|
|
|
Кодекс конституционной юрисдикции Республики Молдова от 16 июня 1995 года № 502-XIII (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.06.2020 г.)
Раздел I. Основы конституционной юрисдикции
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основы конституционной юрисдикции Конституционная юрисдикция осуществляется на основе Конституции, Закона о Конституционном суде и настоящего кодекса.
Статья 2. Орган конституционной юрисдикции (1) Единственным органом конституционной юрисдикции в Республике Молдова является Конституционный суд. (2) Конституционный суд гарантирует верховенство Конституции, обеспечивает реализацию принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.
Статья 3. Принципы деятельности Конституционного суда Конституционный суд осуществляет свою деятельность на основе принципов: а) независимости от любой публичной власти; b) коллегиальности; с) законности; d) гласности.
Статья 4. Области компетенции Конституционного суда (1) При осуществлении конституционной юрисдикции Конституционный суд: а) осуществляет по запросу контроль конституционности законов и постановлений Парламента, указов Президента Республики Молдова, постановлений и ордонансов Правительства, а также международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова; b) дает толкование Конституции; с) высказывается по предложениям о пересмотре Конституции; d) подтверждает результаты республиканских референдумов; е) подтверждает результаты выборов Парламента и Президента Республики Молдова, признает действительными мандаты депутатов и Президента Республики Молдова; f) констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск Парламента, отстранение от должности Президента Республики Молдова, временное исполнение его обязанностей, невозможность исполнения Президентом Республики Молдова своих обязанностей в течение более чем 60 дней; g) разрешает исключительные случаи неконституционности правовых актов; h) принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность партии. (2) Утратила силу. (3) Конституционный суд решает исключительно вопросы права. (4) Утратила силу.
Статья 5. Функциональная компетенция Конституционного суда В компетенцию Конституционного суда входят также следующие функциональные вопросы: а) избрание Председателя Конституционного суда и судьи, замещающего Председателя суда в его отсутствие; b) утверждение Регламента Секретариата Конституционного суда, его структуры и штатного расписания, Регламента Научно-консультативного совета при Конституционном суде, Положения об организации и проведении конкурса на замещение должности судья - ассистента Конституционного суда и порядке его аттестации, Положения о порядке исчисления трудового стажа судей и работников Секретариата Конституционного суда; с) разработка проекта бюджета Конституционного суда и представление его на утверждение Парламенту; d) установление окладов Председателю и судьям Конституционного суда; е) дисциплинарная ответственность судей Конституционного суда; f) лишение судей Конституционного суда их полномочий в случаях, предусмотренных частью (1) статьи 19 Закона о Конституционном суде; g) рассмотрение жалоб по поводу взысканий, наложенных Председателем Конституционного суда, и определений, вынесенных судьями Конституционного суда в отношении судебных расходов; h) определение основных направлений отношений с аналогичными учреждениями других государств; i) ежегодное представление Президенту Республики Молдова, Парламенту, Правительству и Высшему совету магистратуры доклада об осуществлении конституционной юрисдикции; j) другие вопросы, предусмотренные Законом о Конституционном суде и настоящим кодексом.
(1) Конституционный суд разрешает только те вопросы, которые входят в его компетенцию. Если в процессе рассмотрения возникают вопросы, относящиеся к компетенции других органов, Конституционный суд передает материалы этим органам или сообщает об этом сторонам и заинтересованным органам и дает соответствующие разъяснения. (2) Пределы компетенции Конституционного суда определяются Конституционным судом. (3) При контроле конституционности оспариваемого акта Конституционный суд может принять решение и по другим нормативным актам, конституционность которых полностью или частично зависит от конституционности оспариваемого акта.
Статья 7. Презумпция конституционности нормативных актов Любой нормативный акт, а также международный договор, одной из сторон которого является Республика Молдова, считается конституционным до тех пор, пока его неконституционность не будет доказана в процессе конституционного судопроизводства с обеспечением всех предусмотренных настоящим кодексом гарантий.
Статья 7-1. Действие оспариваемого акта (1) Действие нормативных актов, подлежащих контролю конституционности, оспариваемых в установленном порядке в Конституционном суде, затрагивающих или относящихся к областям, предусмотренным частью (2), может быть приостановлено до разрешения дела по существу с вынесением окончательного определения или постановления. (2) Может быть приостановлено действие: 1) актов, затрагивающих или относящихся к следующим областям: a) суверенитет и государственная власть; b) права и основные свободы человека; c) демократия и политический плюрализм; d) разделение и взаимодействие властей; e) основные принципы собственности; f) единство народа и право на самобытность; g) экономическая или финансовая безопасность государства; h) другие области, по которым Конституционный суд признает необходимым приостановить действие оспариваемого акта во избежание неминуемых ущерба и негативных последствий; 2) изданных Парламентом, Президентом Республики Молдова или Правительством актов индивидуального характера, которые касаются государственных должностных лиц, представляющих особые общественные и/или политические интересы. (3) Конституционный суд рассматривает запрос о приостановлении действия оспариваемого нормативного акта не позднее второго рабочего дня после регистрации обращения. (4) Определение о приостановлении действия оспариваемого нормативного акта принимается пленумом Конституционного суда голосами не менее трех судей. В случае невозможности созвать пленум Конституционного суда определение о приостановлении издается распоряжением Председателя Конституционного суда с обязательным последующим его утверждением пленумом Конституционного суда. (5) Определение о приостановлении действия оспариваемого нормативного акта вступает в силу со дня принятия и подлежит опубликованию в Официальном мониторе Республики Молдова. (6) В случае приостановления действия оспариваемого нормативного акта Конституционный суд рассматривает обращение по существу в разумные сроки.
Глава 2. Принципы конституционной юрисдикции
Статья 8. Независимость (1) Судьи Конституционного суда независимы и подчиняются при осуществлении своих полномочий только Конституции. (2) Судьи Конституционного суда рассматривают дела в условиях, исключающих какое бы то ни было постороннее воздействие на них. (3) Судьи Конституционного суда не могут привлекаться к судебной ответственности за поданные голоса или мнения, высказанные в период осуществления полномочий, в том числе после истечения срока полномочий.
(1) Судьи Конституционного суда несменяемы в течение срока полномочий. (2) Полномочия судьи Конституционного суда могут быть приостановлены или прекращены не иначе как в случаях и порядке, установленных Законом о Конституционном суде.
(1) Судья Конституционного суда не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев, когда его застигли на месте преступления, либо привлечен к уголовной или административной ответственности без предварительного согласия Конституционного суда. (2) Судья Конституционного суда, личность которого не была известна в момент задержания, освобождается немедленно после установления личности. (3) Должностное лицо, совершившее задержание судьи Конституционного суда на месте преступления, должно немедленно сообщить об этом Конституционному суду, который обязан в течение 24 часов решить вопрос о даче согласия на применение задержания. (4) Установление санкций за нарушение дисциплины судьями Конституционного суда и порядка их наложения, а также лишение судей их полномочий осуществляются в соответствии с настоящим кодексом.
Статья 11. Равенство участников процесса Конституционная юрисдикция осуществляется на основе равенства сторон и других участников процесса перед Конституцией и Конституционным судом.
Статья 12. Непосредственность разбирательства (1) Конституционный суд заслушивает непосредственно объяснения сторон, заключения экспертов, оглашает письменные доказательства и другие документы, имеющие отношение к рассмотрению дела. (2) Письменные доказательства, имеющиеся у всех судей Конституционного суда и участников процесса, могут не оглашаться, если их содержание излагается в ходе заседания. Однако если кто-либо из судей или сторон требует полного или частичного оглашения письменных доказательств, Конституционный суд принимает решение об исполнении этого требования.
Статья 13. Гласность разбирательства (1) Разбирательство в заседаниях Конституционного суда открытое, за исключением случаев, когда гласность может нанести ущерб государственной безопасности и общественному порядку. (2) При рассмотрении дела в закрытом заседании кроме участников процесса присутствуют и другие лица, приглашенные по решению Конституционного суда. Рассмотрение дела в закрытом заседании проводится с соблюдением процедуры конституционного судопроизводства. (3) Акты Конституционного суда провозглашаются публично. (4) Дата, время и повестка дня заседаний Конституционного суда объявляются публично. (5) Представители радио, телевидения и других средств массовой информации могут осуществлять частичную или полную прямую трансляцию, делать репортажи с заседаний Конституционного суда с его разрешения.
Статья 14. Непрерывность процесса (1) Заседание Конституционного суда по каждому делу происходит непрерывно, кроме времени, отведенного для отдыха и для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. (2) Конституционный суд до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела.
Статья 15. Язык конституционного судопроизводства (1) Конституционное судопроизводство осуществляется на молдавском языке. (2) Лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство, гарантируется право пользоваться услугами переводчика. (3) Документы конституционного судопроизводства представляются в Конституционный суд и вручаются сторонам и в соответствии с решением Конституционного суда другим лицам в порядке, установленном Законом о функционировании языков на территории Республики Молдова.
Раздел II. Осуществление конституционной юрисдикции
Глава 3. Заседания конституционного суда
Статья 16. Пленум Конституционного суда (1) Конституционный суд осуществляет юрисдикцию в пленарных заседаниях (пленумах). (2) Пленум Конституционного суда наряду с осуществлением юрисдикции обеспечивает общее руководство деятельностью Конституционного суда.
(1) Заседания Конституционного суда созываются Председателем суда по его инициативе либо по требованию не менее двух судей Конституционного суда. (2) О дате, времени и месте проведения заседания стороны извещаются не позднее чем за десять дней до начала заседания, за исключением особых случаев. (3) Сторонам вручаются повестки, подписанные начальником Секретариата Конституционного суда, и необходимые для рассмотрения собрания материалы.
Статья 18. Служебные заседания Председатель Конституционного суда проводит с судьями и работниками Секретариата служебные заседания по вопросам деятельности Конституционного суда и структурных подразделений Секретариата.
Статья 19. Полномочия Председателя Конституционного суда в части подготовки заседаний (1) Председатель Конституционного суда обеспечивает общее руководство подготовкой заседаний. (2) При подаче обращения субъектами, предусмотренными статьей 25 Закона о Конституционном суде, Председатель Конституционного суда издает распоряжение о передаче обращения для предварительного изучения в установленный срок: а) одному или нескольким судьям Конституционного суда; b) в одно из подразделений Секретариата или одному из судей- ассистентов. (3) Распоряжение Председателя Конституционного суда оформляется на специальном бланке. (4) После принятия Конституционным судом решения о принятии обращения к рассмотрению и о включении его в повестку дня Председатель Конституционного суда назначает судью-докладчика, определяет сроки изучения обращения и представления доклада, которые не могут превышать 60 дней с момента регистрации обращения. При необходимости изучения большого объема материалов этот срок может быть продлен на 30 дней. (5) Председатель Конституционного суда заслушивает судью-докладчика по вопросу о готовности дела к рассмотрению, определяет круг лиц, подлежащих приглашению в заседание, дает распоряжение о направлении соответствующих материалов судьям и участникам процесса и об извещении их о месте, дате и времени проведения заседания.
Статья 20. Полномочия судей-докладчиков в части подготовки заседаний (1) Получив решение Конституционного суда о принятии обращения к рассмотрению и о включении его в повестку дня, судья-докладчик предпринимает следующие действия: а) направляет копии обращения и прилагаемых к нему материалов другой стороне; b) изучает письменные возражения другой стороны относительно обращения в случае их представления; с) истребует от соответствующих органов материалы, имеющие отношение к делу; d) разрешает вопрос о производстве экспертизы; е) принимает иные меры, необходимые для разрешения дела. (2) Все действия судьи-докладчика по подготовке дела к рассмотрению осуществляются от имени Конституционного суда. Требования судьи- докладчика являются обязательными для исполнения. (3) После завершения предварительной подготовки вопроса к рассмотрению под контролем судьи-докладчика в соответствующем подразделении Секретариата заводится дело, которое содержит: а) решение Конституционного суда о принятии обращения к рассмотрению и о включении его в повестку дня; b) заключение о результатах предварительного изучения обращения; с) обращение с прилагаемыми к нему материалами; d) поручение о производстве экспертизы; е) справки и доклады по предварительному изучению обращения; f) заключения экспертов и иные материалы. (4) Судьи Конституционного суда имеют право знакомиться с материалами дела на любой стадии подготовки его к рассмотрению. (5) После завершения подготовки дела к рассмотрению, но не позднее чем за десять дней до заседания Конституционного суда судья-докладчик обязан: а) известить судей и участников процесса о месте, дате и времени проведения заседания; b) вручить судьям и направить сторонам копии обращения; с) предоставить участникам процесса, по их просьбе, материалы дела. (6) При разрешении исключительных случаев неконституционности правовых актов, представленных Высшей судебной палатой, возникающих при рассмотрении конкретных уголовных или гражданских дел, стороны в соответствующих делах имеют право ознакомиться со всеми материалами дела. (7) По решению Конституционного суда материалы дела могут быть направлены другим участникам процесса, а также Президенту Республики Молдова, Председателю Парламента, Премьер-министру, Председателю Высшей судебной палаты, Генеральному прокурору.
Статья 21. Полномочия начальника Секретариата в части подготовки заседаний Начальник Секретариата при подготовке дела к рассмотрению обеспечивает: а) контроль за соблюдением сроков, установленных для рассмотрения обращений; b) составление проекта плана рассмотрения обращений, представление утвержденного плана судьям, судьям-ассистентам и в подразделения Секретариата, осуществление контроля за его исполнением; с) рассылку повестки дня заседания Конституционного суда судьям и в подразделения Секретариата: по обращениям - не позднее чем за десять дней до заседания, по другим вопросам - не позднее чем за три дня; d) рассылку копий обращения судьям в трехдневный срок после принятия Конституционным судом решения о принятии его к рассмотрению и о включении в повестку дня; е) организационно-техническое обеспечение заседаний Конституционного суда; f) ведение протоколов.
Статья 22. Составление повестки дня (1) По предложению Председателя Конституционного суда или судей Конституционный суд определяет круг вопросов, подлежащих рассмотрению в заседаниях, и утверждает повестку дня. (2) Проекты определений этих заседаний, а при необходимости и справки по делам, включенным в повестку дня, вручаются судьям Конституционного суда не позднее чем за три дня до заседания. (3) Ход этих заседаний заносится в протокол.
Статья 23. Обеспечение порядка и безопасности в заседаниях (1) Порядок и безопасность в заседании обеспечивается администратором Конституционного суда. (2) Конституционный суд может распорядиться о проведении проверки лиц желающих присутствовать в заседании, включающей проверку удостоверений личности, досмотр вещей и личный досмотр. (3) Участники процесса, другие лица, присутствующие в заседании, обязаны относиться к Конституционному суду с уважением. (4) Проявление неуважения к Конституционному суду, выражающееся в неподчинении распоряжениям председательствующего в заседании, нарушении порядка во время заседания, а равно совершение иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к Конституционному суду и процедуре конституционного судопроизводства, влекут ответственность, предусмотренную статьей 82.
Статья 24. Администратор Конституционного суда (1) Поддержание порядка в помещении Конституционного суда возлагается на администратора, законные требования которого обязательны для всех присутствующих. (2) В заседаниях Конституционного суда администратор выполняет в точности правила конституционного судопроизводства и распоряжения председательствующего в заседании. (3) Администратор носит мантию, образец которой утверждается Конституционным судом.
Статья 25. Кворум (1) Для проведения пленарных заседаний Конституционного суда необходимо присутствие двух третей от общего числа судей. (2) Судья не имеет права отсутствовать на заседании.
Статья 26. Неизменность состава суда (1) Дело рассматривается Конституционным судом при неизменном составе судей. (2) Если судья по уважительным причинам не может участвовать в уже начатом процессе, рассмотрение дела продолжается в том же составе при наличии кворума, предусмотренного статьей 25.
(1) Судья Конституционного суда не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу в случаях, если он: а) участвовал в качестве должностного лица в принятии оспариваемого акта, за исключением участия в подготовке и принятии Конституции; b) публично высказался относительно конституционности оспариваемого акта. (2) При наличии обстоятельств, указанных в части (1), судья Конституционного суда обязан заявить самоотвод. (3) По тем же причинам предложение об отводе может исходить от сторон. (4) Отвод должен быть мотивированным и заявляться при открытии заседания. Позднейшее заявление отвода допускается в случаях, когда основание для отвода стало известно стороне в процессе рассмотрения дела. (5) Отвод судьи Конституционного суда осуществляется после его заслушивания путем принятия мотивированного определения Конституционного суда.
Глава 5. Участники процесса. Их права и обязанности
Статья 28. Участники процесса Участниками процесса считаются стороны, их представители, эксперты, переводчики.
(1) Сторонами в конституционном судопроизводстве являются: а) органы или должностные лица, которые в соответствии со статьей 38 обладают правом обращения в Конституционный суд; b) органы или должностные лица, акты которых оспариваются. (2) Должностные лица в качестве стороны процесса могут осуществлять свои процессуальные права как лично, так и через своих представителей. (3) Органы публичной власти, учреждения и организации в качестве стороны процесса представляются их руководящими органами, действующими в пределах предоставленных им законом полномочий, или представителями.
Статья 30. Представители сторон (1) Представителями сторон могут быть на основе доверенности адвокаты, специалисты других областей и иные лица. Каждая из сторон может иметь нескольких представителей. (2) Полномочия и права представителя указываются в доверенности.
Статья 31. Права и обязанности сторон (1) Стороны в конституционном судопроизводстве обладают равными процессуальными правами. (2) Стороны могут знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим участникам процесса, выступать с заявлениями, давать устные и письменные объяснения, представлять возражения против заявлений, доводов и соображений других участников процесса. (3) Заявитель вправе изменить основание или предмет обращения, отказаться от обращения частично или полностью. (4) Стороны самостоятельно представляют доказательства, на которых основано обращение. (5) В случае, если в процессе участвуют несколько представителей сторон, наделенных равными полномочиями, Конституционный суд может потребовать определить лицо, которое изложит итоговую позицию и выступит с заключительным словом.
Статья 32. Экспертиза. Права и обязанности эксперта (1) На стадии подготовки дела к рассмотрению судья-докладчик, а в заседании - Конституционный суд может распорядиться о производстве экспертизы. Поручение о проведении экспертизы удостоверяется личной просьбой судьи-докладчика или определением Конституционного суда с указанием срока представления заключения в письменной форме. (2) При назначении нескольких экспертов они могут совещаться между собой. Если эксперты приходят к общему выводу, они подписывают одно заключение. (3) Эксперт вправе знакомиться с материалами дела, заявлять при необходимости ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов с согласия председательствующего в заседании задавать вопросы сторонам. (4) Эксперт обязан явиться по вызову Конституционного суда и дать объективное заключение. (5) Перед выступлением в заседании Конституционного суда эксперт обязан принести присягу следующего содержания: «В качестве эксперта, приглашенного в Конституционный суд, обязуюсь дать объективное, научно обоснованное заключение и добросовестно отвечать на вопросы в соответствии со своими познаниями и квалификацией». (6) По предложению председательствующего в заседании эксперт зачитывает текст присяги, подписывает его и передает секретарю заседания для приобщения к протоколу. (7) Выводы эксперта не являются обязательными для Конституционного суда, который в их оценке исходит из собственных убеждений, основанных на всестороннем рассмотрении всех обстоятельств дела, руководствуясь исключительно Конституцией.
Статья 33. Переводчик. Его права и обязанности (1) Переводчик назначается Конституционным судом или судьей- докладчиком для обеспечения перевода участникам процесса, не владеющим молдавским языком. (2) Переводчик обязан явиться по вызову Конституционного суда или судьи-докладчика. (3) В случае неявки без уважительных причин, отказа выполнять свои обязанности или осуществления заведомо ложного перевода, переводчик несет предусмотренную законом ответственность.
Статья 34. Исчисление процессуальных сроков Процессуальные сроки исчисляются со дня регистрации обращения.
Статья 35. Приостановление и продолжение течения процессуальных сроков (1) Течение процессуальных сроков приостанавливается с приостановлением процесса со времени возникновения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления процесса. (2) Со дня возобновления процесса течение процессуальных сроков продолжается.
Статья 36. Продление процессуальных сроков По просьбе судьи или участников процесса Конституционный суд или Председатель Конституционного суда может продлить установленный срок.
Статья 37. Восстановление процессуальных сроков Лицам, пропустившим установленный срок по причинам, признанным Конституционным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Глава 7. Обращение в конституционный суд
Статья 38. Субъекты, имеющие право обращения (1) Конституционный суд осуществляет конституционное судопроизводство по обращению: а) Президента Республики Молдова; b) Правительства; с) министра юстиции; d) судей/составов суда Высшей судебной палаты, апелляционных палат и судов; d.1) Высшего совета магистратуры; е) утратил силу; f) Генерального прокурора; g) депутата Парламента; h) парламентской фракции; i) народного адвоката; i-1) народного адвоката по защите прав ребенка; j) советов административно-территориальных единиц первого или второго уровня, Народное Собрание Гагаузии (Гагауз Ери) - в случаях проверки конституционности законов, регламентов и постановлений Парламента, указов Президента Республики Молдова, постановлений, ордонансов и распоряжений Правительства, а также международных договоров, стороной которых является Республика Молдова, не отвечающих статье 109 и соответственно статье 111 Конституции Республики Молдова. (2) Субъекты, предусмотренные частью (1), могут представлять обращения по вопросам, относящимся к их компетенции, за исключением следующих обращений: а) о пересмотре Конституции, которые представляются субъектами, указанными в статье 141 Конституции; b) о констатации обстоятельств, оправдывающих роспуск Парламента, которые представляются Президентом Республики Молдова; с) о констатации обстоятельств, оправдывающих временное отстранение от должности Президента Республики Молдова или временное исполнение обязанностей Президента Республики Молдова, которые представляются по постановлению Парламента, подписанному Председателем Парламента; d) по вопросам, предметом которых является конституционность партии, которые представляются Президентом Республики Молдова, Председателем Парламента, Правительством, министром юстиции или Генеральным прокурором. Председатель Парламента может представлять обращение только на основании постановления Парламента, Генеральный прокурор - на основании решения Высшего совета прокуроров, министр юстиции - на основании решения коллегии Министерства юстиции. (3) Результаты республиканских референдумов, выборов Парламента и Президента Республики Молдова утверждаются после рассмотрения доклада Республиканской комиссии по проведению референдума или Центральной избирательной комиссии. (4) Материалы о признании резервного кандидата депутатом Парламента представляются Центральной избирательной комиссией Конституционному суду.
Статья 39. Форма и содержание обращения (1) Обращение подается в письменной форме на молдавском языке. (2) Обращение должно быть обоснованным и содержать: а) наименование Конституционного суда в качестве органа, в который направляется обращение; b) наименование и адрес заявителя; с) объект обращения; d) изложение обстоятельств, на которых заявитель основывает свое требование; е) требования обращения; f) другие сведения, касающиеся предмета обращения; g) перечень прилагаемых к обращению документов; h) подпись заявителя, его индекс и печать.
(1) После поступления в Конституционный суд обращение представляется Председателю Конституционного суда. (2) Если обращение соответствует требованиям статьи 39, Председатель Конституционного суда осуществляет действия, предусмотренные статьей 19. (3) Если обращение не соответствует требованиям статьи 39, Председатель Конституционного суда либо принимает его с условием устранения недостатков, либо отказывает в его принятии.
(1) Обращение может быть отозвано заявителем на любой стадии рассмотрения дела. (2) Обращение, включенное в повестку дня, возвращается заявителю определением Конституционного суда.
Статья 42. Вторичное обращение (1) Если Конституционный суд принял решение в отношении нормативного акта (его части или документа в целом), вторичное обращение не допускается. (2) Если обращение отозвано заявителем, вторичное обращение допускается только по истечении девяти месяцев.
Каждое обращение составляет, как правило, отдельное дело. Конституционный суд может объединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.
Статья 44. Предварительное изучение обращения (1) Предварительное изучение обращения осуществляется судьей Конституционного суда или судьей-ассистентом. (2) Результаты предварительного изучения обращения оформляются в виде заключения. (3) После представления заключения по предварительному изучению обращения Председатель Конституционного суда представляет материалы в заседании Конституционного суда.
Глава 8. Рассмотрение обращений в заседании
Статья 45. Открытие заседания Заседание начинается распоряжением секретаря: «Прошу встать, идут судьи Конституционного суда». После этого председательствующий в заседании объявляет, какое дело подлежит рассмотрению.
Статья 46. Руководство заседанием (1) Заседанием Конституционного суда руководит Председатель Конституционного суда. (2) Указания председательствующего в заседании обязательны для всех участников процесса и иных лиц, присутствующих в зале заседаний. (3) Председательствующий в заседании устраняет из процесса все, что не имеет отношения к рассмотрению дела и осуществлению Конституционным судом его полномочий. Он вправе после предупреждения прерывать любого из участников процесса, отклонять любой вопрос и объяснение, не имеющие отношения к делу, выходящие за пределы процесса и компетенции Конституционного суда, лишать участников процесса слова при нарушении ими установленного порядка разбирательства, использовании грубых выражений, нарушении иных правил конституционного судопроизводства, удалять из зала заседаний любое лицо, нарушающее установленный порядок и не подчиняющееся его распоряжениям. (4) Председательствующий в заседании руководит совещанием судей Конституционного суда в совещательной комнате, обеспечивает условия, необходимые для свободного выражения ими своего мнения.
Статья 47. Проверка явки в заседание (1) Председательствующий в заседании удостоверяется в явке участников процесса, выясняет причины отсутствия неявившихся участников процесса. При необходимости он проверяет полномочия должностных лиц и представителей сторон. (2) Председательствующий в заседании объявляет состав Конституционного суда, сообщает фамилии секретаря заседания, экспертов и переводчика.
Статья 48. Разъяснение участникам процесса их прав и обязанностей Председательствующий в заседании разъясняет участникам процесса их процессуальные права и обязанности, предупреждает экспертов об ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей.
Статья 49. Последствия неявки сторон в заседание (1) Неявка в заседание Конституционного суда одной из сторон, извещенных о дате, времени и месте проведения заседания в порядке, установленном Регламентом Секретариата, не является препятствием к рассмотрению дела и принятию решения. (2) В случае неявки в заседание одной из сторон из-за неполучения или несвоевременного получения повестки либо при отсутствии в Конституционном суде информации о ее получении, если сторона выразила намерение участвовать в заседании, заседание Конституционного суда откладывается. (3) Заседание Конституционного суда может быть отложено также в случае неявки обеих сторон, если причины неявки неизвестны, а обе стороны выразили намерение участвовать в заседании, или в случае, если обе стороны просят Конституционный суд отложить заседание.
Статья 50. Разрешение ходатайств (1) Ходатайства участников процесса, представленные в письменной форме, оглашаются в заседании и приобщаются к материалам дела. Устные ходатайства заносятся в протокол заседания. (2) Ходатайства разрешаются в заседании определением Конституционного суда. (3) Конституционный суд может вынести определение или издать распоряжение о вызове в суд новых лиц.
Статья 51. Сообщение судьи-докладчика (1) Рассмотрение дела начинается сообщением судьи-докладчика о существе дела, основаниях к его рассмотрению в Конституционном суде, содержании материалов, мерах, предпринятых по подготовке дела к слушанию.
(1) После сообщения судьи-докладчика председательствующий в заседании предлагает сторонам изложить свои позиции. (2) Первой излагает свою позицию сторона, являющаяся субъектом обращения, затем - другая сторона. (3) Если сторона настаивает на том, чтобы были заслушаны все ее представители, Конституционный суд предоставляет ей такую возможность при условии разграничения их полномочий. (4) Стороны не вправе использовать свои выступления в Конституционном суде для политических заявлений. Они обязаны быть корректными и соблюдать правила конституционного судопроизводства. (5) После изложения стороной своей позиции судьям Конституционного суда, а затем другой стороне предоставляется возможность задать ей вопросы. (6) Эксперты вправе задавать сторонам только те вопросы, ответы на которые необходимы им для дачи заключения. (7) Вопросы, наводящие на желаемый ответ, отклоняются председательствующим в заседании.
Статья 53. Заслушивание экспертов (1) При необходимости Конституционный суд заслушивает экспертов. Порядок заслушивания экспертов определяется Конституционным судом. (2) Эксперту могут быть заданы вопросы судьями Конституционного суда и участниками процесса.
Статья 54. Заключительные выступления сторон (1) Сторонам предоставляется заключительное слово, позволяющее им проанализировать рассмотренные в заседании Конституционного суда материалы. (2) Конституционный суд может предоставить сторонам по их просьбе время, необходимое для подготовки к заключительным выступлениям. В связи с этим объявляется перерыв в работе заседания.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |