|
|
|
Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 мая 1996 г. № 663
Учитывая исключительную значимость электроэнергетики для жизнедеятельности экономики республики и населения, особенности функционирования отрасли, в целях создания организационно-экономических условий для стабилизации и развития электроэнергетики Правительство Республики Казахстан постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Программу приватизации и реструктуризации в электроэнергетике. 2. Государственному комитету Республики Казахстан по управлению государственным имуществом по представлению Министерства энергетики и угольной промышленности Республики Казахстан в месячный срок утвердить план акционирования объектов электроэнергетического комплекса на 1996 год. 3. Министерству энергетики и угольной промышленности Республики Казахстан передать во втором квартале 1996 года в ведение местных исполнительных органов Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством, государственные предприятия и структурные подразделения энергетических систем согласно приложению 1. Акимам областей и г. Алматы осуществить организационные меры по созданию городских акционерных компаний теплоснабжения и обеспечить их нормальное функционирование до начала отопительного сезона 1996-1997 года. 4. Государственному комитету Республики Казахстан по управлению государственным имуществом и Министерству энергетики и угольной промышленности Республики Казахстан: вывести из состава Национальной энергетической системы "Казахстанэнерго" с преобразованием в самостоятельные акционерные общества крупные электростанции согласно приложению 2; ежеквартально представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе выполнения Программы. Премьер-министр Республики Казахстан постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 мая 1996 г. № 663 ПРОГРАММА Настоящая Программа разработана и рамках Программы приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы. Программа определяет порядок и последовательность реструктуризации, принципиальные подходы к проведению приватизации государственного электроэнергетического сектора в Республике Казахстан с учетом специфики отрасли, позволяющие создать необходимые условия для обеспечения высокого уровня надежности и эффективности энергоснабжения всех групп потребителей, привлечения в отрасль отечественных и иностранных инвестиций путем создания нового организационно-экономического механизма управления энергоснабжением. Поставленные задачи будут осуществлены посредством: внедрения конкуренции в производство электроэнергии и ее независимой поставки путем создания национального оптового рынка электрической энергии; введения открытого процесса регулирования работы высоковольтных и низковольтных электрических сетей, а также регулирования деятельности, связанной с поставками электрической и тепловой энергии; передачи прав на регулирование ценообразования в энергетическом секторе новому независимому государственному органу Государственной регулирующей комиссии в электроэнергетике; создания платежно-финансового механизма ответственности производителей и потребителей тепловой и электрической энергии. Сектор электроэнергетики будет иметь черты монопольного и конкурентного. Монополии (работа высоковольтных и низковольтных электрических сетей, деятельность, связанная с транспортом электрической и тепловой энергии) будут регулироваться государством, а конкурентные элементы (производство электроэнергии) - самим рынком. Субъектами национального оптового рынка электроэнергии будут крупные генерирующие компании, Национальная электроэнергетическая система, оптовые областные электросетевые компании, смежные государства (производители и потребители электрической энергии), а также промышленные потребители, напрямую обслуживаемые с национальной электросети. Субъектами регионального рынка будут Национальная электроэнергетическая система, тепловые электростанции, региональные электрические сети, другие энергопроизводящие организации и потребители электроэнергии. Краткая характеристика специфики организации электроэнергетики Казахстана В настоящее время электроэнергетика Казахстана представляет собой вертикально интегрированную производственную структуру в виде Объединенной электроэнергетической системы (ОЭС Казахстана) в составе десяти электроэнергетических систем - Национальной и девяти созданных по административно-территориальному принципу региональных электроэнергетических систем. Национальная электроэнергетическая система "Казахстанэнерго", включающая объединенное диспетчерское управление Казахстана, базовые тепловые и гидравлические электрические станции, межрегиональные и межгосударственные электрические сети, обеспечивает основное производство электрической энергии в республике, покупку избыточной электроэнергии от энергосистем и других производителей, осуществляет параллельную работу с ОЭС России и Средней Азии и распределение электроэнергии между регионами Казахстана. Региональная энергосистема, состоящая из электростанций, электрических и тепловых сетей, обеспечивает производство электрической и тепловой энергии собственными электростанциями, покупку электроэнергии в Национальной энергосистеме (или продажу в Национальную энергосистему), передачу, распределение и сбыт электрической и тепловой энергии потребителям обслуживаемого региона Казахстана. Обеспечение в каждый текущий момент времени баланса между производством и потреблением электрической энергии по всей территории республики достигается централизацией управления технологическими режимами электроэнергетических систем в ОЭС Казахстана, по единому диспетчерскому графику в наиболее экономичном режиме. Функционирование и развитие электроэнергетики обеспечивается специализированными организациями электроэнергетического комплекса: строительно-монтажными и ремонтно-наладочными предприятиями, обеспечивающими ввод новых энергетических мощностей, ремонт и наладку, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение энергооборудования, зданий и сооружений производственного назначения; научно-исследовательскими и проектными институтами. Особенности электроэнергетического комплекса, учтенные в отраслевой Программе приватизации и реструктуризации 1. Особая роль отрасли в обеспечении жизнедеятельности экономики и населения республики. 2. Технологическое единство одновременно протекающих процессов производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии. 3. Размещение электростанций на территории республики в зависимости от наличия гидроресурсов, топливной базы, потребителей, выполнения требований по охране окружающей среды. Дефицит электроэнергии в большинстве регионов Казахстана, который покрывается за счет импорта и перераспределения из избыточных регионов. 4. Необходимость опережающего развития энергетических мощностей (по скоординированным программам). 5. Высокие требования к надежности и качеству энергоснабжения, обеспечению устойчивости объединенной энергосистемы в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях, что обусловливает осуществление централизованного диспетчерского управления в отрасли и ее звеньях. 6. Высокий уровень фондоемкости производства, значительный износ основных фондов, длительность инвестиционного цикла. 7. Кризис неплатежей потребителей за использованную электрическую и тепловую энергию. Последовательность акционирования предприятий, объединений и организаций электроэнергетического комплекса и приватизации государственного имущества Процесс акционирования и приватизации объектов электроэнергетического комплекса предусматривает несколько этапов, вызванных необходимостью предварительных структурных преобразований, формированием экономически самостоятельных субъектов рынка и их возможной последующей приватизации. а) I этап (1996 год) - преобразование организационной структуры управления электроэнергетическим комплексом 1. В порядке реализации Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "Об электроэнергетике" разрабатываются и утверждаются в установленном порядке отраслевые нормативные правовые акты. Создается Государственная регулирующая комиссия в электроэнергетике, которая является центральным органом государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию (мощность). 2. Завершается формирование Национальной электроэнергетической системы в составе национальной электрической сети, национального оптового рынка электроэнергии и Центрального диспетчерского управления. 3. Предоставляется хозяйственная и юридическая самостоятельность электростанциям (ТЭЦ, ГЭС) и магистральным тепловым сетям, обеспечивающим транспорт тепловой энергии от нескольких теплоисточников. В зависимости от технологической и экономической целесообразности тепловые сети могут быть переданы в состав отдельных тепловых электростанций. Объекты теплоснабжения коммунального назначения (отдельные ТЭЦ, районные котельные, тепловые сети) передаются в коммунальную собственность. 4. В каждой области создается самостоятельное электросетевое предприятие в составе региональной энергосистемы путем объединения в одно юридическое лицо подразделений электрических сетей, расположенных в одной области. Электрические сети, расположенные в одной области с региональной энергосистемой, функционируют на правах филиалов этой энергосистемы. 5. Осуществляется передача объектов соцкультбыта, социально значимых для данного региона и республики в целом, находящихся на балансе энергосистем, местным исполнительным органам или в ведение акимов областей в установленном порядке. Объекты соцкультбыта, необходимые для формирования социальной инфраструктуры энергосистем, остаются на балансах соответствующих энергопредприятий. б) II этап - акционирование и приватизация объектов электроэнергетического комплекса (начиная с 1996 года) Акционирование и приватизация государственной собственности в электроэнергетическом комплексе проводятся с участием Министерства энергетики и угольной промышленности Республики Казахстан с учетом особенностей энергетической системы Казахстана на каждой стадии процесса реорганизации. 1. Акционирование государственных предприятий в электроэнергетическом комплексе будет осуществляться путем преобразования в самостоятельные акционерные общества (компании): гидроэлектростанций (ГЭС); крупных электростанций, работающих на угле, газе, мазуте и образующих систему основных энергопроизводящих предприятий электроэнергетического сектора; тепловых электростанций; областных предприятий электрических сетей, выделяемых из состава региональных энергетических систем; производственных объединений (предприятий), а также структурных подразделений энергосистем, осуществляющих на энергетических объектах специализированные ремонтно-наладочные и строительно-монтажные работы; научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов. В отдельных случаях, по решению Правительства Республики Казахстан, могут рассматриваться варианты преобразования в акционерное общество региональной энергосистемы в целом как единого имущественного комплекса в составе электрических и тепловых сетей, тепловых электростанций. Выбор того или иного варианта осуществляется при разработке плана акционирования региональной энергосистемы и подготовке индивидуального проекта приватизации в зависимости от особенностей каждой энергосистемы, ее места в Единой электроэнергетической системе Казахстана, технического состояния оборудования. На момент учреждения уставный фонд акционерных обществ (компаний) полностью на 100 процентов будет представлен государственным имуществом в виде акций. 2. Приватизация в электроэнергетическом комплексе будет осуществляться по индивидуальным проектам с обязательным сохранением профиля деятельности и закреплением в акционерных обществах государственной доли в размере не менее 1/3 голосующих акций, исходя из следующих принципов: передачи в доверительное управление государственных пакетов акций или их продажи; соблюдения особенностей эксплуатации Единой электроэнергетической системы Казахстана и единых систем электроэнергетики стран СНГ; сочетания самоуправления энергоснабжением и высокой степени координации производства и транспорта электрической энергии; обеспечения соблюдения национальных интересов в вопросах импорта и экспорта электрической энергии и мощности; государственного регулирования энергетического производства с сохранением достаточного резерва энергетических мощностей в национальном оптовом рынке в целях надежного энергообеспечения экономики Казахстана; обеспечения эффективной политики размещения акций приватизируемых энергетических объектов, привлечения стратегического инвестора; создания предпосылок для реализации государственной энергетической политики. 3. В целях определения необходимости и полноты объемов инвестиций, привлекаемых для энергообъектов, создается координационный совет по приватизации из представителей Государственного комитета Республики Казахстан по управлению государственным имуществом, Министерства энергетики и угольной промышленности Республики Казахстан, Государственного комитета Республики Казахстан по приватизации. 4. Не будут подлежать приватизации: до 1997 года Национальная электроэнергетическая система "Казахстанэнерго", в состав которой входят Центральное диспетчерское управление, объекты высоковольтных межрегиональных и межгосударственных электрических сетей, электрические сети напряжения 500 кВ и более. в) III этап - формирование свободного рынка электроэнергии (производство и поставка) (1998 год) На базе Центрального и региональных диспетчерских центров будет создана энергетическая биржа электроэнергии с системной диспетчеризацией и оперативной покупкой и продажей электроэнергии. Техническая и экономическая деятельность энергорынка будет строиться на основе свода Правил. Национальная электроэнергетическая система будет осуществлять передачу всей электроэнергии, продаваемой в национальный оптовый рынок. Региональные энергоснабжающие организации будут обеспечивать распределение и продажу электрической и (или) тепловой энергии в своих регионах. Государственная регулирующая комиссия в электроэнергетике будет регулировать тарифы на электрическую и тепловую энергию, содействовать развитию конкуренции в рамках энергорынка, выполнять другие регулирующие функции, установленные Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "Об электроэнергетике". к постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 мая 1996 г. № 663 Внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 24.10.96 г. № 1295; постановлением Правительства РК от 25.08.97 № 1278 Перечень государственных предприятий и структурных подразделений энергетических систем Министерства энергетики и угольной промышленности Республики Казахстан, передаваемых в коммунальную собственность в 1996 году а) объекты теплоснабжения (районные котельные, тепловые сети): Капчагайские тепловые сети с РК-1 и РК-2 (Алматыэнерго); Усть-Каменогорская районная котельная № 1, 2, (Алтайэнерго); Аблакетская котельная (Алтайэнерго); Карагандинские тепловые сети (Карагандаэнерго); Петропавловские тепловые сети (Целинэнерго); Кокшетауское предприятие тепловых сетей с РК-1 и РК-2 (Целинэнерго); Шульбинская районная котельная (Алтайэнерго); Аксуские тепловые сети с РК (Павлодарэнерго); Шымкентские тепловые сети с РК-1, РК-2, РК-З (Южказэнерго); Экибастузские тепловые сети (Экибастузэнерго); Кустанайское предприятие тепловых сетей с РК-1, РК-2, РК-З (Кустанайэнерго); Кзыл-Ординские тепловые сети с НРК (Южказэнерго); б) ТЭЦ коммунального назначения: Тентекская ТЭЦ (Карагандаэнерго); Каражалская ТЭЦ (Карагандаэнерго); Аркалыкская ТЭЦ (Кустанайэнерго); Экибастузская ТЭЦ (Экибастузэнерго); Кентауская ТЭЦ-5 (Южказэнерго). к постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 мая 1996 г. № 663 Внесены изменения постановлением от 3 октября 1996 г. № 1222 Перечень крупных электростанций, выводимых из состава НЭС "Казахстанэнерго" и преобразуемых в самостоятельные акционерные общества Экибастузская ГРЭС-1 Экибастузская ГРЭС-2 Жамбылская ГРЭС
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |