|
|
|
Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2006 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 27 июля 2007 г.
В оригинале оглавление отсутствует
В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.) Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии.
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Закона РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.), изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) аварийная бронь - минимально необходимая электрическая мощность, подача которой на объект непрерывного электроснабжения сохраняет функционирование важных для него устройств и предотвращает нарушение работы объектов жизнеобеспечения, а также катастрофические экологические, социальные или экономические последствия или гибель людей; 2) аварийное нарушение - недопустимые отклонения технологических параметров работы электроустановки или ее элементов, вызвавшие вывод их из работы или повреждение во время эксплуатации; 3) системная авария - аварийное нарушение режимов работы объектов электроэнергетики, приведшее к потере устойчивости единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и разделению ее на части; 4) системные услуги - услуги, оказываемые системным оператором субъектам оптового рынка электрической энергии по передаче электрической энергии, технической диспетчеризации, регулированию и резервированию мощности, организации балансирования производства-потребления электрической энергии; 5) системный оператор - организация, осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление, обеспечение параллельной работы с энергосистемами других государств, поддержание баланса в энергосистеме, оказание системных услуг и приобретение вспомогательных услуг у субъектов оптового рынка электрической энергии, а также передачу электрической энергии по национальной электрической сети, ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности; 6) охранная зона тепловых сетей - земельные участки, отведенные в целях обеспечения сохранности тепловых сетей, создания нормальных условий эксплуатации, предотвращения их повреждений, а также несчастных случаев среди населения, оказавшегося в охранной зоне этих сетей; 7) передача тепловой энергии - услуга по транспортировке тепловой энергии по тепловым сетям, оказываемая энергопередающими организациями в соответствии с заключенными договорами; 8) розничный рынок тепловой энергии - система отношений участников производства, передачи и потребления тепловой энергии, функционирующая на основе договоров; 9) прибор коммерческого учета - техническое устройство, предназначенное для коммерческого учета электрической мощности, электрической или тепловой энергии, разрешенное к применению в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 10) единая электроэнергетическая система Республики Казахстан - совокупность электрических станций, линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей Республики Казахстан; 11) резерв электрической мощности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан - электрическая мощность агрегатов энергопроизводящих организаций, имеющих требуемую структуру, величину, а также степень готовности к диспетчеризации, соответствующие требованиям, предусмотренным договором; 12) вспомогательные услуги - услуги, приобретаемые системным оператором у субъектов оптового рынка электрической энергии для обеспечения готовности необходимых объемов и структуры оперативных резервов электрической мощности, регулирования активной и реактивной мощностей, по запуску энергосистемы из обесточенного состояния; 13) операционные сутки - текущие сутки, в течение которых системный оператор осуществляет операции по централизованному оперативно-диспетчерскому управлению исполнением заключенных субъектами оптового рынка электрической энергии договоров купли-продажи электрической энергии; 14) централизованное оперативно-диспетчерское управление - осуществляемый системным оператором процесс непрерывного управления технически согласованной работой энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, обеспечивающий нормативный уровень надежности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и соблюдение нормативного качества электрической энергии; 15) межрегиональные и (или) межгосударственные линии электропередачи - линии электропередачи напряжением 220 кВ и выше, обеспечивающие передачу электрической энергии между регионами и (или) государствами; 16) региональная электросетевая компания - энергопередающая организация, эксплуатирующая электрические сети регионального уровня; 17) дисбаланс электроэнергии - отклонение фактической величины производства-потребления электрической энергии от величины, утвержденной системным оператором в почасовом суточном графике производства-потребления электрической энергии; 18) техническая диспетчеризация - услуга, оказываемая системным оператором по осуществлению централизованного оперативно-диспетчерского управления режимами производства и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; 19) потребитель - физическое или юридическое лицо, потребляющее на основе договора электрическую и (или) тепловую энергию; 20) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование в области электроэнергетики; 21) национальная электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств, межрегиональных и (или) межгосударственных линий электропередачи и линий электропередачи, осуществляющих выдачу электрической энергии электрических станций, напряжением 220 кВ и выше, не подлежащих приватизации и ее предварительным стадиям; 22) коммерческий учет электрической и тепловой энергии - учет электрической и тепловой энергии, необходимый для взаиморасчета между сторонами по договорам купли-продажи и передачи электрической и тепловой энергии; 23) охранная зона электрических сетей - земельные участки, водное и воздушное пространство, отведенные в целях обеспечения сохранности электрических сетей, создания нормальных условий эксплуатации, предотвращения их повреждения, а также несчастных случаев среди населения, оказавшегося в охранной зоне этих сетей; 24) регулирование электрической мощности - услуга по компенсации отклонений фактической электрической нагрузки субъекта оптового рынка электрической энергии от заявленной электрической нагрузки при условии соблюдения нулевого сальдо обменной электрической энергии с планированием или без планирования в суточном графике; 25) электроэнергетика - сфера производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии; 26) субъекты розничного рынка электрической энергии - энергопроизводящие, энергоснабжающие, энергопередающие организации, потребители электрической энергии и иные организации, осуществляющие деятельность на розничном рынке электрической энергии; 27) субъекты оптового рынка электрической энергии - энергопроизводящие, энергопередающие, энергоснабжающие организации, потребители электрической энергии, системный оператор, оператор централизованной торговли электрической энергией и иные организации, осуществляющие деятельность на оптовом рынке электрической энергии; 28) гарантирующий поставщик электрической энергии - энергоснабжающая организация, осуществляющая энергоснабжение потребителей в случаях прекращения энергоснабжения потребителей всеми другими энергоснабжающими организациями не по вине потребителя; 29) передача электрической энергии - услуга, оказываемая энергопередающими организациями в соответствии с заключенными договорами передачи электрической энергии; 30) розничный рынок электрической энергии - система отношений, функционирующая на основе договоров (купли-продажи, передачи и потребления электрической энергии, а также предоставления связанных с этим услуг) между субъектами розничного рынка электрической энергии вне оптового рынка; 31) оптовый рынок электрической энергии - система отношений, связанных с куплей-продажей электрической энергии, функционирующая на основе договоров между субъектами оптового рынка электрической энергии; 32) оператор рынка централизованной торговли электрической энергией - организация, осуществляющая централизованные торги электрической энергией, включая спот-торги электрической энергии; 33) централизованная торговля электрической энергией - сделки по купле-продаже электрической энергии, осуществляемые субъектами оптового рынка электрической энергии в электронной системе торговли на добровольной основе, за исключением случаев, установленных настоящим Законом; 34) суточный график производства-потребления электрической энергии - утвержденный системным оператором документ, регламентирующий почасовые величины производства и потребления электрической энергии на каждые календарные сутки в соответствии с договорами по купле-продаже электрической энергии, заключенными участниками оптового рынка на рынках децентрализованной купли-продажи электрической энергии и централизованной торговли электрической энергией; 35) спот-торги электрической энергии (далее - спот-торги) - организованная торговля почасовыми объемами электроэнергии на краткосрочном основании в режимах: за день вперед и в течение операционных суток; 36) балансирующий рынок электрической энергии - система взаимоотношений между системным оператором и энергопроизводящими, энергоснабжающими организациями, оптовыми потребителями, иными организациями, осуществляющими деятельность на оптовом рынке электрической энергии, складывающаяся в результате физического и последующего финансового урегулирования системным оператором возникающих в режиме реального времени дисбалансов между договорными и фактическими величинами производства и (или) потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан в текущие операционные сутки; 37) балансирующая электроэнергия - электрическая энергия, используемая для устранения возникающих дисбалансов при реализации утвержденного системным оператором почасового суточного графика производства-потребления электрической энергии; 38) энергетическая экспертиза - экспертиза, проводимая в области электроэнергетики по действующим объектам, проектам реконструируемых, модернизируемых и вновь строящихся объектов, при расследовании технологических нарушений и аварий на энергетическом оборудовании в электрических и тепловых сетях, а также в случаях производственного травматизма на них, на соответствие нормативным правовым актам Республики Казахстан; 39) энергопередающая организация - организация, осуществляющая на основе договоров передачу электрической или тепловой энергии; 40) энергоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям произведенной и (или) купленной электрической и (или) тепловой энергии; 41) энергопроизводящая организация - организация, осуществляющая производство электрической и (или) тепловой энергии. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об электроэнергетике 1. Законодательство Республики Казахстан об электроэнергетике основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Глава 2. Государственное регулирование в области электроэнергетики Статья 3. Цели и задачи государственного регулирования в области электроэнергетики 1. Государственное регулирование в области электроэнергетики осуществляется в целях: 1) максимального удовлетворения спроса потребителей энергии и защиты прав участников рынка электрической и тепловой энергии путем создания конкурентных условий на рынке, гарантирующих потребителям право выбора поставщиков электрической и тепловой энергии; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) 2) обеспечения безопасного, надежного и стабильного функционирования электроэнергетического комплекса Республики Казахстан; 3) единства управления электроэнергетическим комплексом Республики Казахстан как особо важной системой жизнеобеспечения хозяйственно-экономического и социального комплексов страны. 2. Задачами государственного регулирования в области электроэнергетики являются: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) 1) эффективное, безопасное функционирование и развитие электроэнергетического комплекса на основе единства управления, развития конкуренции; 2) право выбора потребителями поставщика электрической и (или) тепловой энергии; 3) регулирование деятельности в сфере естественной монополии, а также создание условий для защиты отечественных энергопроизводителей; 4) создание и совершенствование регулируемого рынка электрической и тепловой энергии; В подпункт 5) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.) 5) рациональное и экономное потребление электрической и тепловой энергии; 6) использование и развитие возобновляемых и нетрадиционных источников энергии; 7) привлечение инвестиций в развитие и перевооружение электроэнергетического комплекса; 8) создание условий для выполнения комплекса мероприятий по охране окружающей среды, надежности и безопасности строительства при эксплуатации линий электропередачи, электро- и энергоустановок; 9) создание условий для организации энергоснабжения в отдаленных районах страны; 10) установление государственных стандартов работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и качества электрической энергии. 3. Государственное регулирование в области электроэнергетики включает: 1) лицензирование; 2) государственное регулирование тарифов (цен, ставок сбора); 3) демонополизацию и приватизацию объектов электроэнергетики; 4) государственный надзор за надежностью, безопасностью и экономичностью производства, передачи, технической диспетчеризации и потребления электрической энергии; Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) 5) техническое регулирование в области электроэнергетики. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 апреля 1999 года № 384 «О Программе развития электроэнергетики до 2030 года». Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области электроэнергетики; 2) разрабатывает государственные программы развития электроэнергетики; 3) утверждает Положение о государственном энергетическом надзоре Республики Казахстан; 4) принимает решение о включении электрической энергии в перечень приобретаемого имущества (активов), реализуемого на торгах (аукционах) в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Статья дополнена подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III 5) утверждает технические регламенты в области электроэнергетики.
Статья 5. Компетенция уполномоченного органа 1) реализует государственную политику в области электроэнергетики; 2) разрабатывает программы развития электроэнергетики и осуществляет контроль за их выполнением; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) 3) разрабатывает технические регламенты в области электроэнергетики; 4) осуществляет международное сотрудничество в области электроэнергетики; В подпункт 5) внесены изменения в соответствии с Законами РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.); от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) 5) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты Республики Казахстан, за исключением технических регламентов, в области производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии; В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) 6) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, за исключением технических регламентов, в сфере технической эксплуатации и техники безопасности, эксплуатационных характеристик оборудования, норм расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций; В подпункт 7) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 166-III (см. стар. ред.) 7) разрабатывает и утверждает нормативные технические документы в сферах проектирования, строительства, технической эксплуатации и техники безопасности объектов электроэнергетики, эксплуатационных и технико-экономических характеристик оборудования, норм расхода электрической и тепловой энергии на технологические нужды энергопроизводящих организаций, не являющихся субъектами естественных монополий; 8) осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании; 9) утверждает порядок определения гарантирующего поставщика и зоны его ответственности; 10) определяет методику, порядок и сроки проведения энергетической экспертизы; 11) устанавливает порядок составления суточного графика производства-потребления электрической энергии; Статья дополнена подпунктом 11-1) в соответствии с Законом РК от 11.04.06 г. № 136-III 11-1) определяет системного оператора и оператора рынка централизованной торговли электрической энергией; 12) определяет особенности функционирования и организации оптового рынка электрической энергии для регионов, не имеющих электрической связи по территории Республики Казахстан с единой электроэнергетической системой Республики Казахстан; 13) выполняет иные функции в соответствии с законами Республики Казахстан. Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) Статья 6. Государственный энергетический надзор и контроль 1. Надзор и контроль в области электроэнергетики осуществляются государственным органом по государственному энергетическому надзору и контролю. 2. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю осуществляет надзор за: 1) выполнением технических требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере электроэнергетики; 2) эксплуатацией и техническим состоянием энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также электрических и теплоиспользующих установок потребителей; 3) выполнением требований к лицензируемым видам деятельности в сфере электроэнергетики. 3. Государственный энергетический надзор и контроль осуществляются путем проверок. 4. Проверки объектов электроэнергетики могут быть плановыми и внеплановыми. 5. Основанием проверки является план работы, утвержденный уполномоченным органом. План работы должен содержать перечень объектов, в отношении которых предполагаются проведение проверок и период их проведения. 6. Плановая проверка является заранее запланированным мероприятием, проводимым с учетом установленных законами временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам (план работы). 7. Внеплановая проверка проводится в следующих случаях: 1) при росте числа аварийных технологических нарушений на объектах электроэнергетики по сравнению с предыдущим периодом; 2) по обращениям физических и юридических лиц, а также государственных органов, поступившим в орган по государственному энергетическому надзору и контролю. 8. Для устранения выявленных нарушений руководителю объекта электроэнергетики выдается предписание установленного образца с указанием сроков и лиц, ответственных за исполнение, или составляется акт, на основе которого руководством объекта разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных нарушений, который представляется в орган по государственному энергетическому надзору и контролю. 9. Энергетический надзор и контроль осуществляются за: 1) соблюдением требований технических условий по качеству электрической и тепловой энергии; 2) соблюдением правил пользования электрической и тепловой энергией в пределах своей компетенции; 3) рациональным и экономным использованием, оптимизацией режимов производства, передачей, потреблением электрической и тепловой энергии; 4) готовностью электрических станций, электрических и тепловых сетей к работе в осенне-зимних условиях. 10. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю: 1) участвует в работе комиссий электроэнергетических предприятий по оценке готовности объектов и оборудования к работе в зимних условиях; 2) ведет учет расследований крупных технологических нарушений в работе электростанций, тепловых и электрических сетей, приведших к разделению единой электроэнергетической системы Республики Казахстан на несколько частей, массовому ограничению потребителей по электрической и тепловой энергии, повреждению крупного энергетического оборудования. 11. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю вправе в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан: 1) иметь доступ к электро- и энергоустановкам; 2) осуществлять периодическое обследование технического состояния энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также энергетического оборудования потребителей; 3) организовывать квалификационные проверки знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности руководителей организаций, осуществляющих производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии и их покупку в целях перепродажи, для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электро- и энергоустановок; 4) организовывать проведение энергетических экспертиз на энергетических объектах по безопасному и рациональному производству, передаче, распределению и использованию электрической и тепловой энергии, контроль за выполнением энергосберегающей политики, обследование энергетической эффективности юридических лиц; 5) осуществлять подготовку предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области электроэнергетики; 6) привлекать экспертов при проведении обследования поднадзорного энергетического оборудования, комплексных проверок энергетических организаций и при расследовании технологических нарушений в работе энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей; 7) организовывать разработку программы, нормативно-методических актов, правовых и экономических механизмов энергосбережения; 8) вносить предложения собственникам организаций о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущении аварий, несчастных случаев и иных грубых нарушений технических требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики, или направлять материалы в соответствующие государственные органы о привлечении к административной или уголовной ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике. См. Постановление Правительства РК от 26 июля 1999 года № 1065 О Республиканском государственном предприятии «Госэнергоэкспертиза». Статья 7. Государственное регулирование тарифов (цен, ставок сбора) в электроэнергетике 1. Государственное регулирование тарифов (цен, ставок сбора) на продукцию и услуги субъектов естественной монополии осуществляется государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 2. Учет затрат по передаче электрической энергии в энергопередающих организациях ведется раздельно от затрат по другим видам деятельности в порядке, установленном государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии. Статья 8. Недопустимость вмешательства в производственно-технологическую деятельность Центральные исполнительные органы, а также местные представительные и исполнительные органы не вправе вмешиваться в производственно-технологическую деятельность организаций, связанную с производством и передачей электрической и тепловой энергии или с технологическим управлением этими процессами, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. Статья 9 изложена в редакции Закона РК от 11.04.06 г. № 136-III (см. стар. ред.) Статья 9. Проектирование и строительство электрических станций, линий электропередачи и подстанций 1. Проектирование и строительство дублирующих (шунтирующих) линий электропередачи и подстанций осуществляются с предварительного уведомления и согласования с уполномоченным органом, государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий и системным оператором. 2. Проектирование и строительство электрических станций, линий электропередачи и подстанций, а также их эксплуатация могут осуществляться на основании концессионных соглашений. 3. Межрегиональные и (или) межгосударственные линии электропередачи, подстанции и распределительные устройства напряжением 220 кВ и выше, построенные на основании концессионных соглашений, на период их действия находятся во временном владении и пользовании концессионера и передаются в состав национальной электрической сети по окончании срока действия концессионного соглашения. 4. Централизованное оперативно-диспетчерское управление, а также эксплуатацию межрегиональных и (или) межгосударственных линий электропередачи, подстанций, распределительных устройств напряжением 220 кВ и выше построенных на основании концессионных соглашений, осуществляет системный оператор на основании договоров. Закон дополнен главой 2-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III Глава 2-1. Общие требования безопасности в области электроэнергетики
Статья 9-1. Общие положения 1. Организационные мероприятия при эксплуатации электрического оборудования, электрических и тепловых сетей, установок потребителей должны обеспечивать безопасность для жизни и здоровья человека и окружающей среды. 2. Объектами технического регулирования являются электрическое оборудование, электрические и тепловые сети, установки потребителей, предназначенные для производства, передачи и пользования электрической и тепловой энергией, электрическая и тепловая энергия. 3. Показатели качества электрической энергии на выводах приемников электрической энергии у потребителей должны соответствовать установленным нормам. Порядок оценки качества электрической энергии устанавливается в договорах на поставку электроэнергии. 4. Характеристиками качества электрической энергии являются: максимальное отклонение рабочего напряжения от номинального значения; отклонение частоты напряжения; допустимая длительность повышения напряжения промышленной частоты напряжения. 5. Параметры тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения магистральных и распределительных трубопроводов должны соответствовать поддерживаемому температурному графику, показателям безопасных и качественных характеристик сетевой воды. Статья 9-2. Требования безопасности при проектировании оборудовании и электроустановок в области электроэнергетики 1. При проектировании и эксплуатации электрических сетей должно быть обеспечено выполнение требований, установленных к электрической энергии, в соответствии с настоящим Законом и техническими регламентами. 2. Оборудование электрических станций, электрических и тепловых сетей, установки потребителей, предназначенные для производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии, должны соответствовать техническим требованиям, установленным техническими регламентами. Статья 9-3. Требования безопасности к электротехническому оборудованию и материалам, используемым при производстве, передаче и потреблении электрической и тепловой энергии 1. Производимые в Республике Казахстан и ввозимые на ее территорию электротехническое оборудование и материалы должны соответствовать требованиям, установленным техническими регламентами, и в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, должны пройти процедуру подтверждения соответствия. 2. Электротехническое оборудование и материалы должны соответствовать требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья человека и окружающей среды. 3. Ввод в эксплуатацию оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, установок потребителей, подлежащих подтверждению соответствия требованиям, предъявляемым техническими регламентами, без документа в сфере подтверждения соответствия не допускается. 4. Оборудование электрических станций, электрических и тепловых сетей, установки потребителей должны находиться в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасные условия. Глава 3. Системный оператор и участники отношений производства, передачи и потребления на рынке электрической энергии Статья 10. Системный оператор 1. Системный оператор выполняет следующие функции: 1) оказывает системные услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети в соответствии с договором, обеспечивает ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности; 2) оказывает системные услуги по технической диспетчеризации, осуществляя централизованное оперативно-диспетчерское управление режимами работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан в соответствии с договором, включая составление фактических балансов и формирование суточного графика производства-потребления электрической энергии; 3) обеспечивает надежность работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан; Нормы, установленные подпунктом 4) действуют до 31 декабря 2007 года 4) оказывает системные услуги по регулированию электрической мощности; 5) оказывает системные услуги по физическому урегулированию дисбалансов электрической энергии; 6) осуществляет последующее финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 7) определяет объем, структуру, распределение резервов мощности между энергопроизводящими организациями и задействование резервов мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; 8) осуществляет организацию функционирования балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени и рынка системных и вспомогательных услуг; 9) взаимодействует с энергосистемами сопредельных государств по управлению и обеспечению устойчивости режимов параллельной работы; 10) осуществляет техническое и методическое руководство по созданию единой информационной системы, автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии, сопряженных устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики всех субъектов оптового рынка электрической энергии; 11) обеспечивает равные условия для доступа субъектов оптового рынка электрической энергии к национальной электрической сети; 12) обеспечивает участников оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан информацией, не затрагивающей сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну; 13) согласовывает вывод в ремонт основного оборудования электростанций, подстанций, линий электропередачи, устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики, систем технологического управления и обеспечения их готовности к работе; 14) участвует в разработке режимов работы гидроэлектростанций с учетом их водно-хозяйственных балансов и режимов работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан; 15) осуществляет разработку долгосрочного прогнозирования балансов электрической энергии. 2. Системный оператор имеет право осуществлять куплю-продажу электрической энергии в следующих случаях: 1) на технологические и производственные нужды; Нормы, установленные подпунктом 2) действуют до 31 декабря 2007 года 2) для обеспечения договорных величин перетоков электрической энергии с энергосистемами сопредельных государств. 3. Системный оператор осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское управление единой электроэнергетической системой Республики Казахстан. 4. Централизованное оперативно-диспетчерское управление единой электроэнергетической системой Республики Казахстан заключается в: 1) управлении режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, реализующем условия договоров купли-продажи, передачи электрической энергии, регулирования электрической мощности, балансирования производства-потребления электрической энергии; 2) управлении режимами межгосударственных перетоков электрической энергии; 3) обеспечении предотвращения, локализации и ликвидации технологических нарушений в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; 4) оперативном управлении резервами мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; 5) определении структуры, принципов, мест размещения, объемов и уставок систем релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, обеспечивающих надежную и устойчивую работу единой электроэнергетической системы Республики Казахстан; 6) формировании и утверждении суточных графиков производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; 7) составлении фактических балансов производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии. 5. Централизованное оперативно-диспетчерское управление режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан и выдача соответствующих распоряжений осуществляются на основании текущих значений качественной характеристики электрической энергии - мощности, частоты и напряжения. См.: Правила оказания услуг по обеспечению надежности и устойчивости электроснабжения. Статья 11. Распоряжения по режиму производства, передачи и потребления электрической энергии при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления 1. Распоряжения системного оператора по режимам производства, передачи и потребления электрической энергии при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления обязательны для исполнения всеми субъектами оптового рынка электрической энергии. 2. Системный оператор вправе отключать электроустановки субъектов оптового рынка электрической энергии, не выполняющих оперативные распоряжения по режиму производства, передачи и потребления электрической энергии, от электрических сетей, находящихся под централизованным оперативно-диспетчерским управлением.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |