|
|
|
Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1997 г. № 210-1 Об Данная редакция действовала до внесения изменений от 20 декабря 2004 г. Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области энергосбережения с целью создания экономических и организационных условий для эффективного использования топливно-энергетических ресурсов Республики Казахстан и охраны окружающей среды. Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: энергосбережение - деятельность (организационная, научная, практическая, информационная), направленная на рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов; политика в области энергосбережения - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения; энергосберегающие технологии, оборудование и материалы -технологии, оборудование и материалы, позволяющие повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов по сравнению с достигнутым уровнем; топливно-энергетический ресурс - носитель энергии, который при данном уровне развития техники и технологий используется или может быть полезно использован; экологически чистые энергетические ресурсы - носители энергии солнца, ветра, термальных вод, тепла земли, энергии движущихся потоков воды, волн; вторичные энергетические ресурсы - энергетические ресурсы, получаемые в качестве побочного продукта или отхода основного производства; эффективное использование топливно-энергетических ресурсов достижение высокорезультативного, технически возможного, экономически выгодного использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и одновременно снижении техногенного воздействия на окружающую среду; показатель эффективности использования топливно-энергетических ресурсов - регламентируемая в нормативах и стандартах величина удельного расхода топлива и энергии для данной продукции, работ и услуг; непроизводительные расходы топливно-энергетических ресурсов - потери топлива и энергии, вызванные отступлением от требований стандартов (технических условий) для вновь вводимого оборудования, нарушением требований нормативных актов, технологических регламентов и паспортных данных для действующего оборудования; возобновляемые источники энергии - источники постоянно существующих или периодически возникающих в окружающей среде потоков солнца, ветра, тепла земли, биомассы и рек; объекты энергосбережения - процессы, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой, производством, хранением и использованием всех видов топливно-энергетических ресурсов, тепловой и электрической энергии; условное топливо - принятая при технико-экономических расчетах и регламентируемая в нормативах и стандартах единица, служащая для сопоставления тепловой ценности различных видов органического топлива. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области энергосбережения Законодательство Республики Казахстан в области энергосбережения основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Статья 3. Основные принципы государственной политики в области энергосбережения Основными принципами государственной политики в области энергосбережения являются: приоритет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов над ростом объемов их добычи и производства тепловой и электрической энергии; приоритетность обеспечения безопасности и здоровья человека, социально-бытовых условий его жизни, охраны окружающей среды при добыче, производстве, переработке, транспортировке и использовании топливно-энергетических ресурсов и (или) энергии; осуществление государственного регулирования в области энергосбережения; необходимость экономической поддержки энергосбережения, стимулирования использования возобновляемых источников энергии; обязательность достоверного учета производимых и расходуемых топливно-энергетических ресурсов; сочетание интересов производителей, поставщиков и потребителей топливно-энергетических ресурсов; системный подход в энергосбережении; реализация информационной, образовательной и научно-исследовательской деятельности в области энергосбережения. Статья 4. Основные направления энергосбережения Основными направлениями энергосбережения являются: стабилизация производства и потребления энергии, необходимой для интенсивного развития национальной экономики; оптимизация режимов производства и потребления энергии, организация ее учета и контроля; организация обследований энергетической эффективности предприятий, учреждений и организаций; проведение экспертизы энергосбережения продукции, действующих и реконструируемых объектов, технологий и оборудования; развитие возобновляемых источников энергии; утилизация вторичных энергетических ресурсов и отходов; реализация проектов по внедрению энергоэффективной техники и продукции, передовых технологий; внедрение научных исследований и новых способов управления в этой области; сокращение потерь топливно-энергетических ресурсов при их добыче, преобразовании, транспортировке, хранении и потреблении; обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов; внедрение новых и совершенствование действующих строительных норм и правил, обеспечивающих сбережение энергоресурсов. Глава 2. Государственное регулирование в области энергосбережения Статья 5. Организация системы энергосбережения Система энергосбережения является средством реализации единой государственной политики и самоуправления в области энергосбережения и включает в себя совокупность: правовых норм, регулирующих общественные отношения в области энергосбережения; объектов энергосбережения; центральных и местных исполнительных органов, физических и юридических лиц, а также лиц, участвующих в реализации программ энергосбережения; средств и мер, обеспечивающих рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов и охрану окружающей среды. Структура региональных и локальных (для всех юридических лиц) систем энергосбережения формируется на основе государственной системы, структура которой определяется Правительством Республики Казахстан. Система энергосбережения реализуется посредством государственной, региональных и отраслевых программ, а также программ, разрабатываемых юридическими лицами. Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области энергосбережения Правительство Республики Казахстан в области энергосбережения: разрабатывает основные направления единой государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению; разрабатывает государственные программы и представляет их на утверждение Президенту Республики Казахстан; разрабатывает нормативно-методический, правовой и экономический механизмы энергосбережения и стимулирования использования возобновляемых энергетических ресурсов; определяет структуру государственной системы энергосбережения и уполномоченный орган; определяет политику в области стандартизации, сертификации и обеспечения единства измерений при производстве и потреблении топливно-энергетических ресурсов; определяет порядок информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов; осуществляет международное сотрудничество; осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в области энергосбережения Уполномоченный орган в области энергосбережения: проводит единую государственную политику в области энергосбережения; осуществляет контроль и координацию соответствующих служб министерств, ведомств и организаций в части обеспечения выполнения государственных программ энергосбережения; разрабатывает Положение об экспертизе энергосбережения; организует государственный надзор за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов; участвует в международном сотрудничестве; осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Статья 8. Компетенция местных представительных и исполнительных органов в области энергосбережения 1. Местные представительные органы: утверждают программы энергосбережения в пределах административно-территориальной единицы; рассматривают отчеты руководителей местных исполнительных органов о выполнении программ энергосбережения. 2. Местные исполнительные органы: обеспечивают реализацию государственной программы энергосбережения; разрабатывают и реализуют программы энергосбережения в пределах административно-территориальной единицы, координируют их исполнение; организуют научные исследования в области энергосбережения; рассматривают деятельность расположенных на их территории физических и юридических лиц по исполнению программ энергосбережения. Статья 9. Учет энергетических ресурсов Количество потребляемых и хранимых физическими и юридическими лицами топливно-энергетических ресурсов в обязательном порядке подлежит учету и контролю в соответствии с нормативными документами и установленными государством стандартами и нормами. Статья 10. Государственная отчетность о производстве, потреблении и эффективности использования топливно-энергетических ресурсов Уполномоченный орган разрабатывает форму государственной статистической отчетности и по согласованию с компетентным органом в области государственной статистики обеспечивает введение государственной статистической отчетности об объеме и номенклатуре производства и потребления топливно-энергетических ресурсов и показателей эффективности их использования для предприятий и организаций, независимо от форм собственности. Статья 11. Нормирование, стандартизация и сертификация в области энергосбережения 1. Нормативы энергопотребления устанавливаются Правительством Республики Казахстан и подлежат пересмотру каждые пять лет с учетом достижений передовых технологий. Нормативы расходов топливно-энергетических ресурсов в обязательном порядке включаются в энергетические паспорта, технологические инструкции по эксплуатации и технические условия оборудования, зданий и сооружений, потребляющих топливно-энергетические ресурсы. Контроль за соблюдением нормативов расходов топливно-энергетических ресурсов осуществляется уполномоченным органом. 2. Требования, устанавливаемые в области энергопотребления государственными стандартами, техническими нормами и правилами, обязательны для выполнения на всей территории Республики Казахстан. Энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации на соответствующие показатели энергоэффективности. Обязательная сертификация осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 3. При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении топливно-энергетических ресурсов, а также при их сертификации осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор. Статья 12. Экспертиза энергосбережения 1. Экспертиза энергосбережения проводится в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на обеспечение топливно-энергетическими ресурсами. 2. Экспертизе по энергосбережению подлежат: проекты схем развития и размещения производительных сил, проекты развития отраслей народного хозяйства, территориальные схемы энергосбережения, техническая документация, связанная с энергосбережением; технико-экономические обоснования и проекты строительства новых и расширения (реконструкции, технического переоборудования, модернизации) действующих объектов и предприятий с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в 500 и выше тонн условного топлива; проекты инструктивно-методических и нормативно-технических актов, строительные нормы и правила, документация на создание и приобретение новой энергоемкой техники, технологии и материалов деятельности в сфере энергосбережения. Обязательная экспертиза энергосбережения проводится на действующих предприятиях и в организациях с размером годового потребления топливно-энергетических ресурсов 500 тонн и выше условного топлива. 3. Положение по проведению экспертизы энергосбережения утверждается Правительством Республики Казахстан. Глава 3. Экономический механизм энергосбережения Статья 13. Финансирование программ в области энергосбережения Источниками финансирования программ в области энергосбережения являются Государственный бюджет, собственные и заемные средства предприятий, организаций, иные источники, не противоречащие законодательству. Статья 14. Стимулирование энергосбережения На потребителей и производителей энергетических ресурсов, осуществляющих мероприятия по энергосбережению, распространяются условия стимулирования этой деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Глава 4. Возобновляемые источники энергии Статья 15. Возобновляемые источники энергии 1. Использование возобновляемых энергетических ресурсов является приоритетным направлением при разработке программ развития энергетики и решении экологических проблем Казахстана. 2. В Республике Казахстан создаются необходимые правовые и организационно-экономические условия для вовлечения в энергобаланс возобновляемых энергетических ресурсов, развития на их базе энергетических объектов. 3. Координация и ответственность за разработку и реализацию программ по вовлечению в энергобаланс возобновляемых энергетических ресурсов возлагается на уполномоченный орган. Глава 5. Образование, информационное обеспечение и научные исследования в области энергосбережения Статья 16. Образование в области энергосбережения Распространение знаний в области энергосбережения осуществляется через средства массовой информации, в системе образования и в ином порядке, не противоречащем законодательству. Статья 17. Информационное обеспечение и научные исследования в области энергосбережения 1. Информационное обеспечение в области энергосбережения осуществляется путем: доведения до организаций и населения Республики Казахстан программ энергосбережения; издания учебной и методической литературы по энергосбережению; разработки, демонстрации проектов и объектов высокой энергетической эффективности; пропаганды и рекламы энергосберегающего оборудования, материалов, технологий и средств обеспечения энергосбережения, организации выставок; пропаганды оборудования и способов эффективного использования возобновляемых энергетических ресурсов; пропаганды использования вторичных энергетических ресурсов и бытовых отходов; доведение до населения, предприятий, учреждений, организаций директивных нормативно-методических и справочно-информационных документов и материалов. 2. Научные исследования и опытно-конструкторские работы в области энергосбережения в Республике Казахстан проводятся на конкурсной основе специалистами любых стран с обязательным привлечением специалистов Республики Казахстан. Статья 18. Финансирование образования, информационного обеспечения и научных исследований в области энергосбережения Финансирование образования, информационного обеспечения и научных исследований в области энергосбережения осуществляется из Государственного бюджета, собственных средств физических и юридических лиц, иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан. Глава 6. Заключительные положения Статья 19. Международное сотрудничество в области энергосбережения 1. Международное сотрудничество в области энергосбережения осуществляется с целью реализации совместных проектов в области энергосбережения, взаимного обмена энергоэффективными технологиями, согласования показателей энергоэффективности с требованиями международных стандартов, а также взаимного признания результатов сертификации. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Казахстан об энергосбережении, то применяются правила международного договора. Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении Лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Президент
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |