Коммерческие и некоммерческие акционерные общества: анализ правового регулирования и правоприменительной практики
Алимов Олжас Толегенулы
Магистр юридических наук
Сеньор-лектор ВШП «Әділет» Каспийского университета
Директор юридического департамента АО «КБТУ»
Аннотация: В настоящей статье проводится сравнительный анализ акционерных обществ (АО) и некоммерческих акционерных обществ (НАО) в Республике Казахстан. В рамках исследования анализируются особенности правового регулирования создания, управления и функционирования АО и НАО на основе законодательства Республики Казахстан. Отдельное внимание уделено противоречиям между нормами законодательства и их практическом применением при реорганизации акционерного общества в некоммерческое акционерное общество и перерегистрации данных организаций. Особое внимание уделяется выявлению несоответствий в нормативно-правовых актах, выявленные в процессе реализации данных процедур, а также их влияние на правоприменительную практику.
Введение
Акционерные общества (далее - АО) являются важными экономическими субъектами в Республике Казахстан, способствующими развитию корпоративного сектора и привлечению инвестиций. Важную роль играют также некоммерческие акционерные общества, деятельность которых направлена на достижение социально значимых целей. Вопросы правового регулирования создания, управления и функционирования АО и НАО представляют собой актуальную область исследований, особенно в контексте развития законодательства Казахстана. В данной статье рассматриваются основные правовые аспекты создания и функционирования АО и НАО в Республике Казахстан с целью выявления различий между этими формами юридических лиц.
Основное определение акционерного общества содержится в статье 85 Гражданского кодекса Республики Казахстан, согласно которой Акционерным обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности. Акционеры акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами [1].
Как отмечает С.И. Климкин, акционерное общество является единственной, «сквозной» организационно-правовой формой юридического лица, которое, будучи созданным с использованием такой формы, может быть как коммерческим, так и некоммерческим [2].
Образование акционерного общество регулируется Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах» и направлен на обеспечение стабильности и прозрачности функционирования акционерных обществ (коммерческая организация), защиту прав акционеров и кредиторов, а также создание условий для привлечения инвестиций (средств) [3].
Некоммерческим акционерным обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности, доходы которого используются исключительно на развитие этого общества [4].
Процедура регистрации акционерного общества (АО) представляет собой сложный и многоступенчатый процесс, поскольку подготовка необходимых документов требует значительного временного ресурса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415-II «Об акционерных обществах», учредителями акционерного общества (АО) могут выступать как физические, так и юридические лица, принявшие решение о его создании.
А.Г. Диденко и Е.В. Нестерова подчеркивают, что акционерное общество - это форма ведения бизнеса, составляющего основу экономической и социальной стабильности государства: национальные холдинги, институты развития и национальные компании, банки, пенсионные фонды и другие финансовые организации, поэтому ответственность должностных лиц таких организаций должна служить стимулом эффективного исполнения их функций и недопущения злоупотреблений [5].
А.А Аубакиров, М.А. Дербисалиев, А.А. Малтабаров также отмечают, что акционерные общества в Казахстане в основном предназначены для крупного бизнеса, так как законодательные требования, такие как минимальный уставный капитал, превышают возможности малого и среднего бизнеса. Например, минимальный уставный капитал для акционерных обществ составляет 50 000 месячных расчетных показателей, что делает их малопригодными для небольших предприятий. Более того, определенные виды деятельности, включая банковские и пенсионные фонды, должны регистрироваться только как акционерные общества и соблюдать более высокие требования к капиталу [6].
Намерение о создании АО принимается протокольным решением общего собрания акционеров либо оформляется решением единственного акционера. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 указанного закона, на первом учредительном собрании учредители обязаны - заключить учредительный договор, установить размер уставного капитала и предварительной оплаты акций учредителями, определить количество объявленных акций, в том числе акций, подлежащих оплате учредителями, установить условия и порядок конвертации ценных бумаг общества, подлежащих замене на акции общества, утвердить методику определения стоимости акций при их выкупе обществом в соответствии с данным законом, утвердить членов коллегиальных органов и принять решение о государственной регистрации. Таким образом, лица выступающие в качестве акционеров АО, на первом учредительном собрании обязаны решить вышеуказанные задачи.
В соответствии со статьей 10 данного закона минимальный размер уставного капитала АО составляет 50 000-кратный размер месячного расчетного показателя (МРП), установленного законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
АО должно быть зарегистрировано в качестве коммерческого юридического лица в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» в государственной корпорации НАО «Правительство для граждан» [7]. После регистрации АО необходимо провести эмиссию акций в Национальном банке. Вопросы, касающиеся регистрации выпущенных акций и размещения отчета о их размещении, регламентируются Постановлением Правительства от 30 июля 2005 года № 268 «Об утверждении Правил государственной регистрации выпуска объявленных акций, утверждения отчета об итогах размещения акций и аннулирования выпуска акций».
 |
Согласно пункту 1 статьи 20 данного закона, общество обязано представлять уполномоченному органу отчеты об итогах размещения своих акций каждые шесть месяцев (в течение одного месяца по окончании отчетного полугодия) до полного размещения объявленных акций либо после завершения их полного размещения.
Следовательно, отчеты о размещении акций АО необходимо подавать каждые шесть месяцев до момента полного размещения объявленного выпуска акций. Реестр акционеров будет вести акционерное общество АО «Центральный депозитарий ценных бумаг».
На практике, процесс регистрации АО и НАО похожи: для государственной регистрации необходимо представить учредительные документы, в том числе устав и протокол общего собрания учредителей. Однако для НАО требуется соблюдение дополнительных условий, связанных с некоммерческим характером деятельности, таких как запрет на выпуск привилегированных акций и производных ценных бумаг.
Государственную регистрацию и учетную регистрацию их филиалов и представительств некоммерческого акционерного общества осуществляют органы юстиции (Департамент юстиции).
Регистрация обеих форм организаций осуществляется в течение пяти рабочих дней через органы юстиции.
Корпоративное управление в АО и НАО
Управление АО осуществляется через три основных органа: общее собрание акционеров, совет директоров и исполнительный орган (Правление). Статья 33 Закона «Об акционерных обществах» устанавливает, что высший орган управления - это общее собрание акционеров, в то время как совет директоров осуществляет стратегическое руководство деятельностью общества. Исполнительный орган (Правление) осуществляет текущее управление деятельностью АО.
В НАО также предусмотрена подобная структура управления, однако существует ряд ограничений. Например, доходы НАО не могут распределяться между акционерами, а все полученные средства должны направляться на выполнение уставных задач общества. Это создает уникальные условия для управления и развития НАО в Казахстане, отличающие их от коммерческих АО.
Выплата дивидендов и финансовая деятельность
Одним из ключевых различий между АО и НАО является вопрос о выплате дивидендов. Акционерные общества вправе выплачивать дивиденды своим акционерам, если это предусмотрено уставом и годовой финансовой отчетностью, подтвержденной аудитом. В отличие от АО, НАО не вправе начислять и выплачивать дивиденды, что соответствует их некоммерческому статусу. Средства, полученные НАО, направляются исключительно на реализацию его целей, что подчеркивает социальную направленность таких организаций.
Правовые особенности АО и НАО:
Согласно п.4 ст16 Закона РК о некоммерческих организациях, Общество, учрежденное как некоммерческая организация, не может быть преобразовано в коммерческую организацию так же, как и общество, учрежденное как коммерческая организация, не может быть преобразовано в некоммерческую организацию.
Требования части первой настоящего пункта не распространяются на случаи преобразования:
1) фондовых бирж, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг;
2) коммерческих акционерных обществ в автономные организации образования в соответствии с Законом Республики Казахстан «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд», а также в автономный кластерный фонд в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий»;
2-1) организаций высшего и (или) послевузовского образования, учрежденных как коммерческие организации;
3) кредитных бюро, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о кредитных бюро и формировании кредитных историй;
4) накопительного пенсионного фонда с участием государства в единый накопительный пенсионный фонд;
5) некоммерческой организации в организационно-правовой форме акционерного общества с прямым или косвенным участием государства в уставном капитале, гарантирующей при наступлении гарантийного случая завершение строительства и передачу доли в многоквартирном жилом доме дольщикам.
Ф.С. Карагусов подчеркивает,что «в контексте исторического развития казахстанского права на традициях романо-германской правовой семьи и перспектив его дальнейшего совершенствования представляется целесообразным вообще отказаться от возможности создавать некоммерческие организации в форме акционерных обществ» [8].
Как отмечают М.К. Сулейменов, Ф.С. Карагусов, А.Е. Дуйсенова, представляется целесообразным исключить форму некоммерческого акционерного общества, однако, учитывая ее широкое распространение в последнее время (причем, для организаций, многие из которых могут быть признаны юридических лиц публичного права), думается, что использование такой формы для некоммерческих юридических лиц публичного права можно сохранить. В то же время целесообразными были бы определенные корректировки правового статуса таких организаций в целях соблюдения соответствующего публичного интереса [9].
Противоречие между нормами законодательства и их практическим применением.
Изменения организационно-правовой формы юридического лица из одного вида в юридическое лицо другого вида в соответствии с требованиями статьи 46 Гражданского кодекса влечет за собой процедуру реорганизации путем преобразования.
Пунктом 1 статьи 86 Закона «Об акционерных обществах» установлено, что общество (за исключением некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме акционерного общества) вправе преобразоваться в хозяйственное товарищество или в производственный кооператив, к которому переходят все права и обязанности преобразуемого общества в соответствии с передаточным актом.
Тогда как, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, в организационно-правовой форме акционерного общества могут создаваться некоммерческие организации.
Действующие нормативные правовые акты Республики Казахстан содержат положения, ограничивающие возможность преобразования акционерных обществ в некоммерческие акционерные общества в форме преобразования. В связи с этим, акционеры таких обществ при осуществлении процедуры изменения организационно-правовой формы сталкиваются с рядом правовых препятствий, что существенно затрудняет реализацию намеченных преобразований.
Как следует из разъяснения Министерства юстиции Республики Казахстан, в случае изменения организационно-правовая формы юридического лица в виде «акционерного общества» на «некоммерческое акционерное общество» меняется только наименование юридического лица, без изменения организационно-правовой формы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Гражданского кодекса РК, юридическое лицо подлежит перерегистрации в случаях: уменьшения размера уставного капитала, изменения наименования, изменения состава участников.
В соответствии с положениями статьи 42 Гражданского кодекса Республики Казахстан, изменение акционерным обществом своей организационно-правовой формы путем преобразования в некоммерческое акционерное общество подпадает под понятие реорганизации юридического лица.
Перерегистрация юридического лица представляет собой процедуру внесения изменений в государственный реестр юридических лиц, осуществляемую в связи с возникновением обстоятельств, влекущих за собой изменение сведений о юридическом лице, таких как наименование, местонахождение, состав учредителей (участников) и иных данных, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.
Реорганизация юридического лица - процесс изменения организационно-правовой формы юридического лица, который может включать слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование.
Проведенный анализ положений пункта 1 статьи 86 Закона Республики Казахстан об акционерных обществах и пункта 4 статьи 16 Закона Республики Казахстан о некоммерческих организациях выявил существенные противоречия в части возможности преобразования акционерных обществ, учрежденных как коммерческие или некоммерческие организации. Данные противоречия создают неопределенность в правоприменительной практике и затрудняют внесении изменений в государственный реестр юридических лиц.
Существующая законодательная база Республики Казахстан не позволяет осуществлять преобразование коммерческого акционерного общества в некоммерческое и наоборот. Данное ограничение не отвечает требованиям международной практики и ограничивает свободу выбора организационно-правовой формы для юридических лиц.
 |
В сравнении со ст.20 аналогичного закона «Об акционерных обществах» Российской Федерации, Общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство, подтверждает необходимость внесения изменений в национальное законодательство РК [10]. Существующая практика государственной регистрации (перерегистрации) акционерных обществ при смене организационно-правовой формы запрещает преобразоваться в некоммерческие акционерные общества. Для устранения указанных противоречий и обеспечения единообразного применения законодательства необходимо внести соответствующие изменения в пункт 1 статьи 86 Закона Республики Казахстан «об акционерных обществах» и в пункт 4 статьи 16 Закона Республики Казахстан «о некоммерческих организациях», где определены процедуры преобразования акционерных обществ.
Заключение
В заключение можно отметить, что правовое регулирование АО и НАО в Казахстане имеет свои особенности, обусловленные целями и задачами этих форм организаций. НАО, будучи некоммерческими организациями, играют важную роль в выполнении социально значимых задач, что отличает их от коммерческих акционерных обществ. Сравнение с международной практикой показывает, что Казахстан находится в процессе развития законодательства, направленного на совершенствование корпоративного управления и создание благоприятных условий для предпринимателей. Предлагаемые изменения в законодательство Республики Казахстан направлены на создание более гибкой и эффективной правовой среды для осуществления преобразований коммерческих акционерных обществ в некоммерческие акционерные общества. Их реализация позволит повысить привлекательность Казахстана для акционеров и способствовать развитию гражданского общества.
Литература:
1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года
2. С.И. Климкин - «Особенности правового положения некоммерческих акционерных обществ», 2021.
3. Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах» от 13 мая 2003 года № 415-II.
4. Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» от 16 января 2001 года № 142.
5. Имущественная ответственность должностных лиц акционерных обществ /А. Диденко, Е. Нестерова/ 2012 https://www.zakon.kz/amp/redaktsiia-zakonkz/4506836-imushhestvennaja-otvetstvennost.html
6. The Journal of Economic Research & Business Administration. No3 (121). 2017. Аубакиров А.А., Дербисалиев М.А.,Малтабаров А.А. о некоторых вопросах преобразования формы собственности вузов казахстана в акционерное общество: внедрение системы корпоративного управления
7. Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»;
8. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть): Комментарий (постатейный). В трех книгах. Книга 1. Статьи 1-114. Издание четвертое, исправленное и дополненное, с использованием судебной практики / Отв. ред. М.К. Сулейменов. - Алматы, 2020. С. 600.
9. М.К. Сулейменов, Ф.С. Карагусов, А.Е. Дуйсенова - Ликвидация государственных предприятий и юридические лица публичного права.
10. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ.