|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Проект Закона РК (сентябрь 2022 года) 2. Консультативный документ регуляторной политики (июнь 2022 года) 4. Проект концепции проекта Закона РК (сентябрь 2022 года) 5. Проект Закона РК (май 2023 года) 6. Пояснительная записка по проекту Закона РК (май 2023 года) 7. Сравнительная таблица к проекту Закона РК (май 2023 года) 8. Постановление Правительства РК от 30 ноября 2023 года № 1063 9. Пояснительная записка Правительства РК от 30 ноября 2023 года № 16/П-54 к проекту Закона РК 10. Проект Закона РК (декабрь 2023 года) 11. Сравнительная таблица к проекту Закона РК (декабрь 2023 года) 12. Проект Закона РК (октябрь 2024 года) 13. Постановление Мажилиса Парламента РК от 16 октября 2024 года № 505-VIII 13. Новости, обсуждения по проекту
ЗАКОН
Принят и направлен в Сенат Парламента РК постановлением Мажилиса Парламента РК от 16 октября 2024 года № 505-VIII
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года: абзац второй части четвертой статьи 45 исключить. 2. В Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»: статью 7 дополнить подпунктом 30-1) следующего содержания: «30-1) обеспечивает общество и государство объективной информацией о состоянии системы здравоохранения путем размещения официальной статистической и иной информации в открытом доступе, определяемой согласно единому перечню открытых данных государственных органов, размещаемых на интернет-портале открытых данных;». 3. В Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года: пункт 3 статьи 21 изложить в следующей редакции: «3. Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы размещает на официальном интернет-ресурсе: 1) ежегодно до 1 мая за предыдущий год: утвержденные целевые показатели качества окружающей среды и фактические результаты всех соответствующих индикаторов; информацию о ходе реализации на местном уровне государственной экологической политики; сведения об общей сумме платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступившей в местный бюджет; 2) ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом: отчет о ходе реализации плана мероприятий по охране окружающей среды и расходах местного бюджета на такие мероприятия; сводные данные по принятым декларациям о воздействии на окружающую среду.». 4. В Закон Республики Казахстан от 12 декабря 1995 года «О государственных наградах Республики Казахстан»: 1) в статье 2 слова «и Почетная грамота Республики Казахстан» исключить; 2) часть третью статьи 5 изложить в следующей редакции: «Посмертное награждение государственными наградами Республики Казахстан может производиться за мужество, отвагу, героизм, проявленные при защите интересов страны и в случаях, связанных со спасением человеческих жизней.»; 3) абзац первый части первой статьи 13 изложить в следующей редакции: «Статья 13. Орденом «Даңқ» награждаются лица высшего офицерского состава Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов Республики Казахстан, а также лица высшего начальствующего состава органов прокуратуры, внутренних дел Республики Казахстан:»; 4) в абзаце первом части первой статьи 14 слова «национальной безопасности,» исключить; 5) части первые статей 28 и 29 после слов «награждаются матери,» дополнить словами «имеющие гражданство Республики Казахстан,»; 6) раздел VII исключить; 7) в части второй статьи 36 слова «Законом Республики Казахстан «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» заменить словами «Социальным кодексом Республики Казахстан»; 8) в статье 42: слова «а также Почетной грамоты, имеющих по внешнему виду сходство» заменить словами «полностью или в какой-либо части схожих по внешнему виду, наименованию»; дополнить частью второй следующего содержания: «Награждение негосударственными наградами от имени Республики Казахстан, народа Казахстана и Главы государства не допускается.». 5. В Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года «О языках в Республике Казахстан»: 1) преамбулу исключить; 2) в статье 1: подпункт 1-1) изложить в следующей редакции: «1-1) вывеска - информация о наименовании и роде деятельности физических и юридических лиц, включая средства их индивидуализации, размещаемая в пределах входа в здание по числу входов в него и (или) на входе ограждения занимаемой территории, а также крышах и фасадах в пределах зданий, пристроек к ним и временных сооружений физических и юридических лиц в местах их фактического нахождения и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг;»; дополнить подпунктом 1-2) следующего содержания: «1-2) аутентичный перевод текста - перевод текста на другой язык, неизменно сохраняющий смысл и содержание оригинала;»; 3) дополнить статьями 3-1, 3-2 и 3-3 следующего содержания: «Статья 3-1. Основная цель законодательства Республики Казахстан о языках Основной целью законодательства Республики Казахстан о языках является регулирование правовых основ функционирования языков. Статья 3-2. Основные задачи государственного регулирования в сфере развития языков Основными задачами государственного регулирования в сфере развития языков являются: 1) обеспечение одинаково уважительного отношения к государственному языку и языкам народа Казахстана; 2) обеспечение расширения применения казахского языка как государственного языка; 3) создание условий для изучения и развития языков народа Казахстана. Статья 3-3. Принципы языковой политики Принципами языковой политики являются: 1) обеспечение прав и законных интересов граждан Республики Казахстан в сфере развития языков; 2) свободное использование языков народа Казахстана.»; 4) статью 21 дополнить частями восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой следующего содержания: «Размещение вывески допускается при условии направления уведомления о размещении вывески в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях». Уведомление направляется в: 1) местные исполнительные органы городов республиканского значения, столицы, городов областного значения - при размещении вывески в городах республиканского значения, столице, городах областного значения; 2) местные исполнительные органы районов - при размещении вывески в городах районного значения, селах, поселках. Уведомление направляется не менее чем за пять рабочих дней до предполагаемой даты размещения вывески. К уведомлению прилагаются: 1) форма сведений, содержащая информацию о месте размещения вывески; 2) эскиз вывески. Местные исполнительные органы вправе дать обязательные для устранения письменные мотивированные замечания к представленным материалам. В случае представления местными исполнительными органами замечаний вывеска может быть размещена только при условии устранения замечаний. В случае непредоставления местными исполнительными органами ответа в течение четырех рабочих дней со дня получения уведомления заявитель вправе разместить вывеску в заявленные им сроки.»; 5) статью 24-2 дополнить подпунктом 2-2) следующего содержания: «2-2) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области ономастики в соответствии с целью и задачами настоящего Закона и законодательством Республики Казахстан;»; 6) в статье 25: подпункт 1) изложить в следующей редакции: «1) на основе и во исполнение основных направлений внутренней и внешней политики государства, определенных Президентом Республики Казахстан, и основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка, разработанных Правительством Республики Казахстан, формирует и реализует государственную политику в сфере развития языков в соответствии с законодательством Республики Казахстан;»; дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания: «7-1) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере развития языков в соответствии с целью и задачами настоящего Закона и законодательством Республики Казахстан;»; 7) статью 25-2 дополнить подпунктом 2-2) следующего содержания: «2-2) осуществляет прием и рассмотрение уведомлений о размещении вывески в городе республиканского значения, столице в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;»; 8) статью 25-3 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания: «1-1) осуществляет прием и рассмотрение уведомлений о размещении вывески в городе областного и районного значения, селе, поселке в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;». 6. В Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»: 1) в графах 2 и 3 строки 30 приложения 2 слова «, информационных агентств и сетевых изданий» заменить словами «и интернет-изданий»; 2) приложение 3 дополнить пунктом 63 следующего содержания: «63. Уведомление о размещении вывески.». 7. В Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации»: 1) в статье 1: подпункт 1) дополнить словами «, составленные или полученные обладателями информации и имеющиеся в их распоряжении»; дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания: «3-1) проактивное распространение информации - распространение информации, за исключением информации с ограниченным доступом, без запроса пользователя информации и по инициативе обладателя информации в интересах обеспечения прозрачности своей деятельности и (или) участия общественности в принятии актов и решений, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц;»; подпункт 7) дополнить словами «, за исключением информации с ограниченным доступом»; дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания: «7-1) общественно значимая информация - информация, представляющая общественный интерес, установленная статьей 6 настоящего Закона;»; в подпункте 8) слова «с пометкой «Для служебного пользования» заменить словами «ограниченного распространения»; подпункт 11) изложить в следующей редакции: «11) интернет-портал оценки эффективности деятельности государственных органов - объект информатизации, обеспечивающий размещение информации об оценке деятельности государственных органов, отчетов о достижении целевых индикаторов планов развития государственных органов и планов развития области, города республиканского значения, столицы, разрабатываемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также публичное обсуждение деятельности государственных органов;»; 2) статью 4 изложить в следующей редакции: «Статья 4. Основные цель и задачи обеспечения доступа к информации 1. Основной целью обеспечения доступа к информации является создание правовых основ для обеспечения эффективной реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. 2. Основные задачи обеспечения доступа к информации: 1) создание правовых, экономических и социальных условий для свободного и равного доступа к информации; 2) охрана и защита права каждого на доступ к информации; 3) регулирование общественных отношений между обладателями и пользователями информации; 4) установление механизмов реализации права на доступ к информации и ответственности за незаконное ограничение данного права; 5) своевременное и полное информирование пользователей информации; 6) определение организационно-технических и иных требований для обеспечения обладателями информации доступа к информации.»; 3) дополнить статьей 4-1 следующего содержания: «Статья 4-1. Основные принципы обеспечения доступа к информации 1. Информация, находящаяся во владении обладателей информации, является открытой (презумпция открытости), за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона. 2. Обеспечение доступа к информации основывается на следующих основных принципах: 1) законности; 2) открытости и прозрачности деятельности обладателей информации; 3) достоверности и полноты; 4) актуальности и своевременности; 5) равного доступа к информации; 6) неразглашения государственных секретов и иных охраняемых законом тайн; 7) неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны; 8) соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц; 9) учета потребностей лиц с инвалидностью; 10) проактивного распространения информации; 11) ответственности за нарушение требований законодательства Республики Казахстан о доступе к информации.»; 4) статью 5 изложить в следующей редакции: «Статья 5. Ограничение права на доступ к информации 1. Право на доступ к информации ограничивается только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. 2. Ограничение доступа к информации должно осуществляться только на определенный срок, необходимый для достижения целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи. 3. В случае если требованиям пункта 1 настоящей статьи соответствует только часть информации, то ограничивается доступ только к данной части. 4. Срок ограничения может быть пересмотрен в том случае, если цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не были достигнуты в установленный срок.»; 5) в статье 6: заголовок и абзац первый изложить в следующей редакции: «Статья 6. Общественно значимая информация, доступ к которой не подлежит ограничению Не подлежит ограничению доступ к следующей общественно значимой информации:»; подпункт 10) изложить в следующей редакции: «10) о контроле, государственном аудите и финансовом контроле за расходованием средств из республиканского и местного бюджетов, активов государства, за исключением сведений, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;»; дополнить подпунктами 13), 14) и 15) следующего содержания: «13) о выполнении пунктов инвестиционного плана государственного органа и других документов Системы государственного планирования Республики Казахстан; 14) о принадлежности объектов электрических сетей, за исключением сведений, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну; 15) статистическим данным о состоянии сферы цифровых активов.»; 6) в статье 6-2: пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Уполномоченный орган в области доступа к информации: 1) на основе и во исполнение основных направлений внутренней и внешней политики государства, определенных Президентом Республики Казахстан, и основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка, разработанных Правительством Республики Казахстан, формирует и реализует государственную политику в области доступа к информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 2) осуществляет государственный контроль в области доступа к информации; 3) оказывает практическую и методическую помощь обладателям информации по вопросам доступа к информации; 4) взаимодействует с обладателями и пользователями информации по вопросам доступа к информации; 5) утверждает единый перечень открытых данных государственных органов, размещаемых на интернет-портале открытых данных; 6) утверждает правила информационного наполнения интернет - ресурсов государственных органов и требования к их содержанию; 7) представляет ежегодно не позднее 1 июня Президенту Республики Казахстан годовой отчет о состоянии сферы доступа к информации в Республике Казахстан; 8) размещает на своем интернет-ресурсе годовой отчет о состоянии сферы доступа к информации в Республике Казахстан; 9) определяет размеры фактических затрат на копирование или печать и порядок их оплаты обладателю информации, а также порядок освобождения социально уязвимых слоев населения от оплаты фактических затрат на копирование или печать; 10) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области доступа к информации в соответствии с целью и задачами настоящего Закона и законодательства Республики Казахстан; 11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.»; подпункт 3) пункта 2 исключить; 7) в статье 9: подпункт 2) пункта 2 изложить в следующей редакции: «2) обеспечивать в рамках своих полномочий организационно - технические и другие условия, необходимые для эффективного и своевременного доступа к информации, создаваемой и (или) собираемой в процессе его деятельности;»; пункт 2-1 изложить в следующей редакции: «2-1. Обладатели информации, указанные в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, обязаны: 1) иметь уполномоченное структурное подразделение или назначить уполномоченное лицо по вопросам доступа к информации, осуществляющее внутренний мониторинг, координацию и контроль за обеспечением доступа к информации, находящейся во владении обладателя информации; 2) при принятии решения об ограничении права на доступ к информации руководствоваться статьей 5 настоящего Закона; 3) проактивно распространять информацию, которая создается и (или) собирается в процессе их деятельности, за исключением информации с ограниченным доступом. Проактивное распространение информации осуществляется в виде размещения по собственной инициативе открытых данных, не входящих в единый перечень открытых данных государственных органов, размещаемых на интернет-портале открытых данных, исходя из анализа часто запрашиваемой и востребованной информации.»; 8) в части первой пункта 1 статьи 12 слова «и создают условия свободного доступа к ним лиц с инвалидностью» исключить; 9) в статье 13: пункт 2 дополнить частью второй следующего содержания: «О данном решении пользователи информации извещаются не позднее чем за три рабочих дня путем размещения данной информации на интернет-ресурсе обладателя информации, в масс-медиа и помещении, занимаемом обладателем информации.»; пункт 4 изложить в следующей редакции: «4. Палаты Парламента Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, коллегиальные органы центральных исполнительных органов и местных представительных и исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) обеспечивают трансляцию открытых заседаний, в том числе на интернет-ресурсах.»; 10) в статье 16: в части первой пункта 1 слова «с учетом обеспечения доступности для лиц с инвалидностью» исключить; абзац первый и подпункт 1) пункта 3 изложить в следующей редакции: «3. Обладатели информации, указанные в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, в пределах своей компетенции обязаны размещать на интернет-ресурсах с указанием даты размещения и обновления: 1) общую информацию о деятельности: организационную структуру, сведения о руководителях и их заместителях, их должностных обязанностях в курируемых сферах, о трудовой деятельности и образовании; контактные данные; перечень структурных подразделений и подведомственных организаций, их задачи и функции, а также сведения о руководителях и их заместителях, их должностных обязанностях в курируемых сферах, о трудовой деятельности и образовании; перечень территориальных органов, их задачи и функции, а также сведения о руководителях и их заместителях, их должностных обязанностях в курируемых сферах, о трудовой деятельности и образовании; нормативные правовые акты, регламентирующие компетенцию, полномочия, задачи и функции; официальные новости, пресс-релизы; ленту новостей; информацию о назначении на должности и освобождении от должностей руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений, территориальных органов, дочерних организаций;»; подпункт 1) пункта 8 изложить в следующей редакции: «1) общая информация о деятельности: история; организационная структура (перечень подразделений с указанием руководителей); сведения о руководстве (должностные обязанности в курируемых сферах, сведения о трудовой деятельности и образовании); виды деятельности; стратегия развития, план развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний; информация о деятельности консультативно-совещательных органов (при наличии); контактные данные (почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов) справочных служб, структурных подразделений, территориальных представительств и дочерних, зависимых и иных юридических лиц, являющихся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан; информация о приобретении (отчуждении) активов, кадровых изменениях в руководящем составе (в том числе дочерних и зависимых организаций);»; пункт 14-1 исключить; 11) в статье 17: в пункте 1 слова «с учетом обеспечения доступности для лиц с инвалидностью» исключить; части первую и третью пункта 2 изложить в следующей редакции: «2. На интернет-портале открытых данных обладателями информации, указанными в подпунктах 1), 2), 3) и 7) статьи 8 настоящего Закона, размещаются и своевременно актуализируются открытые данные.»; «Обладатели информации вправе также размещать информацию на интернет-портале открытых данных в целях проактивного распространения информации.»; в пункте 5 слова «стратегических планов и программ развития территорий» заменить словами «планов развития государственных органов и планов развития области, города республиканского значения, столицы, разрабатываемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан»; 12) дополнить статьями 17-2 и 19-1 следующего содержания: «Статья 17-2. Обеспечение доступа лиц с инвалидностью к информации 1. Государство обеспечивает лицам с инвалидностью доступ к информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан посредством: 1) выпуска периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для лиц с инвалидностью, в том числе издаваемой рельефно-точечным шрифтом Брайля; 2) сурдоперевода или перевода в виде субтитров не менее одной телепрограммы новостного характера в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 3) соответствия интернет-ресурсов обладателей информации национальному стандарту по обеспечению доступности веб-контента для лиц с инвалидностью; 4) адаптированности интернет-ресурсов государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора для использования лицами с инвалидностью с нарушениями зрения и (или) слуха; 5) свободного доступа к информационным стендам и (или) другим техническим средствам аналогичного назначения с информацией о деятельности обладателей информации; 6) размещения на интернет-ресурсе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения и его территориальных подразделений актуальной и полной информации о мерах социальной защиты лиц с инвалидностью. 2. В качестве средства межличностного общения используется перевод на жестовый язык, который применяется также в программах обучения организаций образования для детей с нарушением слуха.»; «Статья 19-1. Государственный контроль в области доступа к информации 1. Государственный контроль в области доступа к информации осуществляется уполномоченным органом в области доступа к информации в форме дистанционного контроля и внеплановых проверок в соответствии с настоящей статьей на предмет соответствия деятельности субъектов контроля требованиям законодательства Республики Казахстан о доступе к информации. 2. Субъектами контроля в области доступа к информации (далее - субъекты контроля) являются обладатели информации, указанные в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, за исключением Парламента Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан, судов и уполномоченного органа в сфере судебного администрирования. 3. Объектами государственного контроля в области доступа к информации являются: 1) информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения с информацией о деятельности; 2) интернет-ресурсы обладателей информации; 3) компоненты веб-портала «электронного правительства»; 4) онлайн-трансляции открытых заседаний, записи и (или) ссылки на записи открытого заседания, сохраненные на общедоступном интернет-ресурсе; 5) протоколы и стенограммы открытых заседаний; 6) материалы, документы и сведения, относящиеся к предмету дистанционного контроля и (или) внеплановой проверки, на бумажных и (или) электронных носителях либо их копии. 4. Дистанционный контроль проводится без посещения субъекта контроля уполномоченным органом в области доступа к информации на основе анализа и данных информационных систем, электронных информационных ресурсов, открытых источников, масс-медиа, а также других сведений о деятельности субъекта контроля. 5. Целями дистанционного контроля являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъектам контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля. 6. Дистанционный контроль проводится не чаще одного раза в квартал. 7. При выявлении нарушений по результатам дистанционного контроля на имя первого руководителя либо лица, его замещающего, оформляется и направляется рекомендация об устранении нарушений в срок не позднее трех рабочих дней со дня выявления нарушений. 8. В рекомендации об устранении нарушений уполномоченным органом в области доступа к информации указываются: 1) номер, дата и место составления рекомендации; 2) выявленные нарушения со ссылкой на конкретные нормы настоящего Закона и иных нормативных правовых актов в области доступа к информации; 3) рекомендации и меры, которые необходимо принять субъекту контроля для устранения нарушений; 4) сроки для устранения нарушений, не превышающие тридцати календарных дней со дня вручения рекомендации; 5) фамилия и инициалы, подпись должностного лица (лиц) уполномоченного органа в области доступа к информации. 9. Рекомендация об устранении нарушений направляется одним из нижеперечисленных способов и считается врученной в следующих случаях: 1) почтой - с даты уведомления о получении почтового отправления заказным письмом; 2) электронным способом - с даты уведомления о доставке посредством системы электронного документооборота. 10. Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, вправе направить в уполномоченный орган в области доступа к информации возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения. Уполномоченный орган в области доступа к информации рассматривает возражение субъекта контроля и в течение пяти рабочих дней предоставляет мотивированный ответ. Мотивированный ответ пересмотру не подлежит. 11. Информация по исполнению рекомендации об устранении нарушений направляется субъектом контроля в уполномоченный орган в области доступа к информации в срок не позднее двух рабочих дней со дня исполнения рекомендации. К предоставленной информации субъект контроля прилагает материалы (при необходимости), доказывающие факт устранения нарушения. 12. После получения информации об устранении нарушений, указанных в рекомендации, уполномоченный орган в области доступа к информации принимает одно из следующих решений: 1) об исполнении рекомендации; 2) о неисполнении либо частичном исполнении рекомендации. 13. Основаниями для назначения внеплановой проверки служат: 1) неисполнение либо частичное исполнение рекомендаций об устранении нарушений; 2) непредоставление информации по исполнению рекомендаций об устранении нарушений; 3) обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства Республики Казахстан о доступе к информации при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств; 4) требование прокуратуры по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда правам и законным интересам физических и юридических лиц, государства. Внеплановые проверки не проводятся в случаях анонимных обращений. 14. Внеплановая проверка назначается без уведомления субъекта контроля в течение пяти рабочих дней с момента возникновения одного из оснований, предусмотренных пунктом 13 настоящей статьи. 15. Субъекты контроля либо их уполномоченные представители при проведении внеплановой проверки вправе: 1) не представлять документы и сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки; 2) по выявленным в результате проверки нарушениям в случае необходимости дополнительных временных и (или) финансовых затрат не позднее трех рабочих дней обратиться в уполномоченный орган в области доступа к информации с заявлением о продлении сроков устранения нарушений; 3) обжаловать акт о результатах проверки, а также действия (бездействие) должностного лица (лиц) уполномоченного органа в области доступа к информации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 4) не исполнять не основанные на законе запреты должностного лица (лиц) уполномоченного органа в области доступа к информации, ограничивающие деятельность проверяемого субъекта контроля; 5) фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица (лиц) уполномоченного органа в области доступа к информации, проводимые им (ими) в рамках проверки, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица (лиц). 16. Субъекты контроля либо их уполномоченные представители при проведении внеплановой проверки обязаны: 1) обеспечить беспрепятственный доступ должностному лицу (лицам) уполномоченного органа в области доступа к информации на территорию и в помещения проверяемого субъекта контроля с соблюдением требований пропускного и внутриобъектового режимов; 2) представлять должностному лицу (лицам) уполномоченного органа в области доступа к информации документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проведенной проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки; 3) сделать отметку о получении акта о назначении проверки в день начала проверки и акта о результатах проведенной проверки в день завершения; 4) не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период проведения проверки, если иное не предусмотрено настоящим Законом либо иными законами Республики Казахстан; 5) обеспечить пребывание руководителя либо его уполномоченного лица по месту нахождения проверяемого субъекта контроля в назначенные сроки проверки. 17. Внеплановая проверка проводится на основании акта о назначении внеплановой проверки. 18. Должностное лицо (лица) уполномоченного органа в области доступа к информации при проведении внеплановой проверки субъектов контроля предоставляет (предоставляют): 1) акт о назначении внеплановой проверки; 2) служебное удостоверение либо идентификационную карту. В акте о назначении внеплановой проверки указываются: 1) номер и дата акта; 2) наименование уполномоченного органа в области доступа к информации; 3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность уполномоченного на проведение внеплановой проверки; 4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах государственных органов и организаций, привлекаемых для проведения внеплановой проверки; 5) наименование субъекта контроля и его место нахождения; 6) предмет назначенной внеплановой проверки; 7) срок проведения внеплановой проверки; 8) основания проведения внеплановой проверки; 9) права и обязанности субъекта контроля, предусмотренные пунктами 15 и 16 настоящей статьи; 10) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, печать уполномоченного органа в области доступа к информации; 11) подпись руководителя субъекта контроля либо его уполномоченного лица о получении или отказе в получении акта. 19. Акты о назначении, приостановлении, возобновлении, прекращении и продлении внеплановых проверок подписываются должностным лицом (лицами) уполномоченного органа в области доступа к информации и вручаются руководителю субъекта контроля либо уполномоченному им лицу для ознакомления. 20. Течение срока внеплановых проверок приостанавливается на срок действия чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, радиационных аварий и связанных с ними ограничений, а также в случае реорганизации субъекта контроля. Внеплановая проверка возобновляется в течение десяти рабочих дней со дня прекращения действия чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, радиационных аварий и связанных с ними ограничений, а также определения правопреемника реорганизованного субъекта контроля. Течение срока внеплановой проверки прекращается в случае ликвидации субъекта контроля. 21. Срок проведения внеплановой проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, поставленных задач и не должен превышать десять рабочих дней. 22. Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен только один раз руководителем уполномоченного органа в области доступа к информации либо лицом, его замещающим, не более чем на пять рабочих дней. Продление срока проведения внеплановой проверки оформляется дополнительным актом о продлении внеплановой проверки с уведомлением субъекта контроля, в котором указываются номер, дата регистрации предыдущего акта о назначении внеплановой проверки и причина продления. Уведомление о продлении срока внеплановой проверки вручается субъекту контроля уполномоченным органом в области доступа к информации за один рабочий день до продления с уведомлением о вручении. 23. Началом проведения внеплановой проверки считается дата вручения субъекту контроля либо его уполномоченному лицу акта о назначении внеплановой проверки. 24. По результатам внеплановой проверки должностным лицом (лицами) уполномоченного органа в области доступа к информации составляется в трех экземплярах акт о результатах внеплановой проверки. Первый экземпляр акта о результатах внеплановой проверки в электронной форме сдается в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, второй экземпляр с копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у субъекта контроля, на бумажном носителе под роспись или в электронной форме передается субъекту контроля для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий, третий экземпляр остается в уполномоченном органе в области доступа к информации, проводившем проверку. В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам внеплановой проверки субъект контроля излагает их в письменном виде. Замечания и (или) возражения прилагаются к акту о результатах внеплановой проверки, о чем делается соответствующая отметка.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |