|
|
|
И. Смурыгина, начальник отдела налогового консалтинга ТОО «Казахстанаудит»
См.редакцию за 2013
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕРТИФИКАТАМ РЕЗИДЕНТСТВА В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ НАЛОГОВЫХ КОНВЕНЦИЙ
В целях применения положений Международных договоров (Конвенции/Соглашений) об избежании/устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (имущество) (далее - Конвенция), а именно для освобождения от налогообложения или для применения сниженной ставки при выплате нерезидентам доходов в виде роялти, дивидендов, вознаграждений, налогоплательщик должен представить документ, подтверждающий резидентство (сертификат резидентства). По состоянию на 1 июня 2016 года заключены и ратифицированы 49 Конвенции, из которых, последние три Конвенции были заключены в 2015 году: с Вьетнамом, Македонией и Катаром. Возможны два варианта представления сертификата резидентства: 1. Резидентом иностранного государства - получателем дохода из источников в РК - для казахстанского лица, выплачивающего доход; 2. Резидентом РК - получателем дохода из источников в иностранном государстве - для иностранного лица, выплачивающего доход. Рассмотрим подробно каждый из этих случаев.
1. Относительно Резидента иностранного государства, получающего доход из источников в РК (нерезидентов) и налогового агента, выплачивающего доход
Доходы нерезидентов (физических и юридических лиц), получаемые от осуществления разовой или кратковременной деятельности, не образующей постоянное учреждение, подлежат налогообложению у источника выплаты, за исключением доходов, освобождённых от налогообложения, указанных в пункте 5 статьи 193 Налогового кодекса (для юридических лиц) и в статье 200-1 Налогового кодекса (для физических лиц). Доходы нерезидентов (физических и юридических лиц) из источников в РК перечислены в статье 192 Налогового кодекса. Согласно пункту 3 статьи 193 Налогового кодекса обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и уплате подоходного налога у источника выплаты в государственный бюджет возложены на лицо (в том числе нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение (Филиал, Представительство) и индивидуального предпринимателя), выплачивающее доходы. Такое лицо в соответствии с подпунктом 31) пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса признается налоговым агентом. Если нерезидентом получен доход от работ (услуг), выполненных (оказанных) вне территории РК, за исключением доходов, перечисленных в подпункте 3) и 4) пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса, то налоговый агент вправе не облагать выплачиваемые нерезиденту доходы. При выплате доходов из источников в РК, перечисленных в статье 212-1 Налогового кодекса, таких как роялти, вознаграждения, дивиденды, налоговый агент имеет право самостоятельно применить упрощенный порядок администрирования Конвенций, согласно которому, в момент выплаты таких доходов нерезиденту, налоговый агент имеет право применить соответствующий международный договор, без подачи нерезидентом заявления на его применение на основании представленного нерезидентом документа, подтверждающего резидентство, если такой нерезидент является окончательным получателем доходов и имеет право на применение положений такого международного договора. Применяя Конвенцию, налоговый агент при выплате указанных выше доходов, вправе применить сниженную ставку налога 10%, вместо 15%. Согласно пункту 3 статьи 212 Налогового кодекса международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство (Сертификата резидентства), или его нотариально засвидетельствованной копии, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. При этом документ, подтверждающий резидентство, представляется нерезидентом налоговому агенту не позднее одной из следующих дат, которая наступит первой: 1) 31 марта года, следующего за налоговым периодом, определенным в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты; 2) начала проведения плановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты; 3) не позднее пяти рабочих дней до завершения внеплановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты. Дата завершения внеплановой налоговой проверки определяется в соответствии с предписанием. Если работы (услуги) оказываются на территории РК, налоговый агент и нерезидент вправе применить положения Конвенции, выполнив условия пункта 4 статьи 212 Налогового кодекса. В связи с этим, если нерезидент оказывает услуги или выполняет работы на территории Республики Казахстан в пределах срока, не приводящего к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, в целях применения положений международного договора юридическое лицо-нерезидент наряду с Сертификатом резидентства, представляет налоговому агенту нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов либо выписки из торгового реестра (реестра акционеров или иного аналогичного документа, предусмотренного законодательством государства, в котором зарегистрирован нерезидент) с указанием учредителей (участников) и мажоритарных акционеров юридического лица-нерезидента. Налоговый агент на основе представленных документов и договора (контракта) на оказание услуг или выполнение работ определяет факт образования нерезидентом постоянного учреждения в результате оказания услуг или выполнения работ в рамках такого договора (контракта) и связанных проектов при их наличии. При выявлении факта образования нерезидентом в РК постоянного учреждения налоговый агент не вправе применить положения международного договора в части освобождения доходов нерезидентов в Республике Казахстан от выполнения работ, оказания услуг на территории РК. На основании пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса, в целях применения освобождения от налогообложения или сниженной ставки, документ, подтверждающий резидентство нерезидента (Сертификат резидентства), представляет собой официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым РК заключен международный договор. Нерезидент признается резидентом государства, с которым РК заключен международный договор, в течение периода времени, указанного в документе, подтверждающем резидентство нерезидента. Если в документе, подтверждающем резидентство, не указан период времени резидентства нерезидента, нерезидент признается резидентом государства, с которым РК заключен международный договор, в течение календарного года, в котором такой документ выдан. Документ, подтверждающий резидентство нерезидента, заверяется компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент - получатель дохода. Подпись и печать органа, заверившего Сертификат резидентства, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов, указанных в подпунктах 1), 2) и 4) пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Данные требования не применяются в случае, если иной порядок взаимного признания документов, подтверждающих резидентство, установлен: международным договором, участником которого является Республика Казахстан; между уполномоченным органом и компетентным органом иностранного государства в рамках процедуры взаимного согласования, проводимой в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса; решением органа Евразийского экономического союза. Вместе с тем, Республика Казахстан является страной-участницей Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (далее - Гаагская Конвенция). Гаагская Конвенция, положения которой действуют только между странами-участницами, отменяет дипломатическую или консульскую легализацию официальных иностранных документов, которая осуществлялась до ее введения, и заменяет ее формальной процедурой проставления апостиля. При этом согласно статье 4 данной Конвенции апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом, и должен соответствовать единому образцу, установленному Гаагской Конвенцией. То есть апостилирование копий, в том числе нотариально заверенных, Гаагской Конвенцией не предусмотрено. Документ, подтверждающий резидентство, представляемый для применения положений международного договора, подписывается уполномоченным лицом государства, резидентом которого является заявитель. При этом апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. То есть для целей налогообложения существенным является действительность подписи лица и его полномочия на выдачу документа, подтверждающего резидентство. При снятии же с них копий и их нотариального заверения с целью последующего проставления апостиля на подпись заверившего их нотариуса подвергается сомнению подпись лица, изначально подтвердившего резидентство, так как именно его подпись, полномочия и печать не апостилированы, следовательно, их подлинность надлежащим образом не удостоверена. В свою очередь, официальные документы, поступающие из государств, не являющихся участниками Гаагской Конвенции, подлежат легализации в порядке, установленном Законом РК «О нотариате» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.03.2016. г.) и Правилами консульской легализации, утвержденными приказом Министра иностранных дел РК от 21.11.2000 г. № 264 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.12.2015 г.). Между тем в соответствии со статьей 12 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002 г., заключенной в г. Кишиневе государствами-участниками Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и ратифицированной РК Законом РК от 10.03.2004 г., документы, которые на территории одной из стран СНГ выданы или засвидетельствованы компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях всех других стран СНГ без какого-либо специального удостоверения, и документы, которые на территории одной из стран СНГ рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других стран СНГ доказательной силой официальных документов. Следует отметить, что до июня 2013 года, то есть, в течение практически 15 лет, в РК документы, поступившие из стран СНГ, в том числе подтверждающие резидентство, принимались на территории Республики Казахстан без легализации и апостилирования. Об этом также указывалось в многочисленных письмах-разъяснениях и в публикационных статьях самого Налогового комитета Министерства финансов РК и его территориальных налоговых комитетов по всему Казахстану. Однако, 7 июня 2013 года за № НК-13-55-4256 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан выпустил письмо относительно налогового сертификата резидентства стран, подписавших Кишиневскую и Минскую Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан, Азербайджан,Таджикистан, Туркменистан и др.). Согласно данному письму, Кишиневская и Минская Конвенции не применяются по отношению к легализации сертификата резидентства для целей освобождения от налогообложения и по этой причине сертификаты вышеперечисленных стран подлежат обязательной дипломатической или консульской легализации. То есть, через 15 лет, налоговые органы кардинально поменяли свою позицию. После выхода указанного письма и озвученной в нем позиции, Ассоциацией налогоплательщиков Казахстана было направлено встречное письмо в адрес налоговых органов, в котором были представлены аргументы против озвученной ими позиции. Следует отметить, что на сегодняшний день, имеется проект Соглашения в форме обмена нотами о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных государственными органами Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал», одобренный обеими сторонами: со стороны РК: постановлением Правительства РК от 29 октября 2015 года № 863, с российской стороны: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 года № 1531-р. Таким образом, ратификации данного Соглашения в настоящее время не имеется. Следует также обратить внимание, что письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 6 августа 2015 года № 03-08-05/45365 (далее - Департамент) в связи с вопросом об апостилировании сертификата о резидентстве в Российской Федерации отмечено, что в соответствии с приказом Минюста России от 03.07.2012 г. № 130 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу» обязанность по проставлению апостиля на такие документы возложена на Минюст России и его территориальные органы. Вместе с тем, в настоящее время между компетентными органами Российской Федерации в лице МИДа России и Минюста России и компетентными органами Республики Казахстан осуществляется процедура взаимного согласования о принятии на территории обоих государств справок, подтверждающих резидентство, без проставления апостиля, путем обмена соответствующими нотами. В связи с чем, так как начался официально процесс в форме обмена нотами, то, полагаю, что при взаимодействии с нерезидентами-резидентами РФ, компании могут не удерживать налог у источника выплаты, если нерезидентом своевременно будет представлен сертификат резидентства (Справка с ФНС РФ), оформленный в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса без апостилирования. Однако, налоговые агенты самостоятельно должны принять решение принимать не апостилированные Справки от резидентов РФ или нет.
2. Относительно Резидента РК - получателя дохода из источников в иностранном государстве и для иностранного лица, выплачивающего доход
На основании статьи 221 Налогового кодекса для целей Налогового кодекса доходами из источников за пределами РК независимо от места выплаты признаются все виды доходов, не являющиеся доходами из источников в РК. Налогоплательщик-резидент (юридическое и физическое лица) обязан отразить в налоговой декларации в РК доходы из источников за пределами РК, в том числе из источников в государствах с льготным налогообложением. Согласно статье 206 Налогового кодекса положения международного договора об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения доходов или имущества (капитала), одной из сторон которого является РК, применяются к лицам, которые являются резидентами одного или обоих государств, заключивших такой договор. Данные положения не распространяется на резидента государства, с которым заключен международный договор, если этот резидент использует положения данного международного договора в интересах другого лица, не являющегося резидентом государства, с которым заключен международный договор. В соответствии со статьей 225 Налогового кодекса в случае осуществления резидентом деятельности в иностранном государстве, с которым РК заключен международный договор, при выполнении условий соответствующего международного договора резидент вправе применить в указанном государстве положения этого международного договора. Положения международного договора применяются к доходам резидента из источников за пределами РК при выполнении условий, установленных статьей 206 Налогового кодекса. Для подтверждения резидентства Республики Казахстан в целях применения международного договора, а также в иных целях лицо представляет в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к налоговому органу, в котором такое лицо зарегистрировано по месту нахождения (жительства), налоговое заявление на подтверждение резидентства. (Форма налогового заявления на получение подтверждения налогового резидентства утверждена Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № 604 «Об утверждении форм налоговых заявлений» (с изменениями по состоянию на 24.12.2015 г.). В случае, если лицо зарегистрировано по месту нахождения (жительства) в налоговом органе, который подчиняется по вертикали непосредственно уполномоченному органу, налоговое заявление на подтверждение резидентства представляется в такой налоговый орган. При этом нижеуказанные лица обязаны представить в налоговый орган с налоговым заявлением на подтверждение резидентства следующие документы: 1) иностранное юридическое лицо, являющееся резидентом на основании того, что его место эффективного управления находится в Республике Казахстан, - нотариально засвидетельствованную копию документа, подтверждающего наличие в Республике Казахстан места эффективного управления (места нахождения фактического органа управления) юридического лица (протокола общего собрания совета директоров или аналогичного органа с указанием места его проведения или иных документов, подтверждающих место основного управления и (или) контроля, а также принятия стратегических коммерческих решений, необходимых для проведения предпринимательской деятельности юридического лица); 2) гражданин Республики Казахстан, являющийся резидентом, - копию удостоверения личности или паспорта Республики Казахстан; 3) иностранец и лицо без гражданства, являющиеся резидентами, - нотариально засвидетельствованные копии: заграничного паспорта или удостоверения лица без гражданства; вида на жительство в Республике Казахстан (при его наличии); документа, подтверждающего период пребывания в Республике Казахстан (визы или иных документов). По итогам рассмотрения налогового заявления на подтверждение резидентства налоговый орган в течение пятнадцати календарных дней со дня его представления: 1) выдает лицу документ, подтверждающий его резидентство, по форме, установленной уполномоченным органом. Налоговый орган подтверждает резидентство лица за каждый календарный год, указанный в налоговом заявлении на подтверждение резидентства, в пределах срока исковой давности, установленного статьей 46 Налогового кодекса (5 лет); 2) выносит обоснованное решение об отказе в подтверждении резидентства лица. Отказ в подтверждении резидентства лицу налоговым органом производится в случае несоответствия лица условиям, установленным статьей 189 Налогового кодекса. В случае утраты документа, подтверждающего резидентство, налоговый орган, выдавший такой документ, в течение пятнадцати календарных дней со дня представления заявления резидента выдает его дубликат. Если резидент считает, что налогообложение доходов в иностранном государстве противоречит положениям соответствующего международного договора, он может обратиться в компетентный орган иностранного государства или уполномоченный орган независимо от средств защиты, предусмотренных внутренним законодательством иностранного государства, с заявлением о рассмотрении вопроса о правомерности применения положений международного договора в отношении налогообложения его доходов. Таким образом, если резидентом РК выполняются работы или оказываются услуги на территории иностранного государства, тогда для применения положений Налоговой конвенции резидентом РК представляются в налоговые органы соответствующей страны сертификат резидентства РК. Следует также отметить, что приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 апреля 2015 года № 284) (с изменениями и дополнениями от 27.01.2016 г.), утверждены: Стандарт государственной услуги «Апостилирование официальных документов, исходящих из структурных подразделений Министерства финансов Республики Казахстан и (или) их территориальных подразделений» (приложение 52) и Стандарт государственной услуги «Подтверждение резидентства Республики Казахстан» (приложение 17). Государственная услуга оказывается территориальными органами Комитета государственных доходов Министерства по областям, городам Астане и Алматы (далее - услугодатель). Прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляются: 1) услугодателем через канцелярию или веб-приложение «Кабинет налогоплательщика» (далее - Кабинет налогоплательщика); 2) через некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительства для граждан» (далее - Государственная корпорация); 3) посредством веб-портала «электронного правительства»: www.egov.kz (далее - портал). Сроки оказания государственной услуги: 1) в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня представления услугополучателем документов. При обращении в Государственную корпорацию день приема не входит в срок оказания государственной услуги; 2) максимально допустимое время ожидания для сдачи пакета документов услугополучателем услугодателю - 20 (двадцать) минут, в Государственной корпорации - 15 (пятнадцать) минут; 3) максимально допустимое время обслуживания услугополучателя услугодателем - 20 (двадцать) минут, в Государственной корпорации - 15 (пятнадцать) минут. Форма оказания государственной услуги по выдаче сертификата резидентства: электронная (частично автоматизированная) и (или) бумажная. Результатом оказания государственной услуги является: 1) выдача документа, подтверждающего резидентство, по форме, установленной уполномоченным органом; 2) мотивированный ответ услугодателя об отказе в оказании государственной услуги в случаях и по основаниям, указанных в пункте 10 данного Стандарта государственной услуги. Форма предоставления результата оказания государственной услуги: бумажная. Результат оказания государственной услуги оформляется на бумажном носителе, заверяется печатью и подписью уполномоченного лица услугодателя. Государственная услуга оказывается на бесплатной основе физическим и юридическим лицам (далее - услугополучатель). График работы: 1) услугодателя - с понедельника по пятницу, с 9.00 до 18.30 часов с перерывом на обед с 13.00 до 14.30 часов, кроме выходных и праздничных дней согласно трудовому законодательству Республики Казахстан. Прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляется с 9.00 часов до 17.30 часов с перерывом на обед с 13.00 часов до 14.30 часов. Государственная услуга оказывается в порядке очереди, без предварительной записи и ускоренного обслуживания; 2) Государственная корпорация - с понедельника по субботу, за исключением воскресенья, праздничных дней согласно трудовому законодательству Республики Казахстан в соответствии с установленным графиком работы с 9.00 часов до 20.00 часов, без перерыва на обед. Прием осуществляется в порядке электронной очереди, по месту регистрации услугополучателя без ускоренного обслуживания, возможно бронирование электронной очереди посредством портала; 3) портала - круглосуточно, за исключением технических перерывов в связи с проведением ремонтных работ (при обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляется следующим рабочим днем). Формы заявления получатель может также получить бесплатно в налоговом департаменте. Перечень документов, необходимых для оказания государственной услуги для выдачи сертификата резидентства при обращении услугополучателя либо его представителя по нотариально заверенной доверенности, подробно изложен в данном Стандарте. Услугополучателям, имеющим стойкие расстройства функций организма, полную или частичную утрату способности, или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться и ориентироваться, прием документов для оказания государственной услуги производится работником Государственной корпорации с выездом по месту жительства посредством обращения через Единый контакт-центр 1414, 8 800 080 7777. Услугополучатель имеет возможность получения государственной услуги в электронной форме через портал, Кабинет налогоплательщика при условии наличия ЭЦП. Услугополучатель имеет возможность получения информации о статусе оказания государственной услуги в режиме удаленного доступа посредством «личного кабинета» на портале, Кабинета налогоплательщика, Единого контакт-центра по вопросам оказания государственных услуг. Адреса мест оказания государственной услуги размещены на интернет-ресурсах услугодателя: www.kgd.gov.kz, Министерства: www.minfin.gov.kz, Государственной корпорации: www.con.gov.kz. Контактные телефоны Единого контакт-центра по вопросам оказания государственных услуг: 8-800-080-7777, 1414. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 84 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) им в РК и за её пределами в течение налогового периода. Поэтому доход, полученный из источников за пределами РК, должен быть включен в совокупный годовой доход налогоплательщика - юридического лица и отражен в налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством РК. То же самое касается и доходов, полученных физическими лицами-резидентами РК. Так, в соответствии со статьей 184 Налогового кодекса доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан, признаются прочими доходами налогоплательщика, подлежащим налогообложению. Так как прочие доходы являются доходами, не облагаемыми у источника выплаты, то при получении доходов за пределами РК, налогоплательщик (физическое лицо-резидент) обязан будет представить Декларацию по индивидуальному подоходному налогу по форме 240.00 в налоговый орган по месту нахождения (жительства) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.
Кроме того, если налогоплательщиком - резидентом был получен доход и уплачены налоги за пределами РК, то резидент (юридическое и физическое лица) вправе зачесть уплаченные за пределами РК налоги в счёт предстоящих к уплате налогов в РК. Порядок применения зачёта иностранного налога установлен статьей 223 Налогового кодекса. Суммы уплаченных за пределами РК налогов на доходы или идентичного вида подоходного налога с доходов, полученных налогоплательщиком-резидентом из источников за пределами РК, подлежат зачету в счет уплаты корпоративного или индивидуального подоходного налога в РК при наличии документа, подтверждающего уплату такого налога. Таким документом является справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и (или) заверенная налоговым органом иностранного государства. В случае, если справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и (или) заверенная налоговым органом иностранного государства, составлена на иностранном языке, обязательно наличие перевода на казахский или русский язык, засвидетельствованного нотариусом в порядке, установленном законодательством РК. При отнесении в зачет налогов, уплаченных в иностранном государстве, в счет уплаты корпоративного или индивидуального подоходного налога налогоплательщик вправе представить указанную в настоящем пункте справку по требованию налогового органа с целью проведения камерального контроля. Зачет иностранного налога не предоставляется в РК с доходов налогоплательщика-резидента из источников за пределами РК: 1) освобожденных от налогообложения в соответствии с положениями настоящего Кодекса; 2) подлежащих корректировке в соответствии со статьей 99 Налогового кодекса; 3) подлежащих налогообложению в РК в соответствии с положениями международного договора независимо от факта уплаты и (или) удержания налогов с таких доходов в иностранном государстве в пределах излишне уплаченной суммы налога в иностранном государстве. При этом излишне уплаченная сумма налога определяется как разница между фактически уплаченной суммой налога и суммой налога, подлежащей уплате в иностранном государстве в соответствии с положениями международного договора. Размер зачитываемых сумм, предусмотренных данной статьёй, определяется по каждому иностранному государству отдельно. При этом размер зачитываемой суммы налога представляет собой наименьшую из следующих сумм: 1) сумму фактически уплаченного в иностранном государстве налога с доходов, полученных налогоплательщиком-резидентом из источников за пределами РК; 2) сумму подоходного налога с доходов из источников за пределами РК, исчисленную в РК в соответствии с положениями Налогового кодекса, а также положениями международного договора. Налогоплательщик в течение срока исковой давности, установленного статьей 46 Налогового кодекса (5 лет), производит зачет иностранного подоходного налога с доходов из источников за пределами РК в налоговом периоде, в котором указанный доход подлежит получению (получен). В случае признания дохода в иностранном государстве в налоговом периоде, отличном от налогового периода, в котором указанный доход признается в соответствии с Налоговым кодексом, налогоплательщик-резидент вправе произвести зачет иностранного подоходного налога с доходов из источников за пределами РК в налоговом периоде, в котором такой доход начислен в соответствии с налоговым законодательством РК. Для определения общей суммы зачета подоходного налога, уплаченного в иностранном государстве, с доходов, полученных из источников в этом государстве, резидент заполняет соответствующее приложение к декларации по КПН или по ИПН.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |