|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
ЗАКОН
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о науке и технологической политике Статья 3. Основные цели, задачи и принципы настоящего Закона Статья 4. Сфера действия настоящего Закона Статья 6. Компетенция уполномоченного органа Статья 7. Компетенция отраслевого уполномоченного органа Глава 3. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 9. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности Статья 10. Физические лица, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность Статья 11. Научные организации Статья 12. Научная деятельность организаций высшего и (или) послевузовского образования Статья 13. Исследовательский университет Статья 14. Иные организации в области науки Статья 15. Национальная академия наук Республики Казахстан Статья 16. Уровень готовности технологий Статья 17. Научно-технические советы Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 18. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью Статья 19. Принципы управления научной и (или) научно-технической деятельностью Статья 20. Высшая научно-техническая комиссия Статья 21. Апелляционная комиссия Статья 22. Национальные научные советы Статья 23. Национальный центр государственной научно-технической экспертизы Статья 24. Сбор, обработка и анализ научно-технической информации Статья 25. Государственная научно-техническая экспертиза Статья 27. Аккредитация субъектов научной и (или) научно-технической деятельности Статья 28. Оплата труда научных работников Статья 29. Отпуск научных работников Статья 30. Меры социальной защиты научных работников Статья 32. Подготовка, переподготовка и стажировка научных, научно-технических кадров Статья 33. Права на результаты научной и (или) научно-технической деятельности Глава 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 34. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности Статья 35. Базовое финансирование Статья 36. Грантовое финансирование Статья 37. Программно-целевое финансирование Статья 38. Финансирование научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования Статья 39. Государственные меры стимулирования развития науки Глава 7. КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 40. Коммерциализация результатов научной и (или) научно-технической деятельности Статья 41. Участники коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности Статья 42. Механизмы коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности Статья 44. Формы государственной поддержки Статья 48. Мониторинг коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности Статья 49. Права авторов результатов научной и (или) научно-технической деятельности Статья 50. Права организаций высшего и (или) послевузовского образования, научных организаций Глава 9. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Статья 52. Международное сотрудничество Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 54. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области науки, научной и (или) научно-технической деятельности, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, определяет основные принципы и механизмы функционирования и развития национальной научной системы Республики Казахстан.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) аккредитация - процедура официального признания уполномоченным органом соответствия субъектов научной и (или) научно-технической деятельности требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан; 2) ученый - физическое лицо, осуществляющее научные исследования и получающее результаты научной и (или) научно-технической деятельности; 3) наука - сфера человеческой деятельности, функциями которой являются изучение законов природы, общества и мышления, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности в целях рационального использования природных богатств и эффективного управления обществом; 4) научная этика - совокупность принципов, правил и норм этики, которых придерживаются субъекты научной и (или) научно-технической деятельности; 5) классификатор научных направлений - документ, устанавливающий классификацию и кодирование направлений науки; 6) научно-образовательный консорциум - временное добровольное равноправное объединение на основе договора о совместной хозяйственной деятельности в области науки, научно-технической деятельности, в котором научные организации, организации высшего и (или) послевузовского образования и другие юридические лица, в том числе занятые в сфере производства, объединяют интеллектуальные, финансовые и иные ресурсы для проведения фундаментальных, прикладных научных исследований, разработки технологических инноваций и подготовки высококвалифицированных специалистов; 7) научный, научно-технический проект и программа - документ, включающий содержание предполагаемой научно-технической работы, представляющий научные, научно-технические, опытно-конструкторские, маркетинговые исследования с обоснованием цели и задач, актуальности, новизны, научно-практической значимости и целесообразности проведения планируемых работ; 8) внедрение (использование) результатов научной и (или) научно-технической деятельности - деятельность, направленная на реализацию заключительной стадии научно-производственного цикла освоения новой продукции или новой технологии; 9) коммерциализация результатов научной и (или) научно-технической деятельности - деятельность, связанная с практическим применением результатов научной и (или) научно-технической деятельности, включая результаты интеллектуальной деятельности, с целью вывода на рынок новых или усовершенствованных товаров, процессов и услуг, направленная на извлечение дохода; 10) грант на коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности - средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в рамках приоритетных секторов экономики; 11) центр (офис) коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности - юридическое лицо, структурное или обособленное подразделение научной организации, организаций высшего и (или) послевузовского образования, автономной или иной организации образования, осуществляющие коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности; 12) результат интеллектуальной деятельности в области коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности (далее - результат интеллектуальной деятельности) - изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программные обеспечения и другие результаты интеллектуальной деятельности, полученные в результате научной и (или) научно-технической или иной деятельности; 13) отчет о коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности - документ, содержащий информацию о результатах и эффективности реализации проекта коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности; 14) результат научной и (или) научно-технической деятельности - новые знания или решения, полученные надлежащими научными методами и средствами в ходе осуществления научной и (или) научно-технической деятельности и зафиксированные на любом информационном носителе, а также внедренные в производство научные разработки и технологии, модели, макеты, образцы новых изделий, материалов и веществ; 15) государственная политика в области научной и (или) научно-технической деятельности - составная часть социально-экономической политики, определяющая основные приоритеты, цели, направления, принципы и порядок деятельности ученых и организаций в области науки и техники, коммерциализации научно-технических достижений, стимулирования создания новых технологий; 16) отчет о научной и (или) научно-технической деятельности - документ, содержащий информацию о реализации научно-технической работы, научные, научно-технические, опытно-конструкторские, маркетинговые исследования, а также информацию о целесообразности дальнейшего проведения планируемых работ либо результате завершенных научных, научно-технических проекта и программы; 17) научно-исследовательская работа - работа, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей развития природы и общества, научного обобщения, научного обоснования проектов; 18) научные исследования - прикладные, фундаментальные, стратегические научные исследования, осуществляемые субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ надлежащими научными методами и средствами в целях достижения результатов научной и (или) научно-технической деятельности; 19) научная инфраструктура - научное лабораторное и инженерное оборудование, опытно-промышленное производство, уникальные объекты, а также иное движимое и недвижимое имущество, предназначенное для осуществления научной и (или) научно-технической деятельности; 20) научная деятельность - деятельность, направленная на изучение окружающей действительности с целью выявления свойств, особенностей и закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям (процессам), и использование полученных знаний на практике; 21) научный работник - физическое лицо, работающее в научной организации, организации высшего и (или) послевузовского образования или научном подразделении организации, имеющее высшее образование, получающее и реализующее результат научной и (или) научно-технической деятельности; 22) научная стажировка - стажировка ученых в ведущих зарубежных и (или) отечественных организациях высшего и (или) послевузовского образования, научных центрах и иных организациях в целях развития профессиональных компетенций по избранному направлению научных исследований, за исключением стажировки в рамках международной стипендии «Болашак»; 23) научно-техническая информация - информация, получаемая в ходе научной и (или) научно-технической и производственной деятельности, содержащая сведения о национальных и зарубежных результатах исследований и достижениях науки, техники, технологий; 24) научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний в областях науки, техники и производства для решения технологических, конструкторских, экономических и социально-политических и иных задач, обеспечение функционирования науки, технологии и производства как единой системы, включая разработку нормативно-технической документации, необходимой для проведения этих исследований; 25) научно-технологическая политика - часть государственной технологической политики, определяющая основные цели, направления, принципы развития науки и механизмы государственной поддержки субъектов научной и (или) научно-технической деятельности; 26) кандидат наук, доктор наук - ученые степени, присужденные на основании защиты диссертаций соискателями; 27) уполномоченный орган в области науки (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий межотраслевую координацию и руководство в области науки и научно-технической деятельности; 28) ведущий ученый - ученый со степенью доктора или кандидата наук, степенью доктора философии (PhD), доктора по профилю с научными достижениями и показателями, определенными соответствующим требованием уполномоченного органа; 29) эндаумент-фонд организации высшего и (или) послевузовского образования, субъектов научной и (или) научно-технической деятельности - фонд целевого капитала, формируемый за счет благотворительной помощи, безвозмездных отчислений, пожертвований, грантов, вкладов учредителей (участников) организаций образования и субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, инвестиционный доход от которого направляется на финансирование научной и (или) научно-технической, инновационной и (или) образовательной деятельности, а также на венчурное финансирование стартапов; 30) индустриально-научный технологический консорциум - временное добровольное равноправное объединение на основе договора о совместной хозяйственной деятельности, направленной на коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности, сформированное научными организациями, организациями высшего и (или) послевузовского образования и субъектами предпринимательства для проведения научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ и коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в целях участия в конкурсе на программно-целевое финансирование; 31) инженерно-технический работник - физическое лицо, работающее в научной организации или организации высшего и (или) послевузовского образования либо на предприятии, имеющее среднее профессиональное или высшее образование, содействующее получению результата научной и (или) научно-технической деятельности и его реализации; 32) единая информационная система «Казахстанская наука» - объект информатизации, предназначенный для обеспечения цифровизации процессов научной и (или) научно-технической деятельности, конкурсных процедур по формам финансирования науки, государственной научно-технической экспертизы, анализа, сбора, обработки научно-технической информации, научно-технической электронной библиотеки и цифрового архива, единой базы данных ученых Казахстана и системы научного цитирования казахстанских ученых; 33) академик Национальной академии наук Республики Казахстан - ученый, имеющий выдающиеся достижения в области науки, избираемый Национальной академией наук Республики Казахстан в соответствии с правилами и критериями избрания академиков Национальной академии наук Республики Казахстан; 34) ассоциированный профессор (доцент), профессор - ученые звания, присваиваемые уполномоченным органом; 35) прикладное научное исследование - исследование, направленное на получение и применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач; 36) государственный заказ - заказ уполномоченного органа и (или) отраслевых уполномоченных органов субъекту научной и (или) научно-технической деятельности на основании договора на выполнение научно-исследовательских работ, финансируемых за счет бюджетных средств в форме базового, грантового и программно-целевого финансирования, финансирования научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования, финансирования научно-технического обеспечения и коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности; Подпункт 37 статьи 1 вводится в действие с 1 января 2025 г. 37) государственный заказ местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы - заказ местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы субъекту научной и (или) научно-технической деятельности на основании договора на выполнение научно-исследовательских работ, финансируемых за счет бюджетных средств; 38) отраслевой уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области науки и научно-технической деятельности и координацию работ по проведению научных исследований в соответствующей отрасли; 39) сервисная компания - юридическое лицо, предоставляющее консалтинговые, инжиниринговые, сертификационные, патентные и другие услуги, необходимые для коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности; 40) стартап-компания - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, зарегистрированное на территории Республики Казахстан, относящееся к субъектам малого или среднего предпринимательства, созданное с участием организаций высшего и (или) послевузовского образования, научных организаций, деятельность которых направлена на коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности, разрабатывающие инновации; 41) стратегические научные исследования - научные исследования, направленные на решение стратегических задач; 42) опытно-конструкторские работы - комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции, разработке конструкторской и технологической документации на опытные образцы, изготовлении и испытании опытных образцов и полезных моделей; 43) опытное производство - производственная площадка юридического лица, предназначенная для тестирования, изготовления и апробации опытных образцов и полезных моделей, новых продуктов, методов, процессов и систем; 44) трансфер технологий - процесс передачи результатов научной и (или) научно-технической деятельности, знаний, технологий и прав на объекты интеллектуальной собственности до их внедрения субъектами промышленно-инновационной деятельности; 45) проект полного научного цикла - комплекс скоординированных научных, научно-технических работ, реализуемый субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, направленных на создание продукции с научным содержанием (товаров, работ, услуг); 46) «Единое окно» национальной инновационной системы - объект информатизации, обеспечивающий доступ к мерам поддержки развития инновационной деятельности и инноваций посредством единого портала; 47) доктор философии (PhD), доктор по профилю - степени, присуждаемые лицам, освоившим программу докторантуры по научно-педагогическому направлению или соответствующей сфере профессиональной деятельности и защитившим диссертацию в Республике Казахстан или за ее пределами, признанные в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 48) фундаментальное научное исследование - теоретическое и (или) экспериментальное исследование, направленное на получение новых научных знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека и их взаимосвязи.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о науке и технологической политике 1. Законодательство Республики Казахстан о науке и технологической политике основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участницей которых является Республика Казахстан, определяются законодательством Республики Казахстан. 3. Общественные отношения в области науки и научно-технической деятельности при формировании и выполнении государственного оборонного заказа регулируются Законом Республики Казахстан «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе». 4. Общественные отношения в области науки и научно-технической деятельности в области биологической безопасности регулируются с учетом требований Закона Республики Казахстан «О биологической безопасности Республики Казахстан».
Статья 3. Основные цели, задачи и принципы настоящего Закона 1. Основными целями настоящего Закона являются развитие науки, реализация научно-технологической политики по внедрению результатов научных достижений для обеспечения конкурентоспособности страны и межотраслевая координация научной и (или) научно-технической и инновационной деятельности. 2. Настоящий Закон основывается на принципах: 1) транспарентности при взаимодействии всех участников процесса; 2) создания благоприятных условий для реализации государственной научно-технологической политики в области науки; 3) гарантирования прав и законных интересов лиц, вовлеченных в получение результатов научной и (или) научно-технической деятельности, извлечение дохода; 4) экономического стимулирования науки, научно-технической деятельности в приоритетных секторах экономики; 5) интеграции усилий образования, науки, производства и институтов развития. 3. Достижение целей настоящего Закона реализуется посредством решения следующих задач: 1) формирования государственной научно-технологической политики и государственного регулирования отношений в области науки и техники; 2) эффективного функционирования науки и реализации научно-технологической политики; 3) развития фундаментальных и прикладных научных исследований; 4) повышения статуса научных работников и научных организаций; 5) интеграции науки с производством; 6) кадрового, материально-технического, научно-технического и информационного обеспечения науки.
Статья 4. Сфера действия настоящего Закона 1. Действие настоящего Закона распространяется на физических и юридических лиц, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность и (или) коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности в части, не противоречащей Предпринимательскому кодексу Республики Казахстан и Закону Республики Казахстан «О промышленной политике». 2. На правоотношения, урегулированные настоящим Законом, в части проведения научных исследований, осуществляемых из средств грантового, программно-целевого финансирования, финансирования научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования, грантов на коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности, не распространяется действие законодательства Республики Казахстан, устанавливающее требования к порядку осуществления закупок, в том числе государственных.
Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ НАУКИ, НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области науки, научной и (или) научно-технической деятельности Правительство Республики Казахстан в области науки, научной и (или) научно-технической деятельности: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области науки, научно-технической деятельности, а также научно-технологической политики в области науки и организует ее осуществление; 2) определяет приоритетные направления науки, научно-технической деятельности в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, а также приоритетные направления стратегических, фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Казахстан; 3) создает Высшую научно-техническую комиссию Республики Казахстан при Правительстве Республики Казахстан (далее - Высшая научно-техническая комиссия) и утверждает ее положение и состав; 4) создает Национальный центр государственной научно-технической экспертизы; 5) присваивает статус исследовательского университета и утверждает программу его развития; 6) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа 1) участвует в формировании и реализации государственной научно-технологической политики в области науки; 2) осуществляет межотраслевую координацию и реализует государственную политику в области науки, научно-технической деятельности и коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности; 3) координирует научные, научно-технические проекты и программы фундаментальных и прикладных научных исследований, финансируемых за счет бюджетных средств и государственного заказа местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы, за исключением научных, научно-технических проектов и программ, формируемых в рамках государственного оборонного заказа; 4) разрабатывает и утверждает правила и критерии избрания академиков Национальной академии наук Республики Казахстан; 5) разрабатывает приоритетные направления развития науки, фундаментальные и прикладные научные исследования в Республике Казахстан в соответствии со стратегическими приоритетными направлениями развития науки и технологий, определяемыми Национальным советом по науке и технологиям при Президенте Республики Казахстан, и представляет их на утверждение Высшей научно-технической комиссии. При отборе научных исследований в рамках приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований, затрагивающих область биологической безопасности, учитываются требования законодательства Республики Казахстан в области биологической безопасности; 6) разрабатывает и утверждает нормы базового финансирования научной и (или) научно-технической деятельности; 7) обеспечивает деятельность Высшей научно-технической комиссии; 8) организует разработки научных, научно-технических проектов и программ фундаментальных и прикладных научных исследований, реализуемых за счет бюджетных средств, и осуществляет их реализацию на стадии формирования, исполнения и завершения, за исключением научных, научно-технических проектов и программ, формируемых в рамках государственного оборонного заказа; 9) разрабатывает и утверждает правила государственного учета научных, научно-технических проектов и программ, проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, финансируемых за счет бюджетных средств, а также из средств недропользователей в рамках обязательств недропользователей в области науки, и отчетов по их выполнению; 10) разрабатывает и утверждает перечень научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования; 11) разрабатывает и утверждает правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы; 12) определяет организацию, осуществляющую комплекс мероприятий по сбору, обработке и анализу научно-технической информации; 13) разрабатывает и утверждает правила и критерии присвоения организациям высшего и (или) послевузовского образования статуса «исследовательский университет»; 14) разрабатывает и утверждает методику определения уровней готовности технологий и технологической готовности организаций; 15) координирует деятельность национальных научных советов; 16) координирует работу отраслевых уполномоченных органов, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы, осуществляемую в рамках научных, научно-технических проектов и программ; 17) разрабатывает и утверждает нормы расходов и типовые договоры на прохождение научной стажировки; 18) разрабатывает и утверждает правила присуждения ежегодной премии «Лучший научный работник»; 19) разрабатывает и утверждает правила базового и программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности, грантового финансирования научной и (или) научно-технической деятельности и коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, финансирования научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования (далее - правила финансирования науки); 20) организует государственный учет научных, научно-технических проектов и программ, проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, финансируемых за счет бюджетных средств, а также из средств недропользователей в рамках обязательств недропользователей в области науки, и отчетов по их выполнению; 21) утверждает и публикует отчеты по выполненным научным, научно-техническим проектам и программам, финансируемым за счет бюджетных средств, за исключением научных, научно-технических проектов и программ, формируемых в рамках государственного оборонного заказа; 22) осуществляет мониторинг реализации программ содействия коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности; 23) разрабатывает и утверждает правила организации научных исследований и разработок, финансируемых за счет бюджетных средств и в рамках предоставляемых налоговых льгот; 24) проводит ежегодные конкурсы для авторов наиболее важных и широко используемых изобретений; 25) разрабатывает и утверждает типовые правила научной этики; 26) определяет организацию (администратора), осуществляющую (осуществляющего) комплекс мероприятий по организации научных стажировок; 27) разрабатывает и утверждает правила организации и проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ на основе государственно-частного партнерства; 28) разрабатывает и утверждает правила аккредитации субъектов научной и (или) научно-технической деятельности; 29) разрабатывает и утверждает типовое положение о научных лабораториях коллективного пользования; 30) разрабатывает и утверждает типовое положение о диссертационном совете; 31) разрабатывает и утверждает правила присуждения степеней; 32) разрабатывает и утверждает правила отбора претендентов и прохождения научных стажировок; 33) разрабатывает и утверждает правила присвоения ученых званий (ассоциированный профессор (доцент), профессор); 34) разрабатывает и утверждает требования к ведущим ученым, оплата труда которых осуществляется в рамках базового финансирования; 35) разрабатывает и утверждает правила государственной регистрации диссертаций, защищенных на соискание степени доктора философии (PhD), доктора по профилю; 36) разрабатывает и утверждает классификатор научных направлений; 37) разрабатывает и утверждает положение о национальных научных советах; 38) разрабатывает и утверждает положение об апелляционной комиссии; 39) разрабатывает и утверждает типовое положение о научно-техническом совете; 40) осуществляет методологическое обеспечение коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности; 41) разрабатывает и утверждает методику стоимости услуг казахстанских экспертов по проведению государственной научно-технической экспертизы, экспертизы проектов коммерциализации, оценки обоснованности суммы запрашиваемого объема финансирования; 42) разрабатывает и утверждает положение об осуществлении мониторинга реализации научных, научно-технических проектов и программ, проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности на стадиях их выполнения и завершения; 43) разрабатывает и утверждает методику определения стоимости услуг сопровождения грантового финансирования коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности; 44) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области науки и научно-технической деятельности в соответствии с целями и задачами настоящего Закона и законодательства Республики Казахстан; 45) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 7. Компетенция отраслевого уполномоченного органа Отраслевой уполномоченный орган: 1) участвует в разработке предложений и реализации государственной политики в области научной и (или) научно-технической деятельности, научно-технологической политики в области науки и коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, координации работы по проведению научных исследований в соответствующей отрасли; 2) участвует в формировании приоритетных направлений фундаментальных и (или) прикладных научных исследований в соответствующей отрасли; 3) создает научно-технический совет и утверждает его положение; 4) организует разработку научных, научно-технических проектов и программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и осуществляет их реализацию в соответствующей отрасли; 5) утверждает отчеты по выполненным научным, научно-техническим проектам и программам в соответствующей отрасли, финансируемым за счет бюджетных средств; 6) вносит в уполномоченный орган предложения по кандидатурам для включения в составы национальных научных советов; 7) вносит в уполномоченный орган предложения по формированию перечней субъектов базового финансирования и научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования; 8) участвует в разработке правил финансирования науки; 9) осуществляет мониторинг реализации программ содействия коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в соответствующей отрасли; 10) участвует в разработке правил организации и проведения государственной научно-технической экспертизы; 11) участвует в разработке положения о национальных научных советах; 12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 8. Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы в области науки, научно-технической деятельности Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы в области науки, научно-технической деятельности: 1) определяют приоритетные направления развития науки в регионе и организуют финансирование научных, научно-технических проектов и программ, реализуемых в регионе; Подпункт 2 статьи 8 вводится в действие с 1 января 2025 г. 2) участвуют в разработке предложений и реализации государственной политики в области науки и научно-технической деятельности, координации работы по проведению прикладных научных исследований в регионе; 3) обеспечивают проведение государственной политики в области коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности на соответствующей территории; 4) оказывают содействие по привлечению грантов и инвестиций субъектов частного предпринимательства для финансирования проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, участвуют в их софинансировании;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеСтатья 2. Законодательство Республики Казахстан о науке и технологической политикеСтатья 3. Основные цели, задачи и принципы настоящего ЗаконаСтатья 4. Сфера действия настоящего Закона Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ НАУКИ, НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСтатья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области науки, научной и (или) научно-технической деятельностиСтатья 6. Компетенция уполномоченного органаСтатья 7. Компетенция отраслевого уполномоченного органаСтатья 8. Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы в области науки, научно-технической деятельности Глава 3. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСтатья 9. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельностиСтатья 10. Физические лица, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельностьСтатья 11. Научные организацииСтатья 12. Научная деятельность организаций высшего и (или) послевузовского образованияСтатья 13. Исследовательский университетСтатья 14. Иные организации в области науки Глава 4. НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СОВЕТЫСтатья 15. Национальная академия наук Республики КазахстанСтатья 16. Уровень готовности технологийСтатья 17. Научно-технические советы Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮСтатья 18. Управление научной и (или) научно-технической деятельностьюСтатья 19. Принципы управления научной и (или) научно-технической деятельностьюСтатья 20. Высшая научно-техническая комиссияСтатья 21. Апелляционная комиссияСтатья 22. Национальные научные советыСтатья 23. Национальный центр государственной научно-технической экспертизыСтатья 24. Сбор, обработка и анализ научно-технической информацииСтатья 25. Государственная научно-техническая экспертизаСтатья 26. Государственный учет научных, научно-технических проектов и программ, проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности и отчетов о научной и (или) научно-технической деятельности, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельностиСтатья 27. Аккредитация субъектов научной и (или) научно-технической деятельностиСтатья 28. Оплата труда научных работниковСтатья 29. Отпуск научных работниковСтатья 30. Меры социальной защиты научных работниковСтатья 31. Меры поощрения ученых, научных работников научных организаций и организаций высшего и (или) послевузовского образованияСтатья 32. Подготовка, переподготовка и стажировка научных, научно-технических кадровСтатья 33. Права на результаты научной и (или) научно-технической деятельности Глава 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСтатья 34. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельностиСтатья 35. Базовое финансированиеСтатья 36. Грантовое финансированиеСтатья 37. Программно-целевое финансированиеСтатья 38. Финансирование научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследованияСтатья 39. Государственные меры стимулирования развития науки Глава 7. КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСтатья 40. Коммерциализация результатов научной и (или) научно-технической деятельностиСтатья 41. Участники коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельностиСтатья 42. Механизмы коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСтатья 43. Государственные меры стимулирования коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельностиСтатья 44. Формы государственной поддержкиСтатья 45. Фонд наукиСтатья 46. Предоставление грантов на коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельностиСтатья 47. Права участников коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельностиСтатья 48. Мониторинг коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельностиСтатья 49. Права авторов результатов научной и (или) научно-технической деятельностиСтатья 50. Права организаций высшего и (или) послевузовского образования, научных организацийСтатья 51. Центры (офисы) коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности Глава 9. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВОГлава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |