|
|
|
Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591-II
Данная редакция действовала до внесения изменений от 15 мая 2007 г.
Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 6) Глава 2. Функции и полномочия государственных органов (статьи 7 - 18) Глава 3. Организация деятельности по профилактике (статьи 19 - 25) В оригинале оглавление отсутствует Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы деятельности государственных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) безнадзорность - социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующее совершению ими правонарушений; 2) безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных их представителей, а также педагогов, воспитателей и других работников учебного, воспитательного и иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, либо вследствие самовольного ухода его из дома или организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка; 3) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места проживания; 4) дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; 5) профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности - (далее профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних) - система правовых, педагогических, медицинских и иных мер, направленных на предупреждение правонарушений, безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, а также родителями или другими законными представителями несовершеннолетних, не исполняющими обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию либо отрицательно влияющими на их поведение; 6) индивидуальная профилактическая работа - деятельность государственных органов, общественных объединений, организаций, граждан по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и неблагополучных семей, их социальной реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений; 7) неблагополучная семья - семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение; 8) воспитание несовершеннолетнего - непрерывный процесс воздействия на ребенка со стороны родителей или других законных представителей, а также работников государственных органов по привитию ему правил и норм поведения, принятых в обществе и направленных на его духовное, физическое, нравственное, психическое, культурное, интеллектуальное развитие и защиту от отрицательного влияния социальной среды; 9) содержание несовершеннолетнего - создание родителями или другими законными представителями несовершеннолетнего в пределах своих финансовых возможностей и способностей условий для его здорового развития, защиты его имущественных и неимущественных прав и интересов и государственных минимальных социальных стандартов; 10) социальная реабилитация - комплекс мер, осуществляемый органами и учреждениями системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, направленных на правовое, социальное, физическое, психическое, педагогическое, моральное и (или) материальное восстановление несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних 1. Законодательство Республики Казахстан о профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. См. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания (Кишинев, 7 октября 2002 года)
Статья 3. Государственная политика в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних 1. Государственная политика в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних является частью правовой политики и включает в себя создание правовых и социальных гарантий для несовершеннолетних, материально-техническое, финансовое, научно-методическое и кадровое обеспечение органов и учреждений, составляющих систему профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. 2. Государственная политика в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних осуществляется на принципах: 1) законности; 2) гуманного обращения с несовершеннолетними; 3) поддержки семьи; 4) комплексности применения мер профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; 5) индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации; 6) конфиденциальности; 7) научной обоснованности; 8) системности. 3. Целью государственной политики является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем: 1) содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры; 2) обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры; 3) формирования правовых основ для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними; 4) взаимодействия с родителями и другими законными представителями несовершеннолетнего; 5) обеспечения надлежащего функционирования детских учебных, воспитательных, лечебных, спортивных и иных учреждений; 6) установления ответственности за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних; 7) государственной поддержки некоммерческих организаций, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних посредством размещения социального заказа и иных мер в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Статья 4. Основные задачи государственных органов в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Основными задачами государственных органов в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних являются: 1) предупреждение правонарушений, безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих; 2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; 3) социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 4) формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; 5) выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений или антиобщественных действий; 6) координация деятельности государственных органов, общественных объединений и организаций по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. Статья 5. Государственное регулирование в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Государственное регулирование в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних осуществляют Правительство Республики Казахстан, центральные исполнительные органы, а также местные представительные и исполнительные органы. Статья 6. Система профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних 1. В систему профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних входят органы внутренних дел, образования, здравоохранения, юстиции, государственный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населения, местные представительные и исполнительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и иные государственные органы в пределах своей компетенции. 2. В органах внутренних дел, образования, здравоохранения, юстиции и местных исполнительных органах в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. 3. Иные организации участвуют в профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Глава 2. Функции и полномочия государственных органов и учреждений в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики и меры по ее осуществлению; 2) определяет систему социальной защищенности несовершеннолетних; 3) разрабатывает и реализует меры по охране и защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, развитию сети организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка; 4) создает межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав; 5) утверждает программы по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, их социальной реабилитации. Статья 8. Компетенция местных представительных и исполнительных органов 1. Местные представительные органы в пределах своей компетенции: 1) утверждают и контролируют исполнение местных бюджетов в части расходов на профилактику правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, реализацию экономических и социальных региональных программ развития; 2) утверждают состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) осуществляют в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан иные полномочия по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних. 2. Местные исполнительные органы организуют свою работу в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних в соответствии с местными уровнями государственного управления и в пределах компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан. 3. Местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы): 1) представляют для утверждения в соответствующие маслихаты персональный состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организуют их работу; 2) ведут региональный учет несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и неблагополучных семей; 3) принимают в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, меры по трудовому и бытовому устройству, оказанию иной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; 4) оказывают организационно-методическую помощь некоммерческим и иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни, повышению правовой грамотности подростков; 5) обеспечивают формирование социальной инфраструктуры для несовершеннолетних, в том числе организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка, и проводят мониторинг их деятельности. 4. Местные исполнительные органы районов (городов областного значения): 1) представляют для утверждения в соответствующие маслихаты персональный состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организуют их работу; 2) ведут персональный учет несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и неблагополучных семей; 3) оказывают содействие в формировании социальной инфраструктуры для несовершеннолетних; 4) принимают в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, меры по трудовому и бытовому устройству, оказанию иной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; 5) оказывают организационно-методическую помощь некоммерческим и иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни, повышению правовой грамотности подростков. Статья 9. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является постоянно действующим коллегиальным органом, обеспечивающим координацию деятельности государственных органов и учреждений в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов. 2. Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуется при Правительстве Республики Казахстан, а областная, городская, районная - в городе, районная - при соответствующем местном исполнительном органе (акимате). 3. При необходимости комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть образована при акиме поселка, аула (села), аульного (сельского) округа, расположенных на значительном расстоянии от районного центра. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при акиме поселка, аула (села), аульного (сельского) округа имеет права и обязанности районной комиссии. Решение об образовании поселковой, аульной (сельской), аульного (сельского) округа комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав принимается областным акиматом, а персональный состав утверждается маслихатом соответствующего района. 4. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуется в составе председателя, заместителя председателя, членов комиссии и ответственного секретаря. Председатель и ответственный секретарь занимают штатные должности в аппаратах соответствующих государственных органов. Функции председателя поселковой, аульной (сельской), аульного (сельского) округа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав исполняет аким соответствующей административно-территориальной единицы. 5. В состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят депутаты соответствующих маслихатов, представители органов внутренних дел, образования, культуры, здравоохранения, юстиции, уполномоченного органа по вопросам занятости, опеки и попечительства, общественных и иных организаций, заинтересованных в профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. 6. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции: 1) осуществляют меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; 2) разрабатывают программы и методики, направленные на совершенствование деятельности государственных органов по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, их социальную реабилитацию; 3) участвуют в обеспечении контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних в организациях, осуществляющих функции по защите прав ребенка; 4) изучают состояние правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних и организуют проведение социологических исследований в этой области; 5) оказывают содействие в развитии сети организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка, и обеспечивают мониторинг их деятельности; 6) обобщают и распространяют положительный опыт работы органов и организаций, занимающихся профилактикой правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, оказывают им методическую и практическую помощь; 7) заслушивают отчеты руководителей заинтересованных государственных органов о проводимой работе по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, защите их прав и организуют взаимный обмен информацией между ними по курируемым вопросам; 8) участвуют в подготовке материалов в суд по вопросам направления несовершеннолетних в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания; 9) координируют деятельность заинтересованных органов в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания, а также в осуществлении иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; 10) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, рассматривают материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а также родителей и законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение; 11) организуют освещение в средствах массовой информации о проводимой работе по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. 7. Порядок образования и организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определяются законодательством Республики Казахстан. Статья 10. Компетенция органов внутренних дел Органы внутренних дел в пределах своей компетенции: 1) выявляют, ведут учет и проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1)-12) пункта 1 статьи 19 настоящего Закона, а также их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение; 2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений, антиобщественных действий либо совершающих в отношении детей другие противоправные деяния, а также родителей и законных представителей несовершеннолетних, педагогов, воспитателей, других работников учебного, воспитательного и иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение, и принимают меры по привлечению их к ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан; 3) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях и преступлениях, совершенных несовершеннолетними или с их участием, и выносят представления о принятии мер по устранению причин и условий, им способствующих, обеспечивают контроль за их исполнением; 4) оказывают содействие в направлении детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные учреждения или в оформлении опеки или попечительства над несовершеннолетними; 5) участвуют в подготовке материалов в отношении несовершеннолетних, направляемых в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания; 6) оказывают содействие уголовно-исполнительным инспекциям органов юстиции в обеспечении контроля за образом жизни и поведением несовершеннолетних, осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового воздействия, не связанным с изоляцией от общества; 7) совместно с уголовно-исполнительными инспекциями Министерства юстиции готовят материалы в отношении осужденных женщин, отбывание наказания которым отсрочено в порядке статьи 72 Уголовного кодекса Республики Казахстан, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение; 8) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, беспризорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, причинах и условиях, им способствующих; 9) оказывают содействие органам образования в правовом воспитании несовершеннолетних, их родителей и других законных представителей; 10) задерживают и содержат в установленном законом порядке в Центрах временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста и совершивших правонарушения, если необходима их немедленная изоляция, а также направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения; 11) доставляют и содержат в Центрах временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних безнадзорных детей и подростков в возрасте от трех до восемнадцати лет, а также оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, с дальнейшей передачей органам опеки и попечительства. Статья 11. Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних 1. Центрами временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних (далее - Центр) являются специальные детские учреждения, находящиеся в ведении органов внутренних дел, обеспечивающие прием и временное содержание несовершеннолетних: 1) совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; 2) обвиняемых в совершении преступлений в случаях, когда по условиям жизни и воспитания невозможно дальнейшее их проживание по прежнему месту жительства; 3) направляемых в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания; 4) безнадзорных и беспризорных в возрасте от трех до восемнадцати лет для установления родителей или других законных представителей; 5) оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, а также отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органом опеки и попечительства от родителей (одного из них) или от других лиц, на попечении которых они находятся. Несовершеннолетние, указанные в подпунктах 4) и 5) настоящего пункта, содержатся отдельно от несовершеннолетних, находящихся в Центре по иным основаниям. 2. Основаниями помещения несовершеннолетних в Центр являются: 1) постановление органа уголовного преследования, санкционированное прокурором, или постановление суда в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи; 2) постановление органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 4) и 5) пункта 1 настоящей статьи. 3. В ночное время, выходные или праздничные дни, а также в иных исключительных случаях несовершеннолетние, указанные в подпунктах 1), 4) и 5) пункта 1 настоящей статьи, могут быть помещены в Центр на основании постановления начальника (заместителя начальника) городского, районного, линейного органа внутренних дел, о чем в течение двадцати четырех часов администрация Центра обязана письменно известить прокурора. Материалы в отношении несовершеннолетних, указанных в настоящем пункте, в течение трех суток с момента помещения в Центр представляются в суд, прокурору или органу опеки и попечительства для решения вопроса об их дальнейшем содержании либо устройстве. 4. Сбор документов, необходимых для помещения несовершеннолетних в Центр, обеспечивают органы внутренних дел. 5. Несовершеннолетние, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут находиться в Центре не более тридцати суток. Срок пребывания в Центре несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2), 4) и 5) пункта 1 настоящей статьи, может быть продлен не более чем до шести месяцев только для обеспечения возможности их устройства, установления родителей или других законных представителей либо всестороннего расследования уголовного дела. Основанием для продления срока пребывания несовершеннолетних данных категорий в Центре являются: 1) постановление органа уголовного преследования, санкционированное прокурором, или постановление суда в отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи; 2) постановление органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 4) и 5) пункта 1 настоящей статьи. 6. В срок пребывания несовершеннолетних в Центре не входят период карантина, объявленного уполномоченным органом в области здравоохранения, а также время нахождения несовершеннолетних в стационарном медицинском учреждении в связи с болезнью. 7. Помещению в Центр не подлежат несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также несовершеннолетние с явно выраженными симптомами психических заболеваний. 8. Порядок и условия содержания несовершеннолетних в Центре определяются положением, утвержденным уполномоченным государственным органом Республики Казахстан. Статья 12. Компетенция органов образования Органы образования в пределах своей компетенции: 1) осуществляют меры по развитию сети специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания для несовершеннолетних с девиантным поведением, а также иных организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка; 2) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних; 3) выявляют и ведут учет несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинам общеобразовательные учебные заведения, проводят с ними и их родителями или законными представителями индивидуальную профилактическую работу; 4) разрабатывают и внедряют в практику работы организаций образования программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, привитие им основ нравственности и здорового образа жизни; 5) создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по определению форм их дальнейшего обучения и воспитания; 6) участвуют в выявлении несовершеннолетних с девиантным поведением, неблагополучных семей, постановке их на учет в органы внутренних дел и проведении с ними индивидуальной профилактической работы; 7) обеспечивают организацию в общеобразовательных учебных заведениях доступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и вовлекают в них несовершеннолетних. Статья 13. Специальные организации образования 1. Специальные организации образования являются учебно-воспитательными или лечебно-воспитательными учреждениями и создаются в целях обеспечения воспитания, обучения и социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, систематически совершающих правонарушения, влекущие меры административного воздействия, злостно уклоняющихся от получения среднего образования, систематически совершающих самовольные уходы из семьи и детских учебно-воспитательных организаций, совершающих иные антиобщественные действия. 2. Решение о целесообразности направления несовершеннолетних в специальные организации образования принимается судом по представлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. При рассмотрении вопроса о направлении в специальные организации образования несовершеннолетних, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами, в обязательном порядке изучается целесообразность назначения им прохождения курса лечения от наркологических заболеваний. 3. Несовершеннолетний может быть направлен в специальную организацию образования на срок от одного месяца до одного года. 4. Пребывание несовершеннолетнего в специальной организации образования может быть прекращено досрочно в связи с достижением лицом совершеннолетия, а также если на основании представления администрации учреждения либо территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав суд придет к выводу, что несовершеннолетний для своего исправления больше не нуждается в применении данной меры. 5. Срок пребывания несовершеннолетних в специальных организациях образования, определенный судом, может быть продлен в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящей статьи, только в случаях: 1) необходимости завершения несовершеннолетним общеобразовательной или профессиональной подготовки, но не более чем до достижения им совершеннолетия; 2) систематического совершения правонарушений, влекущих меры административного воздействия, злостного уклонения от получения среднего образования, самовольных уходов из специальных организаций образования, совершения иных антиобщественных действий. 6. В случае совершения воспитанником специальной организации образования общественно опасного деяния, содержащего признаки преступления, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, он в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона, может быть направлен в организацию образования с особым режимом содержания. 7. При рассмотрении вопроса о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования обязательно участие прокурора. 8. Сбор документов, необходимых для помещения несовершеннолетних в специальные организации образования, обеспечивают государственные органы, осуществляющие выявление и учет несовершеннолетних, указанных в пункте 1 настоящей статьи. 9. Администрация специальных организаций образования: 1) обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения, личную безопасность воспитанников и их максимальную защищенность от негативного влияния, ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц и самовольного ухода из него воспитанников, круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна, проведение личного осмотра несовершеннолетних, их вещей и спальных помещений; 2) информирует органы внутренних дел по местонахождению указанного учреждения и по месту жительства несовершеннолетних о фактах их самовольного ухода и принимает непосредственное участие по их розыску и возвращению; 3) направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего извещение о его выпуске из указанного учреждения не позднее чем за один месяц до окончания срока пребывания, а также характеристику на несовершеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве. 10. В специальные организации образования не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Республики Казахстан. 11. Порядок создания, организация деятельности специальных организаций образования и условия содержания в них несовершеннолетних определяются положением об этих организациях, утвержденным центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования. 12. Решение о создании, реорганизации и ликвидации специальных организаций образования принимается местными исполнительными органами. Статья 14. Организации образования с особым режимом содержания 1. Организации образования с особым режимом содержания являются учебно-воспитательными или лечебно-воспитательными учреждениями и создаются в целях обеспечения воспитания, обучения и социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки преступления, освобожденных от уголовной ответственности. 2. Решение о целесообразности направления несовершеннолетних в организации образования с особым режимом содержания принимается судом по представлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав либо органа внутренних дел. 3. Несовершеннолетний может быть направлен в организацию образования с особым режимом содержания на срок от шести месяцев до двух лет. 4. Пребывание несовершеннолетнего в организации образования с особым режимом содержания может быть прекращено досрочно в связи с достижением лицом совершеннолетия, а также если на основании представления администрации учреждения суд придет к выводу, что несовершеннолетний для своего исправления больше не нуждается в применении данной меры. 5. Срок пребывания несовершеннолетнего в организации образования с особым режимом содержания, определенный судом, может быть продлен в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, только в случаях: 1) необходимости завершения несовершеннолетним общеобразовательной или профессиональной подготовки, но не более чем до достижения им совершеннолетия; 2) совершения общественно опасного деяния, содержащего признаки преступления, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. 6. При рассмотрении вопроса о направлении несовершеннолетних в организации образования с особым режимом содержания обязательно участие прокурора. 7. Сбор документов, необходимых для помещения несовершеннолетних в организации образования с особым режимом содержания, обеспечивают органы внутренних дел. 8. Администрация организаций образования с особым режимом содержания: 1) обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения, личную безопасность воспитанников и их максимальную защищенность от негативного влияния, ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц и самовольного ухода из него воспитанников, круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна, проведение личного осмотра несовершеннолетних, их вещей и спальных помещений; 2) информирует органы внутренних дел по местонахождению указанного учреждения и по месту жительства несовершеннолетних о фактах их самовольного ухода и принимает непосредственное участие по их розыску и возвращению; 3) направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего извещение о его выпуске из указанного учреждения не позднее чем за один месяц до окончания срока пребывания, а также характеристику на несовершеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |