0
1
ДОСЬЕ НА ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА О ПЕРВОМ ПРЕЗИДЕНТЕ РК
Досье
на проект Конституционного закона Республики Казахстан
"О Первом Президенте Республики Казахстан"
О представлении проекта Конституционного закона Республики
Казахстан О Первом Президенте Республики Казахстан
Пояснительная записка к проекту Конституционного закона
Республики Казахстан О Первом Президенте Республики Казахстан
Справочный лист к проекту Конституционного закона Республики
Казахстан О Первом Президенте Республики Казахстан
принят Парламентом Республики Казахстан на совместном
заседании Палат 27 июня 2000 года, представлен Президенту РК
на подпись 30 июня 2000 года
Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан
от 12 июня 2000 года
Председателю Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Туякбай Ж.А.
Зарегистрировано Мажилисом Парламента от 12 июня 2000 года № 2787
О представлении проекта Конституционного закона Республики
Казахстан О Первом Президенте Республики Казахстан
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Конституции Республики Казахстан и пунктом 2 статьи 15 Конституционного закона Республики Казахстан от 16 октября 1995 г. "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов", а также пунктами 25, 26 и 27 Регламента Мажилиса Парламента Республики Казахстан, вносим на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Конституционного закона Республики Казахстан "О Первом Президенте Республики Казахстан", инициированный депутатами Парламента Республики Казахстан, членами фракции Гражданской партии Казахстана.
Депутаты Парламента Республики Казахстан | Мукашев Р.Ж. |
Дрожжин С.В.
Айталы А.А.
Ескендиров К.Г.
Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан
от 12 июня 2000 года
Пояснительная записка
к проекту Конституционного закона Республики Казахстан
О Первом Президенте Республики Казахстан
Сложность политического положения и реальных шагов предпринимаемых Первым Президентом Казахстана при кардинальной ломке прежних политических и экономических структур приводит к уязвимости его положения в будущем в силу возможной неоднозначной реакции на проводимые преобразования со стороны отдельных политических сил, что в свою очередь требует его адекватной правовой защиты не только во время исполнения им своих полномочий, но и после их прекращения. Для решения этой проблемы предлагается отдельный Конституционный закон, регламентирующий и закрепляющий правовой статус Первого Президента Республики Казахстан.
Настоящий Конституционный закон в целях обеспечения преемственности основных направлений внутренней и внешней политики Казахстана, дальнейших социально-экономических и демократических преобразований в стране определяет политическое и правовое положение Первого Президента Республики как одного из основателей нового независимого государства Казахстан, лидера нации, обеспечивающего единство народа Казахстана, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
В настоящем Конституционном законе наряду с полномочиями Президента Республики Казахстан, предусмотренными Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом "О Президенте Республики Казахстан" и другими законами Республики, определяются прерогативы и гарантии Первого Президента Республики Казахстан.
В силу его исторической миссии Первому Президенту Республики Казахстан пожизненно принадлежат следующие прерогативы:
1) обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам развития казахстанского общества, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами;
2) выступать перед Парламентом Республики Казахстан, на заседаниях Правительства Республики при обсуждении важных для страны вопросов, возглавлять Ассамблею народов Казахстана, входить в состав Совета Безопасности Республики Казахстан;
3) присуждать ежегодную премию мира и прогресса Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева;
4) вносить предложения действующему Президенту Республики Казахстан по вопросам кадровой политики, введения чрезвычайного и военного положения, применения Вооруженных Сил Республики.
Настоящим Конституционным законом уточнено положение Конституции Республики Казахстан о неприкосновенности Главы государства и эти нормы действуют как в период нахождения Первого Президента Республики Казахстан в должности, так и после прекращения исполнения им своих конституционных полномочий.
Предлагаемый проект Конституционного закона Республики Казахстан восполняет отсутствие в существующем законодательстве Республики Казахстан норм, обеспечивающих политические, социальные и иные гарантии Первому Президенту Казахстана, прекратившему исполнение своих полномочий. Аналогичное законодательство есть во многих странах мира, в том числе в Российской Федерации, Республике Беларусь и в других государствах СНГ.
Законопроект регламентирует порядок формирования и обеспечения института Первого Президента Казахстана, закрепляет источники финансирования и порядок предоставления социальных и иных гарантий.
Проект Конституционного закона не противоречит Конституции Республики Казахстан, действующему законодательству и его реализация не потребует дополнительных финансовых затрат в текущем бюджетном году.
Депутаты Парламента Республики Казахстан | Мукашев Р.Ж. |
Дрожжин С.В.
Айталы А.А.
Ескендиров К.Г.
Справочный лист
К проекту Конституционного закона Республики Казахстан
О Первом Президенте Республики Казахстан
1. Инициаторы законопроекта Депутаты Парламента
Республики Казахстан
Мукашев Р.Ж.
Дрожжин С.В.
Айталы А.А.
Ескендиров К.Г.
2. Головной Комитет по законопроекту
3. Дата регистрации законопроекта в Парламенте Республики Казахстан
4. Заключения по законопроекту постоянных комитетов Парламента
Республики Казахстан
5. Заключения по законопроекту Правительства Республики Казахстан,
Министерств, ведомств, других государственных Органов и общественных
объединений.
6. Научная экспертиза
7. Кому поручено выступать Депутат Парламента
с докладом по законопроекту Республики Казахстан
Мукашев Р.Ж.
8. Наличие альтернативных законопроектов
9. Дата вручения законопроекта Парламенту Республики Казахстан
10. Дата рассмотрения законопроекта Парламентом в первом чтении и
его результаты
11. Головной Комитет (комиссия), другой орган, которому поручена
доработка проекта и подготовка его
12. Внесение законопроекта на народное обсуждение и его сроки
13. Заключение по законопроекту Комитета (перед вторым чтением)
14. Дата рассмотрения Парламентом законопроекта во втором чтении и
результат
15. Время вступления Закона в силу
16. Прочие отметки