|
|
|
Международный опыт по налогообложению субъектов малого бизнеса и аграрного сектора
Ж. Жанбулатова, главный эксперт Управления непроизводственных платежей НК МФ РК
Налогообложение субъектов малого бизнеса Налогообложение субъектов аграрного сектора Основные виды налогов в сельском хозяйстве некоторых развитых стран
Налогообложение субъектов малого бизнеса
Сложившаяся международная практика налогообложения предусматривает по отношению к субъектам малого бизнеса два основных подхода: 1) введение на фоне стандартной национальной налоговой системы совокупности налоговых льгот для малого бизнеса по отдельным крупным налогам (преимущественно по налогу на прибыль). Применение более низкой ставки корпоративного налога для малых предприятий широко распространено во многих развитых государствах; 2) введение особых (упрощенных) режимов налогообложения малого бизнеса. Упрощенное налогообложение предусматривает сохранение для малых предприятий всех видов налогов при одновременном упрощении порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.). Вмененное, напротив, предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов. В налоговой практике развитых стран гораздо чаще применяется упрощенное налогообложение. Вмененное налогообложение в чистом виде используется реже, хотя во многих странах оценка налоговой базы, по аналогии с другими налогоплательщиками, применяется в тех случаях, когда налоговая администрация имеет основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств. В Венгрии, Италии, Корее и Испании в отношении компаний, находящихся на стадии становления, и субъектов малого бизнеса применяется льготный режим переноса убытков. В Корее вновь создаваемые субъекты малого бизнеса получают 50%-е уменьшение подоходного налога и налога на имущество на первые пять лет работы; они также освобождаются от налога на регистрацию и налога на коммерческие операции на период в два года. Субъектам малого бизнеса в сфере производства предоставляется 20%-й налоговый кредит. В Чехии субъектам малого бизнеса предоставляются налоговые каникулы по переносу убытков на период до десяти лет в отношении инвестиций (устанавливаемых Правительством) на развитие высокотехнологических производств. В Бельгии, Финляндии, Испании и Англии субъектам малого бизнеса предоставляют льготные отчисления по инвестициям. В США субъекты малого бизнеса имеют право одноразового отнесения на вычет стоимости вновь приобретаемого технологического оборудования (по списку Правительства). Следует отметить, что во всех государствах - участниках СНГ в отношении субъектов малого бизнеса применяется упрощенная система. При этом в Армении, Казахстане, Молдове, Таджикистане, Российской Федерации, на Украине упрощенная система действует одновременно с вмененным налогообложением. В Азербайджанской, Кыргызской республиках, Республике Беларусь вмененное налогообложение отсутствует. Как правило, при упрощенной системе во многих государствах объектом налогообложения является доход. В Российской Федерации по упрощенной системе два объекта налогообложения - доход и доход минус расход. В Республике Беларусь доход минус расход применяется к розничной торговле. В основном применение упрощенной системы заменяет уплату подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального налога, налога на имущество. В некоторых странах заменяет также уплату экологических платежей и отдельных видов сборов (Республика Таджикистан, Украина). В целом ставки налогов варьируются от 2-15% при обложении дохода, от 15-10% при обложении прибыли. Так, ставки налога в зависимости от вида деятельности установлены в Армении, Кыргызстане. К примеру, в Кыргызстане для торговли ставка составляет 6%, для других видов деятельности - 10%. На Украине для юридических лиц ставка налога зависит от уплаты НДС. Если налогоплательщик уплачивает в общеустановленном порядке, ставка при применении упрощенной системы составляет 6%, если же он включает сумму НДС в единый налог, ставка составляет 10%. Аналогичная схема действует и в Республике Беларусь для всех плательщиков, кроме розничной торговли. В Российской Федерации, в случае, если объектом обложения является доход - ставка равна 6%, если доход минус расход - 15%. В Республике Азербайджан ставки установлены в зависимости от того, где расположен бизнес. В Баку действует 4%, в других городах и районах - 2%. При вмененном налогообложении оценка потенциального дохода налогоплательщика, к которому применятся утвержденная ставка, используется только в Российской Федерации. В остальных государствах устанавливаются фиксированные платежи, которые утверждаются либо местными органами, либо Правительством. Практически во всех государствах устанавливается перечень видов деятельности, на которые распространяется данный режим налогообложения. В основном вмененное налогообложение применяется к таким видам деятельности, как розничная торговля, оказание бытовых услуг, общественное питание, услуги компьютерных залов и т.д. Сумма налога зависит от занимаемой площади, количества работников и ряда других показателей. Во многих странах в настоящее время пороговое значение для упрощенного режима налогообложения для малого бизнеса, как правило, определяется только показателем оборота (выручки). Другие критерии, в частности численность работников, были отменены. На сегодняшний день лишь несколько стран применяют показатель количества работников в сочетании с показателем оборота. Основными примерами являются: Украина - система единого налога, применяемая к индивидуальным предпринимателям с годовым оборотом ниже 61 000 долларов США и не более 10 человек персонала и также к юридическим лицам с годовым оборотом до 124 000 долларов США и не более 50 человек работников. Россия - упрощенная система налогообложения применяется к налогоплательщикам с оборотом не более 1,9 млн. долларов США, что соответствует 60 миллионам рублей, и не более 100 работников. Белоруссия - упрощенная система для налогоплательщиков для налогоплательщиков с оборотом до 363 000 долларов США и не более 15 работников. В Румынии режим налогообложения для микропредприятий, существовавший до 2010 г., предусматривал показатель «оборот - работники» (оборот мене 100 000 евро, или 124 000 долларов США, и не более 10 работников). Страны Центральной и Восточной Европы, большинство стран Западной Европы, также как и другие страны - участники Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), применяют в качестве критерия показатель оборота. Примерами служат следующие страны:
Следует также отмстить, что во многих странах, как правило, верхний порог упрощенного налогового режима согласовывается с порогом для регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость. Исключением из правил служат те страны, где либо порог по регистрации в качестве плательщика НДС отсутствует, либо установлен очень низкий или высокий порог.
Налогообложение субъектов аграрного сектора
В развитых странах мира сельское хозяйство подлежит налогообложению наряду с другими секторами экономики. В то же время традиционно аграрному сектору предоставляются определенные налоговые льготы, а также особый режим налогообложения, связанный со специфическими особенностями производства: сезонностью, зависимостью от погодного фактора, преобладанием мелких семейных производителей. Налоговая политика в сельском хозяйстве нацелена на решение разносторонних проблем и не является, как это иногда представляют, инструментом только субсидирования сектора. С помощью налогов могут стимулироваться или, наоборот, подавляться определенные виды деятельности (например, природоохранные мероприятия часто стимулируются налогами); налоги оказывают воздействие на структуру аграрного сектора (льготные налоги на земельные инвестиции, откорм скота и некоторые другие привели к концентрации сельхозпроизводства и притоку несельскохозяйственного капитала в откорм скота в США в 70-е годы). Кроме этого, налоговая политика в аграрном секторе очень чувствительна к лоббированию. В развитых странах мира аграрные лобби имеют сильное влияние на свои правительства, поэтому налоговые льготы становятся и формой субсидирования аграрного сектора. При этом необходимо учитывать, что налоговые льготы сельскому хозяйству практически не рассматриваются как форма субсидий, искажающие мировую торговлю, и, соответственно, исключены из Маракешских и Уругвайских соглашений ГАТТ (ВТО) по сельскому хозяйству. Во всех странах эволюция системы налогообложения шла по пути упрощения, сокращения числа действующих налогов (их объединения), снижения уровня ставок и расширения налогооблагаемой базы. При этом более высокая степень налоговых льгот сохраняется в странах, где в структуре производства преобладают относительно мелкие производственные единицы. В США, где размеры ферм больше и эффективность производства выше, реформирование налогообложения идет по пути постепенной отмены некоторых льгот. Помимо бюджетных налогов сельскохозяйственные производители наряду с другими экономическими субъектами платят социальные выплаты. Соотношение между налогами и социальными выплатами существенно различается в различных странах. Зависит это от государственной политики поддержания населения. Самая высокая доля социальных выплат в общей сумме налоговых платежей сельского хозяйства характерна для Франции (примерно 50% от общего размера выплат). Все страны ОЭСР можно разделить на три группы по структуре налогов. В странах Центральной и Западной Европы (помимо средиземноморских стран) в структуре налогов большее значение имеют косвенные налоги. В средиземноморских странах (Франция, Италия) большее значение имеют социальные выплаты и налоги на потребление. В Северной Америке (в США и Канаде) - большее значение имеют подоходный налог и налоги на имущество. Действующие налоги существенным образом дифференцированы. Налоги должны платить все юридические и физические субъекты налогообложения, но подходы к субъектам налогообложения весьма различаются в зависимости от уровня получаемого дохода, возрастных характеристик, формы организации производства. Налоги в сельском хозяйстве подразделяются на национальные и местные (региональные, общинные, коммунальные и пр.). При этом если налоги национального уровня в аграрном секторе единообразны, то местные налоги могут существенно различаться, и определяются задачами данного региона, его специфическим географическим положением, состоянием местного бюджета. Поступления от национального налога, как правило, распределяются между национальным и местным уровнем, региональный или местный налоги остаются (практически полностью), соответственно, в областном и местном бюджетах. Система налогообложения сельского хозяйства развитых стран складывалась в основном в послевоенный период. В этот момент она принимала во внимание ряд очень важных характеристик отрасли послевоенного периода: довольно высокий удельный вес сектора в ВВП и в структуре занятости страны, необходимость поддержания и выравнивания доходов в сельском хозяйстве с другими отраслями экономики, обеспечение устойчивого снабжения населения продовольствием, преобладание мелких производственных единиц. Начиная с конца 80-х годов практически во всех развитых странах прошли налоговые реформы, призванные адаптировать налоговое законодательство к современному уровню экономического развития этих стран. Они затронули и аграрный сектор. Так, в большинстве развитых стран были значительно снижены ставки налогообложения по прямым налогам. Высокие минимальные ставки подоходного налога, особенно в сельском хозяйстве, не стимулировали роста производства либо поощряли сдвиг в теневой оборот. Снижение налоговых ставок увеличило налогооблагаемую базу и несколько повысило налоговое бремя сельского хозяйства. Структура налогов, уплачиваемых сельским хозяйством развитых стран, показана в таблице 1. Практически во всех странах подоходный налог (налог с доходов физических лиц) и корпоративный налог (налог на прибыль юридических лиц) относятся к национальным налогам. Прочие налоги могут относиться и к национальному, и к местному уровням: в значительной степени это определяется историческими факторами, традициями данной конкретной страны, состоянием местных бюджетов и объемом трансфертов, получаемых из центра, правом местных властей на законодательную инициативу.
Основные виды налогов в сельском хозяйстве некоторых развитых стран
Таблица 1
* Включен в подоходный налог. ** Включен земельный налог. *** Исключая промысловый.
В России для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрен Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), который применяют как организации, так и индивидуальные предприниматели. Не вправе переходить на уплату ЕСХН: организации, имеющие филиалы и (или) представительства; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров; налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; бюджетные учреждения. При уплате ЕСХН, сельскохозяйственные товаропроизводители освобождаются от уплаты налога на прибыль (налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности)), налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц, в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), единого социального налога и НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности). Объектом налогообложения по ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога равна 6%. В Казахстане для сельхозтоваропроизводителей предусмотрены следующие специальные налоговые режимы: 1. Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств на основе уплаты единого земельного налога - применяют крестьянские или фермерские хозяйства, осуществляющие деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации. Объектом обложения для единого земельного налога по пастбищам является оценочная стоимость земельного участка, к которой применяется ставка 0,1%. Объектом обложения для единого земельного налога по пашням также является оценочная стоимость земельного участка, к которой применяется ставка от 0,1 до 0,4% в зависимости от площади земельного участка. Данный режим применяется с 1999 г. 2. Специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов применяют юридические лица и сельские потребительские кооперативы, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), переработке сельхозпродукции собственного производства и ее реализации (растениеводство, птицеводство и животноводство (включая племенное)). Данный режим предусматривает особый порядок исчисления корпоративного подоходного налога, социального налога, земельного налога, налога на имущество, налога на транспортные средства, налога на добавленную стоимость, платы за пользование земельными участками. Сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет, уменьшается на 70%. Режим фактически применяется с 1998 г. С 2009 г. льгота по налогам, в части которых применяется режим, уменьшена с 80 до 70%.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |