|
|
|
Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.07.2007 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 4 июля 2008 г.
Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 6) Глава 2. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов (статьи 7 - 12) Глава 3. Подготовка и оформление проектов нормативных правовых актов (статьи 13 - 21) Глава 4. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов (статьи 22 - 24) Глава 5. Порядок принятия нормативного правового акта и его введения в действие (статьи 25 - 29) Глава 6. Опубликование нормативных правовых актов (статьи 30 - 35) Глава 7. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по лицам (статьи 36 - 43) Глава 8. Официальное толкование нормативных правовых актов (статьи 44 - 45) Глава 9. Систематизация и учет нормативных правовых актов (статьи 46 - 48) В оригинале оглавление отсутствует
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.); от 21.10.05 г. № 81-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.07 г. № 271-III (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) закон - нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, принимаемый Парламентом Республики Казахстан, а в случаях, предусмотренных подпунктом 4) статьи 53 Конституции Республики Казахстан, - Президентом Республики Казахстан; См. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 3 июля 2000 года № 15/2. 2) законодательный акт - конституционный закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, кодекс, закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, постановление Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса; 3) подзаконные нормативные правовые акты - иные не являющиеся законодательными, нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение Конституции и законодательных актов Республики Казахстан; 4) законодательство - совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке; 5) кодекс - закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные важнейшие общественные отношения, предусмотренные статьей 3-1 настоящего Закона; 6) Конституционный закон - закон, названный в Конституции Республики Казахстан конституционным, принимаемый в порядке, установленном пунктом 4 статьи 62 Конституции Республики Казахстан; 7) Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан - единая система государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан, содержащая реквизиты нормативных правовых актов и другие сведения информационно-справочного характера об этих актах; 8) эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан - совокупность печатных текстов нормативных правовых актов (с изменениями и дополнениями), сведения о которых внесены в Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан; 9) закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан - закон, принимаемый в порядке, установленном пунктом 3 статьи 62 Конституции Республики Казахстан; 10) норма права (правовая норма) - общеобязательное правило поведения, сформулированное в нормативном правовом акте, рассчитанное на многократное применение и распространяющееся на всех лиц в рамках нормативно-регламентированной ситуации; 11) нормативный правовой акт - письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие; 12) последующее официальное опубликование текстов нормативных правовых актов - опубликование в печатном издании нормативных правовых актов, прошедших экспертизу на соответствие эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан; 13) уровень нормативного правового акта - место нормативного правового акта в зависимости от его юридической силы в иерархии нормативных правовых актов; 14) официальное опубликование нормативного правового акта - публикация для всеобщего сведения полного текста нормативного правового акта в официальных и периодических печатных изданиях; 15) уполномоченный орган - государственные органы и должностные лица Республики Казахстан, которые вправе принимать нормативные правовые акты в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, а также законодательством, определяющим правовой статус этих органов и должностных лиц (Президент Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, Конституционный Совет Республики Казахстан, Верховный Суд Республики Казахстан, Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан, центральные исполнительные органы, местные представительные и исполнительные органы, Национальный Банк Республики Казахстан, иные государственные органы).
В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.); от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 2. Сфера действия настоящего Закона 1. Особенности разработки и представления, принятия, регистрации, введения в действие, изменения, дополнения, прекращения или приостановления действия, опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов определяются, в соответствии с их уровнем, законодательными актами, регулирующими деятельность государственных органов, принимающих нормативные правовые акты, актами, определяющими правовой статус этих органов, в том числе положениями о них и их регламентами, другими нормативными правовыми актами. 2. Настоящий Закон не регулирует порядок принятия, изменения и прекращения действия Конституции Республики Казахстан. 3. Настоящим Законом не регулируется порядок подготовки, заключения, исполнения и денонсации международных договоров, в том числе включающих в себя нормы права. 4. Настоящим Законом не определяется порядок разработки, представления, принятия, введения в действие, действия, опубликования, изменения, дополнения и прекращения действия нормативных актов, принятых в соответствии с законодательством, но не отвечающих требованиям, приведенным в подпункте 1) статьи 1 настоящего Закона, и имеющих правореализующее и правоприменительное значение, в частности: 1) нормативных актов негосударственных организаций, в том числе общественных объединений и органов местного самоуправления; 2) нормативных актов государственных организаций, не являющихся уполномоченными органами; 3) нормативных актов, содержащих технические и технологические стандарты.
В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.); от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); от 29.06.07 г. № 271-III (см. стар. ред.) Статья 3. Основные и производные виды нормативных правовых актов 1. Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные. 2. К основному виду нормативных правовых актов относятся: 1) Конституция, конституционные законы, кодексы, законы; 2) указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан; 3) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат; 4) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан; 5) нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; О нормативных постановлениях Верховного суда см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 6) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов; 7) нормативные правовые постановления центральных государственных органов; 7-1) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 315-III (см. стар. ред.) 8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов. 3. К производному виду нормативных правовых актов относятся: 1) регламент - нормативный правовой акт, регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его структурных подразделений; 1-1) технический регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к продукции и (или) процессам их жизненного цикла, разрабатываемый и применяемый в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании; Пункт 3 дополнен подпунктом 1-2 в соответствии с Законом РК от 18.06.07 г. № 262-III 1-2) регламент оказания государственной услуги - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственных органов, иных государственных учреждений и государственных предприятий, их структурных подразделений, а также должностных лиц по оказанию государственной услуги; Пункт 3 дополнен подпунктом 1-3 в соответствии с Законом РК от 18.06.07 г. № 262-III 1-3) стандарт оказания государственной услуги - нормативный правовой акт, устанавливающий нормативные значения показателей количества, качества и доступности государственной услуги, порядок взаимодействия с физическими и юридическими лицами и иные нормы, обязательные для выполнения, обеспечивающие право физических и юридических лиц на получение государственных услуг установленного количества и качества; 2) положение - нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения; 3) правила - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности; 4) инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений. Законами Республики Казахстан могут быть предусмотрены иные формы нормативных правовых актов производного вида. 4. Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида. 5. Территориальные органы центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты. 6. Принимаемые государственными органами и должностными лицами правовые акты индивидуального применения не являются нормативными правовыми актами. Закон дополнен статьей 3-1 в соответствии с Законом РК от 16.06.04 г. № 566-II; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.07 г. № 271-III (см. стар. ред.) Статья 3-1. Общественные отношения, регулируемые кодексами Республики Казахстан Кодексы Республики Казахстан принимаются с целью регулирования следующих однородных важнейших общественных отношений: 1) бюджетных; 2) гражданских; 3) гражданских процессуальных; 4) брачно-семейных; 5) экологических; 6) водных; 7) земельных; 8) лесных; 9) налоговых; 10) таможенных; 11) транспортных; 12) трудовых; 13) связанных с исполнением уголовных наказаний; 14) связанных с привлечением к административной ответственности; 15) связанных с привлечением к уголовной ответственности; 16) уголовно-процессуальных; 17) в сфере здравоохранения.
В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 17.10.01 г. № 248-II (см. стар. ред.); от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.); от 29.06.07 г. № 271-III (см. стар. ред.) Статья 4. Иерархия нормативных правовых актов 1. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан. 2. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням: 1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; 2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона; 2-1) кодексы Республики Казахстан; 3) законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; 4) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат; 5) нормативные указы Президента Республики Казахстан; 6) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан; 7) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; 7-1) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 315-III (см. стар. ред.) 8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов. 3. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней. 4. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного суда Республики Казахстан. 5. Иерархия нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов административно-территориальных единиц определяется Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами о местном государственном управлении. 6. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить. В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.07 г. № 271-III (см. стар. ред.) Статья 5. Прямое действие нормативных правовых актов 1. Все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие. 2. Для применения нормативных правовых актов, введенных в действие, не требуется каких-либо дополнительных указаний. 3. Если в самом нормативном правовом акте указано, что какая-либо его норма права применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным нормативным правовым актом. До принятия дополнительного нормативного правового акта действуют нормативные правовые акты, ранее регулировавшие соответствующие отношения. См. например: Письмо Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 17 августа 1999 года № ДНП-3/11/5700, Письмо Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 29 сентября 2001 г. № ДНП-2-1-16/7794 .
Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 6. Противоречия норм права различных нормативных правовых актов 1. При наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. 2. Нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов Республики Казахстан могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений. 3. При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, позднее введенные в действие. Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 7. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов 1. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов подразделяются на текущие, составляемые на один год, и перспективные, составляемые на более длительные сроки. В перспективных планах предусматривается разработка наиболее важных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов, подготовка которых планируется на срок более одного года. 2. В планах подготовки указываются: 1) наименование нормативного правового акта, отражающее его уровень, форму и предмет регулирования; 2) сроки подготовки; 3) государственные органы и организации, ответственные за разработку проекта. 3. Планы подготовки нормативных правовых актов составляются и утверждаются государственными органами, компетентными принимать соответствующие акты, если иное не предусмотрено настоящим Законом и другим законодательством. 4. При составлении планов подготовки проектов нормативных правовых актов учитываются предложения государственных и иных органов и организаций, в том числе научных, а также предложения иных заинтересованных лиц. 5. Государственные органы, составляющие и утверждающие планы подготовки проектов нормативных правовых актов, могут включать в планы и другие показатели, отражающие подготовку этих актов. Статья 8. Планирование подготовки нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Казахстан Порядок и формы планирования подготовки проектов нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Казахстан, определяются Президентом Республики Казахстан. Статья 9. Планирование подготовки законодательных актов Парламента Республики Казахстан Порядок и формы планирования подготовки проектов законодательных актов, принимаемых Парламентом Республики Казахстан, определяются Парламентом и его палатами в соответствии с их компетенцией, установленной пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан. Статья 10. Планирование законопроектных работ Правительства Республики Казахстан 1. Правительство Республики Казахстан составляет перспективный и ежегодные планы законопроектных работ. 2. Проекты планов разрабатываются Министерством юстиции Республики Казахстан. 3. Планы законопроектных работ Правительства согласовываются с Президентом Республики Казахстан.
Статья 11. Поручения Правительства Республики Казахстан по подготовке нормативных правовых актов Правительство Республики Казахстан в соответствии с планом законопроектных работ дает поручения государственным органам и организациям, указанным в плане, подготовить проекты нормативных правовых актов в сроки, предусмотренные в плане. См. также: Инструкцию о порядке подготовки и согласования проектов постановлений Правительства и распоряжений Премьер-министра и правилах их оформления (юридическая техника)
Статья 12. Особенности планирования подготовки проектов нормативных правовых актов центральных исполнительных органов, как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, и иных центральных органов Республики Казахстан, а также органов местного государственного управления Республики Казахстан Особенности планирования подготовки проектов нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан как входящих, так и не входящих в Правительство Республики Казахстан, а также органов местного государственного управления, определяются каждым из этих органов. Глава 3. ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 13. Государственные органы, разрабатывающие проекты нормативных правовых актов 1. Проекты нормативных правовых актов разрабатываются уполномоченными органами по своей инициативе или по поручениям вышестоящих государственных органов, если иное не установлено законодательством. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 1999 года № 1654 «О мерах по улучшению работы по совершенствованию нормативных правовых актов». 2. Все иные государственные и негосударственные организации и лица вправе вносить предложения по разработке нормативных правовых актов или передавать на рассмотрение уполномоченных органов инициативные проекты таких актов. Уполномоченные органы могут принять их в качестве основы для разрабатываемых ими проектов или признать их дальнейшую разработку и принятие проектов нецелесообразными. В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 21.10.05 г. № 81-III (см. стар. ред.); от 31.01.06 г. № 125-III (введены в действие с 01.07.2006 г.) (см. стар. ред.); от 29.06.07 г. № 271-III (см. стар. ред.) Статья 14. Порядок разработки проекта нормативного правового акта 1. Уполномоченный орган, разрабатывающий проект нормативного правового акта, создает рабочую группу по подготовке проекта или поручает его подготовку одному из своих подразделений, которое выполняет функции рабочей группы. В подготовке проекта обязательно участие работников юридического подразделения органа, подготавливающего проект. Депутаты Парламента Республики Казахстан вправе принимать участие в работе рабочей группы по подготовке проекта закона на любой стадии. 2. К подготовке законов, нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан, нормативных правовых постановлений Правительства Республики Казахстан, а при необходимости - проектов нормативных правовых актов других уполномоченных органов могут привлекаться специалисты различных областей знаний, научные учреждения и научные работники, представители общественных объединений. 3. Подзаконные нормативные правовые акты уполномоченных органов одного уровня могут разрабатываться, а при необходимости - приниматься несколькими уполномоченными органами. Подзаконные нормативные правовые акты нескольких уполномоченных органов разрабатываются ими совместно в порядке, предусмотренном настоящим Законом, и принимаются в виде совместных приказов или постановлений, подписываемых руководителями уполномоченных органов. Производные виды совместных нормативных правовых актов (пункт 3 статьи 3 настоящего Закона) утверждаются посредством основных нормативных правовых актов уполномоченных органов, принявших производный нормативный правовой акт, с указанием в нем основных нормативных правовых актов, посредством которых принят производный акт. Порядок оформления и согласования проектов подзаконных нормативных правовых актов определяется Правительством Республики Казахстан. 4. Разработчиками проектов законов, подготавливаемых в порядке законодательной инициативы депутатами Парламента Республики Казахстан, являются депутаты Парламента. По проектам нормативных правовых актов Министерство юстиции Республики Казахстан проводит юридическую экспертизу, если эти акты имеют общеобязательное значение, касаются прав и свобод граждан или регулируют предпринимательскую деятельность. 5. Уполномоченный орган, если иное не установлено законодательством, может поручить подготовку проекта нормативного правового акта подведомственным ему государственным органам и организациям или заказать его подготовку на договорной основе специалистам, научным учреждениям, отдельным ученым или их коллективам, в том числе зарубежным, с использованием на эти цели выделенных бюджетных средств и грантов. 6. Уполномоченный орган вправе поручить подготовку альтернативных проектов нескольким государственным органам и организациям или поручить их разработку на договорной основе, в том числе по конкурсу, нескольким научным организациям или ученым. 7. Если для обеспечения действия норм готовящегося проекта законодательного акта Республики Казахстан, нормативного правового указа Президента Республики Казахстан, нормативного правового постановления Правительства Республики Казахстан необходимо внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, одновременно с проектом основного акта должны быть подготовлены проекты актов с указанными изменениями и дополнениями или дано поручение соответствующим органам о подготовке таких актов. См.: Правила организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан.
Закон дополнен статьей 14-1 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (введено в действие с 01.07.2006 г.) Статья 14-1. Особенности разработки и принятия нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства 1. Центральные государственные и местные исполнительные органы через экспертные советы направляют проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства для получения экспертного заключения. 2. Пояснительная записка к проекту нормативного правового акта, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства, должна содержать результаты расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта. 3. Экспертное заключение представляет собой консолидированное мнение членов аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства, носит рекомендательный характер и является обязательным приложением к проекту нормативного правового акта до его принятия государственным органом. 4. Государственный орган при согласии с экспертным заключением вносит в проект нормативного правового акта соответствующие изменения и дополнения. В случае несогласия с экспертным заключением государственный орган направляет в объединение субъектов частного предпринимательства ответ с обоснованием причин несогласия с экспертным заключением. 5. Сроки введения в действие нормативного правового акта, затрагивающего интересы частного предпринимательства, должны устанавливаться исходя из сроков, необходимых субъекту частного предпринимательства для подготовки к осуществлению деятельности в связи с устанавливаемыми законами Республики Казахстан требованиями. Порядок и сроки введения в действие нормативных правовых актов не должны наносить ущерб субъектам частного предпринимательства. 6. Процедуры, предусмотренные настоящей статьей, являются обязательными условиями принятия нормативных актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства. 7. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, подлежат обязательному опубликованию (распространению) в средствах массовой информации, включая WEB-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях до их рассмотрения соответствующим органом или на заседании экспертного совета.
В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.07 г. № 271-III (см. стар. ред.) Статья 15. Согласование проекта нормативного правового акта с заинтересованными государственными органами и организациями 1. Подготовленный проект нормативного правового акта, а при необходимости - и проект другого нормативного правового акта, принимаемого в его развитие, направляются на согласование с заинтересованными государственными органами и организациями. К проектам нормативных правовых актов, предусматривающим сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, прилагаются финансово-экономические расчеты. 2. Перечень государственных органов, с которыми проекты нормативных правовых актов подлежат обязательному согласованию, определяется Правительством Республики Казахстан, за исключением проектов актов Президента Республики Казахстан и проектов законодательных актов, вносимых депутатами Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы. 3. Государственные органы и организации, которым проект нормативного правового акта направлен на согласование, должны подготовить свои замечания и предложения по проекту или сообщить об их отсутствии органу, разработавшему проект, в течение тридцати календарных дней со дня получения, если иной, более короткий, срок не был установлен уполномоченным органом. Замечания государственного органа по проекту нормативного правового акта должны содержать предложения по устранению недостатков, а также относиться непосредственно к вопросам его компетенции, быть обоснованными и исчерпывающими, представлены в письменной форме. 4. По полученным замечаниям проект, при необходимости, дорабатывается органом, разработавшим проект, а рабочая группа составляет справку о принятых и отклоненных замечаниях, мотивах отклонения замечаний. Эта справка передается государственному органу, создавшему рабочую группу, вместе с проектом нормативного правового акта. 5. Государственный орган, создавший рабочую группу, может внести в проект изменения и дополнения, которые должны быть обсуждены с рабочей группой, или вернуть проект на доработку в рабочую группу. См. также: Инструкцию о порядке подготовки и согласования проектов постановлений Правительства и распоряжений Премьер-министра и правилах их оформления (юридическая техника)
В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.); от 21.10.05 г. № 81-III (см. стар. ред.); от 27.07.07 г. № 315-III (см. стар. ред.) Статья 16. Реквизиты нормативного правового акта Нормативные правовые акты должны иметь следующие реквизиты: 1) государственный Герб Республики Казахстан; 2) указание на форму акта: конституционный закон Республики Казахстан; указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона; кодекс; закон Республики Казахстан; указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона; постановление Парламента Республики Казахстан; постановление Сената; постановление Мажилиса; указ Президента Республики Казахстан; постановление Правительства Республики Казахстан; приказ Министра; приказ руководителя центрального государственного органа; постановление центрального государственного органа; решение маслихата; постановление акимата; решение акима; иная форма нормативного правового акта, предусмотренная настоящим Законом; 3) заголовок, обозначающий предмет регулирования данного нормативного правового акта; 4) место и дату принятия нормативного правового акта; 5) регистрационный номер нормативного правового акта; 6) подпись лица, уполномоченного подписывать соответствующий нормативный правовой акт; 7) указание на дату и номер государственной регистрации нормативного правового акта в нормативных правовых актах, подлежащих такой регистрации в органах юстиции Республики Казахстан; 8) гербовую печать. См. также: Инструкцию о порядке подготовки и согласования проектов постановлений Правительства и распоряжений Премьер-министра и правилах их оформления (юридическая техника)
В статью 17 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 21.10.05 г. № 81-III (см. стар. ред.); от 29.06.07 г. № 271-III (см. стар. ред.) Статья 17. Структура нормативного правового акта 1. Основным структурным элементом нормативного правового акта является статья или пункт, содержащие в себе нормы права. В виде статей с наименованием «статья» нормы права включаются в законодательные акты. Иные нормативные правовые акты состоят из пунктов, без их наименования словом «пункт». 2. Близкие по содержанию статьи (пункты) значительных по объему нормативных правовых актов могут объединяться в главы. Несколько глав, близких по содержанию, могут объединяться в разделы, а разделы, в свою очередь, могут объединяться в части нормативного правового акта. 3. В больших по объему главах могут выделяться параграфы нормативного правового акта и части параграфа, а в больших разделах могут аналогично выделяться подразделы. 4. Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на пункты, содержащие отдельные нормы права, а пункты - на подпункты. Внутри статей, пунктов и подпунктов могут быть части - логически законченные отдельные нормы права, выделяемые абзацами. Абзацем считается часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с заглавной буквы. Абзацы заканчиваются точкой с запятой (кроме первого и последнего абзацев части). В кодексах могут быть использованы другие обозначения внутренней структуры. 4-1. В тексте нормативных правовых актов не допускаются обозначение абзацев дефисами или иными знаками, выделение и подчеркивание отдельных слов и словосочетаний. 5. Каждая статья (пункт), а также главы, разделы и части нормативного правового акта нумеруются арабскими цифрами. Нумерация статей (пунктов) является сквозной для всего нормативного правового акта. Самостоятельной и сквозной является также нумерация разделов и частей нормативного правового акта. 6. Нумерация пунктов и подпунктов статьи самостоятельна для каждой статьи, а в нормативных правовых актах, в которых основным структурным элементом является не статья, а пункт, самостоятельна нумерация подпунктов каждого пункта. Самостоятельной, а не сквозной, является также нумерация параграфов в каждой главе и нумерация подразделов в каждом разделе нормативного правового акта. 7. Номера подпунктов в пунктах статьи обозначаются арабскими цифрами со скобкой. 8. В случаях, когда необходимо разъяснить цели и мотивы принятия нормативного правового акта, основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула). 9. При необходимости уточнения терминов и определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья, разъясняющая их смысл. В нормативном правовом акте на государственном языке термины и определения располагаются в алфавитном порядке. Термины и определения, используемые в нормативном правовом акте, должны соответствовать терминам и определениям, применяемым в вышестоящем нормативном правовом акте, регулирующем однородные общественные отношения. 10. В целях удобства пользования каждая глава нормативного правового акта, его раздел, часть, а также параграфы глав и подразделы разделов должны иметь заголовки. Заголовки должны иметь и статьи законодательных актов. Небольшие, не имеющие глав, законодательные акты могут не иметь заголовков статей. 11. Необходимым структурным элементом кодексов, а в случаях, когда это признает необходимым уполномоченный орган, и других нормативных правовых актов является оглавление. 12. В структуру нормативного правового акта могут включаться приложения. Статья 18 изложена в редакции Закона РК от 12.03.04 г. № 536-II (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.07 г. № 271-III (см. стар. ред.) Статья 18. Требования к содержанию и стилю изложения текста нормативного правового акта 1. Задачи, функции и компетенция государственных органов в области государственного регулирования общественных отношений должны устанавливаться в законах с четким разграничением по уровню государственного управления. 2. Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии. Не допускаются употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращение слов. Текст нормативного правового акта не должен содержать положения, не несущие смысловой и правовой нагрузки. Текст статьи (пункта) не излагается повторно в других статьях (пунктах). Статья 19. Ссылки в нормативных правовых актах на статьи других актов и воспроизведение в актах статей других актов
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |