|
|
|
ЗАКОН
О культуре (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.01.2012 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 10 июля 2012 года
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, распространения и использования культуры в Республике Казахстан и определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы государственной политики в области культуры.
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.05.10 г. № 280-IV (введены в действие с 3 декабря 2010 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 18.01.12 г. № 546-IV (введен в действие по истечении тридцати календарных дней после первого официального опубликования) (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) обязательный бесплатный экземпляр издания - подлежащий передаче производителями в национальные библиотеки в целях сохранения культурного наследия народа Казахстана экземпляр издания (текстовые, нотные, электронные, картографические, изоиздания), прошедшего редакционно-издательскую обработку, имеющего выходные данные; 1-1) кинематографическая организация - юридическое лицо, основными видами деятельности которого являются: производство фильма и (или) кинолетописи, прокат фильма, показ фильма, восстановление фильма, техническое обслуживание кинозала, изготовление киноматериалов, выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии, хранение фильма, исходных материалов фильма и (или) кинолетописи; 1-2) кинолетопись - съемки документальных сюжетов, отражающих характерные (преимущественно уходящие) особенности времени, места, обстоятельств, и рассчитанных в перспективе на производство фильма; 1-3) художественные ценности - произведения культуры, литературы и искусства, созданные в результате творческой деятельности; 2) отраслевая система поощрения — форма морального стимулирования работников культуры, литературы и искусства за вклад в развитие отрасли; 3) культурное наследие народа Республики Казахстан — совокупность культурных ценностей, имеющих государственное значение, исключительно принадлежащих Республике Казахстан без права их передачи иным государствам; 4) культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и направленных на гармоничное развитие личности, воспитание патриотизма и удовлетворение эстетических потребностей и интересов граждан Республики Казахстан; 5) работник культуры — физическое лицо, профессиональная деятельность которого связана с сохранением, развитием, распространением, использованием культурных ценностей и приобщением к ним граждан; 6) социально значимые мероприятия в области культуры — мероприятия по проведению памятных и юбилейных дат, дней культуры, фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и увековечение памяти видных деятелей государства на республиканском уровне и за рубежом; 7) деятельность в области культуры — деятельность государственных органов, юридических лиц и граждан по созданию, возрождению, сохранению, развитию, распространению и использованию культурных ценностей, а также приобщению к ним граждан; 8) государственная политика в области культуры — комплекс мер, принимаемых государственными органами, направленных на создание, возрождение, сохранение, развитие, распространение и использование культурных и духовных ценностей; 9) уполномоченный орган в области культуры (далее уполномоченный орган) — центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области культуры; 10) организации культуры — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, основным предметом деятельности которых является осуществление деятельности в области культуры; 11) аттестация работников государственных организаций культуры — процедура, проводимая в целях определения соответствия уровня квалификации работников государственных организаций культуры квалификационным требованиям; 12) культурные ценности — предметы культурного наследия светского и религиозного характера, а также иные ценности, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение; 13) субъекты культурной деятельности — государственные органы, юридические лица и граждане, участвующие в деятельности в области культуры; 14) национальное культурное достояние — культурные ценности, имеющие особое значение для истории и культуры страны, включенные в Государственный реестр объектов национального культурного достояния; 15) особый режим объектов национального культурного достояния — меры, принимаемые государством по сохранению, содержанию, восстановлению, охране и использованию объектов историко-культурного наследия; 16) Государственный реестр объектов национального культурного достояния — перечень национального культурного достояния, имеющий особое значение для истории и культуры страны (далее — Государственный реестр); 16-1) фильм - аудиовизуальное произведение, созданное в любой форме и различных жанрах на основе творческого замысла, состоящее из изображения, звукового сопровождения, зафиксированных на кинопленке, магнитной пленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров, и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических средств; 16-2) дублирование фильма - творческая и производственная деятельность, состоящая в синхронном воссоздании языковой части звукового ряда фильма на другом языке путем перевода, который отвечает слоговой артикуляции действующих лиц; 16-3) Государственный фонд фильмов - юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, осуществляющее хранение национальных фильмов, фильмов совместного производства, а также их исходных материалов; 16-4) Государственный реестр фильмов - перечень фильмов, прокат и публичный показ (демонстрация) которых осуществляются на территории Республики Казахстан; 16-5) прокат фильма - распространение фильма способами, не запрещенными законами Республики Казахстан, в целях публичного показа (демонстрации), распространения на телеканалах (за исключением иностранных телеканалов), сдачи в аренду, а также реализации; 16-6) тиражирование фильма - изготовление одной или более копий фильма (тираж) на любом виде носителя и в формате оригинала в целях распространения; 16-7) производство фильма - процесс реализации творческого замысла автора, в результате которого создается аудиовизуальное произведение; 17) творческий работник — физическое лицо, чья профессиональная или любительская творческая деятельность направлена на создание художественных ценностей, воспроизведение или интерпретацию (перевод) произведения литературы и искусства; 18) творческая деятельность — деятельность, направленная на создание художественных ценностей или интерпретацию (перевод) произведений литературы и искусства в любой форме и любым способом; 19) творческий союз — общественное объединение профессиональных творческих работников одного или нескольких жанров культуры, создаваемое на основе их индивидуального членства.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о культуре 1. Законодательство Республики Казахстан о культуре основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.05.10 г. № 280-IV (введены в действие с 3 декабря 2010 года) (см. стар. ред.) Статья 3. Принципы государственной политики в области культуры Основными принципами государственной политики Республики Казахстан в области культуры являются: 1) государственная поддержка культуры, сохранение и развитие культурного наследия народа Казахстана; 2) обеспечение прав и свобод граждан Республики Казахстан в области культуры; 3) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.05.10 г. № 280-IV (введено в действие с 3 декабря 2010 года) (см. стар. ред.) 4) охрана исторического и культурного наследия и обеспечение преемственности в их развитии; 5) развитие культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, как одного из факторов сохранения целостности и взаимообогащения казахской национальной культуры; 6) создание правовых гарантий для сохранения исторического наследия казахского народа и этнических диаспор, развития и воспроизводства творческого потенциала общества; 7) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.05.10 г. № 280-IV (введено в действие с 3 декабря 2010 года) (см. стар. ред.) 8) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.05.10 г. № 280-IV (введено в действие с 3 декабря 2010 года) (см. стар. ред.) 9) формирование конкурентной среды между субъектами культурной деятельности; 10) обеспечение интеграции культуры народа Казахстана в мировое культурное пространство.
В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.05.10 г. № 280-IV (введены в действие с 3 декабря 2010 года) (см. стар. ред.) Статья 4. Основные задачи государства в области культуры Основными задачами государства в области культуры являются: 1) реализация государственной политики в области культуры; 2) принятие мер, направленных на возрождение, сохранение, развитие и распространение культуры народа Республики Казахстан; 3) создание условий для патриотического и эстетического воспитания граждан путем приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; 4) обеспечение свободного доступа к культурным ценностям; 5) установление минимальных государственных стандартов культурного обслуживания населения; 6) обеспечение развития инфраструктуры и укрепление материально-технической базы государственных организаций культуры; 7) обеспечение поддержки талантливых личностей; 8) принятие мер по недопущению в области культуры пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия; 9) препятствие незаконному вывозу и ввозу, незаконной передаче правомочий собственника на культурные ценности, принятие мер к их возврату из любого незаконного владения; 10) создание условий для международного сотрудничества в области культуры; 11) обеспечение реализации прав граждан на охрану и развитие национальной и культурной самобытности, включая свободу участия в национально-культурных объединениях, создание организаций культуры, участие в расширении культурных связей с соотечественниками за рубежом в соответствии с законами Республики Казахстан.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) Статья 5. Государственное управление деятельности в области культуры 1. Государственное управление в области культуры осуществляется Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, уполномоченным органом и местными исполнительными органами. 2. Государственные органы в пределах своей компетенции участвуют в реализации государственной политики в области культуры.
В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.05.10 г. № 280-IV (введены в действие с 3 декабря 2010 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области культуры, а также международных культурных связей; 2) утверждает отраслевые (секторальные) программы развития культуры; 3) издает нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в области культуры; 4) утверждает порядок и условия присвоения статуса «Академический» государственным организациям культуры, отдельным профессиональным художественным и творческим коллективам; 5) определяет правила оказания платных услуг государственными учреждениями в области культуры; 6) утверждает порядок и условия ведения Государственного реестра объектов национального культурного достояния; 7) утверждает правила выдачи разрешений на вывоз и ввоз культурных ценностей; 8) принимает решение по созданию, реорганизации и ликвидации государственных организаций культуры; 9) учитывает в программах социально-экономического развития приоритетные направления в области культуры; 10) устанавливает порядок и правила присуждения государственных стипендий в области культуры; 11) представляет на утверждение Президента Республики Казахстан порядок и условия присвоения статуса «Национальный» государственным организациям культуры, отдельным профессиональным художественным, творческим коллективам; 12) устанавливает порядок проведения экспертизы культурных ценностей, вывозимых и ввозимых в Республику Казахстан; 13) утверждает минимальные государственные нормативы сети организаций культуры и типовые штаты государственных организаций культуры областного, города республиканского значения, столицы, районного, городов областного значения, сельского уровней; Подпункт 14 в редакции Закона РК от 27.05.10 г. № 280-IV введен в действие с 1 января 2011 года 14) утверждает порядок выдачи прокатного удостоверения на фильм; 15) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.05.10 г. № 280-IV (введены в действие с 3 декабря 2010 года) (см. стар. ред.) Статья 7. Компетенция уполномоченного органа 1) разрабатывает и реализует государственные и отраслевые (секторальные) программы, создает условия для развития культуры народа Республики Казахстан; 2) разрабатывает, утверждает и реализует научные программы в области культуры; 3) в пределах своей компетенции разрабатывает, утверждает нормативные правовые акты по вопросам культуры; 4) осуществляет научно-методическое обеспечение и межотраслевую координацию деятельности в области культуры; 5) обеспечивает соблюдение особого режима объектов национального культурного достояния; 6) организует на территории Республики Казахстан мероприятия по учету, охране, консервации, реставрации и использованию памятников истории, материальной и духовной культуры, а также по увековечению памяти видных деятелей культуры страны и ведет Государственный реестр объектов национального культурного достояния; 7) поддерживает и координирует деятельность государственных организаций культуры республиканского значения по развитию театрального, музыкального искусства, кинематографии, библиотечного и музейного дела, обеспечивает деятельность республиканских государственных учреждений в области культуры; 8) вносит предложения по созданию, реорганизации и ликвидации государственных организаций культуры; 9) осуществляет проведение социально значимых мероприятий в области культуры; 9-1) формирует, размещает и контролирует издание литературы на республиканском уровне, а также создание национальных фильмов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках; 10) вносит предложения о присвоении деятелям культуры и искусства почетных званий и государственных наград Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 10-1) вносит предложения о награждении творческих коллективов Почетной грамотой Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 11) разрабатывает и утверждает отраслевую систему поощрения; 12) учреждает национальные (республиканские) и международные конкурсы и фестивали, премии и призы в различных сферах творческой деятельности; 12-1) разрабатывает и утверждает типовые правила проведения республиканских конкурсов и фестивалей; 13) определяет жанровую принадлежность и род деятельности подведомственных государственных организаций культуры; 14) разрабатывает и утверждает типовые квалификационные требования к категориям работников государственных организаций культуры; 15) утверждает правила аттестации работников государственных организаций культуры; 16) проводит аттестацию республиканских организаций культуры; 17) организует систему переподготовки и повышения квалификации всех категорий работников культуры; 18) осуществляет и координирует деятельность в сфере международного культурного сотрудничества; 19) утверждает порядок выдачи сертификата, подтверждающего статус творческого работника; 20) утверждает порядок формирования и содержания музейного фонда Республики Казахстан; 21) утверждает положения о художественно-экспертных советах; 22) в установленном порядке выдает разрешение на временный вывоз и ввоз культурных ценностей; 23) утверждает Положение об экспертной комиссии по вывозу и ввозу культурных ценностей; 24) осуществляет взаимодействие с общественными организациями по реализации государственной и отраслевых (секторальных) программ; 25) в пределах своей компетенции координирует деятельность организаций культуры республики (сельских, поселковых, районных, городских, областных, республиканских), осуществляет взаимодействие с творческими союзами и другими организациями независимо от форм собственности по вопросам культуры; 26) разрабатывает программы, нацеленные на поиск и поддержку талантливой молодежи и перспективных творческих коллективов; 27) координирует репертуарную политику в сфере музыкального и театрального искусства; 28) разрабатывает и утверждает положение и порядок присвоения звания «Народный» (образцовый) коллективам художественной самодеятельности; 29) создает экспертную комиссию по особому режиму объектов национального культурного достояния; 30) содействует развитию культурных связей с соотечественниками; Подпункты 31 и 32 в редакции Закона РК от 27.05.10 г. № 280-IV введены в действие с 1 января 2011 года 31) ведет Государственный реестр фильмов; 32) выдает прокатные удостоверения на фильмы и отзывает их в судебном порядке; 33) рассматривает предложения руководителей республиканских государственных организаций культуры, а также руководителей местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы о присвоении статуса «Академический» государственным организациям культуры и отдельным профессиональным художественным, творческим коллективам, и вносит предложения Правительству Республики Казахстан о присвоении статуса «Академический» государственным организациям культуры и отдельным профессиональным художественным, творческим коллективам; 34) вносит предложения Правительству Республики Казахстан о присвоении статуса «Национальный» государственным организациям культуры и отдельным профессиональным художественным, творческим коллективам; Подпункт 35 в редакции Закона РК от 27.05.10 г. № 280-IV введен в действие с 1 января 2011 года 35) разрабатывает и утверждает критерии определения индекса фильма; Статья 7 дополнена подпунктом 35-1 в соответствии с Законом РК от 12.01.12 г. № 537-IV 35-1) согласовывает либо отказывает в согласовании обозначений, являющихся достоянием истории и культуры Республики Казахстан, для использования их в качестве товарного знака и знака обслуживания физических или юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; 36) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан.
В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.03.10 г. № 258-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 27.05.10 г. № 280-IV (введены в действие с 3 декабря 2010 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) Статья 8. Компетенция местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы Местный исполнительный орган области, города республиканского значения и столицы: 1) разрабатывает региональные программы развития в области культуры и обеспечивает их исполнение; 2) создает, реорганизует, ликвидирует государственные организации культуры области, города республиканского значения и столицы в сфере театрального, музыкального и киноискусства, культурно-досуговой деятельности, библиотечного и музейного дела, а также осуществляет координацию их деятельности; 3) поддерживает и координирует деятельность государственных организаций культуры области, города республиканского значения и столицы по развитию театрального, музыкального и киноискусства, культурно-досуговой деятельности и народного творчества, библиотечного и музейного дела, обеспечивает деятельность учреждений области, города республиканского значения и столицы в области культуры; 4) организует проведение областных (региональных) смотров, фестивалей и конкурсов в различных сферах творческой деятельности; 4-1) вправе организовывать проведение республиканских конкурсов и фестивалей в различных сферах творческой деятельности по согласованию с уполномоченным органом; 5) организует работу по учету, охране, консервации и реставрации, а также использованию памятников истории, материальной и духовной культуры области, города республиканского значения и столицы, а также увековечению памяти видных деятелей культуры страны; 6) создает экспертную комиссию по вывозу и ввозу культурных ценностей; 7) осуществляет мониторинг деятельности организаций культуры, расположенных на соответствующей территории, и предоставляет в уполномоченный орган информацию, а также статистические отчеты установленной формы; 8) осуществляет проведение зрелищных культурно-массовых мероприятий на уровне области, города республиканского значения и столицы; 9) проводит аттестацию государственных организаций культуры области, города республиканского значения и столицы; 10) в пределах своей компетенции осуществляет управление коммунальной собственностью в области культуры; 10-1) назначает руководителя управления культуры области, города республиканского значения и столицы по согласованию с уполномоченным органом; 11) выступает заказчиком по строительству, реконструкции и ремонту объектов культурного назначения области, города республиканского значения и столицы; 12) организует работу по сохранению историко-культурного наследия, содействует развитию исторических, национальных и культурных традиций и обычаев; 13) в установленном порядке выдает сертификаты, подтверждающие статус творческого работника; 14) присваивает одной из государственных библиотек области, города республиканского значения, столицы статус «Центральная»; 15) осуществляет в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.05.10 г. № 280-IV (введены в действие с 3 декабря 2010 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) Статья 9. Компетенция местного исполнительного органа района, города областного значения Местный исполнительный орган района, города областного значения: 1) создает государственные организации культуры района, города областного значения в сфере театрального, музыкального и киноискусства, библиотечного и музейного дела, культурно-досуговой работы, а также осуществляет поддержку и координацию их деятельности; 2) организует работу по учету, охране и использованию памятников истории, материальной и духовной культуры местного значения; 3) осуществляет проведение зрелищных культурно-массовых мероприятий района, города областного значения, а также смотров, фестивалей и конкурсов среди любительских творческих объединений; 4) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.05.10 г. № 280-IV (введено в действие с 3 декабря 2010 года) (см. стар. ред.) 5) проводит аттестацию государственных организаций культуры района, города областного значения; 6) в пределах своей компетенции осуществляет управление коммунальной собственностью в области культуры; 7) выступает заказчиком по строительству, реконструкции и ремонту объектов культурного назначения района, города областного значения; 8) поддерживает и оказывает содействие в материально-техническом обеспечении государственных организаций культуры; 9) присваивает одной из государственных библиотек района, города областного значения статус «Центральная»; 10) осуществляет в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
Закон дополнен статьей 9-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.10 г. № 372-IV Статья 9-1. Соблюдение правил обеспечения безопасности граждан при проведении зрелищных культурно-массовых мероприятий 1. Объекты и сооружения, предназначенные для проведения зрелищных культурно-массовых мероприятий, должны соответствовать правилам эксплуатации сооружений и пожарной безопасности. 2. В случае обнаружения нарушений требований правил эксплуатации сооружений и пожарной безопасности, осложняющих обеспечение безопасности граждан и участников, в том числе в части ветхости несущих конструкций трибун, размещения в подтрибунных помещениях горюче-опасных веществ и материалов, отсутствия аварийного освещения и путей эвакуации, отсутствия или неисправности средств противопожарной защиты, а также нарушения правил монтажа и эксплуатации электрооборудования, могущих привести к возникновению пожара, местные исполнительные органы по представлению, вносимому органами по чрезвычайным ситуациям самостоятельно либо по инициативе органов внутренних дел, запрещают проведение зрелищных культурно-массовых мероприятий до устранения выявленных нарушений условий безопасности. 3. Организаторы зрелищных культурно-массовых мероприятий, проводимых в не предназначенных специально для этих целей местах (стадионы, зоны отдыха, парки, скверы, площади, улицы), не позднее десяти дней до проведения мероприятия обязаны информировать местные исполнительные органы о предполагаемом количестве зрителей, за день - о количестве проданных билетов, выданных пропусков, в том числе на автотранспорт, а также мест парковок для специальной техники органов внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям и здравоохранения.
Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.05.10 г. № 280-IV (введены в действие с 3 декабря 2010 года) (см. стар. ред.) Статья 10. Права граждан на творческую деятельность в области культуры 1. Граждане имеют право на творческую деятельность в соответствии со своими способностями путем самостоятельного выбора сферы их приложения, форм реализации и получения профессионального образования. Занятие творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. 2. Гражданам обеспечивается право на приобщение к культурным ценностям. Ограничение этого права может определяться только особым режимом объектов национального культурного достояния. 3. Профессиональные и непрофессиональные (любительские) творческие работники равноправны в области прав на интеллектуальную собственность, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства. Профессиональная и непрофессиональная (любительская) творческая деятельность граждан осуществляется на коллективной или индивидуальной основе. 4. Каждый гражданин имеет право быть собственником культурных ценностей. Приобретение, пользование и распоряжение частной собственностью регулируются законами Республики Казахстан. 5. Каждый гражданин в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеет право вывозить за рубеж и организовывать выставки или иными путями представлять и реализовывать свою творческую деятельность.
В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.05.10 г. № 280-IV (введены в действие с 3 декабря 2010 года) (см. стар. ред.) Статья 11. Обязанности граждан в области культуры Граждане обязаны: 1) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан в области культуры; 2) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, природные ценности; 3) уважать национальную культуру, обычаи, традиции казахского народа и этнических групп, государственный язык и другие языки.
Статья 12. Обязанности государства по обеспечению прав граждан на деятельность в области культуры 1. Государство гарантирует гражданам право на деятельность в области культуры путем обеспечения права на участие в культурной жизни, доступа к культурным ценностям, получения образования по специальностям культуры и искусства. 2. Государственные органы способствуют пропаганде культурного наследия народа Республики Казахстан в средствах массовой информации и организациях культуры.
Глава 4. ПРАВОВОЙ СТАТУС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ, ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ И НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ (ЛЮБИТЕЛЬСКИХ) ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Статья 13. Статус творческого работника 1. Статус творческого работника — члена творческого союза подтверждается этим союзом в соответствии с его учредительными документами. 2. Статус творческого работника, не состоящего в творческих союзах, подтверждается сертификатом. 3. Основанием получения сертификата творческого работника является творческая деятельность кандидата. См. Правила выдачи сертификата, подтверждающего статус творческого работника
Статья 14. Права и обязанности творческого работника и работника культуры 1. Творческий работник имеет право на: 1) защиту информации, разглашение или утрата которой наносит или может нанести ущерб его интересам, связанным с осуществлением творческой деятельности; 2) привлечение к своей деятельности третьих лиц; 3) участие в формировании государственной политики в области культуры; 4) вступление в общественные объединения, ассоциации и союзы по творческим и профессиональным интересам; 5) доступ в архивы, библиотеки, музеи и другие организации культуры для осуществления творческой деятельности. 2. Работник культуры имеет право на: 1) вступление в профессиональные, творческие союзы и другие общественные объединения; 2) обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности; 3) повышение квалификационного уровня за счет государственного бюджета или работодателя, если является работником негосударственной организации культуры; 4) переподготовку за счет средств государственного бюджета или работодателя; 5) доплату и надбавки в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 3. Творческий работник и работник культуры при осуществлении своей деятельности обязаны соблюдать требования законодательства Республики Казахстан.
Статья 15. Социальная защита творческих работников и работников культуры 1. Социальная защита и страхование творческих работников и работников культуры, деятельность которых связана с вредными (особо вредными) условиями труда, повышенным риском и угрозой профессиональных заболеваний, а также их пенсионное обеспечение осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных законами Республики Казахстан. 2. В целях государственной поддержки творческих работников и работников культуры, удостоенных почетных званий и государственных наград Республики Казахстан, а также особо одаренных молодых творческих работников учреждаются государственные стипендии в области культуры в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.05.10 г. № 280-IV (введены в действие с 3 декабря 2010 года) (см. стар. ред.) Статья 16. Творческие союзы 1. Для осуществления творческой деятельности в области культуры, требующей совместных усилий, на основе добровольности могут создаваться творческие союзы. 2. В Республике Казахстан могут создаваться и действовать республиканские, региональные и местные творческие союзы. 3. Республиканским признается творческий союз, имеющий структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории более половины областей Республики Казахстан. 4. Региональными признаются творческие союзы, имеющие структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории менее половины областей Республики Казахстан. 5. Местными творческими союзами признаются творческие союзы, деятельность которых осуществляется на территории одной области, города республиканского значения и столицы. 5-1. Республиканские творческие союзы могут привлекаться к разработке государственных и отраслевых (секторальных) программ развития в области культуры. Региональные и местные творческие союзы могут привлекаться к разработке региональных программ развития в области культуры. 6. Отношения творческих союзов с международными творческими организациями регулируются законами, а также международными договорами Республики Казахстан. 7. Создание, реорганизация и ликвидация творческих союзов осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
Статья 17. Членство в творческом союзе 1. Право вступления в творческий союз имеет творческий работник, отвечающий требованиям, установленным уставом творческого союза. 2. Требования, предъявляемые уставом творческого союза к кандидатам и членам, не должны ущемлять имущественные и неимущественные права граждан, должны содействовать объединению в его составе наиболее квалифицированных представителей соответствующих творческих профессий, повышению их профессионального и творческого роста.
Статья 18. Непрофессиональные (любительские) творческие объединения и коллективы Непрофессиональные (любительские) творческие объединения и коллективы создаются по инициативе граждан, общественных объединений, организаций культуры, местных представительных и исполнительных органов и функционируют в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Статья 19. Организация деятельности в области культуры Деятельность в области культуры осуществляется посредством создания, пропаганды, распространения, предоставления в пользование и охраны культурных ценностей физическими и юридическими лицами, путем обеспечения функционирования театров, филармоний, оркестров, цирков, студий, школ, мастерских, исполнительских коллективов, музеев, библиотек, художественных салонов и галерей, кинотеатров и киноустановок, культурно-досуговых организаций, исследовательских и реставрационных центров, культурно-исторических центров, историко-культурных и природных заповедников, зон и других организаций культуры.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |