|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан 1. Проект Закона РК (октябрь 2010) 3. Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О лотерейной деятельности» (сентябрь 2009 года) 4. Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности»
Концепция 1. Название законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лотереи и лотерейной деятельности».
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта В соответствии с пунктом 31 Перспективного плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2011-2012 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2009 года № 185, Министерством туризма и спорта Республики Казахстан разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам лотереи и лотерейной деятельности» (далее - законопроект). Данный законопроект разработан в целях определения на законодательном уровне соответствующих времени правовых, экономических и социальных основ организации и проведения лотерей, а также создания равных условий для привлечения средств от проведения лотереи на социальные расходы. Лотерейное дело сегодня - масштабная динамично развивающаяся отрасль мировой экономики, в полной мере освоившая современные телекоммуникационные, информационные и PR-технологии. Управляя средствами, поступающими от проведения лотерей, эффективные правительства ряда стран направляют их главным образом в развитие физкультуры и спорта, в образование и науку, на социальную защиту некоторых групп населения, в развитие культуры и сохранение культурно-исторического наследия, на воспитание молодежи, благотворительность, оказание иной гуманитарной помощи и т.д., что позволяет причислить лотереи к специфическому и эффективному источнику прямых целевых инвестиций. В противоположность этим тенденциям казахстанская лотерейная практика в последнее десятилетие демонстрирует ничтожность этого вклада, а государство пока не уделяет должного внимания лотерейному делу как дополнительному финансовому источнику социально значимых расходов. Опыт организации лотерей в Казахстане относится главным образом к советскому периоду, когда государство сделало лотерейное дело сверхприбыльным. В начале 90-х гг. ситуация резко изменилась. Лотерейный бизнес был передан частным компаниям, при этом государство не создало надлежащей системы законодательного регулирования и контроля над ними. Участие государства в лотерейной деятельности свелось главным образом к выдаче лицензий и регистрации лотерей. В результате государство лишилось значительных доходов, направляемых на финансирование социально значимых программ, поскольку лотерейная деятельность - одна из действенных мер господдержки социальной сферы в качестве механизма и источника привлечения внебюджетных средств. Существующая правовая база лотерейной деятельности, предусмотренная в Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», Законе Республики Казахстан «О лицензировании» и ряде подзаконных нормативных правовых актов не определяет четкого и эффективного регулирования данной сферы. В настоящее время лицензирование лотерейной деятельности по организации и проведению лотерей, кроме государственных (национальных) осуществляется Налоговым комитетом Министерства финансов. В Казахстане помимо государственной (национальной лотереи), в негосударственном секторе рынка лицензии имеют 45 хозяйствующих субъекта, из которых осуществляют лотерейную деятельность всего 12. Общий объем дохода от проведения лотерей в стране составляет порядка 400 млн. тенге в год, это включая Дирекцию Совета по организации и проведению национальной лотереи. При этом на рынке имеется множество нарушений финансового и правового порядка значительно подрывая доверие населения к участию в лотереях, что подтверждается сведениями из информации Генеральной прокуратуры. На сегодняшний день имеются факты участия граждан в различных акциях, выраженных в форме рекламных кампаний, викторин, игр, разгадывания логических заданий, где призовой фонд формируется не участниками, а их организаторами. Подобные признаки азартности, выражаются в платном участии игроков. Кроме того, практика показывает, что в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан № 1573 от 16 мая 2005 года «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 7 мая 1996 года № 2975», постановлением Правительства Республики Казахстан № 857 от 19.08.2005 г. законодательные акты Президента Республики Казахстан и решения Правительства Республики Казахстан, регулирующие вопросы организации и проведения национальной (государственной) лотереи на территории страны признаны утратившими силу. Однако, до настоящего времени не урегулирован вопрос определения организационно-правовой формы собственности учреждения «Исполнительная Дирекция Совета по организации и проведению национальной лотереи в Республике Казахстан». Данные факты подтверждают отсутствие правового регулирования данной сферы. Согласно теории права и требований статей 913 и 914 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, в котором заложены основы регулирования игр, основанных на риске, лотерея есть разновидность азартной игры, то есть игры, основанной на риске выпадения или не выпадения выигрыша. Внесение изменения в Гражданский Кодекс Республики Казахстан связано с тем, что законопроектом предусмотрено проведение каждой лотереи хозяйствующими субъектами на основании разрешения на проведение лотереи. Внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» обусловлено введением института административной ответственности в области лотерейной деятельности, так как законопроектом вводятся требования к процессу проведения лотереи. Внесение изменения в Бюджетный кодекс Республики Казахстан связано с обеспечением неналоговых поступлений в республиканский бюджет целевых отчислений от проведения лотерей как неналоговых поступлений. Вносимые изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об игорном бизнесе» направлены на урегулирование общественных отношений в области лотерейной деятельности, с учетом указанных особенностей проведения лотерей. В законопроекте лотерея рассматривается как способ привлечения и использования денежных средств населения на социальные цели. Как следствие такого подхода право учреждения лотереи предлагается отнести к компетенции Правительства Республики Казахстан, на основе заявлений владельцев объектов и организаторов мероприятий, предполагающих привлечение финансирования их за счет части выручки от проведения лотереи. Оператор лотереи будет определяться на основе открытого конкурса, победителю которого будет выдано разрешение на проведение лотереи, что приводит к отказу лицензирования лотерейной деятельности. Для обеспечения социальной направленности проводимых лотерей законопроектом устанавливается минимальный размер отчислений от выручки проводимых лотереи, которые оператор лотереи по своему выбору перечисляет в доход бюджета или на расчетный счет Лотерейного совета - общественной некоммерческой организации. Предусматривается опубликование операторами лотереи финансовых отчетов о своей деятельности, а также Лотерейным советом информации о размере поступивших целевых отчислений и их использовании. Законопроектом обеспечивается вовлечение в лотерейный рынок элементов гражданского общества - на этапе учреждения лотереи принимают участие общественные объединения, в процесс проведения лотереи, Лотерейный совет участвует в распределении отчислений от проведения лотерей. Для обеспечения правового положения и функций Лотерейного совета вносятся соответствующие изменения и дополнения в законы «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях». Учитывая, что в соответствии с законопроектом оператор лотереи определяется по итогам открытого конкурса, исключаются нормы, предусматривающие право на проведение и организацию лотерей в следующих законах - «О профессиональных союзах», «Об особом статусе города Алматы», «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», «О почте». Законопроектом предусматриваются особенности регулирования лотерейной деятельности, в связи с чем вносятся изменения и дополнения в законы «Об аудиторской деятельности» и «О лицензировании».
3. Цели принятия законопроекта Целью принятия проекта является законодательное регулирование лотерейной деятельности в Республике Казахстан, формирование устойчивого и эффективно функционирующего лотерейного рынка. Принятие проекта необходимо для внедрения новой системы организации, проведения и контроля лотерейной деятельности в Республике Казахстан, с учетом накопленного казахстанского и международного опыта.
4. Предмет регулирования законопроекта Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и проведением лотерей.
5. Структура законопроекта Законопроект состоит из двух статей. Первая статья предусматривает внесение соответствующих изменений и дополнений в кодексы: Гражданский, Об административных правонарушениях, Бюджетный; законы: «О профессиональных союзах», «Об общественных объединениях», «Об особом статусе города Алматы», «Об аудиторской деятельности», «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», «О почте», «О частном предпринимательстве», «О лицензировании», «О некоммерческих организациях», «Об игорном бизнесе». Вторая статья закрепляет порядок введения в действие законодательного акта.
6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта Принятие проекта позволит внедрить новую систему государственного регулирования и контроля, который послужит развитию предпринимательской деятельности в этой сфере, позволит ограничить доступ в организации сомнительных лотерей и повысить доверие населения к играм в лотереи. Кроме того, значительным элементом законопроекта является введение социальной значимости от проведения лотерей. В результате чего, на начальном этапе организации лотереи будут предусматриваться конкретные социальные цели от проведения лотереи и повысится мотивация участников лотереи. В целом ожидается положительное развитие экономически эффективного направления в социально-культурной жизни страны.
7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом Не требуется.
8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами Отдельные аспекты законопроекта в настоящее время регулируются нормами Налогового кодекса, Бюджетного кодекса и Закона Республики Казахстан «О лицензировании».
9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта Сегодня в мире лотерейная деятельность является масштабной и динамичной отраслью (ежегодное увеличение на 10%), приносящая не только большие прибыли их организаторам, но и значительные стабильные доходы в бюджеты государств и во всевозможные благотворительные организации. В ряде стран, таких как, Финляндия, Бельгия, Испания, Италия и Чехия существует государственная монополия на организацию и проведение лотерейной деятельности, т.е. существует только один вид лотереи - национальная лотерея и в данной деятельности не задействованы частные структуры, поскольку доход от нее формирует значительную часть доходов госбюджета и денежного обращения. Практически во всех странах лотереи проводятся под государственным контролем, предусматривающим четко регламентированные правила, нормы ответственности, порядок проведения лотерей. Все лотерейные компании (и частные, и государственные) публикуют финансовые отчеты о своей деятельности, в которых указываются размеры поступлений в фонды государства и на какие цели потрачена прибыль. В большинстве стран лотереи являются дополнительным источником финансирования социальных расходов, реализации спортивных программ. В Финляндии значительная доля поступлений в бюджет спортивных организаций идет от государственных лотерей, объединенных в единую сеть. Крупнейшей из них является Национальная лотерея Финляндии «Veikkaus», имеющая среднегодовой оборот от лотерей более 3,7 млрд. финских марок, или, около 630 млн. долларов. Из этой суммы на оплату выигрышей идет около 40% всех вырученных средств. За вычетом всех прочих организационных расходов, общий доход компании составляет около 40%, из которых почти 90% идет на финансирование физической культуры и спорта. Доходы от лотерей также позволяют государствам удерживать налоги на более низком уровне и реализовать многие спортивные проекты. Например, Футбольная ассоциация Англии получила от Национальной лотереи грант на 120 млн. фунтов для реконструкции стадиона «Уэмбли». В данном случае необходимо отметить мировой опыт, демонстрирующий государственную монополию в данной сфере или установление ограничений и определенных требований к частным субъектам данного бизнеса. К примеру, в Великобритании законодательством о национальной лотерее предусматривается распределение расходов компании, проводящей лотерею согласно следующим размерам: 27% — средства, перечисляемые в общественные фонды (а не в государственный бюджет), 50% — призовой фонд, 12% — налоговые платежи в казначейство, 5% — комиссия за реализацию билетов, и только 6% остается компании на операционные расходы. Российское законодательство предусматривает социальную направленность путем установления целевых отчислений от всероссийской государственной лотереи, которые зачисляются в доход федерального бюджета и предусматривает ассигнования на финансирование социально значимых мероприятий и объектов в объеме, не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи. На Украине рассматривается вопрос создания специального государственного фонда для финансирования сферы физической культуры и спорта. В среднем в мире ежегодно реализуется лотерейных билетов на 150-160 млрд. долл., при этом годовой оборот лотерейного бизнеса в США около 30 млрд. долл. в год, в Германии около 6 млрд. долл., в Японии порядка 8 млрд. долл., в Испании и Италии, где все лотереи государственные соответственно 6,53 и 6,5 млрд. долл. Анализ мирового лотерейного рынка позволяет выделить некоторые его характерные черты и условия функционирования: 1. Практически во всех странах с сильной государственной властью лотерейное дело поставлено под ее контроль, предусматривающий четко регламентированные правила организации, нормы ответственности, порядок проведения лотерей. 2. В ряде стран учреждены специальные государственные органы контроля и регулирования лотерейной деятельности типа Комиссии по проведению национальной лотереи в Великобритании, аналогичных органов в Австралии, Испании, большинстве штатов США. 3. Более того, в ряде стран лотерейное дело является важным приоритетом и почти или полной прерогативой государства, поскольку доход от него формирует значительную часть доходов госбюджета и денежного обращения. Частный лотерейный бизнес там ограничивается (Чехия, Израиль). В более крупных странах лотерейный бизнес может быть исключительным правом государства (Италия, Испания). 4. Все лотерейные компании (и частные, и государственные) обязаны публиковать финансовые отчеты о своей деятельности с указанием отчислений в государственные фонды и использования полученной прибыли. Существует мировой опыт правового регулирования проведения лотерей и азартных игр единым законодательным актом. Особое внимание стоит обратить на опыт Великобритании. Законодательством о национальной лотерее предусматривается в структуре Министерства национального наследия - дирекция национальной игры, на которую возложили функции госконтроля и выдачи лицензий. Введена конкурсная система на право проведения национальной лотереи. Данный механизм определяет победителя - оператора этой лотереи, которым стало акционерное общество Camelot Group. Структура расходов этой компании выглядит так: 27% — средства, перечисляемые в общественные фонды (а не в государственный бюджет), 50% — призовой фонд, 12% — налоговые платежи в казначейство, 5% — комиссия за реализацию билетов, и только 6% остается компании на операционные расходы. Средства 27%, которые компания направляет в общественные фонды, помогли британцам создать еще один мощный источник благотворительности, а также финансирования культуры и спорта. Российское законодательство предусматривает социальную направленность путем установления целевых отчислений от всероссийской государственной лотереи, которые зачисляются в доход федерального бюджета. При этом, Правительство Российской Федерации в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает ассигнования на финансирование социально значимых мероприятий и объектов в объеме, не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи. На Украине данный вид деятельности подлежит лицензированию, однако в связи с разработанным в настоящее время законопроектом «Об игорном бизнесе» объявлен мораторий на выдачу лицензий и с 2013 года предусматривается введение исключительно государственных лотерей. Также рассматривается вопрос создания специального государственного фонда для финансирования сферы физической культуры и спорта. В соответствии с Законом Республики Молдовы «Об азартных играх» от 18 февраля 1999 года азартные игры подразделены на игры случая (казино, игровые автоматы, лотерея), пари (тотализатор), игры на ловкость, которые подлежат лицензированию. Однако, указанный Закон не содержит социальную направленность проведения лотерей.
10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта Законопроектом не предусматриваются затраты из государственного бюджета.
к проекту Закона Республики Казахстан «О лотерейной деятельности» (сентябрь 2009 года)
1. Название законопроекта
Проект Закона Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» (далее - проект).
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта
С момента обретения независимости Республика Казахстан придерживалась либеральной политики в области лотерейной деятельности. До введения национальной лотереи в 1996 году на территории страны были организованы лотереи, проводимые только частными компаниями. Гражданское законодательство Республики Казахстан признает лотерею игрой, основанной на риске, и обосновано лишает права судебной защиты требования, связанные с их организацией или проведением, за исключением случаев, когда государство само проводит лотерею или же предоставляет право на ее организацию и проведение. Следует привести в соответствие с гражданским законодательством определение понятия лотерея в целях исключения существующей сегодня подмены словами «викторина», «конкурс», когда на самом деле происходит игра «лотерея», в которой оплачивается участие, случайным образом определяется выигравший участник, и выигрыш его является частью всех собранных ставок. Граждане, участвующие в так называемых «телевизионных викторинах», «СМС голосованиях» за плату, в конечном итоге не имеют права судебной защиты своих требований по выплате выигрыша или возврата оплаты, так как организаторы не получали лицензии от государства на проведение подобных игр. Ограничение конституционных прав и свобод допущено следующими мотивами, которыми руководствуется законодательство лишая судебной защиты требования, возникающие из лотерей. Первый мотив лишения требований из игр и пари судебной защиты — это азарт, лишающий участников игр и пари способности трезво и спокойно взвешивать последствия своих действий и отдавать себе отчет в их серьезности, а также возможность одних игроков злоупотреблять слабостью и легкомыслием других. Второй мотив — высокая вероятность злоупотреблений и недобросовестного поведения участников при заключении и исполнении этих сделок. Третий мотив — безнравственность зарабатывания денег лицом без всяких усилий со своей стороны, исключительно по воле случая, поскольку лотерея не является производством товаров (добавленной стоимости), работ или услуг. Четвертый мотив — отсутствие в азартных играх какой-либо пользы для общества, их бессмысленность с точки зрения потребностей гражданского оборота, незаинтересованность в нем государства и общества. Таким образом, разрешая лотерейную деятельность, государство должно позаботиться о снижении этих эффектов. Происхождение рисков возникновения вышеуказанных нежелательных событий заключается в общедоступности лотереи и неравномерной информации об организации лотереи у всех ее участников, соответственно государство должно в целях предупреждения отрицательных последствий ограничить доступ к лотерее и обеспечить прозрачность деятельности. Заинтересованность же государства и общества в лотерее заключается не только в поступающих налогах от ее деятельности, но и в социальной направленности доходов лотереи. Существующая правовая база лотерейной деятельности не определяет четкого и эффективного решения государственных задач в регулировании данной сферы. Главной причиной ограничения доступа к лотерее является опасность десоциализации участника игры, влекущая значительный прямой и косвенный экономический ущерб как для него самого, так и для его семьи и общества в целом. Особому риску подвержены люди молодого возраста. В возрасте, когда еще не сформированы основные жизненные ценности, приоритеты, а возможность легкого и быстрого выигрыша дезориентирует их. В этой связи предусмотрена административная ответственность ст. 338 КоАП Республики Казахстан за вовлечение и допуск к азартным играм граждан, не достигших 21 года, а также за участие в азартных играх в неотведенных для этого местах. Но развитие информационных и телекоммуникационных технологий позволяет обеспечить безграничный дистанционный доступ к играм, при котором не представляется возможным контролировать место, в котором производится лотерейная ставка или получается выигрыш, тем более невозможно определить возраст удаленного участника игры. Необходимо исключить возможность гражданам делать лотерейную ставку и получать выигрыш дистанционно, возложив ответственность на организатора лотереи за прием лотерейных ставок в не отведенных для этого местах, усилить требования к организатору лотереи по обеспечению ограничения допуска к лотерее граждан, не достигших 21 года. В таком случае, организатор лотерей не сможет использовать для приема ставок и выдачи выигрыша самообслуживающиеся лотерейные терминалы, как не имеющие возможности определить возраст пользователя, то же относится к приему ставок или продаже лотерейных билетов по интернету. Налоговый кодекс РК предусматривает освобождение от налогообложения выигрыши по лотерее в пределах 50 процентов от минимального размера заработной платы. Но в случае превышения этого лимита совокупным выигрышем от всех ставок одного участника лотереи в одном тираже лотереи, организатор лотереи обязан удержать сумму налога со всей суммы совокупного выигрыша этого участника лотереи. Таким образом, в целях налогообложения у организатора лотереи появляется необходимость регистрации каждого выигравшего участника, даже если выигрыш меньше 50% МРП. Лицензирование деятельности по организации и проведению лотерей в стране дает право судебной защиты участникам лотерей. Но судебная защита требования участника лотереи о выигрыше еще не гарантирует отсутствия высоких транзакционных издержек при получении выигрыша, так как существующее государственное регулирование отрасли не обеспечивает таких гарантий и сведения о распределении доходов от лотереи или текущее состояние призового фонда не являются общедоступными. Для решения такой проблемы возможен механизм квазирегулирования. Признание уполномоченным органом устава саморегулирующего объединения организаторов лотерей и утверждение его профессионального кодекса. Эта совокупность норм должна предусматривать обязательную отчетность организаторов лотерей перед своим объединением, ответственность за не предоставление информации о процессах в организации и проведении лотерей. Саморегулирующее объединение в свою очередь должно наиболее полным образом информировать население о деятельности своих членов. Такая система квазирегулирования организует лотерейный рынок для обеспечения прозрачности их деятельности обществу, предостережет граждан от участия в сомнительных лотереях, обеспечит дополнительную защиту общественных интересов. Придать же осмысленность лотерейной деятельности с точки зрения потребностей гражданского оборота возможно только при законодательном нормировании целевых отчислений от лотереи для финансирования социально- значимых объектов и мероприятий. Значимость социальных проектов, возможно, потребует накопленных ресурсов не одной лотереи, что также потребует объединения организаторов лотерей для финансирования каких-то проектов, в таком случае, а также и для упрощения работы государственного уполномоченного органа, выглядит целесообразным возложение обязанностей по управлению целевыми отчислениями от лотерей самому лотерейному объединению по согласованию с уполномоченным органом. Данная уполномоченным органом экспертная оценка об общественной значимости проекта дает право объединению организаторов лотерей направлять целевые отчисления от лотерей на финансирование этого проекта. Сложившаяся сегодня в республике неопределенность политики в сфере регулирования лотерейной деятельности, отсутствие законодательных актов, четко прописывающих правила организации и проведения лотерей, налогообложения и распределения доходов от лотерейного бизнеса, контроля лотерейного бизнеса, фактически уводит этот вид деятельности в «теневой сектор». Сегодня отечественный лотерейный рынок требует пересмотра существующей системы организации и проведения лотерейной деятельности, разработки новых подходов в законодательной базе, регулирующей данную отрасль. Необходимо создать систему регулирования доходов от лотерейной деятельности, которая бы целенаправленно финансировала социальную сферу. Обеспечение прозрачности лотерейного дела в стране послужит основанием для доверия и определенной благосклонности к нему широких слоев населения, прежде всего тех, что сочувствуют целям вполне конкретных проектов. В этой связи, целью принятия проекта является законодательное регулирование лотерейной деятельности в Республике Казахстан, формирование устойчивого и эффективно функционирующего лотерейного рынка. Новый закон создает достаточно четкую и понятную для общества технологию организации и проведения лотерей, определяет размер призового фонда по отношению к совокупности всех лотерейных ставок от 50 до 70%, размер целевых фонда лотереи должен составлять не менее 15 процентов от совокупности всех лотерейных ставок. А также предусматривает контроль над использованием целевых отчислений на финансирование социально значимых областей жизни общества, на развитие физической культуры и спорта, туризма и культуры в Республике Казахстан. В законопроекте уточнен понятийный аппарат, применяемый в лотерейной сфере, дана более четкая классификация лотерей, и упорядочен круг лиц, которые могут проводить лотереи. Вопрос ограничения доступа к участию в лотерее в дополнение к статье 338 КоАП решается путем требования в правилах проведения лотереи возрастных ограничений на получение выигрыша и запрета на дистанционное получение выигрыша. Предложена система саморегулирования рынка лотерей в виде Лотерейной палаты (контроля над организацией и проведением лотерей), позволяющая обеспечить общество полной информацией о разрешенных на территории Казахстана лотереях и необходимый контроль со стороны уполномоченного органа. С точки зрения большей социальной отдачи от проведения лотерей, Лотерейная палата регулирует в рамках государственно-частного партнерства общую направленность использования целевых отчислений. Так, целевые отчисления от лотереи направляются организатором лотереи по решению Лотерейной палаты, согласованному с уполномоченным органом, на финансирование социально значимых мероприятий и объектов. В этих целях, организаторами лотереи наряду с формированием призового фонда предусматривается целевой фонд лотереи, который определяется в размере не менее 15 процентов дохода от проведения лотереи. Усилена ответственность организатора лотереи, как перед рядовыми участниками лотереи, так и перед государством. Поэтому только юридические лица, а не физические, могут быть организаторами лотереи. Кроме того, в законе подробно изложены требования, предъявляемые к лотерейным ставкам, к резервному обеспечению выигрышного фонда, а также права участников лотереи, как стороны договорных отношений с организатором лотереи. Введение в действие и реализация норм рассматриваемого закона позволит вывести из тени значительную часть лотерейного бизнеса, а также значительно улучшить организационные формы проведения лотерей, привести их в соответствие с мировыми стандартами. Это, в свою очередь, создаст предпосылки для превращения лотерейной деятельности в реальный внебюджетный источник финансирования мероприятий по развитию физической культуры и спорта, туризма и культуры в Республике Казахстан.
3. Цели принятия законопроекта
Целью принятия проекта является законодательное регулирование лотерейной деятельности в Республике Казахстан, формирование устойчивого и эффективно функционирующего лотерейного рынка. Принятие проекта необходимо для внедрения новой системы организации, проведения и контроля лотерейной деятельности в Республике Казахстан, с учетом накопленного казахстанского и международного опыта. Законодательное регулирование решает задачи повышения социальной значимости лотерейной деятельности и уровень общественного доверия к ней.
4. Предмет регулирования законопроекта
Проект устанавливает правовые основы и условия осуществления лотерейной деятельности в Республике Казахстан.
5. Структура законопроекта
Структуру проекта составляют статьи, устанавливающие основы государственного регулирования лотерейной деятельности, определяющие виды и типы лотерей, субъектов и участников лотерейной деятельности, организацию и проведение лотерей.
6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта
Принятие проекта позволит расширить перечень предлагаемых лотерейных продуктов, послужит созданию дополнительного внебюджетного источника финансирования отраслей физической культуры и спорта, туризма и культуры, и предполагает положительное развитие экономически эффективного и общественно-признаваемого направления в социально-культурной жизни страны.
7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом
В целях обеспечения соответствия положений проекта с нормами действующего законодательства, необходимо внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты: Кодекс «Об административных правонарушениях Республики Казахстан»; Закон Республики Казахстан «О лицензировании».
8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами
Отдельные аспекты законопроекта в настоящее время регулируются нормами Налогового кодекса, Бюджетного кодекса и Закона Республики Казахстан «О лицензировании».
9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта
Сегодня в мире лотерейная деятельность является масштабной и динамичной отраслью (ежегодное увеличение на 10%), приносящая не только большие прибыли их организаторам, но и значительные стабильные доходы в бюджеты государств и во всевозможные благотворительные организации. В ряде стран, таких как, Финляндия, Бельгия, Испания, Италия и Чехия существует только один вид лотереи - национальная лотерея, поскольку доход от нее формирует значительную часть доходов госбюджета и денежного обращения. Практически во всех странах лотереи проводятся под государственным контролем, предусматривающим четко регламентированные правила, нормы ответственности, порядок проведения лотерей. Все лотерейные компании (и частные, и государственные) публикуют финансовые отчеты о своей деятельности, в которых указываются размеры поступлений в фонды государства и на какие цели потрачена прибыль. В большинстве стран лотереи являются дополнительным источником финансирования физической культуры, реализации спортивных программ. В Финляндии значительная доля поступлений в бюджет спортивных организаций идет от государственных лотерей, объединенных в единую сеть. Крупнейшей из них является Национальная лотерея Финляндии «Veikkaus», имеющая среднегодовой оборот от лотерей более 3,7 млрд. финских марок, или, около 630 млн. долларов. Из этой суммы на оплату выигрышей идет около 40% всех вырученных средств. За вычетом всех прочих организационных расходов, общий доход компании составляет около 40%, из которых почти 90% идет на финансирование физической культуры и спорта. Доходы от лотерей также позволяют государствам удерживать налоги на более низком уровне и реализовать многие спортивные проекты. Например, Футбольная ассоциация Англии получила от Национальной лотереи грант на 120 млн. фунтов для реконструкции стадиона «Уэмбли». В среднем в мире ежегодно реализуется лотерейных билетов на 150-160 млрд. долларов США, при этом годовой оборот лотерейного бизнеса в США около 30 млрд. долларов США в год, в Германии около 6 млрд. долларов США в Японии порядка 8 млрд. долларов США, в Испании и Италии соответственно 6,53 и 6,5 млрд. долларов США.
10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта
Проектом предусматривается создание Лотерейной палаты, которая является некоммерческой, самофинансируемой организацией, создаваемая в целях обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов, осуществляющих лотерейную деятельность, а также для осуществления контроля над соблюдением законодательства о лотерейной деятельности. Финансирование Лотерейной палаты предполагается за счет членских взносов операторов лотерейной деятельности. В связи с чем, для принятия данного проекта Закона финансовых затрат из государственного бюджета не потребуется.
Пояснительная записка Проект Закона Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» разработан во исполнение пункта 40 Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2009 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2009 года № 184 (далее - законопроект). Содержательный анализ 1. Фактор существующей проблемы. Существующая правовая база лотерейной деятельности, предусмотренная в Бюджетном Кодексе Республики Казахстан, Законе Республики Казахстан «О лицензировании» и ряде подзаконных нормативных правовых актов не определяет четкого и эффективного регулирования данной сферы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |