|
|
|
Казахстанский союз юристов Научно-исследовательский институт государства и права имени Гайрата Сапаргалиева Союз криминологов Казахстана имени Елегена Каиржанова
Комментарий
Астана • «Издательство «Норма-К» • 2012
Рекомендовано к опубликованию: Республиканским общественным объединением «Казахстанский союз юристов» Ученым советом Научно-исследовательского института государства и права имени Гайрата Сапаргалиева Союзом криминологов Казахстана имени Елегена Каиржанова Рецензенты: Молдабаев С.С., доктор юридических наук, профессор Асанов Ж.К., заместитель Генерального Прокурора Республики Казахстан, кандидат юридических наук Под редакцией директора Научно-исследовательского института государства и права имени Гайрата Сапаргалиева, секретаря Казахстанского союза юристов, доктора юридических наук Н.Н. Турецкого Коллектив авторов: Бекбаев Е.З., к. ю. н. - ст. 13; Габбасов А.Б., к. ю. н. - ст. 13-1; Мауленов Г.С., д. ю. н., профессор - ст. 1 и 3 (в соавторстве), 5; Нугманова Э.А., д. ю. н. - ст. 8-12; Рахметов С.М., д. ю. н., профессор - ст. 1 и 3 (в соавторстве), 2; Рустемова Г.Р., д. ю. н., профессор - ст. 4, 6, 7, 17; Турецкий Н.Н., д. ю. н. - ст. 18-20.
Комментарий к Закону Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» / Под редакцией Н.Н. Турецкого. - Астана: ТОО «Издательство «Норма-К», 2012. - 192 с.
ISBN 978-601-7263-
Настоящий комментарий к Закону Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» подготовлен с учетом внесения изменений и дополнений в действующую редакцию, а также принятия новых законов Республики Казахстан, имеющих отношение к вопросам борьбы с коррупцией. Комментарий предназначен для широкого круга читателей, а также рекомендуется бакалаврам, магистрантам, докторантам высших учебных заведений страны, работникам правоохранительных, государственных органов и местных органов власти и управления. Комментарий подготовлен по состоянию законодательства Республики Казахстан на 1 октября 2012 года.
Оглавление
Статья 3. Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией Статья 4. Сфера применения Закона Статья 5. Основные принципы борьбы с коррупцией Статья 6. Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией Статья 7. Гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией Глава 2. Предупреждение коррупции, коррупционные правонарушения и ответственность за них Статья 9. Меры финансового контроля Статья 10. Деятельность, несовместимая с выполнением государственных функций Статья 11. Недопустимость совместной службы близких родственников Статья 12. Правонарушения, создающие условия для коррупции, и ответственность за них Статья 13. Коррупционные правонарушения, связанные с противоправным получением благ и преимуществ Статья 14. Исключена Законом РК от 25 сентября 2003 года № 484-I Статья 15. Исключена Законом РК от 25 сентября 2003 года № 484-I Статья 16. Исключена Законом РК от 25 сентября 2003 года № 484-I Статья 17. Ответственность лиц, сообщивших заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения Глава 3. Устранение последствий коррупционных правонарушений Статья 18. Взыскание незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг Глава 4. Заключительные положения Статья 20. Применение действующего законодательства
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
Конституция Республики Казахстан - Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года; Конвенция ООН против коррупции - Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года, ратифицирована Законом Республики Казахстан от 4 мая 2008 года № 31; Конституционный закон о Правительстве - Конституционный закон Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 года № 2688; Конституционный закон о Парламенте - Конституционный закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 года № 2529; Конституционный закон о выборах - Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464; Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей» - Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года № 132; Гражданский кодекс (Общая часть) - Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть). Введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года; Гражданский кодекс (Особенная часть) - Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409; Гражданский процессуальный кодекс - Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 411; Уголовный кодекс - Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167; Уголовно-процессуальный кодекс - Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 206; Кодекс об административных правонарушениях - Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 года № 155; Бюджетный кодекс - Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95; Налоговый кодекс - Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 10 декабря 2008 года № 99; Трудовой кодекс - Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251; Кодекс о браке и семье - Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года № 518; Закон о государственной границе - Закон Республики Казахстан «О Государственной границе Республики Казахстан» от 13 января 1993 года № 1872-XII; Закон о Национальном Банке - Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года № 2155; Закон о банках и банковской деятельности - Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444; Закон об органах национальной безопасности - Закон Республики Казахстан «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 года № 2710; Закон о жилищных отношениях - Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 года № 94; Закон «Об ОРД» - Закон Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года № 154-XIII; комментируемый Закон - Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года № 267; Закон о государственных секретах - Закон Республики Казахстан «О государственных секретах» от 15 марта 1999 года № 349; Закон о государственной службе - Закон Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 июля 1999 года № 453; Закон «о СМИ» - Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 года № 451; Закон о государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе - Закон Республики Казахстан «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» от 5 июля 2000 года № 72; Закон об административных процедурах - Закон Республики Казахстан «Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 года № 107; Закон о местном государственном управлении и самоуправлении - Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года № 148; Закон о правах ребенка - Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года № 345; Закон о рынке ценных бумаг - Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года № 461; Закон об инвестиционных фондах - Закон Республики Казахстан «Об инвестиционных фондах» от 7 июля 2004 года № 576; Закон о порядке рассмотрения обращений - Закон Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» от 12 января 2007 года № 221; Закон об игорном бизнесе - Закон Республики Казахстан «Об игорном бизнесе» от 12 января 2007 года № 219; Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» - Закон Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» от 28 августа 2009 года № 191; Закон о государственном контроле и надзоре - Закон Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» от 6 января 2011 года № 377; Закон о национальной безопасности - Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 6 января 2012 года № 527; Регламент Сената - Регламент Сената Парламента Республики Казахстан, принят постановлением Сената Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года; Регламент Мажилиса - Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан, принят постановлением Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года; Правила наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих - Правила наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих, утверждены Указом Президента Республики Казахстан «Об утверждении Реестра должностей политических государственных служащих и Правил наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих» от 29 декабря 1999 года № 317; Правила наложения дисциплинарных взысканий - Правила наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих Республики Казахстан, утверждены Указом Президента Республики Казахстан «Об утверждении Правил наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих Республики Казахстан» от 31 декабря 1999 года № 321; Кодекс чести государственных служащих - Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан, утвержден Указом Президента Республики Казахстан «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан» от 3 мая 2005 года № 1567; Правила передачи имущества - Правила передачи имущества государственных служащих в доверительное управление, утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил передачи имущества государственных служащих в доверительное управление» от 20 января 2000 года № 99.
Социально-экономические, политические и идеологические изменения в жизни суверенного Казахстана требуют обстоятельного, современного подхода к изучению коррупции как наиболее негативного явления, угрожающего жизнедеятельности общества. Противодействие коррупции является важнейшим стратегическим приоритетом государственной политики Казахстана и Президента Н.А. Назарбаева. Меры, предпринимаемые в рамках государственной антикоррупционной политики, позволят укрепить социальную, экономическую и политическую стабильность в стране, повысят степень защиты прав, свобод, законных интересов как граждан, так и общества в целом от преступных проявлений. Антикоррупционная политика предполагает разработку и осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества по минимизации причин и условий, порождающих коррупцию в разных сферах жизни и побуждающих государственного служащего к совершению коррупционных действий. Однако следует учитывать, что предлагаемые основные направления не могут считаться исчерпывающими, они должны корректироваться не только по мере осуществления отдельных мероприятий, но и с учетом результатов глубокого анализа явления коррупции, ее причин, мотивации коррупционного поведения, более серьезной и объективной оценки прямых и косвенных экономических и других потерь. Наряду с уголовно-правовыми мерами борьбы против коррупции необходимо вводить превентивные меры. Участие общества также необходимо в борьбе с коррупцией. Так, в сфере противодействия коррупции существенно активизирована деятельность общественности, различных НПО, ученых-правоведов. Республиканское общественное объединение «Казахстанский союз юристов», созданное в мае текущего года, одной из задач определило содействие объединению усилий юристов Казахстана в деле укрепления казахстанской государственности, независимости и суверенитета страны, строительства в Казахстане правового государства, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, задачей Союза является содействие в законодательном обеспечении деятельности государства, правовом просвещении граждан, охране интересов общества, защите прав и свобод граждан. Решительное противодействие коррупции имеет большое теоретическое и практическое значение в деле укрепления законности и правопорядка в Республике Казахстан, охране законных интересов и прав личности. За 14 лет действия Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» в него были внесены изменения и дополнения 19 раз. Проделанная Казахстанским союзом юристов, Союзом криминологов Казахстана и НИИ государства и права имени Г. Сапаргалиева работа, надеемся, будет способствовать укреплению мер государства и общества по минимизации такого социального явления, как коррупция. В качестве приложения издание дополнено Инструкцией по расчету рейтинга уровня коррупции в государственных органах и постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1077 «Об утверждении Правил поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией».
Р. Ж. Мукашев председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан, председатель Казахстанского союза юристов, кандидат юридических наук, доцент
Статья 1. Цели Закона 1. Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности. 2. Настоящий Закон направлен также на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, на укрепление доверия населения к государству и его структурам, стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу, создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции.
1. Коррупция, как и иная преступность в целом, причиняет огромный, порою непоправимый, вред не только интересам государства, подрывая авторитет его органов, но и интересам отдельных граждан. Вред государству может быть разного характера: политический, моральный, экономический. Опасность коррупции заключается в том, что она ведет к экономической неэффективности деятельности государства. Коррупция опасна также тем, что в коррумпированных обществах процветает организованная преступность. Коррупция, если не уделять борьбе с ней достаточного внимания, может достичь масштаба угрозы национальной безопасности страны, делая невозможными серьезные экономические реформы и экономическое развитие страны. В связи с этим в ст. 6 Закона о национальной безопасности Республики Казахстан коррупция рассматривается как одна из угроз национальной безопасности Республики Казахстан. Известно, что коррупция препятствует росту экономики, нарушая законы ее развития. При коррупции невозможна честная конкуренция. Это только одно направление негативного воздействия коррупции на экономику. В результате нарушения законов конкурентной борьбы образуется монополизм в производстве и сбыте товаров, услуг, что приводит к росту цен на товары и услуги. От этого страдает население, особенно сильно малообеспеченная его часть. То есть коррупция приводит к обнищанию значительной части населения и, с другой стороны, к непомерному и незаконному обогащению коррупционеров, что может вызвать социальную напряженность. В условиях глобальных перемен экономического, политического, правового и идеологического характера проблема борьбы с коррупцией приобрела в Республике Казахстан особую остроту и политическую значимость. На фоне этих процессов в современных условиях прослеживается тенденция к все более глубокому проникновению коррупции в сферу государственной власти и экономической деятельности страны. Как вытекает из содержания комментируемой статьи, целями настоящего закона являются защита прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним. Указанные цели могут быть достигнуты путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности. Кроме того, комментируемый Закон определяет основные принципы борьбы с коррупцией: в статье 5 закреплено 13 принципов, на которых зиждется борьба с коррупцией. Также комментируемый закон в статьях 12, 13, 13-1 и 17 устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности. Правонарушения, связанные с коррупцией, влекут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Коррупция наряду с экономическим ущербом причиняет значительный моральный ущерб авторитету государства и его органов, подрывает доверие к власти, препятствует нормальному развитию экономики страны; ведет к нестабильности режима, вызывает социальную напряженность. Поэтому борьба со взяточничеством и коррупцией способствует развитию экономики государства путем увеличения стимулов для осуществления инвестиций как от местных, так и от зарубежных предпринимателей. Беспристрастность и независимость официальных лиц государственных органов при принятии ими соответствующих решений - одно из важнейших условий предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы и тем самым обеспечения справедливой конкуренции на товарных рынках. В целом же приходится отметить, что феномен коррупции связан с деятельностью государства и особенно с его монопольными и разрешительными функциями. Но это не означает, что сведение к минимуму этих функций автоматически должно вести к снижению уровня коррупции. Повышенную опасность коррупция представляет в тех сферах, от которых зависит повседневная жизнь казахстанцев - здравоохранение, образование, сфера правосудия (деятельность судов и правоохранительных органов), жилищно-коммунальное хозяйство, низовые звенья органов государственного управления, так как именно чиновничий аппарат этих учреждений своими действиями или бездействием подрывает авторитет государства в глазах народа. Одним из главных методов борьбы с коррупцией является устранение причин, ее порождающих. Для этого Указом Президента в октябре 1997 года был образован Высший дисциплинарный совет Республики Казахстан - консультативно-совещательный орган при Президенте, который впоследствии был преобразован в Комиссию при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики государственными служащими. Этим же Указом было поручено образовать дисциплинарные советы при акиматах областей и городов Астаны и Алматы. В целях придания процессу борьбы с коррупцией мощного импульса другим Указом Президента страны дисциплинарные советы были выведены из подчинения акимов и переданы непосредственно в подчинение Агентству по делам государственной службы Республики Казахстан. Эффективность предупреждения и пресечения коррупционных преступлений предполагает наряду с другими мерами совершенствование законодательства и практики его применения. Согласно положениям ст. 5 Конвенции ООН против коррупции Казахстан как участник конвенции в качестве мер по предупреждению коррупции должен, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывать и проводить эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества в организации такого противодействия, основанного на принципах надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности. 2. Комментируемый пункт направлен на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, укрепление доверия населения к государству и его структурам, стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу, создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции. Это связанно с тем, что решительное противодействие коррупции имеет большое теоретическое и практическое значение в деле укрепления законности и правопорядка в Республике Казахстан, охраны законных интересов и прав личности. В связи с этим руководством Республики уделяется неустанное внимание совершенствованию самой правовой базы противодействия коррупции. Открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти являются важнейшими показателями эффективности реализации установленных полномочий, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи с населением. Введение механизмов открытости и прозрачности в систему органов исполнительной власти и реальное их обеспечение является одной из форм противодействия коррупции. Еще одним из направлений, которые охватываются комментируемым пунктом, является стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу. Глава 5 Закона о государственной службе определяет меры обеспечения государственных служащих, к которым относятся оплата труда государственных служащих, обеспечивающая достаточные материальные условия для исполнения служебных обязанностей, оплачиваемый ежегодный отпуск, поощрения, пенсионное и социальное обеспечение, а также меры социальной защиты государственных служащих. Создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции, заключается в ограничении контактов должностных лиц с населением. Электронные виды услуг, оказываемые населению, - один из таких примеров. Также необходимо отметить, что поиск условий неподкупности должностных лиц является задачей не только государства, но и каждого отдельного гражданина.
1. Под коррупцией в настоящем Законе понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. 2. Правонарушениями, связанными с коррупцией (коррупционными правонарушениями), являются предусмотренные настоящим Законом, а также иными законами деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. 3. Государственные функции - предметы ведения, отнесенные законодательством Республики Казахстан к полномочиям государства, его органов и лиц, занимающих государственные должности. 3-1. Исключен Законом РК № 378-IV от 6 января 2011 г. 4. Должностные лица - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан. 5. Лица, занимающие ответственную государственную должность, - лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов. ____________________________________________ 1 Статья 2 с изменениями, внесенными законами РК от 23 июля 1999 года № 454-I «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы»; от 8 июня 2001 года № 206-II «О внесении дополнения в Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией»; от 25 сентября 2003 года № 484-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией»; от 6 января 2011 года № 378-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного контроля и надзора»; от 1 апреля 2011 года № 425-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворческой деятельности».
1. Определение понятия коррупции и установление ее конкретных проявлений должно основываться на понимании социальной сущности этого явления. Сущность коррупции состоит в том, что она искажает общественные отношения, разрушает нормальный порядок жизнедеятельности общества, в результате чего происходит «порча», «коррозия власти». Проблемы исследования феномена коррупции связаны с ее многогранностью и проникновением ее в различные сферы, традиционно являющиеся объектами изучения различных общественных наук (экономики, истории, социологии, политологии, юриспруденции). Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях не предусматривают самостоятельного состава преступления или административного правонарушения в виде «коррупции». Поэтому коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений, обладающих общими признаками. Пункт первый комментируемой статьи относит к коррупции два вида деятельности: а) не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды; б) подкуп данных лиц путем противоправного предоставления физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. Таким образом, коррупцией признается не только получение не предусмотренного законом вознаграждения, но и противоправное предоставление лицам, выполняющим государственные функции, а также лицам, приравненным к ним, физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. Предметом коррупции являются имущественные выгоды и преимущества. К имущественным выгодам относятся деньги, ценные бумаги, иное имущество, право на имущество или выгоды имущественного характера. Под деньгами (валютой) понимаются как денежные знаки Республики Казахстан, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления. В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса (Общая часть) ценная бумага - это совокупность определенных записей и других обозначений, удостоверяющих имущественные права. Гражданский кодекс к ценным бумагам относит: акции, облигации и иные виды ценных бумаг, определенные в соответствии с Гражданским кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан. Ценные бумаги по форме выпуска подразделяются на: документарные и бездокументарные; эмиссионные и неэмиссионные; именные, предъявительские и ордерные. Документарные ценные бумаги - ценные бумаги, выпущенные в документарной форме (на бумажном или ином материальном носителе с возможностью непосредственного чтения содержания ценной бумаги без использования специальных технических средств). Бездокументарные ценные бумаги - ценные бумаги, выпущенные в бездокументарной форме (в виде совокупности электронных записей). Эмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, обладающие в пределах одного выпуска однородными признаками и реквизитами, размещаемые и обращающиеся на основании единых для данного выпуска условий. Неэмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, не соответствующие признакам, указанным в части четвертой пункта 3 статьи 129 Гражданского кодекса (Общая часть). Именная ценная бумага - ценная бумага, подтверждающая принадлежность удостоверенных ею прав названному в ней лицу. Предъявительская ценная бумага - ценная бумага, подтверждающая принадлежность удостоверенных ею прав предъявителю ценной бумаги. Ордерная ценная бумага - ценная бумага, подтверждающая принадлежность удостоверенных ею прав названному в ней лицу, а в случае передачи им этих прав в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 132 Гражданского кодекса, - другому лицу. Согласно закону о рынке ценных бумаг различают государственные и негосударственные ценные бумаги, а также иностранные государственные эмиссионные ценные бумаги. Государственная эмиссионная ценная бумага - эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая права ее держателя в отношении займа, в котором заемщиком выступают Правительство Республики Казахстан, Национальный Банк Республики Казахстан и местные исполнительные органы, или удостоверяющая права ее держателя на получение доходов от использования активов на основании договора субаренды. Негосударственные эмиссионные ценные бумаги - акции, облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, не являющиеся государственными эмиссионными ценными бумагами. Иностранная государственная эмиссионная ценная бумага - эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая права ее держателя в отношениях займа, в котором заемщиком выступает правительство иностранного государства, либо иная ценная бумага, отнесенная в соответствии с законодательством иностранного государства к государственным ценным бумагам. Под иным имуществом следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, драгоценные металлы в любом виде и состоянии, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, жемчуг ювелирный и другие бытовые изделия из этих камней и лом таких изделий. Под правом на имущество как предметом коррупции следует понимать наделение лица правомочием владения, пользования или распоряжения имуществом. Например, выдача доверенности на право продажи автомашины, оформление договора продажи недвижимости на имя взяткополучателя или на указанное им другое лицо и т.п. Выгоды имущественного характера как предмет получения взятки могут выражаться в безвозмездном предоставлении взяткополучателю самых разнообразных услуг материального свойства: строительные, ремонтные работы, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, покупка у взяткополучателя имущества по завышенной цене, уменьшение арендных платежей. Известны и другие завуалированные способы предоставления коррупционных имущественных благ: продажа дорогостоящего имущества по явно заниженной стоимости, преднамеренный проигрыш в карты, бильярд, предоставление бесплатных туристических путевок и т.п. Таким образом, предметом коррупции может быть любое имущество (движимое и недвижимое), права и услуги, получение которых приносит лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу, а равно должностному лицу имущественную выгоду. Сюда также относится оказание платных услуг, если они оказываются указанным лицам безвозмездно или по явно заниженной стоимости. Как было указано выше, предметом коррупции могут быть не только имущественные блага, но и преимущества. Преимуществом может служить незаконное предоставление каких-либо благ неимущественного характера. Например, незаконная выдача удостоверения на право управления автомобилем, зачисление в учебное заведение, выдача диплома об образовании, предоставление государственного гранта, признание победителем олимпиад, конкурсов и других состязательных мероприятий, назначение на должность, повышение в должности, получение льготного кредита, пользование банковскими ссудами, аренда по заниженной ставке и др. Под принятием имущественных благ и преимуществ следует понимать не только получение незаконного вознаграждения, но и хищение бюджетных средств лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним. Обязательным признаком коррупции является использование субъектом коррупции своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды. 2. Правонарушения, связанные с коррупцией, делятся на следующие виды: а) правонарушения, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную ответственность; б) правонарушения, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут административную ответственность; в) правонарушения, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут уголовную ответственность. Статья 13 комментируемого Закона устанавливает перечень коррупционных правонарушений, связанных с противоправным получением благ и преимуществ. Их следует отнести к правонарушениям, сопряженным с коррупцией. Статья 12 комментируемого Закона дает исчерпывающий перечень правонарушений, создающих условия для коррупции, и предусматривает ответственность за их совершение. 3. В пункте 3 статьи 1 Закона об административных процедурах определено, что государственными функциями являются функции представителя власти. В силу требований Конституции, законов и иных нормативных правовых актов должностные лица могут осуществлять возложенные на них функции: 1) от имени конкретного должностного лица государства в порядке единоличного распорядительства; 2) от имени конкретного государственного органа и его структурных подразделений в порядке единоличного распорядительства либо в коллегиальном порядке в зависимости от предусмотренного законодательством порядка принятия решений в конкретном государственном органе. Государственные функции конкретизируются с учетом принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Субъектный состав лиц, выполняющих государственные функции, определен в статье 3 комментируемого Закона. 4. Одним из субъектов коррупционных правонарушений являются должностные лица. Из определения понятия должностного лица можно сделать вывод о том, что им могут быть признаны:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |