|
|
|
Пояснительная записка Правительства Республики Казахстан Мажилиса Парламента от 21 декабря 2001 года № 20-7703 к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О бухгалтерском учете" Целью внесения изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 26 декабря 1995 года № 2732 "О бухгалтерском учете" (далее - Указ) является дальнейшее развитие и совершенствование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан. Для достижения Республикой Казахстан целей улучшения инвестиционного климата и дальнейшей интеграции в мировую экономику возникает необходимость приведения системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Об этом говорилось в Послании Главы государства народу Казахстана "К свободному, эффективному и безопасному обществу" от 24 октября 2000 года, что нашло отражение в Плане мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации поставленных Президентом Республики Казахстан задач в указанном послании, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 декабря 2000 года № 1826. В связи с этим в законопроекте предусматривается: 1) что "крупными" предприятиями с 1 января 2003 года ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности будет осуществляться в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Остальным организациям и предпринимателям необходимо будет руководствоваться данной нормой с 1 января 2004 года. При этом предусмотрено, что досрочное (с 1 января 2003 года) применение МСФО всеми предпринимателями и организациями не запрещается; 2) выделение основных принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, таких как начисление и непрерывность деятельности организации. Несоблюдение данных принципов будет приводить к искажению финансовой информации и введению пользователей в заблуждение; 3) определение качественных характеристик финансовой отчетности, таких как уместность, надежность, понятность и сопоставимость. Следование качественным характеристикам способствует тому, что финансовая информация, отражаемая в отчетности, становится полезной для пользователей; 4) включение в перечень финансовой отчетности отчета об изменениях в капитале, информации об учетной политике и пояснительной записки; 5) исключение нормы по отражению операций в иностранной валюте с применением курса Национального Банка Республики Казахстан. Операции в иностранной валюте должны отражаться по рыночному валютному курсу в порядке, предусмотренном стандартами бухгалтерского учета; 6) установление требований составления и представления консолидированной финансовой отчетности организациями, имеющими дочерние организации. В законопроекте вводится статья, где дается понятие стандартам бухгалтерского учета, как документам устанавливающим общие правила и способы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Также дается понятие плану счетов бухгалтерского учета, который представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. В целях упорядочения системы государственного регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в проект введена статья, в которой перечисляются функции уполномоченного государственного органа и Национального Банка Республики Казахстан. В проекте вводится статья, согласно которой организации самостоятельно разрабатывают и утверждают формы первичных документов, в случае если формы или требования к ним не утверждены уполномоченным органом или Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией. При этом законом устанавливаются обязательные минимальные реквизиты к таким первичным документам. Кроме того, в проекте вводится понятие "учетная политика", которая представляет собой принципы, правила и практику, принятые организацией или предпринимателем для ведения бухгалтерского учета в соответствии со своими потребностями и особенностями деятельности. В данном законопроекте понятие "субъект" изменено на "организации" и "предприниматели". Это вызвано тем, что согласно Закону Республики Казахстан "Об индивидуальном предпринимательстве", к индивидуальным предпринимателям, не подлежащим обязательной государственной регистрации, не предъявляется требование о составлении финансовой отчетности, установленной для организаций. Также вводится дополнительная норма, касающаяся того, что порядок ведения бухгалтерского учета, объем и формы финансовой отчетности государственных учреждений определяются уполномоченным органом. Необходимость введения данной нормы вызвана тем, что между порядком ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетностью организаций и государственных учреждений существуют различия. Кроме того, устанавливается норма, согласно которой финансовая отчетность должна подписываться руководством и главным бухгалтером или же бухгалтером, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера организации. В том случае, если бухгалтерский учет ведется специализированной бухгалтерской организацией или бухгалтером-специалистом, финансовая отчетность организации должна подписываться руководством организации, а также руководством специализированной бухгалтерской организации или бухгалтером-специалистом. Требование обязательного ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на государственном и (или) русском языках вызвано тем, что ряд предприятий и представительств иностранных компаний в нарушение законодательства Республики Казахстан ведут бухгалтерский учет на иностранных языках без перевода на государственный или русский язык, что затрудняет проведение экономических анализов и проверок по соблюдению законодательства Республики Казахстан. Кроме того, введение данной нормы вызвано также тем, что формирование организациями, в том числе и иностранными компаниями, учетной информации, понятной для всех пользователей позволит сравнивать положение организации с финансовым положением аналогичных организаций, занимающих такое же положение в соответствующей отрасли. Исключена норма, устанавливающая проведение аудитором внешнего аудита правильности ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, в связи с тем, что данная норма определена в Законе Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности". Реализация настоящего Закона не потребует дополнительных финансовых затрат.
Сравнительная таблица к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О бухгалтерском учете" [См. документ в формате WORD]
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |