|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
«Human Rights Focus: women and children» «Фокус прав человека: женщины и дети» «Адам құқықтарына назар: әйелдер мен балалар»
Рекомендации
Татьяна Зинович
Нур-Султан, 2022
ОЦЕНКА ФОРМ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В КАЗАХСТАНЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ 7. Общественные наблюдательные комиссии (ОНК)
В Казахстане существует множество форм и способов, направленных на обеспечение гражданского участия в процессе принятия решений. Однако практика показывает, что не всегда количество может быть связано с качеством. Очевидно, что, когда речь идет о гражданском участии в процессе принятия решений, оценка эффективности каждой формы такого участия в первую очередь будет связана с влиянием и достигнутым от такого участия результатом. Гражданское участие в процессе принятия решений делится на два вида: непосредственно либо через избранных представителей. В настоящих рекомендациях мы сосредоточились на непосредственном участии граждан в процессе принятия решений и не охватывали вопросы, связанные с выборами. Любая форма непосредственного гражданского участия, по нашему мнению, должна отвечать следующим критериям: • Доступ к информации; • Устойчивость и непрерывность; • Недискриминация и Инклюзивность (доступность); • Понятность процессов; • Справедливость (в отношении процедур отбора и участия, рассмотрения рекомендаций и учета мнений всех сторон); • Открытость и прозрачность; • Независимость и беспристрастность. Совокупность этих критериев в целом формирует картину влиятельности каждой формы и выводы об ее эффективности, которая в первую очередь определяется степенью влияния на процесс принятия решений. То есть конкретным результатом от процесса участия. Кроме того, Кодекс рекомендуемой практики гражданского участия в процессе принятия решений1 (далее - Кодекс рекомендуемой практики) выделяет следующие уровни участия (см. Рис.1):
Рис. 1. Уровни участия
________ 1 Кодекс рекомендуемой практики гражданского участия в процессе принятия решений. Принят Конференцией МНПО Совета Европы на заседании 1 октября 2009 г. https://rm.coe.int/16802eedd4
Информирование - относится к самому низкому уровню участия и подразумевает доступ к информации. Этот уровень предполагает одностороннее информирование со стороны государственных органов, а взаимодействие и вовлеченность гражданского общества не предполагается. Консультации - включают информирование общественности и также предполагают обращение со стороны государственных органов к представителям гражданского сектора за обратной связью (комментариями, рекомендациями). Инициатива и темы исходят от государственного сектора в одностороннем порядке. Диалог - является более демократичным уровнем участия, поскольку инициатива может исходить от любой стороны. Кодекс рекомендуемой практики выделяет два вида диалога: широкий и в духе сотрудничества. Широкий диалог характеризуется двусторонним общением, построенным на «взаимных интересах и потенциально общих задачах для обеспечения регулярного обмена мнениями». Например, к этом можно отнести открытые публичные слушания, специальные встречи. Такой диалог может иметь широкую повестку и не обязательно связан с конкретными инициативами. «Диалог в духе сотрудничества построен на взаимных интересах в отношении конкретного развития политики. Диалог в духе сотрудничества, как правило, приводит к выдвижению совместной рекомендации, стратегии или законодательства». Такой диалог «имеет больший потенциал, чем широкий диалог, поскольку он включает совместные, зачастую частые и регулярные, встречи для разработки ключевых политических стратегий и часто приводит к согласованным итогам. Диалог имеет высокую ценность на всех этапах цикла принятия политических решений, но важнейшее значение он играет при определении повестки дня, подготовке и пересмотре».2 И наконец партнерство является самым высоким и эффективным уровнем участия и характеризуется взаимной ответственностью на всех этапах процесса принятия решений, сохранением независимости неправительственного сектора, делегированием некоторых задач неправительственному сектору, создание органов для принятия решений, включая при распределении финансовых средств. В рамках данного документа мы постарались: 1. Дать краткую оценку основным формам непосредственного гражданского участия опираясь на указанные индикаторы и уровни участия. 2. Оценить эффективность этих форм, для того, чтобы представители общественности могли сделать эффективный выбор той или иной формы для продвижения общественного интереса, а представители государственных органов могли учесть эту оценку и использовать для совершенствования форм гражданского участия. 3. Дать рекомендации, своеобразные алгоритмы по участию в отношении каждой формы, в надежде что они окажут помощь представителям общественности в более эффективном продвижении общественного интереса. 4. Представить примеры эффективного участия общественности применительно к отдельным формам гражданского участия, рассмотренным в рамках документа. Каждая форма/вид гражданского участия в данном документе будут иметь индикацию по уровню участия и вышеупомянутым критериям. Для оценки эффективности все индикаторы будут снабжены цветовым кодом, где:
___________ 2 Кодекс рекомендуемой практики гражданского участия в процессе принятия решений. Принят Конференцией МНПО Совета Европы на заседании 1 октября 2009 г. https://rm.coe.int/16802eedd4 . Стр. 8-9.
ОЦЕНКА ФОРМ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ
Чем руководствоваться при использовании? • Закон Республики Казахстан «О доступе к информации»;3 • Указ Президента РК «О проведении отчетных встреч с населением руководителей центральных исполнительных органов, акимов, ректоров национальных высших учебных заведений»;4 • Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2021 года № 774 «Об утверждении единого перечня открытых данных государственных органов, размещаемых на интернет-портале открытых данных».5 • Приказ Министра информации и общественного развития РК «Об утверждении Правил работы на интернет-портале открытого диалога»;6 • Приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК «Об утверждении Правил информационного наполнения интернет-ресурсов государственных органов и требований к их содержанию»;7 • Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию РК «Об утверждении требований к содержанию, ведению и информационному наполнению электронными информационными ресурсами веб-портала «электронного правительства»;8
_____________ 3 Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 401-V «О доступе к информации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.12.2021 г.). https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39415981&pos=499;-33#pos=499;-33 4 Указ Президента Республики Казахстан от 5 февраля 2016 года № 190 «О проведении отчетных встреч с населением руководителей центральных исполнительных органов, акимов, ректоров национальных высших учебных заведений» (с изменениями по состоянию на 07.09.2020 г.). https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39770633 5 Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2021 года № 774 «Об утверждении единого перечня открытых данных государственных органов, размещаемых на интернет-портале открытых данных». https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39774337&pos=5;-108#pos=5;-108 6 Приказ Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 28 апреля 2021 года № 145 Об утверждении Правил работы на интернет-портале открытого диалога. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37088117 7 Приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 2 апреля 2021 года № 114/НҚ «Об утверждении Правил информационного наполнения интернет-ресурсов государственных органов и требований к их содержанию». https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38745143 8 Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 января 2016 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию, ведению и информационному наполнению электронными информационными ресурсами веб-портала «электронного правительства». https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32500707#sub_id=100
• Приказ Министра информации и общественного развития РК «Об утверждении Правил размещения информации на интернет-портале открытых данных»;9 • Приказ Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 29 сентября 2016 года № 180 «О некоторых вопросах Комиссии по вопросам доступа к информации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.02.2019 г.)10 • Распоряжение Премьер-Министра РК «О мерах по реализации законов Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам доступа к информации»;11 • Письмо Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан от 7 декабря 2021 года № 21-10/6925 дз;12 • Методические рекомендации для уполномоченных лиц (подразделений) по вопросам доступа к информации в государственных органах;13 • Иные законодательные акты.
Краткая оценка эффективности
_____________ 9 Приказ Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 28 апреля 2021 года № 144 «Об утверждении Правил размещения информации на интернет-портале открытых данных». https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34201067 10 Приказ Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 29 сентября 2016 года № 180 «О некоторых вопросах Комиссии по вопросам доступа к информации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.02.2019 г.). https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32212235 11 Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 18 декабря 2015 года № 142-р О мерах по реализации законов Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам доступа к информации». https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38141676 12 Письмо Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан от 7 декабря 2021 года № 21-10/6925 дз. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34839543&pos=6;-108#pos=6;-108 13 Методические рекомендации для уполномоченных лиц (подразделений) по вопросам доступа к информации в государственных органах (Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан, 2021). https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38142540 14 Подробнее об оценке Казахстана в рамках RTI рейтинга смотреть здесь: https://www.rti-rating.org/country-data/ и здесь: https://www.rti-rating.org/country-detail/?country=Kazakhstan и здесь: https://lprc.kz/wp-content/uploads/2020/01/Analiz-po-RTI.pdf 15 Подробнее об оценке Казахстана в рамках RTI рейтинга смотреть здесь: https://www.rti-rating.org/country-detail/?country=Kazakhstan 16 Комиссия по доступу к информации не является независимой от органов исполнительной власти, а ее решения носят рекомендательный характер. Формализм и декларативность Комиссии усиливается отсутствием функции рассмотрения жалоб на нарушение или ограничение права на доступ к информации. Подробнее об этом здесь: Антикоррупционные реформы в Казахстане 4-й раунд мониторинга в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией. Сеть по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии. 2017 Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. 17 Несмотря на то, что Кодекс об административных правонарушениях содержит статью Статья 456-1. «Незаконное ограничение права на доступ к информации», эксперты неоднократно заявляли о необходимости надлежащего регулирования ответственности в рамках административного и уголовного законодательства. Подробнее здесь: https://lprc.kz/wp-content/uploads/2020/06/Dostup-k-informaczii.pdf и https://lprc.kz/wp-content/uploads/2022/02/access-to-information_responsibility.pdf 18 Подробнее об оценке Казахстана в рамках RTI рейтинга смотреть здесь: https://www.rti-rating.org/country-detail/?country=Kazakhstan 19 Подробнее смотреть здесь: https://lprc.kz/wp-content/uploads/2022/02/access-to-information.pdf 20 Подробнее смотреть здесь: https://lprc.kz/wp-content/uploads/2021/12/alternativnyj-otchet-sp.pdf и https://lprc.kz/wp-content/uploads/2020/06/Dostup-k-informaczii.pdf и https://lprc.kz/wp-content/uploads/2020/06/Alternativnyj-otchet_IV-raunda-monitoringa-SPD_iyul2017.pdf 21 В соответствии с трехчастным тестом любое ограничение доступа к информации, состоит из трех элементов-этапов, которые рассматриваются должностными лицами при принятии решения об ограничении доступа к информации или судьями в процессе рассмотрения жалобы на нарушения права на доступ к информации: 1) установление защищенного правомерного интереса (легитимной цели); 2) определение возможности нанесения существенного вреда защищенному интересу; 3) доказательства преимущества вреда над общественным интересом в раскрытии информации.
Рекомендации по эффективному использованию
____________ 22 «Закон о доступе к информации в вопросах и ответах. Практическое руководство для пользователей» смотреть здесь: https://lprc.kz/wp-content/uploads/2020/05/Rukovodstvo-dlya-polzovatelya.pdf Данная публикация от 2016 года. В связи с этим просим при изучении опираться на последние изменения в Законе РК «О доступе к информации» и актуальные процедуры на портале Электронного правительства. 23 Онлайн курс «Доступ к информации в Казахстане от А до Я» смотреть здесь: http://info-dostup.kz/ 24 Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.03.2022 г.). https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31577399#sub_id=0 25 Часть 1 ст. 805 КоАП РК. 26 П. 4 ч. 1 ст. 807 КоАП РК. 27 Часть 1 ст. 684 КоАП РК. 34 https://evaluation.egov.kz/ 35 Примеры были предоставлены юристом Internews Network в Казахстане Ольгой Диденко в ходе интервью проведенного специально для данной публикации. 36 https://open-base.newreporter.org/ 39 http://tikazakhstan.org/byudzhety-mestnogo-samoupravleniya-kazahstana/
Чем руководствоваться при использовании? • Закон Республики Казахстан «О доступе к информации»;42 • Закон Республики Казахстан «О правовых актах»;43 • Закон Республики Казахстан «О государственных услугах»;44 • Постановление Правительства РК Об утверждении Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан;45 • Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию РК «Об утверждении требований к содержанию, ведению и информационному наполнению электронными информационными ресурсами веб-портала «электронного правительства»;46 • Приказ и.о. Министра юстиции РК «Об утверждении Правил размещения проектов подзаконных нормативных правовых актов на интернет-портале открытых нормативных правовых актов»;47 • Иные законодательные акты.
Краткая оценка эффективности
_____________ 42 Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 401-V «О доступе к информации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.12.2021 г.). https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39415981&pos=499;-33#pos=499;-33 43 Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V «О правовых актах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.01.2022 г.). https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37312788 44 Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года № 88-V «О государственных услугах» (с изменениями дополнениями по состоянию на 02.01.2021 г.). https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31376056 45 Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 907 Об утверждении Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.07.2021 г.). https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1600000907 46 Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 января 2016 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию, ведению и информационному наполнению электронными информационными ресурсами веб-портала «электронного правительства». https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32500707#sub_id=100 47 Приказ и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 30 сентября 2021 года № 849 «Об утверждении Правил размещения проектов подзаконных нормативных правовых актов на интернет-портале открытых нормативных правовых актов». https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100024634 49 Индекс участия и влияния на законопроектную деятельность Казахстана. http://tikazakhstan.org/wp-content/uploads/2020/01/INDEKS-TI-Kazahstan.pdf 50 В 2018 году государственные органы Казахстана проработали 44 880 НПА из которых 22 048 НПА были приняты впервые, 13 594 - подверглись изменениям и дополнениям, 9 238 - подлежали утрате. Подробнее смотреть здесь: http://tikazakhstan.org/indeks-grazhdanskogo-uchastiya-і-vliyaniya-na-zakonotvorchestvo-poschitali-v-kazahstane/ 51 Подробнее смотреть здесь: Индекс участия и влияния на законопроектную деятельность Казахстана. http://tikazakhstan.org/wp-content/uploads/2020/01/INDEKS-TI-Kazahstan.pdf 52 Индекс участия и влияния граждан на законотворчество в Казахстане за 2020 год. http://tikazakhstan.org/wp-content/uploads/2021/12/INDEKS-2021.pdf 53 Так, на публичное обсуждение в 2018 году выносилось 15 936 проектов НПА, даже если учесть все законопроекты, вынесенные ранее на публичное обсуждение в 2017 году (2017 году выносилось 13 127 проектов НПА), то их сумма меньше принятых в 2018 году - 44 880 НПА. Подробнее смотреть здесь: http://tikazakhstan.org/wp-content/uploads/2020/01/INDEKS-TI-Kazahstan.pdf 54 Подробнее смотреть здесь: http://tikazakhstan.org/indeks-uchastiya-і-vliyaniya-grazhdan-na-zakonotvorchestvo-podschitali-v-kazahstane/
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
|