<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Справка документа
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Сравнение редакций
Казахский
Русский и казахский
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан (принят Мажилисом Парламента Республики Казахстан 8 февраля 1996 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.03.2023 г.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

РЕГЛАМЕНТ
Мажилиса Парламента Республики Казахстан

  • Показать изменения

(принят Мажилисом Парламента Республики Казахстан 8 февраля 1996 года)

изменениями и дополнениями по состоянию на 29.03.2023 г.)

 

  • Показать изменения

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Показать изменения

РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  • Показать изменения

РАЗДЕЛ 2 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЙ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА

Глава 1. Пленарные заседания Мажилиса Парламента

Глава 2. Порядок голосования и принятия решений

  • Показать изменения

Глава 3. Законодательная деятельность Мажилиса Парламента

  • Показать изменения

Глава 4. Порядок рассмотрения вопросов, подлежащих первоначальному рассмотрению в Мажилисе Парламента

  • Показать изменения

Глава 5. Порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к исключительному ведению Мажилиса Парламента

  • Показать изменения

Глава 6. Порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к самостоятельному ведению Мажилиса Парламента

  • Показать изменения

РАЗДЕЛ 3 ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Показать изменения

Глава 7. Бюро Мажилиса Парламента и его компетенция

Глава 8. Рабочие органы Мажилиса Парламента

РАЗДЕЛ 4 ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА И ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

  • Показать изменения

Глава 9 Исключена

Глава 10. Полномочия депутатов Мажилиса Парламента и их ответственность

Глава 11. Депутатские запросы и вопросы

  • Показать изменения

Раздел 4-1 Формирование депутатских объединений, их органов в Мажилисе Парламента, организация и

  • Показать изменения

обеспечение их деятельности, порядок и условия осуществления депутатскими объединениями полномочий

Глава 12. Депутатские объединения Мажилиса Парламента

  • Показать изменения

Глава 12-1. Парламентское большинство и парламентская оппозиция.

  • Показать изменения

РАЗДЕЛ 5ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

Глава 13. Председатель Мажилиса Парламента

  • Показать изменения

Глава 14. Заместители Председателя Мажилиса Парламента

Раздел 5-1 Международное и межпарламентское Сотрудничество Мажилиса Парламента

РАЗДЕЛ 6 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  • Показать изменения

1. Регламент Мажилиса Парламента устанавливает:

1) условия и порядок проведения заседаний Мажилиса Парламента;

2) порядок формирования рабочих органов Мажилиса Парламента;

3) организацию деятельности Мажилиса Парламента и его рабочих органов;

4) условия и порядок осуществления депутатами и должностными лицами Мажилиса Парламента своих полномочий;

  • Показать изменения

5) особенности организации и порядка работы фракций политических партий.

  • Показать изменения

Регламент Мажилиса Парламента, изменения и дополнения к нему принимаются на пленарных заседаниях Палаты большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса и утверждаются постановлением Мажилиса Парламента.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 2 изложен в редакции постановления Мажилиса Парламента РК от 23.12.20 г. № 1413-VI МП (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

2. Пленарные заседания Мажилиса Парламента являются открытыми и могут транслироваться в режиме онлайн на интернет - ресурсе Мажилиса.

В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, Палата вправе проводить закрытые заседания.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

3. Мажилис Парламента состоит из девяноста восьми депутатов.

  • Показать изменения

Полномочия депутата Мажилиса Парламента начинаются с момента его регистрации в качестве депутата Парламента Республики Казахстан Центральной избирательной комиссией Республики.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. В Мажилисе Парламента работа ведется на казахском и русском языках.

 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

РАЗДЕЛ 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПЛЕНАРНЫХ

ЗАСЕДАНИЙ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА

 

Глава 1. Пленарные заседания Мажилиса Парламента

 

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 23.12.20 г. № 1413-VI МП (см. стар. ред.); постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

5. Пленарное заседание Мажилиса Парламента созывает Председатель Мажилиса.

  • Показать изменения

Пленарные заседания Мажилиса проводятся по средам и четвергам с 10 до 18 часов, с перерывом с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут.

  • Показать изменения

Мажилис или Бюро Мажилиса может принимать решение об ином времени проведения пленарного заседания.

  • Показать изменения

Председательствующий объявляет перерыв на пленарных заседаниях по собственной инициативе или по предложению большинства от числа присутствующих депутатов Мажилиса Парламента.

  • Показать изменения

В период, когда не проводятся пленарные заседания Парламента и Мажилиса, депутаты работают в рабочих органах Парламента.

  • Показать изменения

Парламентские слушания, как правило, проводятся по пятницам, а «правительственный час» - по понедельникам.

  • Показать изменения

Для поддержания взаимоотношений депутатов Мажилиса с избирателями им предоставляется до десяти календарных дней ежеквартально для выезда в регионы. Мажилис или Бюро Мажилиса могут принимать решение об иных сроках и периодичности выезда в регионы.

  • Показать изменения

Во время проведения совместных и раздельных заседаний Палат Парламента не допускается заседание рабочих органов Парламента.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6. Пленарное заседание Мажилиса Парламента правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов Палаты.

  • Показать изменения

Для определения правомочности пленарного заседания перед его началом, а также после каждого перерыва проводится поименная регистрация депутатов. Перед голосованием может быть проведена дополнительная поименная регистрация депутатов. Перед голосованием по процедурным вопросам дополнительная поименная регистрация депутатов не проводится.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

6-1. Первое пленарное заседание Мажилиса Парламента нового созыва открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии Республики до избрания Председателя Мажилиса.

После избрания Председателя Мажилиса дальнейшее пленарное заседание Палаты ведет Председатель Мажилиса Парламента.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6-2. На первом пленарном заседании Мажилиса председательствующий сообщает Палате фамилии избранных депутатов Мажилиса согласно списку официально зарегистрированных Центральной избирательной комиссией депутатов, составленному на день открытия первого пленарного заседания Мажилиса.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 6-3 внесены изменения в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

6-3. На первом пленарном заседании нового созыва Мажилис открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Палаты избирает Комиссию по контролю за использованием электронной системы.

  • Показать изменения

Решение Мажилиса по этому вопросу утверждается постановлением.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

6-4. Исключен в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 23.12.20 г. № 1413-VI МП (см. стар. ред.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7. Председательствующий на пленарном заседании Мажилиса:

  • Показать изменения

1) открывает, ведет и закрывает пленарные заседания Палаты;

  • Показать изменения

2) исключен в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 23.12.20 г. № 1413-VI МП (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

3) оглашает сведения о записавшихся для выступления в прениях через электронную систему. При этом запись на выступления ведется по каждому рассматриваемому вопросу отдельно;

  • Показать изменения

4) предоставляет слово для выступлений в порядке строгой очередности по электронному табло;

  • Показать изменения

5) в случае нарушения выступающим Регламента вправе предупредить его, а в случае повторного нарушения - лишить слова;

  • Показать изменения

6) предоставляет слово вне очереди по процедурным вопросам;

  • Показать изменения

7) организует голосование по проектам законов, постановлений и других актов Мажилиса, предложениям депутатов по рассматриваемым на пленарном заседании вопросам и объявляет результаты голосования;

  • Показать изменения

8) обеспечивает установленный настоящим Регламентом порядок пленарного заседания.

При обсуждении вопросов на пленарном заседании Мажилиса председательствующий не вправе давать оценку и комментировать выступления депутатов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

8. Повестка дня и порядок рассмотрения вопросов пленарного заседания предварительно рассматриваются на Бюро (в том числе опросным путем) и утверждаются на пленарном заседании открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.

  • Показать изменения

Предложения и замечания по повестке дня и порядку работы принимаются путем открытого голосования по каждому предложению большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 9 внесены изменения в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 23.12.20 г. № 1413-VI МП (см. стар. ред.); постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

9. Время для докладов на пленарных заседаниях Палаты предоставляется до пятнадцати минут, для содокладов - до десяти минут, для выступления в прениях - до семи минут, при повторном выступлении в прениях - до пяти минут, при обсуждении кандидатур - до трех минут, для выступлений по процедурным вопросам, для справок и вопросов - до двух минут. При превышении установленного времени микрофон автоматически отключается. В случае необходимости председательствующий может предоставить дополнительное время не более двух минут.

  • Показать изменения

Для постановки вопросов и ответов на них отводится не более одного часа, а для прений - не более полутора часов. После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным словом до десяти минут.

Большинством голосов от общего числа депутатов Палата может установить иное время.

Выступления производятся с трибуны или с места, но не более двух раз по обсуждаемому вопросу. Заявления о предоставлении слова подаются с места.

Президенту Республики Казахстан по его просьбе предоставляется слово для выступления в любое время.

  • Показать изменения

По просьбе Председателя Мажилиса, Премьер-Министра и членов Правительства, Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности, Государственного советника, Руководителя Администрации Президента, представителей Президента и Правительства слово для выступления по обсуждаемому вопросу предоставляется вне очереди.

  • Показать изменения

Никто не вправе выступать на пленарном заседании Мажилиса без разрешения председательствующего.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10. Пленарные заседания Мажилиса являются открытыми.

  • Показать изменения

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, о необходимости присутствия которых на пленарном заседании принято решение Палаты, обязаны прибыть на заседание Мажилиса Парламента и дать необходимые пояснения по вопросам, входящим в его компетенцию. Мажилис Парламента не вправе принимать подобные решения в отношении Президента Республики.

  • Показать изменения

Списки приглашенных лиц на пленарные заседания Мажилиса по рассматриваемым вопросам повестки дня определяются постоянными комитетами Палаты.

  • Показать изменения

Приглашенные не вправе вмешиваться в деятельность Мажилиса, обязаны воздерживаться от проявлений одобрения или неодобрения его работы, соблюдать установленный порядок и выполнять распоряжения председательствующего.

Руководитель Аппарата Мажилиса заранее оповещает приглашенных лиц о необходимости присутствия их в зале заседания и о вопросах, подлежащих рассмотрению.

Порядок допуска приглашенных лиц в зал заседаний Мажилиса определяется Руководителем Аппарата Мажилиса.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 11 внесены изменения в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

11. По предложению депутата Мажилиса Палата может проводить закрытые заседания, если за это проголосовало большинство от общего числа присутствующих депутатов.

  • Показать изменения

Президент Республики, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности Республики, Государственный советник, Руководитель Администрации Президента вправе присутствовать на любых пленарных заседаниях Мажилиса.

  • Показать изменения

Представители Президента, Правительства и Генерального Прокурора в Мажилисе вправе присутствовать на заседаниях комитетов Палаты, пленарных заседаниях Мажилиса и при необходимости могут давать справки, делать сообщения.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 12 внесены изменения в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

12. Пленарные заседания Палаты Парламента стенографируются и ведется их видеозапись. Стенограмма подписывается председательствующим на заседании. Стенограммы открытых заседаний размещаются на интернет-ресурсе Мажилиса.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

12-1. В ходе пленарного заседания для информационного обеспечения используется автоматизированная система, а для организации процесса ведения заседаний Палаты электронная система регистрации и подсчета голосов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

13. Выступающий на пленарном заседании Мажилиса не вправе нарушать правила депутатской этики, употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.

В случае нарушения данного требования председательствующий предупреждает выступающего, а при повторении нарушения лишает его слова.

  • Показать изменения

Депутат в отведенное ему время не может быть лишен слова председательствующим, кроме случаев:

  • Показать изменения

1) истечения времени выступления;

  • Показать изменения

2) отклонения от темы обсуждаемого вопроса;

  • Показать изменения

3) нарушения требований, предусмотренных частью первой настоящего пункта.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

14. В ходе прений председательствующий обеспечивает выявление разнообразия мнений по обсуждаемому вопросу.

  • Показать изменения

Прения прекращаются по истечении отведенного времени либо по решению большинства присутствующих на пленарном заседании депутатов открытым голосованием. После принятия решения о прекращении прений председательствующий информирует депутатов Палаты о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на выступлении, и, при согласии большинства присутствующих депутатов, предоставляет ему слово.

Депутаты, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к стенограмме пленарного заседания Мажилиса.

 

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 2. Порядок голосования и принятия решений

 

  • Показать изменения

15. Мажилис по вопросам своей компетенции принимает постановления.

  • Показать изменения

Мажилис Парламента вправе по вопросам своей компетенции принимать обращения, декларации, заявления и иные акты, не носящие законодательного характера. Их принятие осуществляется с соблюдением условий и требований, установленных регламентами Парламента и Мажилиса.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

16. Исключен

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

17. Исключен в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 18 внесены изменения в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

18. Законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палаты на ее пленарных заседаниях, если иное не предусмотрено Конституцией Республики.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 19 внесены изменения в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

19. Мажилис Парламента в соответствии с его компетенцией на своих пленарных заседаниях принимает решения голосованием.

Голосование на пленарном заседании Мажилиса Парламента осуществляется:

  • Показать изменения

1) с использованием электронной системы регистрации и подсчета голосов;

  • Показать изменения

2) поднятием руки;

  • Показать изменения

3) с использованием бюллетеней.

  • Показать изменения

При проведении голосования с использованием электронной системы регистрации и подсчета голосов депутат вправе получить список с поименными результатами голосования.

  • Показать изменения

При отсутствии необходимого числа депутатов для проведения голосования председательствующий принимает меры по обеспечению кворума. При невозможности обеспечения кворума председательствующий переносит голосование на следующее пленарное заседание Палаты.

При выявлении ошибок в процедуре и технике проведенного голосования по решению Палаты проводится повторное голосование.

  • Показать изменения

Контроль за использованием электронной системы регистрации и подсчета голосов осуществляет Комиссия по контролю за использованием электронной системы.

  • Показать изменения

Результаты голосования и принятые решения по каждому вопросу вносятся в стенограмму пленарного заседания Палаты.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

20. Решение Палаты по процедурным вопросам принимается открытым голосованием большинством голосов депутатов, присутствующих на пленарном заседании, без принятия постановлений и фиксируется в стенограмме пленарных заседаний.

К процедурным относятся вопросы:

  • Показать изменения

1) о перерыве пленарного заседания;

  • Показать изменения

2) о переносе пленарного заседания;

  • Показать изменения

3) об очередности обсуждения вопросов;

  • Показать изменения

4) о прекращении либо о продолжении прений;

  • Показать изменения

5) о прекращении постановки вопросов;

6) о способах голосования;

  • Показать изменения

7) об ограничении или продлении времени выступлений;

  • Показать изменения

8) об удостоверении кворума и пересчете голосов;

  • Показать изменения

9) о возврате к проведению повторного голосования.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

21. Перед началом голосования председательствующий оглашает количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет их формулировки, выясняет, кто из депутатов снимает свои поправки, напоминает, каким большинством голосов может быть принято решение.

  • Показать изменения

При внесении нескольких предложений по рассматриваемому Палатой вопросу председательствующий проводит голосование по всем внесенным предложениям в порядке их поступления.

  • Показать изменения

После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прерывать голосование.

После окончания голосования председательствующий объявляет результаты голосования и принятое решение.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

22. При голосовании по каждому вопросу депутат имеет один голос, подавая его «за» или «против» принятия решения либо воздерживаясь от принятия решения.

  • Показать изменения

Депутат, который отсутствовал во время голосования, не вправе проголосовать позже.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

23. Исключен

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

24. При проведении тайного голосования с использованием бюллетеней Палатой избирается Счетная комиссия из числа депутатов. В Счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на посты должностных лиц. Об избрании Счетной комиссии Палата принимает постановление.

  • Показать изменения

Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения Счетной комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии. В случае, если голоса разделились поровну, голос председателя считается решающим.

Бюллетени с необходимой для голосования информацией изготавливаются под контролем Счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве.

Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются Счетной комиссией и объявляются председателем Счетной комиссии.

  • Показать изменения

Каждому депутату выдается один бюллетень, подписанный председателем Счетной комиссии. Общее число бюллетеней не должно превышать численность списочного состава депутатов Мажилиса.

Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам Палаты по предъявлении ими удостоверения депутата.

  • Показать изменения

Заполнение бюллетеней проводится депутатом в кабине для тайного голосования путем проставления отметки в бюллетене справа от фамилии кандидата, за которого он голосует, а в бюллетене по проекту решения - слова «за» либо «против» справа от одного из вариантов предлагаемых решений.

  • Показать изменения

Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а при избрании должностных лиц - также бюллетени, в которых отмечено более одной кандидатуры на одну должность. Фамилии, дописанные в бюллетене, при подсчете голосов не учитываются. Бюллетени, в которых отмечено более одного проекта решения, считаются недействительными.

  • Показать изменения

Признаются действительными, но не учитываются при подсчете голосов незаполненные бюллетени и бюллетени, в которых не отмечены фамилии всех кандидатов.

  • Показать изменения

Урна для голосования должна вскрываться Счетной комиссией после окончания голосования. До окончания голосования вскрытие урны запрещается.

Перед вскрытием урны для голосования все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются Счетной комиссией.

  • Показать изменения

Вскрытие урны осуществляется в присутствии всех членов комиссии. О результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами Счетной комиссии. По докладу Счетной комиссии Палата открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов утверждает протокол Счетной комиссии о результатах тайного голосования.

  • Показать изменения

При выявлении ошибок в процедуре и технике проведенного голосования по решению Палаты проводится повторное голосование.

Депутат Мажилиса Парламента, который отсутствовал во время голосования, не вправе проголосовать позже.

 

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Заголовок главы 3 изложен в редакции постановления Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

Глава 3. Законодательная деятельность Мажилиса Парламента

 

  • Показать изменения

Параграф 1. Порядок прохождения законопроектов

 

  • Показать изменения

24-1. Законодательной инициативой является официальное внесение субъектом права законодательной инициативы текста проекта закона или иного законодательного акта Парламента, обязательного к рассмотрению Парламентом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

24-2. Право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе Парламента и принадлежит:

  • Показать изменения

1) Президенту Республики, который решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляет специальным посланием;

  • Показать изменения

2) депутатам Парламента, которые решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляют соответствующим представлением;

  • Показать изменения

3) Правительству Республики, которое решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис принимает путем издания соответствующего постановления Правительства.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

24-3. Проекты законов, внесенные Президентом Республики, депутатами и Правительством, постановлением Мажилиса Парламента направляются для рассмотрения и подготовки заключения в соответствующие постоянные комитеты Мажилиса и могут быть рассмотрены на его пленарном заседании лишь при наличии по ним заключений всех постоянных комитетов Палаты и соответствующего отдела Аппарата Палаты.

В случае прекращения полномочий депутата Парламента по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Казахстан, до рассмотрения на пленарном заседании Палаты инициированного им законопроекта постановление Мажилиса Парламента о принятии в работу законопроекта, инициатором которого он являлся, признается утратившим силу на пленарном заседании Палаты.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

24-4. Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики.

  • Показать изменения

Для проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики, наличие такого заключения не требуется.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

24-5. Иные вопросы, связанные с порядком осуществления права законодательной инициативы, решаются настоящим Регламентом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

25. Исключен в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

25-1. Субъект права законодательной инициативы, внесший проект законодательного акта, вправе отозвать свою инициативу на любой из стадий рассмотрения.

  • Показать изменения

Отзыв законодательной инициативы депутата должен быть оформлен в письменном виде и внесен на имя Председателя Мажилиса. В случае, если правом законодательной инициативы воспользовались несколько депутатов, отзыв проекта законодательного акта должен быть скреплен подписями всех его инициаторов. Проект закона, внесенный Правительством Республики, отзывается постановлением Правительства Республики Казахстан. Отзыв проекта закона инициатором законопроекта доводится Аппаратом Мажилиса до сведения депутатов в трехдневный срок со дня регистрации Аппаратом соответствующего документа об отзыве законопроекта.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 26 внесены изменения в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 23.12.20 г. № 1413-VI МП (см. стар. ред.); изложен в редакции постановления Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

26. Проект закона на бумажных и электронных носителях вносится в Мажилис на казахском и русском языках с необходимыми приложениями (материалами по законопроекту). При положительном заключении по результатам предварительной проверки на соответствие представленных материалов по законопроекту перечню документов, установленных пунктом 27 настоящего Регламента, а также на предмет соответствия их текстов, в том числе аутентичности текстов на казахском и русском языках, в течение пяти рабочих дней регистрируется в Аппарате Палаты и направляется руководству Палаты, за исключением законопроектов, внесенных Правительством в порядке, предусмотренном частью второй пункта 2 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, которые регистрируются и направляются руководству Палаты немедленно.

  • Показать изменения

Текст проекта закона, представленный инициатором законопроекта, и материалы к нему размещаются в автоматизированной системе и на интернет-ресурсе Мажилиса.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

26-1. Материалы по законопроекту, внесенному Президентом Республики Казахстан, должны содержать специальное послание Главы государства.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 27 внесены изменения в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 23.12.20 г. № 1413-VI МП (см. стар. ред.); изложен в редакции постановления Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

27. Предоставляемые материалы по законопроекту должны содержать:

  • Показать изменения

1) постановление Правительства в случае, если проект внесен Правительством;

  • Показать изменения

2) представление, если проект закона инициирован депутатом (депутатами);

  • Показать изменения

3) приложения, предусмотренные пунктом 2 статьи 29 Закона Республики Казахстан «О правовых актах»;

  • Показать изменения

4) документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом Республики Казахстан – по проекту закона о республиканском бюджете или об уточнении республиканского бюджета, инициируемому Правительством Республики Казахстан;

  • Показать изменения

5) документы и материалы, предусмотренные пунктом 6 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» – по проекту закона о ратификации или денонсации международного договора;

  • Показать изменения

6) положительное заключение Правительства по проекту закона, инициируемому депутатом (депутатами) и предусматривающему сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов;

  • Показать изменения

7) заключение независимой экспертизы (при наличии).

  • Показать изменения

Материалы представляются на казахском и русском языках.

  • Показать изменения

При отсутствии одного из обязательных приложений, а также выявлении несоответствий текстов, в том числе неаутентичности текстов на казахском и русском языках, Аппарат Палаты возвращает документы инициатору законопроекта в течение пяти рабочих дней без регистрации для выполнения установленных требований.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 28 внесены изменения в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 23.12.20 г. № 1413-VI МП (см. стар. ред.); постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

28. Зарегистрированный законопроект для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о порядке дальнейшей работы над ним постановлением Мажилиса направляется в соответствующий комитет (комитеты). Если законопроект направлен в два и более комитета, то головным считается тот, который указан в постановлении первым.

  • Показать изменения

Срок, необходимый для подготовки заключения, указывается в поручении и не может быть менее тридцати календарных дней со дня поступления зарегистрированного законопроекта в соответствующие комитеты и Отдел законодательства Аппарата Палаты.

  • Показать изменения

В случае, если Президент Республики определил рассмотрение проекта закона приоритетным, срок, необходимый для подготовки заключения головным комитетом Палаты, не может быть более сорока календарных дней.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 29 изложен в редакции постановления Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

29. Порядок рассмотрения проекта закона, подготовки заключения по законопроекту определяется самостоятельно соответствующим комитетом Палаты.

  • Показать изменения

Головной комитет для подготовки заключения по законопроекту может создавать рабочую группу. Комитет Палаты вправе привлекать в состав рабочих групп инициаторов законопроекта, представителей государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, экспертов, специалистов, руководителей хозяйствующих субъектов.

  • Показать изменения

Руководителем рабочей группы определяется депутат – член головного комитета.

На заседаниях рабочей группы решения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов-членов рабочей группы.

  • Показать изменения

Итоговая сравнительная таблица рабочей группы по законопроекту размещается головным комитетом в автоматизированной системе.

  • Показать изменения

Постоянный комитет вправе направить законопроект, в том числе для оценки отдельных норм законопроекта, на независимые научную и иные экспертизы в установленном порядке.

  • Показать изменения

Альтернативные законопроекты рассматриваются комитетами Палаты одновременно с основным проектом и по каждому проекту готовится отдельное заключение.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 30 изложен в редакции постановления Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

30. Обсуждение законопроекта в комитетах, в том числе в рабочих группах, проходит открыто. Комитет до обсуждения законопроекта заблаговременно информирует депутатов.

  • Показать изменения

Головной комитет готовит:

  • Показать изменения

заключение с обоснованием необходимости принятия закона или отклонения законопроекта;

проект постановления Мажилиса о результатах рассмотрения законопроекта;

сравнительную таблицу к законопроекту, в которой обобщены поправки постоянных комитетов и депутатов Палаты.

  • Показать изменения

Сравнительная таблица готовится к законопроектам, не требующим двух чтений, а к законам, принимаемым не менее чем в двух чтениях, – ко второму (последующему) чтению и должна содержать:

текст структурного элемента законопроекта, к которому предлагается поправка;

содержание поправки;

данные об авторе поправки;

обоснование внесения поправки;

  • Показать изменения

решение комитета, в случае непринятия комитетом поправки – обоснование решения комитета.

Поправки по законопроекту, внесенные в сравнительную таблицу, могут быть сняты только инициаторами.

  • Показать изменения

Если поправка к проекту закона предусматривает сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, то головной комитет направляет в Правительство внесенную поправку для представления заключения.

  • Показать изменения

В случае, если по заключению Правительства требуются дополнительные пояснения, комитет вправе истребовать их у Правительства.

Не требуется направление иных поправок депутатов на заключение Правительства.

  • Показать изменения

Поправки по законопроекту, связанные с юридической техникой, а также замечания редакционного характера, не меняющие правового содержания норм законопроекта, могут не включаться в сравнительную таблицу головного комитета и учитываются в тексте закона, принятого Мажилисом Парламента и направляемого на одобрение в Сенат Парламента Республики Казахстан.

Поправки по законопроекту, поступившие после принятия головным комитетом в порядке, установленном настоящим Регламентом, соответствующего заключения по законопроекту, в сравнительную таблицу не включаются.

  • Показать изменения

Сравнительная таблица головного комитета по законопроекту размещается на интернет-ресурсе Мажилиса.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 30-1 внесены изменения в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 23.12.20 г. № 1413-VI МП (см. стар. ред.); изложен в редакции постановления Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

30-1. Поправки к проекту закона с обоснованием необходимости их принятия передаются депутатами в письменном виде в головной комитет не позднее чем за десять календарных дней до начала окончательного чтения по законопроекту.

Депутаты, внесшие поправки, вправе уточнять их содержание в ходе обсуждения законопроекта на рабочей группе или в головном комитете, который заблаговременно информирует депутатов о времени и месте заседания.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

30-2. По законопроекту, по которому предусматривается проведение не менее двух чтений, головной комитет после получения заключений постоянных комитетов вправе незамедлительно внести концептуальные положения, подлежащие рассмотрению в первом чтении, на обсуждение Мажилиса.

  • Показать изменения

В заключении головного комитета отражаются мнения других постоянных комитетов по данному законопроекту и рекомендации головного комитета по одобрению в первом чтении или отклонению законопроекта.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

31. Исключен

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 32 изложен в редакции постановления Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

32. Законопроект, подготовленный к рассмотрению на пленарном заседании, материалы к нему направляются головным комитетом в Бюро Палаты, как правило, не позднее чем за два рабочих дня до его заседания для внесения на рассмотрение пленарного заседания Мажилиса.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 33 внесены изменения в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

33. Бюро Палаты с учетом заключения головного комитета вносит предложение о включении проекта закона в повестку дня пленарного заседания.

  • Показать изменения

Повестка дня пленарного заседания и все необходимые материалы, касающиеся вопросов, вносимых на рассмотрение Мажилиса, заблаговременно размещаются в автоматизированной системе, но не позднее чем за один день до пленарного заседания Палаты с информированием об этом депутатов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 34 внесены изменения в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

34. Рассмотрение проектов законов на пленарных заседаниях Мажилиса может осуществляться в одном чтении, если Палатой применительно к конкретному проекту не будет принято другое решение.

  • Показать изменения

Проекты кодексов, изменения и дополнения в них рассматриваются не менее чем в двух чтениях.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

35. Исключен в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 36 изложен в редакции постановления Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

36. При рассмотрении законопроекта в одном чтении либо в первом чтении Палата заслушивает доклад инициатора данного проекта и содоклад головного комитета, обсуждает основные положения проекта закона.

  • Показать изменения

При рассмотрении проекта закона о республиканском бюджете или об уточнении республиканского бюджета на пленарном заседании Палаты заслушивание докладов осуществляется в порядке, определенном Бюджетным кодексом Республики Казахстан.

  • Показать изменения

В случае, если законопроект рассматривается в одном чтении и не поступило предложений о его отклонении, Палата продолжает обсуждение законопроекта в целом или постатейно в порядке, предусмотренном пунктом 41 настоящего Регламента, и принимает решение, предусмотренное в пункте 41-1 настоящего Регламента.

При внесении альтернативных проектов законов по одному и тому же вопросу Палата одновременно обсуждает их в ходе чтения и принимает решение о том, какой из рассматриваемых проектов принять за основу для подготовки ко второму чтению.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

37 - 39. Исключены в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Регламент дополнен пунктом 39-1 в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.)

  • Показать изменения

39-1. При подготовке законопроекта ко второму (последующему) чтению головной комитет рассматривает внесенные письменные поправки к проекту закона.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 40 изложен в редакции постановления Мажилиса Парламента РК от 21.12.22 г. № 653-VII (введено в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

40. При втором чтении по проекту закона с докладом выступает председатель головного комитета или руководитель рабочей группы либо один из членов комитета. Прения по докладу не открываются. В случае необходимости слово для выступления по законопроекту предоставляется представителю Правительства.