|
|
|
Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 416-1 Данная редакция действовала до внесения изменений от 20.12.04 г. Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 3) Глава 2. Основы организации борьбы с терроризмом (статьи 4 - 6) Глава 3. Компетенция государственных органов Республики (статьи 7 - 9) Казахстан, участвующих в борьбе с терроризмом Глава 4. Предупреждение, выявление и пресечение (статьи 10 - 15) террористической деятельности Глава 5. Возмещение вреда и социальная реабилитация (статьи 16 - 19) лиц, потерпевших в результате террористической акции Глава 6. Ответственность за участие в террористической (статьи 20 - 21) деятельности Глава 7. Материально-техническое обеспечение (статья 22) подразделений специального назначения государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом Глава 8. Контроль и надзор за законностью осуществления (статьи 23 - 24) борьбы с терроризмом Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Республике Казахстан, порядок деятельности государственных органов и организаций независимо от форм собственности, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.02.02 г. № 295-II (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие понятия и термины: 1) терроризм - противоправное уголовно наказуемое деяние или угроза его совершения в отношении физических лиц или организаций в целях подрыва общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие государственными органами Республики Казахстан, иностранными государствами и международными организациями решений либо с целью прекращения деятельности государственных либо общественных деятелей, или из мести за такую деятельность; 2) террористическая деятельность - деятельность, направленная на совершение преступлений террористического характера и включающая в себя любое из нижеуказанных деяний: распространение идеологии терроризма; организацию, планирование, подготовку и совершение террористических акций; подстрекательство к проведению террористических акций, призывы к насилию в террористических целях; организацию незаконных военизированных формирований или преступных организаций с целью совершения террористических акций, а равно участие в них; вербовку, вооружение или использование террористов в террористических акциях, а также обучение их террористическим навыкам; финансирование террористической организации или террористов; пособничество в подготовке и совершении террористической акции; 3) международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая: террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства; гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства; в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств; 4) террористическая акция - непосредственное совершение акта терроризма либо иных предусмотренных уголовным законодательством Республики Казахстан преступлений, преследующих террористические цели; 5) акт терроризма - совершение или угроза совершения взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранными государствами или международными организациями, а также посягательство на жизнь человека, совершенное в тех же целях, а равно посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; 6) террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома одного из руководящих органов данной организации; 7) террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности; 8) антитеррористическая операция - комплекс специальных мероприятий, проводимых государственными органами для обеспечения безопасности граждан и должностных лиц, пресечения террористической акции, обезвреживания террористов, взрывных устройств, а также минимизации последствий террористической акции. К антитеррористическим операциям относятся охранные мероприятия по обеспечению безопасности Президента Республики Казахстан, экс-президента Республики Казахстан и иных лиц по перечню, утверждаемому Президентом Республики Казахстан, а также глав государств, правительств иностранных государств и руководителей международных организаций на период их пребывания на территории Казахстана; 9) зона проведения антитеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, воздушное пространство, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории, в пределах которых проводится указанная операция; 10) подразделения специального назначения - группы специалистов, сформированные в соответствии с законодательством для борьбы с терроризмом. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области борьбы с терроризмом 1. Законодательство Республики Казахстан в области борьбы с терроризмом основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан. 2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров. Статья 3. Основные принципы и цели борьбы с терроризмом 1. Борьба с терроризмом в Республике Казахстан основывается на следующих принципах: 1) приоритете защиты жизни и здоровья, прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции; 2) соблюдении законности; 3) приоритете предупреждения терроризма; 4) неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности; 5) комплексном использовании профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер; 6) единоначалии в оперативном руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении антитеррористической операции. 2. Борьба с терроризмом в Республике Казахстан осуществляется в целях: 1) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и ликвидации ее последствий; 2) защиты личности, общества и государства от терроризма, 3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Глава 2. Основы организации борьбы с терроризмом Статья 4. Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом 1. Субъектом обеспечения безопасности от посягательств террористов является государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. 2. Уполномоченный государственный орган по координации борьбы с терроризмом определяет Президент Республики Казахстан. 3. Государственными органами, осуществляющими непосредственную борьбу с терроризмом, являются: 1) Комитет национальной безопасности Республики Казахстан; 2) Министерство внутренних дел Республики Казахстан; 3) Служба охраны Президента Республики Казахстан; 4) Министерство обороны Республики Казахстан. 4. В деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению террористических проявлений в пределах своей компетенции участвуют и другие государственные органы. Статья 5. Взаимодействие государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом Государственные органы Республики Казахстан, осуществляющие непосредственную борьбу с терроризмом, в пределах своей компетенции: 1) взаимодействуют между собой, используя возможности государственных органов и организаций, а также содействие граждан; 2) информируют о фактах и признаках подготовки деяний, подпадающих под определение террористической деятельности и относящихся к компетенции этих государственных органов, и оказывают взаимную необходимую помощь; 3) проводят совместные антитеррористические операции. Статья 6. Взаимодействие государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом, с органами иностранных государств и международными правоохранительными организациями Государственные органы Республики Казахстан, осуществляющие непосредственную борьбу с терроризмом, сотрудничают в области борьбы с терроризмом с органами иностранных государств, международными правоохранительными организациями в соответствии с национальным законодательством и международными договорами, проводят оперативно-розыскные мероприятия на территории Республики Казахстан или иностранных государств в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Республика Казахстан преследует на своей территории по просьбе компетентных органов других государств лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от места совершения ими террористической акции. Глава 3. Компетенция государственных органов Республики Казахстан, участвующих в борьбе с терроризмом В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.02.02 г. № 295-II (см. стар. ред.) Статья 7. Компетенция государственных органов, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом 1. Комитет национальной безопасности Республики Казахстан выявляет, предупреждает и пресекает террористическую деятельность, направленную на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв национальной безопасности Республики Казахстан, а также попытки пересечения террористами государственной границы Республики Казахстан, незаконного перемещения через государственную границу оружия, взрывчатых, отравляющих, психотропных веществ, радиоактивных материалов и иных предметов, которые могут быть использованы для совершения террористических акций, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, проводит расследование по уголовным делам, связанным с террористической деятельностью, обеспечивает безопасность государственных органов, граждан и организаций Республики Казахстан, находящихся за пределами территории республики. 2. Министерство внутренних дел Республики Казахстан предупреждает и пресекает преступления террористического характера, преследующие социальные, в том числе уголовные цели, участвует в их выявлении и раскрытии. 3. Служба охраны Президента Республики Казахстан обеспечивает безопасность Президента Республики Казахстан, экс-президента Республики Казахстан и иных лиц по перечню, утверждаемому Президентом Республики Казахстан, а также глав государств, правительств иностранных государств и руководителей международных организаций на период их пребывания на территории Казахстана. 4. Министерство обороны Республики Казахстан участвует в обеспечении безопасности воздушного, водного и наземного пространства, проведении антитеррористических операций. Статья 8. Компетенция иных государственных органов в борьбе с терроризмом Государственные органы участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции посредством разработки и реализации профилактических, режимных, организационных, воспитательных и иных мер предупреждения и пресечения террористических акций, создания и поддержания в необходимой готовности ведомственных систем превентивных мер противодействия совершению преступлений террористического характера, предоставления финансовых средств, информации, средств транспорта и связи, медицинского оборудования, медикаментов и медицинского обслуживания, материально-технического обеспечения Статья 9. Обязательность содействия государственным органам в борьбе с терроризмом 1. Должностные лица государственных органов и организаций Республики Казахстан, независимо от форм собственности, обязаны оказывать содействие и необходимую помощь государственным органам, осуществляющим непосредственную борьбу с терроризмом. 2. Граждане Республики Казахстан обязаны незамедлительно сообщать государственным органам, непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом, ставшие им известными сведения о готовящейся или совершенной террористической акции. 3. Предоставление государственным органам информации о готовящихся или совершенных террористических акциях расценивается как исполнение гражданского долга. За информацию, которая помогла предотвратить или пресечь террористическую акцию, выплачивается вознаграждение, размер которого устанавливается уполномоченным государственным органом по координации борьбы с терроризмом. Глава 4. Предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности Статья 10. Предупреждение террористической деятельности 1. На территории Республики Казахстан запрещается: 1) пропаганда терроризма; 2) создание, регистрация и функционирование террористических организаций, а также незаконных военизированных формирований. 2. Органы национальной безопасности Республики Казахстан имеют право запрещать въезд в Республику Казахстан иностранцам и лицам без гражданства, которые принимали участие в террористической деятельности. Статья 11. Выявление террористической деятельности 1. Выявление террористической деятельности государственными органами Республики Казахстан, осуществляющими непосредственную борьбу с терроризмом, проводится в соответствии с законодательством. 2. Государственные органы и организации, независимо от форм собственности, на территории Республики Казахстан обязаны информировать органы, осуществляющие непосредственную борьбу с терроризмом, о всех происшествиях с признаками террористической деятельности. Статья 12. Пресечение террористической акции 1. Для пресечения террористической акции государственными органами, осуществляющими непосредственную борьбу с терроризмом, привлекаются имеющиеся силы и средства, в том числе подразделения специального назначения. В необходимых случаях для пресечения террористических акций проводятся антитеррористические операции. 2. Для непосредственного осуществления антитеррористических операций создаются оперативные штабы. В зависимости от масштабов и степени общественной опасности ожидаемых негативных последствий террористической акции создаются республиканский или региональные оперативные штабы. 3. Деятельность оперативных штабов определяется положением о них, утверждаемым в установленном порядке межведомственным нормативным актом государственных органов, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом. Статья 13. Руководство антитеррористической операцией 1. Руководитель оперативного штаба с начала проведения антитеррористической операции становится ее руководителем и одновременно начальником для всех военнослужащих, сотрудников и специалистов, привлекаемых к ее проведению. 2. Руководитель оперативного штаба, осуществляющего антитеррористическую операцию, определяет границы зоны проведения, время начала и завершения антитеррористической операции, принимает решение о направлениях и пределах использования приданных сил и средств. 3. Неправомерное вмешательство другого должностного лица, независимо от занимаемой должности, в оперативное руководство антитеррористической операцией не допускается. 4. В целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции допускается ведение переговоров с террористами. К ведению переговоров допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба. 5. В случае, если в ходе переговоров с террористом (террористами) цель переговоров не может быть достигнута по причинам его (их) несогласия прекратить террористическую акцию и сохраняется реальная угроза жизни и здоровью людей, руководитель антитеррористической операции вправе принять решение о ликвидации террориста (террористов). 6. При обнаружении явной угрозы охраняемому лицу или объекту и невозможности ее устранения иными законными средствами террорист (террористы) может быть (могут быть) по распоряжению руководителя антитеррористической операции ликвидирован (ликвидированы) без переговоров и предупреждения. Статья 14. Силы и средства, привлекаемые для проведения антитеррористических операций 1. Для проведения антитеррористических операций оперативным штабам придаются необходимые силы и средства государственных органов, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом. 2. В соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, в необходимых случаях для пресечения террористической акции могут привлекаться подразделения специального назначения иностранных государств. Статья 15. Правовой режим в зоне проведения антитеррористической операции 1. В границах зоны проведения антитеррористической операции лица, участвующие в антитеррористической операции, имеют право: 1) временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических и консульских представительств, а также граждан на отдельных участках местности и объектах или удалять их с этих участков и объектов: 2) производить проверку документов, удостоверяющих личность, а в случае их отсутствия задерживать граждан для установления личности в соответствии с законодательством Республики Казахстан: 3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших или совершающих правонарушения или иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, участвующих в антитеррористической операции, а также за действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения антитеррористической операции: 4) беспрепятственно входить при преследовании террористов в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на земельные участки, на территории и в помещения организаций, независимо от форм собственности, проникать в транспортные средства,, если промедление может создать реальную угрозу безопасности жизни и здоровью людей: 5) производить личный досмотр граждан и должностных лиц, независимо от занимаемой должности, а также транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств; 6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, а также транспортные средства, принадлежащие гражданам и организациям, независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, для предотвращения террористических акций, преследования и задержания лица, совершившего террористическую акцию, или доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также проезда к месту террористической акции; 7) применять в отношении террористов оружие и специальные средства без предупреждения и ограничений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. 2. Действия лиц, участвующих в проведении антитеррористической операции от ее начала и до момента завершения, считаются действиями, совершаемыми в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. 3. Нахождение в зоне проведения антитеррористической операции представителей средств массовой информации допускается с разрешения руководителя оперативного штаба. Глава 5. Возмещение вреда и социальная реабилитация лиц, потерпевших в результате террористической акции Статья 16. Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств республиканского и местных бюджетов с последующим взысканием сумм этого возмещения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Статья 17. Социальная реабилитация лиц, потерпевших от террористической акции Социальная реабилитация лиц, потерпевших от террористической акции, включает в себя бесплатную необходимую правовую помощь, психологическую и медицинскую реабилитацию в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Статья 18. Защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом Сотрудникам государственных органов Республики Казахстан, осуществляющим непосредственную борьбу с терроризмом, а также лицам, оказывающим содействие в борьбе с терроризмом, и членам их семей в случае угрозы жизни и здоровью могут осуществиться по их просьбе изменение облика, фамилии, имени и отчества, а также места работы и места жительства за счет средств, выделяемых на содержание этих органов. Статья 19. Освобождение от ответственности за причинение вреда террористу При проведении антитеррористической операции на основании и в пределах, установленных настоящим Законом, допускается вынужденное причинение вреда здоровью и имуществу террориста, а также иным правоохраняемым интересам. При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении антитеррористической операции, или за принятие решения о ликвидации террориста в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Глава 6. Ответственность за участие в террористической деятельности Статья 20. Ответственность лиц за участие в террористической деятельности 1. Лица, участвующие в террористической деятельности, несут уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан. 2. Лицо, участвовавшее в подготовке террористической акции, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением государственных органов или иным способом способствовало предотвращению террористической акции и если в его действиях не содержится состава иного преступления. В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.02.02 г. № 295-II (см. стар. ред.) Статья 21. Ответственность общественных объединений и международных организаций за террористическую деятельность По представлению Генерального прокурора Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан на территории Казахстана приостанавливается деятельность общественного объединения или международной организации, осуществляющих террористическую деятельность. При ликвидации по решению суда общественного объединения, признанного террористическим, принадлежащее ему имущество конфискуется и обращается в доход государства. В случае признания судом международной организации террористической запрещается деятельность данной организации на территории республики, а ее отделения (филиалы) ликвидируются, принадлежащее им имущество и имущество указанной международной организации конфискуются и обращаются в доход государства. Глава 7. Материально-техническое обеспечение подразделений специального назначения государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом Статья 22. Материально-техническое обеспечение подразделений специального назначения государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом Материально-техническое обеспечение подразделений специального назначения государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих непосредственную борьбу с терроризмом, производится за счет средств республиканского и местных бюджетов. Глава 8. Контроль и надзор за законностью осуществления борьбы с терроризмом Статья 23. Контроль за деятельностью по борьбе с терроризмом Контроль за деятельностью по борьбе с терроризмом в Республике Казахстан осуществляет уполномоченный государственный орган по координации борьбы с терроризмом, определяемый Президентом Республики Казахстан. Статья 24. Высший надзор за законностью в борьбе с терроризмом Высший надзор за точным и единообразным применением законов при осуществлении борьбы с терроризмом осуществляют Генеральный прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |