|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Аналитический Обзор по привлечению финансирования (фандрайзинга) с использованием электронных средств [1] Уважаемые коллеги!
Международный Центр Некоммерческого Права представляет Вашему вниманию свое новое исследование на тему «Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций по привлечению финансирования (фандрайзинга) с использованием электронных средств», где рассматриваются: правовой режим для различных источников финансирования НКО в РК, к которым можно получить доступ с использованием электронных средств, с особым фокусом на налогообложение благотворительной помощи и других безвозмездных поступлений в НКО правовое регулирование отношений между НКО и операторами (с целью привлечения финансовых средств), которые помогают облегчить взаимодействие между НКО и потенциальными донорами. Надеемся, что данное исследование будет Вам полезным.
С уважением, Коллектив МЦНП
Содержание
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Правовое регулирование местного и иностранного финансирования НКО 1.3. Безвозмездно полученное имущество 1.4. Доход от предпринимательской деятельности 1.5. Различия в правовом режиме местного и иностранного финансирования НКО 2.2. Налогообложение благотворительной помощи и других безвозмездных поступлений 2.3. Налогообложение дохода от предпринимательской деятельности 3. Специфика правового регулирования фандрайзинга НКО с использованием электронных средств 3.1. Привлечение средств с использованием веб-сайтов организаций 3.2. Привлечение средств с использованием СМС через операторов телефонной связи 3.3. Привлечение средств с использованием краудфандинговых платформ 3.4. Привлечение средств с использованием электронных кошельков и платежных терминалов Примерный договор о сотрудничестве, предоставленный краудфандинговой платформой Start-time
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Одним из основных факторов, затрудняющих развитие некоммерческого сектора во многих странах мира, является недостаточная финансовая устойчивость некоммерческих организаций (НКО). Дефицит ресурсов заставляет НКО заниматься поиском дополнительных источников финансирования. Новые информационные технологии и интернет открывают для НКО новые возможности для привлечения ресурсов с широкого круга лиц (фандрайзинга) путем использования различных электронных средств. В Республике Казахстан (РК) количество пользователей интернета составляет 84,2% от всего населения в 18 миллионов человек, которые имеют возможность использовать сети 3G/4G.[2] Это означает что лица, использующие интернет в целях фандрайзинга имеют доступ к 18 миллионам человек в качестве потенциальных жертвователей. Какими способами можно получить к ним доступ? Как показало настоящее исследование, к наиболее популярным и доступным методам фандрайзинга с помощью электронных средств в РК является сбор средств посредством собственных веб-сайтов, SMS[3] через операторов мобильной связи, краудфандинговых платформ, а также с использованием электронных кошельков и платежных терминалов. Таким образом, под «электронными средствами» в данной публикации мы подразумеваем следующее: · сбор средств с использованием собственного веб-сайта; · сбор средств через SMS через операторов мобильной связи; · платежи через краудфандинговые платформы; и · платежи через платежные терминалы и электронные кошельки. Настоящее исследование о правовом регулировании деятельности НКО по фандрайзингу с использованием электронных средств (далее - «Исследование») основывается на комплексном анализе законодательства РК и имеет следующие задачи: 1. Разъяснение, каким образом можно осуществлять фандрайзинг с использованием электронных средств и интернета в соответствии с законодательством в РК. 2. Рекомендации по совершенствованию правового регулирования действующих способов фандрайзинга для НКО. Исследование решает эти задачи путем представления результатов анализа законодательства и практики в сфере гражданского, банковского, финансового и налогового регулирования, касающихся фандрайзинга НКО с помощью электронных средств и интернета. В исследовании, в частности, рассматриваются: · правовой режим для различных источников финансирования НКО в РК, к которым можно получить доступ с использованием электронных средств, с особым фокусом на налогообложение благотворительной помощи и других безвозмездных поступлений в НКО · правовое регулирование отношений между НКО и операторами (с целью привлечения финансовых средств), которые помогают облегчить взаимодействие между НКО и потенциальными донорами. В исследовании мы называем операторов мобильной связи, банки и операторов терминалов единым термином - «операторы».
Подготовлено Айгуль Каптаевой, Гульмирой Кужукеевой, Натальей Янцен и Натальей Боржелли.
1. Правовое регулирование местного и иностранного финансирования НКО
В РК законодательство, регулирующее фандрайзинг со стороны НКО, не предусматривает особенностей фандрайзинга с помощью использования электронных средств. При этом Закон «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о НКО) позволяет НКО получать финансирование из любых, не запрещенных законом, источников[4]. Сбор средств в интернете и другими электронными способами не относится к запрещенным законом поступлениям, соответственно, НКО могут свободно заниматься этой деятельностью. На практике средства, полученные электронными способами, могут признаваться налоговыми органами в качестве благотворительной помощи, либо других безвозмездных поступлений, в зависимости от того, каким образом была оформлена такая помощь. Если налоговые органы не признают собранные электронным способом средства в качестве перечисленных видов финансирования, то они могут быть признаны доходом от предпринимательской деятельности, который подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Далее, мы рассмотрим каким образом регулируются вышеперечисленные источники финансирования и в каких случаях электронные способы фандрайзинга могут быть признаны в качестве данных источников. В данном исследовании рассматриваются не все возможные источники доходов НКО, так как некоторые источники не являются актуальными для фандрайзинга с использованием электронных средств. В частности, не рассматриваются такие распространенные источники финансирования НКО как гранты, безвозмездная техническая помощь, так как они требуют особого документального оформления, и их, как правило, не собирают у неограниченного круга лиц с использованием электронных средств. В исследовании не рассматриваются гуманитарная помощь, получателями которой не могут быть НКО, членские и вступительные взносы, а также спонсорская помощь, обязательным условием которой является распространение информации о лице, оказывающем данную помощь. Кроме того, в исследовании не рассматриваются пожертвования, так как в Налоговом кодексе[5] в статье 279 данное понятие было исключено с 2019 года.
НКО в РК имеют право[6] получать благотворительную помощь от физических и юридических лиц, а также предоставлять ее другим НКО, физическим лицам или организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере. Под благотворительную помощь могут подпадать средства, собранные посредством собственных веб-сайтов, краудфандинговых платформ, электронных денег и терминалов, если в призыве (публичной оферте) оказать помощь указано, что средства собираются на благотворительность. При этом благотворительная помощь может оказываться НКО исключительно на поддержку ее уставной деятельности. Если НКО является благотворительной организацией, то все собранные средства должны направляться на благотворительные программы, в том числе на оказание благотворительной помощи конечным бенефициарам. Согласно определению в НК РК, благотворительная помощь - это имущество, предоставляемое на безвозмездной основе: § в виде спонсорской помощи; § в виде социальной поддержки физического лица[7]; § НКО с целью поддержки ее уставной деятельности; § организации, осуществляющей деятельность в социальной сфере, с целью осуществления данной организацией видов деятельности, указанных в НК РК[8]; Практически идентичное определение «благотворительной помощи» есть в Законе «О благотворительности»[9].
1.3. Безвозмездно полученное имущество
В тех случаях, когда средства, полученные любым из рассматриваемых в исследовании электронных способов, нельзя идентифицировать как благотворительную помощь, их можно попробовать оформить как безвозмездно полученное имущество. Исходя из смысла статьи 238 НК РК, под безвозмездно полученным имуществом понимается любое имущество, в том числе оказанные работы и услуги, полученного налогоплательщиком безвозмездно (т.е. даром). Таким образом, если НКО сможет доказать «безвозмездность» передачи ей денежных средств со стороны юридического или физического лица, то данный доход может быть освобожден от налогообложения в соответствии со статьей 289 НК РК. (Смотрите более подробно в разделе 2.2. «Налогообложение благотворительной помощи и других безвозмездных поступлений»).
В случае, если средства, полученные любым из рассматриваемых в исследовании электронных способов, не подпадают ни под один из рассматриваемых выше источников финансирования, то такие средства скорее всего будут признаны доходом от предпринимательской деятельности. Согласно законодательству РК, НКО могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует их уставным целям[10]. Для занятия предпринимательской деятельностью НКО не нужно получать никаких разрешений, но при этом нет четкого регулирования в законодательстве, как будет определяться этот принцип «лишь постольку, поскольку это соответствует их уставным целям». На практике это часто означает, что НКО не может заниматься деятельностью, которая противоречит уставным целям. Например, если уставной целью организации является защита прав потребителей, то такая организация имеет право осуществлять представительство граждан, чьи права как потребителей были нарушены, в судах на платной основе. Но эта же самая организация не имеет право на платной основе представлять интересы какого-либо юридического лица по обжалованию решений органов налоговой службы либо, например, осуществлять торговую деятельность медицинскими препаратами. К предпринимательской деятельности относится любая деятельность НКО, направленная на получение дохода.[11] Кроме того, необходимо помнить, что НКО должна вести раздельный учет доходов и расходов по некоммерческой и предпринимательской деятельности.
1.5. Различия в правовом режиме местного и иностранного финансирования НКО
Все вышеперечисленные виды источников финансирования могут поступать как от местных доноров, так и от иностранных. Несмотря на то, что существенную роль в поддержке НКО играет государственное финансирование НКО, иностранная помощь по-прежнему играет важную роль как источник финансовой устойчивости для многих НКО в РК. Большинство организационно-правовых форм НКО в Казахстане имеют право получать средства из иностранных источников, в разных формах. Исключение составляют политические партии и профессиональные союзы, для которых не допускается финансирование со стороны иностранных юридических лиц и граждан, иностранных государств и международных организаций[12]. На наш взгляд, наиболее часто используемой формой иностранного финансирования казахстанских НКО являются гранты. Кроме грантов, НКО могут получать средства из иностранных источников в следующих формах: безвозмездная техническая помощь, в виде иных доходов, полученных на безвозмездной основе на уставные цели. Правовое регулирование грантов и иных доходов, полученных на безвозмездной основе из иностранных источников, имеет несколько отличий по сравнению с регулированием получения доходов из местных источников. Во-первых, НКО, получающие любую сумму из иностранных источников в установленных законом случаях[13] должны уведомлять органы государственных доходов (налоговые органы) об их получении, и затем сдавать ежеквартальную отчетность о их расходовании до тех пор, пока они не будут полностью израсходованы. Еще одним отличием в регулировании является применение к средствам, полученным из иностранных источников, положений валютного законодательства[14] и законодательства о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма[15]. Отдельно стоит упомянуть, что любые денежные поступления из-за рубежа денежных средств на счета некоммерческих организаций, в том числе в виде благотворительной помощи считаются подозрительными операциями[16] и, соответственно, подлежат финансовому мониторингу.
Прежде чем перейти к особенностям налогообложения благотворительной и иной деятельности НКО, необходимо разобраться с особенностями налогообложения НКО в зависимости от того, к какой категории они относятся в соответствии с Налоговым кодексом. НК РК предусматривает две основные категории организаций, для которых предусмотрены разные льготные налоговые режимы. Это НКО (статья 289 НК РК «Налогообложение НКО») и организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере 1 и 2 типа (п. 1 и п. 3. статьи 290 НК РК «Налогообложение организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере»). Есть еще третья категория, которая применима для НКО: статья 291 НК РК «Налогообложение автономных организаций образования», но мы не будем ее рассматривать в рамках настоящего исследования, так как это категория относится к очень узкому числу НКО, которые создаются по инициативе Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы или по решению Правительства РК. На применение любого из трех налоговых режимов НКО не подает никаких заявлений, не берет никаких разрешений или подтверждений. НКО подтверждает свой налоговый статус (применение того или иного налогового режима) путем соответствующим образом сданной годовой налоговой декларации 100.00. Первый льготный налоговый режим, который возникает автоматически с момента создания НКО, распространяется на НКО, которые соответствуют определению НКО, предусмотренному в ст. 289 НК РК. А именно, «для целей настоящего Кодекса НКО признается организация, зарегистрированная в форме, установленной гражданским законодательством Республики Казахстан для некоммерческой организации, за исключением акционерных обществ, учреждений и потребительских кооперативов, кроме кооперативов собственников помещений (квартир), объединений собственников имущества многоквартирного жилого дома, которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям: 1) не имеет цели извлечения дохода в качестве такового; 2) не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками».
Таким образом, чтобы воспользоваться этим режимом, НКО должно: - быть зарегистрировано в любой организационно-правовой форме НКО, кроме акционерных обществ, учреждений и потребительских кооперативов (кроме кооперативов собственников помещений (квартир) (КСК) и объединений собственников имущества многоквартирного жилого дома (ОСИ)); - осуществлять деятельность в общественных интересах; - не иметь цели извлечения дохода в качестве такового (в то время как гражданское законодательство лишь требует, чтобы извлечение чистого дохода не было основной целью деятельности); - не распределять полученный чистый доход или имущество между участниками. На практике пока проблем с этой частью определения НКО в НК РК не возникало, поскольку налоговые органы на местах не берутся толковать это положение НК РК и применяют налоговый режим по статье 289 НК РК формально на основании организационно-правовой формы, в которой зарегистрирована НКО. Второй льготный налоговый режим, в котором НКО вправе также работать - «организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере» (ООДСС). К таким организациям могут относиться как коммерческие, так и некоммерческие организации. Статья 290 НК РК предусматривает два типа таких организаций.
I тип:
Пункт 2 статьи 290 НК РК «Для целей настоящего Кодекса к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, относятся организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в части второй настоящего пункта, доходы от которых с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества, вознаграждения по депозитам, а также превышения суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникшего по таким доходам, составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода таких организаций. К деятельности в социальной сфере относятся следующие виды деятельности[17]: «1) оказание услуг в форме медицинской помощи …; 2) оказание услуг по начальному, основному среднему, общему среднему образованию, техническому и профессиональному, послесреднему, высшему и послевузовскому образованию…; 3) деятельность в сферах науки…, спорта..., культуры..., оказания услуг по сохранению … объектов историко-культурного наследия и культурных ценностей..., а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов; Доходы таких организаций не подлежат налогообложению при направлении их на осуществление вышеуказанных видов деятельности». Согласно пункту 1 статьи 290 НК РК «1. Налогоплательщики, являющиеся в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, при определении суммы корпоративного подоходного налога, подлежащей уплате в бюджет, уменьшают сумму исчисленного в соответствии со статьей 302 настоящего Кодекса корпоративного подоходного налога на 100 процентов.» Таким образом, к ООДСС при соблюдении предусмотренных НК РК условий, могут относиться НКО любой организационно-правовой формы: как организации, признанные НК РК в качестве НКО, так и не признанные таковыми, но являющиеся некоммерческими по гражданскому законодательству. Например, учреждения или акционерные общества. Особенностью налогообложения организаций, применяющих режим ООДСС, является полное освобождение от корпоративного подоходного налога всех доходов такой организации, как полученных от социальных видов деятельности, так и полученных от иных видов деятельности, при соблюдении ряда условий: - основной доход организации получают от перечисленных в статье 290 Налогового кодекса социальных видов деятельности; - соблюдается установленный предел для соотношения доходов от различных видов деятельности; - не допускается деятельность по производству и реализации подакцизных товаров; - доходы направляются на указанные социальные виды деятельности, т.е. должны покрывать текущую деятельность, идти на развитие именно указанных социальных видов деятельности и не должны распределяться среди учредителей, а также распределяться на какие-то иные виды деятельности. При нарушении данных условий некоммерческая (либо иная) организация не вправе применять данный налоговый режим. Обращаем ваше внимание, что в 90% дохода входят доходы не только от перечисленных выше социальных видов деятельности, но и доходы в виде безвозмездно полученного имущества, вознаграждения по депозитам, а также превышения суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникшего по таким доходам.
II тип:
Ко второму типу ООДСС согласно пункту 3 статьи 290 НК, относятся организации, которые соответствуют одному из следующих условий: 1) средняя численность инвалидов за налоговый период составляет не менее 51 процента от общего числа работников; 2) расходы по оплате труда инвалидов за налоговый период составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения, - не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда. Данные положения не применяются в отношении организаций, получающих доходы от деятельности по производству и реализации подакцизных товаров. Таким образом, к организациям, работающим по второму типу, условиями применения данного режима являются только условия по численности или заработной плате, запрет на деятельность по производству и реализации подакцизных товаров. При этом полученный доход организация вправе распределять среди учредителей, участников, направлять на любые не запрещенные законодательством виды деятельности. И все полученные доходы при соблюдении условий не подлежат обложению корпоративным подоходным налогом. Следует отметить, что в проекте изменений и дополнений в НК на момент написания данного исследования, содержится норма, предусматривающая изменения в п.3 ст. 290 НК, которая распространяет описанный в ней налоговый режим только на общественные объединения инвалидов. Поэтому в случае принятия решения относительно деятельности в РК по п. 3 ст. 290 НК, необходимо первоначально убедиться в том что норма еще действует.
2.2. Налогообложение благотворительной помощи и других безвозмездных поступлений
Согласно подпункту 38) п. 1 статьи 1 НК «благотворительная помощь - имущество, предоставляемое на безвозмездной основе: в виде спонсорской помощи; в виде социальной поддержки физического лица; некоммерческой организации с целью поддержки ее уставной деятельности; организации, осуществляющей деятельность в социальной сфере, с целью осуществления данной организацией видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 290 настоящего Кодекса; организации, осуществляющей деятельность в социальной сфере, которая соответствует условиям, указанным в пункте 3 статьи 290 настоящего Кодекса».
С точки зрения получателей благотворительной помощи Учитывая, что основной целью данного Исследования является представление обзора и анализ действующего правового (законодательного) регулирования РК в части привлечения НКО средств финансирования в правоотношениях (сделках) с резидентами и нерезидентами, осуществляемых с использованием электронных средств, мы рассмотрим только те случаи, когда получателем благотворительной помощи являются НКО, использующие различные налоговые льготные режимы. Как мы видим из определения благотворительной помощи, благотворители могут ее предоставить: - НКО с целью поддержки ее уставной деятельности (первый налоговый льготный режим для НКО); - организации, осуществляющей деятельность в социальной сфере, с целью осуществления данной организацией видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 290 настоящего Кодекса (второй налоговый льготный режим для НКО - I тип ООДСС); - организации, осуществляющей деятельность в социальной сфере, которая соответствует условиям, указанным в пункте 3 статьи 290 настоящего Кодекса (второй налоговый льготный режим для НКО - II тип ООДСС). Благотворительная помощь, независимо от того каким налоговым льготным режимом пользуется НКО, не облагается корпоративным подоходным налогом у НКО при соблюдении условий, предусмотренных в статьях 289 и 290 Налогового Кодекса. При этом НКО желательно заключить договор с благотворителем на получение этой помощи на свои уставные цели и задачи. Предоставление благотворительной помощи и другой безвозмездной помощи в виде денег не является облагаемым оборотом по реализации и соответственно не облагается НДС (так как передача денег не является оборотом). Это касается всех НКО, не зависимо от применяемого ими налогового режима. Статья 394 НК РК [18] предусматривает условия, при которых освобождаются обороты по реализации товаров, работ, услуг, осуществляемые ООДСС 1 и 2 типа. По полученной НКО благотворительной помощи есть еще одна налоговая льгота - по освобождению физических лиц от уплаты индивидуального подоходного налога, которая применяется в том случае, если НКО далее будет распределять эту помощь среди физических лиц. Так, согласно пп. 34) п.1 статьи 341 НК «из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее - корректировка дохода): … 34) стоимость имущества, полученного в виде благотворительной и спонсорской помощи». На момент написания данного исследования, Мажилисом Парламента РК приняты в первом чтении поправки в НК, которыми вносится новый подпункт в статью 341 НК, а именно: «Статья 341. Корректировка дохода 1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее - корректировка дохода): … 53) доходы физического лица, полученные в виде расходов НКО, определенной пунктом 1 статьи 289 настоящего Кодекса, в рамках реализации уставных целей и задач на проезд, проживание и питание физического лица, не состоящего в трудовых отношениях с такой организацией и (или) не в рамках договора об оказании услуг, выполнении работ». Таким образом, выплаты физическим лицам за проезд, проживание, питание и т.д., в том числе через третьих лиц, то есть при оплате данных услуг напрямую поставщикам услуг будут освобождены от уплаты ИПН с принятием данных изменений.
Безвозмездно полученное имущество Если НКО не может идентифицировать какое-то получаемое безвозмездно имущество (нет в договоре четкого указания какая именно эта помощь: спонсорская, благотворительная помощь или что-то другое), но прямо прописано, что имущество предоставляется безвозмездно, то можно применить к ней режим «безвозмездно полученного имущества». НК определяет «безвозмездно полученное имущество» как стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно. Таким образом, под данное понятие могут подпадать любые денежные средства и другое имущество, не подпадающие под понятия «пожертвования», «грант», «благотворительная помощь» или «спонсорская помощь», при условии безвозмездности их передачи от донора к получателю. Безвозмездно полученное имущество тоже не облагается корпоративным подоходным налогом, но при этом на данный доход не будут распространяться льготы, предусмотренные Налоговым кодексом в отношении грантов (по социальному налогу, индивидуальному подоходному налогу и т.д.). В законодательстве не расписан порядок предоставления безвозмездно переданного имущества. Однако, во избежание спорных ситуаций с органами налоговой службы при получении такого дохода желательно оформить гражданско-правовой договор между лицом, безвозмездно передающим имущество и НКО (ООДСС), принимающим такое имущество. В договоре должно быть прямо указано, что предоставляемые денежные средства/имущество являются безвозмездно полученными. В договоре при желании сторон можно определить цели передачи имущества и подписать акт приема-передачи имущества. В случаях, когда НКО собирает средства путем СМС сообщений, через свой сайт, используя платежные терминалы, т.д., НКО не может их идентифицировать как конкретный вид помощи (спонсорская, благотворительная помощь и т.д.), так как отсутствует договор. Однако такие деньги фактически поступили на счет НКО безвозмездно, а соответственно к ним необходимо применить режим «безвозмездно полученного имущества», которое не облагается КПН и оформление которого см. в разделе 3 настоящего исследования.
С точки зрения благотворителей Мы разобрали какими налоговыми льготами может воспользоваться НКО при получении благотворительной помощи. А теперь рассмотрим какие налоговые льготы предусмотрены для благотворителей. Благотворителями, согласно определению благотворительной деятельности, вправе быть любые юридические лица (коммерческие и некоммерческие, государственные и частные) и физические лица (граждане РК, иностранные граждане, лица без гражданства). Благотворительная помощь не относится у благотворителей на вычеты, так как расходы по оказанию благотворительной помощи не относятся к деятельности, направленной на получение дохода. Однако ст. 288 НК предусмотрена льгота, которая распространяется на благотворителей Так, в соответствии со статьей 288 НК «1. Налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода на следующие виды расходов: 1) налогоплательщики, состоявшие в налоговом периоде на мониторинге крупных налогоплательщиков, - в размере общей суммы, не превышающей 3 процента от налогооблагаемого дохода: … стоимость безвозмездно переданного имущества, получателем которого является: НКО; организация, осуществляющая деятельность в социальной сфере; благотворительную помощь при наличии решения налогоплательщика на основании обращения со стороны лица, получающего помощь… 2) налогоплательщики, за исключением налогоплательщиков, указанных в подпункте 1) настоящего пункта, - в размере общей суммы, не превышающей 4 процента от налогооблагаемого дохода: … стоимость безвозмездно переданного имущества, получателем которого является: НКО; организация, осуществляющая деятельность в социальной сфере; благотворительную помощь при наличии решения налогоплательщика на основании обращения со стороны лица, получающего помощь… Таким образом, налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода на вышеуказанные виды расходов в размере общей суммы, не превышающей 3 и 4 процента от его налогооблагаемого дохода в зависимости от размера бизнеса (крупный налогоплательщик или нет). Если благотворитель хочет воспользоваться налоговой льготой, предусмотренной в ст. 288 НК, и уменьшить свой налогооблагаемый доход в связи с предоставлением благотворительной помощи, ему необходимо иметь следующие документы: -обращение НКО за благотворительной помощью, - письменное решение о выделении средств (приказ руководства оказать помощь). - желательно заключить договор с НКО о предоставлении благотворительной помощи - подписать акт приема-передачи имущества. Хорошо также заручиться копиями свидетельств о государственной регистрации таких НКО, подтверждающих их статус. Перечисление благотворительной помощи отражается платежными документами. На основании заявления НКО осуществляется перевод денежных средств либо безналичным путем на расчетный счет НКО, либо путем внесения денег в кассу НКО (оформляется приходно-кассовый ордер лицом, получающим помощь), либо осуществляется передача имущества по акту приема-передачи. Однако, для того, чтобы воспользоваться этой льготой по статье 288 НК и оказать помощь НКО, необязательно оформлять это в виде «благотворительной помощи», можно это оформить в виде «безвозмездно переданного имущества» НКО или ООДСС (смотрите более подробнее выше в этом разделе 2.2. «Налогообложение благотворительной помощи и других безвозмездных поступлений»).
2.3. Налогообложение дохода от предпринимательской деятельности
Определение предпринимательской деятельности с точки зрения законодательного регулирования было разобрано в предыдущей главе Исследования (1.5. Доход от предпринимательской деятельности). Здесь мы лишь отметим, что к предпринимательской деятельности относится любая деятельность НКО, направленная на получение дохода, вне зависимости от того, на что будет потрачен этот доход. После уплаты КПН такой доход будет называться чистым доходом и направляется на уставные цели и задачи и/или на благотворительность. Доходы НКО от предпринимательской деятельности (кроме дохода по договору на осуществление государственного социального заказа, вознаграждения по депозитам, превышения суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникшей по размещенным на депозите денежным средствам, в том числе по вознаграждениям по ним) подлежат налогообложению в общеустановленном порядке по ставке 20% (отражается в налоговой форме 100.00). Если НКО помимо осуществления деятельности за счет доходов, полученных от безвозмездных поступлений, осуществляет предпринимательскую деятельность, то она обязана вести учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности[19] отдельно. «При этом сумма расходов НКО, подлежащая отнесению на вычеты, определяется одним из следующих способов: исходя из удельного веса доходов, не указанных в пункте 2 настоящей статьи (не относящихся к льготируемым, например, предпринимательские доходы), в общей сумме доходов НКО; на основе данных налогового учета, предусматривающего раздельный учет расходов, произведенных за счет доходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и расходов, произведенных за счет других доходов». Таким образом, у НКО те расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, могут быть отнесены на вычеты одним из двух способов: исходя из удельного веса доходов или раздельный учет. Однако налоговая отчетность прописана таким образом (а точнее некорректно), что в итоге способ, при котором используется удельный вес, нормально применить невозможно. Так, удельный вес применяется не ко всем расходам НКО, а только к расходам от предпринимательской деятельности, в итоге НКО может взять на вычеты не все расходы по предпринимательской деятельности, а какую-то часть, что крайне невыгодно для НКО. Поэтому НКО используют в основном только второй способ - раздельный учет расходов, произведенных за счет доходов, полученных НКО безвозмездно (гранты, благотворительная, спонсорская помощь и т.д.), и расходов, произведенных за счет доходов от предпринимательской деятельности. При этом, согласно подпункту 21) статьи 264 НК РК «вычету не подлежат, в том числе расходы НКО, произведенные за счет доходов, указанных в пункте 2 статьи 289 НК РК». То есть расходы, сделанные за счет безвозмездных поступлений, не облагаемых КПН, НКО не может взять на вычеты при расчете КПН по доходам от предпринимательской деятельности. С 2019 г НКО заполняют по итогам за год форму 100.00 по всем своим доходам и расходам, не зависимо от того из каких источников получены доходы (безвозмездные или предпринимательские).
3. Специфика правового регулирования фандрайзинга НКО с использованием электронных средств 3.1. Привлечение средств с использованием веб-сайтов организаций
Одним из наиболее популярных способов фандрайзинга в НКО является привлечение средств доноров с использованием собственного веб-сайта. Это связано с тем, что собственный веб-ресурс позволяет НКО заявить о себе, своей деятельности и результатах работы, что в свою очередь повышает доверие и интерес со стороны физических и юридических лиц, готовых оказать благотворительную помощь. Согласно глобальному исследованию, сегодня 64% НПО во всем мире принимают благотворительную помощь на своем сайте[20], и это один из самых распространенных инструментов онлайн-фандрайзинга наряду с социальными медиа. Из них 79% принимают на своем сайте платежи через кредитные карты, 50% прямой дебет (автоматическое списание с банковского счета), 46% через PayPal, 10% платежи посредством электронного кошелька и 2% биткойн. В Казахстане, к сожалению, пока небольшое количество НПО имеют собственные сайты, и тем более сайты с возможностями для получения благотворительных средств. Как правило, функция «Помочь» существует на сайтах различных фондов, занимающихся благотворительностью[21].
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание ВведениеЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ1. Правовое регулирование местного и иностранного финансирования НКО1.1. Общие положения1.2. Благотворительная помощь1.3. Безвозмездно полученное имущество1.4. Доход от предпринимательской деятельности1.5. Различия в правовом режиме местного и иностранного финансирования НКО2. Налогообложение НКО2.1. Налоговые режимы для НКО2.2. Налогообложение благотворительной помощи и других безвозмездных поступлений2.3. Налогообложение дохода от предпринимательской деятельности3. Специфика правового регулирования фандрайзинга НКО с использованием электронных средств3.1. Привлечение средств с использованием веб-сайтов организаций3.2. Привлечение средств с использованием СМС через операторов телефонной связи3.3. Привлечение средств с использованием краудфандинговых платформ3.4. Привлечение средств с использованием электронных кошельков и платежных терминалов4. Заключение и рекомендацииПримерный договор о сотрудничестве, предоставленный краудфандинговой платформой Start-time |