|
|
|
Приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 18 августа 2023 года № 348
В соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 17, подпунктом 4) пункта 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях», ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним. 2. Департаменту развития национальной системы квалификаций и прогнозирования Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вводится в действие с 4 сентября 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
приложение к приказу от 18 августа 2023 года № 348
Правила разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 17, подпунктом 4) пункта 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях» (далее - Закон) и определяют порядок разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним. Нумерация пунктов приводится в соответствии с оригиналом 3. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах: 1) квалификационная программа – комплекс мер, используемых для оценки соответствия кандидата, претендующего на признание профессиональной квалификации, требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии – квалификационным требованиям к применению знаний, умений и навыков в определенных условиях работы с использованием определенного оборудования, методологии и (или) инструментов; 2) навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком; 3) профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии; 4) признание профессиональной квалификации – процедура оценки и принятия решения о соответствии кандидата требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии – квалификационным требованиям; 5) центр признания профессиональных квалификаций (далее – центр признания) – юридическое лицо, аккредитованное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, осуществляющее признание профессиональных квалификаций; 6) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности; 7) заявитель – юридическое лицо, подавшее заявку на аккредитацию для осуществления деятельности по признанию профессиональной квалификации.
Глава 2. Порядок разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним
3. Квалификационные программы разрабатываются и утверждаются в соответствии с требованиями к ним согласно приложению 1 к настоящим Правилам по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам. 4. Квалификационные программы разрабатываются заявителем на основе требований соответствующих профессиональных стандартов, а при их отсутствии - квалификационных требований, установленных в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан. 5. Проект квалификационной программы направляется заявителем в региональную палату предпринимателей Республики Казахстан в соответствии с Правилами аккредитации центров признания профессиональных квалификаций, переоформления, отзыва, возобновления и прекращения действия аттестата аккредитации, а также типовой формы и условий постаккредитационного договора, утвержденными уполномоченным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона. 6. Квалификационная программа утверждается центрами признания на государственном и русском языках в течение десяти рабочих дней после дня получения ими аттестата аккредитации, выданного Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан. 7. Центр признания в течение пяти рабочих дней после дня утверждения Квалификационной программы размещает перечень утвержденных им квалификационных программ на цифровой платформе НСК и своем интернет-ресурсе по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
Приложение 1 к Правилам разработки и утверждения квалификационных программ, а также требованиям к ним
Требования к квалификационным программам
Квалификационные программы содержат: 1) Общие положения, а именно: наименование квалификационной программы, указание на наименование соответствующего профессионального стандарта, а при его отсутствии – указание на квалификационные требования (с приложением квалификационных требований), по применению знаний, умений и навыков в определенных условиях работы с использованием определенного оборудования, методологии и (или) инструментов; глоссарий (содержит перечень терминов и определений, сокращений, используемых в квалификационной программе); описание квалификации (код и название профессии, уровень национальной рамки квалификаций (далее - НРК)/отраслевой рамки квалификаций (далее - ОРК), описание трудовых функций, признание отдельного навыка или группы навыков, требования к опыту работу, условиям признания при неформальном и (или) информальном образовании, запреты и ограничения, перечень используемого оборудования, методлогии и инструментов); структуру и формат (онлайн и (или) офлайн) экзамена: указывается описание структуры экзамена и формат (онлайн и (или) офлайн) экзамена. В зависимости от требований к профессии, профессиональной квалификации и отраслевой специфики экзамен включает задания на проверку теоретических знаний, а также практические задания на проверку профессиональных навыков и умений, с указанием длительности, условий и последовательности сдачи каждого их этапов экзамена; структуру оценки: указывается, каким образом формируется итоговая оценка, которая базируется на критериях успешности выполнения кандидатом теоретического и практического этапа экзамена, знаний, умений и навыков на соответствие необходимой профессиональной квалификации. При оценке определяется долевая градация распределения баллов для прохождения теоретического и практического этапов экзамена, оценки личностных компетенций; 2) сведения о теоретическом этапе экзамена, а именно: информацию о заданиях на проверку теоретических знаний: письменный или устный ответы на теоретические вопросы, измерение понимания принципов, фактов, концепций и теорий; объем знаний (темы, разделы), которые необходимы для оценки профессиональной квалификации, с указанием количества часов, необходимых для освоения указанного объема знаний (тем, разделов); 3) сведения о практическом этапе экзамена, а именно: информацию о виде и содержании заданий на проверку практических умений и навыков. Например, выполнение расчетов, моделирование ситуации и действия как отклик на ситуацию, интервью, практическое выполнение задания; список навыков, владение которыми необходимо для профессиональной квалификации, с указанием количества часов, необходимых для получения каждого навыка. Для описания практической работы применяется технологическая карта по квалификации и (или) технологическая карта по отдельному навыку или группе навыков. Технологическая карта описывает алгоритм выполнения практической работы в виде схемы, на которой отражаются стадии, количество сырья или материалов, перечень необходимого оборудования, условия, процессы, требования к готовому продукту, нормы времени. При этом указываются требования по использованию оборудования, по технике безопасности. Практический этап экзамена предусматривает: 1) подбор рабочих материалов (инструментов) и подготовку к выполнению практического задания и разработку плана выполнения задания; 2) выбор средств индивидуальной защиты (из случайного набора средств индивидуальной защиты: очки, каска, перчатки, фартук и т.д.); 3) практическое выполнение задания; 4) оценку личностных компетенций, которая проводится на обязательной основе и содержит методы оценки личностных компетенций в соответствии с требованиями к профессиональной квалификации (при наличии в профессиональных стандартах, а при их отсутствии – в квалификационных требованиях); 5) критерии оценки: методы оценки теоретического и практического этапов экзамена. При оценке теоретического и практического этапов экзамена, оценки личностных компетенций используется оценка «сдал» и «не сдал». Кандидат, получивший более 70 (семидесяти) процентов верных ответов от общего количества вопросов на теоретическом этапе экзамена, допускается к сдаче практического этапа экзамена. Результаты теоретического и практического этапов экзамена учитываются при формировании итоговой оценки признания профессиональной квалификации.
Приложение 2 к Правилам разработки и утверждения квалификационных программ, а также требованиям к ним
форма
Квалификационная программа
Центр признания профессиональных квалификаций ________________________________________________________________ (полное наименование, юридический адрес) Профессиональный стандарт (профессиональные стандарты) или квалификационные требования _________________________________________________________________ (полный перечень документов)
Приложение 3 к Правилам разработки и утверждения квалификационных программ, а также требованиям к ним
Перечень утвержденных квалификационных программ центра признания профессиональных квалификаций
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |