|
|
|
Правовое регулирование Балгуль Раисова, юрист
Согласно принятым на всенародном референдуме поправкам в Конституцию (Основной закон) Республики Казахстан осуществляется перераспределение властных полномочий от Президента к Парламенту, от центральной власти к региональной; Казахстан двигается по пути от суперпрезидентской модели к президентской республике; усиливается роль Парламента, внедряется смешанная модель формирования Мажилиса, внедряется механизм отзыва депутатов; акимы областей назначаются на альтернативной основе и самое главное, реформируются механизмы защиты конституционных прав граждан: создается Конституционный Суд, усиливается роль Уполномоченного по правам человека, запрещена смертная казнь. В результате данных конституционных реформ возможно достижение эффективного диалога общества и государства. На протяжении трех месяцев в государстве идет активное обсуждение политических реформ. Закон состоит из двух статей, в первой статье перечислены изменения, вносимые в Конституцию Республики Казахстан, во второй статье разъясняется порядок применения новых положений Конституции. Рассмотрим с правовой точки зрения изменения в Конституции относительно права собственности на землю, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, которые теперь принадлежат народу; какие правовые последствия наступают в результате данной трансформации для каждого гражданина и в целом для общества, каким образом должно измениться действующее законодательство. В I раздел «Общие положения» Конституции Республики Казахстан относительно права собственности внесено изменение о том, что «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство»[1]. Ранее все природные ресурсы находились в государственной собственности. Учитывая, что все национальное законодательство базируется на Конституции, соответственно в другие нормативные правовые акты планируется вносить изменения и дополнения, связанные с этим. Как должно измениться национальное законодательство, чтобы гармонизировать с конституционными новеллами? Очевидно, что необходимы изменения в следующие кодексы: Гражданский, Земельный, «О недрах и недропользовании», Водный, Лесной, а также в законы «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», «Об особо охраняемых природных территориях», «О пастбищах». Как юридически грамотно реализовать конституционный постулат «от имени народа право собственности осуществляет государство»? Проведем небольшой анализ тех норм, которые пока еще регулируют право собственности государства на землю и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы на законодательном уровне, но в соответствии с новеллами в Конституции будут изменяться. Начнем с абстракции самого права собственности. Право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом[2]. В соответствии с чем, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Право владения представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществом. Право пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлекать из имущества его полезные естественные свойства, а также получать от него выгоды. Выгода может выступать в виде дохода, приращения, плодов, приплода и в иных формах [3]. Возникает вопрос: будет ли государство идти по пути распределения доходов, полученных от эксплуатации или реализации объектов права собственности, принадлежащего народу либо все извлеченные полезные свойства и выгоды будут направлены в доход государства, как и прежде? Важной составляющей здесь является право распоряжения, которое представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества. Если от имени народа право собственности осуществляет государство, соответственно может возникнуть вопрос каким образом это будет осуществляться: по старой модели - когда только уполномоченный государством орган может принимать решение либо будут вводить процедуру согласования или голосования перед распоряжением имущества либо изменится порядок распоряжения после согласования с представительными органами власти? Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать это имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства. Нарушение прав и законных интересов может найти выражение, наряду с иными формами, в злоупотреблении собственником своим монопольным или иным доминирующим положением[4]. Таким образом, гипотетически возникает много вопросов о правовых последствия принятых изменений и практической их реализацией: эта норма носит чисто декларативный характер либо будет разработан специальный механизм исполнения конституционных постулатов. Если брать за основу международный опыт, то есть примеры, когда действительно природные ресурсы находятся в собственности народа и население распоряжается ими, получая денежный доход или имущественные привилегии; есть примеры, когда население страны принимает все решения по имущественным вопросам на референдумах; а есть примеры, когда нормы носят чисто декларативный характер и народ номинально является собственником, а фактическую функцию собственника выполняет государство. Частная собственность в Казахстане согласно гражданскому законодательству выступает как собственность граждан и негосударственных юридических лиц и их объединений[5]. Каким образом теоретически разделить собственность народа и собственность граждан? Как необходимо изложить это в учебной литературе для начинающих юристов, чтобы сформировать правильное понимание основ цивилистики, не нарушающей классическую теорию? Государственная собственность, в свою очередь, выступает в виде республиканской и коммунальной собственности[6]. Будет ли меняться эта градация, добавляя третью категорию или достаточно этих двух? В обсуждениях поправок предлагается текст статьи 193 ГК РК дополнить тем, что осуществление права собственности природных ресурсов, принадлежащих народу, государством реализуется через режим государственной собственности. Если это разные категории, то должно быть различие. В чем будет состоять отличие государственной собственности от собственности народа через режим государственной собственности? Будет ли собственность народа отнесена к категории общей собственности или нет? Так как имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)[7].
Рассмотрим правовой режим, предусмотренный действующим законодательством, по отдельным категориям природных ресурсов.
Земля является территориальным пространством, в пределах которого устанавливается суверенитет Республики Казахстан, природный ресурс, всеобщее средство производства и территориальная основа любого процесса труда. Правом распоряжения землей является юридически обеспеченное право государства определять юридическую судьбу земли на территории Республики Казахстан, а также право частного собственника совершать в отношении своего земельного участка сделки, не запрещенные законами Республики Казахстан[8]. В соответствии со статьей 3 Земельного Кодекса земля в Республике Казахстан находится в государственной собственности, а земельные участки могут находиться также в частной собственности. В государственной собственности находятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти, государственным организациям и учреждениям, используемые для нужд обороны и национальной безопасности, занятые особо охраняемыми природными территориями оздоровительного и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, общего пользования на землях населенных пунктов, запаса, в том числе специального земельного фонда, пастбищные и сенокосные угодья, а также отгонные пастбища и другие земли, не переданные в частную собственность. Не могут находиться в частной собственности земельные участки, занятые: для нужд обороны и государственной безопасности, оборонной промышленности, находящейся в государственной собственности; инженерно-техническими сооружениями, коммуникациями, возведенными для защиты и охраны Государственной границы Республики Казахстан; таможенных нужд; особо охраняемыми природными территориями; лесным фондом; водным фондом; магистральными железнодорожными сетями; автомобильными дорогами общего пользования, за исключением земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования, проданными государственной исламской специальной финансовой компании по решению Правительства Республики Казахстан; территориями общего пользования в населенных пунктах, за исключением земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, находящимися на праве частной собственности, и необходимых для их обслуживания. Принадлежность земель к той или иной категории определяется исходя из их целевого назначения и разрешенного использования в соответствии с зонированием земель. Не предоставляются в раздельную собственность и землепользование граждан и негосударственных юридических лиц земельные участки, занятые: сенокосными угодьями, используемыми и предназначенными для нужд населения, в том числе находящимися в пределах границы городов областного и районного значения, поселков, сельских населенных пунктов; дорогами общего пользования, в том числе дорогами межхозяйственного и межселенного значения, а также предназначенными для доступа на земельные участки общего пользования; обводнительными сооружениями совместного пользования (обводнительные каналы, сбросы, колодцы, пункты водопоя) двух или более собственников земельных участков или землепользователей. Пастбищные угодья, также не предоставляются в частную собственность и землепользование, а используются только для нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья[9]. Не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и негосударственным юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, если в соответствии с Земельным Кодексом эти земельные участки могут находиться в частной собственности[10]. Земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, могут быть: проданы или переданы безвозмездно в частную собственность; предоставлены в оплату уставного капитала (собственность) социально-предпринимательских корпораций; предоставлены в постоянное или временное землепользование. Продажа земельных участков из государственной собственности в частную на возмездной основе осуществляется единовременно либо в рассрочку по решению местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа в пределах его компетенции по предоставлению земельных участков, за исключением случаев, когда земельный участок предоставляется в собственность на безвозмездной основе: гражданам Республики Казахстан - собственникам квартир как идеальная доля в объектах кондоминиумов и для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства; научным центрам с международным участием, определяемым в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан; отечественным промышленным предприятиям, перечень которых и критерии отбора для включения в перечень определяются Правительством Республики Казахстан; субъектам малого предпринимательства под объекты, переданные им в соответствии с пунктом 2 статьи 234 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Плата за возмездное предоставление (продажу) права частной собственности на земельный участок (далее - плата за земельные участки) или права временного возмездного землепользования (аренды) (далее - плата за продажу права аренды) исчисляется на основе кадастровой (оценочной) стоимости, рассчитываемой по базовым ставкам платы за земельные участки с применением поправочных коэффициентов. Средства, поступающие от продажи государством земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность, зачисляются в Национальный фонд и используются в установленном законодательством Республики Казахстан порядке[11]. Таким образом, объектами права собственности на землю являются земельные участки, находящиеся в государственной и частной собственности[12]. В соответствии со статьей 20 Земельного Кодекса в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность на землю. Субъектами права собственности соответственно являются: Республика Казахстан как субъект права государственной собственности на землю на территории республики; а также граждане и негосударственные юридические лица как субъекты права частной собственности. При этом под гражданами понимаются граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено Земельным Кодексом. Содержание права собственности на землю включает принадлежность права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему земельным участком. Права государства как собственника земли осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами Республики Казахстан[13]. Реализация права государственной собственности осуществляется путем продажи или безвозмездной передачи в частную собственность; предоставления в оплату уставного капитала (собственность) социально-предпринимательских корпораций; предоставления в постоянное или временное землепользование; а также в иных правовых формах[14]. Субъектами права землепользования могут быть: государственные и негосударственные; национальные и иностранные; физические и юридические лица; постоянные и временные; первичные и вторичные землепользователи[15]. Предоставление права землепользования означает наделение лица правом землепользования непосредственно государством[16]. Будет ли применяться какой-либо механизм согласования в данном случае с собственником либо применение режима государственной собственности подразумевает иную процедуру? Земельные участки и право аренды на земельные участки, находящиеся в государственной собственности и не предоставленные в землепользование, могут быть объектами продажи на торгах (аукционах)[17]. Как будут проходить эти аукционы? Сохранится ли прежний режим либо будет разработан новый порядок их проведения? Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан и негосударственных юридических лиц, имеющих право на приобретение земельных участков в частную собственность, осуществляется на возмездной основе. Предоставление земельных участков в собственность граждан и негосударственных юридических лиц может осуществляться бесплатно[18]. Будут ли перераспределяться собственникам денежные средства, вырученные от предоставления на возмездной основе, или останется прежний порядок их зачисления в бюджет. Статьей 48 Земельного Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (аукционах). Изучая такие нормы законодательства возникает вопрос: предполагается ли внесение изменений во все статьи действующего законодательства, где указана государственная собственность на земельные участки либо планируется разграничение между устоявшимися в данной отрасли права понятиями. Далее, резервирование земель осуществляется путем создания резервных территорий на землях, находящихся в государственной собственности, в целях обеспечения развития населенных пунктов, размещения планируемых объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, стратегических объектов, объектов обороны и безопасности, космической деятельности, создания особо охраняемых природных территорий, в том числе защитных лесонасаждений, для использования пастбищных и сенокосных угодий в целях удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья и огородничества, а также для целей недропользования и создания специальных экономических зон или индустриальных зон республиканского или регионального значения. Основаниями для резервирования земель являются утвержденные в установленном порядке комплексные схемы градостроительного планирования территорий, генеральные планы населенных пунктов, проекты (схемы) прохождения автомобильных и железнодорожных дорог, заключения об определении сферы охвата оценки воздействия на окружающую среду, документы Системы государственного планирования в Республике Казахстан[19]. Резервирование земель для целей недропользования осуществляется на основании программы управления государственным фондом недр или иных документов, которые в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» являются основаниями для такого резервирования[20]. Таким образом, целый раздел земельного права «упирается» в понятие «государственного фонда недр».
В соответствии со статьей 11 Кодекса «О недрах и недропользовании» недра находятся в государственной собственности; государство предоставляет недра в пользование, а действия физических и юридических лиц, нарушающие право государственной собственности на недра, влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан. Более того, сделки, заключенные в нарушение государственной собственности на недра, являются ничтожными. Одним из главных принципов законодательства о недрах и недропользовании является рациональное управление государственным фондом недр[21]. В свою очередь, рациональное управление государственным фондом недр обеспечивается предоставлением права недропользования в целях экономического роста государства и благосостояния общества[22]. Право недропользования представляет собой обеспеченную законодательством возможность на возмездной основе пользоваться недрами в пределах выделенного участка в предпринимательских целях в течение определенного срока. Право пользования недрами является вещным неделимым правом, соответственно, к нему применяются нормы о праве собственности, поскольку это не противоречит природе вещного права. Необходимо ли разрабатывать механизм, при котором можно вести речь о распределении доходов от недропользования народу или это неприемлемый путь для нашего общества? Учитывая, что добытые полезные ископаемые принадлежат недропользователю на праве собственности, а государственному юридическому лицу - на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления[23]. Осуществляя государственное управление в сфере недропользования, Правительство Республики Казахстан в соответствии с пунктом 1). статьи 59 Кодекса организует управление недрами как объектом государственной собственности. Местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы участвуют в реализации государственной политики в сфере недропользования посредством предоставления прав и резервирования земельных участков, находящихся в государственной собственности, в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан для целей недропользования[24]. Останется ли данная категория земельных участков в государственной собственности или же перейдет в разряд принадлежащих народу. Если термин «государственная собственность» изменился на выражение «принадлежит народу», будут ли подлежать ревизии все нормативные правовые акты, регулирующие право собственности на землю, недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы? Если руководствоваться понятием юридической техники, то нужно в целях гармонизации привести в соответствии все законодательство, при этом аккуратно, не нарушив классические понятия, применяемые в цивилистике. Важным вопросом является ответственность за нарушение законодательства о недрах и недропользовании. Лица, причинившие ущерб ресурсам недр вследствие нарушения требований законодательства Республики Казахстан о недрах и недропользовании или права государственной собственности на недра, обязаны возместить причиненный ущерб[25]. Если категория «государственная собственность на недра» меняется на категорию «собственность народа», каким образом нужно будет квалифицировать ущерб, причиненный лицом другим лицам (или неопределенному кругу лиц)? Либо в данном случае и далее будет применяться, как и прежде, термин «государственная собственность на недра»?
ВОДА
В соответствии со статьей 7 Водного Кодекса земли водного фонда также находятся в государственной собственности; в соответствии со статьей 8 водный фонд Республики Казахстан находится в исключительной государственной собственности, а действия физических и юридических лиц, нарушающие право государственной собственности на водные объекты, являются недействительными и влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан. Кроме того, водное законодательство основывается на принципе признания государственного значения вод, являющихся основой жизни и деятельности населения[26]. Действия физических и юридических лиц, нарушающие право государственной собственности на водные объекты, являются недействительными и влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан[27]. Если привести в соответствие с Конституцией статьи 7 и 8 Водного кодекса, где также будет распространяться правило осуществления права собственности государством от имени народа через режим государственной собственности, то опять возникает вопрос по оценке действий физических лиц, нарушающих право государственной собственности, о которых идет речь в пункте 3 статьи 8 Водного Кодекса.
В сфере регулирования лесного законодательства вероятно также будет применен термин «осуществление права собственности государством, реализованное через режим государственной собственности». Кроме основополагающих статей 7 и 8 Лесного Кодекса Республики Казахстан, необходимо внимательно подойти к ревизии всего содержания данного закона, поскольку сама структура нормативного акта основана на постулатах государственной собственности со всеми вытекающими правовыми последствиями. На основании статьи 7 Лесного Кодекса государственный лесной фонд в Республике Казахстан относится к объектам государственной собственности и находится в республиканской собственности; в соответствии со статьей 8 земли лесного фонда подразделяются на земли государственного и частного фондов. К землям государственного лесного фонда относятся земли, покрытые лесами естественного происхождения, искусственными лесами, созданными за счет бюджетных средств, и не покрытые лесами (лесные и нелесные угодья), предоставленные в постоянное землепользование государственным организациям, ведущим лесное хозяйство. В пункте 30 статьи 4 Лесного Кодекса указано, что категория государственного лесного фонда – это выделенная часть государственного лесного фонда с особым защитным, водоохранным, санитарно-гигиеническим, рекреационным, научным или иным специальным назначением, на территории которой устанавливается особый режим ведения лесного хозяйства и лесопользования. Для реализации этих целей предусмотрено создание государственного учреждения лесного хозяйства – учреждение, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, для осуществления мероприятий по охране и защите государственного лесного фонда, воспроизводству лесов и лесоразведению, регулированию лесопользования[28]. Далее, в пункте 3 статьи 6 Лесного Кодекса перечислены категории государственного лесного фонда, которые состоят из: лесов естественного и искусственного происхождения на землях особо охраняемых территориях, леса естественного и искусственного происхождения, а также не покрытые лесной растительностью земельные участки, предоставленные для нужд лесного хозяйства, на землях государственного лесного фонда; защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, каналов, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений шириной десять метров и более, площадью более 0,05 гектара. В компетенцию Правительства Республики Казахстан в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения входит осуществление права владения, пользования и распоряжения государственным лесным фондом[29], аналогичные компетенции и у уполномоченного органа[30]. В соответствии со статьей 22 Лесного Кодекса лесовладение на участки государственного лесного фонда возникает на праве постоянного землепользования. Участки государственного лесного фонда на праве лесовладения предоставляются: лесным учреждениям и иным государственным организациям уполномоченного органа для охраны, защиты государственного лесного фонда, воспроизводства лесов и лесоразведения, организации комплексного пользования государственным лесным фондом;государственным природным заповедникам, государственным национальным природным паркам, государственным природным резерватам, государственным региональным природным паркам, государственным ботаническим садам, государственным дендрологическим паркам для целей, связанных с деятельностью особо охраняемых природных территорий. При этом, государственные юридические лица, которым участки государственного лесного фонда предоставлены на праве постоянного землепользования, являются государственными лесовладельцами. Право лесовладения удостоверяется актом на право постоянного землепользования, выдаваемым уполномоченным органом по земельным отношениям[31]. Также Лесным Кодексом предусмотрены права и обязанности государственных лесовладельцев, которые могут пользоваться участками государственного лесного фонда в порядке, предусмотренном законодательством. Лесные ресурсы на участках государственного лесного фонда могут предоставляться в долгосрочное лесопользование на основании протокола тендера с последующим оформлением договора между государственным лесовладельцем и лесопользователем. Лесные ресурсы на участках государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства предоставляются в долгосрочное лесопользование на основании договора на ведение охотничьего хозяйства, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, с последующим оформлением договора между государственным лесовладельцем и лесопользователем[32]. При изучении содержания Лесного Кодекса Республики Казахстан, важно понимать, что вся его конструкция базируется на нормах, регулирующих правовой режим государственного лесного фонда. При этом допускается возникновение частного лесовладения. Право частного лесовладения возникает на землях граждан Республики Казахстан и негосударственных юридических лиц Республики Казахстан без иностранного участия, предоставленных им в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан[33]. Кодекс четко разграничивает права государственных и частных лесовладельцев. Информация о лесном фонде является государственной собственностью, порядок и условия ее использования физическими и юридическими лицами определяются уполномоченным органом в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан[34]. Как известно, в пункте 3 статьи 6 Конституции речь идет только о природных ресурсах, но не об информации о них. Соответственно, вся информация о всех природных ресурсах находится в ведении государства и может быть открытой либо закрытой, когда речь идет о национальной безопасности. Генофонд лесных биоценозов на участках государственного лесного фонда относится к объектам государственной собственности и находится в республиканской собственности, территориально выделяется в виде отдельных зон с ограниченным режимом лесопользования, включающих генетические резерваты растительного и животного мира, плюсовые насаждения и деревья, другие селекционно-генетические объекты. Указанные зоны в соответствии с законодательством устанавливаются Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа и центрального исполнительного органа, осуществляющего руководство в области науки и научно-технической деятельности. Обмен репродукционным материалом генофонда лесной флоры и фауны с другими государствами осуществляется на основании решений Правительства Республики Казахстан при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы[35]. Таким образом, в действующем лесном законодательстве различаются понятие лесного фонда и генофонда лесных биоцензов, имея соответствующее правовое регулирование для каждой из указанных категорий. Нарушениями в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения являются не только уничтожение или повреждение лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в лесном фонде, но и купля-продажа, дарение, залог, самовольное занятие и обмен участков государственного лесного фонда, а также самовольная переуступка права осуществления лесных пользований, нарушающие права государственной собственности на леса[36]. Самовольно занятые территории государственного лесного фонда возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования ими. При этом государству возмещается ущерб, понесенный государственным лесовладельцем[37]. С понятием термина «осуществление права собственности государством, реализованное через режим государственной собственности» ситуация постепенно проясняется и становится понятной. Как быть с нанесенным ущербом и с возмещением затрат? Останутся ли данные нормы прежними и реально возмещенный ущерб в виде денежных средств будет направлен в бюджет или это может быть другой механизм?
ЖИВОТНЫЙ МИР
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» животный мир также находится в государственной собственности. Аналогично, здесь вероятно, будет применяться формулировка «осуществление права собственности государством, реализованное через режим государственной собственности». Необходимо ли изменение формулировки о том, что пользование животным миром на территории государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территориях осуществляется с учетом требований лесного законодательства Республики Казахстан и законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий[38]? Будет ли в данном случае исключен термин «государственный лесной фонд» или нормы закона останутся прежними? Насколько необходима здесь гармонизация законодательства?
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
В Законе Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» применяются термины, обозначающие идентификацию государственной собственности на охраняемые природные территории, такие как: государственные национальные природные парки[39], государственный региональный природный парк[40], государственный природный резерват[41], государственный природные заповедники, государственный национальные природные парки и государственные региональные парки, государственный природные резерваты, государственные зоологические парки, ботанические сады, дендрологические парки, памятники природы, государственные заповедные зоны, объекты государственного природного фонда[42]. В данном нормативном акте также целые разделы регулируют режимы государственных природных территорий и требуют внимательного изучения и подхода для внесения изменений, не нарушив саму конструкцию закона и смысла общественных отношений по созданию, расширению, охране, восстановлению, устойчивому использованию и управлению особо охраняемыми природными территориями и объектами государственного природно-заповедного фонда, представляющими особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность, а также являющимися компонентом национальной, региональной и мировой экологической сети.
Завершая анализ законодательства в сфере регулирования природных ресурсов, возникает понимание сложности текущего соотношения действующего законодательства и теории права. Теория права как основа любой науки более статична чем динамические процессы в правовой политике, поэтому весь законотворческий процесс всегда должен быть на основан прежде всего на базовых теоретических (классических) понятиях для того, чтобы исключить неверное толкование и как следствие, правовые проблемы на стадии реализации норм права. Насколько тождественны понятия: «природные ресурсы» и «природное богатство», «национальное достояние» и «национальное богатство». Какими понятиями можно оперировать как юридическими терминами и какие из них обладают признаками правовой нормы, подлежащими официальному толкованию? Таким образом, если государству будет принадлежат «право по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться» природными ресурсами, принадлежащими народу, какова будет роль народа, как собственника, когда государство будет поступать по тем или иным вопросам природных ресурсов «по своему усмотрению» согласно действующему гражданскому законодательству в Казахстане? Это сложная тема, требующая внимательного академического подхода. В данной ситуации все перечисленные положения необходимо выделить в отдельный проект закона об изменениях и дополнениях по вопросам природных ресурсов, чтобы внести поправки в перечисленные выше нормативные правовые акты. Изменения также необходимы и в академической (учебной) литературе, чтобы у студентов не сместился акцент с государственной собственности на собственность граждан. И самое главное, создать рабочую группу, пригласив признанных и известных отечественных специалистов в области недропользования и земельного права, которые умело сочетают теорию с практикой, являются авторами учебников, монографий и комментариев к законам, имеют опыт законотворческой работы и независимое мнение, основанное на академическом подходе к теории права.
Изложение ситуации в данной статье является личным мнением автора, как гражданина Казахстана с юридическим и экономическим образованием, и не отражает официальной позиции какой-либо организации или государственного органа.
[1] Пункт 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. [2] Пункт 1 статьи 188 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года. [3] Пункт 2 статьи 188 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |