|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 41. ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Статья 802. Поводы и основание для возбуждения дела об административном правонарушении 1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения с учетом положений части третьей настоящей статьи; 2) материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления; 3) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации; 4) показания специальных автоматизированных измерительных средств, а также сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств и приборов наблюдения, в том числе работающих в автоматическом режиме и фиксирующих совершение административного правонарушения в сфере автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения посредством фото-, видеосъемки дорожной ситуации, определения скорости и направления движения транспортного средства, действий других участников дорожного движения; 5) показания контрольно-измерительной аппаратуры и (или) средств радиотехнического контроля. 2. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 741 настоящего Кодекса. 3. Основаниями для возбуждения дела об административном правонарушении согласно подпункту 1) части первой настоящей статьи в отношении субъекта контроля и надзора являются результат проверки, проведенной в порядке, установленном Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, а также результат профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в случаях, предусмотренных частью третьей пункта 3 статьи 137 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Действие настоящей части не распространяется на случаи выявления признаков административного правонарушения при осуществлении контроля и надзора в сферах, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 129 и пунктами 3 и 5 статьи 140 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, а также в области государственной статистики при осуществлении профилактического контроля без посещения респондентов. 4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 785 настоящего Кодекса, составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также объявления судьей (судом) об установлении факта проявления неуважения к суду со стороны присутствующего в процессе лица в ходе судебного разбирательства. В случае, если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента направления предписания о необходимости уплаты штрафа в порядке, предусмотренном статьей 743 настоящего Кодекса, а при совершении административных правонарушений, дела по которым рассматриваются органами государственных доходов, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента надлежащего доставления уведомления (извещения).
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей решающее значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определении подведомственности (подсудности) рассмотрения дела. Комментируемой статьей установлен исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. К ним относятся: 1) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения - обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Данный повод влечет за собой деятельность по пресечению правонарушения, по фиксации доказательств его совершения, т.к. эта деятельность находит свое отражение в процессуальных документах (в протоколе об административном правонарушении, в протоколе о применении мер, обеспечивающих производство по делу об административном правонарушении, в рапорте, в актах ревизии). Например, сотрудник полиции, осуществляя патрулирование, выявляет нарушение правил дорожного движения водителем автомобиля, факт обнаружения будет являться основанием для возбуждения дела об административном производстве; 2) материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления – к таким материалам могут относиться акты проверок органов местного самоуправления, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, однако эти органы не наделены полномочиями по рассмотрению дела и составлению административных протоколов. В таких случаях материалы передаются по подведомственности в соответствии с главой 36 КоАП; 3) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации – это сообщения и заявления граждан и юридических лиц, указывающие на наличие события административного правонарушения. Анонимные сообщения граждан о совершенных административных правонарушениях не подлежат рассмотрению. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», не подлежат рассмотрению анонимные обращения, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных уголовных правонарушениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности. Также поводом к возбуждению дела об административном правонарушении может послужить публикация в средствах массовой информации, после проверки уполномоченными лицами. В соответствии с пп. 4 ст. 1 Закона РК «О средствах массовой информации», под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы. Сообщения в средствах массовой информации являются самостоятельным поводом для возбуждения административного дела. В отличие от заявлений, писем, направленных в органы управления, сообщения граждан, опубликованные в печати или переданные по радио либо телевидению, обращены не только к органам, правомочным возбуждать административные дела, но и широкому кругу общественности, к читателям, ожидающим должного реагирования на публикацию; 4) показания специальных автоматизированных измерительных средств, а также сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств и приборов наблюдения, в том числе работающих в автоматическом режиме и фиксирующих совершение административного правонарушения в сфере автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения посредством фото-, видеосъемки дорожной ситуации, определения скорости и направления движения транспортного средства, действий других участников дорожного движения. К специальным автоматизированным измерительным средствам, работающим в автоматическом режиме, относятся: - интеллектуальная система видеоконтроля, анализа и прогнозирования «Сергек»; - система фотовидеофиксации «Интегра КДД»; - автоматические радары-скоростемеры «RedSpeed»; - стационарные фоторадарные комплексы «Кречет-С» и другие. Процесс возбуждения дела об административном правонарушении, зафиксированном специальными автоматизированными измерительными средствами, имеет свою специфику; 5) показания контрольно-измерительной аппаратуры и (или) средств радиотехнического контроля – как и в предыдущем пункте, речь идет о технических средствах, но которые работают не в автоматическом режиме, а под руководством должностного лица. К ним можно отнести устройства для определения скорости автомобиля (радар), используемый сотрудниками дорожно-патрульной полиции, устройства для взвешивания грузовых автомобилей, используемые инспекцией транспортного контроля и др. Также поводом для возбуждения административного дела по этому подпункту будет выявление и фиксация административного правонарушения камерами Центров оперативного управления (ЦОУ) УВД городов. Например, сотрудник ЦОУ по камерам видеонаблюдения выявляет административное правонарушение, он передает данные на правонарушителя ближайшему патрулю, для них эта информация будет поводом к возбуждению административного производства. Часть 2. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 741 КоАП. Уполномоченный орган (должностное лицо), получив один из поводов для возбуждения дела об административном правонарушении, должен изучить правонарушение на наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. К признакам административного правонарушения относятся: противоправность, виновность и наказуемость. При наличии всех признаков должностное лицо может возбуждать дело об административном правонарушении. Рассмотрим каждый из этих характеристик. 1. Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права. 2. Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности. 3. Наказуемость деяния означает, что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица в КоАП обязательно должна быть установлена именно административная ответственность. Если в действиях лица не усматривается хотя бы одного из признаков административного правонарушения, то должностное лицо, даже при наличии поводов к возбуждению административного производства, не имеет права возбуждать дело об административном правонарушении. Например, водитель автомобиля проехал на запрещающий сигнал светофора и допустил столкновение с другим транспортным средством, виновное лицо, ранее не подозревавшее о своем заболевании, перед перекрестком внезапно произошел инфаркт, появлялись судороги ног, он потерял сознание и т.п., в результате чего не был способен управлять транспортным средством. Могут быть и другие форс-мажорные обстоятельства, при которых лицо без наличия умысла или неосторожности нарушает правовую норму. Во всех этих случаях в силу отсутствия вины деяние не может быть признано административным правонарушением, и ответственность лица не наступает. Для возбуждения административного дела необходимы не только повод и основания, но и отсутствие обстоятельств, препятствующих этому. Действующее законодательство определяет следующие обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (ст. 741 КоАП): 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения; 3) отмена закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность; 4) если закон или отдельные его положения, устанавливающие административную ответственность, или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению в данном деле об административном правонарушении, от которого зависит квалификация деяния как административного правонарушения, признаны Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционными; 5) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 6) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления судьи, органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по тому же факту постановления о признании лица подозреваемым; 7) смерть физического лица, ликвидация юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу; 8) в случае возникновения технических ошибок в программном обеспечении, подтвержденных уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые привели к неисполнению налогоплательщиком налогового обязательства по представлению форм налоговой отчетности в электронном виде в срок, установленный законодательством Республики Казахстан; 9) иные случаи, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан; 10) наличие документа, подтверждающего уплату административного штрафа в порядке, установленном ст. 897 КоАП; 11) лицо, привлекаемое к административной ответственности, признано в установленном законом порядке потерпевшим по уголовному делу о преступлении, связанном с торговлей людьми; 12) в связи с примирением сторон в порядке, предусмотренном ст. 64 КоАП. При указанных обстоятельствах дело подлежит обязательному прекращению. Часть 3 комментируемой статьи определяет порядок возбуждения производства в отношении субъекта контроля и надзора, установленный Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Также данная часть указывает на исключения в возбуждении производства и выявлении признаков административного правонарушения при осуществлении контроля и надзора, норма является отсылочной к Предпринимательскому кодексу Республики Казахстан (п. 4, 5 ст. 129; п. 3, 5 ст. 140). Часть 4. Возбуждение дела об административном правонарушении - начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно - протокола об административном правонарушении. Поскольку составление такого протокола отнесено к компетенции соответствующего полномочного должностного лица, потому как инициатором возбуждения дела является именно оно. Данный момент заслуживает внимания, так как административное производство в иных случаях может возбуждаться по инициативе граждан, юридических лиц и даже органов местного самоуправления. Так, производство по жалобам начинается с момента подачи гражданином жалобы на неправомерные действия исполнительных органов (должностных лиц) и т.п. Если дело возбуждается не по инициативе должностного лица, он не вправе отказаться от его возбуждения; в случае его некомпетентности в его обязанности входит разъяснение установленного для возбуждения данного дела порядка либо направление дела по подведомственности. Возбуждение дела по своему юридическому значению можно квалифицировать в качестве процессуального действия, являющегося юридическим фактом; оно влечет за собой возникновение конкретного административно-процессуального отношения[1832]. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении либо первого протокола о применении мер процессуального обеспечения или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства. Также дело об административном правонарушении будет считаться возбужденным с момента объявления судьей факта проявления неуважения к суду со стороны лиц, присутствующих в зале судебного заседания. Особый порядок возбуждения производства в случае, когда правонарушение зафиксировано специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. Протокол не составляется, а формируется предписание о необходимости уплаты штрафа. Поскольку владелец транспортного средства не присутствует в процессе составления предписания, дело считается возбужденным с момента направления предписания, предусмотренного ст. 743 КоАП. При этом ч. 4-1 ст. 743 КоАП гласит, что предписание о необходимости уплаты штрафа признается надлежащим образом доставленным в случаях: 1) направления заказным письмом, которое вручается собственнику (владельцу) транспортного средства лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под расписку на подлежащем возврату отправителю уведомлении о вручении. Предписание о необходимости уплаты штрафа, направленное юридическому лицу, вручается руководителю или работнику юридического лица, который расписывается в получении предписания на уведомлении о вручении с указанием своих фамилии, инициалов и должности; 2) отказа адресата принять предписание о необходимости уплаты штрафа. При этом лицо, доставляющее его, делает соответствующую отметку на уведомлении о вручении, которое вместе с предписанием возвращается отправителю; 3) непосредственного вручения предписания о необходимости уплаты штрафа собственнику (владельцу) транспортного средства лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под расписку должностным лицом.
Статья 803. Протокол об административном правонарушении 1. Протокол об административном правонарушении составляется в письменной форме уполномоченным на то должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных статьей 807 настоящего Кодекса. Наряду с письменной формой может быть использована электронная форма протокола об административном правонарушении. 2. В протоколе об административном правонарушении указываются: 1) дата и место составления протокола; 2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; 3) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело (для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер, место работы, абонентский номер телефона, факса, сотовой связи и (или) электронный адрес (если они имеются); для юридических лиц – наименование, место нахождения, номер и дата государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, идентификационный номер и банковские реквизиты, абонентский номер телефона, факса, сотовой связи и (или) электронный адрес (если они имеются); 4) место, время совершения и существо административного правонарушения; 5) статья Особенной части раздела 2 настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена, отчества (при их наличии), адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; 6) объяснение физического лица либо представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело; название, номер, дата метрологической поверки, показания технического средства, если оно использовалось при выяснении и фиксации административного правонарушения; 7) иные сведения, необходимые для разрешения дела, в том числе время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, а также прилагаются документы, подтверждающие факт совершения административного правонарушения. 3. При составлении протокола об административном правонарушении определяется язык производства. Лицу, в отношении которого возбуждено дело, а также другим участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается отметка в протоколе. При составлении протокола об административном правонарушении защитнику или законному представителю несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъясняется их право обратиться с ходатайством о передаче дела по подсудности в специализированный административный суд, а при отсутствии специализированного административного суда на территории соответствующей административно-территориальной единицы – в районный (городской) суд. 4. Протокол об административном правонарушении подписывается лицом, его составившим, и лицом (представителем лица), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При наличии потерпевших и свидетелей, а также в случаях участия понятых протокол подписывается также этими лицами. 5. В случае отсутствия или неявки надлежащим образом извещенного лица, в отношении которого возбуждено дело, протокол об административном правонарушении подписывается лицом, его составившим, с отметкой в нем об отсутствии или неявке лица, в отношении которого возбуждено дело. 6. В случае отказа в принятии под расписку протокола по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в протоколе производится соответствующая запись лицом, его составившим. 7. Физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола об административном правонарушении в нем производится соответствующая запись. Факт подписания протокола лицом, в отношении которого возбуждено дело, свидетельствует об ознакомлении данного лица с протоколом и не является признанием его вины в совершении административного правонарушения. 8. Физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, а также потерпевшему копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку немедленно после его составления, за исключением случаев, предусмотренных частью девятой настоящей статьи. При составлении протокола в электронной форме уполномоченное лицо сообщает участникам производства по делу о его размещении на веб-портале "электронного правительства" и (или) информационном сервисе уполномоченного органа в области правовой статистики и специальных учетов. По просьбе лица (представителя лица), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, копия протокола представляется немедленно посредством вручения на бумажном носителе либо направления на указанный им почтовый или электронный адрес, а также иным способом, предусмотренным порядком ведения Единого реестра административных производств. 9. Протокол об административном правонарушении в случаях его составления в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело по основаниям, предусмотренным подпунктом 4) части первой статьи 802 настоящего Кодекса, а также частью пятой настоящей статьи, в течение двух суток после его составления направляется по почте заказным письмом с уведомлением лица, в отношении которого возбуждено дело, либо в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью. Факт невозвращения протокола в течение трех суток с момента получения лицом, в отношении которого возбуждено дело, признается отказом от его подписания, о чем делается соответствующая запись в копии протокола.
КОММЕНТАРИЙ________________________________________ Протокол об административном правонарушении является одним из процессуальных документов, служащих основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Об этом прямо сказано в ч. 4 ст. 802 КоАП. Административное законодательство (КоАП) устроено таким образом, что для того, чтобы констатировать наличие административно-процессуальных правоотношений (в нашем случае стадии возбуждения административного дела), необходимы соответствующие к тому поводы и основания, как то предписано ст. 802 КоАП. Именно протокол является тем процессуальным документом, что констатирует их наличие и, как следствие, констатируется факт совершения соответствующего нарушения. Однако другой особенностью протокола об административном правонарушении является то, что в отличие от уголовно-процессуального законодательства, он является основным и единственным актом, агрегирующим обвинение в отношении лица, совершившего административное правонарушение. Несмотря на то, что КоАП не знает такого термина, как «обвинение», ст. 803 гласит, что в протоколе указывается помимо прочего существо административного правонарушения, статья Особенной части раздела 2 КоАП, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела (в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность), а также прилагаются документы, подтверждающие факт совершения административного правонарушения. Это является своего рода аналогом уголовно-процессуального обвинения, под которым теория права понимает процессуальную деятельность, осуществляемую уполномоченными органами и должностными лицами (см. ст. 804 КоАП) в целях установления деяния, запрещенного законом, и совершившего его лица, виновности последнего в совершении правонарушения, а также для обеспечения применения к такому лицу взыскания или иных мер воздействия. Только указанные в законе уполномоченные органы и должностные лица наделены правом составлять протокол, формировать предмет и пределы доказывания, а также осуществлять это доказывание. Никакой другой государственный орган, никакие другие должностные лица, кроме органов и должностных лиц, указанных в КоАП, не осуществляют доказывание обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения административного дела. Двигателем доказывания, его инструментом являются, прежде всего, доказательства. Именно доказательства, добытые в процессе доказывания, обеспечивают движение дела из одной в другую стадию производства по делу или ограничивают это движение, делают его невозможным дальше. Они, по логике ст. 803 КоАП, должны прилагаться к протоколу. Как следствие, законодатель требует (часть 7 комментируемой статьи), чтобы лицо, в отношении которого протокол составлен, был ознакомлен с его содержанием, что выступает своего рода процессуальной гарантией и способствует реализации права лица, совершившего административное правонарушение, на защиту. По общему правилу при рассмотрении дела, в соответствии со ст. 829-10 КоАП, проверяются законность и обоснованность возбуждения дела об административном правонарушении, а, следовательно, и протокола. И несмотря на то, что суд не связан с доводами и обстоятельствами дела, проверяет дело в полном объеме и вправе устанавливать новые факты, исследовать новые доказательства, однако он не вправе подменять своей деятельностью деятельность уполномоченных органов (должностных лиц), на которые КоАП наложил свойственные только им функции по составлению протокола, формированию предмета и пределов доказывания, а также осуществлению доказывания. Функции суда ограничиваются рассмотрением дела в указанных в протоколе пределах обвинения, статьи Особенной части раздела 2 КоАП, предусматривающей административную ответственность за данное правонарушение. То есть суд не должен собирать дополнительные доказательства в целях устранения неполноты протокола. В соответствии со ст. 829-10 КоАП, суд не связан этими пределами и проверяет дело в полном объёме. Однако результатом такой проверки может являться лишь только то, что суд вправе сократить размер административного штрафа, наложенного на лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (ст. 829-11 КоАП). Или, в соответствии со ст. 829-14 КоАП, признав в результате рассмотрения дела, жалобы, протеста неправильную юридическую оценку содеянного, суд обязан изменить квалификацию правонарушения на статью закона, предусматривающую менее строгое административное взыскание. Таким образом, результатом «проверки дел в полном объеме» может являться изменение квалификации (изменение обвинения) в пользу лица, совершившего административное правонарушение. В этом смысле КоАП требует своего дальнейшего совершенствования. Для его единообразного понимания было бы целесообразно включить в него положения, что рассмотрение дела проводится только в отношении лица, в отношении которого возбуждено административное производство и только в пределах статьи и части статьи Особенной части раздела 2 КоАП, по которой данное административное дело возбуждено. А также то, что изменение квалификации на стадии рассмотрения дела допускается при условии, если этим не нарушается право привлекаемого к административной ответственности лица на защиту, то есть в пользу лица, совершившего административное правонарушение. При этом орган, рассматривающий дело, в том числе суд, не вправе собирать дополнительные доказательства в целях устранения неполноты административного расследования. Помимо приведенного такой подход приближает административную практику к конституционным принципам: «любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого» (ст. 77 Конституции), а также «каждый имеет право на судебную защиту» (ст. 13 Конституции). Часть 1 комментируемой статьи определяет, что протокол об административном правонарушении составляется в письменной форме. Протокол составляется уполномоченными на то должностными лицами, определенными ст. 804 КоАП «Должностные лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях», для каждой сферы правоотношений установлены определенные должностные лица. Протокол об административном правонарушении имеет определенную форму, которая утверждается руководителем органа. Так, например, протокол об административном правонарушении, составляемый по статьям, подведомственным органам внутренних дел, утвержден приказом Министра внутренних дел РК №713 от 13 декабря 2013 года[1833]. Протокол об административном правонарушении в области лесного законодательства утвержден приказом заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 28 августа 2017 года № 359[1834]. Как правило, протоколы об административных правонарушениях печатаются на специальных бланках и имеют единую нумерацию, для точного учета расхода протоколов. Бланки протоколов относятся к документам строгой отчетности. В любом протоколе об административном правонарушении обязательно должны быть сведения, указанные в ч. 2 комментируемой статьи. Законодателем определено 5 случаев, когда протокол об административном правонарушении не составляется (ст. 807 КоАП): 1) в случаях совершения административного правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения, если лицо признало факт совершения правонарушения; 2) если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, штраф оформляется в виде предписания о необходимости уплаты штрафа; 3) при совершении административных правонарушений, дела по которым рассматриваются органами государственных доходов, в случае, если лицо признало факт совершения административного правонарушения и согласно с наложением взыскания, а также уплатило штраф в соответствии со ст. 897 КоАП; 4) при обращении физических лиц с заявлением о восстановлении нарушенных прав дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 74, 75, 76, 78, 81, 82, 82-1, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 92-1, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 128, 130, 132 и 456-1 Кодекса, рассматриваются судом без составления протокола о правонарушении; 5) если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора и при установлении судьей (судом) непосредственно в ходе рассмотрения судом факта проявления неуважения к суду в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 684 КоАП. Также в данной части определено, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в электронной форме. Это положение появилось в новом КоАП и сегодня используется в правоприменительной практике сотрудниками ОВД. Протокол может составляться уполномоченным должностным лицом на планшете, при помощи специальной программы, данная программа связана с базами правоохранительных органов, что значительно облегчает и ускоряет работу по заполнению протокола. Протокол подписывается должностным лицом электронной цифровой подписью и правонарушителем при помощи специального устройства для работы с планшетами - стилуса. Вместе с электронным протоколом может вестись бумажный вариант протокола, который остается у водителя. Часть 2 освещаемой статьи определяет какие сведения должны отражаться в протоколе об административном правонарушении. Поскольку протокол об административном правонарушении является важным процессуальным документом, а зачастую и основным для привлечения к административной ответственности, правильность его заполнения крайне важна. Пункт 1 - указывается место и точное время составления протокола, это имеет важное значение для исчисления сроков, для обжалования протокола, а также для определения того, где был составлен протокол: на месте происшествия или в другом месте; пункт 2 - данные о должностном лице, составившем протокол. Важное значение здесь имеет должность, поскольку глава 36 КоАП разграничивает подведомственность административных дел; пункт 3 - для физических лиц - паспортные данные на лицо, в отношении которого возбуждено дело, они заполняются на основании документа, удостоверяющего личность, в случае его отсутствия - по базам правоохранительных органов, а также место работы, учебы, номер телефона и электронный адрес со слов данного лица; для юридических лиц – наименование, место нахождения, номер и дата государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, идентификационный номер и банковские реквизиты, адрес и другие данные; пункт 4 - в протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения. Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях - не позднее одного года) со дня совершения правонарушения. Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие);
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |