|
|
|
Досье на проект закона Республики Казахстан
2. Проект Конституционного закона РК 3. Пояснительная записка от 18 декабря 2008 года № 21/6492 4. Прогноз ожидаемых последствий принятия Закона РК 5. Сравнительная таблица к проекту Закона РК 6. Заключение научной правовой экспертизы законопроекта 7. Заключение научной антикоррупционной экспертизы 9. Комментарий ОБСЕ к проекту Закона РК 11. Сравнительная таблица по проекту Закона по состоянию на 16 апреля 2009 года 12. Проект постановления Мажилиса Парламента РК 14. Итоговая резолюция участников форума «За свободный интернет!» (Алматы, 16 июня 2009 года) 16. Новости, обсуждения по проекту 17. Закон РК от 10 июля 2009 года № 178-IV
См. также: Досье на проект Закона Республики Казахстан «О регулировании казахстанского сегмента сети Интернет» (август 2008 года) Постоянное обсуждение проекта ведется по адресу: http://forum.zakon.kz/index.php?showtopic=63816
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 18 декабря 2008 года № 1179
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 18, ст. 644; 2000 г., № 3-4, ст. 66; № 10, ст. 244; 2001 г., № 8, ст. 52; № 15-16, ст. 239; № 21-22, ст. 281; № 24, ст. 338; 2002 г., № 17, ст. 155; 2003 г., № 10, ст. 49; № 14, ст. 109; № 15, ст. 138; 2004 г., № 5, ст. 25; № 17, ст. 97; № 23, ст. 140; № 24, ст. 153; 2005 г., № 5, ст. 5; № 13, ст. 53; № 24, ст. 123; 2006 г., № 2, ст. 19; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 12, ст. 72; № 13, ст. 86; 2007 г., № 3, ст. 20; № 4, ст. 28; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 13, ст. 99; 2008 г., № 13-14, ст. 56; № 15-16, ст. 62): 1) в части второй статьи 28 после слов «или террористической» дополнить словами «, а также дела о признании продукции иностранного средства массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, содержащей информацию, противоречащую законодательным актам Республики Казахстан, незаконной»; 2) часть первую статьи 289 дополнить подпунктом 12) следующего содержания: «12) о признании продукции иностранного средства массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, содержащей информацию, противоречащую законодательным актам Республики Казахстан, незаконной.»; 3) дополнить главой 36-3 следующего содержания: «Глава 36-3. Производство по заявлениям о признании продукции иностранного средства массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, содержащей информацию, противоречащую законодательным актам Республики Казахстан, незаконной Статья 317-9. Подача заявления Заявление о признании продукции иностранного средства массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, содержащей информацию, противоречащую законодательным актам Республики Казахстан, незаконной подается прокурором или уполномоченным органом в пределах своей компетенции в суд города Астаны. Статья 317-10. Содержание заявления В заявлении о признании продукции иностранного средства массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, содержащей информацию, противоречащую законодательным актам Республики Казахстан, незаконной должно быть указано, какая информация подлежит таковому признанию, а также приведены доказательства, свидетельствующие о несоответствии информационной продукции законодательным актам Республики Казахстан. В заявлении должны быть изложены факты, подтверждающие распространение изложенной в заявлении информации. Статья 317-11. Решение суда по заявлению Суд, признав, что продукция иностранного средства массовой информации, распространяемая на территории Республики Казахстан, содержащая информацию противоречащую законодательным актам Республики Казахстан, является незаконной, выносит решение о приостановлении либо прекращении распространения на территории Республики Казахстан продукции иностранного средства массовой информации. Вступившее в законную силу решение суда направляется в уполномоченные органы в пределах их компетенции.». 2. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 5-6, ст. 24; № 17-18, ст. 241; № 21-22, ст. 281; 2002 г., № 4, ст. 33; № 17, ст. 155; 2003 г., № 1-2, ст. 3; № 4, ст. 25; № 5, ст. 30; № 11, ст. 56, 64, 68; № 14, ст. 109; № 15, ст. 122, 139; № 18, ст. 142; № 21-22, ст. 160; № 23, ст. 171; 2004 г., № 6, ст. 42; № 10, ст. 55; № 15, ст. 86; № 17, ст. 97; № 23, ст. 139, 140; № 24, ст. 153; 2005 г., № 5, ст. 5; № 7-8, ст. 19; № 9, ст. 26; № 13, ст. 53; № 14, ст. 58; № 17-18, ст. 72; № 21-22, ст. 86, 87; № 23, ст. 104; 2006 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 19, 20; № 3, ст. 22; № 5-6, ст. 31; № 8, ст. 45; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 12, ст. 72, 77; № 13, ст. 85, 86; №. 15, ст. 92, 95; № 16, ст. 98, 102; № 23, ст. 141; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 16, 18; № 3, ст. 20, 23; № 4, ст. 28, 33; № 5-6, ст. 40; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 12, ст. 88; № 13, ст. 99; № 15, ст. 106; № 16, ст. 131; № 17, ст. 136, 139, 140; № 18, ст. 143, 144; № 19, ст. 146, 147; № 20, ст. 152; № 24, ст. 180; 2008 г., № 6-7, ст. 27; № 12, ст. 48, 51; № 13-14, ст. 54, 57, 58; Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 15 июля 2008 года): 1) статью 494-1 дополнить частями четвертой и пятой следующего содержания: «4. Нарушение обязанности по сбору и хранению служебной информации об абонентах, - влечет штраф на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, в размере ста, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере пятисот месячных расчетных показателей. 5. Действие, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет лишение лицензии об оказании услуг связи.»; 2) в части первой статьи 541 слова «494-1 (частью третьей)» заменить словами «494-1 (частями третьей и пятой)»; 3) в части первой статьи 549-1 слова «494-1 (частями первой и второй)» заменить словами «494-1 (частями первой, второй и четвертой)». 3. В Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 2-3, ст. 25; 2001 г., № 20, ст. 258; 2002 г, № 5, ст. 50; 2004 г., № 5, ст. 29; № 13, ст. 74; 2005 г., № 17-18; ст. 73; 2006 г., № 3, ст. 22; № 24, ст. 148; 2007 г., № 2, ст. 18; № 12, ст. 86; № 13, ст. 100; № 19, ст. 147; 2008 г., № 13-14, ст. 55): в пункте 7 статьи 14-1 слова «WEB-сайты» заменить словами «интернет-ресурсы». 4. В Закон Республики Казахстан от 26 июня 1998 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 11-12, ст. 173; 2000 г., № 5, ст. 115; 2004 г., № 14, ст. 82; № 23, ст. 142; 2005 г., № 16, ст. 70; 2007 г., № 1, ст. 4; № 20 ст. 153): подпункт 2) пункта 5 статьи 22 изложить в следующей редакции: «2) распространение на территории Республики Казахстан продукции иностранного средства массовой информации, содержание которого подрывает национальную безопасность;». 5. В Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 21, ст. 771; 2001 г., № 10, ст. 122; 2003 г., № 24, ст. 175; 2005 г., № 13, ст. 53; 2006 г., № 1, ст. 5; № 3, ст. 22; № 12, ст. 77; 2007 г., № 12, ст. 88): 1) в статье 1: в подпункте 2): слова «WEB-сайты» заменить словами «интернет-ресурсы»; слова «в общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернет и другие)» исключить; в подпункте 6): слова «WEB-сайте» заменить словами «интернет-ресурсе»; слова «в общедоступных телекоммуникационных сетях» исключить; подпункт 8) дополнить словами «и размещение информации на интернет-ресурсах.»; подпункт 15) исключить; 2) статью 2 дополнить пунктом 4 следующего содержания: «4. Не допускается использование средства массовой информации в целях совершения административных правонарушений либо уголовно-наказуемых деяний.»; 3) в части третьей пункта 1 статьи 5 слова «WEB-сайты» заменить словами «интернет-ресурсы»; 4) в пункте 1 статьи 10 слова «web-сайтов» заменить словами «интернет-ресурсов»; 5) в статье 13: в заголовке: слова «(выхода в эфир)» исключить; дополнить словами «либо распространения продукции средства массовой информации»; пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции: «1. Приостановление либо прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации возможно по решению собственника или суда. В случае, если нарушение Закона при распространении информации и разглашение сведений носит явный характер и если не будет незамедлительно устранено, может причинить существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, Генеральный прокурор Республики Казахстан вправе приостановить ее распространение на территории Республики Казахстан с обязательным обращением в суд о признании распространения такой информации, противоречащей законодательным актам в трехдневный срок с момента принятия решения о приостановлении. 2. Под приостановлением понимается временное прекращение выпуска одного или нескольких номеров изданий, выхода в эфир радио- и телепрограмм, а также распространения продукции средства массовой информации. Приостановление выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации допускается на срок не более трех месяцев.»; в пункте 3: слова «(выхода в эфир)» исключить; после слов «средства массовой информации» дополнить словами «либо распространения продукции средства массовой информации»; после слов «сексуально-эротического характера,» дополнить словами «использование средства массовой информации в целях нарушения условий проведения предвыборной агитации, осуществления иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах, проведения агитации в период ее запрещения, принуждения к участию или отказу от участия в забастовке, нарушения законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций, а также»; цифры «3-2» заменить цифрой «6»; пункт 4 изложить в следующей редакции: «4. Основаниями для прекращения выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации являются: пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, пропаганда экстремизма или терроризма, публикация материалов и распространение информации, направленной на разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, а также не устранение причин приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации в установленный срок.»; в пункте 5: слова «(выхода в эфир)» исключить; после слов «средства массовой информации» дополнить словами «либо распространения продукции средства массовой информации»; 6. В Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года «Об административных процедурах» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 20, ст. 379; 2004 г., № 5, ст. 29; 2007 г., № 12, ст. 86; № 19, ст. 147): по всему тексту слова «веб-сайты», «Веб-сайты», «веб-сайте» заменить словами «интернет-ресурсы», «Интернет-ресурсы», «интернет-ресурсе». 7. В Закон Республики Казахстан от 5 июля 2004 года «О связи» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 14, ст. 81; 2006 г., № 3, ст. 22; № 15, ст. 95; № 24, ст. 148; 2007 г., № 2, ст. 18; № 3, ст. 20; № 19, ст. 148): 1) в статье 2: подпункт 2) изложить в следующей редакции: «2) служебная информация об абонентах - сведения об абонентах (телефонные номера, идентификационные коды, адреса электронной почты), почтовый адрес, паспортные данные, регистрационный номер налогоплательщика для физических лиц и реквизиты (данные свидетельства о государственной регистрации, статистической карты, свидетельства о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость) для юридических лиц), биллинговые сведения и сведения о предоставляемых абонентам услугах, адреса абонентов в сети передачи данных и адреса обращения к интернет-ресурсам в сети передачи данных, идентификаторы интернет-ресурса, протоколы сети передачи данных;»; дополнить подпунктом 38-1) следующего содержания: «38-1) идентификационный код - код абонентского устройства, (абонентской станции), присваиваемый заводом-изготовителем, который передается в сеть оператора связи при подключении к ней этого устройства;»; 2) в статье 15: пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Операторы связи, обязаны в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан осуществлять сбор и хранение в течение 2-х лет служебной информации об абонентах.»; дополнить пунктом 1-1 следующего содержания: «1-1. Операторы связи, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Казахстан обязаны в соответствии с законодательством Республики Казахстан обеспечивать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на сетях связи, организационные и технические возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий на всех сетях связи, доступ и передачу служебной информации об абонентах, а также принимать меры по недопущению раскрытия форм и методов проведения указанных мероприятий.»; статью 40 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания: «1-1. Операторы связи несут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан, за нарушение обязанности по сбору и хранению служебной информации об абонентах.». 8. В Закон Республики Казахстан от 3 мая 2005 года «О торгово-промышленных палатах» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2005 г., № 9, ст. 25): в подпункте 5) пункта 2 статьи 18 слова «WEB-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернете и других)» заменить словами «интернет-ресурсы». 9. В Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2006 г., № 3, ст. 21; № 16, ст. 99; № 23, ст. 141; 2007 г., № 2, ст. 18; № 3, ст. 20; № 17, ст. 136; 2008 г., № 13-14, ст. 57, 58; № 15-16, ст. 60): 1) в пункте 8 статьи 5 слова «WEB-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях» заменить словами «интернет-ресурсы»; 2) в статье 23 слова «WEB-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернете и других)» заменить словами «интернет-ресурсы». 10. В Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года «Об информатизации» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 2, ст. 13): 1) в статье 1: в подпункте 11): слова «собственником в лице государства» заменить словом «государством»; слова «и обеспечению безопасности» исключить; подпункт 15) изложить в следующей редакции: «15) интернет-ресурс - это электронный информационный ресурс, технология его ведения и/или использования, информационно-коммуникационная сеть, функционирующие на основе открытых технологий, а также организационной структуры, обеспечивающей информационное взаимодействие;»; дополнить подпунктом 30-1) следующего содержания: «30-1) собственник интернет-ресурса - субъект, в полном объеме реализующий права владения, пользования и распоряжения интернет-ресурсом;»; дополнить подпунктом 31-1) следующего содержания: «31-1) Государственная техническая служба в области информатизации - юридическое лицо при уполномоченном органе в сфере информатизации, созданное по решению Правительства Республики Казахстан, осуществляющее организацию ведения государственного регистра электронных информационных ресурсов, информационных систем и депозитария, техническое обеспечение информационной безопасности государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов;»; 2) в статье 5: подпункт 14) изложить в следующей редакции: «14) утверждение порядка проведения аттестации государственных информационных систем и не государственных, интегрируемых с государственными информационными системами, на соответствие их требованиям информационной безопасности и принятым на территории Республики Казахстан стандартам;»; в подпункте 15) слова «веб-сайтах» заменить словами «интернет-ресурсах»; дополнить подпунктом 16) следующего содержания: «16) определение Государственной технической службы в области информатизации;»; 3) в статье 6: в подпункте 15) после слов «утверждение порядка» дополнить словом «испытаний,»; в подпункте 16): после слов «информационных систем,» дополнить словами «а также»; слова «при формировании «электронного правительства» заменить словами «государственных органов»; в подпункте 17) слова «веб-сайтов» заменить словами «интернет-ресурсов»; 4) в статье 9: подпункты 6) и 10) исключить; в подпункте 7) слова «веб-сайта», «веб-сайтов» заменить словами «интернет-ресурса», «интернет-ресурсов»; 5) дополнить статьей 9-1 следующего содержания: «Статья 9-1. Полномочия Государственной технической службы в области информатизации Государственная техническая служба в области информатизации: 1) участвует в аттестации государственных информационных систем и негосударственных информационных систем, интегрируемых с государственными информационными системами, на соответствие требованиям информационной безопасности; 2) проводит испытания программных продуктов, программных кодов и нормативно-технической документации государственных информационных систем; 3) осуществляет депонирование информационных систем, программных продуктов, программных кодов и нормативно-технической документации; 4) осуществляет сопровождение и развитие единого шлюза доступа государственных органов к сети Интернет; 5) участвует в проверках государственных информационных ресурсов и информационных систем на соответствие требованиям информационной безопасности; 6) оказывает консультационную и практическую помощь государственным органам в рамках своей компетенции; 7) осуществляет организацию защиты государственных электронных информационных ресурсов и государственных информационных систем при проведении работ по обеспечению информационной безопасности «электронного правительства»; 8) осуществляет техническое обеспечение ведения государственного регистра электронных информационных ресурсов и информационных систем и депозитария; 9) участвует в создании и техническом сопровождении государственных электронных информационных ресурсов.»; 6) пункт 3 статьи 17 изложить в новой редакции: «3. Ввод в эксплуатацию государственной информационной системы осуществляется по результатам аттестации на ее соответствие требованиям информационной безопасности и при условии положительного результата испытаний программных продуктов, программных кодов и нормативно-технической документации государственных информационных систем в испытательной лаборатории.»; 7) статью 19 дополнить пунктом 3 следующего содержания: «3. Негосударственные информационные системы, интегрируемые с государственными информационными системами подлежат аттестации на соответствие ее требованиям информационной безопасности и принятым на территории Республики Казахстан стандартам.»; 8) статью 21 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания: «3. В случае признания судом информации, распространяемой по информационно-коммуникационным сетям, противоречащей требованиям настоящего Закона и других законодательных актов, уполномоченные государственные органы, операторы связи, собственники интернет-ресурсов обязаны приостановить либо прекратить распространение на территории Республики Казахстан продукции средства массовой информации либо выпуск средства массовой информации. 4. Решение суда о приостановлении распространения продукции средства массовой информации либо выпуска средства массовой информации, когда средством массовой информации является Интернет-ресурс, влечет запрет на использование доменного имени с тем же или дублирующим названием на срок не более 3 месяцев. Решение суда о прекращении распространения продукции средства массовой информации либо выпуска средства массовой информации, когда средством массовой информации является Интернет-ресурс, влечет отмену регистрации доменного имени и запрет на использование в течение 1 года доменного имени с тем же или дублирующим названием, регистрация которого ранее отменена решением суда.»; 9) в пунктах 10 и 11 статьи 23 слова «национальному оператору», «Национальный оператор» заменить словами «Государственной технической службе в области информатизации», «Государственная техническая служба в области информатизации»; 10) в пунктах 1 и 6 статьи 24 слова «национальным оператором» заменить словами «Государственной технической службой в области информатизации»; 11) в пунктах 5 и 6 статьи 25 слова «национальным оператором», «Национальный оператор» заменить словами «Государственной технической службой в области информатизации», «Государственная техническая служба в области информатизации». 11. В Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О государственных закупках» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 17, ст. 135; 2008 г., № 13-14, ст. 58): по всему тексту слова «веб-сайтах», «веб-сайте», «веб-сайта», «веб-сайт», «Веб-сайт», «веб-сайту» заменить словами «интернет-ресурсах», «интернет-ресурсе», «интернет-ресурса», «интернет-ресурс», «Интернет-ресурс», «интернет-ресурсу». 12. В Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «Об аккредитации в области оценки соответствия» (опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 29 июля 2008 года): в абзаце шестом подпункта 2) пункта 2 статьи 7 слово «веб-сайт» заменить словами «интернет-ресурс». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его официального опубликования.
Президент Республики Казахстан
Проект
Конституционный закон Республики Казахстан О внесении изменений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей
Статья 1. Внести изменения в следующие конституционные законы Республики Казахстан: 1. В Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г. «О выборах в Республике Казахстан» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 17-18, ст. 114; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 12, ст. 192; 1998 г., № 7-8, ст. 71; № 22, ст. 290; 1999 г., № 10, ст. 340; № 15, ст. 593; 2004 г., № 7, ст. 45; 2005 г., № 7-8, ст. 17; 2006 г., № 23, ст. 138; 2007 г., № 12, ст. 85): 1) в подпункте 16-1) статьи 12 слова «web-сайте» заменить словами «интернет-ресурсе»; 2) в подпункте 9) статьи 14 слова «web-сайте» заменить словами «интернет-ресурсе». 2. В Конституционный закон Республики Казахстан от 4 июня 2007 г. «О государственных символах Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан 2007 год, № 11, ст. 72; Закон Республики Казахстан от 4 июля 2008 г. «О внесении изменений в Конституционный Закон Республики Казахстан «О государственных символах Республики Казахстан» опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» 11 июля 2008 г. и «Казахстанская правда» 11 июля 2008 г.): 1) в подпункте 1) пункта 2 статьи 4 слова «веб-сайтах» заменить словами «интернет-ресурсах»; 2) в подпункте 6) пункта 2 статьи 6 слова «веб-сайтах» заменить словами «интернет-ресурсах». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
Президент Республики Казахстан
Пояснительная записка от 18 декабря 2008 года № 21/6492 к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей»
Представленный проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» (далее - законопроект) разработан на основании пункта 1 статьи 61 Конституции Республики Казахстан в целях совершенствования регулирования отношений, связанных с распространением информации на территории Республики Казахстан посредством информационно-коммуникационных сетей. Орган-разработчик - Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи. Основной целью законопроекта является законодательное закрепление норм, регулирующих отношения, связанные с распространением информации на территории Республики Казахстан посредством информационно-коммуникационных сетей. Законопроектом предлагается закрепить положения, определяющие ключевые понятия и регламентирующие права и обязанности участников процесса передачи данных в информационно-коммуникационных сетях, соответствующего современному уровню развития Интернет-технологий. В частности, действующее понятие «веб-сайт» не охватывает размещения информации в сети Интернет с помощью порталов, форумов, блогов, интернет-телевидения и других технологий, поэтому законопроектом предусматривается изменение понятия «веб-сайт» на более широкое «интернет-ресурс». Законопроектом также предусматривается новый механизм регулирования передачи данных в информационно-коммуникационных сетях, согласно которому, в случае обнаружения информации, противоречащей национальному законодательству, органами прокуратуры будет приниматься решение о приостановлении распространения данной информации с обязательным внесением иска в суд. Решение органов прокуратуры о приостановлении распространения информации, несоответствующей законодательству позволит провайдерам до вынесения судебного решения приостановить доступ к указанной информации во всех информационно-коммуникационных сетях. В целях реализации данных мероприятий предлагается ввести в Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» норму, позволяющую прокурору выносить постановление о приостановлении распространения информации (продукции средства массовой информации) с обязательным внесением иска в суд. Также законопроектом предусматривается, что заявления о размещении информации, противоречащей законодательству Республики Казахстан на зарубежных интернет-ресурсах будут рассматриваться судом в порядке особого судопроизводства, изначально предполагающего отсутствие на первоначальном этапе ответчика. В отношении сайтов, размещенных в казахстанском сегменте сети Интернет, рассмотрение дел будет осуществляться в порядке искового производства. В случае признания судом размещенной информации незаконной, соответствующими органами будут приниматься меры по окончательному блокированию информации во всех информационно-коммуникационных сетях на территории Республики Казахстан. Наряду с этим, в целях обеспечения доказательной базы правоохранительных органов во время расследования правонарушений, совершенных с использованием интернет-ресурсов, в Законе Республики Казахстан «О связи» вводится обязанность операторов связи хранить служебную информацию об абонентах в течение 2-х лет. Также законопроектом вносятся поправки в Закон Республики Казахстан «Об информатизации», определяющие компетенцию Государственной технической службы в области информатизации. Основными полномочиями Государственной технической службы в области информатизации будут осуществление организации ведения государственного регистра электронных информационных ресурсов, информационных систем и депозитария, технического обеспечения информационной безопасности государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов. Кроме того, вносимые законопроектом поправки позволят рассматривать размещение информации на интернет-ресурсе, как распространение продукций средства массовой информации. В связи с этим предусматривается внесение в Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности» поправки, запрещающей распространение продукции иностранного средства массовой информации, содержание которого подрывает национальную безопасность. Также законопроект позволит четко определить положения, регламентирующие функции уполномоченного органа в сфере информатизации в рамках данного законопроекта. Принятие законопроекта приведет к качественному изменению принципов законодательного регулирования отношений в процессе передачи данных в информационно-коммуникационных сетях. Законопроект позволит достичь стратегической цели - установить правовые механизмы регулирования вопросов размещения информации на интернет-ресурсах и обеспечить защиту конституционных прав граждан и юридических лиц в данной сфере общественных отношений. По информации разработчика реализация проекта не потребует финансовых затрат из государственного бюджета. В соответствии с требованиями Регламента Правительства разработчиком проведены экспертная оценка законопроекта в Объединении юридических лиц «Национальная Экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» (далее - Объединение), научная антикоррупционная, а также правовая экспертизы (АО «Казахский гуманитарно-юридический университет»). В целом, по результатам вышеуказанных экспертиз даны заключения о возможности вынесения данного законопроекта на дальнейшее рассмотрение. Вместе с тем, Объединением даны замечания по законопроекту касательно необходимости введения в Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» положений, раскрывающих понятие «нарушение Закона при распространении информации и разглашение сведений, носящие явный характер, причиняющий существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства». Однако, разработчик полагает раскрытие смысла содержания указанных положений законопроекта нецелесообразным. В данном случае закрепляется лишь право органов прокуратуры на приостановление распространения незаконной информации в целях оперативного реагирования и пресечения распространения такой информации до принятия соответствующего решения судом. Вместе с тем, критерии информации и разглашения сведений носящий явный характер, причиняющие существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, распространение которой следует прекратить или приостановить, раскрыты далее в пунктах 2 и 3 статьи 13 Закона «О средствах массовой информации» в редакции, предлагаемой законопроектом. В частности, положения указанных пунктов содержат нормы, раскрывающие понятие приостановления и оснований для приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации. Таким образом, введение предлагаемого Объединением понятия в дальнейшем приведет к неоднозначному толкованию положений статьи 13 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации». Кроме того, согласно замечаний Объединения понятие «служебной информации об абонентах» противоречит пункту 2 статьи 18 Конституции Республики Казахстан. Так, пункт 2 статьи 18 Конституции Республики Казахстан гласит «Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом». Вместе с тем, корреспондирование Объединением вышеуказанных норм Конституции с понятием «служебной информации об абонентах» разработчик полагает не корректным, так как определение указанного понятия никоим образом не предполагает разглашение тайны личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений тех или иных лиц. Служебная информация об абонентах будет содержать лишь сведения об абонентах, а не их переписку, записи телефонных разговоров и т.д. Кроме того, следует отметить, что служебная информация об абонентах может быть доступна операторам связи в рамках отношений с абонентом, возникающих при заключении договора, за разглашение которой операторы несут ответственность также в рамках договора и гражданского законодательства Республики Казахстан, за исключением случаев предусмотренных законами. Остальные замечания и предложения экспертов к законопроекту разработчиком устранены.
принятия Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей»
Принятие проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» (далее - законопроект) позволит восполнить существующий пробел и закрепить в действующем законодательстве понятие «интернет-ресурс», предусматривающее размещение информации в сети Интернет с помощью порталов, форумов, блогов, интернет-телевидения и других технологий. Принятие законопроекта приведет к качественному изменению принципов законодательного регулирования отношений в процессе передачи данных в информационно-коммуникационных сетях. В частности, законопроект обеспечит информационную прозрачность распространения информации, размещаемой на отечественных и зарубежных интернет-ресурсах, а также недопущение размещения информации, несоответствующей законодательным актам Республики Казахстан. Также принятие законопроекта приведет к качественному изменению механизма регулирования вопросов распространения информации, размещаемой на интернет-ресурсах, несоответствующей нормативным правовым актам Республики Казахстан. В связи с принятием законопроекта будут изменены Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс, Законы Республики Казахстан «Об информатизации», «О средствах массовой информации», «О связи», «О национальной безопасности», «О нормативных правовых актах», «Об административных процедурах», «О торгово-промышленных палатах», «О частном предпринимательстве», «О государственных закупках» и «Об аккредитации в области оценки соответствия».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |