|
|
|
Закон Республики Казахстан от 9 июля 1998 года № 272-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2008 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 8 июня 2009 года
В заголовок внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.)
См. о внесении изменений в настоящий Закон: Закон РК от 12 января 2007 года № 224-III (вводятся в действие по истечении трех лет шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона)
По всему тексту слова «центральным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий», «центрального государственного органа, осуществляющего контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий,», «Центральный государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий», «Центральный государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий,» заменены соответственно словами «уполномоченным органом», «уполномоченного органа», «Уполномоченный орган» в соответствии с Законом РК от 05.07.006 г. № 166-III (см. стар. ред.)
В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законами РК от 26.12.02 г. № 364-II (см. стар. ред.); от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.) Настоящий Закон регулирует деятельность в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках, а также направлен на обеспечение защиты интересов потребителей, субъектов естественных монополий и субъектов регулируемых рынков.
Статья 1 изложена в редакции Закона РК от 26.12.02 г. № 364-II (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.); от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.) Статья 1. Цели настоящего Закона Целями настоящего Закона являются: 1) определение правовых основ государственного регулирования и контроля деятельности в сферах естественных монополий, а также государственного регулирования и контроля за ценообразованием на регулируемых рынках; 2) достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии, регулируемого рынка.
Закон дополнен статьей 1-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) Статья 1-1. Законодательство Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках 1. Законодательство Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 26.12.02 г. № 364-II (см. стар. ред.); от 09.12.04 г. № 9-III (см. стар. ред.); от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.) Статья 2. Действие настоящего Закона 1. Настоящий Закон распространяется на отношения, возникающие на рынке услуг (товаров, работ), связанные с существованием и деятельностью субъектов естественных монополий, регулируемых рынков. 2. Положения настоящего Закона распространяются и на действия (бездействие) субъектов естественных монополий, регулируемых рынков, их учредителей (участников), совершаемые за пределами Республики Казахстан, в случаях, когда эти действия (бездействие) противоречат настоящему Закону и наносят ущерб потребителям услуг (товаров, работ) естественных монополий, регулируемых рынков. 3. Действие настоящего Закона не распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность, отнесенную к сфере естественной монополии, но связанную с сооружением и эксплуатацией объектов, предназначенных исключительно для собственных нужд. 3-1. Для субъекта рынка, осуществляющего деятельность, которая отнесена настоящим Законом к сфере естественной монополии, государственное регулирование и контроль применяются только в отношении такой деятельности. Статья дополнена пунктом 3-2 в соответствии с Законом от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) 3-2. Для субъектов регулируемого рынка государственное регулирование и контроль, предусмотренные настоящим Законом, применяются только в отношении ценообразования на товары (работы, услуги) в пределах регулируемого рынка. 4. Правоотношения, не охваченные настоящим Законом, регулируются антимонопольным и другим законодательством Республики Казахстан. В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.02 г. № 364-II (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 09.12.04 г. № 9-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законами РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.); от 14.01.06 г. № 120-III (см. стар. ред.); от 05.07.006 г. № 166-III (см. стар. ред.); от 27.07.07 г. № 316-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.) Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) нецелевое использование средств амортизационных отчислений — направление средств, предусмотренных в утвержденных тарифах (ценах, ставках сборов) и (или) тарифных сметах, за счет амортизационных отчислений на цели, не связанные с капиталовложениями в фиксированные активы, используемые в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ), и возвратом основного долга по привлеченным кредитным ресурсам; 2) всеобщее обслуживание — предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественных монополий для всех потребителей на определенной территории Республики Казахстан, где субъекты естественных монополий осуществляют свою деятельность и в состоянии предоставлять услуги (товары, работы); 3) публичные слушания — процедура обсуждения проекта тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии с приглашением представителей государственных органов, потребителей и их общественных объединений, независимых экспертов, средств массовой информации и субъектов естественных монополий; 4) инвестиционная программа — программа вложения и возврата средств, направленных на создание новых активов, расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств субъекта естественной монополии, на краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период с целью получения технико-экономического эффекта, включающая в себя один или несколько инвестиционных проектов; 5) инвестиционный проект — комплекс мероприятий, предусматривающий инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств; 6) инвестиционный тариф (цена, ставка сбора) — утвержденный уполномоченным органом в рамках одного инвестиционного проекта тариф (цена, ставка сбора) или его предельный уровень на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, оказываемые на вновь созданных объектах, действующий до полной окупаемости вложенных инвестиций; 7) финансовая экспертиза — анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии с целью оценки исполнения им законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях и решений уполномоченного органа, распределения доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом, а также влияния применяемых тарифов (цен, ставок сборов) на финансовые показатели деятельности субъекта естественной монополии, проверка (оценка) исполнения тарифной сметы и соблюдения учетной политики, исполнения инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов; 8) субъект естественной монополии малой мощности — субъект естественной монополии, оказывающий услуги: по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией от отопительных котельных с общей установленной мощностью до двадцати Гкал/час включительно; водохозяйственной и (или) канализационной систем объемом до 150 тысяч метров кубических в год; 9) краткосрочный период — временной интервал до одного года включительно; 10) среднесрочный период — временной интервал более одного года до пяти лет включительно; 11) регулируемые рынки — товарные рынки, на которых в соответствии с настоящим Законом введено государственное регулирование цен для субъектов регулируемого рынка; 12) субъект регулируемого рынка — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (за исключением субъектов естественной, государственной монополии и энергопроизводящих организаций): включенные в реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках; реализующие продукцию, товары и услуги, включенные в номенклатуру, установленную Правительством Республики Казахстан; 13) стратегические товары — уголь, газ, мазут, дизельное топливо, используемые в качестве топлива для производства тепловой энергии субъектами естественных монополий, электрическая энергия — для субъектов естественных монополий в сферах передачи и распределения электрической энергии, водохозяйственной и канализационной систем, газ — для собственных нужд и потерь для субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам; 14) производители стратегических товаров — физические и юридические лица: производящие стратегические товары; являющиеся собственниками сырья для производства (переработки) стратегических товаров; непосредственно от имени иностранного производителя реализующие стратегические товары на территории Республики 15) естественная монополия — состояние рынка услуг (товаров, работ), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг (товаров, работ) невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг (товаров, работ); 16) сфера естественной монополии — область общественных отношений, возникающих на рынках услуг (товаров, работ), на которых индивидуальный предприниматель или юридическое лицо могут быть признаны субъектом естественной монополии; 17) субъект естественной монополии — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, занятые производством товаров, выполнением работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии; 18) аффилиированное лицо субъекта естественной монополии — лицо (за исключением государственных органов, осуществляющих регулирование его деятельности в рамках предоставленных полномочий), которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые субъектом естественной монополии решения, в том числе в силу договора, включая устный договор, или иной сделки, а также любое лицо, в отношении которого субъект естественной монополии имеет такое право; 19) регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии — услуги (товары, работы), предоставляемые субъектом естественной монополии в сфере естественной монополии и подлежащие государственному регулированию уполномоченным органом, включая случаи предоставления услуг (товаров, работ) в виде передачи определенного товара потребителю; 20) тариф (цена, ставка сбора) — денежное выражение стоимости регулируемых услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии, утвержденное уполномоченным органом; 21) тарифная смета — утверждаемые уполномоченным органом в разрезе регулируемых услуг (товаров, работ) показатели о статьях доходов и расходов, об объемах оказываемых регулируемых услуг (товаров, работ) и другие экономические показатели деятельности субъекта естественной монополии по форме, утвержденной уполномоченным органом; 22) предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора) — максимальная величина тарифа (цены, ставки сбора) на регулируемую услугу (товар, работу) субъекта естественной монополии, утверждаемая на среднесрочный или долгосрочный период; 23) техническая экспертиза — анализ технического состояния (технических характеристик) задействованных активов и необходимости проведения работ, обеспечивающих поддержание активов в рабочем состоянии, эффективности технологического процесса, включая соответствие установленных норм материальных, трудовых затрат, технологии производства, оценки необходимости осуществления инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов, уровня задействованности и правильности распределения основных средств по видам предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ); 24) чрезвычайные регулирующие меры — меры, принимаемые уполномоченным органом в целях защиты жизни, здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, а также охраны окружающей среды; 25) группа лиц — совокупность физических и (или) юридических лиц, владеющих десятью и более процентами голосующих акций (долей участия) субъекта естественной монополии, которые совместно в результате соглашения имеют право прямо или косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые субъектом естественной монополии решения; 26) потребитель — физическое или юридическое лицо, пользующееся или намеревающееся пользоваться регулируемыми услугами (товарами, работами) субъектов естественной монополии и регулируемого рынка; 27) временный компенсирующий тариф — тариф (цена, ставка сбора), установленный уполномоченным органом в целях компенсации убытков, причиненных потребителям субъектом естественной монополии; 28) временный понижающий коэффициент — величина, установленная уполномоченным органом и применяемая к тарифу (цене, ставке сбора) в целях защиты интересов потребителей и субъекта естественной монополии; 29) уполномоченный орган — государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках; 30) долгосрочный период — временной интервал более пяти лет.
В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.12.01 г. № 260-II (см. стар. ред.); от 26.12.02 г. № 364-II (см. стар. ред.); от 05.07.04 г. № 568-II (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 09.12.04 г. № 9-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законами РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.); от 14.01.06 г. № 120-III (см. стар. ред.); от 05.07.08 г. № 66-IV (см. стар. ред.); от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.) Статья 4. Сферы естественных монополий 1. К сферам естественных монополий в Республике Казахстан относятся услуги (товары, работы): 1) по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 2) по хранению, транспортировке газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам, эксплуатации газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов; 3) по передаче и (или) распределению электрической энергии; 4) по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией; 5) по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии; 5-1) по организации балансирования производства-потребления электрической энергии; 6) магистральных железнодорожных сетей; 6-1) услуги железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии; 10) телекоммуникаций при условии отсутствия конкурентного оператора связи по причине технологической невозможности либо экономической нецелесообразности предоставления данных видов услуг, за исключением универсальных услуг телекоммуникаций; 11) по предоставлению в имущественный найм (аренду) или пользование кабельной канализации и иных основных средств, технологически связанных с присоединением сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования; 12) водохозяйственной и (или) канализационной систем; 13) общедоступные услуги почтовой связи. 2. Уполномоченный орган осуществляет анализ сфер естественных монополий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, на предмет отнесения предоставляемых субъектами естественных монополий услуг (товаров, работ) в рамках данных сфер к регулируемым. Перечень регулируемых услуг (товаров, работ) утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. 3. Субъекты естественных монополий подлежат включению в Государственный регистр субъектов естественных монополий, состоящий из республиканского и местных разделов, с указанием конкретных видов предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ). Порядок включения и исключения из Государственного регистра субъектов естественных монополий устанавливается уполномоченным органом. В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.07.99 г. № 413-I; изложена в редакции Закона РК от 26.12.02 г. № 364-II (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законами РК от 09.12.04 г. № 9-III (см. стар. ред.); от 20.02.06 г. № 127-III (введены в действие с 01.07.2006 г.) (см. стар. ред.); от 05.07.06 г. № 166-III (см. стар. ред.); от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.) Статья 5. Ограничение деятельности субъектов естественных монополий 1. Субъекту естественной монополии запрещается: 1) оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к сферам естественных монополий, за исключением деятельности: технологически связанной с регулируемыми услугами (товарами, работами); установленной законодательством Республики Казахстан о почте; в случае, когда доходы от оказания регулируемых услуг (товаров, работ), относящихся к сфере естественной монополии, не превышают одного процента доходов от всей деятельности субъекта рынка за один календарный год; в случае, когда доходы от иной деятельности не превышают пяти процентов от всей деятельности субъекта естественной монополии за один календарный год; в случае невозможности организационного и территориального обособления структурного подразделения, оказывающего услуги (товары, работы) в сфере естественной монополии; 2) иметь на праве собственности и (или) хозяйственного ведения имущество, не связанное с производством и предоставлением регулируемых услуг (товаров, работ) субъектом естественной монополии, а также с осуществлением деятельности, разрешенной для субъекта естественной монополии в соответствии с настоящим Законом; 3) владеть акциями (долями) или иным образом участвовать в деятельности коммерческих организаций, кроме негосударственных накопительных пенсионных фондов, специальных финансовых компаний, а также иных организаций, осуществляющих деятельность, разрешенную для субъекта естественной монополии настоящим Законом; 4) взимать за регулируемые услуги (товары, работы) плату, превышающую размер, установленный уполномоченным органом; 4-1) взимать дополнительную плату, не предусмотренную настоящим Законом, или иным образом навязывать дополнительные обязательства, которые по своему содержанию не касаются предмета оказываемых регулируемых услуг (передача финансовых средств и иного имущества, имущественных прав и других); 4-2) допускать превышение средств, предусмотренных статьями тарифной сметы, утвержденной уполномоченным органом, более чем на пять процентов, за исключением случаев увеличения расходов на используемые стратегические товары, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 5) навязывать условия доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) субъектов естественных монополий или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей; 5-1) передавать принадлежащее на праве собственности или ином законном основании имущество, используемое в технологическом цикле при производстве и (или) предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ), в доверительное управление, имущественный найм (аренду), включая лизинг; 6) уступать право требования, связанное с предоставляемыми регулируемыми услугами (товарами, работами), за исключением уступки права требования специальной финансовой компании по сделкам секьюритизации, при условии, что это не приведет к повышению тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии; 7) отказывать в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ) добросовестным потребителям в связи с неоплатой недобросовестными потребителями использованного объема регулируемых услуг (товаров, работ); 8) включать в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затраты, не связанные с их предоставлением; 8-1) допускать нецелевое использование средств, предусмотренных в инвестиционных программах (проектах), утвержденных в установленном порядке; 9) требовать оплаты предоставленных регулируемых услуг (товаров, работ), не соответствующих требованиям к качеству регулируемых услуг (товаров, работ), установленным государственными органами в пределах их компетенции; 10) признавать коммерческой тайной информацию: содержащуюся в тарифной смете; о затратах на приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых коммунальных услуг; о предоставляемых регулируемых коммунальных услугах (товарах, работах). 1-1. Ограничения, предусмотренные подпунктами 1), 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи, не распространяются на субъекты естественных монополий малой мощности. 2. Ограничения, предусмотренные подпунктом 5-1) пункта 1 настоящей статьи, не распространяются на субъектов естественных монополий, оказывающих регулируемые услуги (товары, работы) в соответствии с подпунктом 11) пункта 1 статьи 4 настоящего Закона.
В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 26.12.02 г. № 364-II (см. стар. ред.); от 09.12.04 г. № 9-III (см. стар. ред.); от 05.07.06 г. № 166-III (см. стар. ред.); от 27.07.07 г. № 316-III (см. стар. ред.) Статья 6. Права субъекта естественной монополии Субъект естественной монополии вправе: 1) устанавливать в соответствии с законодательством технические требования, обязательные для соблюдения потребителями; 1-1) снижать тарифы (цены, ставки сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) для всех потребителей в период действия тарифов (цен, ставок сборов) в порядке, утвержденном уполномоченным органом; 1-2) проводить техническое обслуживание и организовывать поверки приборов учета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 1-3) представлять на рассмотрение в уполномоченный орган заявку на утверждение тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня на регулируемые услуги (товары, работы); 1-4) взимать с потребителей плату за приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг, согласованную с уполномоченным органом; 2) вносить предложения при принятии уполномоченным органом решений, затрагивающих вопросы его деятельности и правового статуса; 3) обжаловать в суд действия (бездействие) уполномоченного органа, противоречащие законодательству Республики Казахстан; 4) обжаловать в уполномоченный орган или в суд действия (бездействие) других субъектов, которые отражаются на его деятельности, доходах, собственности или правовом статусе; 5) обращаться в установленном законодательством порядке в уполномоченный орган с просьбой об исключении его из Государственного регистра субъектов естественных монополий; 5-1) повышать в порядке, установленном уполномоченным органом, тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы) для всех потребителей в случае соответствующего изменения налогового законодательства Республики Казахстан, в результате которого увеличивается стоимость затрат субъекта естественной монополии; 5-2) направлять на создание новых, расширение, восстановление, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение производственных активов недоиспользованную часть затрат, заложенных в тарифной смете, возникшую в результате оптимизации затрат или применения более эффективных методов и технологий предоставления регулируемых услуг; 6) иметь иные права, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан. В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 26.12.02 г. № 364-II (см. стар. ред.); от 09.12.04 г. № 9-III (см. стар. ред.); от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.); от 14.01.06 г. № 120-III (см. стар. ред.); от 05.05.06 г. № 139-III (см. стар. ред.); от 05.07.06 г. № 166-III (см. стар. ред.); от 27.07.07 г. № 316-III (см. стар. ред.); от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.) Статья 7. Обязанности субъекта естественной монополии Субъект естественной монополии обязан: 1) выполнять решения уполномоченного органа, не противоречащие законодательству Республики Казахстан; 2) обеспечивать всеобщее обслуживание потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) в соответствии с требованиями к качеству предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ), установленными государственными органами в пределах их компетенции, с учетом тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней, утвержденных уполномоченным органом на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы); 2-1) обеспечивать прием платежей от потребителей за предоставляемые им регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) через собственные кассы, а также банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций. Данное требование не распространяется на субъектов естественных монополий, указанных в пункте 3 статьи 15 настоящего Закона; 3) предоставлять равные условия потребителям регулируемых услуг (товаров, работ), кроме случаев предоставления регулируемых услуг (товаров, работ) с учетом льгот и преимуществ, установленных законодательством Республики Казахстан, в том числе равные условия доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) в порядке, утвержденном уполномоченным органом; 3-1) в случае утверждения предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) предоставлять для всех потребителей регулируемые услуги (товары, работы) по единым уровням тарифов (цен, ставок сборов), не превышающим предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора); 4) осуществлять закупки услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, в порядке, установленном настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан; 5) по требованию уполномоченного органа предоставлять финансовую отчетность и иную необходимую информацию на бумажном и (или) электронном носителях в сроки, установленные уполномоченным органом, но не менее пяти рабочих дней; 6) выбирать наиболее эффективные методы и технологии производства и предоставления услуг естественной монополии при соблюдении принципов общественной, экологической безопасности и безопасности для здоровья граждан; 7) проводить обязательный ежегодный аудит аудиторскими организациями, за исключением субъектов естественных монополий, указанных в пункте 3 статьи 15 настоящего Закона, которые проводят обязательный аудит один раз в три года. Аудиторский отчет и годовая финансовая отчетность должны быть опубликованы в периодических печатных изданиях, распространяемых на соответствующей территории административно-территориальной единицы, на которой субъект естественной монополии осуществляет свою деятельность, не позднее тридцати дней с момента утверждения аудиторского отчета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 7-1) вести раздельный учет доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности в порядке, утвержденном уполномоченным органом; 7-2) исполнять тарифную смету, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5-2) статьи 6 настоящего Закона; 7-3) ежегодно отчитываться о деятельности по предоставлению регулируемых услуг (товаров, работ) перед потребителями и иными заинтересованными лицами в порядке, установленном уполномоченным органом; 8) заключать в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Республики Казахстан, индивидуальные договоры с потребителями на каждый вид предоставляемых регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), а также на каждый вид и (или) совокупность иных предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ); 9) приобретать и устанавливать потребителям приборы учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с договорами, заключенными с потребителями; 9-1) в случае выхода прибора учета из строя взимать плату за предоставляемые регулируемые коммунальные услуги (товары, работы) по среднемесячным показаниям приборов учета в порядке, установленном уполномоченным органом; 10) согласовывать с уполномоченным органом проведение переоценки основных средств в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 11) представлять по требованию уполномоченного органа отчет об исполнении тарифной сметы по итогам квартала; 12) не допускать нарушения прав потребителей при заключении договоров на предоставление регулируемых услуг (товаров, работ); 13) уведомлять уполномоченный орган и потребителей о снижении тарифов (цен, ставок сборов) не позднее чем за десять дней до введения их в действие; 14) исключен в соответствии с Законом РК от 14.01.06 г. № 120-III (см. стар. ред.) 15) снижать в порядке, установленном уполномоченным органом, тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы) для всех потребителей в случае соответствующего изменения налогового законодательства Республики Казахстан, в результате которого стоимость затрат субъекта естественной монополии уменьшается, со дня введения в действие указанных изменений; 16) отчуждать имущество, предназначенное для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), на торгах в форме тендера, за исключением случаев передачи имущества в собственность государства; 17) разрабатывать и согласовывать методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий в порядке, установленном уполномоченным органом; 18) исполнять утвержденные в установленном порядке инвестиционные программы (проекты) субъектов естественных монополий. Обязанности, предусмотренные подпунктами 4), 7-1), 10), 17) и 18) части первой настоящей статьи, не распространяются на субъекты естественных монополий малой мощности. 19) не допускать превышения технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, непосредственно используемых для оказания регулируемых услуг (товаров, работ), утвержденных уполномоченным органом, более чем на пять процентов, за исключением случаев увеличения технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии при увеличении объемов оказываемых услуг и вследствие непреодолимой силы, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и работ, направленных на предотвращение технологических нарушений или исполнение предписаний государственных органов; 20) разрабатывать и реализовывать план мероприятий по ликвидации сверхнормативных потерь в случае их наличия, при этом срок ликвидации сверхнормативных потерь в результате реализации плана мероприятий не должен превышать пять лет; 21) снизить уровень нормативных технических потерь на величину и в сроки, определенные уполномоченным органом; 22) ежегодно к 1 декабрю при наличии сверхнормативных потерь представлять в уполномоченный орган отчет о реализации плана мероприятий по их ликвидации.
Закон дополнен статьей 7-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) Статья 7-1. Государственное регулирование цен на регулируемых рынках 1. Государственное регулирование цен распространяется на товары (работы, услуги) субъектов регулируемого рынка в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, нефтепродуктов и газа, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи. 2. Правительство Республики Казахстан по предложению антимонопольного и уполномоченного органов устанавливает номенклатуру продукции, товаров и услуг, на которые применяются регулируемые государством цены на товарных рынках, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Закон дополнен статьей 7-2 в соответствии с Законом РК от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) Статья 7-2. Порядок ценообразования 1. Порядок ценообразования на регулируемых рынках устанавливается Правительством Республики Казахстан. 2. Уполномоченный орган в случаях, предусмотренных абзацем первым подпункта 1) и подпунктом 2) статьи 7-3 настоящего Закона, проводит экспертизу цены в соответствии с порядком ценообразования. Уполномоченный орган вправе запросить дополнительную информацию, необходимую для проведения экспертизы цены, которая должна быть предоставлена в течение пяти рабочих дней с даты получения субъектом регулируемого рынка соответствующего запроса. 3. Уполномоченный орган по результатам экспертизы не позднее тридцати календарных дней со дня получения уведомления или информации об отпускных ценах направляет субъекту регулируемого рынка мотивированное заключение о: 1) запрете на повышение цены; 2) снижении действующей или проектируемой цены до уровня цены, обоснованной в соответствии с порядком ценообразования. В случае отсутствия оснований для вынесения мотивированного заключения уполномоченный орган извещает об этом субъект регулируемого рынка в установленные в настоящем пункте сроки. Мотивированное заключение направляется субъекту регулируемого рынка по почте с уведомлением либо вручается его представителю нарочно под роспись. Субъект регулируемого рынка на основании полученного мотивированного заключения устанавливает соответствующую цену на товары (работы, услуги) с даты, указанной в уведомлении, направленном в уполномоченный орган, либо с даты, установленной уполномоченным органом, в случае предоставления субъектом регулируемого рынка информации в соответствии с абзацем первым подпункта 1) статьи 7-3 настоящего Закона.
Закон дополнен статьей 7-3 в соответствии с Законом РК от 29.12.08 г. № 116-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) Статья 7-3. Обязанности субъектов регулируемого рынка Субъекты регулируемого рынка обязаны: 1) предоставлять в уполномоченный орган: информацию об отпускных ценах с приложением обосновывающих материалов, подтверждающих уровень цены, не позднее тридцати календарных дней со дня введения государственного регулирования цен либо включения в номенклатуру продукции, товаров и услуг;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |