|
|
|
Институт законодательства Республики Казахстан Центр правового мониторинга
«УТВЕРЖДАЮ» Председатель НМС _________Р.К. Сарпеков «___»___________2018 г.
ОТЧЕТ
Прикладное научное исследование на тему:
Зам. директора _______________Ж.У. Тлембаева (подпись, дата)
Руководитель темы ______________А.Г. Казбаева (подпись, дата)
Астана, 2018
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Руководитель темы, к.ю.н. ________А.Г. Казбаева
Исполнители темы: ________к.ю.н., доцент Ж.У. Тлембаева, А.У. Калиева (введение) подпись, дата ________к.ю.н. Г.Б. Кысыкова (п. 1.1) подпись, дата ________Ж.Б. Досмагамбетова, А.Ж. Калмагамбетов {п. 1.2) подпись, дата ________к.ю.н. А.А. Даулетханова (п. 1.3) подпись, дата ________Н.Н. Омарова, А.К. Ракишева (п. 2.1) подпись, дата ________к.ю.н., доцент Ж.У. Тлембаева, Е.К. Ахметов (п. 2.2) подпись, дата ________ к.ю.н. А.Г. Казбаева, к.ю.н. Г.Б. Кысыкова (заключение) подпись, дата ________к.ю.н. А.Г. Казбаева, О.С. Карахожаев (приложение) подпись, дата
УДК 340 ББК 67.0 М77
Прикладное научное исследование на тему: «Мониторинг законодательства о юридических лицах: теория и практика применения» посвящено оценке и эффективности законодательства Республики Казахстан о юридических лицах путем выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права, а также выработке предложений по его совершенствованию. Разработчик: Центр правового мониторинга.
ISBN 978-601-7366-48-3
© Коллектив авторов, 2018 © ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Законодательство Республики Казахстан в сфере правового регулирования юридических лиц 1.2 Анализ законодательства Республики Казахстан о коммерческих юридических лицах 1.3 Анализ законодательства Республики Казахстан о некоммерческих юридических лицах 2.1 Анализ законодательства Республики Казахстан в области корпоративных отношений 2.2 Особенности корпоративного управления деятельности юридических лиц СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГК - Гражданский кодекс ГПК - Гражданско-процессуальный кодекс ПК - Предпринимательский кодекс НК - Налоговый кодекс ТК - Трудовой кодекс РК - Республика Казахстан РФ - Российская Федерация ФЗ - Федеральный закон ЗРК - Закон (-ы) Республики Казахстан ПП - постановление (-ия) Правительства ВС - Верховный Суд пп. - подпункты п. - пункт (-ы) ст. - статья (-и) НПА - нормативные правовые акты ЕАЭС / Союз - Евразийский экономический союз СНГ - Содружество Независимых Государств ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития АО - акционерное общество НПО - неправительственные организации НКО - некоммерческие организации ООО - общество с ограниченной ответственностью ТДО - товарищество с дополнительной ответственностью ТОО - товарищество с ограниченной ответственностью
В современных условиях строительства правового государства, формирования гражданского общества главной задачей для органов власти, юридических лиц, граждан Республики Казахстан, их объединений становится качество законодательства. В последние десятилетия проблема качества законов остается актуальной. Дискуссии о проблемах законодательства ведутся в Казахстане, как среди населения, так и на уровне институтов гражданского общества. В этой связи объективно возникает необходимость комплексной оценки системы действующего законодательства, ее соответствия современным задачам общества и государства. В своих посланиях народу Казахстана, а также различных выступлениях Глава государства неоднократно отмечал о необходимости принятия качественных законов, их тщательной проработке в условиях тесного и слаженного взаимодействия, продолжении традиций конструктивного законотворчества [1], адаптации законодательства РК под новые реалии [2] и актуализации его отдельных отраслей [3]. Все эти названные задачи, на наш взгляд, осуществимы при условии правильного построения механизмов совершенствования законодательного массива и правоприменительной практики, в том числе и системы правового мониторинга как одного из действенных инструментов обеспечения законности в республике [4]. Объективное увеличение объема законодательства на фоне проводимых в стране реформ требует проведения теоретических исследований, обоснования конкретных предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства, организационно-правового механизма правового мониторинга. Таким образом, актуальность настоящего исследования усиливается в связи с объективными потребностями дальнейшего повышения эффективности законодательства, его системности и согласованности. В ежегодном Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» [2] отмечена важность расширения бизнес-среды и улучшения условий для массового предпринимательства. Так, Глава государства поручил минимизировать участие государства в экономике и снизить все возможные издержки для бизнеса и развивать государственно-частное партнерство. Поставленные Главой государства задачи связаны с развитием предпринимательства, основными представителями которого являются юридические лица. В этой связи значение вопросов правового регулирования юридических лиц заключается в следующем. Во-первых, значение института юридического лица возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и выхода на международную арену предпринимательской деятельности, а также появления новых информационных технологий. В вышеуказанном послании в качестве первого приоритета определена ускоренная технологическая модернизация экономики и культивирование новых индустрий, которые создаются с применением цифровых технологий. Во-вторых, в настоящий момент возникла проблема определения роли юридического лица и его органов в формировании правосубъектности организаций, посредством которых, главным образом, и складывается гражданский оборот. Разброс научных взглядов на природу юридических лиц и его органов придает актуальность теме исследования. В-третьих, несмотря на совершенствование механизмов регистрации и перерегистрации юридических лиц, отдельные правовые нормы содержат пробелы и коллизии. Подобные проблемы наиболее остро отражаются на правоприменительной практике. В частности, С.И. Климкин [5] относительно отдельных положений Закона «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» [6] отмечает: «Налицо противоречие между разноуровневыми нормативными правовыми актами. Более того, указанные положения закона не соответствуют пункту 1 статьи 6 Конституции [7], согласно которому в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность» В-четвертых, немаловажную роль играет проблема классификации юридических лиц в их делении на коммерческие и некоммерческие. В цивилистической науке уже указывалось на целесообразность критически оценить законодательное деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие [8]. В-пятых, активно обсуждаемые в последние годы вопросы о целесообразности внедрения отдельных положений о юридических лицах, участвующих в публично-правовых отношениях, позволило бы, по мнению ученых-цивилистов, приблизить действующее законодательство к законодательству стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в частности, устранив из гражданского законодательства «устаревшие» элементы (государственное предприятие, учреждения, «усеченные виды права собственности» - хозяйственное ведение и оперативное управление) [9]. Вышеизложенное свидетельствуют о том, что концептуальное осмысление категории юридического лица имеет не только доктринальное, но и практическое значение. Четкая и логичная нормативная регламентация вопросов, определяющих отношения юридических лиц, позволяет упорядочить и структурировать механизм их взаимоотношений, выявить общие и отличительные черты разных видов юридических лиц, усовершенствовать механизм правоприменения, что является конечной целью любого научного исследования. В этом контексте особую важность приобретает правовой мониторинг законодательства о юридических лицах. Предназначение правового мониторинга заключается в оценке эффективности и качества нормативных правовых актов с целью последующей разработки на основе данных правового мониторинга предложений по устранению выявленных в ходе его проведения пробелов и коллизий путем корректировки соответствующей нормативно-правовой базы. Правовой мониторинг законодательства позволяет более детально планировать основные направления законотворческой работы, обозначить сферы общественных отношений, которые должны быть регламентированы нормами законодательства, обосновать необходимость внесения поправок в действующее законодательство и принятия новых актов, соотнести их с основными направлениями правовой политики государства. Предметом настоящего исследования является особый блок проблем, связанных с оценкой качества и эффективности правового регулирования деятельности юридических лиц. Очевидно, что в настоящее время назрела необходимость провести комплексное исследование правового мониторинга законодательства Республики Казахстан о юридических лицах. На наш взгляд, при этом целесообразно сужение его сферы и представить предметом изучения только законодательство. В свою очередь, выработанные в рамках исследования мониторинга законодательства понятийный аппарат, методические, методологические выводы и практические рекомендации могут быть использованы при исследовании мониторинга других институтов и отраслей законодательства. Цель настоящего научного исследования состоит в научном осмыслении содержания мониторинга законодательства Республики Казахстан о юридических лицах как эффективного средства проведения государственной правовой политики и выработке научно-практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства. Задачи исследования Для достижения поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач: 1) установить значимость и необходимость правового мониторинга законодательства Республики Казахстан о юридических лицах; 2) оценить уровень современного состояния законодательства Республики Казахстан о юридических лицах; 3) провести анализ законодательства о коммерческих и некоммерческих юридических лицах; 4) осуществить научный анализ научных трудов и нормативно-правовой базы в сфере правового регулирования корпоративных отношений; 5) исследовать проблемные вопросы правового мониторинга законодательства Республики Казахстан о юридических лицах на современном этапе и на основе этого выработать конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства. Нормативную основу научного исследования составляют программные документы, законодательные и иные НПА, статистические материалы, справочная литература относительно темы исследования, а также обобщенные данные о практической деятельности юридических лиц. Теоретическая основа научного исследования. Анализ результатов правового мониторинга законодательства о юридических лицах через призму правовой политики основывается на трудах казахстанских и зарубежных ученых-юристов Ю.Г. Басина, А.Г. Диденко, Ф.С. Карагусова, С.И. Климкина, Е.В. Нестеровой, Д.К. Оспановой, Р.А. Подопригоры, Г.С. Сапаргалиева, М.К. Сулейменова, Ж.У. Тлембаевой, А.А. Хамитовой, Ф.К. Шакирова и другие. Научная новизна научного исследования проявляется как в самом подходе к исследованию поставленной проблемы, рассматриваемой комплексно, так и в предлагаемых конкретных рекомендациях по ряду вопросов. В пределах проведенного научного исследования в работе впервые: - установлена значимость и необходимость правового мониторинга законодательства Республики Казахстан в целом и правового мониторинга законодательства о юридических лицах - в частности; - обосновывается необходимость широкого привлечения к правовому мониторингу действующего законодательства органов государственной власти, структур гражданского общества, предпринимательства, научных кругов, в том числе хозяйствующих субъектов и граждан; - дана правовая оценка уровню современного состояния законодательства Республики Казахстан о юридических лицах и показана роль правового мониторинга в повышении его эффективности и качества; - проведен анализ законодательства о коммерческих и некоммерческих юридических лицах и обосновываются предложения по его совершенствованию; - исследованы выявленные в рамках правового мониторинга неэффективные нормы, излишние законодательные предложения, посвященные институту юридического лица, пробелы и противоречия, свидетельствующие о необходимости проведения такой работы; - проведен анализ научных трудов и нормативно-правовой базы в сфере правового регулирования корпоративных отношений. Теоретическая и практическая значимость научного исследования состоит, во-первых, в том, что полученные результаты являются определенным вкладом в научную разработку проблем гражданского законодательства, иных его отраслей, институтов и могут быть использованы для дальнейшего научного анализа и повышения эффективности правоприменения законодательства о юридических лицах. Материалы научного исследования могут найти применение в законотворческой деятельности и при формировании отдельных направлений правовой политики государства. Внесенные предложения могут способствовать повышению эффективности законодательства, повышению его качества, системности, согласованности, уточнению некоторых понятий. Основные положения научного исследования могут быть использованы в научной и учебно-методической деятельности, в учебном процессе при преподавании таких дисциплин, спецкурсов. Апробация результатов научного исследования. Содержащиеся в настоящем исследовании основные положения, а также выводы и предложения опубликованы в ряде научных изданий и представлены в докладах на научно-практических конференциях, круглых столах, в аналитических справках, направленных в уполномоченные государственные органы для учета в законотворческой деятельности. Так, предложения и рекомендации, выработанные в рамках правового мониторинга законодательства о юридических лицах, реализованы в следующих законодательных актах: Закон Республики Казахстан от 24 мая 2018 года № 156-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности»; Закон Республики Казахстан от 24 мая 2018 года № 156-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности»; Закон Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года № 147-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и миграции населения»; Налоговый кодекс Республики Казахстан; Таможенный кодекс Республики Казахстан; Закон Республики Казахстан от 10 января 2018 года № 133-VI «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»; нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 29 июня 2018 года № 11 «О внесении изменений и дополнений в нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 10 июля 2008 года № 2 «О некоторых вопросах применения законодательства о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Структура научного исследования. Научное исследование состоит из введения, двух разделов, пяти подразделов, содержащих последовательное изложение материалов научного исследования, списка использованных источников и приложений.
1. ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1 Законодательство Республики Казахстан в сфере правового регулирования юридических лиц В Послании Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года указано: «Нужно продолжить работу по сокращению издержек для предпринимателей и населения при государственном администрировании. В связи с этим важно ускорить принятие закона, направленного на дальнейшее дерегулирование бизнеса. Требуются решительные действия по улучшению бизнес-климата, особенно на региональном уровне. Правительство должно подготовить новый пакет системных мер по поддержке бизнеса, вывода его из тени» [3]. В Стратегии «Казахстан-2050» (новый политический курс) поставлены следующие задачи, которые позволят поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу: 1) поощрять стремление малого и среднего бизнеса к объединению и кооперации и создать систему их поддержки и поощрения; 2) создание необходимых условий и предпосылок для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних [10]. Таким образом, решение поставленных в Послании задач невозможно без совершенствования системы юридических лиц и совершенствования правового регулирования их создания, деятельности и прекращения. Правовой мониторинг проводится на основании Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года [11], ЗРК «О правовых актах» [12], ПП РК «Об утверждении Правил проведения правового мониторинга» [13] государственными органами в отношении НПА, принятых ими, и (или) разработчиками которых они являлись, либо относящихся к их компетенции. В соответствии с пунктом 7 Правил, в госорганах координацию деятельности подразделений по правовому мониторингу осуществляют юридические службы, в случае их отсутствия - структурные подразделения, определяемые руководителем государственного органа. При выполнении данную координацию деятельности госорганов по правовому мониторингу от имени Минюста осуществляет - ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан». В соответствии с пунктом 27 Правил Институт законодательства РК анализирует и обобщает представленную по итогам года информацию и после согласования с департаментами законодательства, подзаконных актов и регистрации нормативных правовых актов направляет данную информацию до 15 февраля текущего года в Правительство РК с внесением предложений рекомендательного характера о принятии мер по повышению качества проведения госорганами правового мониторинга. Так, субъектами правового мониторинга в 2017 году являлись 25 центральных госорганов и 32 органа местного государственного управления (акиматы и маслихаты). Согласно утвержденным графикам правовой мониторинг проведен в отношении 265 законодательных актов, 565 нормативных постановлений Правительства, 3451 приказа министров и иных руководителей центральных госорганов и 10825 НПА, зарегистрированных территориальными органами юстиции. Министерством по делам религий и гражданского общества в ходе проведения правового мониторинга выявлены недостатки ЗРК от 16 января 2001 года «О некоммерческих организациях» [14], который приведен в соответствие в рамках ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности некоммерческих организаций» [15]. Министерством образования и науки ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений» [16] внесены изменения и дополнения в ЗРК «О некоммерческих организациях» [14], в части создании, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации. Результаты правового мониторинга, проведенного Институтом законодательства РК, свидетельствуют о низком юридико-техническом уровне отдельных законодательных актов, что приводит к неэффективной правоприменительной практике. Так, статус отдельных видов юридических лиц урегулирован неполно и противоречиво.
Зарегистрированные юридические лица по формам собственности на 1 октября 2018 года
Как видно из содержания диаграммы, количество зарегистрированных юридических лиц частной формы собственности значительно превышает количество реально действующих юридических лиц. Причина такого положения дел заключается в том, что процедура прекращения юридического лица намного сложнее, чем процедура их создания. Это привело к большому количеству бездействующих налогоплательщиков. В этой связи в Послании Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года [2] отдельно выделен приоритет по кардинальному улучшению и расширению бизнес-среды. В данном случае важны положения налогового, таможенного и иного отраслевого законодательства. При этом правовой мониторинг действующих НПА призван помочь решению проблем национального правотворчества, способствовать его модернизации. Стоит отметить, что в соответствии с положениями Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента РК от 24 августа 2009 года № 858 [11], действующее право не учитывает всего разнообразия юридических лиц. В частности, решение задачи эффективности и компактности государственного управления в экономической сфере побуждает к регламентации правового статуса субъектов, наделенных публичными функциями. Так, количество зарегистрированных юридических лиц с государственной формой собственности составляет 26 570 из 433 967 организаций или 6,12%, а юридических лиц с участием государства - 805 (таблица 1).
Таблица 1. Количество зарегистрированных юридических лиц
Сравнительный анализ количества коммерческих юридических лиц показывает, что наибольшее число организаций приходится на товарищества с ограниченной ответственностью и составляет более 95,5% от общего количества коммерческих юридических лиц (таблица 2, приложение к отчету). При этом, наименьшее число организаций составляют коммандитные товарищества, менее 0,02%.
Таблица 2. Количество коммерческих юридических лиц, действующих на территории РК (См. Приложение)
Наиболее популярной формой некоммерческих юридических лиц является государственное учреждение, почти 38% от общего количества юридических лиц, далее следуют общественные объединения с 20%. Наименьшее количество организаций зарегистрировано в форме акционерных обществ и жилищных строительных кооперативов, по 1% каждая. Как отмечают некоторые ученые, тот факт, что в настоящее время акционерных обществ всего в два раза больше, чем полных товариществ, не свидетельствует о популярности полных товариществ. Это говорит о непопулярности акционерных обществ, которая вызвана, в том числе, предъявляемыми к ним дополнительными требованиями (отнесение их к организациям публичного интереса, обязанность ежегодно публиковать в средствах массовой информации финансовую отчетность, контроль и надзор со стороны уполномоченного органа и т.д.). К этому же следует добавить ужесточение требований к минимальному размеру уставного капитала акционерных обществ. Так, Законом РК от 13 мая 2003 года он был поднят до 50 000 МРП, тогда как прежним акционерным законодательством минимальный размер уставного капитала был установлен для закрытых акционерных обществ в 100 МРП и 5 000 МРП для открытых. В этой связи многие акционерные общества были преобразованы в товарищества с ограниченной ответственностью [17].
Таблица 3. Количество некоммерческих юридических лиц, действующих на территории РК (См. Приложение)
Помимо разделения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие можно говорить о двух режимах регистрации, которые обусловлены главным образом особенностями статуса отдельных видов юридических лиц. Так, в настоящее время общий порядок регистрации коммерческих юридических лиц отличается упрощением регистрационной процедуры. Данное обстоятельство свидетельствует о единстве развития законодательства о юридических лицах и данного правового института в соответствии с позитивной международной практикой. В рейтинге «Doing Business» по индикатору «Регистрация предприятий» Казахстан занимает 41 место из 190 стран. Отметим, что улучшение позиции Казахстана в рейтинге «Doing Business» Всемирного Банка является приоритетной задачей государства, согласно поручению Главы государства о вхождении Казахстана в число 30 развитых стран мира. Вместе с тем, для отдельных юридических лиц (некоммерческие организации) характерен режим регистрации, предполагающий проведение правовой экспертизы регистрационных документов. Несмотря на поступательное совершенствование механизма правового регулирования юридических лиц необходимо оставаться на позиции сохранения единой и структурированной системы гражданского права. В частности, законодательные предложения, касающиеся статуса юридических лиц, консолидации и отмены устаревших и неэффективных законодательных актов, должны соответствовать согласованной системе гражданского законодательства. Имеющиеся недостатки законодательства о юридических лицах, наличие множества законов и подзаконных актов, огромное количество организационно-правовых форм некоммерческих организаций, неурегулированность вопросов корпоративных отношений, а также неэффективное регулирование отношений с юридическими лицами отрицательно влияет на стабильности законодательства в целом, регулирующего общественных отношений, где данные лица являются основными субъектами, привлекательности отечественной экономики для инвестиций. Кроме того, сегодня широко обсуждается вопрос об исключении использования организационно-правовых форм государственного предприятия на праве хозяйственного ведения и казенного предприятия. Например, в статье С.И. Климкина «Система юридических лиц на современном этапе 2018 года» подробно обосновывается видение этой ситуации [17]. Из вышеизложенного следует, что в настоящее время на государственном уровне имеется понимание о необходимости кардинального совершенствования корпоративного и смежного с ним законодательства. В этой связи, в Казахстане повышен интерес к проблемам качества правового регулирования юридических лиц, что свидетельствует об актуальности и доказывает целесообразность комплексного подхода совершенствования системы юридических лиц в свете развития казахстанского гражданского законодательства.
1.2 Анализ законодательства Республики Казахстан о коммерческих юридических лицах Главой государства в Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» [2] было отмечено, что вторым приоритетом модернизации является кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды. В рамках второго приоритета Главой государства поставлена цель к 2050 году обеспечить вклад малого и среднего бизнеса в валовой внутренний продукт страны не менее 50 процентов. В послании Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» [18] была поставлена задача по внедрению принципов и стандартов Организации экономического сотрудничества и развития для вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран мира. В целях повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности казахстанских акционерных обществ актуальным является вопрос совершенствования действующего законодательства с учетом Принципов корпоративного управления ОЭСР. Вместе с тем, в рамках стран СНГ 23-24 декабря 1993 года в г. Ашгабат подписано Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (далее - Соглашение.), которое ратифицировано постановлением ВС РК от 23 июня 1994 г. [19], и вступило в силу 21 ноября 1994 г. Статьей 1 Соглашения предусмотрено, что стороны сотрудничают в разработке и осуществлении инвестиционной политики в отношении своих хозяйствующих субъектов, а также хозяйствующих субъектов государств, не являющихся участниками настоящего Соглашения, и международных организаций с целью обеспечения взаимной защиты интересов Сторон в этой области. В соответствии с Соглашением одним из видов инвесторов выступают юридические лица, а также в ст. 12 Соглашения указано обязательство сторон по поддержанию разнообразия организационно-правовых форм сотрудничества в ходе рассмотрения вопроса, касающегося создания и регистрации юридических лиц. Данное обязательство выполняется Республикой Казахстан, а именно Гражданским кодексом [20] предусмотрены различные организационно-правовые формы юридических лиц, в том числе акционерное общество. Учеными-цивилистами и практиками в последние годы достаточное внимание уделяется различным аспектам правового регулирования деятельности коммерческих юридических лиц. Отдельные вопросы института юридических лиц исследованы в трудах таких ученых, как Ю.Г. Басин., А.Г. Диденко, Ф.С. Карагусов, С.И. Климкин, Е.В. Нестерова и др. В настоящее время в целях реализации поручений Главы государства, приведения в соответствие с международными стандартами проблемы деятельности коммерческих юридических лиц представляют научный и практический интерес. Многие вопросы требуют своего решения в рамках совершенствования казахстанского законодательства. Таким образом, учитывая важность и актуальность данных вопросов совершенствования законодательства РК о коммерческих юридических лицах Институтом законодательства РК в период 2017-2018 годы был проведен правовой мониторинг действующего законодательства РК о коммерческих юридических лицах. Так, анализ проводился по следующим законодательным актам РК: - ГК РК (Общая часть); - ЗРК «Об акционерных обществах»; - ЗРК «О хозяйственных товариществах»; - ЗРК «О товариществах с ограниченной ответственностью и дополнительной ответственностью»; - ЗРК «О производственном кооперативе». По итогам правового мониторинга вышеуказанных законодательных актов РК были выявлены следующие замечания и предложения. Закон РК «Об акционерных обществах» [21] 1. Пунктом 4 статьи 1 анализируемого закона определено, что акция представляет собой право на участие в управлении акционерным обществом, получение дивиденда по ней и части имущества общества при его ликвидации. Согласно ст. 115 ГК РК акция как ценная бумага относится к имущественным благам и правам, но при этом не является вещью. В соответствии со ст. 242 ГК РК вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является безхозяйной. Поскольку акция не является вещью, полагаем ошибочным признавать ее бесхозяйной на основании вышеуказанной нормы, предметом регулирования которой является вещь. Между тем, обобщение судебной практики по рассмотрению споров, вытекающих из деятельности акционерных обществ за 2009 год [22], показывает, что количество рассмотренных дел по признанию бесхозяйными акций составило 51 дело, что свидетельствует о распространенности данной проблемы. Справочно: Открытое акционерное общество (ОАО) «МТС Т» просило признать акции 308 акционеров, не прошедших перерегистрацию в связи с тем, что зарегистрированы по документам, удостоверяющим личность, старого образца, бесхозяйными, мотивируя тем, что в соответствии с Законом в газете «Актюбинский вестник» объявлено о перерегистрации акционеров. Из 377 акционеров прошли перерегистрацию 69. Решением суда города Актобе от 2 июня 2006 г. признаны привилегированные акции ОАО «МТС Т», принадлежащие 308 акционерам, бесхозяйными, и переданы в собственность ОАО. «Решение мотивировано тем, что в соответствии с пп. 2) п. 1 ст. 15 закона, акционер обязан в течение 10 дней известить регистратора или номинального держателя акций, принадлежащих акционеру, об изменении сведений, необходимых для ведения реестра держателей акций. Акционеры не информировали регистратора об изменении своих данных, не участвовали в общих собраниях. На этом основании суд пришел к выводу, что указанными действиями акционеры фактически отказались от права собственности на акции. Данный вывод суд обосновал частью 1 ст. 242 ГК, в силу которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, а также частью 1 ст. 317 ГПК РК, в соответствии с которой суд, признав, что движимая вещь не имеет собственника либо оставлена собственником без намерения сохранить право собственности на нее, выносит решение о признании ее бесхозяйной и передаче в собственность лица, вступившего во владение ею. Законность решения вызывает сомнение, поскольку отсутствует свидетельство того, что 308 акционеров отказались от принадлежащих им акций, судом не принято мер к установлению местонахождения собственников акций, они не привлечены к участию в деле и не извещены по последнему известному месту жительства, вывод суда об уклонении акционеров от участия в собраниях голословен. Также в нарушение части 1 ст. 315 ГПК заявителем не приведены доказательства оставления акций собственниками без намерения сохранить право собственности на них и вступления заявителя во владение ими» [22]. В целях устранения приведенных нарушений в судебной практике п. 4 нормативного постановления ВС РК «О применении законодательства об акционерных обществах» [23] запрещено признание акционера безвестно отсутствующим по причине длительного неучастия в делах общества по правилам ст. 317 ГПК РК [24], а также признание акций бесхозяйными с применением положений ст. 242 ГК РК, поскольку ценная бумага не является вещью. Вместе с тем, по мнению некоторых авторов, проблемой, с которой сталкиваются акционерные общества при проведении общего собрания акционеров, является отсутствие необходимого количества голосов для принятия решений. В связи с этим складывается неоднозначная ситуация, связанная с управлением компанией и принятием корпоративных решений. Причины возникновения подобных проблем различны: акционеры как физические, так и юридические лица бросают свои акции ввиду их низкой ликвидности (отсутствие дивидендов и т.д.); акции не востребуются наследниками умерших акционеров, так как процедура вступления в права собственности на акции весьма затратна и экономически нецелесообразна. Руководители некоторых акционерных обществ пытаются решить эту проблему путем признания в судебном порядке акций таких акционеров бесхозяйным имуществом [25].
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |