|
|
|
УПРАВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО КОМИССАРА
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ И ДРУГИЕ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Координаторы проекта Д-р Ёндер Ёзкалипджи, Турецкий фонд прав человека, Стамбул Д-р Винсент Иакопино, Американское отделение организации «Врачи за права человека», Бостон Г-жа Каролин Шлар, организация «В защиту лиц, переживших пытки» (ТФПЧ), Женева Редакционный комитет Д-р Тюрджан Байкал, Турецкий фонд прав человека, Измир Д-р Ёндер Ёзкалипджи, Турецкий фонд прав человека, Стамбул Д-р Винсент Иакопино, Американское отделение организации «Врачи за права человека», Бостон Д-р Роберт Киршнер, Американское отделение организации «Врачи за права человека», Чикаго Д-р Кэтлин Олден, Индокитайская психиатрическая клиника, Бостон, и Факультет психиатрии, Дартмутский медицинский институт, Лебанон, Нью-Гэмпшир Д-р Майкл Пил, Медицинский фонд помощи жертвам пыток, Лондон Д-р Эрнан Рейсе, Центр по изучению общества и медицины, Колумбийский университет, Нью-Йорк Г-н Джеймс Уэлш, организация «Международная амнистия», Лондон Докладчики Д-р Роберт Киршнер, Американское отделение организации «Врачи за права человека», Чикаго Д-р Шебнем Корур Финджанджи, Общество специалистов в области судебной медицины, Стамбул Д-р Кэтлин Олден, Индокитайская психиатрическая клиника, Бостон, и Факультет психиатрии, Дартмутский медицинский институт, Лебанон, Нью-Гэмпшир Д-р Эрнан Рейес, Центр по изучению общества и медицины, Колумбийский университет, Нью-Йорк Г-жа Энн Соммервилл, Британская медицинская ассоциация, Лондон Д-р Нумфондо Уалаза, Травматологический центр для лиц, переживших насилие и пытки, Кейптаун Г-жа Барбара Фрей, Институт глобальных исследований, Университет штата Миннесота, Миннеаполис Авторский коллектив Д-р Алп Айан, Турецкий фонд прав человека, Измир Д-р Семих Айтачлар, «Сономед», Стамбул Д-р Суат Алптекин, Департамент судебной медицины, Стамбул Д-р Зухал Амато, Отделение этики, Медицинский факультет Университета Докюз Эйлюль, Измир Д-р Метин Баккалджи, Турецкий фонд прав человека, Анкара Д-р Юмит Бичер, Общество специалистов в области судебной медицины, Стамбул Д-р Адриан ван Эс, Фонд Йоханнеса Вира, Амстердам Г-н Ральф Видерманн, Юридический факультет Университета штата Миннесота, Миннеаполис Д-р Эмел Гёкмен, Отделение неврологии, Стамбульский университет, Стамбул Д-р Джилл Глик, Детская больница Чикагского университета, Чикаго Д-р Норберт Гуррис, Центр по работе с жертвами пыток, Берлин Д-р Хакан Гюрвит, Отделение неврологии, Стамбульский университет, Стамбул Д-р Лиз Даниэльсен, Международный совет по реабилитации жертв пыток, Копенгаген Д-р Ешим Джан, Турецкий фонд прав человека, Стамбул Д-р Уве Джейкобс, Международное объединение лиц, переживших пытки, Сан-Франциско Д-р Джим Джейренсон, Центр помощи жертвам пыток, Миннеаполис Г-жа Камила Джиффард, Эссекский университет, Англия Г-жа Карен Джохансен Микер, Юридический факультет Университета штата Миннесота, Миннеаполис Д-р Ханан Диаб, Палестинское отделение организации «Врачи за права человека», Газа Г-н Жан-Мишель Диес, Ассоциация по предупреждению пыток, Женева Д-р Юсуф Догар, Турецкий фонд прав человека, Стамбул Д-р Фикри Ёзтоп, Отделение патологии, Медицинский факультет Эгейского университета, Измир Д-р Эмре Капкин, Турецкий фонд прав человека, Измир Д-р Джем Каптаноглу, Отделение психиатрии, Медицинский факультет Университета Османгази, Эскишехир Профессор Иоанна Кучуради, Центр по изучению и применению философии и прав человека, Университет Хаджеттепе, Анкара Г-н Басем Лафи, Программа психического здоровья для общины сектора Газа, Газа Д-р Вели Лёк, Турецкий фонд прав человека, Измир Д-р Элисабет Лира, Латиноамериканский институт психического здоровья, Сантьяго Д-р Мишель Лоран, Больница округа Кук, Чикаго Д-р Рухама Мартон, Израильское отделение организации «Врачи за права человека», Тель-Авив Г-жа Элайза Массимино, Комитет юристов в защиту прав человека, Нью-Йорк Г-жа Кароль Мотте, юрисконсульт, Берн Г-н Алан Парра, Канцелярия Специального докладчика по изучению вопросов, связанных с применением пыток, Женева Д-р Беатрис Пацалидес, Международное объединение лиц, переживших пытки, Сан-Франциско Д-р Жан-Пьер Рестеллини, Сектор по повышению информированности в области прав человека, Директорат по правам человека, Совет Европы, Страсбург Г-н Найджел Родли, Специальный докладчик по изучению вопросов, связанных с применением пыток, Женева Д-р Фюсун Сайек, Турецкая медицинская ассоциация, Анкара Д-р Франсуаза Сирони, Центр Жоржа Деверо, Парижский университет-VIII, Париж Д-р Бент Соренсен, Международный совет по реабилитации жертв пыток, Копенгаген, и Комитет против пыток, Женева Д-р Незир Суюгюль, Департамент судебной медицины, Стамбул Г-жа Асма Тейрин, Юридический факультет Университета штата Миннесота, Миннеаполис Д-р Моррис Тидболл-Бинц, Программа по предупреждению пыток, Межамериканский институт прав человека, Сан-Хосе, Коста-Рика Д-р Хенрик Клем Томсен, Отделение патологии, больница Биспебьерг, Копенгаген Д-р Нурай Тюрксой, Турецкий фонд прав человека, Стамбул Д-р Марк Уильямс, Центр помощи жертвам пыток, Миннеаполис Профессор Равиндра Фернандо, Отделение судебной медицины и токсикологии, Университет Коломбо, Коломбо Д-р Джон Фитцпатрик, Больница округа Кук, Чикаго Д-р Карин Хельвег-Ларсен, Датская медицинская ассоциация, Копенгаген Г-жа Сесилия Хименес, Ассоциация за предупреждение пыток, Женева Д-р Джилл Хиншелвуд, Медицинский фонд помощи жертвам пыток, Лондон Д-р Джон Чисхолм, Британская медицинская ассоциация, Лондон Д-р Мортен Экстрём, Международный совет по реабилитации жертв пыток, Копенгаген Г-жа Хюлья Юджпинар, Бюро прав человека, Измирская ассоциация юристов, Измир Участники Г-н Алессио Бруни, Комитет против пыток, Женева Д-р Роса Гарсия-Пелтониеми, Центр помощи жертвам пыток, Миннеаполис Д-р Дарио Лагос, Аргентинская рабочая группа по проведению психосоциологических исследований, Буэнос-Айрес Д-р Франк-Ульрих Монтгомери, Германская медицинская ассоциация, Берлин Г-н Даниэль Премон, Фонд добровольных взносов Организации Объединенных Наций для жертв пыток, Женева Д-р Джагдиш К. Собти, Индийская медицинская ассоциация, Нью-Дели Г-н Тревор Стивенс, Европейский комитет по предупреждению пыток, Страсбург Г-н Тургут Тарханли, Факультет международных отношений и прав человека Университета Богазиджи, Стамбул Г-н Уайлдер Тейлор, организация «На страже прав человека», Нью-Йорк Д-р Йорген Томсен, Международный совет по реабилитации жертв пыток, Копенгаген Д-р Оле Хартлинг, Датская медицинская ассоциация, Копенгаген Д-р Ханс-Петер Хоуген, Датская медицинская ассоциация, Копенгаген Д-р Эйяд эль-Саррадж, Программа психического здоровья для общины сектора Газа, Газа Д-р Делон Юман, Всемирная медицинская ассоциация, Ферне-Вольтер, Франция
Финансирование настоящего проекта осуществлялось благодаря щедрой помощи со стороны Фонда добровольных взносов Организации Объединенных Наций для жертв пыток, Отдела прав человека и гуманитарной политики Федерального департамента иностранных дел Швейцарии, Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шведского комитета Красного Креста, Турецкого фонда прав человека и организации «Врачи за права человека». Дополнительную поддержку оказывали Центр помощи жертвам пыток, Турецкая медицинская ассоциация, Международный совет по реабилитации жертв пыток, Швейцарское отделение организации «Международная амнистия» и Швейцарское отделение Христианской ассоциации за устранение пыток. Издание пересмотренного варианта Руководства осуществлялось при финансовой поддержке со стороны Европейской комиссии. Дизайн обложки пересмотренного варианта был предоставлен Фонду добровольных взносов Организации Объединенных Наций для жертв пыток Центром помощи жертвам пыток, Непал (ЦЖП).
В настоящем руководстве термин «пытка» употребляется в том же значении, что и в Конвенции Организации Объединенных Наций против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года: «... Определение «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. B это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно»1. Пытки вызывают глубокую обеспокоенность мирового сообщества. Они применяются с целью не только преднамеренно подорвать физическое и душевное здоровье отдельных людей, но в отдельных случаях и для того, чтобы попрать достоинство и сломить волю целых общин. Это касается всего рода человеческого, потому что пытки лишают смысла наше существование и не оставляют надежд на лучшее будущее2. Несмотря на то, что международные нормы в области прав человека и международное гуманитарное право последовательно запрещают применение пыток при любых обстоятельствах (см. главу I), пытки и жестокое обращение практикуются более чем в половине стран мира3, 4. Это разительное несоответствие абсолютного запрета пыток и их повсеместного распространения в сегодняшнем мире свидетельствует о том, что государствам необходимо определять и осуществлять на практике эффективные меры по защите людей от пыток и жестокого обращения. Настоящее руководство разработано с целью дать государствам практическое средство, способствующее решению одной из важнейших проблем в деле защиты людей от пыток - проблемы результативного документирования. Документирование позволяет обнаруживать, выявлять и предавать гласности доказательства применения пыток и жестокого обращения, с тем чтобы можно было привлечь к ответственности лиц, совершивших такие деяния, в интересах правосудия. Методы документирования, приведенные в настоящем руководстве, можно использовать и при других обстоятельствах, в частности в ходе расследований и мониторинга в области прав человека; оценки ситуаций, касающихся политического убежища; защиты лиц, «признавшихся» под пытками в совершении преступлений; при оценке потребностей в отношении помощи жертвам пыток и т.д. Настоящее руководство является одновременно и международным справочным пособием как для профессиональных работников здравоохранения, так и для тех, кто дает оценку их действиям, когда дело касается работников здравоохранения, которых принуждают игнорировать, искажать или фальсифицировать данные, подтверждающие применение пыток. _______________ 1 С 1982 года рекомендации относительно помощи жертвам пыток со стороны Организации Объединенных Наций, делавшиеся Советом попечителей Фонда добровольных взносов Организации Объединенных Наций для жертв пыток и направлявшиеся Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, основываются на статье 1 Декларации Организации Объединенных Наций о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая предусматривает, что «пытка представляет собой усугубленный и преднамеренный вид жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания» и что «в это толкование не включаются боль или страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому или вследствие этого, в той степени, насколько это совместимо с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными», а также на всех других соответствующих международных договорах. 2 V. Iасоpinо, «Treаtment оf survivоrs оf pоlitiсаl tоrture: соmmentаry», The Jоurnаl оf Аmbulаtоry Саге Management, vоl. 21 (2) (1998), рр. 5-13. 3 Аmnesty International. Аmnesty International Repоrt 1999 (London, АIP, 1999). 4 М. Bаşоğlu, «Preventiоn оf tоrture аnd саге оf survivоrs: аn integrаted аpprоасh», The Jоurnаl оf the American Medical Association (JАMА), vоl. 270 (1993), рр. 606-611.
За последние два десятилетия мир многое узнал о пытках и их последствиях, но до разработки настоящего руководства не было никаких установок по вопросам их документирования. Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Стамбульский протокол) призвано служить в качестве международных руководящих принципов в отношении оценки состояния лиц, утверждающих, что они подвергались пыткам и жестокому обращению; при расследовании дел о предполагаемом применении пыток и представлении результатов такой оценки и расследования судебному или какому-либо иному органу расследования. B настоящее руководство включены принципы эффективного расследования и документирования пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (см. приложение I). Эти принципы содержат краткую характеристику минимальных стандартов, которыми государства должны руководствоваться для обеспечения эффективного документирования пыток5. Руководящие принципы, изложенные в настоящем руководстве, даются не в качестве обязательных предписаний. Они, скорее, представляют собой основанные на вышеупомянутых принципах минимальные стандарты и должны применяться с учетом имеющихся возможностей. И само руководство, и эти принципы являются результатом трехлетней аналитической, исследовательской и редакционной работы, в которой участвовали более 75 экспертов в области права, медицины и прав человека, представляющих 40 организаций и учреждений из 15 стран мира. Разработка концепции и подготовка настоящего руководства - плод коллективных усилий судебных медиков, практикующих врачей, психологов, правозащитников и юристов из Германии, Дании, Израиля, Индии, Коста-Рики, Нидерландов, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Турции, Франции, Чили, Швейцарии, Шри-Ланки, Южной Африки и оккупированных палестинских территорий. ________________ 5 Принципы эффективного расследования и документирования пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания были включены в качестве приложения в резолюцию 55/89 (от 4 декабря 2000 года) Генеральной Ассамблеи и в резолюцию 2000/43 (от 20 апреля 2000 года) Комиссии по правам человека, которые были приняты без голосования.
ГЛАВА I
1. Право человека не быть подвергнутым пыткам закреплено в международном праве. Прямой запрет пыток содержится во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Аналогичным образом, право не подвергаться пыткам предусмотрено и в ряде региональных международно-правовых документов. Так, положения, прямо запрещающие пытки, содержатся в Американской конвенции о правах человека, Африканской хартии прав человека и народов и в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
А. Международное гуманитарное право
2. С заключением международных договоров, касающихся вооруженных конфликтов, были установлены нормы международного гуманитарного права, или законы и обычаи войны. B международном гуманитарном праве запрет на применение пыток составляет небольшую, но важную часть более широкой защиты, предоставляемой согласно этим договорам всем жертвам войны. Соответствующие четыре Женевские конвенции 1949 года ратифицировали 188 государств. В этих конвенциях закреплены нормы, касающиеся действий в ходе международных вооруженных конфликтов, особенно обращения с лицами, которые или вообще не принимают, или более не принимают участия в военных действиях, в том числе с ранеными, пленными и гражданскими лицами. Все четыре конвенции запрещают применение пыток и другие виды жестокого обращения. Два дополнительных протокола к Женевским конвенциям, принятые в 1977 году, расширяют защиту, предоставляемую согласно этим конвенциям, а также сферу их применения. Протокол I (ратифицированный на сегодняшний день 153 государствами) касается международных конфликтов. Протокол II (ратифицированный на сегодняшний день 145 государствами) касается конфликтов, не являющихся международными. 3. Однако для настоящего руководства наиболее важное значение имеет положение, известное как «Общая статья 3», которое имеется во всех четырех конвенциях. Общая статья 3 применяется к вооруженным конфликтам, «не носящим международного характера», причем это определение не раскрывается. Считается, что в ней определяются основные обязательства, которые должны соблюдаться во всех вооруженных конфликтах, а не только в ходе международных войн между странами. Это обычно понимается в том смысле, что, независимо от характера войны или конфликта, нельзя не соблюдать определенные основополагающие нормы. Одной из таких норм является запрещение применения пыток, представляющее собой общий элемент как международного гуманитарного права, так и норм в отношении прав человека. «... Запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия: ... посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания, посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение ...». 5. Найджел Родли, Специальный докладчик по вопросам, связанным с применением пыток, указывает: «Запрет на применение пыток и другие виды жестокого обращения вряд ли можно было бы сформулировать более однозначно. Говоря словами официального комментария Международного комитета Красного Креста (МККК) к этому тексту, не было оставлено ни одной возможной лазейки; для таких деяний не может быть никаких оправданий, никаких смягчающих обстоятельств»6. _________________ 6 Rоdley N. The Treаtment оf Prisоners under International Lаw, 2nd ед. (Оxfоrd, Сlаrendоn Press, 1999), p. 58.
6. Еще одно связующее звено между международным гуманитарным правом и положениями о правах человека можно найти в преамбуле Протокола II, регулирующего немеждународные вооруженные конфликты (такие, как полномасштабные гражданские войны), где сказано, что «... международные документы, касающиеся прав человека, предоставляют основную защиту человеческой личности»7.
B. Организация Объединенных Наций
7. Добиваясь обеспечения адекватной защиты всех людей от пыток либо жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, Организация Объединенных Наций на протяжении многих лет занималась разработкой универсально применимых стандартов. B конвенциях, декларациях и резолюциях, принятых государствами членами Организации Объединенных Наций, четко предусматривается, что исключений в отношении запрета на пытки быть не может; кроме того, в них устанавливаются и другие обязательства по обеспечению защиты от жестокого обращения такого рода. B число наиболее важных из этих документов входят Всеобщая декларация прав человека8, Международный пакт о гражданских и политических правах9, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными10, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Декларация о защите от пыток)11, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка12, Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, особенно врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Принципы медицинской этики)13, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Конвенция против пыток)14, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (Свод принципов о задержании)15 и Основные принципы обращения с заключенными16. 8. Конвенция Организации Объединенных Наций против пыток не распространяется на те случаи, когда боль или страдания являются следствием законных санкций, неотделимы от этик санкций или вызываются ими случайно17. 9. Меры по разработке стандартов в целях предупреждения пыток и стандартов, касающихся обязательства государств расследовать сообщения о применении пыток, принимаются также другими органами и механизмами Организации Объединенных Наций, занимающимися вопросами прав человека. K числу таких органов и механизмов относятся Комитет против пыток, Комитет по правам человека, Комиссия по правам человека, Специальный докладчик по вопросам, связанным с пытками, Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин и специальные докладчики, назначаемые Комиссией по правам человека для рассмотрения положения в отдельных странах. __________________ 7 Второй абзац преамбулы Протокола II (1977 года) к Женевским конвенциям 1949 года. 8 Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года, ст. 5; см. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, третья сессия (А/810), стр. 40. 9 Вступил в силу 23 марта 1976 года; см. резолюцию 2200 А (ХХI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года, приложение, ст. 7; Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать первая сессия, Дополнение № 16 (А/6316), стр. 77, и Организация Объединенных Наций, Treаty Series, vоl. 999, p. 171. 10 Приняты 30 августа 1955 года на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. 11 Резолюция 3452 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года, приложение, статьи 2 и 4; см. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, тридцатая сессия, Дополнение № 34 (А/10034), стр. 118. 12 Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1979 года, приложение, ст. 5; см. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, тридцать четвертая сессия, Дополнение № 46 (А/34/46), стр. 239 13 Резолюция 37/194 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1982 года, приложение, принципы 2-5; см. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, тридцать седьмая сессия, Дополнение № 51 (А/37/51), стр. 306-307. 14 Вступила в силу 26 июня 1987 года; см. резолюцию 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года, приложение, ст. 2, Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, тридцать девятая сессия, Дополнение № 51 (А/39/51), стр. 277. 15 Резолюция 43/173 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1988 года, приложение, принцип 6; см. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок третья сессия, Дополнение № 49 (А/43/49), стр. 412. 16 Резолюция 45/111 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года, приложение, принцип 1; см. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок пятая сессия, Дополнение № 49 (А/45/49), стр. 26 17 По поводу толкования того, что является «законными санкциями», см. Доклад Специального докладчика для изучения вопросов, связанных с пытками, пятьдесят третьей сессии Комиссии по правам человека (Е/СN.4/1997/7, пункты 3-11), в котором Специальный докладчик выразил мнение о том, что применение таких наказаний, как, например, забивание камнями, порка и отсечение частей тела, не может считаться правомерным только потому, что такое наказание санкционировано законным с процессуальной точки зрения путем. Представленное Специальным докладчиком толкование, которое совпадает с позициями, занимаемыми Комитетом по правам человека и другими органами Организации Объединенных Наций, было поддержано в резолюции 1998/38 Комиссии по правам человека, где она напомнила «правительствам о том, что телесные наказания могут быть приравнены к жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или даже к пыткам».
1. Правовые обязательства по предупреждению пыток 10. Согласно вышеупомянутым международным документам, установлен ряд обязательств, подлежащих выполнению государствами для обеспечения защиты от пыток. B число таких обязательств входят: а) принятие эффективных законодательных, административных, судебных и других мер для предупреждения актов пыток. Никакие исключительные обстоятельства, включая состояние войны, не могут служить оправданием пыток (статья 2 Конвенции против пыток и статья 3 Декларации о защите от пыток); b) недопустимость высылки, возвращения (refоuler) или выдачи какого-либо лица другому государству, если есть серьезные основания полагать, что там ему может угрожать применение пыток (статья 3 Конвенции против пыток); с) объявление преступными по закону актов пыток, включая соучастие или участие в пытке (статья 4 Конвенции против пыток, принцип 7 Свода принципов о задержании, статья 7 Декларации о защите от пыток и пункты 31-33 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными); d) применение пыток считать преступлением, влекущим выдачу, и оказывать другим государствам-участникам помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями, предпринятыми в отношении актов пыток (статьи 8 и 9 Конвенции против пыток); e) ограничение практики отказа задержанным в связях с внешним миром; обеспечение того, чтобы задержанные содержались в местах, официально признанных в качестве мест содержания под стражей; обеспечение того, чтобы имена лиц, ответственных за содержание задержанных под стражей, были внесены в списки, легко доступные для заинтересованных лиц, включая родственников и друзей задержанных; регистрация времени и мест проведения всех допросов с указанием имен присутствовавших на них лиц; а также предоставление врачам, адвокатам и членам семей доступа к лицам, находящимся под стражей (статья 11 Конвенции против пыток; принципы 11-13, 15-19 и 23 Свода принципов о задержании; пункты 7, 22 и 37 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными); f) обеспечение того, чтобы учебные материалы и информация относительно запрещения пыток включались в программы подготовки персонала правоприменительных органов (гражданского или военного), а также медицинского персонала, государственных должностных лиц и других соответствующих лиц (статья 10 Конвенции против пыток; статья 5 Декларации о защите от пыток; пункт 54 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными); g) обеспечение того, чтобы любое заявление, которое, как установлено, было сделано под пыткой, не использовалось в качестве доказательства в ходе любого судебного разбирательства, за исключением случаев, когда оно используется против лица, обвиняемого в совершении пыток, как доказательство того, что это заявление действительно было получено таким путем (статья 15 Конвенции против пыток; статья 12 Декларации о защите от пыток); h) обеспечение того, чтобы компетентные органы проводили оперативное и беспристрастное расследование, когда имеются достаточные основания полагать, что была применена пытка (статья 12 Конвенции против пыток; принципы 33 и 34 Свода принципов о задержании; статья 9 Декларации о защите от пыток); i) обеспечение того, чтобы жертвы пыток имели право на возмещение и адекватную компенсацию (статьи 13 и 14 Конвенции против пыток; статья 11 Декларации о защите от пыток; пункты 35 и 36 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными); j) обеспечение того, чтобы в отношении предполагаемых нарушителя или нарушителей был возбужден уголовный процесс, если в ходе расследования будет установлена очевидность того, что имела место пытка. Если будет обнаружено, что обвинения в других видах жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания имеют основания, то против такого нарушителя или нарушителей должно быть возбуждено уголовное, дисциплинарное или другое соответствующее преследование (статья 7 Конвенции против пыток; статья 10 Декларации о защите от пыток).
2. Органы и механизмы Организации Объединенных Наций а) Комитет против пыток 11. Комитет против пыток осуществляет контроль за соблюдением Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. B состав Комитета входят 10 экспертов, обладающих «высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Согласно статье 19 Конвенции против пыток государства-участники представляют Комитету через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций доклады о принятых ими мерах по осуществлению своих обязательств по данной Конвенции. Комитет проверяет, как положения Конвенции инкорпорируются во внутригосударственное право, и следит за их соблюдением на практике. Каждый доклад рассматривается Комитетом, который может делать замечания общего порядка и выносить рекомендации, а также включать эту информацию в свой годовой доклад государствам-участникам и Генеральной Ассамблее. Эти процедуры осуществляются на открытых заседаниях. 12. B соответствии со статьей 20 Конвенции против пыток, если Комитет получает достоверную информацию, которая, по его мнению, содержит вполне обоснованные данные о систематическом применении пыток на территории какого-либо государства-участника, то он должен предложить этому государству-участнику сотрудничать в рассмотрении таких сведений и с этой целью представить свои замечания в отношении данной информации. Комитет может, если считает это целесообразным, назначить одного или нескольких своих членов для проведения конфиденциального расследования и срочного представления Комитету доклада о выясненных фактах. После рассмотрения результатов такого расследования Комитет направляет эти результаты соответствующему государству-участнику вместе с любыми замечаниями или предложениями, которые представляются целесообразными в данной ситуации. Вся работа, проводимая Комитетом в соответствии со статьей 20, носит конфиденциальный характер, и на всех этапах этой работы он стремится к сотрудничеству с государством-участником. По завершении такой работы Комитет может, после консультаций с соответствующим государством-участником, принять решение о включении краткого отчета о результатах этой работы в свой ежегодный доклад, представляемый другим государствам-участникам и Генеральной Ассамблее18.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |