|
|
|
Об особенностях ликвидации компании, исключении из реестра (Strike off) и (информация действительна по состоянию на 2 сентября 2024 года)
Партнер AEQUITAS, директор AEQUITAS AIFC Branch; Руководитель сектора регистраций, старший юрист
Мы продолжаем серию публикаций, касающихся юридических аспектов деятельности в Международном финансовом центре «Астана» (далее - «МФЦА»). Ранее на портале zakon.kz вышли следующие публикации: · Особенности создания и регистрации компаний на территории МФЦА [1]; · Порядок регистрации и лицензирования частных компаний в МФЦА [2]; · МФЦА versus национальное законодательство Республики Казахстан [3]; · 10 вопросов юристу по регистрации компании в МФЦА [4]; · 10 вопросов юристу по редомициляции компаний в МФЦА [5]; · Особенности правового регулирования траста по праву МФЦА [6]; · 10 вопросов юристу о лицензировании (авторизации) в МФЦА [7]; · Особенности регулирования трудовых отношений в МФЦА [8]; · Особенности правового регулирования защиты персональных данных в МФЦА [9]. Среди наших клиентов имеется много компаний, которые успешно осуществляют деятельность в Республике Казахстан (далее - «РК» или «Казахстан») и МФЦА. Однако бывают случаи, когда собственники компании принимают решение о ликвидации. В таких случаях компании необходимо пройти все процедуры, установленные законодательством для регистрации прекращения деятельности и исключения из реестра. Многие знают об этом на примере товариществ с ограниченной ответственностью в Казахстане. В последнее время мы часто получаем запросы, касающиеся ликвидации частной компании в МФЦА (далее по тексту для удобства будет использоваться термин «Компания»). В связи с этим, полагаем, что читателям будет интересно узнать о практических особенностях ликвидации Компании в МФЦА. На момент подготовки настоящей статьи в МФЦА зарегистрировано более 3000 организаций. Начиная с даты официального открытия МФЦА в 2018 году до августа 2024 года была осуществлена 61 ликвидация. В данной статье будут освещены основные особенности ликвидации Компании, исключения из реестра (Strike off) и приостановления деятельности Компании. Авторы осветят спорные вопросы, которые возникают у практикующих юристов, поделятся актуальной информацией и лайфхаками. Особая благодарность г-ну Мирасу Осипову, главному специалисту Отдела регистраций Комитета МФЦА по регулированию финансовых услуг, за консультацию в процессе подготовки статьи.
1. Основные понятия и определения В первую очередь, необходимо определиться с основными понятиями. К актам МФЦА, регулирующим вопросы ликвидации, относятся AIFC Insolvency Regulations (далее - «IReg») [10] и AIFC Insolvency Rules (далее - «IRules») [11]. Под термином «insolvency» понимается неплатёжеспособность, банкротство, несостоятельность [12]. «Winding up» означает прекращение деятельности компании, ликвидацию компании. В наименовании и тексте документа Manual Going to liquidation within the AIFC Insolvency Rules and Regulations [13] (далее - «Инструкция») используется слово ликвидация. По праву МФЦА в контексте «Winding up» понимается ликвидация Компании. К применимым актам, регулирующим корпоративные вопросы, также относятся AIFC Companies Regulations [14] (далее - «СReg») и AIFC Companies Rules [15] (далее - «СRules»). Их можно перевести как Положение МФЦА о компаниях и Правила МФЦА о компаниях. Налоговый режим на территории МФЦА определяется Налоговым кодексом (далее - «Налоговый кодекс» или «НК») [16], за исключением изъятий, установленных статьей 6 Конституционного закона о МФЦА [17]. Соответственно, исполнение налоговых обязательств налогоплательщиком осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом.
Правом МФЦА предусмотрены следующие виды ликвидации Компании: принудительная ликвидация (Compulsory winding up) и добровольная ликвидация (Voluntary winding up) (статья 23 IReg). Компания может быть ликвидирована судом, если: 1) Компания приняла решение о своей ликвидации по решению суда; или 2) Компания не в состоянии оплатить свои долги; или 3) Мораторий, предусмотренный статьей 9 IReg истекает, и нет добровольного соглашения (Voluntary Arrangements), утвержденного относительно Компании; или 4) суду предоставлено право на вынесение решения в соответствии с любыми другими регламентами или любыми правилами МФЦА; или 5) суд приходит к мнению, что справедливо и целесообразно ликвидировать Компанию (статья 49 IReg). Для сравнения отметим, что в законодательстве РК предусмотрена общая процедура ликвидации, установленная статьей 50 ГК [18], в соответствии с которой юридические лица ликвидируются в добровольном порядке, когда у компании достаточно средств для расчетов с кредиторами либо участники готовы покрыть долги за счет дополнительного финансирования компании (пункт 7 статьи 58 НК). Согласно законодательству РК, если имущества компании недостаточно для погашения задолженности перед кредиторами, ликвидация осуществляется через процедуру банкротства. Банкротство устанавливается на основании заявления должника в суд либо заявления кредиторов или иных уполномоченных законом лиц. Если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия обязана обратиться в суд о признании такого юридического лица банкротом для проведения процедуры банкротства по правилам, установленным законом (ст. 4 Закона РК о банкротстве [19]). Поскольку акты МФЦА основаны на принципах английского права, по которым работают многие мировые финансовые центры, предлагаем также рассмотреть регулирование процедуры ликвидации в гиде по ликвидации Международного финансового центра Абу Даби (далее - «Abu Dhabi Global Market»), в котором указано, что процесс ликвидации или «Winding up» завершает существование компании и гарантирует, что её имущество управляется в интересах кредиторов и участников. Когда процесс ликвидации завершен, компания ликвидируется и исключается из реестра. В ходе процесса ликвидации активы компании используются для погашения долгов, обязательств и расходов на ликвидацию. Любая оставшаяся стоимость распределяется между участниками [20]. Обращаем внимание, что в настоящей статье мы не рассматриваем процедуры принудительной ликвидации Компании и ликвидации в добровольном порядке с участием кредиторов. Мы также не рассматриваем отдельные вопросы, касающиеся завершения всех обязательств с контрагентами Компании, в том числе уведомление и/или подписание соглашений о расторжении договоров, погашение задолженности (при наличии), сбор и формализацию всех финансовых документов, проведение сверки по лицевым счетам Компании на предмет наличия всех форм налоговых отчетов и оплаченных налоговых обязательств, проверку обременений, наложенных в рамках исполнительного производства.
3. Подготовительный этап к ликвидации Компании На подготовительном этапе необходимо сделать следующее: 1) оформить отношения с лицами, ответственными за ликвидацию (ликвидатор, юридическая фирма и/или бухгалтерская фирма); 2) определить лицо, которому будет предоставлено право первой подписи банковских документов и осуществить его/её авторизацию в банке (если это будет не ликвидатор); 3) определить зарегистрированный адрес Компании, места хранения документов в процессе ликвидации, порядок сдачи в архив и уничтожения документов, оставшихся после ликвидации [21]; 4) решить вопросы, касающиеся расторжения трудовых отношений с работниками Компании. Трудовые договоры могут быть расторгнуты как до, так и после начала ликвидации. При этом от основания расторжения трудовых отношений будет зависеть порядок расторжения трудовых договоров, сроки уведомления, размер компенсации [22] и т.д. 5) осуществить выпуск электронной цифровой корпоративной подписи, поскольку коммуникации с налоговым органом в основном происходят посредством электронных каналов (кабинет налогоплательщика [23], платформа электронных обращений [24]). Кроме того, для цели ликвидации Компании необходимо уведомить Комитет по регулированию финансовых услуг (Astana Financial Services Authority, AFSA, далее - «Регулятор») путем направления соответствующих форм [25]. Данное требование распространяется на Компании, которые имеют лицензию на регулируемый вид деятельности в соответствии с Общими правилами (General Rules) [26] и Положением о структуре финансовых услуг (Financial Services Framework Regulations) [27]. Добровольная ликвидация может быть осуществлена только в том случае, если Компания является платежеспособной. Для подтверждения данного факта директора Компании должны предоставить Декларацию о платежеспособности (Declaration of solvency, далее - «Декларация») о том, что они провели полное исследование дел Компании и пришли к выводу о том, что Компания сможет оплатить свои долги в полном объёме, включая проценты по официальной ставке, в течение периода, не превышающего 12 месяцев с даты начала ликвидации, указанной в Декларации. При этом Декларация должна содержать актуальный отчет об активах и обязательствах Компании. Декларация принимается простым большинством голосов членов Совета директоров (статья 31 IReg). Если директора предоставили Декларацию, но ликвидатор Компании пришел к мнению, что она не сможет полностью погасить свои долги в течение периода, указанного в Декларации, ликвидатор должен назначить собрание кредиторов не позднее чем через 28 дней, предоставив на таком собрании отчет о делах Компании. В этом случае дальнейшая ликвидация должна быть осуществлена согласно порядку, предусмотренному для добровольной ликвидации с кредиторами (статьи 35, 36 IReg). Декларация должна быть сделана: (a) в течение 5 недель непосредственно до дня принятия решения о ликвидации; или (b) в тот же день, но до принятия решения о ликвидации (статья 31(2) IReg). «Если большинство директоров не делает заявление о платежеспособности или Компания несостоятельна, участники всё равно могут проголосовать за добровольную ликвидацию Компании. Этот вид ликвидации называется добровольной ликвидацией с участием кредиторов. Для голосования за добровольную ликвидацию участники должны провести общее собрание Компании и принять резолюцию о добровольной ликвидации» (пункт 1.2. Инструкции). Участники должны провести Общее собрание участников (далее - «ОСУ») и принять решение о добровольной ликвидации, а также назначить одного или нескольких ликвидаторов Компании (статья 32 IReg). По общему правилу такое решение может быть принято простым большинством участников (Ordinary Resolution), если иное не установлено в уставе Компании. С этого момента ликвидация будет называться добровольной ликвидацией Компании по решению участников (Members Voluntary Winding Up) [28]. Компания должна немедленно уведомить Регистратора Компаний (далее - «Регистратор») с приложением решения о добровольной ликвидации и Декларации. Кроме того, в течение 3 рабочих дней после того, как было принято решение о добровольной ликвидации, Компания должна уведомить соответствующий территориальный налоговый орган по месту своего нахождения (п. 1 ст. 58 НК). Помимо этого, Компания должна в течение 14 дней со дня принятия решения о ликвидации уведомить о принятом решении посредством объявления (статья 27 IReg). Акты МФЦА не раскрывают содержание такого объявления и в каких СМИ оно должно быть размещено. Мы полагаем, что такое объявление может быть сделано ликвидатором по аналогии с требованиями к назначенным публикациям (Appointed Publications) [30] либо по общим правилам в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории РК, например, в Юридической газете (п. 3 ст. 50 ГК).
4. Статус Официального ликвидатора и Практика по несостоятельности Отдельно стоит рассмотреть статус лица, зарегистрированного в качестве официального ликвидатора в соответствии с IReg (далее - «Официальный ликвидатор»), поскольку эта тема вызывает много вопросов у практикующих юристов. По мнению некоторых консультантов, при добровольной ликвидации в обязательном порядке необходимо привлечь Официального ликвидатора, в то время как другие консультанты склонны полагать, что привлечение Официального ликвидатора в данном случае не требуется. В Публичном реестре имеется список Специалистов-практиков по несостоятельности (далее - «Практик по несостоятельности») и Официальных ликвидаторов (Insolvency Practitioners and Official Liquidators) [31]. Если к статусу Практиков по несостоятельности вопросов нет, то в отношении того, кто такой Официальный ликвидатор и необходимо ли его привлекать при добровольной ликвидации акты МФЦА не дают ясного ответа. На сегодняшний день таких лиц насчитывается 13 человек, 7 из которых зарегистрированы в Казахстане. «В случае добровольной ликвидации по решению участников Компании на ОСУ должен быть назначен один или большее количество ликвидаторов с целью завершения дел Компании и распределения её активов. После назначения ликвидатора для Компании все полномочия директоров прекращаются, за исключением случаев, когда Компания на общем собрании или ликвидатор одобряет продолжение вышеуказанных полномочий» (статья 32 IReg). При этом ни в главе 2 IReg, статьях 26-36 (раздел «Добровольная ликвидация»), ни в главе 3 IReg, статьях 37-43 («Добровольная ликвидация с кредиторами») не упоминается о каких-либо Официальных ликвидаторах. Лицо не должно быть назначено или действовать в качестве внешнего управляющего несостоятельного должника, управляющего имуществом (конкурсного управляющего) или ликвидатора Компании, если оно не зарегистрировано в качестве Практика по несостоятельности в соответствии с данной частью (статья 87(1) Части 9 IReg «Практики по несостоятельности» (Insolvency Practitioners)) [32]. Если лицо, являющееся Практиком по несостоятельности, не зарегистрировано дополнительно в качестве Официального ликвидатора в соответствии с данной частью, оно не должно быть назначено: 1) ликвидатором в соответствии со статьей 57 (выбор ликвидатора судом или на собраниях кредиторов и вкладчиков); или 2) временным ликвидатором в соответствии со статьей 58 (назначение временного ликвидатора) (статья 87(2) Части 9 IReg). Регистрация Практика по несостоятельности в качестве Официального ликвидатора является признанием того, что он примет любое назначение, сделанное судом, в качестве ликвидатора или временного ликвидатора Компании в соответствии с любыми правилами, которые могут быть установлены судом (статья 87(3) Части 9 IReg). Лица, претендующие на занятие статуса Практика по несостоятельности и/или Официального ликвидатора, должны соответствовать определенным критериям, которые могут включать требования, касающиеся квалификации, опыта, добросовестности заявителей (статья 88(1) IReg). Регистратор должен вести и публиковать реестры Практиков по несостоятельности и Официальных ликвидаторов. Таким образом, указано, что Официальный ликвидатор привлекается судом. Однако, при этом не указано, что Официальный ликвидатор должен быть привлечён в случае добровольной ликвидации. Описание роли Официального ликвидатора указано в актах многих международных финансовых центров. Данные специалисты действуют как беспристрастные третьи лица, контролируя весь процесс ликвидации с начала и до конца. Например, в Международном финансовом центре Дубая (далее - «DIFC») основные обязанности лицензированного ликвидатора включают: 1) сотрудничество с директорами для составления подробного отчета о состоянии дел компании для кредиторов, распределение оставшихся средств и ликвидированных активов между заинтересованными сторонами; 2) разрешение неурегулированных претензий к компании на основе установленной правовой практики; 3) обеспечение удовлетворения прав в соответствии с иерархией, указанной в DIFC Insolvency Law [33]. Рассмотрим положения Части 5 «Прекращение деятельности» IRules, которая посвящена ликвидации Компании, имеющей долги. Обращаем внимание, что по тексту данной части IRules не упоминается Официальный ликвидатор. Если Компания имеет долги, то кредиторы могут подать требование к Компании (Statutory demand) с указанием суммы долга (статья 5.2. IRules). Компания считается неспособной выплатить свои долги (Unable to Pay its Debts), если кредитор, которому Компания должна сумму, превышающую 2 000 долларов США, подал протокол о требовании в письменной форме, требующий от Компании оплатить указанную сумму, и Компания в течение 3 недель после этого не оплатила сумму или не согласовала условия ее оплаты для разумного удовлетворения кредитора (статья 50(1)(a) IReg). Как упоминалось ранее, одним из оснований для принудительной ликвидации (Compulsory winding up) через суд является обстоятельство, когда Компания не в состоянии оплатить свои долги. Заявление в суд о ликвидации Компании может быть представлено только Компанией, директорами или любым кредитором или кредиторами, включая любого условного или потенциального кредитора или кредиторов) (статья 51 IReg). В целом вышеуказанная процедура, предусмотренная актами МФЦА, напоминает процедуру, установленную в Казахстане Законом РК о банкротстве, при которой кредиторы имеют право подать заявление в суд о признании компании банкротом. Если суд выносит решение о том, что Компания будет ликвидирована, он должен в решении назначить ликвидатора Компании. Данное лицо может продолжить ликвидацию или созвать собрание кредиторов и участников Компании для назначения (номинирования) лица, которое будет ликвидатором Компании (статья 57(1) IReg). На первом собрании кредиторов, кроме прочего, принимается решение о назначении Официального ликвидатора в качестве ликвидатора или о назначении двух или более Официальных ликвидаторов в качестве совместных ликвидаторов (статья 5.11.1(a) IRules). В случае добровольной ликвидации с участием кредиторов Компания может назначить Практика по несостоятельности в качестве ликвидатора (пункт 1.2. Инструкции). Соответственно, Инструкция дает выбор о назначении Официального ликвидатора при проведении добровольной ликвидация с кредиторами, но не вменяет это в обязанность. Вышеуказанный вывод подтверждается положениями статьи 5.1.1 IRules где упоминается исключение о том, что к добровольной ликвидации не применяется статья 5.11, в которой упоминается о первом собрании кредиторов, на котором принимается решение о назначении Официального ликвидатора. Поскольку данная статья не применяется для добровольной ликвидации, полагаем, что назначение Официального ликвидатора в качестве ликвидатора является правом, но не обязанностью Компании. Кроме этого, лицо, назначенное ликвидатором, должно быть Официальным ликвидатором или сотрудником ликвидатора или фирмы ликвидатора, имеющим опыт в процедурах банкротства (статья 5.38.7, данная статья не применяется для добровольной ликвидации, но применяется для добровольной ликвидации с кредиторами). Таким образом, по нашему мнению, в актах МФЦА имеются противоречия относительно необходимости привлечения Официального ликвидатора. Вместе с тем, некоторые юристы, а также Регистратор считают, что Официальный ликвидатор должен назначаться в любых случаях добровольной ликвидации, когда ликвидация осуществляется в соответствии с процедурами IReg и IRules. Причем, если его роль при добровольной ликвидации с кредиторами состоит в организации реализации имущества и расчета с кредиторами, то при добровольной ликвидации (без кредиторов), его задача будет сводится по сути только к реализации имущества компании, а также сопровождению компании при проведении налоговой проверки и финальной подачи документов Регистратору для регистрации прекращения деятельности. Интересен подход регулятора в Abu Dhabi Global Market, который указал в соответствующих актах, что все ликвидаторы, назначенные для добровольной ликвидации, должны иметь лицензию специалиста по несостоятельности. При этом платежеспособная компания может подать: 1) заявление на добровольную ликвидацию по решению участников; или 2) если компания прекратила осуществление деятельности на период, превышающий 3 (три) месяца, то она может подать заявление на добровольное исключение из реестра (voluntary strike off). Ликвидатор или специалист по несостоятельности не обязаны завершать этот процесс [34]. В МФЦА Компания также может подать заявление на исключение из реестра (Strike off), если за последние 3 месяца Компания не торговала или не осуществляла бизнес иным способом. Вышеуказанный срок нам сообщили представители МФЦА.
5. Процедура ликвидации. Описание необходимых действий. Дальнейшая процедура ликвидации в целом многим известна. Полагаем, что нет необходимости ее подробно описывать в настоящей статье. Отметим лишь, что она должна проводиться с учетом требований статьи 58 Налогового кодекса, которая подробно описывает весь процесс взаимодействия с налоговым органом в процессе проведения налоговой проверки и до ее окончания. Ликвидатор берет на себя управление делами Компании. Перечень полномочий ликвидатора приводится в статье 25 и Приложении № 2 к IReg. В рамках процедуры добровольной ликвидации директора Компании должны предоставлять информацию о делах Компании ликвидатору и посещать собеседования с ликвидатором по мере необходимости, присматривать за активами Компании и передавать их ликвидатору вместе со всеми её бухгалтерскими книгами, записями, банковскими выписками, страховыми полисами и другими документами, относящимися к её активам и обязательствам (смотрите страницу 15 Инструкции). Ликвидатор должен созывать ОСУ в конце каждого года, если процесс ликвидации продолжается более года. ОСУ должно быть созвано в первый удобный день в течение 3 месяцев после окончания соответствующего года. На этом собрании ликвидатор должен представить участникам отчет о деятельности, содержащий информацию обо всех поступлениях и платежах. В отчёте также должно быть указано как проводится добровольная ликвидация, и включены конкретные детали, касающиеся распределения активов (статья 33 IReg). Ликвидатор составляет Отчет о делах (Statement of Affairs), который призван показать положение Компании до ликвидации. В нём должны быть подробно описаны активы и обязательства Компании, а также любые фиксированные или плавающие ставки, которые обеспечиваются активами Компании (смотрите страницу 15 Инструкции). Поскольку налоговая проверка осуществляется по правилам, установленным Налоговым кодексом, в соответствии с которыми требуется наличие промежуточного ликвидационного баланса, то, мы полагаем, что помимо Отчета о делах, ликвидатор должен подготовить промежуточный ликвидационный баланс и передать его на утверждение ОСУ (по аналогии с п. 4 ст. 50 ГК). В течение трех рабочих дней со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса Компания должна обратиться в территориальный налоговый орган с предоставлением следующих документов: (i) заявления о проведении налоговой проверки; (ii) ликвидационной налоговой отчетности; (iii) налогового заявления для снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость (п. 2 ст. 58, п. 1, п. 7 ст. 85 НК). Налоговая проверка должна быть начата налоговыми органами не позднее 20 рабочих дней после получения заявления от Компании о её проведении (п. 5. ст. 58 НК). Однако, на практике документальная проверка нередко начинается в более поздние сроки. Период проверки занимает в среднем от 4 до 6 месяцев и зависит от текущей занятости сотрудников отдела аудита налогового управления. При этом применяются все законодательно допустимые обоснования о пролонгации периода проверки. Порядок и объем информации, которая может быть истребована представителем уполномоченного органа для проверки, определяется самостоятельно проверяющим. В основном указанная информация включает копию учетной системы налогоплательщика, выборочное, последовательное представление оригиналов первичной документации, заполнение аналитических раскрытий и детализаций по счетам учета, заполнение рабочих регистров налоговой сверки, предоставление разъяснений/пояснений по выполненным расчетам налогового учета. Если ликвидация Компании не завершена в течение 1 года, ликвидатор должен предоставить отчет Регистратору (статья 69 IReg). По завершении проверки налоговыми органами составляется акт о результатах налоговой проверки. Если по результатам проверки выявлено наличие налоговой задолженности, такая задолженность погашается Компанией, а в случае отсутствия у Компании денежных средств на банковском счете, задолженность погашается участниками Компании (п. 7 ст.58 НК). Последующий тридцатидневный период с даты выпуска акта о результатах налоговой проверки является периодом претензионной работы, в течение которого возможно оспорить и изменить выводы проверяющих. Как было сказано, налоговый инспектор определит весь объем доплат и штрафов (если таковые будут) и отразит их в акте о результатах налоговой проверки. Задача налогоплательщика произвести оплату всех доначислений (при согласии). Начисления инспектора и оплата налогоплательщика найдут свое отражение на лицевых счетах. Это является доказательством факта исполнения всех обязательств для системы государственного органа. После оплаты всех задолженностей по обязательным платежам и налогам уполномоченное лицо Компании, имеющее право первой подписи, обращается в банк для закрытия банковского счета и получения справки о закрытии счетов. Данная справка затем предоставляется в налоговый орган. Банковский счет закрывается в среднем в течение 5 дней (в отдельных банках до 1 месяца). Кроме того, перед закрытием счета важно урегулировать все вопросы с валютным контролем, а также закрыть все корпоративные банковские карты. Собственность Компании в рамках добровольной ликвидации должна быть использована для погашения обязательств Компании, и, при условии соблюдения этого, должна распределяться между участниками в соответствии с их правами и долями в Компании, кроме случаев, когда устав Компании предусматривает иное (статья 44 IReg). Как только Компания завершит все дела по ликвидации, но перед подачей документов для завершения ликвидации, ликвидатор должен подготовить отчет о ликвидации, изложить в нём как была проведена ликвидация и каким образом было реализовано имущество Компании. После подготовки отчёта ликвидатор должен созвать ОСУ с целью предоставления отчета (ст. 34 IReg). Полагаем, что в данном случае одновременно с утверждением отчета ОСУ должно утвердить ликвидационный баланс (по аналогии с п. 7 ст. 50 ГК). Ликвидируемая Компания представляет ликвидационный баланс в течение трех рабочих дней со дня завершения налоговой проверки, а в случае наличия налоговой задолженности, с даты погашения задолженности (п. 13 ст. 58 НК). Следует иметь в виду, что дивиденды должны быть распределены на более ранних стадиях. Например, до утверждения предварительного ликвидационного баланса. Во-первых, на практике случались совершенно абсурдные случаи, когда налоговые органы воспринимали оставшиеся средства на счетах Компании как дар от участников. Поскольку эти суммы (сверх размера уставного капитала) не были распределены участниками, налоговые органы считали их невостребованными, относили к прибыли и начисляли КПН и пеню [35]. Во-вторых, если их распределить в конце, то это повлечет необходимость предоставления дополнительной налоговой отчетности к ликвидационной налоговой отчетности и может потенциально повлечь повторное проведение налоговой проверки (п.12 ст. 58 НК). После истечения тридцатидневного периода, указанного выше, необходимо подать заявление об аннулировании лицевых счетов Компании в налоговом органе. Уполномоченное лицо Компании должно обратиться в территориальные налоговые органы в отношении аннулирования лицевого счета налогоплательщика и предоставить справки о закрытии банковских счетов. В системе инспектор производит отметку о закрытии банковских счетов и после этого лицевые счета закрываются. Процесс автоматизирован, при этом инспектор должен внести сведения о дате закрытия банковского счета Компании, чтобы лицевые счета были аннулированы. Взаимодействие с уполномоченным налоговым органом завершается после закрытия лицевого счета налогоплательщика. По заявлению уполномоченного лица Компании осуществляется выпуск справки, подтверждающей отсутствие задолженности по расчетам в бюджет. Указанный документ не требуется для предоставления Регистратору для завершения процедур по ликвидации и нужен исключительно для собственного понимания, что все налоги оплачены и можно подавать документы для дальнейшей регистрации прекращения деятельности Компании в регистрирующем органе. Для завершения ликвидации Регистратору должны быть представлены следующие документы: (i) Уведомление о прекращении деятельности [36]; (ii) решение ОСУ о добровольной ликвидации Компании; (iii) экземпляр газеты с объявлением о ликвидации; (iv) акт налоговой проверки; (v) доверенность, если подача осуществляется представителем. Справка о закрытии счетов в банке и об уничтожении печати (при наличии) Регистратору не представляется. Оплата сбора за ликвидацию не предусмотрена. Срок рассмотрения документов Регистратором не установлен, но в среднем составляет около 10 рабочих дней. После получения заявления с приложением всех необходимых документов Регистратор осуществляет проверку соблюдения порядка ликвидации, затем уведомляет Министерство юстиции РК, которое, в свою очередь, автоматически проверяет отсутствие налоговой задолженности и вносит сведения о регистрации прекращения деятельности юридического лица в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.
6. Упрощенная ликвидация через процедуру Strike off Актом о компаниях (CReg) предусмотрена отдельная процедура «Strike off», что в переводе означает исключить, вычеркивать, ликвидировать. В соответствии со статьей 167 CReg, Регистратор может исключить название Компании из реестра (ликвидировать Компанию), если у Регистратора есть основания полагать, что: 1) Компания не ведет бизнес или не осуществляет деятельность; 2) Компания нарушает Положение МФЦА о компаниях; или 3) нахождение Компании в реестре наносит ущерб интересам МФЦА. Схожие нормы есть и в казахстанском законодательстве. Так для отсутствующих юридических лиц и отсутствующих должников законодательством предусмотрены специальные основания и упрощенный порядок ликвидации (п. 2 Нормативного постановления Верховного Суда № 5 [37]). В частности, согласно ГК, уполномоченный орган (как правило налоговый орган) может обратиться с заявлением в суд, в случаях отсутствия юридического лица по месту нахождения или по фактическому адресу, а также учредителей (участников) и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может функционировать в течение одного года или осуществления деятельности с грубым нарушением законодательства (п. 2 ст. 49 ГК). Юридическое лицо в таких случаях ликвидируется сразу после получения решения суда без проведения налоговой проверки [38]. Регистратор может заключить, что Компания не ведет бизнес или не осуществляет деятельность, если годовой отчет (Annual return) или ежегодное подтверждение достоверности информации (Annual confirmation statement) в реестре компаний не были поданы в установленные сроки или сбор, причитающийся Регистратору, не был оплачен в установленный срок. Регистратор также может исключить Компанию из реестра, если она ликвидируется с участием кредиторов (creditors voluntary winding up), но ликвидатор не действует или если дела Компании полностью завершены, однако отчеты, которые должен был предоставить ликвидатор, не подавались в течение как минимум 6 последовательных месяцев. В таком случае Регистратор публикует объявление в СМИ о намерении ликвидировать Компанию, а также получает согласие AFSA на вышеуказанную публикацию, если Компания имеет лицензию (статья 167(3) CReg). Аналогичная процедура Strike off имеется и в Dubai International Financial Centre, где регистратор также наделен правом исключить компанию из реестра, если у регистратора есть основания полагать, что Компания не ведет бизнес или не действует, а также в общественных интересах [39]. Как известно из публичных источников, Регистратор уже ликвидировал в МФЦА несколько компаний через процедуру Strike off, в связи с тем, что Компании нарушали нормы действующего права МФЦА (например, таким образом прекратили своё существование такие компании, как Частная компания Artificial Investments Company Ltd. [40, 41] и Частная компания VERSOR Engineering Ltd. [42, 43]). Кроме того, заявление на исключение из реестра может подать сама Компания (статья 167(4) CReg). При этом главным преимуществом ликвидации через процедуру Strike off является то, что к ней не применяются правила, предусмотренные IReg и IRules, а, следовательно, не требуется нанимать Официального ликвидатора. Данную процедуру еще называют упрощенной ликвидацией, но это не означает, что не нужно проходить налоговую проверку, а также получать все необходимые согласования у Регулятора по прекращению действия лицензии (если деятельность Компании была регулируемой). Процедура Strike off, как правило, осуществляется в том случае, если Компания не вела деятельность и у нее нет имущества и кредиторов, что отвечает смыслу статьи 167(1)(а) CReg. Если же у Компании имеется имущество либо велась какая-либо деятельность, то это не означает, что Компания должна ликвидироваться исключительно по процедуре прекращения деятельности (Winding Up), установленной в IReg и IRules. Для того, чтобы ликвидировать Компанию через процедуру strike off достаточно на этапе подготовки к ликвидации расторгнуть договоры со всеми работниками и кредиторами, а также не иметь долгов и имущества. Для информации ниже опишем основные действия в целях подготовки к началу процедуры Strike off в Abu Dhabi Global Market (список не является исчерпывающим). Прежде чем подавать заявление на исключение компании из реестра, сначала необходимо осуществить ряд подготовительных действий, если применимо: 1) убедиться, что сотрудники уволены в соответствии с соответствующими требованиями; 2) аннулировать или передать все визы/спонсорства сотрудников и аннулировать регистрационную карту компании и учетную запись e-channels; 3) аннулировать почтовый ящик компании; 4) аннулировать любые другие регистрации или разрешения (например, регистрацию транспортных средств, связанных с компанией), выданные другими государственными органами ОАЭ; 5) расторгнуть (или передать) договор аренды зарегистрированного офисного адреса компании (если срок аренды еще не истек); 6) сдать регистрационное свидетельство аренды компании в регистрирующий орган (если срок аренды еще не истек); 7) удалить веб-сайт компании и аннулировать учетные записи по коммунальным услугам; 8) урегулировать вопросы, связанные с активами и пассивами компании [44]. По сути, это схоже с тем, что происходит при подготовке к процедуре добровольной ликвидации юридических лиц в обычной юрисдикции Казахстана, о чем мы упоминали в начале статьи. Обращаем внимание, что в рамках процедуры strike off необходимо соблюсти трехмесячный период бездействия Компании как следует из смысла статьи 167(7) CReg. Полагаем, что этот срок ожидания можно совместить с ожиданием окончания двухмесячного срока после публикации объявления до начала налоговой проверки. По факту к моменту завершения налоговой проверки трехмесячный срок бездействия Компании давно завершится, поскольку проверка может длится от трех до шести месяцев.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |