<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Совершенствование механизмов коллективного управления авторскими и смежными правами в Республике Казахстан: проблемы и перспективы (Жангир Шалекенов, юрист в области интеллектуальной собственности, член правления ПЮК «Юстус»; Фарид Алиев, управляющий партнер Международной юридической компании «ALC Attorneys», Генеральный секретарь палаты юридических консультантов «Юстус»)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Совершенствование механизмов коллективного управления авторскими и смежными правами в Республике Казахстан: проблемы и перспективы

 

Жангир Шалекенов, юрист в области интеллектуальной собственности,

магистр юридических наук (LL.M),

член правления Палаты юридических консультантов «Юстус»,

автор статей по вопросам интеллектуальной собственности

 

Фарид Алиев, управляющий партнер Международной юридической компании «ALC Attorneys»,

Генеральный секретарь палаты юридических консультантов «Юстус»

 

 

Аннотация. В статье исследуются проблемы и перспективы реформирования системы коллективного управления авторскими и смежными правами в Республике Казахстан. Рассматриваются системные недостатки существующей модели, включая непрозрачность, систематические нарушения прав авторов и исполнителей, а также несоответствие нормативной базы современным реалиям, что иллюстрирует необходимость внедрения новых механизмов управления правами, таких как прямое лицензирование, цифровые технологии и блокчейн. Предложены рекомендации по пересмотру законодательства, внедрению цифровых решений и укреплению роли государства в развитии прозрачной и эффективной системы. Анализируется судебная практика, подтверждающая необходимость реформ для защиты интересов авторов и пользователей контента.

Ключевые слова: авторские права, коллективное управление, прозрачность, реформы, цифровизация, блокчейн, лицензирование.

 

В условиях цифровизации экономики и расширения глобальных рынков все более значимой становится задача создания прозрачных механизмов учета, сбора и распределения вознаграждений. Отсутствие унифицированных подходов и низкий уровень прозрачности в данной сфере препятствуют эффективному функционированию систем управления правами, что создает риски для развития творческих индустрий и соблюдения прав авторов и исполнителей.

Управление авторскими и смежными правами играет ключевую роль в современной музыкальной индустрии, обеспечивая баланс интересов правообладателей, исполнителей и пользователей контента. Эффективная система управления позволяет стимулировать творчество, защищать интеллектуальную собственность и обеспечивать справедливое вознаграждение. Пример Казахстана, где произошла блокировка музыки в социальных сетях Instagram и Facebook, демонстрирует системные проблемы в регулировании прав на цифровых платформах. Этот случай подчеркивает необходимость совершенствования механизмов лицензирования и взаимодействия между правообладателями и технологическими компаниями для предотвращения подобных ситуаций.

Конфликт между «Казахстанским авторским обществом» (KazAK) и компанией Meta Platforms, приведший к исчезновению казахстанской музыки из социальных сетей Instagram и Facebook, демонстрирует противоречия в подходах к лицензированию авторского контента. По версии KazAK, причиной разногласий стали финансовые условия, предложенные Meta, которые общество сочло несправедливыми для казахстанских авторов. Организация подчеркивает значимость национальной музыкальной культуры и необходимости установления справедливого вознаграждения за использование произведений [1].

Ситуация осложняется тем, что действия KazAK вызвали недовольство среди казахстанских исполнителей, поскольку блокировка музыки негативно сказалась на их промо-кампаниях и возможности использовать цифровые платформы для продвижения. Несмотря на критику, представители KazAK считают, что такой шаг необходим для защиты долгосрочных интересов музыкальной индустрии страны.

Переговоры с Meta Platforms продолжаются, однако сроки решения проблемы остаются неопределенными. Вопросы о компенсации убытков артистам, связанных с репутационными рисками и потерей доходов, пока остаются открытыми. Эта ситуация подчеркивает важность прозрачности и эффективности управления авторскими правами, а также необходимости выработки баланса между интересами авторов и технологических платформ.

Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, создаются авторами произведений, исполнителями, производителями фонограмм и иными правообладателями для реализации их имущественных прав. Эти организации действуют на основании Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах», а их деятельность регулируется, в частности, статьей 44 данного закона. Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью или самостоятельно использовать переданные им произведения и объекты смежных прав, ограничиваясь функциями управления в рамках предоставленных полномочий, закрепленных в уставе [2].

Статья 44 Закона подробно регламентирует основные обязанности таких организаций. В их задачи входит заключение лицензионных договоров с пользователями, согласование размера вознаграждений, сбор предусмотренных выплат, распределение и выплата собранных средств правообладателям, а также защита управляемых прав. Такие организации заключают договоры с правообладателями, которые передают им исключительные права на использование произведений в определенной сфере. Получив эти права, организация передает их пользователям, предоставляя лицензии, которые охватывают как переданные ей произведения, так и объекты, чьи владельцы не заключили договоров с организацией.

В соответствии с установленной практикой пользователи обязаны выплачивать вознаграждение за использование произведений и предоставлять отчетность об их применении. Собранное вознаграждение распределяется между правообладателями и хранится на счетах организации до момента выплаты, как предусмотрено статьей 44 Закона. Организация обязана принимать все необходимые меры для своевременного распределения и выплаты средств.

Согласно пункту 2 статьи 6 Закона, авторское право распространяется на произведения в любой объективной форме, независимо от их обнародования. Однако в Казахстане коллективное управление имущественными правами сталкивается с существенными проблемами [3].

Одной из ключевых трудностей является неэффективность работы авторских обществ, которые нередко обвиняются в нарушении прав авторов и исполнителей. Отсутствие своевременных выплат правообладателям и привлечение авторских обществ к административной ответственности указывают на необходимость реформирования системы. В настоящее время в Казахстане функционируют семь аккредитованных организаций, управляющих имущественными правами, что порождает дублирование функций и конфликты между ними [4].

Для сравнения, в России действует централизованная модель, в рамках которой авторские права управляются единой организацией с четким разделением функций (ст.1242 ГК РФ) [5]. Такая структура обеспечивает более удобное и прозрачное взаимодействие между авторами, исполнителями и пользователями контента.

На постсоветском пространстве авторские общества зачастую воспринимаются как репрессивные структуры, создающие дополнительные барьеры для правообладателей и пользователей. В этой связи реформа системы коллективного управления, основанная на принципах централизации и прозрачности, могла бы повысить эффективность и доверие между участниками.

Исследуем случаи из судебной практики. Постановление № 7528-24-00-3/20238 от 2 мая 2024 года [6] было вынесено Специализированным межрайонным судом по административным правонарушениям города Алматы в отношении Республиканского общественного объединения «Казахстанское авторское общество» (РОО «Казахстанское авторское право») за нарушение требований законодательства.

Нарушение заключалось в непредставлении в уполномоченный орган сведений о своей деятельности в установленный срок, что предусмотрено подпунктом 5 статьи 41 Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» [7]. В частности, организация не предоставила данные о своих учредителях, составе имущества, источниках формирования и направлениях расходования денежных средств до 31 марта 2024 года, как это требует закон. Данный факт был выявлен Управлением общественного развития города Алматы 19 апреля 2024 года и зафиксирован в протоколе об административном правонарушении.

Судебное разбирательство проходило с использованием мобильного приложения «WhatsApp». Представитель РОО «Казахстанское авторское право» признал нарушение и заверил суд в устранении подобных ошибок в будущем. На основании части 1 статьи 489-1 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях [8], которая предусматривает ответственность за несвоевременное предоставление сведений, суд принял решение о применении административного взыскания в виде предупреждения.

Также 22 мая 2024 года Специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям города Алматы рассмотрел дело № 7528-24-00-3/22589 [9] в отношении Республиканского общественного объединения «Казахстанское авторское общество» (РОО «Казахстанское авторское общество»). Основанием для разбирательства стал отказ представителя организации допустить должностных лиц Министерства юстиции Республики Казахстан к проведению внеплановой проверки, назначенной в соответствии с актом от 30 апреля 2024 года.

Суд установил, что действия РОО «Казахстанское авторское общество» препятствовали выполнению служебных обязанностей проверяющими, что квалифицируется как административное правонарушение согласно части 1 статьи 462 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Представленные доказательства, включая акты о проверке, видеозаписи и протокол об административном правонарушении, подтвердили факт воспрепятствования.

Представитель РОО в судебном заседании оспаривал наличие состава правонарушения и просил приостановить производство по делу до рассмотрения искового заявления организации о признании проверки незаконной. Суд отклонил эти доводы, сочтя их несостоятельными, и рассмотрел дело по существу. Было установлено, что организация нарушила законодательные требования о допуске к проверке, что подтвердилось совокупностью представленных материалов.

На основании статьи 462 КоАП суд привлек РОО «Казахстанское авторское общество» к административной ответственности и назначил штраф в размере 100 месячных расчетных показателей, что составляет 369 200 тенге. Решение вступает в силу, если не будет обжаловано в установленный срок.

Согласно Постановлению № 7528-23-00-3/21542 от 1 июля 2023 года РОО «КазАК» [10] не предоставило в срок сведения о своей деятельности в соответствии с подпунктом 5) статьи 41 Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях». Суд установил факт административного правонарушения, что подтвердилось протоколом и объяснениями представителя организации. На основании санкции статьи суд назначил взыскание в виде предупреждения.

Таже по данным Постановления № 7528-24-00-3/22589 [11] от 22 мая 2024 года была нарушена статья 462 КоАП РК, связанная с воспрепятствованием должностным лицам Министерства юстиции Республики Казахстан при проведении проверки. На основании акта о проверке №2 от 30 апреля 2024 года было зафиксировано, что представители РОО «КазАК» отказали в допуске к проверке. Суд, признав наличие правонарушения, наложил административный штраф в размере 100 месячных расчетных показателей, что составило 369 200 тенге.

Еще один пример (постановление № 7528-22-00-3/6137 [12] от 7 апреля 2022 года) связан с ненадлежащим выполнением предписания Министерства юстиции Республики Казахстан, что является нарушением части 3 статьи 462 КоАП РК. РОО «КазАК» не предоставило отчетность и документы, подтверждающие устранение нарушений, указанных в предписании №2. Суд, исследовав материалы дела, включая протокол и акты проверки, признал РОО «КазАК» виновным в совершении административного правонарушения и наложил штраф в размере 214 410 тенге с учетом смягчающих обстоятельств.

Таким образом, на основании рассмотренной судебной практики можно констатировать системные проблемы в деятельности РОО «КазАК», включая несоблюдение требований законодательства, препятствование проверкам и несвоевременное выполнение предписаний. Нарушения подпунктов 5) статьи 41 Закона «О некоммерческих организациях», части 1 и части 3 статьи 462 КоАП указывают на недостаточную организацию процессов отчетности и взаимодействия с государственными органами. Это подчеркивает необходимость усиления контроля за деятельностью подобных организаций и повышения их ответственности перед законом.

Современная деятельность авторских обществ сталкивается с серьезными вызовами, связанными с несоответствием их работы текущим реалиям. Устаревшие нормы законодательства, регулирующие управление авторскими правами, не учитывают динамические изменения, вызванные цифровизацией и глобализацией. Эти факторы существенно изменили способы создания, распространения и потребления контента, что делает существующие подходы к управлению правами малоэффективными.

Игнорирование цифровых технологий и международных трендов управления авторскими правами оказывает негативное влияние на развитие творческой индустрии Казахстана. Авторские общества зачастую не способны предложить современные решения, способные адаптироваться к изменившимся экономическим и технологическим условиям. Это приводит к недоверию со стороны авторов, исполнителей и пользователей контента, а также снижает эффективность управления правами.

В ответ на эти вызовы необходимо развивать альтернативные механизмы управления авторскими правами. Прямое лицензирование позволит правообладателям самостоятельно управлять своими правами, минуя посредников, что обеспечит больший контроль и прозрачность. Программы стриминговых платформ, такие как автоматизированные системы распределения роялти, обеспечат более точный учет использования произведений. Государственные компенсационные фонды представляют собой модель, при которой вознаграждение авторам будет выплачиваться из бюджетных средств, компенсируя потери от свободного использования их произведений в рамках общественного интереса. Также блокчейн-технологии предлагают инновационный подход к учету и управлению правами, обеспечивая прозрачность, неизменяемость и точность данных о правах и их использовании.

Также рассмотренный выше конфликт между Казахстанским авторским обществом и Meta, приведший к блокировке казахстанской музыки в социальных сетях Instagram и Facebook, выявил серьезные проблемы в управлении авторскими правами в Казахстане. Причиной разногласий стала неспособность достичь соглашения о выплатах, однако за этим случаем стоит более глубокая системная проблема. КазАК уже не первый год подвергается критике за несоблюдение обязательств перед авторами и исполнителями, включая регулярные задержки и невыплаты роялти. Несмотря на привлечение к административной ответственности, организация продолжает функционировать в прежнем режиме, что свидетельствует о ее неэффективности и отсутствии надлежащего контроля.

Ситуация осложняется устаревшими нормами законодательства, регулирующего коллективное управление авторскими правами. Глава 4 Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах», посвященная коллективному управлению имущественными правами, уже не соответствует современным реалиям. Эти нормы не учитывают вызовов, связанных с цифровизацией и глобализацией, и требуют пересмотра. Авторские общества продолжают использовать механизмы, которые были разработаны для условий прошлого века, что снижает их эффективность и создает дополнительные барьеры для творческой индустрии.

В условиях глобальных изменений возникает необходимость в новых подходах к управлению авторскими правами. Альтернативой может стать прямое лицензирование, когда авторы самостоятельно определяют условия использования своих произведений. Стриминговые платформы уже внедряют механизмы автоматического распределения роялти, что значительно упрощает процесс и снижает зависимость от посредников. Государственные компенсационные фонды, как это практикуется в Канаде и Австралии, поддерживают авторов через гранты и выплаты, обеспечивая стабильность доходов. Особое внимание заслуживает использование блокчейн-технологий, которые обеспечивают прозрачность и автоматизацию процессов управления правами. Опыт стран, таких как Мальта, Южная Корея и США, показывает, что блокчейн способен устранить посредников, ускорить выплаты и минимизировать споры между участниками.

Блокчейн может стать ключевым инструментом для реформирования системы управления авторскими правами в Казахстане. Эта технология позволяет фиксировать права, автоматизировать распределение роялти и обеспечить полную прозрачность всех операций. Введение подобных решений не только сделает систему управления более эффективной, но и повысит доверие со стороны авторов, исполнителей и пользователей.

Реформирование системы коллективного управления авторскими и смежными правами в Казахстане представляет собой важный шаг для адаптации национальной правовой и институциональной базы к современным вызовам цифровой эпохи. Реорганизация авторских обществ требует введения новых стандартов прозрачности и ответственности, которые позволят устранить накопившиеся проблемы, такие как задержки выплат авторам и недостаток контроля над распределением роялти. Это возможно через установление обязательных стандартов отчетности, прозрачности операций и регулярного аудита деятельности авторских обществ. Кроме того, необходимо ужесточить требования к соблюдению законодательства, усилив санкции за нарушение прав авторов и исполнителей.

В статье 44 следует уточнить обязательства организаций по регулярной отчетности. Предлагается ввести нормы, обязывающие такие организации публиковать ежегодные отчеты о своей деятельности, включая информацию о собранных и распределенных суммах, а также данные о нераспределенных вознаграждениях. Это повысит уровень доверия со стороны авторов и исполнителей и обеспечит дополнительный контроль со стороны правообладателей.

В пункт 2 статьи 44 Закона необходимо включить положения о внедрении цифровых систем учета и мониторинга использования произведений. Организации, управляющие имущественными правами, должны обязаны внедрять технологии, обеспечивающие точное и прозрачное отслеживание использования объектов авторских и смежных прав, например, с использованием блокчейн-платформ. Это позволит минимизировать споры между пользователями и правообладателями, а также автоматизировать процесс распределения вознаграждений.

В пункте 5 статьи 44 Закона следует уточнить порядок обращения с нераспределенным вознаграждением. Предлагается сократить срок хранения таких средств с трех до двух лет и предусмотреть обязательное уведомление правообладателей о наличии нераспределенных средств. Это ускорит процесс выплаты авторам и минимизирует риски накопления неиспользуемых средств.

В статье 45 Закона рекомендуется закрепить обязанность организаций заключать договоры с пользователями в электронной форме через единые цифровые платформы, доступные всем участникам рынка. Это упростит процесс взаимодействия между сторонами и ускорит заключение лицензионных договоров. Также необходимо ужесточить ответственность за невыполнение обязательств по выплате вознаграждений, введя конкретные штрафные санкции для таких организаций.

Для статьи 46 Закона следует рассмотреть возможность дополнения положением о независимом аудите деятельности организаций, управляющих имущественными правами. Это обеспечит независимую оценку их работы и укрепит доверие правообладателей. Кроме того, стоит уточнить, что аккредитация не дает организациям право на выполнение функций государственного контроля, что исключит конфликты интересов и злоупотребления.

Такие корректировки направлены на создание более прозрачной и эффективной системы управления авторскими и смежными правами. Они позволят защитить интересы правообладателей, адаптировать систему к цифровым вызовам и повысить доверие со стороны всех участников творческой индустрии.

Изменение нормативной базы, регулирующей деятельность авторских обществ, должно учитывать современные вызовы. Требуется пересмотр Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах», особенно в части коллективного управления имущественными правами. Новое законодательство должно быть направлено на упрощение процедур лицензирования, внедрение цифровых решений для учета использования произведений и создание механизмов прямого взаимодействия авторов с пользователями. Это позволит модернизировать систему управления и устранить препятствия, связанные с устаревшими нормами.

Потенциальные преимущества альтернативных моделей управления включают значительное увеличение доходов авторов за счет сокращения числа посредников и оптимизации процессов распределения роялти. Применение цифровых технологий, таких как автоматизированные системы учета и блокчейн, позволит минимизировать административные издержки, ускорить выплаты авторам и повысить доверие к системе. Прямое лицензирование и сотрудничество со стриминговыми платформами также обеспечат авторам большую гибкость в управлении своими правами, что будет способствовать повышению их доходов и удовлетворенности.

Важную роль в обеспечении реформ играет государство, которое должно выступать не только регулятором, но и активным участником процесса. Создание государственных компенсационных фондов, поддержка внедрения цифровых технологий и предоставление грантов на развитие творческих инициатив могут стать эффективными мерами. Общество, включая правообладателей, пользователей контента и технологические компании, должно быть вовлечено в диалог для формирования прозрачной и справедливой системы управления правами. Коллективные усилия государства, авторских обществ и гражданского сектора помогут создать устойчивую и эффективную систему, отвечающую потребностям современности и способствующую развитию творческой индустрии.

Современные технологии изменили способы распространения и потребления контента. В условиях цифровизации требуется новая модель учета и распределения авторских вознаграждений, учитывающая глобальные платформы (стриминговые сервисы, социальные сети). Однако текущая система коллективного управления в Республике Казахстан продолжает оставаться недостаточно прозрачной. Основные проблемы включают отсутствие единой базы данных о произведениях, сложность взаимодействия с международными платформами и непрозрачные механизмы выплат авторам.

В Казахстане действует несколько авторских обществ, что приводит к дублированию функций, конфликтам между организациями и путанице среди пользователей контента. Отсутствие централизованного механизма управления правами приводит к задержкам выплат, сложностям в администрировании и неэффективному контролю, возрастают коррупционные риски. Более того, судебные дела против авторских обществ показывают, что они не всегда добросовестно исполняют свои обязательства, нарушая нормы законодательства.

Блокировка казахстанской музыки в Instagram и Facebook стала прямым следствием отсутствия эффективного механизма лицензирования контента на цифровых платформах. Конфликт показал, что национальные организации управления правами не всегда способны договариваться с глобальными технологическими гигантами. Это говорит о необходимости пересмотра подходов к лицензированию цифрового контента, создания единых международных соглашений и более гибкой модели взаимодействия между правообладателями и онлайн-платформами.

 

Нередки случаи, когда авторы не получают вознаграждения за использование их произведений из-за проблем с отчетностью. Отсутствие четких механизмов контроля со стороны государства позволяет авторским обществам действовать непрозрачно. Артисты теряют доходы, так как выплаты либо задерживаются, либо не поступают вовсе, что создает социальную напряженность. Слабый контроль и отсутствие санкций за нарушения усугубляют проблему.

Во многих странах действуют централизованные модели управления авторскими правами, которые позволяют оптимизировать сбор и распределение вознаграждений.

Анализ судебных решений показывает, что авторские общества в Республике Казахстан неоднократно нарушали законодательство:

- несвоевременно предоставляли финансовую отчетность,

- препятствовали проверкам со стороны Министерства юстиции,

- не выполняли предписания государственных органов.

Эти факты подтверждают необходимость усиления государственного контроля, внедрения обязательных стандартов отчетности и более строгих санкций за нарушения.

Отсутствуют нормы, регулирующие цифровые лицензии, мониторинг использования контента на стриминговых сервисах и социальных платформах. В результате авторские общества применяют устаревшие механизмы, которые не соответствуют современным способам распространения произведений. Необходим пересмотр законодательства, направленный на его адаптацию к цифровым реалиям.

 

На основе этих выводов предлагается:

1. Модернизировать законодательство, введя обязательные стандарты прозрачности и цифровые механизмы учета произведений.

2. Централизовать управление авторскими правами, сократив число организаций и установив четкое распределение функций.

3. Обязать авторские общества использовать цифровые технологии (блокчейн, автоматизированные системы учета и выплат).

4. Ужесточить государственный контроль, включая регулярные проверки и санкции за несвоевременные выплаты роялти.

5. Внедрить альтернативные механизмы лицензирования (прямое лицензирование, государственные компенсационные фонды, цифровые платформы для заключения договоров).

 

Эти меры позволят создать прозрачную, цифровизированную и эффективную систему управления авторскими правами, которая будет защищать интересы авторов, исполнителей и пользователей контента.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Список источников

 

1. В KazAK объяснили причину конфликта с Meta и пропавшей музыки // https://tengrinews.kz/curious/delo-dengah-kazak-obyyasnili-prichinu-konflikta-meta-555488/

2. Закон Республики Казахстан от 10 июня 1996 года № 6-І «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.2024 г.) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005798

3. Алжанкулова С.А., Абдуалипова К.Ж., Мырзаханова Ш.Т. Некоторые проблемные вопросы правового регулирования авторских и смежных прав в Республике Казахстан // https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemnye-voprosy-pravovogo-regulirovaniya-avtorskih-і-smezhnyh-prav-v-respublike-kazahstan

4. МЮ РК // www.adilet.gov.kz

5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)»от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 22.07.2024) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/b7fc20d4f95e8f7a07f05eae9c7a9ff774b056a4/

6. Постановление № 7528-24-00-3/20238 от 2 мая 2024 года Специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Алматы.

7. Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09.2024 г.) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021519

8. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2025 г.) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31577399

9. Дело № 7528-24-00-3/22589 Специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Алматы.

10. Постановление от 01 июля 2023 года по делу №7528-23-00-3/21542 Специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Алматы.

11. Постановление от 14 сентября 2021 года 7528-21-00-3/21001 Специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Алматы.

12. Постановление от 7 апреля 2022 года 7528-22-00-3/6137 Специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Алматы.