|
|
|
Новое в регулировании Кирилл Грешников, юрист Юридическая фирма «AEQUITAS»
Цифровые активы (в том числе и криптовалюты) имеют огромный потенциал для развития и изменения экономического и финансового мира, поэтому многие страны в настоящее время активно рассматривают вопросы, связанные с их регулированием. Республика Казахстан (далее - «РК») не является исключением и активно совершенствует законодательство в этой сфере. В августе 2021 года была опубликована наша с Н. Шолановым статья на тему «В чём особенность работы с криптовалютой в Казахстане»[1], в которой были рассмотрены основные принципы и понятия, связанные с криптовалютой. С момента публикации внесены значимые изменения в законодательство об использовании криптовалюты и цифровых активов, поэтому в данной статье предоставлена более актуальная информация с учетом последних изменений.
1. Общие сведения о новом Законе о цифровых активах[2] Долгое время цифровые активы в Казахстане, по сути, находились вне сферы действия законодательства, а их использование и оборот не регулировался надлежащим образом. Для изменения ситуации был принят Закона о цифровых активах, вступивший в силу 01 апреля 2023 года, который направлен на урегулирование деятельности в сфере их выпуска и оборота. Основными целями принятия Закона стали: поддержка инноваций: принятие Закона потенциально обеспечит благоприятную среду для развития новых технологий и инноваций, связанных с цифровыми активами. С его помощью может быть ускорено развитие блокчейн технологий, а также создание новых видов цифровых активов и услуг на основе них. привлечение инвестиций: хорошо разработанная и эффективная законодательная база могла бы привлечь больше инвестиций в цифровые активы, что может увеличить их ценность и общий объем цифрового рынка Казахстана. Закон состоит из 5 разделов, включающих в себя 14 статей, и условно может быть разделен на три ключевых блока: регулирование деятельности по майнингу; регулирование обмена и торговли цифровыми активами; регулирование выпуска обеспеченных цифровых активов. Ожидалось, что принятие Закона о цифровых активах окажет положительное влияние на развитие цифрового рынка и майнинга в Казахстане, предоставив правовую базу для регулирования деятельности участников рынка и повышения уровня защиты прав инвесторов. Однако в нынешнем виде Закон практически никак не улучшает ситуацию на цифровом рынке и по своей сути является лишь одним первых аккуратных шагов законодателя к внедрению и использованию новых объектов в Казахстане. Тем не менее, благодаря Закону в Казахстане появятся новые урегулированные участники рынка, - цифровые майнинговые пулы, а майнеры со временем будут более защищены, что в перспективе способно подтолкнуть рынок к развитию.
2. Регулирование обеспеченных цифровых активов Одним из главных нововведений, привнесенных Законом, является более детальное регулирование обеспеченных цифровых активов. Так, был обновлен и уточнен термин «цифровой актив», которым установлено, что цифровому активу присваивается цифровой код, а также то, что он обеспечен неизменностью информации на основе технологии распределенной платформы данных. В частности, обеспеченный цифровой актив теперь определяется как разновидность цифровых активов, зарегистрированный посредством цифровой платформы по хранению и обмену обеспеченными цифровыми активами, который удостоверяет права на материальные, интеллектуальные услуги и активы, за исключением денег и ценных бумаг (ст. 1 Закона о цифровых активах). Законом также определены требования, предъявляемые к обеспеченным цифровым активам, согласно которым для признания цифрового актива обеспеченным, такой актив должен: удостоверять право на материальные, интеллектуальные услуги и активы (за исключением денег и ценных бумаг); иметь соответствующее решение лица, выпускающего цифровой актив, о выпуске обеспеченного цифрового актива; не являться расчетной денежной единицей или законным платежным средством; содержать данные о лице, выпустившем обеспеченный цифровой актив; иметь подтверждение имущественных и (или) интеллектуальных прав на актив до его образования в качестве обеспеченного цифрового актива; иметь запись в сети блокчейн о перемещении актива и (или) права на имущество (ст. 5 Закона о цифровых активах). Выпускать обеспеченные цифровые активы вправе только индивидуальные предприниматели или юридические лица РК, осуществляющие эксплуатацию цифровой платформы по хранению и обмену обеспеченными цифровыми активами и имеющие разрешение на их выпуск и обращение. Стоит отметить, что казахстанский законодатель пошел вразрез с устоявшейся на криптовалютном рынке практикой отнесения цифровых активов к обеспеченным. В частности, традиционно считается, что обеспеченная криптовалюта (как одна из разновидностей цифровых активов) - это криптовалюта, стоимость которой напрямую зависит от реальных активов (движимое и недвижимое имущество, деньги, драгоценные металлы и т. д.). К примеру, Digix Gold Token считается одной из самых обеспеченных криптовалют, которые обеспечиваются самым стабильным драгоценным металлом - золотом. Данная криптовалюта была выпущена в марте 2018 года и на данный момент имеет рыночную капитализацию в размере 5,3 миллиона долларов. Обеспеченные криптовалюты, именуемые также «стейблкоин», позволяют гарантировать стабильность своего курса стоимости и предотвратить резкое обесценивание криптовалюты. Наиболее ярким и явным примером обеспеченной криптовалюты является криптовалюта Tether (USDT), курс которой привязан к курсу доллара США. Запущенный в 2014 году токен Tether, выпущенный компанией Tether Limited, стал «пионером» модели стейблкоинов и является наиболее продаваемым в мире. Токены Tether предлагают стабильность и простоту фиатных валют[3] в сочетании с инновационным характером технологии блокчейна, представляя собой идеальное сочетание традиционных денег и криптовалют. При этом все токены Tether (USDT) привязаны 1 к 1 к соответствующей фиатной валюте - доллару США (то есть, 1 Tether = 1 доллар США) и обеспечены резервами Tether. Резервы Tether Limited превышают сумму, необходимую для погашения всех находящихся в обращении токенов Tether (или, как минимум, соответствуют ей). Вместе с этим, для целей надлежащего обеспечения USDT, Tether Limited составляет аудиторские заключения каждый квартал. Данные заключения подготавливаются аудиторской фирмой BDO Italia и ясно показывают, что все токены Tether полностью обеспечены фиатными резервами. Несмотря на то, что подобные цифровые активы на цифровом рынке признаются, считаются и используются именно как обеспеченные цифровые активы, они, по сути, не попадают под требования, предъявляемые к обеспеченным цифровым активам казахстанским законодателем. Например, стейблкоин Tether был выпущен не казахстанским юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В связи с этим, повсеместно признаваемые, обеспеченные криптовалюты в Казахстане таковыми признаваться не будут, а будут относиться к необеспеченным цифровым активам, что, на наш взгляд, является весьма нелогичным подходом. Таким образом, можно сказать, что имеющиеся вопросы деятельности с цифровыми активами в Казахстане и МФЦА находятся на начальной стадии их решения и требуют разработки дополнительных актов.
3. Правовой статус криптовалюты как необеспеченного цифрового актива Первые попытки правового регулирования криптовалюты в Казахстане были предприняты законодателем в 2020 году путем принятия Закона РК от 25 июня 2020[4], которым в казахстанское законодательство были включены новые для того времени положения о цифровых активах. Данным законом криптовалюта (необеспеченный цифровой актив) была определена как имущество. Законом о цифровых активах не внесено каких-либо существенных корректировок в правовой статус криптовалют, а соответственно, криптовалюта продолжает определяться как имущество. Криптовалюта по сути является разновидностью цифрового актива, который не является средством платежа и подразделяется на два вида: обеспеченные и необеспеченные цифровые активы. На сегодняшний день большинство криптовалют является необеспеченными, а цена таких криптовалют формируется исключительно спросом рынка. До принятия Закона о цифровых активах законодательство Казахстана устанавливало прямой запрет на выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов на территории Казахстана с указанием на то, что иное может быть предусмотрено законами Казахстана. Такая формулировка вызывала некоторую неопределенность, поскольку на тот момент ни один из законодательных актов не регулировал выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов. В Законе о цифровых активах, как и ожидалось, подход законодателя не изменился, в связи с чем выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов всё также остается под запретом. Однако этим Законом была внесена некоторая ясность в вопросы выпуска необеспеченных цифровых активов, и было определено, что выпуск и оборот таких активов запрещен, за исключением территории Международного финансового центра «Астана» (МФЦА), где деятельность с криптовалютой разрешена при соблюдении строгих требований, установленных актами МФЦА.
4. Регулирование цифровых активов в МФЦА На сегодняшний день в рамках МФЦА в экспериментальном правовом режиме работают криптовалютные биржи и допускается работа с необеспеченными цифровыми активами. Требования к криптовалютным биржам, а также порядок их лицензирования определяются актами МФЦА, согласно которым цифровой актив (его разновидностью является криптовалюта) определяется как самостоятельный объект обращения. Официальное определение цифрового актива, приведенное в Глоссарии МФЦА[5], указывает на то, что цифровой актив представляет собой цифровое выражение стоимости, которое используется в качестве средства обмена, расчетной единицы или средства сбережения и может быть куплено или продано за фиатную валюту, при этом он (цифровой актив) не гарантируется правительством какой-либо юрисдикции. Одновременно с этим, криптовалюта в МФЦА может рассматриваться как самостоятельный объект инвестиций. Для осуществления деятельности криптобиржи в МФЦА необходимо получить соответствующую лицензию - «Operating a Digital Asset Trading Facility». Согласно актам МФЦА, управление криптобиржей включает в себя деятельность, осуществляемую с целью заключения контрактов между контрагентами по покупке, продаже или обмену цифровых активов на фиатную валюту, а также обмену одного цифрового актива на другой. Для начала функционирования в МФЦА криптобиржам необходимо строго соответствовать установленным актами МФЦА требованиям, среди которых соответствие технологическим требованиям, получение лицензии и т. д. Ключевым документом в процессе лицензирования криптобиржи в МФЦА является качественный бизнес-план. Для получения лицензии необходимо подтвердить соответствие обязательным условиям МФЦА, а также совершение дополнительных действий и предоставление дополнительных документов, среди которых: документы внутреннего контроля (политики ПОД/ФТ, риск менеджмента, предотвращения и урегулирования конфликта интересов, программы и процедуры комплаенс мониторинга, инвестиционная стратегия), а также бизнес-план; подбор кандидатов на ключевые (Approved) и важные (Designated) роли - СEO (Генеральный директор), CFO (Финансовый директор), Compliance Officer (Сотрудник по соблюдению нормативных требований), MLRO (Сотрудник по отчетности по отмыванию денег), Internal Audit Manager (Руководитель внутреннего аудита), Risk Officer (Сотрудник по митигации рисков). Указанный перечень сотрудников не является исчерпывающим и в ряде случаев, при обсуждении с МФЦА, в него могут быть включены дополнительные должности либо наоборот, некоторые должности не будут необходимы. Более точные требования к криптобирже будут определяться в процессе обсуждения с регулятором[6], поскольку МФЦА рассматривает каждый кейс индивидуально. Для получения лицензии компания-заявитель должна уплатить соответствующий лицензионный сбор в размере 70 000 (семидесяти тысяч) долларов США. Однако, поскольку деятельность с криптовалютой в Казахстане расценивается как инновационная деятельность, то получение лицензии будет осуществляться в рамках специализированной регуляторной песочницы, которая предоставляет льготные условия для инновационной деятельности (Fin Tech Lab при МФЦА). В таком случае стоимость лицензионного сбора составит 10% от полной стоимости, т. е. 7 000 долларов США. Срок действия лицензии составляет 2 года с момента выдачи. Одним из шагов процесса лицензирования является получение In-Princile Approval (предварительное одобрение), являющегося частью всей процедуры лицензирования. Иными словами, это принципиальное одобрение на выдачу лицензии с определенными условиями. Получение In-Princile Approval до регистрации новой компании в МФЦА нужно для целей понимания в целом возможности получения лицензии в будущем и объема условий выдачи лицензии, которые разрабатываются AFSA под каждый проект в зависимости от вида деятельности и представленных на первоначальном этапе документов. К числу таких предавторизационных условий обычно относится создание компании, формирование уставного капитала, доработка политик, представление квалификационных документов на управленческий персонал и т. д. Заявление сопровождается рядом корпоративных документов и включает около 7 различных внутренних политик компании. После получения In-Princile Approval можно приступать к регистрации самой компании в МФЦА. Как показывает практика, для регистрации компании в МФЦА должны быть предоставлены как минимум следующие документы: 1) решение акционеров или совета директоров о создании компании в МФЦА; 2) устав или учредительный договор регистрируемой компании; 3) заполненные формы заявления для регистрации; 4) копии паспортов акционеров, директоров, партнеров и других физических лиц, задействованных в регистрации; 5) копия сертификата о регистрации / справка о государственной регистрации учредителя (в случае если один из акционеров или партнеров является юридическим лицом); 6) копия устава головной компании; 7) информация о бенефициарных собственниках компании.
5. Текущее положение майнинга Одним из самых значимых нововведений Закона является отнесение цифрового майнинга к лицензируемым видам деятельностей. Цифровой майнинг — это процесс генерации новых блоков в блокчейн-сети, который выполняется за счет вычислительной мощности компьютера. Иными словами, цифровой майнинг - это добыча цифровых активов (а именно - криптовалют). До вступления в силу Закона о цифровых активах вопросы, затрагивающие порядок регулирования цифрового майнинга, определялись отдельными положениями Закона об информатизации[7]. В частности, в отношении майнинга был установлен уведомительный порядок начала деятельности, в соответствии с которым майнер должен был надлежащим образом проинформировать государственный орган о ведении деятельности по цифровому майнингу. Как правило данный уведомительный порядок не вызывал каких-либо сложностей и требовал от майнера простого предоставления соответствующих сведений и документов. Данный подход в корне изменился с принятием Закона. Теперь для осуществления майнинговой деятельности необходимо получение специальной лицензии, которая выдается по двум категориям: первая категория — цифровые майнеры, владеющие соответствующей инфраструктурой - центрами обработки данных с соответствующими требованиями по оборудованию, расположению и безопасности; вторая категория — цифровые майнеры, - владельцы оборудования, арендующие ячейки в центрах обработки данных и не претендующие на энергетическую квоту. Лицензирование цифрового майнинга позволяет государству контролировать деятельность майнеров и обеспечить соответствие их деятельности законодательным требованиям. Это также помогает защитить права и интересы инвесторов и пользователей криптовалют. Для получения лицензии майнерам необходимо подтвердить соответствие квалификационным требованиям, среди которых отдельно следует отметить следующее: майнер должен обладать статусом казахстанского юридического лица либо индивидуального предпринимателя; майнер должен иметь на праве собственности или другом законном основании центр обработки данных цифрового майнинга либо право размещения в центре обработки данных аппаратно-программного комплекса для цифрового майнинга, принадлежащего ему на праве собственности; осуществление деятельности цифрового майнинга допустимо только через цифровой майнинговый пул. Исходя из положений Закона, майнинг теперь оценивается исключительно как предпринимательская деятельность. Государство старается усилить урегулирование данной деятельности, чтобы избежать потенциальных проблем с неконтролируемым майнингом. Одновременно с этим законодатель установил запрет на осуществление какой-либо иной предпринимательской деятельности для лиц, занимающихся цифровым майнингом.
6. Цифровой майнинговый пул Крайне интересным представляется подход законодателя к «принуждению» осуществления майнинга через цифровые майнинговые пулы, которые с принятием Закона стали фактически новым урегулированным субъектом казахстанского рынка. Цифровой майнинговый пул (ЦМП) — это «аккредитованное юридическое лицо, предоставляющее услугу объединения мощностей аппаратно-программного комплекса для цифрового майнинга цифровых майнеров, осуществляющее распределение между цифровыми майнерами цифровых активов, полученных в результате их совместной деятельности» (подп. 10 ст. 1 Закона о цифровых активах). Иными словами, ЦМП — это объединение майнеров для совместной работы. Идея ЦМП заключается в том, что майнеры объединяют свои вычислительные мощности/ресурсы и работают вместе над добычей криптовалюты. По сути, ЦМП предоставляют майнерам услуги на основании некоего «членства» майнеров в ЦМП. ЦМП сами по себе не являются чем-то уникальным и новым для криптовалютного рынка и уже достаточно долго используются майнерами, поскольку через них удобнее, выгоднее и проще добывать криптовалюту. Когда майнеры объединяют свои компьютеры и мощности, они работают вместе над добычей криптовалюты. Как только криптовалюта была добыта, она разделяется между майнерами в зависимости от того, сколько вычислительной мощности каждый внес в общее дело. Именно в этом и заключается сущность ЦМП. Предполагается, что ЦМП должен нести майнерам преимущества по сравнению с самостоятельным майнингом. Основным преимуществом можно выделить увеличение вероятности нахождения блока (добычи криптовалюты). Одновременно с увеличением вероятности добычи криптовалюты ЦМП гарантирует, что вознаграждение за найденный блок (добытую криптовалюту) распределяется между всеми его участниками пропорционально их вкладу в работу, что позволяет получать доход даже при малых мощностях и уменьшает риск получения отсутствия доходов. Значимым преимуществом ЦМП являются удобство и надежность, многие из которых, как правило, предоставляют удобный интерфейс для мониторинга процесса майнинга и получения статистики по доходам. Однако, использование ЦМП для казахстанских майнеров имеет немало недостатков. Безусловным минусом является «принуждение» майнеров к добыче криптовалюты через ЦМП. Подобные решения со стороны законодателя не всегда вызывают позитивную реакцию со стороны субъектов рынка. Некоторые считают, что это ограничивает их свободу выбора и контроля за процессом майнинга. Кроме того, майнинговые пулы могут быть централизованными и контролируемыми небольшим числом участников, что противоречит идеологии децентрализации. Еще один минус - это наличие комиссий, которые ЦМП обычно взимают за свои услуги, что может уменьшить общую прибыль от майнинга. Поскольку майнеры должны вести свою деятельность через ЦМП, то первые появившиеся в Казахстане пулы потенциально могут установить крупные комиссии, и майнерам придется с ними согласиться. С этим недостатком тесно связаны вопросы централизации - работа в пуле может привести к увеличению централизации, так как большинство вычислительных мощностей может быть сосредоточено в руках нескольких крупных пулов, которые и будут «диктовать» правила игры. К недостаткам можно отнести и риски безопасности. Майнинговые пулы могут стать объектом атак хакеров, что может привести к утрате дохода всех майнеров пула. Как правило, добытая криптовалюта не хранится в ЦМП, однако не исключено, что казахстанские пулы могут пойти по иному пути и принуждать майнеров к хранению криптовалют на внутреннем кошелке до их распределения. Закон содержит ограничение, которое имеет важное значение для майнинга. Данное ограничение обязывает казахстанских майнеров продавать не менее 75% [8] добытых цифровых активов (в случае их реализации) только через специализированные биржи, имеющие лицензию Международного финансового центра «Астана». Оставшиеся 25% цифровых активов могут быть реализованы на зарубежных биржах. Это, по сути, можно расценивать как некое ограничение доступа к международным рынкам криптовалют, поскольку большая часть добытых в РК криптовалют не покинут её территорию. Данное ограничение также позволит государственным органам более точно собрать и обрабатывать информацию о доходах цифровых майнеров и ЦМП для цели налогообложения. Развитие майнинга в Казахстане потенциально может стать важным фактором экономического развития страны, но это требует разработки четкой и прозрачной регуляторной базы с учетом возможных негативных последствий.
[1]Шоланов Н. Грешников К. «В чём особенность работы с криптовалютой в Казахстане». https://forbes.kz/process/expertise/ob_osobennostyah_rabotyi_kriptovalyutnyih_birj_na_territorii_kazahstana/ [2] Закон Республики Казахстан от 6 февраля 2023 года № 193-VII «О цифровых активах в Республике Казахстан» (далее - «Закон о цифровых активах» или «Закон»). [3] Деньги, номинальная стоимость которых устанавливается и гарантируется государством (тенге, доллары, евро и т.д.). [4] Закон РК от 25 июня 2020 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования цифровых технологий». [5] «AIFC GLOSSARY» AIFC ACT NO. FR0017 OF 2018. [6] Регулятором в данном случае будет являться Astana Financial Services Authority (AFSA). [7] Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-V ЗРК «Об информатизации». [8] До 01 января 2025 года данное ограничение обязывает майнеров продавать цифровые активы в размере не менее 50%.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |