15.12.2025
«Принцип домино» конституционного строительства
Канатов Алмас К.,
к.ю.н., асс.профессор
исполнительный директор Института парламентаризма,
член НКС при КС РК
e-mail: kahatov_76@mail.ru
Глава государства (далее - ГГ) 8 сентября 2025 года поделился соображениями о новой политической реформе, которая окажет серьезное положительное воздействие на дальнейший ход социально-экономического развития нашей страны в эпоху искусственного интеллекта. И это - парламентская реформа!
Осознавая нижеотмеченное (в настоящей статье), принимая во внимание сенсибилизацию (отдельных должностных лиц) и проявляя уважительное отношение к ГГ и лицам, занимающим руководящие государственные посты, хотел отметить следующее.
«Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений» (Рене Декарт)
ПЕРВОЕ. Маленькое отступление-ОГОВОРКА.
Тезис «Сильный Президент - Влиятельный Парламент - Подотчетное Правительство» это в своей основе-природе? а) «Ключевая формула государственного строительства» /1/; б) «Основополагающая формула» /2/; в) «Формула» /3/; г) «Концепция» /4/; д) «Принцип» /5/; е) «Политическая формула» /6/; «Определяющая модель» /7/.
Весь указанный выше тезаурус представлен из официального сайта, озвученный ГГ.
Это также касается интерпретации посыла «Закон и Порядок».
Разброс большой. Это: а) Концепция; б) Принцип; в) Твёрдое основание; г) Постулат; д) Концепт.
При этом всё же отмечу, что официально это идеология!
ПОВЕРЬТЕ, на весь этот семантический набор есть также ссылки на сайт Акорда.кз. Отсюда закономерный вопрос для спичрайтеров аппарата главы государства: зачем так изгаляться, подменяя один термин другим, изменяя, видоизменяя сущность или дополняя «необходимым» содержанием, наполнением одно и тоже явление? Вводя тем самым политико-правовую путаницу «от имени» Президента.
От автора статьи: конечно, даже в таких «словах и делах» необходимо единообразие!
ДОПОЛНИТЕЛЬНО подчеркну (свои соображения) возможность трансформации формулы выдвинутого тезиса «Сильный Президент - влиятельный Парламент - подотчетное Правительство». Президент отмечал: «Это еще не свершившийся факт, а цель, к которой мы должны двигаться ускоренными темпами.
С учётом концепции «Слышащего государства», на основе которой должны оперативно и эффективно решаться все конструктивные запросы граждан можно усовершенствовать постулат, где окончательная формула предстаёт, как «Сильный Президент - Влиятельный Парламент - Подотчетное Правительство - Независимый Суд». При чём это будет касаться как Конституционного суда Республики, так и всей судебной системы: от Верховного Суда Республики до местных судов Республики, учреждаемых законом.
Почему именно с учётом «Слышащего государства»? Всё просто, рамки правового государства (в том числе, «Закона и порядка») требуют защиты законных интересов граждан, которая происходит в суде. Заглянув за «правовую штору» реализации права на судебную защиту только количественно отмечаем следующие цифровые показатели: а) защита законных интересов граждан в судах первой инстанции по гражданским делам к концу 2025 году достигнет порядка 4 млн. дел и материалов в год; б) в 2024 году в Казахстане зарегистрировали свыше 15 млн административных дел - это на 37% больше, чем годом ранее (10,98 млн); в) по итогам 2024 года в целом регистрация уголовных правонарушений составила 132 778.
В КС РК за 2025 год поступило более 5400 обращений граждан (в том числе, не нашедших «свою правду» в судах общей юрисдикции).
Почему «Независимый Суд» выпал из настоящей формулы? ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО и ПРЕЮДИЦИАЛЬНО это пробел с учётом «фундаментальных сдвигов» и стратегических задач конституционного строительства.
ВТОРОЕ. ХРОНОЛОГИЯ опредмечивания «будущего» Парламента, СОБЫТИЙ:
8 сентября т.г. в ходе обращения с Посланием народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев на совместном заседании палат Парламента в Астане анонсировал следующее: «… только с согласия народа. Если мы все придем к общему решению относительно необходимости создания однопалатного Парламента, то такой Парламент, на мой взгляд, следует избирать только по партийным спискам. Это будет соответствовать широко распространенной в мире парламентской традиции».
8 октября ГГ подписал распоряжение «О Рабочей группе по Парламентской реформе». Цель - выработка предложений.
14 октября в ходе первого заседания РГ по парламентской реформе Президентом высказана правовая идея избрания депутатов исключительно по партийным спискам.
28 ноября т.г. ГГ выступая на диалог-платформе сельских акимов высказал позицию, что в новом однопалатном Парламенте не будет президентской квоты - все депутаты должны избираться в едином порядке.
Таким образом, на эту дату (15 декабря 2025 года) промежуточные итоги и руководство к действию следующие:
а) вместо действующей смешанной избирательной системы (мажоритарно-пропорциональной) предложена система пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, то есть по партийным спискам.
б) будет исключена «Президентская квота» (Сейчас: десять депутатов Сената назначаются Президентом Республики).
в) вопрос обязательного представительства (вовлечённости) Ассамблеи народа Казахстана в Парламенте остаётся открытым.
Напомню позицию ГГ по АНК: «Возможно, для кого-то за рубежом этническое многообразие - это фактор риска, причина недоверия и нетерпимости, но для нас - это общенациональное достояние и стратегическое преимущество. Единство и сплоченность, диалог, взаимное доверие и уважение, гражданская ответственность - все эти незыблемые принципы составляют основу поступательного прогресса нашей страны».
Соответственно, от автора статьи, АНК (внутригосударственный мини ООН) это: а) одна из институциональных опор нашей государственности; б) казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства (уникальный общественный институт в сфере межэтнических отношений и международный «бренд»); в) учреждение имеющее конституционный статус; г) научно-экспертный совет и 42 кафедры Ассамблеи объединяют свыше 360 экспертов; д) уникальная инфраструктура общественного взаимодействия.
г) вопрос, помимо единого общенационального списка, также регионального территориального избирательного округа (списка) остаётся открытым.
Целесообразность (на лицо) переформатирования одномандатных территориальных избирательных округов в региональные территориальные избирательные округа для представительства в Парламенте наиболее опытными (в рамках партийных списков) депутатами маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы.
д) вопрос количественного представительства в Парламенте остаётся открытым.
Здесь единственное бесспорно, что количество депутатов должно быть нечётное. Цель - превенция патовых ситуаций. Раз уж ГГ отказался от «собственной квоты» в Парламенте, то и «право решающего голоса председателя Парламента» необходимо редуцировать до «права голоса одного депутата».
ТРЕТЬЕ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ.
Будучи важнейшим средством общественных преобразований и устойчивого развития страны, Конституция модернизируется в соответствии с уровнем развития и потребностями общества.
В КОНСТИТУЦИЮ 1995 года (вносились изменения и дополнения 6 раз, в результате Конституционных реформ):
- Закон Республики Казахстан от 7 октября 1998 года №284 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»;
- Закон Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»;
- Закон Республики Казахстан от 2 февраля 2011 года № 403-IV «О внесении дополнения в Конституцию Республики Казахстан»;
- Закон Республики Казахстан от 10 марта 2017 года № 51-VI «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»;
- Закон Республики Казахстан от 8 июня 2022 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» (принят на республиканском референдуме 5 июня 2022 года;
- Закон Республики Казахстан от 17 сентября 2022 года № 142-VII «О внесении изменений и дополнения в Конституцию Республики Казахстан».
Тем самым достигается необходимый баланс между устойчивостью и динамичностью (стабильностью либо стагнацией) Основного закона, все шире раскрываются его созидательные возможности, актуализируется его востребованность гражданами и государственными органами.
К ЦИФРАМ:
1) Последние конституционные новеллы 2022 года затронули по факту 56 поправок в 33 статьи Конституции.
2) Грядущая конституционная реформа (по правовым прогнозам ГГ) затронет (изменениями и дополнениями) около 40 статей Основного закона: после этого необходимо привести в соответствие как минимум 10 конституционных законов и более 50 кодексов и законов. Этот процесс, по сути, сравним с принятием новой Конституции.
К СЛОВАМ: в действующей Конституции Казахстана 45 раз встречается термин Сенат; 25 раз - Выборы; 97 раз - Депутат; 144 раз - Президент; 84 раза слово - Палата. С учётом Закона сообщающихся сосудов потребуется ювелирная работа: унификация, оптимизация, усовершенствование отмеченных выше терминов, процессов и процедур, компетенций и полномочий.
Что мы имеем «в остатке»? Всего в действующей Конституции 99 статей.
Количественно выводы делать смысла нет (пока).
Качественно намного интереснее. Ниже об этом поподробнее и детальнее. Единственно хотелось бы сразу расставить точки над Ё. Криминологически, упреждающе хотелось бы отметить и уберечь «от крамольной» мысли ОБЪЯВИТЬ и ПРИНЯТЬ новую Конституции. Хотя бы из соображений, вытекающих из статьи 92 действующего Основного закона: «1. Конституционные законы должны быть приняты в течение года со дня вступления Конституции в силу. Если законы, названные в Конституции конституционными, или акты, имеющие силу таковых, были приняты к моменту вступления ее в силу, то они приводятся в соответствие с Конституцией и считаются конституционными законами Республики Казахстан. 2. Иные названные в Конституции законы должны быть приняты в порядке и сроки, определяемые Парламентом, но не позднее двух лет со дня вступления Конституции в силу».
Выше ОТМЕЧЕННОЕ надо «зарубить себе на носу», так как принятие новой Конституции (2026 либо 2027 года) повлечёт перманентный конституционный и законотворческий квест, отвлечёт уйму ресурсов «в течение года со дня вступления Конституции в силу» и «не позднее двух лет со дня вступления Конституции в силу» (ст.92 Конституции). Чтобы было понятно: придётся переработать, (мягко говоря) перенастроить 340 отраслевых и специальных законов, а конкретно 12 конституционных законов; 22 кодекса (с учётом Цифрового); более 300 законов.
ОТДЕЛЬНО остановлюсь на непосредственной и обратной связи конституционных положений.
В качестве отступления отметим следующее. Правовая норма, с точки зрения философии, содержит общее понятие. В общем понятии отражается закономерность, свойственная объективной действительности. При конструировании нормы (в первую очередь, конституционной), предусматриваются лишь признаки, зафиксированные в обобщенной форме, присущие «естественному праву либо компетенции» данного направления. Общее понятие есть абстракция. Конституционно-правовая норма предусматривает только существенные, юридически значимые признаки явления для создания общего правила, абстрагируясь от других его признаков и свойств, чтобы быть универсально применимыми ко всем ситуациям подобного рода.
При этом общее понятие не более поверхностно, чем единичное. Оно содержит признаки, вскрывающие сущность явления. Общее реально существует, но не само по себе, не самостоятельно, а в конкретных, единичных явлениях. Признание того, что общее существует в отдельном, единичном, есть теоретическая база для установления совпадения соответствующих признаков при применении отраслевого законодательства.
Мы попытаемся ответить на вопросы:
а) Нашли ли конституционные нормы-положения, которые по своей природе обладают меньшей степенью правовой определённости, своё отражение в действующем отраслевом законодательстве или (за 30 лет с момента принятия Основного закона) так и остались абстракцией? Дошла ли «вынужденная» неопределённость конституционного текста до законодательства «второй линии» (кодексов, законов)?
б) Отзеркалило ли «живое право», порождаемое органом конституционного контроля, в процессе конституционной герменевтики в законодательных актах отражая, тем самым, потребности, интересы и чаяния граждан? Не остались ли нормы Основного закона конституционным «бумажным тигром» на страже высших ценностей Республики?
И так посмотрим на Конституцию.
| Статья | Конституционный тезаурус (абстракт) | Отражение в законодательстве (конкретика) либо целостность (ценностные ориентиры) Конституции |
| Пункт 2 статьи 1 | - «благо всего народа»; - «наиболее важные вопросы государственной жизни»; - «демократическими методами» | В отраслевом законодательстве в целом указанные специальные термины: «благо всего народа»; «наиболее важные вопросы государственной жизни»; «демократические методы» не нашли своё отражение. Они больше относятся к основополагающим принципам законодательной деятельности. Перечень же важнейших общественных отношений, которые могут быть предметом законодательного регулирования Парламентом, установлен подпунктами 1) - 11) пункта 3 статьи 61 Основного Закона. |
| Пункт 3-1 статьи 2 | - «особый правовой режим» | Устоявшийся специальный термин, применяемый в финансовой и других сферах (при чрезвычайных положениях, социально-экономического, инвестиционного, индустриально-инновационного, транспортно-логистического, культурного и образовательного развития). |
| Пункт 3 статьи 3 | - Президент, Парламент: «в пределах конституционных полномочий»; - Правительство: «в пределах делегированных полномочий»; | Здесь необходимо учитывать, что наряду с Конституционными законами «О Президенте РК», «О Парламенте РК и статусе его депутатов» в правовом поле имеется самостоятельный Конституционный закон «О Правительстве РК». Соответственно, п.3 ст.3 Конституции требует корректировки. Тем более в соответствии с п.3 ст.61 Конституции «Правительство Республики вправе принимать под свою ответственность временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона». И такие временные НПА, и.с.з. согласно ЗРК «О правовых актах» включены в ИЕРАРХИЮ НПА. |
| Статья 4 | - «высшая юридическая сила»; - официальное опубликование НПА обязательное условие его применения | Имеется корреляция с ЗРК «О правовых актах» (с учётом п.8. ст.62 Конституции). |
| Пункт 3 статьи 5 | … разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни | Не коррелирует с п.2 ст. 14 в части (подчёркнуто): «по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам» |
| Пункт 4 статьи 5 | - финансирование политических партий и профессиональных союзов | Необходимо ли здесь дополнение в части: а) Масс-медиа; б) Онлайн-платформ?? |
| Статья 6 | - «служить общественному благу» | Данное словосочетание активно применяется: 1) органом конституционного контроля при проверке конституционности, указанной субъектом обращения нормы Закона (Кодекса); 2) пленарным заседанием Верховного суда РК, с учётом п.1. ст.4 Конституции (как действующее право). |
| Пункт 2 статьи 10 | - по решению суда за совершение террористических преступлений | ПРОБЕЛ в части: экстремизма, сепаратизма (радикализма). В пп.39) ст.3 УК РК содержится перечень экстремистских преступлений. Ст.180 УК РК содержит состав преступления - «Сепаратистская деятельность» Уголовная ответственность за проявления религиозного радикализма предусмотрена статьями 174 и 183 УК РК |
| Пункт 2 статьи 10 | причинение «иного тяжкого вреда жизненно важным интересам» Республики | Данное определение уточнено в УК РК. Иной тяжкий вред жизненно важным интересам Республики Казахстан - вред, причиненный в результате совершения деяний, предусмотренных частью второй статьи 160, статьей 163, частью второй статьи 164, статьями 168, 169, 175, частью третьей статьи 179, частью третьей статьи 180, статьей 181, частью третьей статьи 182, статьей 455 настоящего Кодекса (п.п.20-1 ст.3 УК РК). |
| Пункт 2 статьи 11 | … гражданам «защиту и покровительство» за её пределами | «Защита и покровительство» реализуется в рамках Законов РК «О гражданстве», «О миграции». |
| Пункт 2 статьи 12 | признаются «абсолютными и неотчуждаемыми» | Данное словосочетание активно применяется органом конституционного контроля при проверке конституционности, указанной субъектом обращения нормы Закона (Кодекса). В частности, «признание указанных прав и свобод человека абсолютными означает их распространение на каждого человека, находящегося на территории Республики Казахстан, независимо от его принадлежности к гражданству Республики. Неотчуждаемость прав и свобод означает, что установленных Конституцией прав и свобод человек не может быть лишен никем, в том числе и государством, кроме случаев, предусмотренных Конституцией и принятых на ее основе законов. Указанные права и свободы человека, согласно пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов». |
| Пункт 5 статьи 12 | Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность. | Не коррелирует с п.1 ст. 39 в части (подчёркнуто): «… в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». ОБОСНОВАНИЕ - весьма важно в связи с реализацией идеологии «Закон и Порядок» |
| Пункт 1 статьи 13 | «… всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону» | Данное словосочетание активно применяется: 1) органом конституционного контроля при проверке конституционности, указанной субъектом обращения нормы Закона (Кодекса); 2) пленарным заседанием Верховного суда РК, с учётом п.1. ст.4 Конституции (как действующее право). Между тем, в действующем уголовном законодательстве содержится семь обстоятельств, исключающих преступность деяния. Помимо необходимой обороны (ст.32), есть и причинение вреда при задержании лица, совершившего посягательство (ст.33), крайняя необходимость (ст.34) и тд. (ст.35-38) УК РК. ВОПРОС: необходимо ли в п.1. ст.13 Конституции после слов «необходимую оборону» дополнение «и иными обстоятельствами, исключающими преступность деяния»? |
| Пункт 2 статьи 14 | Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. | Устоявшаяся формулировка, отражающая приверженность Казахстана международно-правовым стандартам (в рамках процедуры присоединения, ратификации). С учетом п.3 ст.5, п.1. ст.28 Конституции возможно дополнить перечень антидискриминационных мотивов (также устоявшихся в нашем обществе): «сословное и родовое происхождение, возраст». |
| Пункт 2 статьи 18 | Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом. | Расширить в части: и иных сообщений. Действующее законодательство уточняет данное право. Например, «почтовых отправлений», не сообщений! Имеется даже детализация: писем, телеграмм, радиограмм, бандеролей, посылок и других почтово-телеграфных отправлений. В настоящее время особое внимание надо уделить «конституционности» информации, передаваемой по сетям электрической (телекоммуникационной) связи: сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, видеоизображений, звуков и другой информации, передающихся по проводной, радио, оптической и другим электромагнитным системам. Вопрос по конституционной защите онлайн-платформ, акаунтов, контента остается открытым? |
| Пункт 3 статьи 18 | «…и средства массовой информации…» | Термин-словосочетание «СМИ» надо ли оставить либо расширить до МАСС-МЕДИА (плюс ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА)? |
| Пункт 1 статьи 19 | Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность | Не коррелирует с антидискриминационными положениями п.2 ст. 14 в части (подчёркнуто): «по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам» |
| Пункт 3 статьи 20 | Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия | 1) Не коррелирует с п.3 ст.5 в части (подчёркнуто): «создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований». 2) Не коррелирует с антидискриминационными положениями п.2 ст. 14 в части (подчёркнуто): «сословного и родового превосходства». |
| Пункт 3 статьи 20 | - целостность Республики; - подрыв безопасности государства; - культ жестокости и насилия. | Уточнение терминологии. 1) в данном контексте (с учётом сложившейся практики в рамках ЗРК «О национальной безопасности») правильнее применять термин-словосочетание «территориальная целостность Республики» либо «территориальная целостность Казахстана». 2) Аналогичная поправка касается термина-словосочетания «подрыв национальной безопасности». 3) Термин-словосочетание «культ жестокости и насилия» не раскрыт в ЗРК «О культуре». Между тем имеется самостоятельный состав уголовного правонарушения (ст.313) УК РК, предусматривающий уголовную ответственность за Незаконное распространение произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия. Таким образом, рекомендуем внести уточнения в п.3 ст.20 Конституции, где окончательная редакция будет выглядеть следующим образом: «Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Республики, подрыва национальной безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия». Конечно, еще надо поработать с полнотой антидискриминационных мотивов, указанных в п.2 ст. 14 Конституции! |
| Пункт 2 статьи 21 | Граждане Республики имеют право беспрепятственного возвращения в Республику. | Данное право раскрыто в ЗРК «О миграции». |
| Статья 22 | Каждый имеет право на свободу совести | Данное право, начиная от Всеобщей Декларации прав человека, (далее) раскрыто в Законах РК «О правовом положении иностранцев», «о религиозной деятельности и религиозных объединениях» |
| Пункт 2 статьи 22 | «общечеловеческие права и обязанности» | Термин ВСЕОБЩ и АБСТРАКТЕН. Раскрывается в контексте принципа гуманности. |
| Пункт 1 статьи 23 | Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений. Деятельность общественных объединений регулируется законом | Есть ли необходимость расширить данное право за счёт замены терминологии «общественных объединений» на «некоммерческих организаций»? Да ОБОСНОВАНИЕ: 1) Некоммерческие организации могут быть созданы в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза) и в иной форме, предусмотренной законодательными актами. 2) Некоммерческие организации могут быть образованы в иной организационно-правовой форме. В иной организационно-правовой форме могут быть образованы автономные организации образования, автономный кластерный фонд, нотариальные палаты, коллегии адвокатов, адвокатские конторы, Республиканская коллегия юридических консультантов, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан, Палата судебных экспертов Республики Казахстан, Республиканская палата частных судебных исполнителей, Арбитражная палата Казахстана, профессиональные аудиторские организации, профессиональный совет по аудиторской деятельности, кооператив собственников квартир (нежилых помещений), объединения собственников имущества многоквартирных жилых домов, высшая научная организация и другие некоммерческие организации. 3) Некоммерческая организация в организационно-правовой форме высшей научной организации или автономной организации образования может быть создана в результате преобразования акционерного общества в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан «О науке и технологической политике», «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд». 4) Некоммерческая организация в организационно-правовой форме автономного кластерного фонда может быть создана в результате преобразования акционерного общества в случае, предусмотренном Законом Республики Казахстан «Об инновационном кластере «Астана Хаб». |
| Пункт 2 статьи 25 | … предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами | Терминология: а) «доступная плата» вызывает вопросы. б) «из государственных жилищных фондов»? |
| Пункт 1 статьи 27 | Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства | Требует уточнения и замены на: «Брак (супружество) и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства». |
| Пункт 2 статьи 27 | Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей | В отраслевом законодательстве (КОБСС) термин «естественное» не прижился. |
| Пункт 2 статьи 28 | Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность | Требует актуализации т.к. словосочетание (отрасли, классы, виды) «добровольное социальное страхование» не прижилось и не применяется в действующем национальном законодательстве. Наоборот есть «обязательное социальное страхование», «обязательное страхование туриста», «обязательное экологическое страхование», «обязательное социальное медицинское страхование», «обязательное страхование гражданско-правовой ответственности частных нотариусов», «обязательное страхование гражданско-правовой ответственности аудиторских организаций», «обязательное страхование гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами», «обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств». ОДНА БОЛЬШАЯ ПИРАМИДА-СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ! На их фоне «добровольное страхование» больше привилегия. В п.2 ст.28 также после слова «благотворительность» дополнить словами «волонтерская деятельность». ОБОСНОВАНИЕ: Президент Республики не единожды обращал внимание на необходимо развивать волонтерство не только в национальном масштабе, но и в каждом городе и селе. 1) По инициативе Казахстана ООН объявила 2026 год Международным годом волонтеров в целях устойчивого развития. Мы призываем все государства-члены к сотрудничеству в этом важном начинании; 2) Реализация основных направлений молодёжной политики и повышения ответственности граждан и готовности менять мир к лучшему; 3) Волонтеры - это носители «высоких идеалов доброты, человеколюбия, солидарности и гражданской ответственности», которые лежат в основе концепции «Адал азамат»; 4) Общенациональная акция «Таза Қазақстан» объединила тысячи граждан (волонтёров) в целях восстановления природной среды и продвижения культуры экологической ответственности. |
| Пункт 3 статьи 29 | Получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится на основаниях и в порядке, установленных законом | Термин-словосочетание «лица, занимающиеся частной медицинской практикой» актуализировать и заменить на: «лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью». |
| Статья 32 | Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц | 1) Тезаурус «государственная безопасность» архаизм. Нужно оптимизировать данное словосочетание и заменить на «национальной безопасности». Словосочетание «национальная безопасность» в действующей Конституции встречается 5 раз в статьях 23, 44, 55, 59. Необходимо привести к единому знаменателю! 2) Не коррелирует с п.1 ст. 39 в части (подчёркнуто): «… в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». ОБОСНОВАНИЕ - весьма важно в связи с реализацией идеологии «Закон и Порядок» |
| Статья 37 | «… заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». | Вопрос: с учётом Концепции культурной политики Республики Казахстан на 2023 - 2029 годы не выпало ли из контекста «нематериальное культурное наследие»? |
| Пункт 1 статьи 39 | Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения | Не коррелирует с п.5 ст. 12 Конституции. |
| Пункт 2 статьи 39 | «…межнациональное и межконфессиональное согласие» | 1) Указанный термин-словосочетание является ли родовым понятием? 2) Надо ли добавлять термин «общественное» в контексте согласия? |
| п.п. 16) статьи 44 | «… демократические институты…» | Данное термин-словосочетание упоминается в Законе РК «О чрезвычайном положении» и других НПА |
| | Раздел IV Парламент (статьи 49-63) | ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕФОРМАТИРОВАТЬ |
| Пункт 6 статьи 52 | «… правил депутатской этики, …» | Раскрыто в Регламенте Парламента РК |
| Статья 62 | Проведение не менее двух чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан, по проектам конституционных законов обязательно. | В связи с оптимизацией Сената в пользу Мажилиса (так назовём), есть необходимость усилить процедуру принятия не только Конституционных законов, но и Законов в целом, то есть обязательное проведение не менее трёх чтений! |
| п.п. 5) статьи 55 | выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий | Рекомендуем в Конституцию отдельной нормой включить статью с положением, что «полномочия Парламента оканчиваются с момента начала работы первой сессии его нового состава»! Цель - обеспечение стабильности законодательной власти и недопущения положения, при котором государство хотя бы на один день осталось без законодательного органа. |
| Пункт 1 статьи 60 | Палаты образуют постоянные комитеты, число которых не превышает семи в каждой Палате | Потребует изменения, так как: а) Палата остаётся одна (Мажилис); б) количество постоянных комитетов увеличится. |
| Второй абзац пункта 2 статьи 61 | Законопроекты, внесенные в порядке законодательной инициативы Правительства Республики в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны, подлежат рассмотрению Парламентом немедленно на совместном заседании его Палат | Привести в соответствие с п.5 ст. 12 и п.1 ст.39 Конституции. В частности, в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Здесь помимо пяти оснований добавляется еще и «экономическая безопасность страны». Надо проанализировать и дать обоснование либо оптимизации, либо расширения оснований. |
| Последн. абзац пункта 2 статьи 61 | В случае внесения в Парламент законопроектов, предусмотренных частью второй пункта 2 настоящей статьи, Правительство Республики вправе принимать под свою ответственность временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона, по вопросам, указанным в части первой настоящего пункта, которые действуют до вступления в силу принятых Парламентом законов или до непринятия Парламентом законов | ИСКЛЮЧИТЬ. Сомнительный абзац и право Правительства Республики принимать под свою ответственность временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона! ОБОСНОВАНИЕ: 1) Противоречит п.4 ст.3 Конституции и, конкретно «принципу разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов». 2) Не соответствует тезису «Сильный Президент - Влиятельный Парламент - Подотчетное Правительство». Есть сильный Президент! Зачем нам (даже в целях оперативного реагирования) ГИБРИД и сосредоточение высшего представительного органа в «руках» Правительства? 3) Идёт подмена законодательного органа исполнительной властью. |
| п.п. 4) ст.67 | «… важнейшие решения» | Искусственная дискреционность. Значит есть и не важнейшие решения, о которых можно не докладывать? |
| Пункт 3 статьи 71 | Четверо судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики | С учётом исключения «Президентской квоты» назначения депутатов в Парламент возникает вопрос: распространяется ли это на «квоту Президента» по назначению четверых судей Конституционного Суда? |
| Пункт 5 статьи 71 | «…или совершения тяжких преступлений» | Необходимо актуализация с учётом категорий преступлений (ст.11 УК РК): «Преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления». В нашем случае имеется пробел, способствующий нарушению принципов правовой определённости, соразмерности и справедливости. |
| Пункт 1 статьи 12 Пункт 3 статьи 72 Пункт 2 статьи 74 | «…гарантируются права и свободы человека…» «…непосредственно затрагивающие их права и свободы…» «…права и свободы человека и гражданина…» | Необходимо привести к «ЕДИНООБРАЗИЮ» и уточнить. В частности: в пункте 1 статьи 12; пункте 3 статьи 72; пункте 2 статьи 74 идентифицировать, как «права и свободы человека и гражданина». Цель - исключение искусственной дискреционности. |
Конечно, перечисленные выше конституционные (нормы) ценности - это не канонический реестр, а лишь ориентир для формирования нового качества Конституционной материи.
БЕССПОРНО: потребуется апгрейд норм действующей Конституции:
1. Внесения дополнений в преамбулу Конституции Республики Казахстан. Речь идёт о Декларации о государственном суверенитете!
Безапелляционно: а) осознавая историческую предопределённость и роль Декларации, признавая аксиологической природы последней, имеет место недооценка места Декларации о государственном суверенитете в действующей системе национального законодательства; б) Декларация это не просто намерение, она имеет конституционно-правовое обрамление. Юридически принятие Декларации о государственном суверенитете и есть начало государственной независимости; в) провозглашая примат международного права (Всеобщей декларации прав человека), необходимо принять во внимание приоритет Декларации о государственном суверенитете в системе действующего национального законодательства. Опыт показал, что Конституции могут исчезать под давлением новых Конституций (1993 год, 1995 год). А Декларация остаётся!