|
|
|
Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 г. № 19-1 О чрезвычайных Данная редакция действовала до внесения изменений от 15 июня 2004 года Глава I Общие положения (статьи 1 - 6) Глава II Права и обязанности населения в области (статьи 7 - 9) чрезвычайных ситуаций природного и техноген- ного характера Глава III Полномочия государственных органов и органов (статьи 10 - 13) местного самоуправления в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава IV Предупреждение чрезвычайных ситуаций (статьи 14 - 18) природного и техногенного характера Глава V Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного (статьи 19 - 24) и техногенного характера Глава VI Экспертиза и государственный учет в области (статьи 25 - 26) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава VII Материальное и финансовое обеспечение в (статьи 27 - 29) области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава VIII Контроль и надзор в области чрезвычайных (статьи 30 - 32) ситуаций природного и техногенного характера Глава IХ Ответственность за нарушение законодательства (статьи 33 - 35) в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава Х Разрешение споров в области чрезвычайных (статья 36) ситуаций природного и техногенного характера Глава ХI Международное сотрудничество и международные (статьи 37 - 39) договоры в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Защита населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими, является одной из приоритетных областей проведения государственной политики. Настоящий закон регулирует общественные отношения на территории Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. См.: Мероприятия по реализации Закона Республики Казахстан "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (приложение № 1 к постановлению Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 04 сентября 1996 г. № 26). Статья 1 дополнена абзацем в соответствии с Законом РК от 12.03.99 г. № 347-1 Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. Чрезвычайные ситуации природного характера - чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями (землетрясениями, селями, лавинами, наводнениями и другими), природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями; Чрезвычайные ситуации техногенного характера - чрезвычайные ситуации, вызванные промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях; Зона чрезвычайной ситуации - определенная территория, на которой объявлена чрезвычайная ситуация. По масштабу распространения чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера разделяются на: - объектовые (распространение последствий ограничено установкой, цехом, объектом); - местные (распространение последствий ограничено населенным пунктом, районом, областью); - региональные (распространение последствий ограничено несколькими областями); - глобальные (распространение последствий охватывает территории Республики Казахстан и сопредельных государств); Авария - нарушение технологического процесса, повреждение механизмов, оборудования и сооружений; Бедствие - разрушительное явление, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация; Стихийное бедствие - бедствие, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация; Катастрофа - разрушительное явление, повлекшее чрезвычайную ситуацию регионального или глобального масштаба; Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья и жизни людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций. Декларация безопасности промышленного объекта - документ, информирующий о характере и масштабах возможных чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и объявляющий о принятых собственником мерах по их предупреждению и ликвидации на этапах ввода в эксплуатацию, его функционирования и вывода из эксплуатации. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Настоящий Закон не регулирует правовые отношения при чрезвычайных ситуациях социального и экологического характера. Статья 3. Основные принципы защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Основными принципами защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера являются: - гласность и информирование населения и организаций о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по их предупреждению и ликвидации; - заблаговременное определение степени риска и вредности деятельности организаций и граждан, если она представляет потенциальную опасность, обучение населения методам защиты и осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; - обязательность проведения спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание экстренной медицинской помощи, социальная защита населения и пострадавших работников, возмещение вреда, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования. Статья 4. Участие сил гражданской обороны в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Силы гражданской обороны (воинские части, территориальные и ведомственные невоенизированные формирования, специализированные аварийно-спасательные службы) в соответствии с законодательством участвуют в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. См.: Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года № 100-1 "О гражданской обороне", Инструкцию по организации и ведению Гражданской обороны Республики Казахстан (утверждена приказом Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 13 июля 2000 г. № 165), Правила применения воинских частей Гражданской обороны в мирное время. Статья 5 дополнена частями третьей и четвертой в соответствии с Законом РК от 12.03.99 г. № 347-1 Статья 5. Обязанности организаций в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обязаны в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости своего функционирования и обеспечению безопасности работников и населения; - предоставлять в установленном порядке информацию, оповещать работников и население об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; - обучать работников методам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований, создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; - проводить защитные мероприятия, спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с утвержденными планами; - в случаях, предусмотренных законодательством, обеспечивать возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций работникам и другим гражданам, проводить после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан. Организации, деятельность которых имеет повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций по перечню, определенному Правительством Республики Казахстан, обязаны формировать резервы финансовых и материальных ресурсов, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организации также представляют в центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и в местные исполнительные органы декларации безопасности промышленных объектов, находящихся в их ведении, в порядке и по форме, утвержденными Правительством Республики Казахстан. Перечень сведений, содержащихся в декларации безопасности промышленного объекта, и порядок ее оформления определяются центральным исполнительным органом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям. Руководители организаций несут персональную ответственность за выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предписаний специально уполномоченных государственных органов, имеющих обязательную силу. Статья 6. Участие общественных объединений в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защите от них населения, окружающей среды и объектов хозяйствования в соответствии с законодательством Республики Казахстан и их уставами. Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь специальную подготовку, подтвержденную государственной аттестацией. Глава II Права и обязанности населения в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Статья 7. Права граждан Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Граждане Республики Казахстан имеют право в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории Республики Казахстан, и о мерах необходимой безопасности; - обращаться лично, направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты граждан, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими; - участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество, предназначенное для защиты граждан; - на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; - на обязательное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; - на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, если они произошли вследствие выполнения обязанностей по ликвидации чрезвычайных ситуаций; - на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Статья 8. Обязанности граждан Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Граждане Республики Казахстан обязаны в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - соблюдать законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций и защиты от них граждан, окружающей среды и объектов хозяйствования; - информировать соответствующие органы об угрозе аварий, бедствий и катастроф, могущих привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; - соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой и хозяйственной деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; - знать сигналы гражданской обороны, установленные правила поведения и порядок действий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, изучать основные методы защиты, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать эти свои знания и практические навыки; - принимать участие в проводимых учениях и тренировках по ликвидации чрезвычайных ситуаций, бережно относиться к средствам защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования. Статья 9. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленные для граждан Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Глава III Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера В абзаце тринадцатом статьи 10 заменены слова в соответствии с Законом РК от 19.05.2000 г. № 51-II (см. стар. ред.) Статья 10. Полномочия Правительства Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - разрабатывает основные направления единой государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению; - разрабатывает государственные программы и представляет их на утверждение Президенту Республики Казахстан; См.: Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 сентября 1994 г. № 1081 "О Долгосрочной программе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях". - руководит деятельностью министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов, обеспечивает исполнение ими законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан; - рассматривает и утверждает государственные доклады о состоянии защиты населения, природной среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций; - утверждает положение о центральном исполнительном органе Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям; - образует межведомственные государственные комиссии по чрезвычайным ситуациям и утверждает положения о них; - относит чрезвычайные ситуации к региональным или глобальным, определяет масштаб распространения и зоны этих чрезвычайных ситуаций; - организует службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, экстренной медицинской помощи, аварийно-спасательные службы, республиканскую автоматизированную информационно-управляющую систему по чрезвычайным ситуациям; См.: Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 11 октября 1994 г. № 1159 "О создании республиканской автоматизированной информационно-управляющей системы по чрезвычайным ситуациям". - определяет порядок информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций; - организует государственную экспертизу и государственную инспекцию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их деятельности и государственного учета в области чрезвычайных ситуаций; - определяет порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций из средств республиканского бюджета, создания государственных резервов, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов и выделяет их для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; См.: Правила использования средств резерва Правительства Республики Казахстан. - выделяет средства резерва Правительства Республики Казахстан для ликвидации чрезвычайных ситуаций; См.: Правила использования средств резерва Правительства Республики Казахстан. - определяет порядок проведения защитных мероприятий, спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, привлечения транспортных средств, вооруженных сил, других войск и воинских формирований, осуществления после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятий по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан; - определяет систему и условия социального обеспечения граждан и работников, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования; - осуществляет международное сотрудничество и определяет порядок деятельности иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан. Статья дополнена в соответствии с Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1 В абзаце одиннадцатом части второй статьи 11 слова "и аварийно-восстановительных" исключены в соответствии с Законом РК от 12.03.99 г. № 347-1; в абзаце восьмом части второй статьи 11 слова в соответствии с Законом РК от 19.05.2000 г. № 51-II (см. стар. ред.) Статья 11. Полномочия центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям является специально уполномоченным государственным органом в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имеет подведомственные ему территориальные органы. Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям: - координирует работу министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и научных учреждений в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - утверждает или согласовывает нормативы, стандарты и правила, ведет государственный учет в области чрезвычайных ситуаций, подготавливает и вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан государственные доклады о состоянии защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций; - руководит участием сил гражданской обороны в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящимися в его ведении службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования, республиканской автоматизированной информационно-управляющей системой по чрезвычайным ситуациям; - руководит государственной противопожарной службой, координирует мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров; - руководит государственной экспертизой в области чрезвычайных ситуаций и в необходимых случаях организует независимую экспертизу с привлечением международных экспертных организаций; - обеспечивает открытость и гласность информации в области чрезвычайных ситуаций; - осуществляет финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций из средств республиканского бюджета в пределах выделенных ассигнований, вносит предложения в Правительство Республики Казахстан об использовании имеющихся в составе государственных и мобилизационных резервов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, а также об использовании средств из резерва Правительства Республики Казахстан для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; См.: Правила использования средств резерва Правительства Республики Казахстан. - организует научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций; - осуществляет государственный контроль и руководит государственной инспекцией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - проводит аттестации и выдает лицензии субъектов, осуществляющих деятельность по проведению спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций; - выдает министерствам, государственным комитетам и центральным исполнительным органам, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан, местным исполнительным органам, организациям и гражданам предписания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеющие обязательную силу; - организует расследование аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, передает материалы в установленном порядке для привлечения к ответственности должностных лиц, граждан и организаций; - по решениям Правительства Республики Казахстан осуществляет непосредственное руководство ликвидацией региональных и глобальных чрезвычайных ситуаций; - при ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизует материально-технические ресурсы организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с действующим законодательством; - осуществляет международное сотрудничество, обеспечивает деятельность иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан, организует проведение гуманитарных акций. Статья 12. Полномочия министерств, государственных комитетов и иных центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Министерства, государственные комитеты и иные центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства Республики Казахстан, в пределах их компетенции: - организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - утверждают или согласовывают нормативы, стандарты и правила, ведут государственный учет в области чрезвычайных ситуаций и представляют его данные в центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям; - образуют отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям и осуществляют обеспечение их работы; - руководят находящимися в их ведении службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; - проводят отраслевую государственную экспертизу, организуют научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций; - организуют отраслевой государственный контроль и надзор, выдают в соответствии со своими задачами предписания местным исполнительным органам, организациям и гражданам, участвуют в расследовании аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, привлекают в установленном порядке к ответственности должностных лиц, граждан и организации; - участвуют в международном сотрудничестве в области чрезвычайных ситуаций. См.также: Функции центральных исполнительных органов и организаций Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 мая 1996 г. № 553 "О Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Абзацы третий части второй и шестой части третьей статьи 13 изложены в новой редакции в соответствии с Законом РК от 19.05.2000 г. № 51-II (см. стар. ред.) Статья 13. Полномочия местных представительных и исполнительных органов и органов местного самоуправления в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Местные представительные и исполнительные органы ответственны за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей территории. Местные представительные органы в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - заслушивают отчеты руководителей местных исполнительных органов и организаций о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - принимают решения об объемах резерва местного исполнительного органа в составе местного бюджета для финансирования непредвиденных расходов в части, касающейся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также о создании местных запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов; - вправе принимать обязательные правила по обеспечению общественного порядка и безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций, их предупреждению и ликвидации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Обязательные правила не должны противоречить законодательству Республики Казахстан и вступают в силу незамедлительно. Местные исполнительные органы в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - осуществляют государственный контроль, участвуют в расследовании аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, привлекают в установленном порядке к ответственности должностных лиц, граждан и организации; - относят чрезвычайные ситуации к объектовым и местным, определяют масштабы распространения и зоны этих чрезвычайных ситуаций; - информируют население и организации о необходимой безопасности, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - обеспечивают в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями исполнение местного бюджета по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создают и используют местные запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов; - при ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизуют материально-технические ресурсы организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с действующим законодательством; - обеспечивают в пределах своей компетенции социальную защиту населения и работников, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования, медицинское обслуживание, получение компенсаций и льгот за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; - осуществляют после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан. На территории Республики Казахстан допускается участие местного самоуправления в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в пределах, установленных законом. Глава IV Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Статья 14. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера К мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся: - научные исследования, наблюдения, контроль обстановки, прогнозирование и оповещение об угрозе аварий, бедствий и катастроф, могущих привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; - пропаганда знаний, обучение населения и специалистов, защитные мероприятия в области чрезвычайных ситуаций. См.: Постановление Президента Республики Казахстан от 8 июня 1993 г. № 1218 "О дополнительных мерах по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Статья 15. Научные исследования, наблюдения, контроль обстановки и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера В основные задачи научных исследований в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера входит разработка методов мониторинга и создание банка данных чрезвычайных ситуаций, методов прогноза, предупреждения, мер контроля и средств защиты, целевых и научно-технических программ по прогнозированию, оценке последствий, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Служба наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (сейсмологическая служба, системы селевого оповещения, контроля за радиационной безопасностью и другие) создаются при специально уполномоченных государственных органах и включаются в государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 года № 1298 "О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Статья 16. Гласность и информация в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Информацию в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составляют сведения о степени риска и вредности деятельности организаций, необходимой безопасности, последствиях, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она является открытой и гласной, подлежит опубликованию через средства массовой информации, системы связи и оповещения. Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В целях информационно-технического обеспечения государственных органов создается республиканская автоматизированная информационно-управляющая система по чрезвычайным ситуациям. См. Порядок работы Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям со средствами массовой информации. Статья 17. Пропаганда знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Пропаганда знаний в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется специально уполномоченными государственными органами и общественными объединениями. Для пропаганды знаний могут использоваться средства массовой информации. Обучение населения ведется в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, организациях по месту работы и жительства, а специалистов - в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, центрах по подготовке к действиям в чрезвычайной ситуации и гражданской обороне, организациях по месту работы. См.: Правила информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций. Статья 18. Защитные мероприятия в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Для максимально возможного снижения риска, потерь и ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должны осуществляться защитные мероприятия: - сейсмостойкое строительство и сейсмоусиление зданий и сооружений; - гидротехнические и инженерно-геологические защитные мероприятия; - усовершенствование систем коммуникаций для обеспечения безопасности транспорта и предотвращения чрезвычайных ситуаций на транспорте; - защитные мероприятия по опасным производственным объектам; - мероприятия по предотвращению пожаров (взрывов), эпидемий и эпизоотий, поражений сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями; См.: Совместный приказ Министерства здравоохранения РК № 962, Министерства транспорта и коммуникаций РК № 307-I, Агентства РК по чрезвычайным ситуациям № 231 от 23 октября 2001 г. Об усилении профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению биотерроризма, Совместный приказ Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан № 1026 от 12 ноября 2001 г. О реализации решения совместного совещания Министерства здравоохранения РК и Министерства сельского хозяйства РК "Организация совместных профилактических и противоэпидемических мероприятий по зооантропонозным инфекциям". - другие мероприятия, предусмотренные предписаниями специально уполномоченных органов, имеющими обязательную силу. Деятельность организаций и граждан, связанная с риском возникновения чрезвычайных ситуаций, подлежит обязательному страхованию. Например см. решение Акима ВКО от 15 января 1999 года № 635 "Об организации и проведении обязательного страхования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Решение Акима Актюбинской области от 25 мая 1999 года № 85 "Об организации и проведении обязательного страхования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Актюбинской области". Глава V Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Статья 19. Объявление чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Объявление Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера является основанием для осуществления действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. См.: Критерии чрезвычайных ситуаций. Статья 20. Первоочередные действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Первоочередные действия по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуют в соответствии с ранее утвержденными планами местные исполнительные органы и руководители организаций с привлечением сил и средств аварийно-спасательных служб, дислоцированных в зоне чрезвычайной ситуации. При первоочередных действиях может проводиться временная эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации, мобилизация необходимых материально-технических ресурсов организаций, прекращается или приостанавливается работа объекта, на котором произошли авария, бедствие или катастрофа, изменяется режим работы в организациях, вводятся ограничения (карантин) на передвижение людей и грузов, осуществляются возможные спасательные и аварийно-восстановительные работы, обеспечиваются общественный порядок и охрана объектов. См.: Положение об использовании резервных источников электроэнергии в чрезвычайных ситуациях", Постановление Кабинета Министров РК от 4 октября 1993 года № 981 "Об обеспечении связью органов государственного управления в чрезвычайных ситуациях на территории РК", Правила организации работ по ликвидации последствий аварий при перевозке радиоактивных материалов железнодорожным транспортом, ПЛАЖТ-99.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |