|
|
|
Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 149-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.07.2007 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 12 января 2007 г. (введены в действие по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования)
См. о внесении изменений в настоящий Закон: Закон РК от 12 января 2007 года № 224-III (вводятся в действие по истечении трех лет шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона)
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 5) Глава 2. Реализация государственной политики занятости (ст.ст. 6 - 12) Глава 3. Государственная социальная защита от безработицы (ст.ст. 14 - 20) Глава 4. Контроль и отчетность в сфере занятости (ст.ст. 21 - 23)
По всему тексту слова «Уполномоченный орган по вопросам занятости» заменены словами «Уполномоченный орган» в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.)
Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и организационные отношения в сфере занятости населения. Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) безработица - социально-экономическое явление, обусловленное невостребованностью на рынке труда части экономически активного населения; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 2) безработные - лица трудоспособного возраста, которые по не зависящим от них причинам не занимаются трудовой деятельностью, приносящей доход, ищущие работу и готовые трудиться; 3) вакансия - свободное рабочее место (должность) у работодателя; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 4) длительная безработица - безработица длительностью двенадцать и более месяцев; 5) занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных потребностей, не противоречащих Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Республики Казахстан, и приносящая им заработок или доход; Статья 1 дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 27.01.04 г. № 524-II 5-1) квота на привлечение иностранной рабочей силы (далее - квота) - устанавливаемая ежегодно Правительством Республики Казахстан доля иностранной рабочей силы в процентном отношении к численности экономически активного населения республики; 6) малообеспеченные - лица трудоспособного возраста, которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеют право на адресную социальную помощь; 7) общественные работы - виды трудовой деятельности, организуемые исполнительными органами, не требующие предварительной профессиональной подготовки работника, имеющие социально-полезную направленность и выполняемые гражданами по направлению уполномоченных органов по вопросам занятости для обеспечения их временной занятостью; 8) продуктивная занятость - занятость, обеспечивающая устойчивый экономический рост и социальный эффект; 9) рантье - лицо, основным источником дохода которого являются проценты от предоставленных в ссуду денег или от приобретаемых ценных бумаг; 10) рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на экономически активное население; Подпункт 11 изложен в редакции Закона РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 11) самостоятельно занятые - трудоспособные лица, обеспечивающие себя работой; 12) свободно избранная занятость - деятельность граждан, выбранная ими путем свободного распоряжения своими способностями к труду, выбору места работы и профессии; 13) социальная защита от безработицы - комплекс мер, осуществляемых государством в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами; Статья дополнена подпунктом 13-1 в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III 13-1) социальное рабочее место - рабочее место, создаваемое работодателем на договорной основе с местным исполнительным органом, для трудоустройства безработных из целевых групп с частичной компенсацией затрат работодателя на оплату их труда; 14) Исключен в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III (см. стар. ред.) Статья дополнена подпунктом 14-1 в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III 14-1) трудоустройство - комплекс организационных, экономических и правовых мероприятий, призванных способствовать обеспечению трудовой занятости населения; 15) уполномоченный орган по вопросам занятости - структурное подразделение местных исполнительных органов, обеспечивающее содействие занятости населения и социальную защиту от безработицы на региональном уровне (в дальнейшем - уполномоченный орган); 16) целевые группы - группы лиц, установленные настоящим Законом, как испытывающие затруднения в трудоустройстве и требующие социальной защиты; 17) центральный исполнительный орган - государственный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населения; 18) частное агентство занятости - любое физическое и юридическое лицо, оказывающее содействие в трудоустройстве, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 19) экономически активное население (рабочая сила) - население в трудоспособном возрасте (занятые в экономике и безработные); 20) экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав рабочей силы, включая и лиц моложе возраста, установленного для учета экономически активного населения, не работающие и не ищущие работу граждане, в том числе: домохозяйки, неработающие инвалиды, неработающие пенсионеры, учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневной формы обучения (включая магистратуру и аспирантуру), рантье, а также лица, получающие доход от сдачи в аренду движимого или недвижимого имущества. Статья 2 изложена в редакции Закона РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) Статья 2. Занятое население К занятому населению относятся лица: 1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), доход; 2) занимающиеся предпринимательской деятельностью; 3) самостоятельно занятые; 4) занятые на подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; 5) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, а также члены производственных кооперативов; 6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; 7) проходящие службу в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан; 8) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением общественных объединений, общественных фондов и религиозных объединений, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют имущественных прав.
Статья 3. Законодательство о занятости населения 1. Законодательство Республики Казахстан о занятости основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов. 2. Законодательство о занятости распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства. 3. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Статья 4. Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения 1. Государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан. 2. Государственная политика в сфере занятости направлена на: 1) обеспечение равных возможностей гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан, на свободный выбор рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных условий труда, социальной защиты от безработицы; 2) обеспечение продуктивной занятости, сокращение безработицы, создание рабочих мест; 3) ориентацию системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностью рынка труда и перспективами его развития с учетом инвестиционной политики; 4) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в соответствии с законодательством, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; 5) стимулирование работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для целевых групп; 6) организацию трудового посредничества через уполномоченный орган и частное агентство занятости; 7) лицензирование деятельности, связанной с привлечением иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу; 8) защиту внутреннего рынка труда путем квотирования привлечения иностранной рабочей силы; 9) сочетание республиканских мероприятий по обеспечению занятости с мерами, принимаемыми местными исполнительными органами; 10) координацию деятельности в сфере занятости населения с другими направлениями экономической и социальной политики; 11) формирование единой информационной базы рынка труда; 12) координацию и регулирование деятельности государственных органов по разработке и реализации мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением; 13) организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранцев на территории Республики Казахстан; 14) обеспечение участия представителей работодателей, работников и общественных организаций в разработке и реализации государственной политики занятости; 15) проведение финансовой, налоговой и инвестиционной политики, согласованной с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест. Статья 5. Государственные гарантии в сфере занятости населения 1. Государство гарантирует гражданам в сфере занятости населения: 1) Исключен в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III (см. стар. ред.) 2) социальную защиту от безработицы; 3) содействие в подборе работы и трудоустройстве при посредничестве уполномоченных органов. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 2. Государство обеспечивает меры по содействию занятости целевым группам населения. В целевые группы входят: малообеспеченные; молодежь в возрасте до двадцати одного года; воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до двадцати трех лет; одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; граждане, имеющие на содержании лиц, которые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре; лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту); лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан; лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения; Местные исполнительные органы могут устанавливать дополнительный перечень лиц, относящихся к целевым группам, исходя из ситуации на рынке труда и бюджетных средств, а также дополнительные меры по социальной защите. См.также: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 10 марта 1999 года № 2/2.
Глава 2. Реализация государственной политики занятости Статья 6. Центральный исполнительный орган 1. Порядок деятельности, правовой статус и компетенция центрального исполнительного органа определяются Правительством Республики Казахстан. 2. Центральный исполнительный орган в пределах своей компетенции обязан: 1) осуществлять методическое и организационное руководство уполномоченными органами; 2) анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу на основе создания единой информационной базы рынка труда, информировать население и Правительство Республики Казахстан о состоянии рынка труда; 3) разрабатывать Республиканскую программу занятости населения; 4) принимать участие в рассмотрении проектов инвестиционных контрактов с целью защиты внутреннего рынка труда; 5) выдавать, приостанавливать и отзывать лицензии на деятельность, связанную с привлечением иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 27.01.04 г. № 524-II (см. стар. ред.) 6) распределять квоту в пределах и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, между областями, городами Астаной и Алматы; 7) совместно с заинтересованными органами определять потребность в подготовке кадров и их трудоустройстве; 8) формировать единую информационную базу рынка труда. Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 11.01.07 г. № 218-III 3. Центральный исполнительный орган в пределах своей компетенции оказывает электронные услуги с применением информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации.
Статья 7. Местные исполнительные органы Местные исполнительные органы обеспечивают реализацию политики занятости населения путем: 1) разработки региональных программ в соответствии с государственной политикой занятости; 2) ежегодного определения целевых групп, проживающих на территории соответствующих административно-территориальных единиц, и социальных мер по их защите; 3) поддержки создания дополнительных рабочих мест через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 4) оказания социальной защиты безработным; 5) организации общественных работ; Статья дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 27.01.04 г. № 524-II 5-1) выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом, а также приостановки и отзыва указанных разрешений; Статья дополнена подпунктом 5-2 в соответствии с Законом РК от 13.04.05 г. № 40-III 5-2) установления квоты рабочих мест для инвалидов в размере трех процентов от общей численности рабочих мест; Статья дополнена подпунктом 5-3 в соответствии с Законом РК от 13.04.05 г. № 40-III 5-3) создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; Статья дополнена подпунктом 5-4 в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III 5-4) организации социальных рабочих мест; 6) осуществления других мероприятий, способствующих занятости населения. Статья 8. Уполномоченный орган 1. Уполномоченный орган обязан: 1) информировать обращающихся граждан и безработных о возможности получения работы, а работодателей - о возможности обеспечения рабочей силой; 2) оказывать содействие гражданам и безработным в выборе работы, выдавать направления для трудоустройства и обучения; 3) формировать банк данных по рынку труда; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 4) не позднее десяти дней со дня обращения лиц регистрировать, ставить их на учет; 5) оказывать бесплатные услуги гражданам и безработным в профессиональной ориентации; 6) направлять безработных с их согласия на общественные работы; Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 27.01.04 г. № 524-II (см. стар. ред.) 7) направлять безработных на профессиональное обучение в соответствии с потребностями рынка труда с последующим содействием их трудоустройству; 8) выдавать безработному справку, что он зарегистрирован как безработный; 9) анализировать, прогнозировать спрос и предложение части экономически активного населения (рабочей силы) и информировать население, местные и центральный исполнительные органы о состоянии рынка труда; 10) реализовывать региональные программы занятости населения и специальные мероприятия, обеспечивающие содействие занятости целевым группам. См.: Типовое положение об уполномоченном органе по вопросам занятости. 2. Уполномоченный орган имеет право: 1) направлять граждан и безработных к работодателям при наличии у последних потребности в рабочей силе; 2) вносить в местные исполнительные органы предложения по подготовке и проведению общественных работ в организациях, расположенных на их территории; 3) запрашивать у государственных органов, ведающих вопросами образования, в организациях образования, учебных курсов различных организаций, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, сведения о трудоустройстве выпускников, информацию о профессиях (специальностях), по которым ведется обучение, количестве подготовленных и планируемых к подготовке специалистов по конкретным профессиям (специальностям); Пункт дополнен подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III 4) оказывать трудовое посредничество.
Статья 9. Участие работодателей в обеспечении занятости населения 1. Работодатели участвуют в реализации государственной политики занятости путем: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III (см. стар. ред.) 1) оказания содействия в трудоустройстве с соблюдением условий трудовых договоров и коллективных договоров в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан; 2) развития системы профессиональной подготовки и внутрипроизводственного обучения персонала; Пункт дополнен подпунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 27.01.04 г. № 524-II 2-1) подготовки кадров через организации образования, реализующие образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования; 3) сохранения и рационального использования кадрового потенциала квалифицированных работников в ходе структурных изменений; 4) содействия в организации и проведении общественных работ; 5) финансирования общественных работ за счет собственных средств; 6) принятия на работу на вакансии лиц, обратившихся по вопросу трудоустройства в соответствии с квалификационными требованиями, установленными в организациях; В подпункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.05.07 г. № 244-III (см. стар. ред.) 7) страхования работников в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. 1) предоставлять уполномоченному органу в полном объеме информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроках, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за один месяц до начала высвобождения; 2) направлять уполномоченному органу сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней со дня их появления; 3) своевременно (в течение пяти рабочих дней со дня направления к нему уполномоченным органом граждан) извещать о приеме на работу или отказе в приеме на работу с указанием причины путем соответствующей отметки в направлении, выданном уполномоченным органом; Пункт дополнен подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III 4) выполнять установленную квоту рабочих мест для инвалидов; Пункт дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III 5) представлять уполномоченному органу сведения о количестве прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и внутрипроизводственное обучение с указанием полученной специальности и квалификации. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 3. Ответственность работодателей за нарушение требований настоящей статьи наступает в соответствии с законами Республики Казахстан. Статья 10 изложена в редакции Закона РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) Статья 10. Частное агентство занятости 1. Частное агентство занятости имеет право: 1) консультировать обратившихся лиц по вопросам трудового законодательства Республики Казахстан и законодательства Республики Казахстан о занятости населения; 2) предоставлять информацию о возможности трудоустройства и оказывать обратившимся лицам содействие в трудоустройстве; 3) формировать сведения о работодателях и лицах, желающих трудоустроиться; 4) осуществлять подбор работников с учетом их соответствия квалификационным требованиям работодателя; 5) осуществлять набор работников для трудоустройства из одной страны в другую при наличии международных договоров; 6) организовывать профессиональную подготовку и переподготовку обратившихся лиц с последующим трудоустройством; 7) оформлять разрешительные документы на вывоз в случае трудоустройства лиц за границей. 2. Частное агентство занятости обязано: 1) не допускать любых форм дискриминации; 2) обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой от обратившихся лиц; 3) не допускать эксплуатации детского труда, вербовки людей для сексуальной и (или) иной эксплуатации; 4) заключать договоры с обратившимися лицами о предоставлении услуг по трудовому посредничеству. 3. Частные агентства занятости взаимодействуют с государственными органами, работодателями по вопросам трудоустройства, создания рабочих мест и реализации программ занятости. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.07.07 г. № 276-III (см. стар. ред.) 4. Деятельность, связанная с привлечением иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу, осуществляется частными агентствами занятости при наличии лицензии на право осуществления такого вида деятельности, выданной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Привлечение иностранной рабочей силы, а также вывоз рабочей силы из Республики Казахстан за границу осуществляются только при условии гарантирования работодателями возврата работника по истечении срока договора в свою страну путем внесения на имя работника гарантийного взноса в банки страны трудоустройства. Порядок, условия внесения и размеры гарантийного взноса в банки Республики Казахстан определяются Правительством Республики Казахстан. См.: Методические рекомендации для работников «телефонов доверия», «горячих линий» по вопросам борьбы с торговлей людьми, заинтересованных государственных органов и неправительственных организаций по условиям выезда граждан Республики Казахстан на работу за границу по линии частных агентств занятости, Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 16 июля 2004 года № 07-2-18/4612
Статья 11. Привлечение иностранной рабочей силы В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.06.06 г. № 146-III 1. В целях защиты внутреннего рынка труда Правительством Республики Казахстан устанавливается ежегодно квота на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан. Нормы настоящего Закона о квотировании иностранной рабочей силы и выдаче разрешений на ее привлечение не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства, работающих в региональном финансовом центре города Алматы на должностях руководителей и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием с подтвержденными документами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 27.01.04 г. № 524-II (см. стар. ред.) 2. Центральный исполнительный орган распределяет квоту в пределах и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, между областями, городами Астаной и Алматы. Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 27.01.04 г. № 524-II; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.07.07 г. № 276-III (см. стар. ред.) 2-1. Местные исполнительные органы на территории соответствующей административно-территориальной единицы выдают разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, за исключением лиц, определяемых Правительством Республики Казахстан, для осуществления трудовой деятельности в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом, а также приостанавливают и отзывают указанные разрешения. 3. Порядок определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы определяются Правительством Республики Казахстан. 4. Уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы иностранной рабочей силы, привлекаемой для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, должны отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих в соответствии с квалификационным справочником работ и профессий и квалификационным справочником должностей служащих. 5. Условия и порядок выдачи лицензий на деятельность, связанную с привлечением иностранной рабочей силы и вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу, определяются Правительством Республики Казахстан. Статья 12. Республиканская и региональные программы занятости населения 1. Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы с участием представителей работников и работодателей на основе индикативных планов социально-экономического развития разрабатывают и утверждают программы занятости населения, предусматривающие: 1) меры, стимулирующие рост уровня занятости населения; 2) меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы; 3) организацию занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке; 4) поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места; 5) организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребности на рынке труда; 6) организацию и совершенствование общественных работ; 7) меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости; 8) интеграцию деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда; 9) совершенствование информационной базы данных по вопросам занятости; 10) создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 2. Финансирование программ занятости населения осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников в соответствии с законодательством Республики Казахстан. См.: Программу по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы.
Глава 3. Государственная социальная защита от безработицы Статья 13. Исключена в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III (см. стар. ред.)
Статья 14. Государственная социальная защита от безработицы Государством оказывается следующая социальная защита от безработицы: 1) содействие в трудоустройстве; 2) профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных; 3) оплата труда безработных, занятых на общественных работах; 4) оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актам. Статья 15 изложена в редакции Закона РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) Статья 15. Регистрация безработных 1. Лица, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган по месту жительства за содействием в трудоустройстве. 2. Решение о признании лица, ищущего работу, безработным принимается уполномоченным органом при предъявлении следующих документов: удостоверения личности (паспорта); документов, подтверждающих трудовую деятельность; свидетельства о присвоении социального индивидуального кода (СИК); регистрационного номера налогоплательщика (РНН). 3. Кроме документов, перечисленных в пункте 2 настоящей статьи, лицо, ищущее работу, прилагает сведения о полученных доходах (носят заявительный характер). 4. Иностранцы и лица без гражданства предоставляют, кроме того, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан и удостоверение лица без гражданства с отметкой о регистрации в органах внутренних дел. В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.07.07 г. № 276-III (см. стар. ред.) 5. Оралманы предоставляют удостоверение оралмана, выданное территориальными органами уполномоченного органа по вопросам миграции населения. 6. Уполномоченный орган не позднее десяти календарных дней со дня предъявления документов, указанных в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, регистрирует обратившихся лиц в качестве безработных по месту их жительства путем занесения сведений в карточку персонального учета (компьютерная база данных), форма которой утверждается центральным исполнительным органом. 7. Безработные, зарегистрированные в уполномоченном органе, должны не реже одного раза в течение десяти календарных дней отмечаться в уполномоченном органе, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, - не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа. См.: Инструкцию по проведению мониторинга уровня безработицы.
Статья 16. Снятие с учета безработного 1. Уполномоченный орган снимает с учета безработного в случаях: 1) письменного отказа от двух предложенных вариантов подходящей работы; 2) неявки без уважительных причин в течение пяти рабочих дней со дня выдачи направления уполномоченным органом по месту предложенного трудоустройства или обучения; 3) неявки без уважительных причин в течение двух рабочих дней по вызову в уполномоченный орган для получения направления на работу, учебу; 4) самовольного, без уважительной причины, прекращения безработным участия в общественных работах или обучения по направлению уполномоченного органа; В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 5) нарушения безработным без уважительных причин сроков посещения уполномоченного органа, предусмотренных пунктом 7 статьи 15 настоящего Закона; Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 6) перемены места жительства; Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 7) отнесения к категории занятых в соответствии со статьей 2 настоящего Закона; 8) осуждения безработного к наказанию в виде лишения свободы либо направления на принудительное лечение по решению суда; 9) назначения пенсии в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 2. Безработные, снятые с учета в соответствии с подпунктами 1) - 6) пункта 1 настоящей статьи, повторно могут зарегистрироваться в уполномоченном органе только по истечении тридцати календарных дней со дня снятия с учета. Статья 17. Обязанности зарегистрированных безработных 1. Безработные обязаны: 1) соблюдать настоящий Закон; 2) соблюдать порядок, условия и сроки посещения уполномоченных органов; 3) обратиться к работодателю по вопросу трудоустройства в течение пяти рабочих дней со дня получения направления на работу, выданного уполномоченным органом; 4) своевременно (в течение пяти рабочих дней) предоставлять уполномоченному органу сведения об изменениях, влияющих на дальнейший порядок работы с безработным, включая: перемену местожительства; трудоустройство на постоянную, временную, сезонную работу, работу по договорам гражданско-правового характера; занятие предпринимательской деятельностью; учредительство (соучредительство) в организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; установление или изменение группы инвалидности; назначение пенсии и получение иных доходов. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 2. В случае сокрытия вышеперечисленных сведений или предоставления заведомо ложных сведений или поддельных документов безработные снимаются с регистрации и могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан. 1. Для зарегистрированных безработных граждан подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной подготовке, трудовому стажу и опыту работы по прежней специальности, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового рабочего места. Транспортная доступность определяется соответствующим исполнительным органом. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III (см. стар. ред.) 2. Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы более двух лет, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и требований трудового законодательства Республики Казахстан. Закон дополнен статьей 18-1 в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III Статья 18-1. Социальное рабочее место 1. Создание социального рабочего места осуществляется работодателем на основе договора с местным исполнительным органом. 2. Договор должен содержать обязанности сторон, виды, объемы работ, размер и условия оплаты труда, срок и источники финансирования социальных рабочих мест. 3. Социальное рабочее место организуется путем предоставления или создания временных рабочих мест и имеет следующие особенности: 1) предназначено специально для целевых групп; 2) количество рабочих мест не ограничено, работа носит временный характер и для ее организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии. 4. Порядок отбора работодателей, предлагающих организацию социальных рабочих мест, определяется местным исполнительным органом.
Статья 19. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных 1. Уполномоченный орган направляет на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных в случае, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.05 г. № 84-III (см. стар. ред.) 2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных производятся по направлению уполномоченного органа в организациях образования либо на предприятиях, имеющих право на образовательную деятельность, в соответствии с законодательством Республики Казахстан за счет бюджетных средств с учетом потребности рынка труда в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Безработные из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |