|
|
|
26.02.2011 Факторы, способствующие совершению коррупционных правонарушений, в законопроекте «О телерадиовещании»
В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов), разработанных и одобренных на 2-ом заседании Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования действующего законодательства в части противодействия коррупции 17 сентября 2007 года, коррупционными факторами являются: - широта дискреционных полномочий, - завышение требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права; - отсутствие или ненадлежащее регулирование конкурсных процедур; - ненадлежащее определение функций, обязанностей, прав и ответственности государственных служащих (должностных лиц).
Законопроект «О телерадиовещании» содержит положения о проведении следующих конкурсных процедур: 1. Конкурс по формированию перечня теле-, радиоканалов свободного доступа (ст. 12) 2. Конкурс по распределению полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для целей радиовещания (ст. 14)
1. Конкурс по формированию перечня теле-, радиоканалов свободного доступа. Статья 12 содержит положения по организации и проведению конкурса по формированию перечня теле-, радиоканалов свободного доступа. В частности, устанавливается, что: - перечень теле-, радиоканалов свободного доступа формируется на конкурсной основе (п.1); - решение о проведении конкурса по формированию перечня теле-, радиоканалов свободного доступа принимает уполноченный орган (п.2); - рассмотрение заявок претендентов на участие в конкурсе и внесение предложений по определению победителей осуществляется Комиссией по вопросам развития телерадиовещания (п.3); - рассмотрение заявок теле-, радиокомпаний на участие в конкурсе и выработка предложений по формированию перечня теле-, радиоканалов свободного доступа осуществляется Комиссией по вопросам развития телерадиовещания (п.3); - Правительство утверждает перечень теле-, радиоканалов свободного доступа по рекомендациям Комиссии по вопросам развития телерадиовещания (п.4); - формирование перечня теле-, радиоканалов свободного доступа осуществляется ежегодно (п.5); - порядок проведения конкурса определяется Правительством Республики Казахстан (п.6).
Нужно отметить, что в конкурс по формированию перечня теле-, радиоканалов свободного доступа проводится с целью отбора теле-, радиоканалов в пакет для бесплатного доступа. Оплата услуг теле-, радиокомпаний будет производиться за счет бюджетных средств, то есть средств налогоплательщиков. С учетом этого фактора, конкурсная процедура должна быть прозрачной и доступной для общественного контроля и контроля со стороны СМИ, она должна обеспечивать всем потенциальным участникам возможность принять участие, а также должна содержать ясные критерии отбора, например, наименьшее ценовое предложение, раз речь идет о расходовании бюджетных средств. Процедура конкурсного отбора, предусмотренная ст. 12 законопроекта, урегулирована ненадлежащим образом и создает условия для совершения коррупционных правонарушений.
Факторы, способствующие совершению коррупционных правонарушений, следующие: 1. в законопроекте отсутствуют механизмы обеспечения участия в конкурсной процедуре большого количества участников. При этом, нужно отметить большое количество отсылочных норм, ссылающихся на подзаконные акты, утверждаемые Правительством (Правила проведения конкурса, Положение о Комиссии по вопросам развития телерадиовещания, ребования к участникам конкурса, Решение о проведении конкурса). Существует опасение в том, что требования к участникам конкурса и к конкурсной документации в подзаконных актах могут быть завышены и/или заведомо невыполнимы, что недопустимо, если речь идет о распределении бюджетных средств. Законопроект должен создавать равные условия для всех участников конкурса и обеспечивать гарантии того, что требования к конкурсной документации будут выполнимы и единообразны. 2. отсутствует возможность контроля за проведением конкурса со стороны представителей СМИ, независимых наблюдателей и представителей бизнес-структур. В данном случае общественный контроль за прозрачностью конкурсной процедуры необходим, ведь речь идет о распределении бюджетных средств. Но если проанализировать состав Комиссии по вопросам развития телерадиовещания (ст.11) становится понятным, что представители СМИ и независимые наблюдатели в состав не включены. Возможность контроля за проведением конкурсной процедуры со стороны представителей СМИ и независимых наблюдателей законопроектом не предусмотрена. 3. Законопроект не содержит критерии выбора наилучшего предложения участников конкурса. Поскольку речь идет о распределении среди теле-, радиокомпаний бюджетных средств, представляется разумным включить в законопроект критерии выбора наилучшего предложения из представленных участниками конкурса. 4. В процедуре проведения конкурса не предусмотрено раскрытие информации об участниках конкурса и составе конкурсной комиссии. В целом, законопроект «О телерадиовещании» предусматривает проведение непрозрачных конкурсных процедур, недоступным общественному контролю со стороны независимых наблюдателей и СМИ, с неопределенными критериями отбора победителей, с неясными требованиями к участникам конкурса и конкурсной документации. Нормы законопроекта не обязывают уполномоченный государственный орган предавать огласке и публичному обсуждению информацию об участникам конкурса и составе конкурсной комиссии. Все это создает благоприятные условия для совершения коррупционных правонарушений.
2. Конкурс по распределению полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для целей телерадиовещания. Статья 14 законопроекта содержит положения об использовании радиочастотного спектра для целей телерадиовещания: - распределение полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для целей телерадиовещания осуществляется на конкурсной основе (п.1); - решение о проведении конкурса принимает уполномоченный орган (п.2); - рассмотрение заявок претендентов на участие в конкурсе и принятие решений по определению победителей осуществляется Комиссией по вопросам развития телерадиовещания (п.3); - порядок проведения конкурса определяется Правительством РК (п.4). Считаем, что данная конкурсная процедура урегулирована ненадлежащим образом, что может создать благоприятные условия для совершения коррупционных правонарушений, по следующим основаниям: 1. Для реализации ст. 14 будет необходимо издание как минимум трех подзаконных актов: Порядок проведения конкурса, Решение о проведении конкурса, Порядок рассмотрения заявок, гду будут установлены требования к участникам, требование к конкурсной документации, техническим средствам и т.д. Установленные в подзаконных актах требования могут ограничить круг участников конкурса из-за наличия завышенных требований либо к участнику конкурса, либо к пакету документации, либо к техническим средствам. Таким образом, в ст. 14 законопроекта отсутствуют механизмы обеспечения в конкурсе большого количества участников; 2. Критерии отбора победителей конкурса в законопроекте не определены; 3. Конкурсная процедура отличается непрозрачностью и отсутствием контроля со стороны СМИ и независимых наблюдателей; 4. Механизмы обнародования информации об участниках конкурса и составе конкурсной комиссии в ст. 14 не определены. Кроме указанных выше конкурсных процедур, в законопроекте «О телерадиовещании» содержится еще несколько административных процедур, опасных с точки зрения создания благоприятных условий для совершения коррупционных правонарушений. Это: · Процедуры выдачи лицензий (ст. 13); · Переоформление лицензий после полного перехода на цифровое вещание (п. 2 ст. 40); · Постановка на учет иностранных теле-, радиокомпаний (ст.15, 16); · Установление значительного количества запретов, ограничений и требований, соблюдение которых ограничит закрепленные Конституцией и законами права и свободы (ст.ст. 25, 26, 37, 38 и др.) На основании вышеизложенного необходимо: - провести антикоррупционную экспертизу законопроекта «О телерадиовещании» в уполномоченном органе Агентстве РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью: - выявить все коррупционные факторы с точки зрения регламентации конкурсных, административных; наличия в законопроекте завышенных требований, запретов и ограничений, препятствующих реализации конституционных прав и свобод; - устранить и /или скорректировать нормы законопроекта, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений.
Возможные риски для участников рынка в случае принятия законопроекта «О телерадиовещании».
1.Для всех субъектов рынка телерадиовещания · Чрезмерное государственное регулирование. Законопроект предоставляет большие полномочия для государственных органов для регулирования отрасли телерадиовещания всеми возможными средствами: с помощью контроля, лицензирования и правового обеспечения. Это значит, что рыночное регулирование отрасли будет сокращаться, а главным критерием сохранения позиций на рынке для участников станет не удовлетворение потребительского спроса, а выполнение всех требований государственных органов, установленных как в законе, так и в многочисленных подзаконных актах. · Монополизация рынка телерадиовещания, снижение конкурентноспособности участников рынка. Для любого рынка важны ограничение монополистических устремлений отдельных участников и защита конкуренции со стороны государства. Для рынка телерадиовещания эти аспекты важны еще и потому, что населению страны должны быть доступны многочисленные источники информации, а информация должна быть разнообразной. Но в случае принятия законопроекта в данной редакции, стремительно будет меняться ситуация на рынке телерадиовещания. Появится крупный участник рынка - Национальный оператор телерадиовещания - с существенными преференциями, которые невозможно получить другим участникам. Вслед за этим можно ожидать создание структуры, которая будет централизованно создавать и продавать контент на государственном языке для теле-, радиокомпаний и заниматься звуковым дублированием на государственном языке. · Закрытость и непрозрачность многих процедур для субъектов рынка телерадиовещания, которые должны быть публичными и открытыми для критики общественности. Речь идет о процедурах лицензирования, получения разрешения на использование частот, формирования перечня теле-, радиоканалов свободного доступа, процедуре переоформления действующих лицензий на новые и др. Существует опасение в том, что закрытые и непрозрачные процедуры не обеспечивают равный доступ к ним всех заинтересованных участников рынка. · Увеличение расходов субъектов рынка телерадиовещания на производство теле- радиопрограмм и теле-, радиоканалов. Для того, чтобы телевизионная и аудиопродукция соответствовала требованиям, установленным в законопроекте, телерадиокомпаниям придется дополнительно увеличить затраты на производство собственного контента, контента на государственном языке и звуковое дублирования, а операторам телерадиовещания - затраты на техническую блокировку запрещенных программ. Без компенсационных механизмов для бизнеса существует риск того, что понесенные затраты предприниматели будут стремиться перекладывать на потребителя, путем повышения абонентской платы или повышения стоимости рекламного времени (что неизбежно отразится на стоимости других товаров и услуг).
2. Для региональных телерадиокомпаний · Трудности при прохождении различных процедур и конкурсах. Существует риск того, что многие региональные телерадиокомпании, особенно те из них, кто не аффилирован с местными органами управления или другими государственными структурами, не смогут принять участие в различных процедурах и конкурсах из-за завышенных или заведомо невыполнимых требований, которые предъявляются к участникам. Опасения в том, что не все лицензиаты смогут переоформить их после перехода на цифровое вещание и потеряют свой медиа-бизнес, вполне обоснованны и реальны. · Высокая стоимость услуг операторов телерадиовещания по трансляции/ретрансляции теле-, радиоканалов. Еще одним неблагоприятным фактором для региональных телерадиокомпаний может стать высокая стоимость вхождения на рынок цифрового вещания и высокая стоимость услуг операторов телерадиовещания за трансляцию теле-, радиоканалов. Существует также риск того, что альтернативы в выборе операторов телерадиовещания не будет, и Национальный оператор телерадиовещания может устанавливать монопольно высокие тарифы на свои услуги. · Недоступность включения региональных теле-, радиоканалов в перечень теле-, радиоканалов свободного доступа. Существует риск того, что региональные теле-, радиоканалы не будут включены в перечень теле-, радиоканалов свободного доступа (национальный мультиплекс) в связи с завышенными требованиями по охвату населения, наличию оборудования и т.д.
3. Для операторов кабельного телевидения (ОКТ) · Закрытие или перепрофилирование бизнеса по предоставлению услуг кабельного телевидения. Существует вполне обоснованный риск того, что многие ОКТ после принятия законопроекта будут вынуждены либо отказаться от предоставления услуг кабельного телевидения (то есть, перепрофилировать свой бизнес, либо совсем его закрыть) Неблагоприятные факторы: необходимость получения лицензии как оператора телерадиовещания и выполнение требований, установленных законом, по соотношению отечественных и иностранных каналов, по языковому соотношению телепрограмм, по технической блокировке запрещенных программ и сцен, по звуковому дублированию телевизионных программ на государственный язык. · Нарушение договорных обязательств с иностранными теле-, радиокомпаниями, их уход с казахстанского рынка или существенное повышение стоимости ретрансляции иностранных теле-, радиоканалов. Неблагоприятный фактор здесь ужесточение требований для осуществления деятельности на территории РК для иностранных теле-, радиокомпаний.
4. Для иностранных теле-, радиокомпаний · Прекращение деятельности иностранных телерадиокомпаний или существенное повышение стоимости услуг по ретрансляции. Для иностранных теле-, радиокомпаний существует риск прекращения деятельности на казахстанском рынке телерадиовещания из-за требований по постановке на учет, открытия филиалов или представительств на территории Казахстана. Регистрация и содержание филиалов неибежно влечет дополнительные расходы, которые будут переложены на потребителя в виде повышения стоимости услуг кабельного телевидения. Небольшие телерадиокомпании, производящие один телеканал, вряд ли будут выполнять это требование, потому уйдут с казахстанского рынка. Крупные телерадиокомпании будут вынуждены выполнять требования по постановке на учет и открытию филиалов с дальнейшим повышением стоимости на услуги по ретрансляции. · Ограничение ретрансляции иностранных теле-, радиоканалов. Существует риск того, что ретрансляция иностранных теле-, радиоканалов будет ограничена в связи с тем, что установлено требование о долевом (50 на 50) соотношении отечественных и иностранных каналов в одном пакете теле-, радиопрограмм.
5. Для теле- и радиоаудитории · Сокращение источников СМИ, особенно местных источников. Существует риск того, что источники СМИ будут сокращаться: небольшие региональные и городские телерадиокомпании уйдут с рынка из-за чрезмерно завышенных требований или высоких тарифов на услуги операторов телерадиовещания. Особенно это касается источников местной информации и новостей, им будет сложно выжить на стремительно монополизирующемся рынке. Законопроект не представляет им никаких гарантий или преференций для сохранения бизнеса, поэтому, скорее всего, местных источников информации станет меньше. · Сокращение альтернативных каналов получения массовой информации. С помощью технического, государственного регулирования государство создает рычаги давления на альтернативные каналы получения массовой информации (индивидуальный и коллективный спутниковый прием, интернет-вещание, кабельное телевидения). Есть риск того, что количество альтернативных каналов распространения и получения массовой информации будет сокращаться; · Повышение расходов на доступ к источникам информации при переходе на цифровое вещание. Существует опасность того, что переход на цифровое вещание для населения будет сопряжен с повышением расходов на доступ к источникам информации. Это касается приобретения цифровой телевизионной приставки, обеспечивающей доступ к цифрового вещанию, а также необходимость внесения абонентской платы за просмотр платных каналов. Развитие инфраструктуры для цифрового вещания требует гораздо более серьезных инвестиций, чем развитие, скажем, кабельного вещания. Поэтому абонентская плата при цифровом вещании может быть выше, чем услуги кабельного телевидения. · Ограничение в выборе теле-, радиоканалов, в первую очередь, иностранных. Из-за требований к иностранных теле-, радиокомпаниям будет серьезно ограничен выбор среди иностранных телеканалов, в первую очередь, российских.
6. Для общественных медиа-организаций и отраслевых ассоциаций · Невозможность общественного контроля отрасли телерадиовещания. Существует риск того, что с принятием данного законопроекта отрасль телерадиовещания станет еще более закрытой, все процедуры и процессы принятия решения еще более непрозрачными., а возможностей для общественного контроля законопроект не содержит. · Невозможность влияния на принятие решений по существенным вопросам, затрагивающим интересы всех субъектов отрасли телерадиовещания. Несмотря на то, что законопроект содержит положение о создании консультативно-совещательного органа Комиссии по вопросам развития телерадиовещания, есть вполне обоснованный риск того, что Комиссия создается формально, поскольку в состав Комиссии представители отрасли не включены (по тексту законопроекта). Даже если представители общественности будут включены в состав Комиссии, шансы на то, что их голос будет решающим при принятии решения минимален. · Невозможность применения механизмов саморегулирования отрасли телерадиовещания, существенное сокращение возможности саморегулирования. Риск того, что отрасль вообще не будет использовать механизмы саморегулирования достаточно велик. Неблагоприятный фактор здесь заключается в отсутствии заинтересованности государства в участии представителей бизнеса, особенно представителей небольших, региональных телерадиокомпаний, в решении серьезных отраслевых проблем.
РЕКОМЕНДАЦИИ[1] Интерньюс к проекту Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» февраль, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ: Обзор рекомендаций Введение Краткий анализ и выводы 1. Международные обязательства 2. Защита интересов общества 3. Коррупциогенные факторы 4. Факторы, препятствующие развитию частного бизнеса
ОБЗОР РЕКОМЕНДАЦИЙ
ВВЕДЕНИЕ
Министерство связи и информации РК в 2010 году обнародовало проект Закона РК «О телерадиовещании». Проект Закона в настоящее время обсуждается и дорабатывается с учетом пожеланий и замечаний всех заинтересованных сторон, в первую очередь, участников рынка телерадиовещания. Отметим безусловные плюсы законопроекта: - впервые в Казахстане ведется разработка и готовится к принятию проект Закона, регулирующий такую важную отрасль, как телерадиовещание. Важную потому, что в ней самым тесным образом переплетаются интересы государства по формированию информационного и культурного пространства, и интересы частных предпринимателей, которые на протяжении многих лет создают теле-, и аудиопродукцию, а также каналы ее распространения для того, чтобы донести массовую информацию до каждого потребителя. Можно сказать, что этот законопроект является ожидаемым для всех, кто работает в телерадиовещании; - законопроект должен затронуть очень важный аспект, связанный с переходом страны на цифровое вещание. 17 июня 2015 года в Казахстане будет отключено аналоговое вещание и население страны должно быть на 100% готовым к приему цифрового сигнала. Государство должно решить немало вопросов, связанных с развитием инфраструктуры, обеспечением населения цифровыми декодерами, а также решить вопросы законодательного регулирования отрасли на переходный период. Вместе с тем, приходится констатировать, что законопроект носит в целом ограничительный и запретительный характер. В нем не предусмотрены меры, стимулирующие развитие частного бизнеса в средствах массовой информации и, в частности, в телерадиовещании. В случае принятия законопроекта возникает серьезная угроза ограничения доступа населения к разнообразным и плюралистичным источникам массовой информации. Представленные ниже выводы и рекомендации основаны на анализе текста проекта Закона РК «О телерадиовещании» по следующим аспектам: 1. Соответствие/несоответствие некоторых норм законопроекта международным обязательствам, принятых Республикой Казахстан; 2. Наличие/отсутствие гарантий для защиты общественных интересов по доступу к источникам информации и получению массовой информации; 3. Наличие/отсутствие коррупциогенных факторов, способствующих совершению коррупционных правонарушений; 4. Наличие/отсутствие факторов, препятствующих развитию частного бизнеса в отрасли телерадиовещания.
КРАТКИЙ АНАЛИЗ И ВЫВОДЫ Рассмотрение этих вопросов и представление соответствующих рекомендаций приводится в нижеследующих четырех секциях.
I.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Потенциальное неисполнение международных обязательств, принятых на себя Республикой Казахстан, усматривается в ст. 15 законопроекта «Распространение иностранных теле-, радиоканалов в РК». Это статья предлагает ввести ранее не существующие ограничения для иностранных теле-, радиоканалов на их деятельность в Казахстане. От них потребуется зарегистрировать филиал или представительство на территории страны и пройти процедуру постановки на учет своих теле-, радиоканалов в качестве СМИ в Министерстве связи и информации РК. Осуществление деятельности на территории РК иностранных теле-, радиоканалов без постановки на учет и открытия филиалов или представительств запрещается[2]. Исходя из презумпции, что разработчики проекта Закона «О телерадиовещании» Республики Казахстан, при его подготовке и оформлении, руководствовались общепризнанными нормами международного права, принципами, изложенными в основополагающих документах Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), дополнительно рекомендуем обратить внимание на следующие результаты анализа проекта Закона РК «О телерадиовещании». 1. Обязательства Казахстана вытекающие из основополагающих документов Организации Объединенных Наций:
В соответствии со Статьей 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Казахстаном 28 ноября 2005 года, Республика Казахстан «обязуется принять такие законодательные меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте». В данном контексте идет речь о позитивных обязательствах Казахстана создавать благоприятные условия, в которых могут развиваться разнообразные, независимые средства массовой информации, обеспечивающие тем самым право населения на информацию. Таким образом, Казахстан должен содействовать развитию плюрализма средств массовой информации (СМИ), который в свою очередь подразумевает, что не должно существовать системы не только регистрации иностранных, но и отечественных СМИ, так как данная регистрация может стать объектом злоупотреблений в целях подавления свободы СМИ.
2. Обязательства Казахстана вытекающие из различных соглашений в рамках ОБСЕ:
С точки зрения соблюдения норм международного права в отношении свободы массовой информации, серьезные сомнения вызывает необходимость требований, установленных в законопроекте, обязывающих иностранные телерадиокомпании проходить процедуру постановки на учет иностранных теле-, радиоканалов, а также проходить процедуру регистрации в качестве юридического лица и открывать филиалы или представительства на территории РК.
В Хартии европейской безопасности ОБСЕ (1999 года) говорится: «Мы берем на себя обязательство предпринимать все необходимые меры по созданию необходимой основы для функционирования свободных и независимых средств массовой информации и беспрепятственного трансграничного и внутригосударственного потоков информации, которые мы считаем важнейшим компонентом любого демократического, свободного и открытого общества».
На Московском совещании Конференции СБСЕ по человеческому измерению (октябрь 1991 года) государства-участники однозначно согласились с тем, что они:
«считают, что средства печати и телерадиовещания на их территории должны иметь неограниченный доступ к иностранным источникам новостей и информационным службам. Общественность будет пользоваться аналогичной свободой получения и передачи информации и идей без вмешательства со стороны государственных властей, независимо от границ, в том числе через иностранные публикации и программы телерадиовещания. Любые ограничения в осуществлении этого права будут устанавливаться законом и соответствовать международным стандартам»
3. Обязательства Казахстана вытекающие из различных соглашений в рамках сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств:
Согласно Соглашению о гуманитарном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств (Казань, 26 августа 2005 года), утвержденное Указом Президента РК № 120 от 23 мая 2006 года, Республика Казахстан в целях формирования общего информационного пространства СНГ «принимает меры по созданию условий для деятельности средств массовой информации любой Стороны на территории каждой из Сторон».
Более того, Соглашение о создании благоприятных условий для распространения программ телевидения и радио на территориях государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года (г. Москва, 26 февраля 1999 года), утвержденное Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 мая 1999 года № 562 законодательно закрепляет обязательство Казахстана: «развивать сотрудничество по созданию благоприятных правовых условий для обеспечения трансляции и распространения программ телевидения и радио государств-участников».
4. Обязательства Казахстана вытекающие из двухсторонних межгосударственных соглашений:
Учитывая, что львиная доля теле- радио программ/каналов исходит из Российской Федерации, в качестве примера представлены обязательства вытекающие из двухсторонних соглашений между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
Статья 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке и условиях распространения программ российских телерадиовещательных организаций на территории Республики Казахстан и телерадиовещательных программ Казахстанской телерадиоорганизации на территории Российской Федерации (Москва, 25 ноября 1996 г.), в направлении создания в будущем единого информационного пространства, возлагает на Казахстан обязанность «создать благоприятные правовые, организационные и экономические условия для обеспечения трансляции и распространения программ российских телерадиовещательных организаций на территории Республики Казахстан».
Следует отметить, что согласно Статье 4 вышеуказанного Соглашения «распространение телерадиопрограмм на территории другой Стороны производится в рамках настоящего Соглашения», т.е. подтверждается приоритет положений международного договора (настоящего Соглашения), который также закреплен в части 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами…».
Выводы: Законопроект нуждается в доработке с учетом вышеизложенных международных обязательств Казахстана. Тем более, что многие нормы указанных международных документов подлежат обязательному выполнению путем приведения национального законодательства и правоприменительной практики в соответствии с их положениями.
II.ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВА
Интересы общества при рассмотрении вопросов, связанных с законодательным регулированием телерадиовещания, особенно при переходе на цифровое вещание, заключается в следующих аспектах: - сохранении многообразия источников массовой информации (плюрализм источников СМИ: государственные, частные, иностранные, ведомственные, местные и т.д.); - возможности альтернативного выбора способов или каналов получения массовой информации (доступность выбора между эфирным, кабельным, спутниковым, цифровым теле, радиовещанием; интернет, IP-телевидением и т.д.); - возможности беспрепятственного и необременительного получения массовой информации (получение информации не должно быть сопряжено с увеличением расходов для потребителя; необходимостью приобретения дополнительных устройств, позволяющих получать информацию); - наличии в информационном пространстве разнообразной информации (отражающую различные точки зрения по всем аспектам политической, экономической, социальной жизни страны, в том числе, в местных сообществах). Некоторые положения законопроекта «О телерадиовещании» вызывают опасение в том, что интересы общества могут пострадать в случае принятия и реализации этого закона. Например, специальные требования к иностранным теле-, радиокомпаниям[3] могут привести к сокращению числа иностранных телеканалов, транслирующихся на территории страны. Требования к казахстанским телерадиокомпаниям, предъявляемые при получении лицензий или формировании пакета теле-, радиоканалов свободного доступа могут быть чрезмерно завышены, а сами конкурсные процедуры непрозрачными, что приведет к сокращению числа местных источников информации. Требования по лицензированию интернет-вещания[4] могут привести к значительному сокращению объемов этого перспективного вида вещания. Требования к операторам телерадиовещания, которые теперь будут распространяться и на операторов кабельного телевидения, поставят под угрозу существование самих кабельных сетей и лишат общества доступного канала информации. Необходимость приобретения цифровых телевизионных приставок и необходимость внесения абонентской платы за доступ к цифровому телевидению поставят многих потребителей перед выбором альтернативного (более дешевого) канала получения информации. Очень важно, чтобы законопроект этот выбор обеспечивал и гарантировал, а не исключал.
Выводы: В целях защиты интересов общества законопроект должен предоставлять всем участникам рынка абсолютно равные возможности для сохранения и увеличения своей аудитории, в том числе и после перехода на цифровое вещание. Законопроект должен содержать гарантии того, что переход на цифровое вещание сохранит и обеспечит обществу: - многообразие источников массовой информации, в том числе местных источников; - возможности альтернативного выбора каналов получения массовой информации; - возможности беспрепятственного и необременительного получения массовой информации;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |