|
|
|
Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 416-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.02.2012 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 8 января 2013 года
Заголовок и преамбула изложены в редакции Закона РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) По тексту слова «террористической акции», «террористических акций», «террористических акциях», «террористическую акцию» заменены словами «акта терроризма», «актов терроризма», «актах терроризма», «акт терроризма» в соответствии с Законом РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.)
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон устанавливает основные принципы, цели, правовые и организационные основы противодействия терроризму, профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма, а также обязанности и права человека и гражданина, гарантии их соблюдения в связи с осуществлением деятельности в сфере противодействия терроризму.
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.02.02 г. № 295-II (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) подразделения специального назначения - группы специалистов, сформированные для осуществления противодействия терроризму; 2) заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое с целью понуждения государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия, как условие освобождения лица, захваченного и (или) удерживаемого; 3) терроризм - противоправное уголовно наказуемое деяние или угроза его совершения в отношении физических лиц или организаций в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие государственными органами Республики Казахстан, иностранными государствами и международными организациями решений либо с целью прекращения деятельности государственных либо общественных деятелей или из мести за такую деятельность; 4) акт терроризма - совершение или угроза совершения взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранными государствами или международными организациями, а также посягательство на жизнь человека, совершенное в тех же целях, а равно посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; 5) финансирование терроризма (террористической деятельности) - предоставление или сбор денег и (или) иного имущества либо оказание финансовых услуг террористам и (или) террористическим организациям для осуществления террористической деятельности; 6) антитеррористическая операция - комплекс специальных мероприятий с применением физической силы, служебных собак, боевой и иной техники, оружия и специальных средств по предупреждению, пресечению акта терроризма, обезвреживанию террористов, взрывных устройств, обеспечению безопасности физических лиц и организаций, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий акта терроризма. К антитеррористическим операциям также относятся охранные мероприятия по обеспечению безопасности охраняемых лиц, перечень которых установлен Законом Республики Казахстан «О Службе охраны Президента Республики Казахстан»; 7) зона проведения антитеррористической операции - определенные руководителем антитеррористической операции отдельные участки местности или акватории, воздушное пространство, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории, в пределах которых проводится указанная операция; 8) правовой режим антитеррористической операции - особый режим функционирования государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, при котором в зоне проведения антитеррористической операции допускается установление отдельных мер, временных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц на период проведения антитеррористической операции; 9) противодействие терроризму - выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий терроризма; 10) уполномоченный государственный орган по координации деятельности в сфере противодействия терроризму - государственный орган, определяемый Президентом Республики Казахстан и осуществляющий в пределах своих полномочий деятельность в сфере противодействия терроризму; 11) профилактика терроризма - система правовых, организационных, воспитательных, пропагандистских и иных мер, направленных на предупреждение терроризма; 12) террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности; 13) террористическая группа - группа из двух и более лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности; 14) объекты, уязвимые в террористическом отношении, - объекты, перечень которых утверждает уполномоченный государственный орган по координации деятельности в сфере противодействия терроризму; 15) террористическая деятельность - деятельность, направленная на совершение террористических преступлений и включающая в себя любое из нижеуказанных деяний: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию акта терроризма; подстрекательство к акту терроризма; организацию незаконного военизированного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации акта терроризма, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации акта терроризма; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности; 16) террористическая организация - организация, осуществляющая террористическую деятельность либо признающая возможность использования в своей деятельности терроризма, в отношении которой принято и вступило в законную силу решение суда о признании ее террористической; 17) международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая: террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства; гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства; в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств.
Статья 2 изложена в редакции Закона РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о противодействии терроризму 1. Законодательство Республики Казахстан о противодействии терроризму основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Статья 3. Основные принципы и цели противодействия терроризму 1. Противодействие терроризму в Республике Казахстан основывается на следующих основных принципах: 1) приоритете защиты жизни и здоровья, прав лиц, подвергающихся опасности в результате совершения террористических преступлений; 2) соблюдении законности; 2-1) соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности; 3) приоритете предупреждения терроризма; 4) неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности; 5) комплексном использовании профилактических, политических, социально-экономических мер; 6) единоначалии в оперативном руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении антитеррористической операции. 2. Противодействие терроризму в Республике Казахстан осуществляется в целях: 1) выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма; 2) защиты личности, общества и государства от терроризма, 3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Заголовок главы 2 изложен в редакции Закона РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Глава 2. Основы организации противодействия терроризму
Статья 4 изложена в редакции Закона РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.) Статья 4. Общегосударственная система противодействия терроризму 1. Субъектом обеспечения безопасности от посягательств террористов является государство. 2. Президент Республики Казахстан: 1) определяет основные направления государственной политики в сфере противодействия терроризму; 2) определяет уполномоченный государственный орган по координации деятельности в сфере противодействия терроризму; 3) осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан. 3. Правительство Республики Казахстан: 1) организует обеспечение деятельности государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, необходимыми силами, средствами и ресурсами, в том числе при проведении антитеррористических учений; 2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма; 3) определяет порядок организации деятельности в сфере противодействия терроризму в Республике Казахстан; 4) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Казахстан. 4. Уполномоченный государственный орган по координации деятельности в сфере противодействия терроризму: 1) координирует в пределах полномочий деятельность государственных органов в сфере противодействия терроризму и организует их взаимодействие; 2) осуществляет контроль за реализацией государственными органами Республики Казахстан комплекса мер по усилению систем безопасности и готовности к нейтрализации террористических угроз; 3) разрабатывает в пределах полномочий нормативные правовые акты в сфере противодействия терроризму; 4) вносит в установленном порядке в Правительство Республики Казахстан предложения по разработке Государственной программы в сфере противодействия терроризму и осуществляет контроль за ее реализацией; 5) представляет Президенту Республики Казахстан ежегодный доклад о принимаемых мерах по противодействию терроризму, а также осуществляет текущее информирование Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан о террористических угрозах; 6) способствует повышению уровня антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, посредством информирования их руководителей о характере и специфике террористических угроз, разработки рекомендаций по противодействию терроризму и антитеррористической защите, проведения практических учений и реализации иных мер; 7) контролирует состояние антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, и исполнение их руководителями требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Закона; 8) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 5. Государственными органами, осуществляющими противодействие терроризму, являются: 1) Комитет национальной безопасности Республики Казахстан; 2) Министерство внутренних дел Республики Казахстан; 3) Служба охраны Президента Республики Казахстан; 4) Министерство обороны Республики Казахстан; 5) уполномоченный орган по финансовому мониторингу Республики Казахстан; 6) уполномоченный орган в сфере внешней разведки. 6. В деятельности по выявлению, предупреждению и пресечению, профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма в пределах своей компетенции участвуют и другие государственные органы Республики Казахстан.
В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Статья 5. Взаимодействие государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих противодействие терроризму Государственные органы Республики Казахстан, осуществляющие противодействие терроризму, в пределах своей компетенции: 1) взаимодействуют между собой, используя возможности государственных органов и организаций, а также содействие граждан; 2) информируют о фактах и признаках подготовки деяний, подпадающих под определение террористической деятельности и относящихся к компетенции этих государственных органов, и оказывают взаимную необходимую помощь; 3) проводят совместные антитеррористические операции. В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Статья 6. Взаимодействие государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих противодействие терроризму, с органами иностранных государств и международными правоохранительными организациями Государственные органы Республики Казахстан, осуществляющие противодействие терроризму, сотрудничают в сфере противодействия терроризму с органами иностранных государств, международными правоохранительными организациями в соответствии с национальным законодательством и международными договорами, проводят оперативно-розыскные мероприятия на территории Республики Казахстан или иностранных государств в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Республика Казахстан преследует на своей территории по запросу компетентных органов других государств лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от места совершения ими акта терроризма.
Заголовок главы 3 изложен в редакции Закона РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Глава 3. Компетенция государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих противодействие терроризму
В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.02.02 г. № 295-II (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV (см. стар. ред.) Статья 7. Компетенция государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих противодействие терроризму 1. Комитет национальной безопасности Республики Казахстан выявляет, предупреждает, пресекает и расследует преступления, отнесенные законами Республики Казахстан к ведению органов национальной безопасности, а также участвует в проведении антитеррористической операции, обеспечении правового режима антитеррористической операции, а также осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. 2. Министерство внутренних дел Республики Казахстан выявляет, предупреждает, пресекает и расследует террористические преступления, отнесенные законами Республики Казахстан к ведению органов внутренних дел, а также участвует в проведении антитеррористической операции, обеспечении правового режима антитеррористической операции, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 3. Служба охраны Президента Республики Казахстан обеспечивает безопасность Президента Республики Казахстан, иных охраняемых лиц и объектов, подлежащих охране в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Службе охраны Президента Республики Казахстан», а также осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. 4. Министерство обороны Республики Казахстан участвует в обеспечении безопасности воздушного, водного и наземного пространства при проведении антитеррористической операции, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 5. Уполномоченный орган по финансовому мониторингу Республики Казахстан осуществляет финансовый мониторинг в целях противодействия финансированию терроризма, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 6. Уполномоченный орган в сфере внешней разведки осуществляет разведывательную деятельность в целях предотвращения ущерба интересам и безопасности Республики Казахстан со стороны террористических организаций, а также отдельных лиц, исповедующих их принципы и методы действия.
В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Статья 8. Компетенция иных государственных органов Республики Казахстан в противодействии терроризму Государственные органы Республики Казахстан участвуют в противодействии терроризму в пределах своей компетенции посредством разработки и реализации профилактических, режимных и иных мер предупреждения и пресечения актов терроризма, создания и поддержания в необходимой готовности ведомственных систем превентивных мер противодействия совершению террористических преступлений, предоставления финансовых средств, информации, средств транспорта и связи, медицинского оборудования, медикаментов и медицинского обслуживания, материально-технического обеспечения.
Статья 9 изложена в редакции Закона РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Статья 9. Обязательность содействия государственным органам Республики Казахстан в противодействии терроризму 1. Должностные лица государственных органов и организаций Республики Казахстан обязаны оказывать содействие и необходимую помощь государственным органам, осуществляющим противодействие терроризму. 2. Граждане Республики Казахстан обязаны незамедлительно сообщать государственным органам, осуществляющим противодействие терроризму, сведения о готовящемся или совершенном акте терроризма. 3. Предоставление государственным органам информации о готовящихся или совершенных актах терроризма расценивается как исполнение гражданского долга. За информацию, которая помогла предотвратить или пресечь акт терроризма, уполномоченным государственным органом по координации деятельности в сфере противодействия терроризму устанавливается и выплачивается вознаграждение.
Глава 4. Предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности
Статья 10 изложена в редакции Закона РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Статья 10. Предупреждение террористической деятельности 1. На территории Республики Казахстан запрещается: 1) пропаганда терроризма; 2) создание, регистрация и функционирование террористических организаций, а также незаконных военизированных формирований. 2. Органы национальной безопасности Республики Казахстан имеют право запрещать въезд в Республику Казахстан иностранцам и лицам без гражданства, которые принимали участие в террористической деятельности. 3. Руководители объектов, уязвимых в террористическом отношении, в целях предупреждения террористической деятельности обязаны реализовывать мероприятия для выполнения следующих требований: 1) поддержания на должном уровне пропускного режима, оснащения объектов современным инженерно-техническим охранным оборудованием; См.: Письмо Комитета административной полиции МВД РК от 4 января 2013 года № 5-5-98/12 «По вопросу изъятия у посетителей административных зданий мобильных телефонов и другой техники» 2) проведения общепрофилактических и учебных мероприятий по обучению персонала технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств; 3) наличия планов и отработанных действий по ликвидации угроз природного и техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма; 4) организации защиты информационных сетей объекта, обеспечения информационной безопасности. В случае совершения акта терроризма руководители и сотрудники объектов, уязвимых в террористическом отношении, обязаны незамедлительно информировать государственные органы, осуществляющие противодействие терроризму, о совершенном акте терроризма и его последствиях, и обеспечить эвакуацию персонала.
В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Статья 11. Выявление террористической деятельности 1. Выявление террористической деятельности государственными органами Республики Казахстан, осуществляющими противодействие терроризму, проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 2. Государственные органы и организации на территории Республики Казахстан обязаны информировать органы, осуществляющие противодействие терроризму, о всех происшествиях с признаками террористической деятельности. Статья 12 изложена в редакции Закона РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Статья 12. Пресечение акта терроризма 1. В целях пресечения акта терроризма, обезвреживания террористов, взрывных устройств, обеспечения безопасности физических лиц и организаций, а также минимизации и (или) ликвидации его последствий проводится антитеррористическая операция. 2. В целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей и объектов, а также изучения возможности пресечения акта терроризма без применения силы допускается ведение переговоров с террористами. Ведение переговоров поручается лицам, специально уполномоченным на это руководителем оперативного штаба. 3. В случае, если в ходе переговоров с террористом (террористами) цель переговоров не может быть достигнута по причинам его (их) несогласия прекратить акт терроризма, и сохраняется реальная угроза жизни и здоровью людей, руководитель антитеррористической операции вправе принять решение о ликвидации террориста (террористов). 4. При обнаружении явной угрозы охраняемому лицу или объекту и невозможности ее устранения иными законными средствами террорист (террористы) может быть (могут быть) по распоряжению руководителя антитеррористической операции ликвидирован (ликвидированы) без переговоров и предупреждения. 5. Участвующие в антитеррористической операции подразделения государственных органов применяют физическую силу, служебных собак, боевую и иную технику, оружие и специальные средства в соответствии с законами Республики Казахстан.
Закон дополнен статьей 12-1 в соответствии с Законом РК от 28.08.09 г. № 192-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) Статья 12-1. Учет террористических организаций и лиц, привлеченных к ответственности за осуществление террористической деятельности 1. В целях профилактики, выявления и пресечения терроризма государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, на основании решений суда ведет учет террористических организаций и лиц, привлеченных к ответственности за осуществление террористической деятельности. 2. При признании судом организации террористической либо приостановлении или запрещении деятельности посредством ликвидации организации за осуществление ею террористической деятельности, либо привлечении лиц к ответственности за осуществление террористической деятельности соответствующие органы, указанные в пункте 1 статьи 56 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», обязаны незамедлительно направить в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, информационные учетные документы.
Статья 13 изложена в редакции Закона РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Статья 13. Оперативные штабы 1. В целях противодействия терроризму создаются постоянно действующие республиканский и областные, города республиканского значения, столицы оперативные штабы. 2. Руководителем республиканского оперативного штаба является руководитель уполномоченного государственного органа по координации деятельности в сфере противодействия терроризму. Руководителем областного, города республиканского значения, столицы оперативного штаба является руководитель территориального подразделения уполномоченного государственного органа по координации деятельности в сфере противодействия терроризму. 3. Руководителем оперативного штаба при проведении антитеррористической операции, направленной на обеспечение безопасности лиц, подлежащих охране в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Службе охраны Президента Республики Казахстан», является начальник Службы охраны Президента Республики Казахстан. 4. В состав республиканского оперативного штаба входят руководители государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, и иных государственных органов, которые в пределах своей компетенции могут оказать необходимую помощь в проведении антитеррористической операции. В состав областного, города республиканского значения, столицы оперативного штаба входят руководители территориальных подразделений государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, и иных государственных органов, которые в пределах своей компетенции могут оказать необходимую помощь в проведении антитеррористической операции.
Закон дополнен статьей 13-1 в соответствии с Законом РК от 08.04.10 г. № 266-IV Статья 13-1. Руководство антитеррористической операцией 1. В зависимости от масштабов и степени общественной опасности, ожидаемых негативных последствий акта терроризма руководство антитеррористической операцией осуществляет руководитель республиканского или областного, города республиканского значения, столицы оперативного штаба. 2. Руководитель оперативного штаба с начала проведения антитеррористической операции и до ее завершения становится ее руководителем и начальником для всех военнослужащих, сотрудников и специалистов государственных органов Республики Казахстан, привлекаемых к ее проведению. В соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, руководитель оперативного штаба становится начальником для специалистов подразделений специального назначения иностранных государств, привлекаемых для участия в антитеррористической операции. 3. Руководитель оперативного штаба: 1) определяет границы зоны проведения, время начала и завершения антитеррористической операции, принимает решение о направлениях и пределах использования приданных сил и средств; 2) определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности; 3) принимает решение и отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении антитеррористической операции. 4. Руководитель республиканского оперативного штаба: 1) при получении подтвержденной информации о совершенном акте терроризма или о его подготовке незамедлительно информирует Президента Республики Казахстан, Совет Безопасности Республики Казахстан, Генерального Прокурора Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан; 2) в случае необходимости вносит предложение Президенту Республики Казахстан по вопросу привлечения к пресечению акта терроризма Вооруженных Сил Республики Казахстан и Внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Казахстан. 5. Неправомерное вмешательство другого должностного лица, независимо от занимаемой должности, в оперативное руководство антитеррористической операцией не допускается.
Статья 14 изложена в редакции Закона РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Статья 14. Силы и средства, привлекаемые для проведения антитеррористических операций 1. Для проведения антитеррористических операций оперативным штабам придаются необходимые силы и средства государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму. 2. В соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, в необходимых случаях для участия в антитеррористической операции могут привлекаться подразделения специального назначения иностранных государств. 3. Вооруженные Силы Республики Казахстан привлекаются для участия в проведении антитеррористической операции по решению Президента Республики Казахстан, в соответствии с настоящим Законом и Законом Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан».
Статья 15 изложена в редакции Закона РК от 08.04.10 г. № 266-IV (см. стар. ред.) Статья 15. Правовой режим в зоне проведения антитеррористической операции 1. По решению руководителя оперативного штаба в зоне проведения антитеррористической операции может вводиться правовой режим антитеррористической операции на период ее проведения. 2. Решение о введении правового режима антитеррористической операции (включая определение зоны, в пределах которой такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима в зоне проведения антитеррористической операции подлежат незамедлительному распространению через средства массовой информации.
Закон дополнен статьей 15-1 в соответствии с Законом РК от 08.04.10 г. № 266-IV Статья 15-1. Меры и временные ограничения, применяемые на период проведения антитеррористической операции 1. В зоне проведения антитеррористической операции лица, участвующие в антитеррористической операции, имеют право: 1) производить проверку документов, удостоверяющих личность, а в случае их отсутствия - осуществлять задержание физических лиц и доставлять их в органы внутренних дел или другие государственные органы для установления личности; 2) производить личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств, в том числе с применением технических средств, без участия понятых; 3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших или совершающих правонарушения или иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, участвующих в антитеррористической операции, а также за действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения антитеррористической операции; 4) удалять физических лиц с отдельных участков местности и объектов, временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств, включая их отбуксирование, в том числе транспортных средств дипломатических и консульских представительств; 5) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, для ведения мониторинга радиоэфира, контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также для осуществления поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях; 6) использовать транспортные средства (кроме транспортных средств представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) для доставления лиц, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, в лечебные учреждения, проезда к месту совершения акта терроризма, а также для преследования и задержания лиц, подозреваемых в совершении акта терроризма, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей, с возмещением материального ущерба собственникам в случае его причинения в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан; 7) применять в отношении террористов физическую силу, служебных собак, боевую и иную технику, оружие и специальные средства без предупреждений и ограничений, предусмотренных законами Республики Казахстан; 8) беспрепятственно проникать в жилые и иные помещения, находящиеся в собственности или во владении и в пользовании физических и юридических лиц, и на земельные участки, принадлежащие им на праве частной собственности или праве землепользования, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей. О случаях проникновения в жилище граждан руководитель оперативного штаба либо уполномоченное им лицо уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов. 2. В зоне проведения антитеррористической операции по решению руководителя оперативного штаба могут применяться следующие временные ограничения: 1) приостановление деятельности опасных производственных объектов; 2) приостановление оказания услуг связи физическим и (или) юридическим лицам и (или) ограничение использования сети и средств связи; 3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность; 4) временное отселение физических лиц, проживающих в зоне проведения антитеррористической операции; 5) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных мероприятий и мероприятий по карантину растений; 6) ограничение или запрещение на торговлю оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, установление особого режима оборота лекарственных средств, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, этилового спирта и алкогольной продукции. 3. В зоне проведения антитеррористической операции могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, так и отдельные меры и временные ограничения. 4. Нахождение в зоне проведения антитеррористической операции представителей средств массовой информации и осуществление ими звукозаписи, фото- и видеосъемки допускаются только с разрешения руководителя оперативного штаба.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |