|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 32. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ, ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ И ОБОРОНЫ
В главе 32 КоАП устанавливаются составы административных правонарушений в области воинской обязанности, воинской службы и обороны и административная ответственность в РК за их совершение. Правовую основу воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях составляют Конституция РК, Закон РК от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих» (далее в главе 32 - Закон), законы Республики Казахстан, регулирующие деятельность правоохранительных органов, и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан. Воинская обязанность это конституционная обязанность граждан Республики Казахстан по защите Республики Казахстан. В соответствии с пп. 16) ст. 1 Закона, воинская служба это особый вид государственной службы военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, направленной на непосредственное обеспечение военной безопасности, связанной с вооруженной защитой суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности Государственной границы Республики Казахстан. Диспозиции составов правонарушений, содержащихся в главе 32 КоАП, носят бланкетный характер и отсылают к другим нормативным правовым актам, среди которых: - Закон РК от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих»; - Закон РК от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите» и др. Однако, применение статей, содержащихся в главе 32 КоАП, не ограничивается лишь законодательными актами. Правоприменителю необходимо также изучить подзаконные нормативные правовые акты, в которых подробно регламентированы правила, процедуры. Например, приказом Министра обороны Республики Казахстан от 24 января 2017 года № 28 утверждены Правила воинского учета военнообязанных и призывников, утвержденными» (далее в главе 32 - Правила), приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 44 утверждены Правила проведения медико-социальной экспертизы и др. Дела об административных правонарушениях в области воинской обязанности, воинской службы и обороны рассматриваются как и органами Министерства обороны Республики Казахстан (ст. 699), так и судами в соответствии со ст. 684 КоАП.
Статья 642. Непредставление или несвоевременное представление в местный орган военного управления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет либо приписке к призывным участкам Непредставление или несвоевременное представление в местный орган военного управления в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет либо приписке к призывным участкам, – влечет штраф на должностных лиц организаций, учебных заведений, а также должностных лиц организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых домов, и домовладельцев – в размере десяти, на первых руководителей организаций, учебных заведений – в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере сорока месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок воинского учета либо приписки к призывным участкам. В соответствии с пп.10) ст. 1 Закона, под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа количественных и качественных данных о призывниках, военнослужащих и мобилизационных ресурсах. Он организуется в соответствии с Правилами воинского учета военнообязанных и призывников. Согласно ст. 15 Закона, воинскому учету подлежат военнообязанные и призывники, за исключением: 1) женщин, не имеющих военно-учетной специальности; 2) лиц, освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Законом; 3) лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы; 4) постоянно проживающих за пределами Республики Казахстан. Целью воинского учета является определение наличия призывников и военнообязанных в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны и безопасности государства. Воинский учет военнообязанных и призывников осуществляется по месту их жительства или временного пребывания (на срок свыше трех месяцев) местными органами военного управления (далее – MOBУ) районов (городов областного значения). В населенных пунктах, где отсутствуют МОВУ, воинский учет обеспечивают акимы сел, поселков, сельских округов (далее – акимы). Организация и обеспечение воинского учета военнообязанных и призывников осуществляется местными исполнительными органами (областей, городов республиканского значения и столицы, районов, городов областного значения). Первоначальная постановка граждан, подлежащих воинскому учету осуществляется в МОВУ района (города областного значения): 1) допризывников к призывному участку комиссией по приписке, ежегодно с января по март текущего года; 2) военнообязанных, получивших гражданство Республики Казахстан – в течение всего календарного года. Постановка на воинский учет женщин осуществляется после достижения ими 18 лет и получения военно-учетных специальностей. В соответствии со ст. 16 Закона, приписка граждан к призывным участкам – это мероприятия воинского учета, проводимые соответствующими местными исполнительными органами совместно с МОВУ для постановки на воинский учет допризывников. Граждане мужского пола, которым в год приписки исполняется 17 лет, ежегодно с января по март приписываются к призывным участкам. Согласно Правилам приписка организуется и проводится соответствующими местными исполнительными органами совместно с МОВУ района (города областного значения) в целях принятия граждан на воинский учет, определения их количества, категории годности к воинской службе, установления уровня образования, полученной специальности и уровня физической подготовленности. На основе данных о приписке граждан к призывным участкам МОВУ района (города областного значения) проводят предварительное распределение призывных ресурсов по видам и родам войск Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, предварительный отбор кандидатов для обучения по военно-техническим и другим военным специальностям в специализированных организациях Министерства обороны Республики Казахстан и отбирают лиц, желающих поступить в военные и специальные учебные заведения. Приписка граждан к призывным участкам проводится МОВУ района (города областного значения) по их постоянному или временному проживанию. Объективную сторону правонарушения по комментируемой статье образует: а) непредставление списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет либо приписке к призывным участкам в местный орган военного управления; б) несвоевременное представление списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет либо приписке к призывным участкам в местный орган военного управления. В соответствии с Правилами перед проведением приписки граждан к призывным участкам МОВУ района (города областного значения) ежегодно к 1 декабрю запрашивают от юридических лиц района (города) списки граждан, подлежащих приписке к призывному участку, по форме согласно приложению 11 Правил. Граждане старших возрастов, не прошедшие ранее приписку к призывному участку, также записываются в список граждан. Воинский учет призывников в населенных пунктах, где отсутствуют МОВУ, обеспечивают акимы по списку призывников, проживающих на их территории по форме согласно приложению 22 Правил. Для обеспечения воинского учета акимы ежегодно до 1 сентября представляют в МОВУ района (города областного значения) списки граждан 15-16-летнего возраста, а до 1 декабря – списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам. Руководители правоохранительных и специальных государственных органов, кроме органов национальной безопасности Республики Казахстан и подразделений внешней разведки Республики Казахстан, ежегодно к 1 февраля (по состоянию на 1 января текущего года) направляют в МОВУ района (города областного значения) для сверки именные списки на военнообязанных и призывников, проходящих службу в указанных органах по форме согласно приложению 29 Правил. Несвоевременным признается представление списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет либо приписке к призывным участкам в МОВУ по истечении сроков, установленных Правилами ведения воинского учета военнообязанных и призывников. При составлении протокола об административном правонарушении, следует обратить внимание на «непредставление» и «несвоевременное представление», поскольку в первом случае от бездействия, а во втором случае от действия зависит степень вины. Так, при непредставлении списков граждан подлежащих первоначальной постановке на воинский учет либо приписке усматривается прямой умысел, когда лицо, ответственное за военно-учетную работу не подает данный список. Тогда как при несвоевременном представлении, лицо исполняет свое обязательство, но с нарушением сроков. В данном случае, вина может быть рассмотрена как вина по неосторожности. Данное различие влияет и на мотив и цель, составляющие объективную сторону правонарушения. Различить непредставление и несвоевременное представление следует исходя из факта выявления правонарушения. Факт непредставления списка граждан подлежащих первоначальной постановке на воинский учет либо приписке выявляется уполномоченным органом. В случае несвоевременного представления, лицо, ответственное за военно-учетную работу самостоятельно подает, но с нарушением сроков. Вместе с тем статья предусматривает абсолютно-определенный вид санкции, означающий, что, несмотря, на разную степень вины при непредставлении и несвоевременном представлении, следует одинаковая административная ответственность. Полагаем, что данная статья нуждается в уточнении, а именно, разделении двух составов с разными соответствующими санкциями либо изменении абсолютно-определенной санкции на относительно-определенную либо альтернативную. Субъектом данного административного правонарушения являются лица, ответственные за военно-учетную работу. Субъективная сторона правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности. Состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является формальным, то есть считается оконченным с момента обнаружения контролирующим органом факта правонарушения и не требуется установления факта причинения материального вреда. Согласно ст. 699 КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Министерства обороны РК вправе начальники местных органов военного управления.
Статья 643. Противоправные действия (бездействие), повлекшие неисполнение мероприятий гражданской обороны Противоправные действия (бездействие), повлекшие неисполнение мероприятий гражданской обороны, – влекут штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие проведение мероприятий гражданской обороны. В соответствии со ст. 1 Закона РК от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите», гражданская оборона – это составная часть государственной системы гражданской защиты, предназначенная для реализации общегосударственного комплекса мероприятий, проводимых в мирное и военное время, по защите населения и территории Республики Казахстан от воздействия поражающих (разрушающих) факторов современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по комментируемой статье, образуют противоправные действия или бездействие, повлекшие неисполнение мероприятий гражданской обороны. Под противоправными действиями следует понимать любую форму поведения, которые препятствуют исполнению мероприятий гражданской обороны. Под противоправным бездействием следует понимать пассивную форму поведения, когда лицо, имея возможность и будучи обязанным, не исполняет мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по гражданской обороне по защите населения и территории Республики Казахстан проводятся как в мирное, так и в военное время. В мирное время они проводятся при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Целью проведения указанных мероприятий по гражданской обороне является защита населения от угроз жизни, здоровью или окружающей среды, сохранение условий жизнедеятельности людей, сохранение материальных ценностей. Эти мероприятия могут быть разнообразными в зависимости от сложившейся ситуации. Исчерпывающий список мероприятий гражданской обороны, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по комментируемой статье, содержится в статье 21 Закона «О гражданской защите». Субъектом данного административного правонарушения может быть вменяемое физические лицо, достигшее 16 – летнего возраста, либо юридическое лицо. По субъективной стороне данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, считается оконченным при наступлении последствия в виде неисполнения мероприятий гражданской обороны. Если в результате неисполнения мероприятий гражданской обороны наступят тяжкие последствия, может наступить уголовная ответственность (при наличии всех признаков состава уголовного правонарушения) в отношении тех, кто препятствовал исполнению мероприятий гражданской обороны. Таким образом, комментируемая статья применяется в отношении тех, в деянии которых отсутствует состав уголовного правонарушения (см. ч. 2 ст. 25 КоАП). Согласно пп. 3) ч. 1 ст. 686 КоАП, уполномоченный орган в сфере гражданской защиты рассматривает дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 643 КоАП.
Статья 644. Неоповещение граждан о вызове местного органа военного управления Неоповещение руководителем или другим ответственным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу граждан, о вызове местного органа военного управления, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову местного органа военного управления – влекут штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Объектом данного административного правонарушения является установленный порядок воинского учета. Объективная сторона состава рассматриваемого правонарушения могут образовать: а) неоповещение руководителем или другим ответственным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу граждан, о вызове местного органа военного управления; б) необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову местного органа военного управления. Согласно Правилам МОВУ района (города областного значения), в соответствии с Бюджетным кодексом РК представляют в соответствующие акиматы (местные исполнительные органы) (администраторам программ) заявки на необходимые расходы, связанные с ведением воинского учета военнообязанных и призывников. О планируемых мероприятиях, предложениях по обеспечению своевременного и качественного проведения приписки граждан к призывным участкам, МОВУ района (города областного значения) ежегодно до 15 ноября информируют соответствующих акимов. Оповещение граждан об их явке на приписку производится повестками по форме согласно приложению 13 Правил, вручение которых гражданам производится местными исполнительными органами и юридическими лицами не позднее двух рабочих дней до назначенного срока явки на приписку. Согласно пунктам 57 и 67 указанных Правил, для обеспечения воинского учета акимы не только оповещают призывников и военнообязанных о вызовах в МОВУ района (города областного значения), но и содействуют своевременной явке по этому вызову в указанные пункты и сроки. Таким образом, за обязанность по своевременному оповещению или явке по вызову МОВУ лиц, состоящих на воинском учете или призывников возлагается на акимов соответствующих населенных пунктов или районов (городов) в пределах своих территории. Для осуществления воинского учета юридическими лицами приказом первого руководителя назначаются лица, ответственные за ведение воинского учета, на которых возлагаются предоставление гражданам возможности своевременной явки по вызовам (повесткам) в МОВУ района (города областного значения). Неоповещение – это неисполнение лицом, на которого возложены обязанности по ведению воинского учета военнообязанных и призывников, по надлежаще оформленному (под расписку) оповещению гражданина о вызове его по повестке местного органа военного управления. В повестках МОВУ района (города областного значения) устанавливают конкретные сроки явки граждан на призывные участки для прохождения приписки. Под необеспечением гражданам возможности своевременной явки по вызову местного органа военного управления следует понимать совершение руководителем либо иным лицом государственной или иной организации противоправных действий, препятствующих явке оповещенного гражданина по вызову местного органа военного управления. В первом случае для субъекта правонарушения характерно наличие у него обязанности ведения воинского учета либо указание на то, что данное лицо отвечает за ведение и состояние воинского учета в рамках своей функциональных обязанностей. Во втором случае между лицом, являющимся субъектом правонарушения, и гражданином, вызываемым в орган, осуществляющий воинский учет, обязательны отношения соподчиненности. В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар направляет соответствующие материалы прокурору по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством Республики Казахстан к ответственности. Субъектом правонарушения являются лица предприятий, учреждений, организаций любой формы собственности, не обеспечившие по требованию местного органа военного управления оповещение граждан о их вызове в местный орган военного управления либо препятствующие своевременной явке вызываемых граждан на сборные пункты, призывные участки. При призыве работника на военную службу трудовой договор с ним прекращается. Администрация обязана расторгнуть трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, в срок, указанный в заявлении работника, а по его истечении - выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет. Вместе с тем, согласно недавним изменениям в трудовое законодательство[1584], за работниками, подлежащими призыву на срочную воинскую службу или воинские сборы, в период прохождения медицинской комиссии сохраняются место работы (должность), заработная плата по месту работы при наличии повестки о вызове в местные органы военного управления, а на период прохождения срочной воинской службы или воинских сборов сохраняется место работы (должность). Работник, за которым на период прохождения срочной воинской службы или воинских сборов сохранялось место работы (должность), не позднее одного месяца со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с воинской службы или окончанием воинских сборов обязан приступить к своим трудовым обязанностям. Неисполнение либо несвоевременное исполнение данных обязанностей должностными лицами администрации, препятствующее явке граждан на сборные пункты, призывные участки в сроки, указанные в повесткеместного органа военного управления, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную комментируемой статьей. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Согласно ст. 699 КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Министерства обороны РК вправе начальники местных органов военного управления.
Статья 645. Несвоевременное представление сведений об изменениях состава проживающих граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете Несвоевременное представление в органы, на которые возложено ведение воинского учета, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, – влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Объектом правонарушения, ответственность за которое установлена в комментируемой статье, является установленный порядок воинского учета. Воинский учет военнообязанных и призывников осуществляется по месту их жительства или временного пребывания (на срок свыше трех месяцев) местными органами военного управления (далее – MOBУ) районов (городов областного значения). В населенных пунктах, где отсутствуют МОВУ, воинский учет обеспечивают акимы поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов. Объективная сторона правонарушения выражается в несвоевременном представлении в органы, на которые возложено ведение воинского учета, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. Несвоевременным признается представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете в МОВУ по истечении сроков, установленных Правилами. Под сведениями об изменениях состава постоянно проживающих граждан, состоящих на воинском учете, следует понимать изменения места работы, места жительства военнообязанного и призывника, которые согласно п. 11 Правил должны: 1) сообщить в течение семи рабочих дней в МОВУ района (города областного значения) или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении фамилии, имени, отчества (при его наличии), семейного положения, состояния здоровья (признания инвалидом первой или второй группы), места проживания, образования, места работы и должности; 2) при прибытии в населенный пункт (административный район) на новое место жительства или место временного пребывания (на срок свыше трех месяцев), а также в служебные командировки, на учебу, в отпуск или на лечение (на срок свыше трех месяцев), в течении семи рабочих дней обратиться в некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» или веб-портал «электронного правительства» для постановки на воинский учет. При отсутствии в населенном пункте МОВУ встать на воинский учет в акимате села, поселка, сельского округа. Для обеспечения воинского учета акимы вносят в списки призывников изменения об образовании, месте работы, должности, семейного положения и ежемесячно к 25 числу сообщают в МОВУ района (города областного значения). Аналогичную работу проводят в отношении военнообязанных, прибывших на их территорию на постоянное или временное (на срок свыше трех месяцев) место жительства, убывших в другую местность на постоянное место жительства или место временного пребывания (на срок свыше трех месяцев), изменивших учетные данные, умерших по форме согласно приложению 23 Правил. На всех призывников составляются списки и заполняются алфавитные карточки. Заполнение указанных документов производится в точном соответствии с записями в удостоверениях о приписке, при этом сведения об образовании, месте работы, должности, месте жительства и семейном положении записываются после их уточнения в личной беседе. В случае обнаружения неправильных записей, после оформления постановки на воинский учет, удостоверения о приписке направляются в МОВУ района (города областного значения) для внесения соответствующих изменений. Субъектом данного правонарушения являются лица, ответственные за ведение первичного воинского учета граждан, подлежащих воинскому учету и призыву на военную службу, нарушающие указанные сроки представления в МОВУ сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. С субъективной стороны названные противоправные деяния могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Согласно ст. 699 КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Министерства обороны РК вправе начальники местных органов военного управления.
Статья 646. Несообщение сведений о военнообязанных, призывниках и гражданах 1. Несообщение в установленный срок должностным лицом органа социальной защиты населения о признании граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, инвалидами, а также должностным лицом организаций здравоохранения сведений о военнообязанных и призывниках, находящихся на стационарном лечении и диспансерном учете, в местный орган военного управления – влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей. 2. Несообщение в установленный срок должностным лицом органа записи актов гражданского состояния в местный орган военного управления о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, – влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей. 3. Несообщение руководителем или другим должностным лицом организации в орган, осуществляющий воинский учет, о принятых на работу (учебу) граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете по месту жительства, – влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей. 4. Несообщение в установленный законодательством срок должностными лицами органов дознания и предварительного следствия, ответственными за уведомление о военнообязанных и призывниках, в отношении которых ведется дознание или предварительное следствие, в местный орган военного управления – влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей. 5. Несообщение в установленный законодательством срок должностными лицами судов, ответственными за уведомление местного органа военного управления о военнообязанных и призывниках, в отношении которых судом рассматриваются уголовные дела, а также о вступивших в законную силу в их отношении приговорах, – влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Объектом правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность в данной статье, является установленный порядок воинского учета. Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 комментируемой статьи, выражается в бездействии: несообщение в установленный срок должностным лицом органа социальной защиты населения о признании граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, инвалидами, в местный орган военного управления; несообщение в установленный срок должностным лицом организаций здравоохранения сведений о военнообязанных и призывниках, находящихся на стационарном лечении и диспансерном учете, в местный орган военного управления. Статья 17 Закона обязывает органы социальной защиты населения в течение семи рабочих дней сообщать в МОВУ района (города областного значения) обо всех военнообязанных и призывниках, которые признаны инвалидами. Сообщение указанных сведений по истечении семидневного срока, а также несообщение указанных сведений влечет ответственность по комментируемой статье. В соответствии с Правилами проведения медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 44, в зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, в том числе трудоспособности, лицу, признанному инвалидом, устанавливается первая, вторая или третья группа инвалидности, лицу до шестнадцатилетнего возраста категория «ребенок-инвалид», а лицу с шестнадцати до восемнадцати лет категория «ребенок-инвалид» первой, второй, третьей группы. Пункт 7 ст. 17 Закона гласит, что организации здравоохранения по запросам МОВУ перед началом проведения призыва обязаны сообщать сведения о военнообязанных и призывниках, находящихся на стационарном лечении и диспансерном учете. Несообщение в ответ на запрос сведений о военнообязанных и призывниках, находящихся на стационарном лечении и диспансерном учете, в местный орган военного управления образует объективную сторону состава данного правонарушения. Субъектом правонарушения по части 1 комментируемой статьи являются должностное лицо органа социальной защиты населения, а также должностное лицо организаций здравоохранения. По части 2 комментируемой статьи наступает ответственность за несообщение в течении семи рабочих дней должностным лицом органа записи актов гражданского состояния в МОВУ районов (городов областного значения) об изменении военнообязанными и призывниками фамилии, имени и отчества (при его наличии), даты и места рождения, а также о случаях регистрации смерти военнообязанного или призывника. В соответствии с п. 54 Правил, исключение с воинского учета умерших призывников производится на основании письменных сообщений, полученных от отделов регистрации актов гражданского состояния об их смерти, с указанием даты смерти и номера актовой записи. В карточках первичного учета умерших военнообязанных, на которых поступили сообщения о смерти из органов регистрации актов гражданского состояния, производится отметка с указанием номера актовой записи о смерти, после чего карточки перекладываются в картотеку снятых и исключенных с учета. Субъектом правонарушения по части 2 комментируемой статьи является должностное лицо органа записи актов гражданского состояния. В части 3 комментируемой статьи установлена ответственность за несообщение руководителем или другим должностным лицом организации в орган, осуществляющий воинский учет, о принятых на работу (учебу) граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете по месту жительства. Перед проведением приписки граждан к призывным участкам МОВУ района (города областного значения) ежегодно к 1 декабря запрашивают от юридических лиц района (города) списки граждан, подлежащих приписке к призывному участку, по форме согласно приложению 11 Правил. Граждане старших возрастов, не прошедшие ранее приписку к призывному участку, также записываются в список граждан. В соответствии с п. 72 Правил, для осуществления воинского учета юридическими лицами приказом первого руководителя назначаются лица, ответственные за ведение воинского учета, на которых возлагаются: 1) проверка при приеме на работу (учебу) наличия у военнообязанных военных билетов или временных удостоверений, а у призывников – удостоверений о приписке. В случае необходимости изъятия указанных документов, гражданам выдается расписка; 2) определение состояния на воинском учете граждан, принимаемых на работу (учебу). Военнообязанные и призывники, не состоящие на воинском учете, принимаются на работу (учебу) после постановки их на воинский учет в МОВУ района (города областного значения) по месту жительства; 3) обеспечение полноты и качества воинского учета работающих (обучающихся) граждан; 4) оформление бронирования военнообязанных за государственными органами и организациями; 5) предоставление гражданам возможности своевременной явки по вызовам (повесткам) в МОВУ района (города областного значения); 6) ведение журнала проверок за состоянием воинского учета военнообязанных, призывников и бронирования по форме согласно приложению 26 Правил. Субъектом правонарушения по части 3 комментируемой статьи является руководитель или другое должностное лицо организации, на которого возложены обязанности по ведению воинского учета. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает ответственность за несообщение в установленный законодательством срок должностными лицами органов дознания и предварительного следствия, ответственными за уведомление о военнообязанных и призывниках, в отношении которых ведется дознание или предварительное следствие, в местный орган военного управления. Такая обязанность возникает из ст. 17 Закона, которая обязывает органы дознания и предварительного следствия в течение семи рабочих дней сообщать МОВУ районов (городов областного значения) о военнообязанных и призывниках, в отношении которых ведется дознание или предварительное следствие. Невыполнение данного требования в семидневный срок рассматривается как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей. Субъектом правонарушения по части 4 комментируемой статьи является должностное лицо органов дознания и предварительного следствия, ответственное за уведомление о военнообязанных и призывниках, в отношении которых ведется дознание или предварительное следствие, в местный орган военного управления. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает ответственность за несообщение в установленный законодательством срок должностными лицами судов, ответственными за уведомление местного органа военного управления о военнообязанных и призывниках, в отношении которых судом рассматриваются уголовные дела, а также о вступивших в законную силу в их отношении приговорах. Обязанность сообщать указанную информацию вытекает из ст. 17 Закона, которая обязывает суды в течение семи рабочих дней сообщать МОВУ районов (городов областного значения) о военнообязанных и призывниках, в отношении которых судом рассматриваются уголовные дела, а также о вступивших в законную силу в их отношении приговорах. Субъектом правонарушения по части 5 комментируемой статьи является должностное лицо судов, на которого возложена ответственность уведомлять местный орган военного управления о военнообязанных и призывниках, в отношении которых судом рассматриваются уголовные дела, а также о вступивших в законную силу в их отношении приговорах. С субъективной стороны, правонарушение, ответственность за которое установлена в комментируемой статье, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Согласно ст. 699 КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Министерства обороны Республики Казахстан вправе начальники местных органов военного управления.
Статья 647. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову местного органа военного управления в указанный срок без уважительной причины либо прибытие в населенный пункт (административный район) на постоянное место жительства или место временного пребывания (на срок свыше трех месяцев), а также в служебные командировки, на учебу, в отпуск или на лечение (на срок свыше трех месяцев), обязанного в течение семи рабочих дней обратиться в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» по месту прибытия с заявлением о постановке на воинский учет, – влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в данной статье, является порядок постановки граждан на воинский учет. Нарушение этого порядка препятствует выполнению конституционной обязанности граждан Республики Казахстан нести воинскую службу.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |