдении им административных ограничений может частично отменить, сократить административные ограничения или дополнить ранее установленные поднадзорному административные ограничения. При этом суд с учетом конкретных обстоятельств дела по своему усмотрению вправе установить административные ограничения, не указанные в представлении органа внутренних дел, а также принять решение об отмене административных ограничений, о снятии которых заявитель не ходатайствует. 16. Разъяснение лицам, находящимся под административным надзором, их прав и обязанностей по соблюдению установленных ограничений, а также предупреждение об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора, установленного судом за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, возлагается на органы внутренних дел. Административный надзор осуществляется органами внутренних дел, исчерпывающий перечень прав и обязанностей сотрудников которых установлен статьями 12 и 13 Закона. 17. Административный надзор прекращается в следующих случаях: по истечении срока, на который установлен административный надзор, если он своевременно не продлен; в случае погашения или снятия судимости с поднадзорного; в связи с направлением поднадзорного на принудительное лечение в специализированные лечебно-профилактические учреждения; в связи с осуждением поднадзорного к лишению свободы; в связи со смертью поднадзорного. Необходимо иметь в виду, что решение вопроса о прекращении административного надзора по указанным основаниям не отнесено к компетенции суда. В таких случаях решение о прекращении административного надзора принимается органом внутренних дел, на учете которого состоит поднадзорный. Если обстоятельства, предусмотренные подпунктами а), в), г), д) и е) статьи 14 Закона, будут установлены в ходе рассмотрения дела о продлении административного надзора, суду надлежит прекратить производство. В случае осуждения поднадзорного к наказанию, не связанному с лишением свободы, действие административного надзора не прекращается. 18. Постановлением суда административный надзор может быть досрочно прекращен на основании мотивированного представления начальника органа внутренних дел либо по ходатайству поднадзорного, если будет установлено, что поднадзорный добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, возложенные на него судом, положительно характеризуется по месту трудовой деятельности и (или) месту жительства либо пребывания. Лицо, в отношении которого установлен административный надзор, вправе заявлять суду ходатайство об отмене полностью или частично установленных в отношении него ограничений. 19. Лицо, в отношении которого административный надзор прекращен досрочно либо по истечении срока, может быть повторно взято под административный надзор в соответствии с подпунктом в) статьи 2 Закона, если с момента освобождения его из мест лишения свободы не истекли сроки погашения судимости либо не снята судимость. При истечении срока погашения судимости либо снятии судимости к моменту вынесения судом постановления, представление об установлении в отношении него административного надзора, хотя и было внесено в срок, удовлетворению не подлежит. Лицо, первый раз после продления срока административного надзора совершившее нарушение установленных ограничений, подлежит привлечению к ответственности по части первой статьи 480 КоАП. 20. Постановление судьи об установлении административного надзора может быть отменено или изменено вышестоящим судом по жалобе лица, в отношении которого установлен административный надзор, его защитника, а также по ходатайству прокурора. Суд обязан не позднее пяти суток под расписку вручить лицу, в отношении которого установлен административный надзор, копию постановления суда. 21. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства Республики Казахстан об административном надзоре, и уголовных дел об уклонении от административного надзора, судам, наряду с другими обстоятельствами, следует проверять законность установления и продления срока административного надзора. К ответственности по статье 431 УК и статье 480 КоАП может быть привлечено лишь то лицо, в отношении которого имеется вступившее в законную силу постановление суда об установлении, продлении административного надзора, допустившее нарушение установленных судом ограничений или правил административного надзора. Совершение иных нарушений, не относящихся к установленным ограничениям и правилам административного надзора, не является основанием для привлечения лица к административной ответственности по статье 480 КоАП. При рассмотрении дела об административном правонарушении, связанного с нарушением законодательства об административном надзоре по статье 480 КоАП, суд обязан проверить, наряду с другими обстоятельствами дела, доводы поднадзорного о причинах и мотивах того или иного нарушения (внезапное тяжкое заболевание поднадзорного, смерть или болезнь его близкого родственника и другие причины), не позволивших соблюсти установленные ограничения. Лицо, в отношении которого возбуждено дело о нарушении законодательства Республики Казахстан об административном надзоре, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном КоАП порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи. 22. Уголовная ответственность по статье 431 УК за неприбытие поднадзорного в течение пяти суток без учета выходных и праздничных дней к избранному месту жительства после освобождения из мест лишения свободы, а также за самовольное оставление поднадзорным, освобожденным из мест лишения свободы, места жительства наступает только в том случае, когда эти деяния совершены в целях уклонения от административного надзора. Деяние не является уголовно наказуемым, если поднадзорный, не имея умысла избежать контроля со стороны органов внутренних дел, не мог прибыть в установленный срок к избранному месту жительства после освобождения из мест лишения свободы ввиду чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, временного отсутствия транспортного сообщения, тяжелой болезни этого лица и по другим уважительным причинам. Также не образует состава уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 431 УК, и влечет лишь административную ответственность по статье 480 КоАП деяние, выразившееся в самовольном оставлении поднадзорным лицом места жительства без цели уклонения от административного надзора. Цель уклонения поднадзорным от административного надзора как обязательный признак субъективной стороны состава уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 431 УК, должна быть надлежащим образом доказана по делу. О наличии у поднадзорного лица такой цели могут свидетельствовать самовольное оставление им места жительства на длительное время без уважительных причин, умышленное сокрытие от надзирающего органа места своего нахождения вне места проживания, выезд за пределы региона и страны и тому подобное. 23. Судам при назначении наказания за уклонение от административного надзора, установленного за лицом, освобожденным из мест лишения свободы, следует учитывать наличие у подсудимого работы, состояние его здоровья, семейное положение, другие обстоятельства, характеризующие его личность и позволяющие применить к нему иные, помимо лишения свободы, меры уголовного наказания, предусмотренные санкцией уголовного закона. 24. Признать утратившим силу нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 20 июня 2005 года № 3 «О судебной практике применения законодательства об административном надзоре». 25. Согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан настоящее нормативное постановление включается в состав действующего права, является общеобязательным и вводится в действие со дня первого официального опубликования.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |