|
|
|
Рекомендация CM/Rec(2011)7
(Принята Комитетом министров 21 сентября 2011 года на 1121-ом заседании постоянных представителей министров)
Введение
Задачи СМИ
1. С момента своего появления как средства массовой коммуникации, СМИ были наиболее важным инструментом для свободы выражения мнения в общественной сфере, поскольку они позволяли людям осуществлять свое право на то, чтобы искать и получать информацию. Средства массовой информации стимулируют и обеспечивают пространство для общественных обсуждений. СМИ представляют комментарии и мнения в качестве части политического диалога, способствуют определению политической повестки дня и формированию общественного мнения, и зачастую они стремятся продвигать определенные ценности. СМИ содействуют надзору за государственными и политическими делами и частными или связанными с бизнесом вопросами, тем самым повышая уровень транспарентности и подотчетности. Кроме того, СМИ предоставляют возможность для распространения информации и взглядов в сфере образования, досуга, культуры и художественного творчества. Средства массовой информации играют также и важную роль в экономике, создавая рабочие места и принося прибыль.
СМИ и демократия
2. Свобода выражения мнения, в частности, право на то, чтобы искать, распространять и получать информацию, а также связанная с этим свобода СМИ, необходимы для подлинной демократии и демократических процессов. В демократическом обществе люди должны иметь возможность вносить свой вклад и участвовать в процессах принятия решений, которые их касаются. Это относится к моделям управления на местном, национальном или международном уровне, а также к другим конкретным сообществам. В этих условиях демократическое правление должно пониматься в широком плане, как включающее процессы, связанные с частными вопросами или вопросами, относящимися к бизнесу, и при этом как имеющие общественное значение или затрагивающие коллективные интересы. Любое содержание, предоставляемое в СМИ, потенциально влияет на общество, независимо от той ценности, которая придается такому содержанию. Властью средств массовой информации могут и злоупотреблять, особенно в условиях сильной концентрации СМИ, при этом в ущерб плюрализму и демократии.
Стандарты и нормы, регулирующие СМИ
3. Все государства-члены Совета Европы приняли на себя обязательство обеспечивать каждому, находящемуся под их юрисдикцией, основное право на свободу выражения мнения и информацию, в соответствии со статьей 10 Европейской конвенции о защите прав человека («Конвенция», СЕД № 5). Такое право не является абсолютным; оно сопровождается обязанностью и ответственностью, а также может быть предметом ограничений в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Конвенции. 4. Исторически нормы, регулирующие СМИ, обосновывались и определялись с учетом потенциально высокого влияния средств массовой информации на общество и на индивидуальные права; регулирование было также средством управления ограниченными ресурсами в общественных интересах. Учитывая важность СМИ для демократии, они были предметом масштабной нормотворческой деятельности Совета Европы. Задача состояла в том, чтобы обеспечить самый высокий уровень защиты свободы СМИ и предоставить рекомендации об обязанностях и ответственности. Любое регулирование, являясь формой вмешательства, должно соответствовать требованиям, изложенным в статье 10 Европейской конвенции о защите прав человека, а также тем нормам, которые вытекают из соответствующей прецедентной практики Европейского суда по правам человека.
Развитие медийной экосистемы
5. Развитие информационно-коммуникационных технологий и их применение в массовых коммуникациях привело к значительным изменениям в медийной экосистеме, в широком смысле охватывающей всех участников и факторы, взаимодействие которых позволяет СМИ функционировать и выполнять свою роль в обществе. Это обеспечило новые возможности для распространения контента в широком масштабе, причем зачастую по значительно более низкой цене и при меньшем уровне технических и профессиональных требований. Новые формы включают беспрецедентные уровни взаимодействия и участие пользователей, предоставляя новые возможности для демократической гражданственности. Новые системы способствуют также участию пользователей в творческом процессе и в распространении информации и контента, затушевывая тем самым границы между государственными и частными формами коммуникаций. Присущие СМИ формы редакционной практики стали более многообразными, приобретая новые формы и процедуры и приводя к новым результатам. 6. С учетом этих изменений в медийной экосистеме, функционирование и существование традиционных участников в сфере СМИ, а также их экономические модели и профессиональные стандарты, в настоящее время дополняются или заменяются другими участниками. Эти новые участники взяли на себя такую роль в процессе производства и продажи медийных услуг, которую до последнего времени выполняли только (или большей частью) традиционные организации в сфере СМИ; это включает агрегаторов контента, конструкторов способов применения и пользователей, которые также стали производителями контента. Ряд «посредников» или «вспомогательных» структур, часто связанных с информационно-коммуникационным сектором, включая тех, кто служит размещающей структурой или проводным каналом (например, в отношении инфраструктуры, сети или операторов платформ), имеют важнейшее значение для распространения цифровых СМИ и доступа к ним населения. Услуги, предоставляемые этими новыми участниками, стали важнейшими проводниками в получении информации, при этом, иногда, посредники или вспомогательные структуры становятся «диспетчерами» или теми игроками, которые берут на себя активную роль в редакционных процессах в сфере массовых коммуникаций. Такие услуги дополняют или, в некоторых случаях, частично заменяют традиционных участников сферы СМИ в отношении подобного рода функций. Роли каждого из участников могут с легкостью меняться или развиваться, ритмично и непрерывно. Кроме того, некоторые структуры разработали такие услуги или способы применения, которые обеспечили им доминирующую позицию на национальном уровне или даже во всемирном масштабе.
Новое понятие СМИ, которое требует градуированного и дифференцированного подхода
7. Несмотря на изменения в этой экосистеме, роль СМИ в демократическом обществе, в сочетании с дополнительными инструментами (в частности, на основе взаимодействия и участия), не изменилась. Исходя из этого, политика в сфере СМИ должна в полной мере учитывать эти и будущие трансформации, предлагая при этом такое определение СМИ, которое подходит к подобной меняющейся и многомерной реальности. Всем участникам - как новым, так и традиционным, - которые действуют в этой медийной экосистеме, необходимо предложить такие рамки политики, которые гарантировали бы должный уровень защиты и обеспечивали бы ясное изложение их обязанностей и ответственности, в соответствии со стандартами Совета Европы. Реагирование на ситуацию должно быть градуированным и дифференцированным, с учетом той роли, которую играют службы СМИ в производстве контента и в процессах распространения. Следует уделять внимание и потенциальным формам вмешательства в должное функционирование СМИ или их экосистемы, в том числе путем косвенного воздействия на экономическую или операционную инфраструктуру СМИ. Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15.b Устава Совета Европы, рекомендует, чтобы государства-члены: - приняли новое, широкое понятие СМИ, которое включает всех участников, связанных с производством и распространением, среди потенциально большого количества людей, контента (например, информации, анализа, комментариев, мнений, образования, культуры, искусства и досуга в печатной, аудио, визуальной, аудиовизуальной или иной форме) и способы применения, которые направлены на то, чтобы содействовать интерактивным массовым коммуникациям (например, в социальных сетях) или другой основанной на контенте широкомасштабной интерактивной деятельности (например, игры в режиме «он-лайн»), при этом сохраняя (во всех этих случаях) редакционный контроль или надзор над контентом; - осуществлять надзор в рамках потребности в регулировании в отношении всех участников, предоставляющих услуги или продукцию в медийной экосистеме, для того чтобы гарантировать право людей на поиск, получение и распространение информации, в соответствии со статьей 10 Европейской конвенции о защите прав человека, а также распространять на этих участников соответствующие гарантии в отношении вмешательства, которое может в ином случае иметь отрицательные последствия на права, предусмотренные в статье 10, в том числе в связи с ситуациями, способными привести к необоснованному самоограничению или самоцензуре; - применять критерии, изложенные в Приложении к настоящей Резолюции, при рассмотрении градуированного и дифференцированного подхода к участникам, подпадающим под новое определение СМИ, основанное на соответствующих стандартах Совета Европы в области средств массовой информации, учитывая при этом их особые функции в медийном процессе и их потенциальное влияние и значение при обеспечении или укреплении эффективного управления в демократическом обществе; - вступить в диалог со всеми участниками медийной экосистемы для того, чтобы они были должным образом проинформированы о существующих правовых рамках; предлагать традиционным и новым СМИ обмениваться эффективной практикой и, если целесообразно, консультироваться друг с другом для разработки инструментов саморегулирования, в том числе кодексов поведения, которые учитывали бы или должным образом включали общепринятые нормы для СМИ и работы журналистов; - принимать стратегии по продвижению, развитию или обеспечению должного уровня оказания общественных услуг, таким образом, чтобы гарантировать удовлетворительный уровень плюрализма, многообразия контента и выбора для потребителей, а также обеспечивать тщательный надзор или мониторинг меняющейся ситуации; - продолжать проявлять внимание к ситуациям сильной концентрации в медийной экосистеме, что может привести к злоупотреблениям в отношении возможностей участника формировать общественное мнение или выбор людей, или влиять на них, что в свою очередь может иметь потенциально отрицательные последствия с точки зрения управления и, в более конкретном плане, для политического плюрализма и демократических процессов, особенно учитывая то, что новые типы услуг, способов применения или платформ в этой связи приобретают все большую актуальность; - принимать меры, индивидуально или коллективно, для продвижения таких подходов на соответствующих международных форумах.
Приложение к Рекомендации CM/Rec(2011)7
Критерии для идентификации СМИ и методологические принципы градуированного и дифференцированного подхода
Введение
1. Демократия и свобода выражения мнения требуют от государств-членов воздерживаться от необоснованного вмешательства в сфере СМИ. Государства-члены должны также принимать инициативные меры по продвижению свободы, независимости, плюрализма и многообразия в СМИ и защищать те виды деятельности, которые обеспечивают соответствующее функционирование медийной экосистемы, понимаемой в широком смысле как охватывающей всех участников и факторы, взаимодействие которых позволяет СМИ функционировать и выполнять свою роль в обществе. 2. Рамки существующей политики должны быть ясными, а последствия их применения - прогнозируемыми. Это должно быть направлено на защиту и продвижение свободы выражения мнения, многообразие и плюрализм, а также определять обязанности и ответственность всех участников медийной экосистемы, при соблюдении строгих ограничений, предусмотренных в статье 10 Европейской конвенции о защите прав человека, как этому дано толкование в соответствующей прецедентной практике Европейского суда по правам человека. 3. Процесс разработки политики и, что особенно важно, процессы регулирования должны обеспечивать то, чтобы должное внимание уделялось принципу, согласно которому любое регулирование, как форма вмешательства, должно само соответствовать требованиям, изложенным в статье 10 Европейской конвенции о защите прав человека, и тем стандартам, которые вытекают из соответствующей прецедентной практики Европейского суда по правам человека. Поэтому реагирование в сфере регулирования должно отвечать насущным общественным потребностям и, учитывая его весомое влияние, должно быть соразмерным поставленной цели. 4. Совет Европы на протяжении многих лет разработал обширный свод стандартов в отношении СМИ, для того, чтобы оказывать содействие лицам, разрабатывающим медийную политику, в их необходимых усилиях по обеспечению для СМИ той защиты, которая требуется для их должного функционирования, а также в отношении, связанной с этим деятельности в сфере разработки политики и регулирования. Для оказания государствам-членам содействия в выполнении Рекомендации о новом понятии СМИ, в настоящем Приложении рекомендуется, с одной стороны, содействовать выявлению того, действительно ли конкретная деятельность, услуги или участники могут быть отнесены к категории СМИ (Часть I), и, с другой стороны, вдохновлять градуированный и дифференцированный политический подход в отношении разнообразной деятельности, услуг или участников, которые являются частью медийной экосистемы (Часть II). 5. Результат деятельности по изучению положения услуг или участников, с учетом критериев (и индикаторов), должен содействовать определению степени необходимости и масштабов потребностей в сфере разработки политики или регулирования, а также степени применения соответствующих правовых рамок (одновременно и в отношении свобод, и в отношении ответственности). Например, политическое реагирование на СМИ, которые посвящены в основном распространению новостей, может отличаться от отношения к тем СМИ, которые являются платформой для политических дискуссий или для развлечений, или же, в свою очередь, отличаться от простой увязки деятельности коммерческого характера с распространением контента через средства массовой коммуникации. 6. В этих целях, основываясь на существующих стандартах Совета Европы, в Части II политическим руководителям даются рекомендации в отношении того, как применять стандарты в сфере СМИ к деятельности, услугам или участникам процессов в новых средствах массовой информации. В этой же Части предоставляется возможность осуществлять или укреплять подходы, основанные на гендерном равенстве, в ответ на призыв со стороны Комитета министров Совета Европы в его Мадридской декларации «Сделать гендерное равенство реальностью» (12 мая 2009 года), а также призыв, содержащийся в докладе Группы видных деятелей под заголовком «Жить вместе. Сочетание многообразия и свободы в Европе XXI века», представленном Комитетом министров в Стамбуле 10 мая 2011 года. 7. Дифференцированный и градуированный подход требует, чтобы каждый участник, услуги которого определены как СМИ или как посредническая или вспомогательная деятельность, получал преимущества как от соответствующей формы (дифференцированной), так и соответствующего уровня (градуированного) защиты, и чтобы ответственность также разграничивалась в соответствии со статьей 10 Европейской конвенции о защите прав человека и иными соответствующими стандартами, разработанными Советом Европы. 8. Следует также напомнить, что новые или нарождающиеся формы массового распространения контента и доступа к нему, а также соответствующее хранение, обработка и эксплуатация данных, может значительно повлиять на права, защищаемые на основании статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека.
Часть I
Критерии и индикаторы СМИ
Предварительные замечания
9. Руководителям, определяющим политику в сфере СМИ, предлагается учитывать, при анализе того, следует ли рассматривать конкретные виды деятельности, услуг или участников в качестве СМИ, следующие критерии. 10. Ниже изложено шесть критериев, каждый из которых дополняется набором индикаторов, которые позволят политическим руководителям определять СМИ и деятельность в сфере СМИ в новой экосистеме. Степень соблюдения критериев позволит определить, действительно ли новая коммуникационная услуга равноценна СМИ, или даст возможность определить степень влияния посреднической или вспомогательной деятельности на службы СМИ. Индикаторы должны позволить установить, соблюдается ли конкретный критерий, и если да, то в какой степени. Не существует необходимости в наличии всех индикаторов для соблюдения конкретного критерия. Некоторые индикаторы, такие как те, которые связаны с профессиональными стандартами и этикой СМИ, относятся более чем к одному критерию. 11. Аналогичным образом, не все критерии имеют одинаковый вес. Отсутствие некоторых критериев, таких как задача (критерий 2), редакционный контроль (критерий 3) или сфера охвата и распространение (критерий 5), будет скорее исключать возможность рассмотрения определенной структуры в качестве СМИ. Некоторые критерии могут не соблюдаться, такие как намерения (критерий 1) или общественные ожидания (критерий 6), или же могут не быть совершенно очевидными, что не должно автоматически исключать того, что структура не будет рассматриваться как СМИ, но при этом иметь значительный вес, если эти критерии имеются в наличии. 12. При рассмотрении критериев следует учитывать собственные характеристики провайдера услуг и идиосинкразию, а также процесс становления провайдера услуг в качестве СМИ, что может сказываться на том, как осуществляется редакционный контроль (критерий 3) или на собственном восприятии профессионализма (критерий 4). Исходя из этого, все критерии (и индикаторы) должны применяться гибко, то есть толковаться в контексте конкретных ситуаций или реальностей. Новые коммуникационные среды требуют, чтобы им уделялось постоянное внимание, поскольку роль и форма деятельности участников легко меняются и развиваются быстро и непрерывно, что может сказаться на степени соблюдения одного или более критериев и, таким образом, на возможном отнесении определенной структуры к категории СМИ. 13. Общепринятой характеристикой СМИ является их роль в обществе и их влияние на общество и демократические процессы. Такое влияние может рассматриваться как часть ряда нижеперечисленных критериев. Однако, учитывая то, что оценка влияния является весьма субъективной, это не должно рассматриваться как определяющий фактор. Весь контент, предоставляемый СМИ, имеет потенциальное воздействие на общество, независимо от размера затрагиваемой группы населения, и без учета того значения, которое придается этому всем обществом. 14. Результат такого анализа должен приниматься во внимание при определении политики, связанной со СМИ, и при оценке уровня осуществления такой политики, при этом с учетом требований строгой необходимости и минимального уровня вмешательства. Это будет также влиять на то, в какой степени применимы стандарты Совета Европы, связанные со СМИ, и какими будут формы их соблюдения. Все это вызывает необходимость гибкого реагирования, с учетом конкретных обстоятельств ситуации (в частности, дифференцированного) и градуированного, с учетом существующих задач. Такое реагирование должно учитывать и собственные характеристики, и идиосинкразию провайдера, а также процесс становления услуг провайдера в качестве СМИ. 15. Посредники и вспомогательные службы в медийной экосистеме могут отличаться от СМИ, поскольку они могут отвечать некоторым нижеизложенным критериям или индикаторам, но, как правило, они не отвечают некоторым основным критериям, таким как редакционный контроль (критерий 3) или задача (критерий 2). При этом они часто играют важнейшую роль, которая дает им значительные полномочия в области распространения и контроля или надзора над содержанием. В результате этого посредники и вспомогательные службы могут легко играть активную роль в редакционных процессах массовых коммуникаций. Поэтому государства-члены должны тщательно учитывать их в проведении политики в сфере СМИ и уделять особое внимание своим собственным позитивным и негативным обязательствам, вытекающим из статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека. Это может вызывать необходимость дифференцированного политического реагирования на эти службы (с учетом отдельных посредников или вспомогательных служб), принимая во внимание конкретные аспекты ситуации (например, когда их действия могут влиять на плюрализм или на способность СМИ, обслуживаемых данными посредниками или вспомогательными службами, выполнять свою задачу, функционировать нормально или продолжать оказывать свои услуги).
Критерий 1 - Намерение действовать в качестве СМИ
16. Устремление участника является важным фактором в оценке того, следует ли рассматривать самого участника, или некоторые, или все его услуги и продукцию в качестве СМИ. Это также позволяет на первом этапе обеспечить дифференциацию в политике на основе собственного восприятия разными участниками своей деятельности и услуг. 17. Намерение действовать в качестве СМИ может быть выражено субъективными средствами (например, собственным заявлением о работе в качестве СМИ, самоопределением, маркой, заявлением о задаче, заявлением о целях или бизнес-планом, в которых излагаются цели СМИ или журналистики) и могут быть явными или даже официально зарегистрированными (как в случае регистрации бизнеса, когда в уставе компании делается заявление о целях). Эти субъективные индикаторы могут относиться к другим критериям, таким как задача (например, решение распространять регулярно обновляемые новости), редакционный контроль или профессиональные стандарты. 18. Более конкретно, намерение может выражаться в форме утверждения определенной редакционной политики или принятия обязательства соблюдать профессиональные и этические стандарты, которые являются типичными для СМИ. Редакционная политика или обязательства могут быть также выражены в сроках и условиях использования, которые обеспечивают пользователям услуг разъяснения в отношении того типа содержания или поведения, которые приемлемы или неприемлемы для оператора. 19. Может также иметь значение членство в профессиональных организациях СМИ или в тех профессиональных организациях, которые продвигают или укрепляют этические кодексы или добросовестную практику или саморегулирование, связанное с другими формами, которые являются типичными для СМИ, наряду с подбором сотрудников (например, журналистов) для некоторых функций, описанием должностных функций сотрудников, подготовкой или даже выбором профессиональной страховки (например, против обвинения в клевете), предоставляемых этим сотрудникам. 20. Вывод о намерении может быть также сделан из осуществляемых действий (например, создание бизнеса или платформы или набор сотрудников и т.д.) для производства или распространения типичного для широкой аудитории медиаконтента (например, информации, анализа, комментариев, мнений, образования, культуры и досуга в текстовой, аудио, визуальной и аудиовизуальной формах). 21. В новой коммуникационной среде это распространяется на действия, осуществляемые для подготовки, агрегации или отбора (например, через алгоритмы) и распространения вышеизложенного контента среди потенциально большого количества людей через средства массовых коммуникаций. Это также относится к существующим формам применения коллективных совместных пространств в режиме «он-лайн», которые призваны содействовать интерактивным массовым коммуникациям (или массовым коммуникациям в агрегированным виде) или иным формам интерактивного, широкомасштабного и основанного на контенте действия. Это может, в частности, проявляться в средствах, формах или структурах, создаваемых для массовых коммуникаций (например, в виде платформы или широкополосного вещания, обеспечивающего массовый охват). 22. Притом, что само по себе намерение является важным критерием, этого недостаточно для рассмотрения или отношения к участнику или к его службам или продукции в качестве СМИ.
Критерий 2 - Цель и основные задачи СМИ
23. Несмотря на изменения в медийной экосистеме, цель и основная задача (задачи) СМИ остаются в целом без изменений, в частности, когда речь идет о предоставлении или распространении контента среди широких кругов населения и обеспечении пространства для различной интерактивной деятельности. СМИ являются наиболее важным инструментом свободы выражения мнения. 24. Цель и основные задачи СМИ по-прежнему остаются определяющим фактором, прежде всего в отношении их роли в обществе и влияния на общество. Существуют характеристики выбора для выявления СМИ, и они весьма актуальны для разработки политики и процессов регулирования в сфере СМИ. Это является важным инструментом при разработке дифференцированного и градуированного подхода. 25. Стремление оказывать влияние на общественное мнение, что традиционно является одним из основных индикаторов при определении СМИ или связанной с этим деятельности, проявляется в том, что контент ориентирован на темы общественных дискуссий и интересов, а усилия направлены на охват широких кругов населения. Свидетельства такого явления и воздействия на общество могут быть найдены в исследованиях об авторитете СМИ и доверии к ним, а также их способности достигать тех основных задач, которые относятся к демократическим процессам (см. в этом контексте критерии 5 и 6, которые оба связаны со сферой охвата и распространением, а также с ожиданиями населения). 26. Однако оценочные суждения в отношении контента не должны быть определяющим фактором для того, чтобы не рассматривать услуги, деятельность или участников в качестве СМИ. Следует уделять особое внимание риску исключения некоторой деятельности из рассмотрения ее в качестве СМИ из-за инновационных форм такой деятельности, а не с учетом ее основных характеристик. Подготовка, агрегация, подбор и, в некоторых случаях, даже продвижение контента для его широкого распространения - вот что актуально. В зависимости от той степени, в какой соблюдаются критерии, понятие «производители» может отличаться от СМИ (например, в отношении платформ для обмена контентом, подвергаемых лишь облегченному редакционному контролю или модерации по факту публикаций). В этом отношении может быть полезна ссылка на традиционный интерактивный или производимый пользователями контент (например, на основе сотрудничества, участия аудитории, по вызову на связь, в форме викторин или ток-шоу). Это может влиять на то, в какой степени и в каких формах к этой деятельности применяется политика, связанная со СМИ. 27. Новые бизнес-модели уже разрабатывались и, без сомнения, будут разрабатываться и в дальнейшем, с целью привлечения к распространению контента такой деятельности, которая приносит доход. Иногда это занимает главное место в деятельности СМИ, и поэтому было бы полезно определять и распределять по категориям основные медиауслуги и деятельность, а также учитывать политические и нормативные последствия этого. 28. Должным образом необходимо рассматривать на периодической или регулярной основе замену или обновление контента. Этот индикатор СМИ должен применяться осторожно, учитывая важность постоянного или периодического обновления. Кроме того, в новой коммуникационной среде, где пользователи осуществляют значительный контроль над формированием и сроками доступа к контенту, замена или обновление могут быть еще более связаны с опытом пользователей, чем со временем размещения или содержанием самого контента. Это особенно важно в отношении тех услуг, которые связаны с общим пространством «он-лайн», призванным содействовать интерактивным массовым коммуникациям на основе контента в рамках агрегированной или иной широкомасштабной интерактивной деятельности.
Критерий 3 - Редакционный контроль
29. Редакционная свобода или независимость являются важнейшим требованием для СМИ и напрямую связаны со свободой выражения мнения и правом на то, чтобы придерживаться своих взглядов и получать и распространять информацию, как это гарантировано на основании статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека. В ряде существующих стандартов Совета Европы содержатся рекомендации, направленные на сохранение и развитие редакционной свободы или независимости. Обратной стороной медали является собственный редакционный контроль в отношении СМИ или надзор за содержанием и ответственностью за редакционные решения. 30. Редакционный контроль проявляется в собственных решениях участников о своей политики в отношении контента, который будет готовиться или распространяться, а также о том, как его представлять или обрабатывать. Существующие СМИ иногда публикуют изложенную в письменном виде редакционную политику, но это может быть также выявлено и во внутренних инструкциях или критериях отбора или обработки (например, проверки или утверждения) контента. В новой коммуникационной среде редакционная политика может быть закреплена в заявлениях о задачах или в сроках и условиях использования (в которых могут содержаться весьма подробные положения о контенте) или же это может быть выражено неофициально, как обязательство соблюдать некоторые принципы (например, «сетевой этикет», лозунг). 31. Отсутствие заявленного осуществления редакционного контроля со стороны СМИ не должно, само по себе, рассматриваться как свидетельство его реального отсутствия. Редакционный процесс связан с набором регулярных действий и договоренностей, которые составляют информацию для принятия решений в отношении контента. В меняющейся медийной среде имеется много примеров поэтапного развития и укрепления редакционного процесса по мере достижения СМИ зрелости. Так же, как и в отношении существующих СМИ, могут быть разные степени или интенсивность контроля в отношении контента, что может проявляться лишь в связи с его небольшой частью. 32. Редакционный процесс может включать пользователей (например, коллегиальный надзор и анализ запросов), когда окончательные решения принимаются в соответствии с внутренне определенным процессом и связаны с конкретными критериями (реактивная модерация). Новые СМИ часто прибегают к модерации по факту публикации (часто называемой постмодерация) в отношении контента, производимого пользователями, что на первый взгляд может и не быть заметно. Редакционные процессы могут быть также автоматизированными (например, в случае алгоритмов предполагаемого отбора контента или сравнения контента с материалами, связанными с авторским правом). 33. В некоторых случаях редакционный контроль может быть более очевидным в отношении отобранного или продвигаемого контента, или контента, связанного с приносящей доход деятельностью (например, с рекламой), чем в отношении иного контента (например, материалов, подготавливаемых пользователями). В свою очередь, часть контента (например, реклама) может находиться под прямым контролем третьей стороны, в соответствии с агентским соглашением. Существующие СМИ, как правило, прибегают к предварительному редакционному контролю (или предварительной модерации) в отношении некоторых услуг или деятельности (например, печатных СМИ или некоторых видов радио- и телевещания), но не в отношении других (например, в таких форматах, как взаимодействие, участие аудитории, участие по вызову или ток-шоу). 34. Выбор сотрудников, которым доверено производство, заказы, сбор, изучение, обработка или утверждение контента, является надежным индикатором редакционного контроля или надзора. Наличие редакционных коллегий, назначенных контролеров или осуществляющих надзор лиц с редакционными полномочиями, а также процедур реагирования или рассмотрения запросов, или жалоб потребителей в отношении контента - все это весьма полезно в этом контексте. 35 И вновь следует отметить, что различные уровни редакционного контроля сочетаются с разными уровнями редакционной ответственности. Различные уровни редакционного контроля или форм редакционной деятельности (например, регулирование на предварительном этапе, по сравнению с регулированием на последующем этапе) вызывают необходимость разных форм реагирования и почти наверняка лучше всего обеспечат градуированный подход в этом реагировании. 36. Соответствующим образом, провайдер посреднических или вспомогательных услуг, который вносит свой вклад в функционирование СМИ или в доступ к ним, но который не осуществляет - или не должен осуществлять - сам редакционный контроль и поэтому несет ограниченную редакционную ответственность или никакой такой ответственности, не должен рассматриваться в качестве СМИ. Однако их деятельность может быть актуальной в контексте СМИ. Тем не менее, действия, осуществляемые провайдерами посреднических или вспомогательных услуг, в результате правовых обязательств (например, изъятие контента на основании судебного постановления), не должна рассматриваться в качестве редакционного контроля в том смысле, как это изложено выше.
Критерий 4 - Профессиональные стандарты
37. На протяжении длительного времени СМИ завоевали доверие благодаря компетентности и профессионализму своих сотрудников, в частности журналистов. Коллективным образом они выражали свою приверженность сохранению своих ценностей в многочисленных заявлениях, хартиях и кодексах, которые они стремятся продвигать во всей этой сфере и передавать своим коллегам, в частности, новичкам в этой профессии. Конкретные средства массовой информации усиливали такой подход благодаря принятию внутренних кодексов практических действий, норм, регулирующих поведение сотрудников, или инструкций и норм в отношении процедур и стиля. Саморегулирование также свидетельствует о важности СМИ и журналистики для наших обществ, прежде всего для демократии. 38. В каких бы формах это ни выражалось, соблюдение собственных этических норм, профессиональной этики и стандартов является сильным индикатором СМИ; стандарты, часто упоминаемые в этом контексте, - это правдивость, ответственность, свобода выражения мнения и СМИ, равенство, справедливость и журналистская независимость. В новых СМИ наличие этого критерия может быть менее очевидно, однако это можно выявить в заявлениях о задачах, в нормах, регулирующих поведение сотрудников, а также в постановлениях и условиях пользования. Определенное значение могут иметь подбор сотрудников, доверяемые им задачи, рекомендации в отношении их работы или их профессиональная карьера или навыки.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |