|
|
|
Эффективность профессиональной ориентации в школах, зависит от возрождения УПК[1]
Молдабай Сарқытбек Сәрсембайұлы Руководитель Общественного Объединения «Центра устойчивого развития Ochaq», доктор юридических наук, профессор
В своем Послании народу Казахстана «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил: «Особую значимость приобретает ранняя профориентация детей. Подрастающее поколение должно осознанно относиться к выбору будущей профессии. На сегодня неохваченными остаются 237 тысяч человек из числа молодежи. Ежегодно 50 тысяч абитуриентов поступают на платной основе, 85% из них относятся к категории малообеспеченных. Такое положение нужно исправить и следует обеспечить стопроцентным охватом бесплатным техническим и профессиональным образованием (далее - ТиПО), по востребованным специальностям»[2]. Что касается профессиональной ориентации в Казахстане, то в «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг.»[3], было отмечено, что система трудового воспитания и профессиональной ориентации в школах Казахстана утрачена. Действительно, глубокие социально-экономические изменения в Казахстане за последние тридцать лет, затронули не только «внешнюю сферу» профориентации человека, вступающего в жизнь. Серьезно деформирована и внутренняя среда профориентации подростка. Были разрушены семейные традиции передачи профессии от поколения к поколению, резко упал авторитет родителей и учителей как экспертов, размываются границы «мужских» и «женских» профессий. Профессиональный выбор наиболее интеллектуально развитых и личностно зрелых подростков чаще делается самостоятельно, без заметного влияния окружающих их «значимых» людей (родителей, родственников, учителей, друзей). В результате отсутствия полноценной профессиональной ориентации в школах Казахстана, по данным исследований 60% трудоспособного населения работает не по специальности. На выбор профессии 87% школьников оказывают родители, при этом 75% родителей не знают о предпочтениях в выборе будущего места работы своих детей. Только 10% обучающихся осведомлены о востребованных в Казахстане профессиях[4]. Большая часть трудоустроенных выпускников работает не по специальности (40,1%)[5]. Из-за отсутствия качественной системы прогнозирования потребностей в подготовке кадров и эффективной системы профессиональной ориентации сохраняется проблема трудоустройства молодежи после получения профессионального образования - ежегодно в среднем 70 тыс. выпускников остаются нетрудоустроенными, 23% молодежи с высшим образованием работают на низкоквалифицированной работе[6]. Согласно НОБД (Национальная образовательная база данных) 40% выпускников 9-х классов поступают в организации технического и профессионального образования, ежегодно около 50-70% выпускников школ затрудняются в выборе профессии. В связи с чем, возрастает значимость ранней профориентации обучающихся, с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей[7]. К сожалению, отсутствие единого положения, регулирующего деятельность профориентации в стране, привело к появлению ряда негативных факторов. На сегодняшний день только заинтересованные ведомства, структурные подразделения, компании проводят работу в данном направлении, исходя из своего видения. Нет единой согласованной стратегии по профессиональной ориентации в школах Казахстана. Но самая главная проблема в том, что недостаточная профессиональная ориентация школьников приводит к появлению поколения NEET- аббревиатура от «Not in Education, Employment, or Training», относится к лицу, которое является безработным и не получает образования или профессиональной подготовки. Усугубление этой проблемы приводит к асоциальному поведению как: иждивенчество, тунеядство, алкоголизм и наркомания. Как следствие, появляется тяга к различным правонарушениям и преступлениям. Следует отметить, что выпускники колледжей в два с половиной раза реже попадают в категорию NEET, по сравнению с теми, кто окончил среднюю школу. Если молодежь, получившая среднее профессиональное образование, остается незанятой немного больше одного года, то сверстники, окончившие только школу, втрое дольше остаются нетрудоустроенными[8]. И что удивительно, при высоком уровне безработицы среди молодежи, существует большой спрос на специалистов технического и профессионального образования. За годы независимости на посту министра (бывшего министерства образования) сменилось 13 человек. Каждый из них пытался по-своему улучшить качество образования, внедряя новые реформы. Однако многие «школьные» вопросы все еще остаются незакрытыми: нехватка педагогов, слабое образование, большое количество работы у педагогов, переполненность школ и питание в столовых. В 2022 году в рейтинге лучших стран для образования по версии US News & World Report, Казахстан занял 71-е место из 78-ми. В настоящее время в Казахстане осуществляется деятельность по перестройке и активизации профессиональной ориентации в школах Казахстана. Основания заложены в Законе РК «Об образовании». В нем профессиональную ориентацию рассматривают как предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями[9]. Внедрение профориентации позволит школьникам раскрыть способности и таланты, определиться с той профессиональной сферой, где бы они смогли бы реализовать весь свой потенциал. Такую работу необходимо проводить уже на этапе дошкольных организаций и усиливать в средней школе. Например, во Франции профориентация учащихся начинается с первого класса школы и продолжается в течение всего процесса обучения. В США этот процесс начинается еще с дошкольных учреждений. Специальные тесты по оценке профессиональных способностей человека, разработанные американским психологом Мюнстербергом[10], проходят дети в возрасте от пяти до четырнадцати лет. Все это позволяет не только ознакомиться с профессиями, но и спланировать будущую успешную карьеру. Исследование ОЭСР о профессиональной ориентации отмечает успешное развитие школьной профориентации в таких странах, как США, Финляндия, Великобритания, Германия, Канада, Норвегия и Нидерланды. По мнению экспертов из этих стран, профориентационная политика поспособствовала продвижению равных возможностей, снижению процента учеников, бросивших обучение (dropout rate); и в целом в данных странах произошли позитивные изменения и в иных социальных и экономических аспектах, связанных с введением политики профессиональной ориентации[11]. Еще в 20-годы прошлого века, Ахмет Байтурсынов призывал использовать международный опыт в сфере образования Европы и Америки. Он советовал руководствоваться принципом «применение обучающимися полученных знаний, в повседневной жизни». В своей статье под названием «Школа баулу[12]», опубликованной в журнале «Жаңа мектеп» 1925 года за №1 на страницах 24-27, А. Байтурсынов призывает не только обучению, но и воспитанию, привитию навыков и приучению в стенах учебного заведения. Как волк приучает своего щенка воровать ягненка из сарая или как кошка приучает своего котенка ловить мышь. И все это необходимо делать, опираясь именно на международный опыт, где в школах развито обучение, которое можно использовать в повседневной жизни, такую школу А. Байтурсынов назвал «Школа баулу». К тому же «Школа баулу» А. Байтурсынова, в основе своей является идентичной американской программе 4-Н. Так как это молодежная организация, находящаяся в ведении Национального института продовольствия и сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства США (USDA), согласно своей миссии привлекает молодежь к наиболее полному раскрытию своего потенциала и использованию полученных знаний в повседневной жизни. Согласно Инструктивно-методическому письму об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан на 2023-2024 учебный год, выстроена система непрерывной профориентации обучающихся в школе с 1 по 11 классы с соблюдением преемственности и учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся[13]. Для улучшения профессиональной ориентации в школах введена единица педагога-профориентатора. Приказом Министра просвещения Республики Казахстан № 385. «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования соответствующих типов и видов» от 31 августа 2022 года. (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 августа 2022 года № 29329), регламентирована создание и деятельность Учебно-производственных комбинатов. Внедряется ряд других новшеств, которые включают в себя работу кабинетов профориентации, проведение профессиональных проб, автоматизацию необходимых ресурсов для выбора профессии, День профессиональной ориентации, которая будет проходить каждую 2 и 4 субботу месяца в течение 2 академических часов, реализация проекта «My college» и т.д. Тем не менее, предлагаемая система профессиональной ориентации, на наш взгляд не в состоянии обеспечить надлежащую подготовку обучающихся к жизненному самоопределению, пока не восстановят деятельность УПК в школах. Где основное внимания уделено практической подготовке учащихся к сознательному выбору и получению профессии, ибо только на практике вырабатываются качества личности для избираемой профессии. На наш взгляд, профессиональная ориентация в школе должна быть подкреплена реальным возрождением деятельности Межшкольных учебно-производственных комбинатов (далее - УПК) и учебно-опытного участка, которые показали свою эффективность в советский период и успешно претворяется в зарубежных странах. В отечественной практике, уроки труда в школьную действительность входили с 1952 года, когда при школах были созданы мастерские и учебно-опытные участки. Так, одними из последних документов, регламентирующие профессиональную ориентацию школьников были: - Постановление Совета Министров СССР № 662, «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» от 23 августа 1974 года. - Приказ Министерства просвещения СССР № 69 «Типовое положение об учебно-опытном участке общеобразовательной школы» от 19 марта 1986 года. Следует отметить, что УПК создавались с участием промышленных и сельскохозяйственных предприятий, государствен ных и кооперативных организаций. Подобные образовательные учреждения открывались и действовали в Казахстане, где их насчитывалось почти 300[14]. Школьники СССР хорошо помнят, что помимо общего образования в школе получали еще и начальную профессиональную подготовку в 9-10 классах. Начальная профессиональная подготовка в УПК была утверждена Министерством образования в 1975 году, и перестала быть обязательной частью среднего образования в школах в 1999 году. В конце 80-х в УПК были специальности для мальчиков - токаря, электрика, столяра, автослесаря. Для девочек больше - телефонистки, машинистки, санитарки, продавщицы, портнихи. И новомодная тогда информатика на первых компьютерах — куда стремились попасть все. В конце учебного года в 9 классе ученик должен был пройти практику по своей профориентации на предприятии. В конце 3 четверти в 10-м классе советские школьники сдавали экзамен и оценка по УПК шла в аттестат о среднем образовании. Однако, в 90-годы в результате отхода от положений школьной реформы, а также из-за экономического кризиса межшкольные УПК стали нести большие потери. Количество комбинатов сократилось, многие из оставшихся потеряли свой «производственный» характер - отказываются от подготовки учащихся по профессиям материального производства, от соединения обучения с производительным трудом. Но, несмотря на серьезные потери, институт межшкольных УПК в некоторых регионах Казахстана сохранился, хотя и в сильно урезанном, в количественном и качественном отношении, виде. На основе их, сегодня возникли объединения, комплексы различного типа и вместо единого названия - межшкольный УПК - появилось множество новых и разных учебных центров, курсов и т.д. В последние годы, как представители системы образования, так и депутаты маслихатов и парламента Казахстана неоднократно выступали за возрождение УПК при школах, но на сегодня ни Учебно-производственные комбинаты, ни Учебно-опытные участки так и не работают в школах Казахстана, за исключением отдельных УПК, которые работают за счет отдельных энтузиастов. В этой связи, на основании нормативно-правового документа, регламентирующие правила деятельности учебно-производственных комбинатов[15], предлагаю создать Учебно-производственный комбинат (далее - УПК) со своим учебно-опытным участком (далее - УОУ) в частном порядке, первоначально для сельских школ. УПК реализует общеобразовательные программы основного среднего образования в части изучения предмета «Художественный труд», а также дополнительных часов из прикладных курсов, курсов по выбору и дополнительные образовательные программы, имеющие целью трудовое воспитание, профессиональную ориентацию и подготовку обучающихся к трудовой деятельности. Целью деятельности УПК является: 1) создание необходимых условий для трудового и профессионального обучения обучающихся; 2) осуществление профориентационной работы. Для осуществления указанных целей УПК реализует следующие задачи: 1) организация профориентационной работы с обучающимися; 2) формирование у обучающихся основ экономических знаний, профессиональной направленности в соответствии с их интересами, склонностями, медико-физиологическими показателями, воспитание осознанного отношения к труду, подготовка их к жизни и труду в условиях рынка; 3) выявление, развитие и закрепление профессиональных интересов обучающихся 7-11 (12) классов организаций основного среднего и общего среднего образования, организация их общественно-полезного, производительного труда, развитие технического творчества, изобретательности и рационализаторства; 4) производственная деятельность на основе договора и взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями государственной и другой формой собственности[16]. УПК может создаваться местным исполнительным органом по собственной инициативе при наличии необходимых условий для обучения, воспитания, трудовой и профессиональной подготовки обучающихся. В настоящее время, если государство не может представить такие необходимые условия, то в этом случае в частном порядке можно создать такие условия. Создав в частном порядке УПК, произвести государственную регистрацию для ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, а также получить лицензию для ведения образовательной деятельности. Образовательный процесс в УПК осуществляется на основе разрабатываемого и утверждаемого им учебного плана и регламентируется расписанием занятий. УПК совместно с организациями среднего образования и по согласованию с районным (городским) отделом образования определяет контингент обучающихся. УПК будет осуществлять свою образовательную деятельность по следующим направлениям: 1) в соответствии со стандартами предмета «Художественный труд» 7-9 (10) классов организаций среднего образования; 2) осуществление профориентационной работы, профессиональной подготовки обучающихся 7-11 (12) классов организаций среднего образования. Итоговая аттестация выпускников организаций среднего образования, обучавшихся в УПК по профилям (направлениям) по их выбору, осуществляется УПК в соответствии с приказом № 125[17]. Квалификационные экзамены по профессии (специальности) в межшкольном УПК, завершаются за две недели до начала итоговой аттестации в организациях среднего образования. Участниками образовательного процесса в УПК будут обучающиеся, педагоги и инженерно-педагогические работники, мастера (инструкторы) производственного обучения, родители (или законные представители). Профессиональная ориентация учащихся один из поднимаемых Правительством значимых вопросов. Основная цель - ознакомление учащихся старших классов с рабочими профессиями. Полагаем, что УПК помогут молодежи осознанно сделать выбор в получении среднего либо высшего специального образования, освоить профессию дающую возможность карьерного роста, и в целом будут содействовать в самостоятельной жизни.
[1] УПК-это учебно-производственный комбинат [2] Токаев К.К Послание Президента РК народу страны от 1.09.2021г. «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны» // https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaevanarodu-kazahstana-183048. [3] Указ Президента Республики Казахстан № 1118 «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы» от 7 декабря 2010 года [4] Атлас новых профессий и компетенций в Республике Казахстан. Профориентация [Электронный ресурс] // URL: https://www.enbek.kz/ atlas/proforient (дата обращения 02.04.2024) [5] «Қазақстан жастары - 2022» ұлттық баяндамасы. Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2022». = National report «Youth of Kazakhstan - 2022». - Астана, 2022. - 384 б. [6] Khassenova, L. A., Yessirkepova, A. M., Seidakhmetov, M. K., Bigeldiyeva, Z. A., & Zhakipbekov, D. S. (2023). The Multidimensional Logistic Model According to the Forecast of Employment of Graduates of Institutions of Higher Education of the Republic of Kazakhstan. Economies, 11(6), 160. https:// doi.org/10.3390/economies11060160 [7] Тыныбаева, М. А., Галимжанова, М. А., Тастанова, А. К. Совершенствование профориентационной работы в организациях среднего образования // Научно-педагогический журнал «Білім». - Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2023. - №3. - С. 157-167 [9] Пункт 29 статьи 1 Закону Республики Казахстан № 319- III «Об образовании» от 27 июля 2007 года (по состоянию на 01.01. 2024 года). [10] Мю́нстерберг Гу́го (Hugo Münsterberg) (1.6.1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша - 16.12.1916, Кембридж, штат Массачусетс), немецкий и американский психолог и философ, один из основоположников прикладной психологии (психотехники). [11] Сыздыкова К. «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛАХ РК КАК ФАКТОР РАСШИРЕНИЯ ДОСТУПА К ВЫСШЕМУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ». Алматы. 2018 год. Для дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь: ppi@soros.kz. [12] Баулу - переводиться не одним словом, а вкупе несколькими словами как воспитывать, прививать навыки и приучать. [13] Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2023-2024 учебном году». - Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2023. - 105 с. [14]Каримова Г.А. «Профессиональная ориентация в системе обучения и воспитания школьников в современных условиях». Сборник статей, посвященный 75-летию Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата. «История становления профориентации». 2012 год [15] Приказ Министра просвещения Республики Казахстан № 385. «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования соответствующих типов и видов» от 31 августа 2022 года. (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 августа 2022 года № 29329). [16] Там же. [17] Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» от 18 марта 2008 года. (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 апреля 2008 года № 5191).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |