|
|
|
30.06.2025 Проблемы госзакупок - глазами бизнеса
Плотникова Кристина Директор юридического департамента ТОО «Просто Бэк-офис» (pbo.kz)
Закупки - дело государственное и серьёзное. Ведь часто речь идёт не о закупе канцелярии, а о поставках жизненно важного оборудования, медикаментов, услуг для граждан. И если система закупок работает нестабильно, от этого страдает не только бизнес, но и сам заказчик - государство. Не так давно мы погрузились в сферу государственных закупок, на первый взгляд все выглядело неплохо, законодательство свежее, много деталей, но на практике мы стали видеть кучу «подводных камней», попробуем осветить наиболее интересные находки. Начнем с самого доступа к системе, где проводятся тендеры - площадок множество, одного портала https://goszakup.gov.kz/ будет далеко недостаточно, чтобы быть в курсе всех проводимых закупов, придется мониторить как минимум десяток площадок, стоит отметить, что если вы решите подать заявку на участие, то доступ у большинства платный и цены далеко не символические. Закон прямо не запрещает это, но и не обязывает использовать единый канал. В итоге бизнес тратит ресурсы на доступы к этим системам. Следующий аспект, который вызывает критику - формальный подход к допуску: «пустышки» допускаются, активные компании - не всегда. В соответствии с пунктом 2) статьи 11 Закона о государственных закупках[1] и пунктом 57 Правил осуществления государственных закупок[2] финансовая устойчивость поставщика оценивается автоматически по данным за три предыдущих года. Это приводит к абсурдной ситуации: компания, не ведущая деятельность с 2024 года, но с хорошими показателями за 2021-2023 годы, может быть признана устойчивой. А новый бизнес, активно работающий с 2023 года и имеющий реальные показатели за последние три года, может быть не допущен. Кроме того, система не проверяет наличие профиля деятельности (ОКЭД) в рамках предмета закупки, что означает, что поставщиком питания может стать компания, торгующая моторными маслами.
Отсутствие фильтров и логического контроля - это продолжение ситуации по допуску к участию. Веб-портал согласно подпункту 33) статьи 3 Закона о государственных закупках реализует форматно-логический контроль, однако он не блокирует ситуацию, когда участник подает заявку без нужного ОКЭД, с неполным комплектом документов или даже «пустыми листами». Это приводит к срыву процедур и признанию закупки несостоявшейся, а также позволяет существовать целому бизнесу, мешающему качественному проведению закупок, допуску действительно квалифицированных поставщиков.
Сроки на подачу заявок - минимальные. Согласно Правилам осуществления государственных закупок, минимальные сроки подачи заявок могут составлять всего 3 рабочих дня, например, согласно пункту 164 Правил осуществления государственных закупок. За этот срок сложно подготовить обоснование, документацию, а иногда и просто физически загрузить файлы.
Несостоявшиеся тендеры: один - не воин? В соответствии со статьей 15 Закона о государственных закупках, закупка способом конкурса может быть признана несостоявшейся, если по результатам рассмотрения заявок только один участник признан соответствующим требованиям. На практике это значит, что даже добросовестный поставщик может не заключить договор, если остальные участники подали «пустышки» или не прошли фильтр.
Конкуренция начинается с огласки. Прозрачность госзакупок - это не только про открытые протоколы, но и про своевременное информирование. Ведь реальная конкуренция возможна только тогда, когда потенциальные поставщики знают, что закупка проводится. На практике информация о тендере появляется всего за несколько дней до окончания срока подачи заявок. Без предварительной «огласки» или прогнозируемости закупок, участвуют либо те, кто постоянно мониторит портал, либо «технические» компании. В итоге добросовестные и квалифицированные участники часто просто не успевают подготовиться. А ведь тендер - это своего рода государственный маркетинг, где заказчик должен заинтересовать рынок. И чем шире будет охват информации о закупке, тем выше шанс получить не формальное, а действительно лучшее предложение.
Что можно предложить для начала? 1) Ввести механизмы предварительной квалификации; 2) Расширить автоматические фильтры на портале; 3) Пересмотреть подход к «несостоявшимся» процедурам при наличии одного добросовестного участника; 4) Централизовать площадки и унифицировать тарифный доступ. Система госзакупок в Казахстане формально продвинута: электронная, цифровая, прозрачная. Но за внешней автоматизацией остаются критичные проблемы: срыв конкурсов, недопуск активных компаний, дублирующие порталы. Мы верим, что можно иначе - и надеемся, что когда-то так и будет.
Все выводы и предложения (рекомендации), отраженные в настоящем обзоре, носят исключительно рекомендательный характер и не влекут обязательств по совершению третьим лицом каких-либо определенных действий. В случае возникновения каких-либо вопросов, пожалуйста, обращайтесь (pbo.kz). Просто Бэк-офис Аутсорсинг бухгалтера, юриста и HR-ассистента №1.
[1] Закон Республики Казахстан от 1 июля 2024 года № 106-VIII «О государственных закупках» [2] Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 9 октября 2024 года № 687 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |