|
|
|
Новое в регулировании Кирилл Грешников, юрист Юридическая фирма «AEQUITAS»
Цифровые активы (в том числе и криптовалюты) имеют огромный потенциал для развития и изменения экономического и финансового мира, поэтому многие страны в настоящее время активно рассматривают вопросы, связанные с их регулированием. Республика Казахстан (далее - «РК») не является исключением и активно совершенствует законодательство в этой сфере. В августе 2021 года была опубликована наша с Н. Шолановым статья на тему «В чём особенность работы с криптовалютой в Казахстане»[1], в которой были рассмотрены основные принципы и понятия, связанные с криптовалютой. С момента публикации внесены значимые изменения в законодательство об использовании криптовалюты и цифровых активов, поэтому в данной статье предоставлена более актуальная информация с учетом последних изменений.
1. Общие сведения о новом Законе о цифровых активах[2] Долгое время цифровые активы в Казахстане, по сути, находились вне сферы действия законодательства, а их использование и оборот не регулировался надлежащим образом. Для изменения ситуации был принят Закона о цифровых активах, вступивший в силу 01 апреля 2023 года, который направлен на урегулирование деятельности в сфере их выпуска и оборота. Основными целями принятия Закона стали:
Закон состоит из 5 разделов, включающих в себя 14 статей, и условно может быть разделен на три ключевых блока:
Ожидалось, что принятие Закона о цифровых активах окажет положительное влияние на развитие цифрового рынка и майнинга в Казахстане, предоставив правовую базу для регулирования деятельности участников рынка и повышения уровня защиты прав инвесторов. Однако в нынешнем виде Закон практически никак не улучшает ситуацию на цифровом рынке и по своей сути является лишь одним первых аккуратных шагов законодателя к внедрению и использованию новых объектов в Казахстане. Тем не менее, благодаря Закону в Казахстане появятся новые урегулированные участники рынка, - цифровые майнинговые пулы, а майнеры со временем будут более защищены, что в перспективе способно подтолкнуть рынок к развитию.
2. Регулирование обеспеченных цифровых активов Одним из главных нововведений, привнесенных Законом, является более детальное регулирование обеспеченных цифровых активов. Так, был обновлен и уточнен термин «цифровой актив», которым установлено, что цифровому активу присваивается цифровой код, а также то, что он обеспечен неизменностью информации на основе технологии распределенной платформы данных. В частности, обеспеченный цифровой актив теперь определяется как разновидность цифровых активов, зарегистрированный посредством цифровой платформы по хранению и обмену обеспеченными цифровыми активами, который удостоверяет права на материальные, интеллектуальные услуги и активы, за исключением денег и ценных бумаг (ст. 1 Закона о цифровых активах). Законом также определены требования, предъявляемые к обеспеченным цифровым активам, согласно которым для признания цифрового актива обеспеченным, такой актив должен:
Выпускать обеспеченные цифровые активы вправе только индивидуальные предприниматели или юридические лица РК, осуществляющие эксплуатацию цифровой платформы по хранению и обмену обеспеченными цифровыми активами и имеющие разрешение на их выпуск и обращение. Стоит отметить, что казахстанский законодатель пошел вразрез с устоявшейся на криптовалютном рынке практикой отнесения цифровых активов к обеспеченным. В частности, традиционно считается, что обеспеченная криптовалюта (как одна из разновидностей цифровых активов) - это криптовалюта, стоимость которой напрямую зависит от реальных активов (движимое и недвижимое имущество, деньги, драгоценные металлы и т. д.). К примеру, Digix Gold Token считается одной из самых обеспеченных криптовалют, которые обеспечиваются самым стабильным драгоценным металлом - золотом. Данная криптовалюта была выпущена в марте 2018 года и на данный момент имеет рыночную капитализацию в размере 5,3 миллиона долларов. Обеспеченные криптовалюты, именуемые также «стейблкоин», позволяют гарантировать стабильность своего курса стоимости и предотвратить резкое обесценивание криптовалюты. Наиболее ярким и явным примером обеспеченной криптовалюты является криптовалюта Tether (USDT), курс которой привязан к курсу доллара США. Запущенный в 2014 году токен Tether, выпущенный компанией Tether Limited, стал «пионером» модели стейблкоинов и является наиболее продаваемым в мире. Токены Tether предлагают стабильность и простоту фиатных валют[3] в сочетании с инновационным характером технологии блокчейна, представляя собой идеальное сочетание традиционных денег и криптовалют. При этом все токены Tether (USDT) привязаны 1 к 1 к соответствующей фиатной валюте - доллару США (то есть, 1 Tether = 1 доллар США) и обеспечены резервами Tether. Резервы Tether Limited превышают сумму, необходимую для погашения всех находящихся в обращении токенов Tether (или, как минимум, соответствуют ей). Вместе с этим, для целей надлежащего обеспечения USDT, Tether Limited составляет аудиторские заключения каждый квартал. Данные заключения подготавливаются аудиторской фирмой BDO Italia и ясно показывают, что все токены Tether полностью обеспечены фиатными резервами. Несмотря на то, что подобные цифровые активы на цифровом рынке признаются, считаются и используются именно как обеспеченные цифровые активы, они, по сути, не попадают под требования, предъявляемые к обеспеченным цифровым активам казахстанским законодателем. Например, стейблкоин Tether был выпущен не казахстанским юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В связи с этим, повсеместно признаваемые, обеспеченные криптовалюты в Казахстане таковыми признаваться не будут, а будут относиться к необеспеченным цифровым активам, что, на наш взгляд, является весьма нелогичным подходом. Таким образом, можно сказать, что имеющиеся вопросы деятельности с цифровыми активами в Казахстане и МФЦА находятся на начальной стадии их решения и требуют разработки дополнительных актов.
3. Правовой статус криптовалюты как необеспеченного цифрового актива Первые попытки правового регулирования криптовалюты в Казахстане были предприняты законодателем в 2020 году путем принятия Закона РК от 25 июня 2020[4], которым в казахстанское законодательство были включены новые для того времени положения о цифровых активах. Данным законом криптовалюта (необеспеченный цифровой актив) была определена как имущество. Законом о цифровых активах не внесено каких-либо существенных корректировок в правовой статус криптовалют, а соответственно, криптовалюта продолжает определяться как имущество. Криптовалюта по сути является разновидностью цифрового актива, который не является средством платежа и подразделяется на два вида: обеспеченные и необеспеченные цифровые активы. На сегодняшний день большинство криптовалют является необеспеченными, а цена таких криптовалют формируется исключительно спросом рынка. До принятия Закона о цифровых активах законодательство Казахстана устанавливало прямой запрет на выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов на территории Казахстана с указанием на то, что иное может быть предусмотрено законами Казахстана. Такая формулировка вызывала некоторую неопределенность, поскольку на тот момент ни один из законодательных актов не регулировал выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов. В Законе о цифровых активах, как и ожидалось, подход законодателя не изменился, в связи с чем выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов всё также остается под запретом. Однако этим Законом была внесена некоторая ясность в вопросы выпуска необеспеченных цифровых активов, и было определено, что выпуск и оборот таких активов запрещен, за исключением территории Международного финансового центра «Астана» (МФЦА), где деятельность с криптовалютой разрешена при соблюдении строгих требований, установленных актами МФЦА.
4. Регулирование цифровых активов в МФЦА На сегодняшний день в рамках МФЦА в экспериментальном правовом режиме работают криптовалютные биржи и допускается работа с необеспеченными цифровыми активами. Требования к криптовалютным биржам, а также порядок их лицензирования определяются актами МФЦА, согласно которым цифровой актив (его разновидностью является криптовалюта) определяется как самостоятельный объект обращения. Официальное определение цифрового актива, приведенное в Глоссарии МФЦА[5], указывает на то, что цифровой актив представляет собой цифровое выражение стоимости, которое используется в качестве средства обмена, расчетной единицы или средства сбережения и может быть куплено или продано за фиатную валюту, при этом он (цифровой актив) не гарантируется правительством какой-либо юрисдикции. Одновременно с этим, криптовалюта в МФЦА может рассматриваться как самостоятельный объект инвестиций. Для осуществления деятельности криптобиржи в МФЦА необходимо получить соответствующую лицензию - «Operating a Digital Asset Trading Facility». Согласно актам МФЦА, управление криптобиржей включает в себя деятельность, осуществляемую с целью заключения контрактов между контрагентами по покупке, продаже или обмену цифровых активов на фиатную валюту, а также обмену одного цифрового актива на другой. Для начала функционирования в МФЦА криптобиржам необходимо строго соответствовать установленным актами МФЦА требованиям, среди которых соответствие технологическим требованиям, получение лицензии и т. д. Ключевым документом в процессе лицензирования криптобиржи в МФЦА является качественный бизнес-план. Для получения лицензии необходимо подтвердить соответствие обязательным условиям МФЦА, а также совершение дополнительных действий и предоставление дополнительных документов, среди которых:
Более точные требования к криптобирже будут определяться в процессе обсуждения с регулятором[6], поскольку МФЦА рассматривает каждый кейс индивидуально. Для получения лицензии компания-заявитель должна уплатить соответствующий лицензионный сбор в размере 70 000 (семидесяти тысяч) долларов США. Однако, поскольку деятельность с криптовалютой в Казахстане расценивается как инновационная деятельность, то получение лицензии будет осуществляться в рамках специализированной регуляторной песочницы, которая предоставляет льготные условия для инновационной деятельности (Fin Tech Lab при МФЦА). В таком случае стоимость лицензионного сбора составит 10% от полной стоимости, т. е. 7 000 долларов США. Срок действия лицензии составляет 2 года с момента выдачи. Одним из шагов процесса лицензирования является получение In-Princile Approval (предварительное одобрение), являющегося частью всей процедуры лицензирования. Иными словами, это принципиальное одобрение на выдачу лицензии с определенными условиями. Получение In-Princile Approval до регистрации новой компании в МФЦА нужно для целей понимания в целом возможности получения лицензии в будущем и объема условий выдачи лицензии, которые разрабатываются AFSA под каждый проект в зависимости от вида деятельности и представленных на первоначальном этапе документов. К числу таких предавторизационных условий обычно относится создание компании, формирование уставного капитала, доработка политик, представление квалификационных документов на управленческий персонал и т. д. Заявление сопровождается рядом корпоративных документов и включает около 7 различных внутренних политик компании. После получения In-Princile Approval можно приступать к регистрации самой компании в МФЦА. Как показывает практика, для регистрации компании в МФЦА должны быть предоставлены как минимум следующие документы: 1) решение акционеров или совета директоров о создании компании в МФЦА; 2) устав или учредительный договор регистрируемой компании; 3) заполненные формы заявления для регистрации; 4) копии паспортов акционеров, директоров, партнеров и других физических лиц, задействованных в регистрации; 5) копия сертификата о регистрации / справка о государственной регистрации учредителя (в случае если один из акционеров или партнеров является юридическим лицом); 6) копия устава головной компании; 7) информация о бенефициарных собственниках компании.
5. Текущее положение майнинга Одним из самых значимых нововведений Закона является отнесение цифрового майнинга к лицензируемым видам деятельностей. Цифровой майнинг — это процесс генерации новых блоков в блокчейн-сети, который выполняется за счет вычислительной мощности компьютера. Иными словами, цифровой майнинг - это добыча цифровых активов (а именно - криптовалют). До вступления в силу Закона о цифровых активах вопросы, затрагивающие порядок регулирования цифрового майнинга, определялись отдельными положениями Закона об информатизации[7]. В частности, в отношении майнинга был установлен уведомительный порядок начала деятельности, в соответствии с которым майнер должен был надлежащим образом проинформировать государственный орган о ведении деятельности по цифровому майнингу. Как правило данный уведомительный порядок не вызывал каких-либо сложностей и требовал от майнера простого предоставления соответствующих сведений и документов. Данный подход в корне изменился с принятием Закона. Теперь для осуществления майнинговой деятельности необходимо получение специальной лицензии, которая выдается по двум категориям:
Лицензирование цифрового майнинга позволяет государству контролировать деятельность майнеров и обеспечить соответствие их деятельности законодательным требованиям. Это также помогает защитить права и интересы инвесторов и пользователей криптовалют. Для получения лицензии майнерам необходимо подтвердить соответствие квалификационным требованиям, среди которых отдельно следует отметить следующее:
Исходя из положений Закона, майнинг теперь оценивается исключительно как предпринимательская деятельность. Государство старается усилить урегулирование данной деятельности, чтобы избежать потенциальных проблем с неконтролируемым майнингом. Одновременно с этим законодатель установил запрет на осуществление какой-либо иной предпринимательской деятельности для лиц, занимающихся цифровым майнингом.
6. Цифровой майнинговый пул Крайне интересным представляется подход законодателя к «принуждению» осуществления майнинга через цифровые майнинговые пулы, которые с принятием Закона стали фактически новым урегулированным субъектом казахстанского рынка. Цифровой майнинговый пул (ЦМП) — это «аккредитованное юридическое лицо, предоставляющее услугу объединения мощностей аппаратно-программного комплекса для цифрового майнинга цифровых майнеров, осуществляющее распределение между цифровыми майнерами цифровых активов, полученных в результате их совместной деятельности» (подп. 10 ст. 1 Закона о цифровых активах). Иными словами, ЦМП — это объединение майнеров для совместной работы. Идея ЦМП заключается в том, что майнеры объединяют свои вычислительные мощности/ресурсы и работают вместе над добычей криптовалюты. По сути, ЦМП предоставляют майнерам услуги на основании некоего «членства» майнеров в ЦМП. ЦМП сами по себе не являются чем-то уникальным и новым для криптовалютного рынка и уже достаточно долго используются майнерами, поскольку через них удобнее, выгоднее и проще добывать криптовалюту. Когда майнеры объединяют свои компьютеры и мощности, они работают вместе над добычей криптовалюты. Как только криптовалюта была добыта, она разделяется между майнерами в зависимости от того, сколько вычислительной мощности каждый внес в общее дело. Именно в этом и заключается сущность ЦМП. Предполагается, что ЦМП должен нести майнерам преимущества по сравнению с самостоятельным майнингом. Основным преимуществом можно выделить увеличение вероятности нахождения блока (добычи криптовалюты). Одновременно с увеличением вероятности добычи криптовалюты ЦМП гарантирует, что вознаграждение за найденный блок (добытую криптовалюту) распределяется между всеми его участниками пропорционально их вкладу в работу, что позволяет получать доход даже при малых мощностях и уменьшает риск получения отсутствия доходов. Значимым преимуществом ЦМП являются удобство и надежность, многие из которых, как правило, предоставляют удобный интерфейс для мониторинга процесса майнинга и получения статистики по доходам. Однако, использование ЦМП для казахстанских майнеров имеет немало недостатков. Безусловным минусом является «принуждение» майнеров к добыче криптовалюты через ЦМП. Подобные решения со стороны законодателя не всегда вызывают позитивную реакцию со стороны субъектов рынка. Некоторые считают, что это ограничивает их свободу выбора и контроля за процессом майнинга. Кроме того, майнинговые пулы могут быть централизованными и контролируемыми небольшим числом участников, что противоречит идеологии децентрализации. Еще один минус - это наличие комиссий, которые ЦМП обычно взимают за свои услуги, что может уменьшить общую прибыль от майнинга. Поскольку майнеры должны вести свою деятельность через ЦМП, то первые появившиеся в Казахстане пулы потенциально могут установить крупные комиссии, и майнерам придется с ними согласиться. С этим недостатком тесно связаны вопросы централизации - работа в пуле может привести к увеличению централизации, так как большинство вычислительных мощностей может быть сосредоточено в руках нескольких крупных пулов, которые и будут «диктовать» правила игры. К недостаткам можно отнести и риски безопасности. Майнинговые пулы могут стать объектом атак хакеров, что может привести к утрате дохода всех майнеров пула. Как правило, добытая криптовалюта не хранится в ЦМП, однако не исключено, что казахстанские пулы могут пойти по иному пути и принуждать майнеров к хранению криптовалют на внутреннем кошелке до их распределения. Закон содержит ограничение, которое имеет важное значение для майнинга. Данное ограничение обязывает казахстанских майнеров продавать не менее 75% [8] добытых цифровых активов (в случае их реализации) только через специализированные биржи, имеющие лицензию Международного финансового центра «Астана». Оставшиеся 25% цифровых активов могут быть реализованы на зарубежных биржах. Это, по сути, можно расценивать как некое ограничение доступа к международным рынкам криптовалют, поскольку большая часть добытых в РК криптовалют не покинут её территорию. Данное ограничение также позволит государственным органам более точно собрать и обрабатывать информацию о доходах цифровых майнеров и ЦМП для цели налогообложения. Развитие майнинга в Казахстане потенциально может стать важным фактором экономического развития страны, но это требует разработки четкой и прозрачной регуляторной базы с учетом возможных негативных последствий.
[1]Шоланов Н. Грешников К. «В чём особенность работы с криптовалютой в Казахстане». https://forbes.kz/process/expertise/ob_osobennostyah_rabotyi_kriptovalyutnyih_birj_na_territorii_kazahstana/ [2] Закон Республики Казахстан от 6 февраля 2023 года № 193-VII «О цифровых активах в Республике Казахстан» (далее - «Закон о цифровых активах» или «Закон»). [3] Деньги, номинальная стоимость которых устанавливается и гарантируется государством (тенге, доллары, евро и т.д.). [4] Закон РК от 25 июня 2020 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования цифровых технологий». [5] «AIFC GLOSSARY» AIFC ACT NO. FR0017 OF 2018. [6] Регулятором в данном случае будет являться Astana Financial Services Authority (AFSA). [7] Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-V ЗРК «Об информатизации». [8] До 01 января 2025 года данное ограничение обязывает майнеров продавать цифровые активы в размере не менее 50%.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |