|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Земельный кодекс Республики Молдова от 25 декабря 1991 года № 828-XII (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.10.2023 г.)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Земельное законодательство Земельные отношения регламентируются Конституцией Республики Молдова настоящим кодексом и другими законодательными актами, принятыми в соответствии с ним. Отношения в сфере использования и охраны других природных богатств (недра, леса, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух) регламентируются специальным законодательством.
Статья 2. Земельный фонд и его состав Все земли, независимо от их назначения и вида собственности на них, составляют земельный фонд Республики Молдова. Земельный фонд в зависимости от основного назначения состоит из следующих категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли в черте населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, пригородных и зеленых зон; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли резервного фонда;
Статья 2.1. Объекты земельных отношений Объектами земельных отношений являются земельные участки, земельные доли и права на них. Земельные участки характеризуются площадью, местоположением, границами, имеют правовой статус и другие характеристики, отражаемые в документах государственной регистрации права на землю. Земельные участки и связанные с ними объекты (почвы, замкнутые водоемы, леса, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и др.), перемещение которых без прямого ущерба их назначению невозможно, являются недвижимым имуществом. Земельные участки могут быть делимыми и неделимыми. Делимыми считаются земельные участки, которые без изменения их целевого назначения, нарушения противопожарных, санитарных, экологических, агротехнических и градостроительных норм могут быть разделены на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок. В предусмотренных законом случаях земельный участок может быть признан неделимым. Объектом земельных отношений являются также земельные доли в земельном участке, находящемся в совместном пользовании. Земельные доли имеют количественное выражение и описание, содержащее указание на назначение и виды угодий. Земельные доли в натуре не ограничиваются.
Статья 3. Собственность на землю Земли в Республике Молдова могут находится в публичной и частной собственности. Государство охраняет в равной мере оба вида собственности. Отношения собственности на землю устанавливаются законодательством.
Под понятием «обладатели земель» подразумеваются обладающие землей по праву собственности, владения и пользования. Обладателями земель на праве частной собственности могут быть граждане Республики Молдова и иностранные инвесторы в соответствии с законодательством.
Все категории обладателей земель пользуются защитой у государства. Не допускается возвращение земель бывшим собственникам и их наследникам. Им могут предоставляться земельные участки в собственность на условиях, предусмотренных настоящим кодексом.
Статья 5. Экологическая охрана земли Земля как жизненно важное пространство, средство сельскохозяйственного производства и место размещения всех объектов деятельности человека охраняется государством. Экологическая охрана земель имеет приоритет перед другими видами деятельности.
Статья 6. Полномочия государства в области земельных отношений Наделять землей и отчуждать ее, признавать права на землю за ее обладателями полномочны только органы государственного управления. Государство поддерживает материально, финансово и организационно эффективное развитие всех форм хозяйствования на земле, перевооружение сельского хозяйства, направленное на улучшение обработки и освоения земли при соответствующем сокращении потерь и загрязняющих ее отходов, исследования экологических, экономических, социальных проблем, позволяющие обосновывать новые инвестиции в сельское хозяйство, меры по защите земли как основы стабильного развития хозяйств, обеспечивает экономное использование земель и сокращение площадей, занятых постройками, гарантирует право собственности и другие права обладателей земли. Органы местного публичного управления образуют земельные комиссии, состоящие из советников местных советов, специалистов государственных землеустроительных органов и органов по приватизации, представителей сельскохозяйственных предприятий и жителей соответствующих административно-территориальных единиц. Функции земельных комиссий определяются в положении, разработанном Правительством.
Статья 6.1. Государственная регистрация земельных участков и прав на них Земельные участки независимо от назначения и вида собственности, а также права на них подлежат государственной регистрации в реестре недвижимого имущества территориального кадастрового органа в порядке, установленном Законом о кадастре недвижимого имущества. Государственная регистрация земельных участков и прав на них в реестре недвижимого имущества территориального кадастрового органа включает: регистрацию права на земельный участок, границы которого окончательно не установлены; обусловленную регистрацию права собственности на земельный участок в случае, если собственник участка не располагает документом, подтверждающим право собственности; обусловленную регистрацию права собственности на земельный участок в случае, если собственник участка не может быть идентифицирован; комплексную регистрацию земельного участка и права на него. Регистрация права собственности на земельный участок, границы которого окончательно не установлены, осуществляется и в случае, если участок не отграничен в натуре, не картографирован или его границы не согласованы со смежными собственниками. В этом случае до установления границ участка в соответствии с законодательством регистрируется право каждого собственника на долю равноценной земли. В случае, если собственник земельного участка не располагает документом, подтверждающим право собственности на него, до принятия мер по установлению права собственности это право регистрируется обусловлено на имя собственника земельного участка с соответствующей отметкой в реестре недвижимого имущества. В период действия обусловленной регистрации собственник земельного участка не располагает правом осуществления сделок с этим участком. В случае, если в процессе регистрации не могут быть идентифицированы ни право собственности на земельный участок, ни его собственник, участок регистрируется обусловлено как собственность административно- территориальной единицы, в границах которой он расположен. Соответствующий орган местного публичного управления не имеет права осуществлять сделки с этим участком до рассмотрения данного дела по требованию этого органа в судебной инстанции, которая своим окончательным решением признает земельный участок бесхозяйным в соответствии с положениями Гражданского кодекса. В целях государственной регистрации земельного участка и права на него территориальному кадастровому органу представляются документы, подтверждающие право на него, предусмотренные статьей 20 настоящего кодекса. Незарегистрированное право собственности на земельный участок признается недействительным в отношениях с третьими лицами, в том числе с государством, не знающими о существовании этого права. За регистрацию в территориальном кадастровом органе права собственности на земельный участок по истечении установленного законом срока вносится двойная плата, установленная действующим законодательством.
КОМПЕТЕНЦИЯ ПАРЛАМЕНТА, ПРАВИТЕЛЬСТВА, ОРГАНОВ МЕСТНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 7. Компетенция Парламента В компетенцию Парламента входят: законодательное регламентирование земельных отношений на всей территории Республики Молдова; организация контроля за соблюдением земельного законодательства; определение земель со специальным правовым режимом; установление тарифов для расчета нормативной цены на землю и ставок земельного налога; решение иных вопросов, входящих в компетенцию Парламента.
Статья 8. Компетенция Правительства В компетенцию Правительства входят: утверждение годового земельного кадастра; установление порядка взыскания земельных налогов и других платежей; изменение категории земель специального назначения; разработка программ, схем, проектов и планов землеустройства в республике и обеспечение их осуществления; разработка единой методики оценки земель; организация контроля за использованием и охраной земель; утверждение границ административно-территориальных единиц на основе предложений районных или муниципальных советов; определение перечня предприятий, учреждений и организаций, земли которых остаются в государственной собственности, и представление его на утверждение Парламенту; утверждение площадей виноградников и садов, подлежащих списанию, на основе предложений районных исполнительных комитетов или примэрий муниципиев.
Статья 9. Компетенция районных и муниципальных советов В компетенцию районных и муниципальных советов входят: осуществление контроля за использованием и охраной земли, в том числе за борьбой с сорняками и предупреждением их распространения; установление и взыскание земельных налогов и других платежей; утверждение земельного кадастра района и мунципия и организация землеустройства; разработка программ, схем, проектов и планов районного и муниципального землеустройства и обеспечение их осуществления; распределение и изъятие земель в предусмотренном законом порядке; установление земель, остающихся государственной собственностью на территории района и муниципия; удостоверение прав обладателей земли; лишение обладателей земли права собственности на землю в соответствии с действующим законодательством; определение и предоставление земельных участков для строительства; выработка предложений для утверждения Правительством границ административно-территориальных единиц.
Статья 10. Компетенция сельских (коммунальных) и городских советов В компетенцию сельских (коммунальных) и городских советов входят: предоставление и отчуждение земли без изменения ее категории в предусмотренном законом порядке; удостоверение в предусмотренном законом порядке прав обладателей земель; обеспечение взыскания земельного налога; осуществление государственного контроля за использованием и охраной земли, в том числе за борьбой с сорняками и предупреждением их распространения; утверждение земельного кадастра в пределах подведомственной территории; лишение прав обладателей земель в порядке, предусмотренном законом; определение и предоставление земель под строительство и размещение строительных объектов в соответствии с законом; разрешение земельных споров в пределах их компетенции; организация проведения оценки земель по единой методике, разработанной Правительством; определение земель, остающихся государственной собственностью на территории сел (коммун); установление и изменение границ населенных пунктов; подабзац двенадцатый утратил силу.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ОТЧУЖДЕНИЕ ЗЕМЛИ
Статья 11. Предоставление земельных участков под дома, хозяйственные постройки и огороды Органы местного публичного управления бесплатно предоставляют гражданам земли с выдачей документов, удостоверяющих право собственности на них: переводят в собственность граждан земельные участки, занятые домами, хозяйственными постройками и огородами, предоставленные им в соответствии с законодательством; предоставляют вновь созданным семьям земельные участки из резерва земель населенных пунктов, до его полного израсходования, под строительство жилых домов, хозяйственных построек и огороды в размере: в городах - от 0,04 до 0,07 га, в сельских населенных пунктах - до 0,12 га. Конкретные размеры земельных участков определяются органами местного публичного управления; переводят (в пределах норм градостроительства или, если это невозможно, исходя из реальной площади земельного участка, обслуживающего строения) земельные участки, на которых расположены приватизированные многоквартирные жилые дома, не являющиеся многоэтажными, в общую долевую собственность собственников квартир пропорционально приватизированной каждым из них площади. Вторичная передача в частную собственность гражданам земельных участков для целей, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется за плату путем продажи на аукционах, организованных органом местного публичного управления. Начальная цена продажи не может быть ниже нормативной цены на землю, рассчитанной исходя из тарифов, установленных действующим законодательством. Допускается вторичная бесплатная передача земельных участков для целей, указанных в части первой настоящей статьи, гражданам, земельная собственность которых нарушена в результате стихийных бедствий.
Статья 12. Предоставление в частную собственность земли доли равноценной земли Земельные комиссии, созданные в соответствии со статьей 6 настоящего кодекса, определяют земли, остающиеся в публичной собственности в границах административно-территориальной единицы: резервируют до 5 процентов земель сельскохозяйственного назначения для нужд социального развития населенного пункта; резервируют соответствующие площади для общественных пастбищ. Разница между общей площадью земель административно-территориальной единицы и площадью земель, находящихся в публичной собственности, составляет приватизационный фонд. Земельные комиссии определяют размер доли равноценной земли, предоставляемой в частную собственность: членам колхозов, работникам совхозов и производственных участков аграрных (зоотехнических) колледжей или иных сельскохозяйственных предприятий, в том числе пенсионерам этих хозяйственных единиц; работникам организаций и предприятий, проживающим в сельской местности и непосредственно выполняющим работы по строительству и эксплуатации мелиоративных систем, восстановлению и улучшению земель и повышению плодородия почв в соответствующем населенном пункте, в том числе пенсионерам этих хозяйственных единиц; лицам, проживающим в сельской местности и переведенным из сельскохозяйственных предприятий в колхозные и межхозяйственные строительные и транспортные организации, в том числе пенсионерам этих хозяйственных единиц; работникам межхозяйственных животноводческих предприятий, в том числе пенсионерам этих хозяйственных единиц. Работникам и пенсионерам межхозяйственных животноводческих предприятий, не имеющих в пользовании сельскохозяйственных земель, подлежащих приватизации, доля равноценной земли предоставляется по месту жительства; лицам, избранным на выборные должности или проходящим срочную военную службу, работавшим до этого в сельскохозяйственных предприятиях; лицам, проработавшим в сельскохозяйственных предприятиях соответствующего населенного пункта: мужчины - 25 лет, женщины - 20 лет; ветеранам второй мировой войны, бывшим воинам-интернационалистам, семьям лиц, погибших вследствие участия в боевых действиях по защите территориальной целостности и независимости Республики Молдова, проживающим в сельской местности, - по месту жительства; лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, проживающим в сельской местности, - по месту жительства; лицам, которые передали свою землю коллективным хозяйствам, но не работают в них. До 50 процентов доли равноценной земли, рассчитанной по данной административно-территориальной единице, предоставляется: лицам, указанным в абзацах втором - шестом части четвертой настоящей статьи, работавшим на промышленных предприятиях и на других несельскохозяйственных предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющим стаж работы в сельском хозяйстве менее 5 лет; лицам, проживающим в сельской местности, занятым в социальной сфере, имеющим стаж работы: мужчины - 25 лет, женщины - 20 лет и утратившим способность трудиться по специальности по возрасту или из-за болезни, если ни один из членов семьи не получил долю равноценной земли; работникам учебных участков аграрных (зоотехнических) колледжей, в том числе пенсионерам этих хозяйственных единиц. Все операции по предоставлению доли равноценной земли осуществляются по состоянию на 1 января 1992 года. Установление права собственности на долю равноценной земли осуществляется на основе решения органов местного публичного управления путем выдачи документа, удостоверяющего это право.
Статья 13. Предоставление в натуре (на местности) долей равноценной земли Местоположение земельных участков, выделяемых в качестве долей равноценной земли, определяется примэрией села (коммуны) или города без подачи заявления собственником доли равноценной земли, на основании проекта организации территории, разрабатываемого государственным или частным предприятием, имеющим соответствующую лицензию. Проект организации территории утверждается примэрией села (коммуны) или города по предложению земельной комиссии. При разработке проекта организации территории учитываются списки групп собственников долей равноценной земли, утвержденные примэрией села (коммуны) или города, и последовательность предоставления земельных участков в пределах полей. По заявлению собственника доли равноценной земли в процессе разработки проекта организации территории примэрия села (коммуны) или города может принять решение о предоставлении в натуре (на местности) доли равноценной земли и огорода (огородов), расположенного за чертой населенного пункта, в виде одного участка. Доля равноценной земли, предоставляемая в натуре (на местности) в соответствии с проектом организации территории, в зависимости от ситуации может быть разделена, но не более чем на три земельных участка (участок пашни, участок виноградника, участок сада). Примэрия на основании предложения земельной комиссии и с учетом пожеланий собственников долей равноценной земли принимает решение о предоставлении земельных участков с равным количеством балло-гектаров, или земельных участков равной площади без учета бонитета почв, или земельных участков равной площади с учетом среднего бонитета почв соответствующего поля. Примэрия села (коммуны) или города выдает акт, удостоверяющий право обладателя земли на каждый земельный участок, регистрирует собственников земельных участков в кадастровом регистре обладателей земель и устанавливает, по заявлению обладателя земельного участка, границы последнего в натуре (на местности).
Статья 14. Наследование и отчуждение земель, приобретенных в частную собственность Земли, приобретенные в частную собственность наследуются в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Отчуждение земли при жизни собственников разрешается в строгом соответствии с действующим законодательством.
Статья 15. Предоставление земель для несельскохозяйственных или не лесохозяйственных нужд Государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям и организациям предоставляются в пользование земли, находящиеся в публичной собственности государства, и соответственно земли, находящиеся в публичной собственности административно-территориальных единиц, для осуществления на них своей деятельности. Для строительства промышленных, жилищно-коммунальных объектов, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральных трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных или не лесохозяйственных нужд предоставляются земли с низким бонитетом, а также земли, не покрытые лесом. Процедура предоставления земель для несельскохозяйственных или не лесохозяйственных нужд устанавливается положением о порядке предоставления и изменения назначения земель, утвержденным Правительством
Статья 15.1. Земли культовых учреждений и кладбищ Монастырям предоставляется в частную собственность бесплатно до 5 гектаров сельскохозяйственных земель, находящихся в публичной собственности административно-территориальных единиц. Общая площадь монастырских земель, полученных в результате купли-продажи, дарения и т.д., не может превышать 100 гектаров. Собственник церкви и других строений при ней является одновременно собственником прилегающих к ним земель в существующих границах. Для устройства кладбищ предоставляются земли, находящиеся в публичной собственности административно-территориальных единиц.
Работники определенных отраслей народного хозяйства - транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, связи, водного хозяйства, рыбного хозяйства и других - могут по решению руководства хозяйства, в котором трудятся, и в соответствии с установленными в этих отраслях положениями получить участки пахотной земли, сенокосы и пастбища. Эти участки выделяются из земель, находящихся в пользовании соответствующей хозяйственной единицы, и могут быть использованы только в сельскохозяйственных целях.
Статья 18. Условия предоставления служебных наделов Служебный надел предоставляется на время работы лицам в данном хозяйстве. После прекращения трудовых отношений между лицом и хозяйством право пользования служебным наделом прекращается, если на нем были посажены сельскохозяйственные культуры, после уборки урожая. Семье предоставляется только один служебный надел, независимо от числа членов семьи, имеющих право на его получение.
Статья 19. Сохранение права на служебный надел Право на служебный надел сохраняется за работниками, вышедшими на пенсию по старости или по инвалидности, за семьями работников, находящихся на действительной службе или поступивших на учебу, на весь период их службы или учебы и за нетрудоспособными членами семей работников, погибших при исполнении служебных обязанностей: за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями - пожизненно, за детьми - до совершеннолетия.
Статья 20. Документы, подтверждающие права обладателей земель Документами, подтверждающими права обладателей земель, являются: акт, удостоверяющий право обладателя земли, выдаваемый органами местного публичного управления в случаях предоставления ими земельных участков, находящихся в публичной собственности административно-территориальных единиц, или Агентством публичной собственности в случаях предоставления государством земельных участков, находящихся в публичной собственности государства, свидетельство о праве наследования, договор купли-продажи, договор дарения, договор мены, договор аренды и другие. Форма акта, удостоверяющего право обладателя земли, утверждается Правительством. Право собственности и другие имущественные права на земельный участок регистрируются в соответствии с законодательством.
Статья 21. Недопустимость использования земельных участков до установления их границ в натуре (на местности) Обладатели земель не имеют права их использовать, в том числе на условиях аренды, до установления примэрией в случаях предоставления примэриями земельных участков, находящихся в публичной собственности административно-территориальных единиц, или Агентством публичной собственности в случаях предоставления государством земельных участков, находящихся в публичной собственности государства, границ земельных участков в натуре (на местности).
Статья 22. Недопустимость предоставления для несельскохозяйственных и не лесохозяйственных нужд земель предприятиям, учреждениям и организациям, не выполнившим обязательств по прежним отводам земли Запрещается предоставление в пользование (в том числе временное) земель для несельскохозяйственных и не лесохозяйственных нужд предприятиям, учреждениям и организациям, не возместившим стоимость убытков и потерь сельскохозяйственной продукции по прежним отводам или не выполнившим обязательства по возврату обладателям для использования по прямому назначению ранее продуктивных земель, нарушенных по вине этих предприятий, учреждений и организаций.
Статья 23. Прекращение права на землю Право на землю прекращается в случаях: 1) добровольного отказа обладателя от земли; 2) отчуждения ее собственником; 3) изъятия земли для государственных и общественных нужд; 4) изъятия земли в случаях и в порядке, установленных статьей 25 настоящего кодекса; 5) смерти собственника; 6) систематической неуплаты земельного налога в предусмотренный законом срок; 7) истечения срока, на который была предоставлена в пользование земля; 8) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации; 9) прекращения трудовых отношений, в соответствии с которыми был предоставлен служебный надел, если иное не установлено законодательством; 10) несоблюдения условий договора об аренде; 11) использования земельного участка способами, приводящими к деградации почв, их химическому, радиоактивному и другому загрязнению, ухудшению экологической обстановки; 12) использования орошаемых земель способами, приводящими к их заболачиванию, вторичному засолению и возникновению очагов ирригационной эрозии. Подпункты 3, 4, 6, 11 и 12 настоящей статьи не распространяются на право собственности граждан на землю, предоставленную для строительства жилого дома, хозяйственных построек, для огорода. Право пользования землей может быть прекращено в случае совершения землевладельцем или землепользователем действий, предусмотренных статьей 96 настоящего кодекса.
Статья 24. Взыскания, налагаемые в случае не обработки сельскохозяйственных земель и непринятия мер по защите почвы На собственника земли, не обрабатывающего без уважительных причин сельскохозяйственные земли и не принимающего мер по защите почвы и ее улучшению, налагается административное взыскание в соответствии с действующим законодательством.
Статья 25. Порядок изъятия земель у землевладельцев и землепользователей В случае, если землевладелец и землепользователь не используют землю в целях, для которых она им предоставлена, по ходатайству собственника соответствующий орган местного самоуправления применяет по отношению к ним административные санкции, предусмотренные законом, и письменно предупреждает с установлением срока о необходимости выполнения своих обязанностей. В случае, если обладатель земли в установленный срок (не более двух лет) не выполняет свои обязанности, решением суда по ходатайству собственника земли он теряет право на владение или пользование землей. Решение о прекращении права пользования земельным участком в случае, предусмотренном частью первой статьи 18 настоящего кодекса, принимает администрация соответствующего предприятия, учреждения, организации. При прекращении права владения или пользования землей соответствующий орган местного публичного управления с участием заинтересованных сторон принимает решение о выдаче обладателям земли компенсации производственных затрат на улучшение земли затрат или о возмещении ими нанесенного земле ущерба вследствие нерационального ее использования.
Статья 26. Обстоятельства, подлежащие учету при установлении момента прекращения права собственности на землю, владения ею или пользования Наступление оснований для прекращения права собственности на землю, владения ею или пользования не лишает обладателя земли, в том числе арендатора, права снятия урожая и не освобождает его от уплаты налогов и обязанностей по сохранению качества земли.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБЛАДАТЕЛЕЙ ЗЕМЛИ
Статья 27. Права собственников земли Собственники земли имеют право: самостоятельно хозяйствовать на земле; распоряжаться полученной продукцией и доходами от ее реализации; использовать в установленном законом порядке полезные ископаемые, леса, воды и другие богатства земли; возводить в предусмотренном законом порядке жилые дома, производственные, социально-культурные и иные сооружения; отдавать землю или часть ее в аренду или в иную форму пользования; получать в случае изъятия земли для государственных и общественных нужд полную компенсацию затрат и убытков, включая упущенную выгоду; передавать землю в наследство и отчуждать ее в соответствии с законом.
Статья 28. Права землевладельцев и землепользователей Землевладельцы и землепользователи имеют право: использовать землю согласно условиям ее предоставления; распоряжаться полученной продукцией; использовать в установленном законом порядке полезные ископаемые, леса, воды и другие богатства земли; получать компенсацию затрат на улучшение земель в случае прекращения права владения или пользования землей.
Статья 29. Обязанности обладателей земли Обладатели земли обязаны: использовать землю в соответствии с ее назначением; соблюдать согласно агротехническим рекомендациям условия эксплуатации земли, структуры севооборотов, не допускать сверхнормативного применения химикатов и препаратов фитосанитарии; вовремя вносить земельный налог и другие платежи за использование земли; принимать меры по предупреждению и борьбе с эрозией, с уплотнением почвы, с оползнями, образованием солончаков или вторичным заилением, обеспечить как получение необходимой качественной продукции, так и защиту и улучшение плодородия почвы; уважать права других обладателей земли; сохранять межевые знаки и имеющиеся на земельном участке пункты государственной геодезической сети; соблюдать проект организации территории; своевременно представлять в органы местного публичного управления установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель; принимать меры по борьбе с сорняками и предупреждению их распространения.
Статья 30. Защита прав обладателей земли Вмешательство в деятельность обладателей земли со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения ими законодательства. Нарушенные права обладателей земли подлежат восстановлению, а убытки причиненные нарушением их прав, - возмещению в полном объеме.
Статья 31. Недопущение отрицательных воздействий на сельскохозяйственные, лесохозяйственные и другие угодья за пределами предоставленных в собственность, владение и пользование земельных участков Собственники земли, предприятия, учреждения, организации, другие землевладельцы и землепользователи, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых или проводящие иные работы, оказывающие отрицательное воздействие на сельскохозяйственные, лесохозяйственные и другие угодья за пределами предоставленных им земельных участков, обязаны предусматривать и осуществлять мероприятия по недопущению отрицательных воздействий.
Статья 32. Охрана национального достояния Исторические памятники, остатки древней культуры и археологические объекты, сокровища, которые обнаруживаются на поверхности земли или в ее недрах, находятся под охраной закона. Обладатели земли, на которой находятся эти объекты, обязаны обеспечить их целостность, а при необходимости разрешить выполнение работ по их исследованию или консервации и известить об этом органы местного публичного управления. Собственники земли получают компенсацию за причиненные им убытки и за изъятие земли в пользу общества в виде равноценной площади земли или в денежном выражении.
Статья 33. Снятие плодородного слоя Собственники инвестиционных производственных объектов, размещенных на сельскохозяйственных и лесохозяйственных землях, обязаны до начала строительных работ снять плодородный слой с площадей, предназначенных для строительства, сосредоточить его и нивелировать на непродуктивных и малопродуктивных землях, указанных сельскохозяйственными или лесохозяйственными органами, в целях восстановления или улучшения этих земель. Сосредоточение плодородного слоя на других землях осуществляется только с согласия собственников этих земель без оплаты за их улучшение и без возмещения убытков за период их не использования. Снятие плодородного слоя в коммерческих целях запрещается.
Статья 34. Плата за пользование землей и льготы по ее взиманию Плата за использование землей взимается ежегодно в местные бюджеты и государственный бюджет в виде земельного налог, арендной платы или других платежей в соответствии с применяемой формой передачи в пользование, установленных в зависимости от качества и местоположения земель на основе документов по их оценке. Части вторая и третья утратили силу.
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Статья 36. Земли сельскохозяйственного назначения Земли сельскохозяйственного назначения, независимо от формы собственности, используются для осуществления деятельности с целью получения сельскохозяйственной продукции и размещения объектов сельскохозяйственной инфраструктуры и структур по приему туристов категории агротуристического пансионата, а также для получения энергетической продукции в порядке, предусмотренном пунктами c) и d) части второй. К категории земель сельскохозяйственного назначения относятся: а) сельскохозяйственные земли (пахотные, в том числе теплицы, солярии и рассадники, залежные земли, сады, виноградники, ореховые насаждения, тутовые плантации, плодовые кустарники, луга, пастбища, огороды, садоводческие участки и другие подобные им, имеющие растительность); b) земли, занятые складами, холодильниками, предназначенными для хранения сельскохозяйственной продукции, павильонами, предназначенными для первичной переработки скоропортящейся сельскохозяйственной продукции, токами, ремонтными мастерскими, сооружениями для хранения сельскохозяйственных механизмов (агрегатов), животноводческими фермами, а также лесополосы, антиэрозионные озера, водохранилища для сбора ливневых вод, используемых для орошения, дороги сельскохозяйственного назначения, осушительные и ирригационные сооружения, агротуристические пансионаты, если они не были отнесены к другой категории назначения. с) земли, занятые культурами энергетических древесных растений (тополь, ива, акация), которые расположены в поймах рек или в иных зонах с риском наводнений; d) земли, занятые солнечными фотогальваническими системами, при условии их залужения или осуществления деятельности с целью получения сельскохозяйственной продукции;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава I. Общие положения(статьи 1 - 6)Глава II. Компетенция парламента, правительства, органов местного публичного управления в области земельных отношений(статьи 7 - 10)Глава III. Предоставление и отчуждение земли(статьи 11 - 26)Глава IV. Права и обязанности обладателей земли(статьи 27 - 35)Глава V. Земли сельскохозяйственного назначения(статьи 36 - 41)Глава VI. Земли в черте населенных пунктов(статьи 42 - 51)Глава VII. Земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения(статьи 52 - 55)Глава VIII. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, пригородных и зеленых зон(статьи 56 - 61)Глава IX. Земли лесного, водного и резервного фондов(статьи 62 - 64)Глава X. Земельный кадастр и землеустройство(статьи 65 - 70)Глава XI. Изменение назначения земель(статьи 71 - 77)Глава XII. Охрана и улучшение земель(статьи 78 - 85)Глава XIII. Государственный контроль и мониторинг земельного фонда(статьи 86 - 89)Глава XIV. Разрешение земельных споров(статьи 90 - 94)Глава XV. Ответственность за нарушение земельного законодательства(статьи 95 - 101)Глава XVI. Международные соглашения(статья 102)статьей 20статьей 6статьей 25статьей 96статьи 18статье 12статьей 11статей 70.1-70.5статьей 72части второй статьи 36пунктом с) части второй статьи 36статьей 381статьи 36статьи 36статьей 381 |