|
|
|
Данная редакция действовала до внесения изменений от 12 апреля 2016 года Приложение 3 к приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 декабря 2014 года № 862
Правила
1. Настоящие Правила приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений (далее - Правила) устанавливают порядок приема экзаменов, выдачи гражданам Республики Казахстан, иностранным гражданам и лицам без гражданства водительских удостоверений на право управления транспортными средствами различных категорий (далее - водительское удостоверение). Пункт 2 изложен в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 26.01.16 г. № 73 (см. стар. ред.) 2. Прием экзаменов, выдача гражданам водительских удостоверений категорий «А», «В», «С», «D», «BE», «СЕ», «DE» «Tm», «Tb», подкатегорий «A1, B1, C1, D1, C1E и D1E», осуществляется регистрационно-экзаменационными подразделениями органов внутренних дел (далее - РЭП), в том числе размещенных в зданиях и помещениях Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее - Государственная корпорация). 3. Национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, по истечении которого водительское удостоверение признается недействительным. 4. На территории Республики Казахстан разрешается иметь только одно национальное водительское удостоверение Республики Казахстан. 5. Для сдачи экзаменов и получения впервые водительского удостоверения необходимо пройти подготовку в учебных организациях по подготовке водителей транспортных средств (далее - учебные организации) и сдать теоретические и практические экзамены в РЭП.
6. К сдаче теоретического и практического экзаменов допускаются: 1) лица, прошедшие медицинский осмотр согласно Правилам проведения медицинского осмотра лица, претендующего на получение права управления транспортными средствами, повторного медицинского осмотра водителя механических транспортных средств, утвержденным приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 марта 2013 года № 166 (зарегистрирован в Реестре нормативных правовых актов от 26 апреля 2013 года № 8437); 2) лица, прошедшие подготовку на получение права на управление транспортным средством соответствующей категории и получившие свидетельство об окончании учебной организации в Республике Казахстан; 3) лица, достигшие возраста, установленного Законом Республики Казахстан «О дорожном движении»; 4) лица, зарегистрированные по постоянному месту жительства; 5) иностранные граждане и лица без гражданства на основании направления организации по работе с дипломатическими представительствами Министерства иностранных дел Республики Казахстан; 6) военнослужащие срочной службы по месту дислокации войсковых частей. Иностранные граждане, лица без гражданства и иные лица, не владеющие государственным либо русским языками, допускаются к сдаче теоретического экзамена в присутствии квалифицированных переводчиков, сведения о которых также вносятся в протокол экзаменационной комиссии. 7. На управление трамваем или троллейбусом в РЭП принимается только теоретический экзамен, при этом практический экзамен принимается учебной организацией. 8. Теоретический и практический экзамены принимаются экзаменационной комиссией РЭП, состав которой утверждается руководителем уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - уполномоченный орган). 9. Экзаменационная комиссия по приему теоретического и практического экзамена состоит не менее чем из трех человек: 1) сотрудники уполномоченного органа (председатель комиссии, члены комиссии); 2) представители учебных и общественных организаций (члены комиссии). Не допускается вводить в состав экзаменационной комиссии преподавателя или мастера производственного обучения по вождению автомобиля, осуществляющих подготовку экзаменуемой группы. 10. Председатель и члены экзаменационной комиссии должны иметь: 1) высшее или среднетехническое образование по автомобильной специальности; 2) водительское удостоверение той категории, по которой они будут проводить теоретический и практический экзамены; 3) водительский стаж не менее пяти лет. 11. Экзамены сдаются в следующей последовательности: сначала теоретический, затем - практический. Лицо, желающее получить водительское удостоверение (далее - кандидат в водители), не сдавшее теоретический экзамен, к практическому экзамену не допускается. Повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через семь календарных дней со дня проведения предыдущего. Для лица, меняющего место жительства или убывающего на военную службу, учебу, в длительную командировку (более трех месяцев) и не сдавшего теоретический или практический экзамен, повторный экзамен назначается не ранее чем через три календарных дня при предоставлении подтверждающих документов. 12. Теоретический экзамен проводится в экзаменационном классе путем использования компьютерных комплексов. Комплекс должен состоять из центрального пульта (далее - ЦП) должностного лица уполномоченного органа (далее - экзаменатор), к которому подключены автоматизированные рабочие места (далее - АРМ) кандидатов в водители. Каждое АРМ оснащено клавиатурой и монитором. ЦП экзаменатора имеет возможность стыковки с базами данных, используемых в подразделениях уполномоченного органа. 13. Форма проведения теоретического экзамена - индивидуальная. 14. При проведении теоретического экзамена экзаменатор предлагает кандидату в водители занять указанное АРМ. 15. Перед началом теоретического экзамена на мониторе отображается номер АРМ, категории транспортных средств, на получение права на управление которыми сдается теоретический экзамен, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) кандидата в водители, назначенного на данное АРМ. Ввод указанной информации должен осуществляться с ЦП экзаменатора. 16. Каждый билет содержит 40 вопросов. На каждый вопрос приведено несколько ответов, один из которых правильный. Экзаменационный блок вопросов формируется и выводится на экран монитора только после нажатия кандидатом в водители соответствующей клавиши на клавиатуре АРМ. 17. Для ответа на вопросы кандидату в водители предоставляется 40 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается. Хронометраж времени ведется компьютерным комплексом с момента начала теоретического экзамена. 18. Последовательность ответов на вопросы билета выбирается лицом на получение права на управление транспортным средством самостоятельно. 19. Для исключения в ходе экзамена конфликтных ситуаций, вызванных случайным нажатием клавиш, кандидат в водители должен продублировать выбранный им ответ повторным нажатием соответствующей клавиши. 20. Результат теоретического экзамена, а также информация о правильности ответов на вопросы отображаются на экране монитора АРМ кандидата в водители только по окончании ответов на все вопросы либо по истечении установленного времени. Одновременно на экран выводится экзаменационный лист с номерами выбранных и правильных ответов, а также затраченное на теоретический экзамен время. 21. По окончании теоретического экзамена на АРМ кандидата в водители выводятся на экран представленные ему вопросы, а также выбранные ответы. 22. Результат теоретического экзамена с АРМ кандидата в водители передается на ЦП экзаменатора для распечатки экзаменационного листа сдачи теоретического экзамена по форме и протокола результатов экзамена приложений 1 и 2 к настоящим Правилам. 23. Оценка «СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители в отведенное время ответил правильно не менее чем на 32 вопроса. В противном случае кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ». 24. Если при ответе на вопросы кандидат в водители пользовался какой-либо литературой, техническими средствами или переговаривался с другими лицами, теоретический экзамен прекращается и кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ». 25. Экзаменационный лист с результатами теоретического экзамена подписывается экзаменатором. 26. При выявлении неисправности автоматизированного комплекса в ходе теоретического экзамена оценка, выставленная кандидату в водители, аннулируется, и теоретический экзамен проводится вновь. 27. Практический экзамен принимается экзаменатором на автоматизированном автодроме с целью проверки у кандидатов в водители навыков управления транспортным средством, а также определения возможности выдачи кандидатам в водители водительских удостоверений в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. В РЭП, где отсутствуют автоматизированные автодромы, практический экзамен проводится в два этапа, на закрытой от движения площадке или автодроме и в условиях реального дорожного движения по основным элементам испытательных упражнений для конкретной категории ТС. При этом прием практического экзамена осуществляется на транспортном средстве, соответствующем пункту 43 настоящих Правил. 28. Основными элементами автоматизированного автодрома являются: 1) закрытая от движения площадка, оборудованная испытательными упражнениями с элементами улично-дорожной сети; 2) диспетчерский пункт; 3) аппаратно-программный комплекс, включающий взаимосвязанные между собой специально оборудованные транспортные средства и технические средства организации дорожного движения; 4) автоматизированную систему контроля и оценки результатов выполнения кандидатами в водители каждого испытательного упражнения и практического экзамена в целом. 29. Основные элементы улично-дорожной сети автоматизированного автодрома: 1) автоматизированный автодром имеет установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по его территории транспортных средств и людей, кроме непосредственно участвующих в проведении практических экзаменов; 2) размеры автоматизированного автодрома должны обеспечивать возможность размещения на нем всех зон испытательных упражнений для соответствующих категорий транспортных средств. При этом должны учитываться габаритные параметры и радиусы поворота используемых для проведения практических экзаменов транспортных средств, размеры предстартовой и послефинишной зон, зон выполнения испытательных упражнений и участков движения между ними, а также технологических зон для размещения диспетчерского пункта, элементов автоматизированной системы, технических средств организации дорожного движения и установок наружного освещения; 3) размещение зон испытательных упражнений, элементов автоматизированной системы и технических средств организации дорожного движения на автоматизированном автодроме должно обеспечивать возможность последовательного и непрерывного выполнения всего комплекса испытательных упражнений для соответствующей категории транспортных средств; 4) последовательность выполнения испытательных упражнений, предусмотренных для транспортных средств соответствующей категории, определяется схемой организации дорожного движения автоматизированного автодрома; 5) участки автоматизированного автодрома, предназначенные для движения транспортных средств, должны иметь ровное, однородное асфальтобетонное покрытие. Указанное покрытие не должно иметь перепадов, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью. В зоне движения транспортных средств не допускается наличие посторонних предметов, не имеющих отношения к обустройству автоматизированного автодрома; 6) коэффициент сцепления колеса с дорожным покрытием (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4, в соответствии с требованиями национального стандарта Республики Казахстан; 7) на проезжей части автоматизированного автодрома должен быть предусмотрен водоотвод с ее поверхности. Проезжая часть должна быть горизонтальной с максимальным продольным уклоном 100%; 8) в случае проведения экзаменов в темное время суток, в соответствии с требованиями строительных норм и правил Республики Казахстан, средняя горизонтальная освещенность проезжей части автодрома должна быть не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней должна быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150; 9) используемые на автоматизированном автодроме технические средства организации дорожного движения должны соответствовать требованиям национальных стандартов Республики Казахстан. Рекомендуется использовать светофоры типа Т.1, а дорожные знаки I или II типоразмера, соответствующие требованиям национальных стандартов Республики Казахстан. Допускается уменьшение нормированного расстояния от дорожных знаков и разметки до объекта; 10) для обозначения зон и элементов испытательных упражнений, контролируемых автоматизированной системой, применяется специальная разметка, требования к которой изложены в пунктах 37-39 настоящих Правил; 11) дополнительно на автоматизированном автодроме должны иметься соответствующие датчики, линии электроснабжения и связи, обеспечивающие функционирование улично-дорожной сети как элемента автоматизированной системы автодрома; 12) датчики должны быть стационарно установлены, не должны изменять своего местоположения или технического назначения при воздействии на них механических или погодных факторов, а также не являться помехой для движения транспортных средств. 30. Для приема практических экзаменов на автоматизированном автодроме используются транспортные средства, соответствующие требованиям пунктов 42-45 настоящих Правил, а также оборудованные системами приема/передачи информации на государственном и русском языках, датчиками, световым и/или звуковым сигналом аварийного торможения, дисплеем, обеспечивающими функционирование транспортных средств как элемента автоматизированной системы автодрома, информирование кандидата в водители об оценке в автоматизированном режиме результатов и времени выполнения каждого испытательного упражнения и практического экзамена в целом. Салон транспортного средства оборудуется системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение процесса приема практического экзамена с обзором на 360 градусов и передачей видеоинформации на рабочее место диспетчерского пункта с возможностью дальнейшей архивации. 31. Расположение диспетчерского пункта обеспечивает возможность визуального наблюдения за обстановкой на автодроме. 32. В диспетчерском пункте размещаются автоматизированные рабочие места, оснащенные компьютерами, мониторами, показывающими действия кандидатов в водители, принтером для распечатки результатов практического экзамена, оборудованием для бесперебойного получения/передачи и обработки информации, громкоговорящей связью, обеспечивающего функционирование пункта как элемента автоматизированной системы автодрома. 33. Электропитание оборудования диспетчерского пункта оснащается системой защиты и стабилизации. В пункт 34 внесены изменения в соответствии с приказом Министра внутренних дел РК от 26.01.16 г. № 73 (см. стар. ред.) 34. Автоматизированная система обеспечивает: 1) непрерывность процесса приема практического экзамена; 2) контроль в режиме реального времени одновременного движения по площадке нескольких транспортных средств; 3) прием/передачу и обработку информации, полученной в ходе практического экзамена; 4) контроль исправности системы; 5) контроль выполнения испытательных упражнений (каждого по отдельности и всего комплекса в целом); 6) хронометраж времени выполнения испытательных упражнений (каждого по отдельности и всего комплекса в целом); 7) формирование результатов практического экзамена каждого кандидата в водители в виде суммы набранных штрафных баллов; 8) распечатку экзаменационного листа сдачи практического экзамена по форме приложения 3 к настоящим Правилам и протокола результатов экзаменов; 9) интеграцию с автоматизированными информационными системами Государственной корпорации. 35. При выполнении испытательных упражнений учитываются: 1) пересечение колесами транспортного средства линий разметки (линий фиксации выполнения упражнения, линий начала и окончания выполнения упражнения, линий «Старт», «Стоп», «Финиш», стоп-линий, контрольных линий); 2) остановка транспортного средства в заданном месте; 3) переключение передач механической трансмиссии транспортного средства; 4) скорость движения; 5) включение/выключение сигналов поворота и аварийной световой сигнализации; 6) правильность использования ремня безопасности; 7) время выполнения (каждого испытательного упражнения по отдельности и всего комплекса в целом). 36. Автоматизированная система исключает возможность корректировки информации, полученной в ходе экзамена, в том числе результатов выполнения каждого испытательного упражнения по отдельности и всего комплекса в целом. 37. При оборудовании зон испытательных упражнений практического экзамена на категорию «А», «А1»: 1) линии разметки, определяющие границы участков испытательных упражнений, пересечение которых контролируется автоматизированной системой (далее - контрольные линии), обозначаются дорожной разметкой желтого цвета 1.4; 2) края проезжей части, за исключением мест, обозначенных контрольными линиями, обозначаются дорожной разметкой белого цвета 1.2; 3) линии начала и окончания выполнения испытательных упражнений, а также линия границы зоны переключения коробки передач обозначаются желтой прерывистой линией шириной 0,10 м, длиной штриха 0,15 м с интервалом между штрихами 0,10 м; 4) линии «Старт», «Стоп» и «Финиш» обозначаются белой полосой шириной 0,4 м, длина которой ограничивается контрольными линиями либо дорожной разметкой 1.2; 5) надписи «Старт» и «Финиш» наносятся на проезжую часть на расстоянии 1,0 м до соответствующей линии. Высота букв - 0,6 м. 38. При оборудовании зон испытательных упражнений первого этапа практического экзамена на категории «В», «В1», «С», «C1» и «D», «D1»: 1) контрольные линии, а также край проезжей части вдоль бордюра обозначаются дорожной разметкой желтого цвета 1.4, в иных местах край проезжей части обозначается дорожной разметкой белого цвета 1.2; 2) ширина полосы движения (за исключением зон выполнения упражнений № 4 «Повороты на 90 градусов», № 5 «Змейка», № 6 «Разворот и парковка», № 7 «Параллельная парковка задним ходом») ограничивается линиями разметки 1.2 или 1.4 и должна быть длиной не менее 3,0 м. Расстояние от линий разметки 1.2 или 1.4 до внутреннего края бордюра должно быть не менее 0,2 м; 3) линии начала и окончания выполнения испытательных упражнений обозначаются желтой прерывистой линией шириной 0,10 м, длиной штриха 0,15 м с интервалом между штрихами 0,10 м; 4) линии «Старт», «Стоп» и «Финиш» обозначаются белой полосой шириной 0,4 м, длина которой ограничивается контрольными линиями либо дорожной разметкой 1.2; 5) надписи «Старт» и «Финиш» наносятся на проезжую часть на расстоянии 1,0 м до соответствующей линии. Высота букв - 1,0 м; 6) в зоне упражнения № 1 «Старт» после линии старта на расстоянии 2,0-10,0 м устанавливается дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (20 км/ч); 7) в зоне упражнения № 2 «Остановка и начало движения на подъеме»: наклонный участок автодрома должен иметь продольный уклон в пределах 8,0-16,0% включительно. Использование колейной эстакады не допускается; с каждой стороны проезжей части зона упражнения «Остановка и начало движения на подъеме» огораживается защитной стеной (барьером) высотой не менее 0,5 м и толщиной не менее 0,4 м в соответствии с требованиями национального стандарта Республики Казахстан; на расстоянии 1,0 м после начала подъема наносится линия фиксации выполнения упражнения шириной 0,3 м. На расстоянии 1,0 м до конца подъема наносится линия «Стоп» шириной 0,4 м. На расстоянии 3,0 м до начала подъема устанавливается дорожный знак 1.13 «Крутой подъем», а на расстоянии 3,0 м до начала спуска - дорожный знак 1.14 «Крутой спуск»; 8) в зоне упражнения № 3 «Проезд пешеходного перехода» на расстоянии не менее 1,0 м от дорожной разметки 1.14.1 (1.14.2) наносится линия «Стоп». На расстоянии не более 1,0 м от границ пешеходного перехода устанавливаются дорожные знаки 5.16.1 и 5.16.2 «Пешеходный переход»; 9) в зоне упражнения № 4 «Повороты на 90 градусов» до линии начала выполнения упражнения устанавливается дорожный знак 1.11.1 (1.11.2) «Опасный поворот», после линии окончания выполнения упражнения - соответствующий предписывающий дорожный знак (4.1.1 - 4.1.6) в зависимости от схемы организации дорожного движения; 10) в зоне упражнения № 5 «Змейка» до линии начала выполнения упражнения устанавливается дорожный знак 1.12.1 (1.12.2) «Опасные повороты», после линии окончания выполнения упражнения - соответствующие дорожные знаки приоритета и (или) предписывающие дорожные знаки в зависимости от схемы организации дорожного движения; 11) в зоне упражнения № 6 «Разворот и парковка» непосредственно у линии начала и окончания выполнения упражнения устанавливаются соответствующие дорожные знаки приоритета и (или) предписывающие дорожные знаки в зависимости от схемы организации дорожного движения; 12) в зоне упражнения № 7 «Параллельная парковка задним ходом» непосредственно перед зоной выполнения упражнения устанавливается дорожный знак 5.15 «Место стоянки». На выезде из зоны выполнения упражнения устанавливаются соответствующие дорожные знаки приоритета и (или) предписывающие дорожные знаки в зависимости от схемы организации дорожного движения; 13) в зоне упражнения № 8 «Проезд регулируемого перекрестка»: радиус поворота на перекрестке должен составлять для категорий «В», «В1» - более 4,0 м, для категорий «С», «C1», «D», «D1» - более 6,0 м; светофоры устанавливаются по четырем сторонам перекрестка; переключение сигналов светофоров должно обеспечиваться дорожными контроллерами, имеющими основные параметры: 1) интервал изменения длительности основных тактов, с - от 1 до 60; 2) интервал изменения длительности промежуточных тактов, с - от 3 до 16; 3) интервал изменения длительности минимального времени зеленого сигнала светофоров по любому направлению движения транспорта, с - от 3 до 16; 4) интервал изменения длительности максимального времени красного сигнала светофоров по любому направлению движения транспорта (при отсутствии специального требования), с - 1; 5) погрешность отсчета интервалов времени, % - 2; 6) количество регулируемых фаз движения - не менее 3; по четырем сторонам перекрестка наносится дорожная разметка 1.14.1 (1.14.2). На расстоянии не менее 1,0 м от пешеходного перехода наносится дорожная разметка 1.12 шириной 0,4 м. На расстоянии не менее 1,0 м до дорожной разметки 1.12 устанавливаются предписывающие дорожные знаки в зависимости от схемы организации дорожного движения; 14) в зоне упражнения № 9 «Проезд нерегулируемого железнодорожного переезда» на расстоянии не менее 2,0 м до железнодорожного переезда наносится дорожная разметка 1.12 шириной 0,4 м. Перед железнодорожным переездом устанавливаются дорожные знаки 1.2, 1.3.1, 2.5. Допускается имитация отдельных элементов железнодорожного переезда; 15) в зоне упражнения № 10 «Полоса разгона» на прямом участке проезжей части оснащается дорожными знаками 4.7 «Ограничение минимальной скорости» (20 км/ч) и 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (20 км/ч) обозначается отрезок пути протяженностью 40 м, предназначенный для разгона и замедления; 16) зона выполнения упражнения № 11 «Аварийная остановка» обеспечивается вне зон выполнения других упражнений; 17) в зоне упражнения № 12 «Финиш» на расстоянии 5,0-10,0 м до линии финиша устанавливается дорожный знак 5.15 «Место стоянки», после линии финиша должно быть оборудовано соответствующее место для стоянки транспортного средства. 39. При оборудовании зон испытательных упражнений первого этапа практического экзамена на категорий «BE», «CE», «C1E» «DE», «D1E»: 1) контрольные линии обозначаются дорожной разметкой 1.4; 2) линии начала и окончания выполнения испытательных упражнений обозначаются желтой прерывистой линией шириной 0,10 м и длиной 0,15 м с промежуточным шагом 0,10 м; 3) линии «Старт» и «Финиш» обозначаются белой полосой шириной 0,4 м, длина которой ограничивается контрольными линиями; 4) на расстоянии 1,0 м после линии старта наносится надпись «Старт»; 5) на расстоянии 1,0 м до линии финиша наносится надпись «Финиш». 40. Практический экзамен принимается на транспортном средстве той категории на право управления, которой будет выдаваться водительское удостоверение: 1) «А», «А1» - на двухколесных мотоциклах; 2) «В1» - на трициклах либо квадроциклах; 3) «В» - на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч; 4) «С», «C1» - на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3 500 кг; 5) «D1» - на автобусах, вместимость которых не более 28 сидячих мест и длина не более 7,0 м; 6) «D» - на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м; 7) «BE» - на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3 500 кг; 8) «СЕ», «С1E» - на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3 500 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м, или полуприцепом; 9) «DE», «D1E» - на сочлененных автобусах или автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1 000 кг. 41. Прием практического экзамена у лиц с ограниченными физическими возможностями, допущенных по медицинским показаниям к управлению транспортными средствами соответствующих категорий с ограничениями, осуществляется на транспортных средствах, конструкция которых отвечает имеющимся медицинским предписаниям. 42. Для приема практического экзамена используются транспортные средства, имеющие следующие, помимо изложенных в пункте 43 настоящих Правил, характеристики: 1) для категории «В» - длина не менее 3,8 м, ширина не менее 1,6 м (далее - база), расстояние между осями колес не менее 2,2 м, минимальный радиус поворота не менее 4,2 м; 2) для категории «С» - длина не менее 6,0 м, ширина не менее 2,0 м, база не менее 3,3 м, минимальный радиус поворота не менее 5,8 м; 3) для категории «D» - длина не менее 7,0 м, ширина не менее 2,0 м, база не менее 3,5 м, минимальный радиус поворота не менее 7,8 м. 43. Для приема практического экзамена используются транспортные средства, соответствующие требованиям Правил дорожного движения Республики Казахстан (далее - ПДД). 44. Используемые для приема практического экзамена транспортные средства дополнительно оборудуются соответствующими датчиками и системами приема и передачи информации в диспетчерский пункт автодрома. 45. Изменение в конструкцию транспортного средства, связанного с установкой дополнительных педалей управления осуществляется в соответствии со статьей 61 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении». 46. При проведении практического экзамена у кандидата в водители проверяются соответствующие умения и навыки управления транспортными средствами: 1) пользования органами управления, зеркалами заднего вида, ремнями безопасности; 2) начала движения; 3) маневрирования в ограниченном пространстве передним и задним ходом; 4) построения оптимальной траектории маневра; 5) оценки дистанции, интервала, габаритных параметров; 6) переключения передач (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией); 7) остановки в обозначенном месте; 8) остановки и начала движения на подъеме; 9) постановки на стоянку параллельно краю проезжей части; 10) въезда в бокс задним ходом; 11) проезда пешеходного перехода, регулируемого перекрестка; 12) проезда нерегулируемого железнодорожного переезда; 13) применения аварийной сигнализации; 14) движения мотоцикла по колейной доске; 15) управления мотоциклом на малой скорости; 16) прямолинейного движения автопоезда задним ходом; 17) постановки автопоезда задним бортом к платформе. 47. Практический экзамен проводится путем последовательного выполнения испытательных упражнений. Последовательность выполнения испытательных упражнений, предусмотренных для транспортных средств соответствующей категории, определяется схемой организации дорожного движения на автоматизированном автодроме. 48. При проведении практического экзамена на категорию «А» выполняются следующие испытательные упражнения: 1) № 1 «Старт»; 2) № 2 «Габаритный коридор»; 3) № 3 «Габаритный полукруг»; 4) № 4 «Разгон - торможение»; 5) № 5 «Змейка»; 6) № 6 «Колейная доска»; 7) № 7 «Движение с малой скоростью»; 8) № 8 «Габаритная восьмерка»; 9) № 9 «Финиш». 49. При проведении практического экзамена на категорию «A1» y кандидатов в водители, а также лиц с ограниченными физическими возможностями, допущенных по медицинским показаниям к управлению трициклами, квадроциклами либо мотоциклами с боковым прицепом, выполняются следующие испытательные упражнения: 1) № 1 «Старт»; 2) № 4 «Разгон - торможение» 3) № 5 «Змейка»; 4) № 8 «Габаритная восьмерка»; 5) № 9 «Финиш». 50. При проведении практического экзамена на категории «В», «В1», «С», «C1», «D», «D1» выполняются следующие испытательные упражнения: 1) № 1 «Старт»; 2) № 2 «Остановка и начало движения на подъеме»; 3) № 3 «Проезд пешеходного перехода»; 4) № 4 «Повороты на 90 градусов»; 5) № 5 «Змейка»; 6) № 6 «Разворот и парковка»; 7) № 7 «Параллельная парковка задним ходом»; 8) № 8 «Проезд регулируемого перекрестка»; 9) № 9 «Проезд нерегулируемого железнодорожного переезда»; 10) № 10 «Полоса разгона»; 11) № 11 «Аварийная остановка» 12) № 12 «Финиш». 51. При проведении практического экзамена на категории «BE», «СЕ», «С1Е», «DE», «D1E» выполняются следующие испытательные упражнения: 1) № 1 «Старт»; 2) № 2 «Постановка к платформе задним бортом»; 3) № 3 «Выезд от платформы на участок дороги»; 4) № 4 «Прямолинейное движение в габаритном коридоре задним ходом»; 5) № 5 «Прямолинейное движение в габаритном коридоре передним ходом»; 6) № 6 «Финиш». 52. Перед началом практического экзамена в присутствии экзаменатора производится проверка работоспособности автоматизированной системы автодрома путем включения соответствующей программы тестирования, а также наличия, исправности и правильности установки светофорного объекта, дорожных знаков, разметки в соответствии с экспликацией автодрома. Контроль работоспособности автоматизированной системы автодрома осуществляется в непрерывном режиме. При возникновении неисправности соответствующая информация выводится на экран монитора в диспетчерском пункте. При этом экзамен прекращается до устранения неисправности, а результаты практического экзамена в отношении кандидатов в водители, выполнявших испытательные упражнения с момента выявления неисправности, аннулируются. 53. Не допускается проведение практического экзамена в случаях, если: 1) транспортное средство, используемое для приема экзаменов, не отвечает требованиям настоящих Правил; 2) неисправна автоматизированная система автодрома. 54. Перед началом выполнения испытательных упражнений транспортное средство устанавливается в предстартовой зоне, двигатель прогрет и выключен, стояночный тормоз включен, рычаг механической коробки переключения передач в нейтральном положении (для автоматической трансмиссии орган управления режимами трансмиссии должен находиться в положении «Р»). 55. Посадка в транспортное средство кандидата в водители перед началом выполнения испытательных упражнений и высадка из него после выполнения испытательных упражнений осуществляется под руководством экзаменатора. 56. Контроль выполнения упражнений осуществляется с помощью автоматизированной системы автодрома. 57. Во время практического экзамена на территории автоматизированного автодрома не допускается движение транспортных средств, кроме используемых для приема практических экзаменов, и пешеходов, кроме лиц, непосредственно занятых в приеме практических экзаменов. 58. Экзаменатор идентифицирует личность кандидата в водители, знакомит кандидата в водители с порядком проведения практического экзамена и системой оценки его результатов. 59. По команде экзаменатора кандидат в водители выполняет соответствующий комплекс испытательных упражнений в соответствии с требованиями пунктов 67, 68, 69 настоящих Правил. 60. В случае выявления в ходе практического экзамена неисправности автоматизированной системы автодрома выставленная оценка аннулируется, а практический экзамен проводится вновь. 61. Для каждого испытательного упражнения, а также всего комплекса испытательных упражнений в целом определен перечень ошибок, за которые кандидату в водители начисляются штрафные баллы, предусмотренные контрольными таблицами согласно приложениям 4, 5, 6 настоящих Правил. 62. Оценка «Сдал» за экзамен выставляется, если кандидат в водители выполнил в установленное время все испытательные упражнения, предусмотренные комплексом, набрав при этом 99 и менее штрафных баллов. 63. Оценка «Не сдал» за экзамен выставляется, если кандидат в водители набрал более 99 штрафных баллов, при этом экзамен прекращается, о чем информируется кандидат в водители. 64. При сдаче практического экзамена на получение права управления транспортным средством категорий «А», «А1» выполняются следующие испытательные упражнения: 1) упражнение № 1 «Старт». Перед началом выполнения упражнения кандидат в водители должен надеть и застегнуть мотошлем, отрегулировать зеркала заднего вида, занять место на мотоцикле в предстартовой зоне, запустить двигатель, включить ближний свет фары, подготовиться к движению, заняв исходную позицию перед линией «Старт», подтвердить готовность к старту, включив сигнал левого поворота. По команде «Старт» кандидат в водители должен в течение 20 секунд начать движение, пересечь линию «Старт» с включенным сигналом левого поворота и, двигаясь по обозначенной полосе движения, выключить сигнал левого поворота до пересечения линии окончания выполнения упражнения. При несоблюдении условий выполнения упражнения начисляются штрафные баллы в соответствии с контрольной таблицей 1 согласно приложению 4 к настоящим Правилам. 2) упражнение № 2 «Габаритный коридор». При выполнении упражнения кандидат в водители должен осуществить движение в «габаритном коридоре», не наезжая колесом на контрольные линии и не касаясь ногой поверхности площадки. При несоблюдении условий выполнения упражнения начисляются штрафные баллы в соответствии с контрольной таблицей 2 согласно приложению 4 к настоящим Правилам. 3) упражнение № 3 «Габаритный полукруг». При выполнении упражнения кандидат в водители должен заблаговременно до пересечения линии начала выполнения упражнения включить сигнал левого поворота, осуществить движение по траектории «габаритный полукруг», не наезжая колесом на контрольные линии и не касаясь ногой поверхности площадки, выключить сигнал левого поворота до пересечения линии окончания выполнения упражнения. При несоблюдении условий выполнения упражнения начисляются штрафные баллы в соответствии с контрольной таблицей 3 согласно приложению 4 к настоящим Правилам. 4) упражнение № 4 «Разгон - торможение». При выполнении упражнения кандидат в водители должен осуществить движение по обозначенной полосе с переключением передач с первой на вторую до пересечения соответствующей линии, затем со второй на первую, плавное торможение и остановку на расстоянии не более 0,3 метра перед линией «Стоп», не выключая двигатель. Не ранее чем через 3 секунды после остановки продолжить движение и пересечь линию «Стоп».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |