|
|
|
ЗАКОН
Данная редакция действовала до внесения изменений от 3 июля 2013 года
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует общественные отношения и определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности физических и юридических лиц в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) свидетельство об аккредитации - официальный документ, выдаваемый уполномоченным органом в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, удостоверяющий компетентность юридических лиц осуществлять энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и повышения энергоэффективности; 2) субъекты квазигосударственного сектора - государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан; 3) Государственный энергетический реестр - систематизированный свод информации о субъектах Государственного энергетического реестра; 4) оператор Государственного энергетического реестра - организация, осуществляющая формирование и ведение Государственного энергетического реестра в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан; 5) субъекты Государственного энергетического реестра - индивидуальные предприниматели и юридические лица, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном тысяче пятьсот и более тонн условного топлива в год, а также государственные учреждения и субъекты квазигосударственного сектора; 6) термомодернизация - мероприятие по улучшению теплотехнических характеристик здания, строения и сооружения, приводящее к снижению в них потерь тепловой энергии; 7) класс энергоэффективности здания, строения, сооружения - уровень экономичности энергопотребления здания, строения, сооружения, характеризующий его энергоэффективность на стадии эксплуатации; 8) условное топливо - принятая при технико-экономических расчетах, регламентируемая в нормативах и стандартах единица, служащая для сопоставления тепловой ценности различных видов органического топлива; 9) энергетический аудит (энергоаудит) - сбор, обработка и анализ данных об использовании энергетических ресурсов в целях оценки возможности и потенциала энергосбережения и подготовки заключения; 10) энергетические ресурсы - совокупность природных и произведенных носителей энергии, запасенная энергия которых используется в настоящее время или может быть использована в перспективе в хозяйственной и иных видах деятельности, а также виды энергии (атомная, электрическая, химическая, электромагнитная, тепловая и другие виды энергии); 11) эффективное использование энергетических ресурсов - достижение технически возможного и экономически оправданного уровня использования энергетических ресурсов; 12) энергетическая эффективность (энергоэффективность) - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта; 13) класс энергоэффективности электрического энергопотребляющего устройства - уровень экономичности энергопотребления электрического энергопотребляющего устройства, характеризующий его энергоэффективность на стадии эксплуатации; 14) энергосбережение - реализация организационных, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов; 15) аккредитация в области энергосбережения и повышения энергоэффективности - процедура официального признания уполномоченным органом в области энергосбережения и повышения энергоэффективности компетентности юридических лиц осуществлять энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и повышения энергоэффективности; 16) менеджмент в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (энергоменеджмент) - комплекс административных действий, направленных на обеспечение рационального потребления энергетических ресурсов и повышение энергоэффективности объекта управления, включающий разработку и реализацию политики энергосбережения и повышения энергоэффективности, планов мероприятий, процедур и методик мониторинга, оценки энергопотребления и других действий, направленных на повышение энергоэффективности; 17) уполномоченный орган в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 18) экспертиза энергосбережения и повышения энергоэффективности - экспертиза, проводимая в целях оценки энергоэффективности архитектурно-строительных и технических решений, связанных с использованием энергетических ресурсов и оптимизацией затрат потребителей на энергообеспечение, при строительстве зданий, строений, сооружений, а также при проведении их реконструкций, капитального ремонта; 19) энергосберегающее оборудование - оборудование, позволяющее повысить эффективность использования энергетических ресурсов; 20) энергосберегающий материал - материал, позволяющий повысить эффективность использования энергетических ресурсов.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности 1. Законодательство Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Глава 2. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
Статья 3. Основные направления государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Основными направлениями государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности являются: 1) осуществление технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 2) осуществление сбалансированной тарифной политики и ценообразования в области производства и потребления энергетических ресурсов; 3) стимулирование энергосбережения и повышения энергоэффективности, включая использование энергосберегающих оборудований и материалов; 4) осуществление государственного контроля за эффективным использованием энергетических ресурсов; 5) пропаганда экономических, экологических и социальных преимуществ эффективного использования энергетических ресурсов, повышение общественного образовательного уровня в этой области; 6) обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности.
Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 2) осуществляет координацию работ по энергосбережению и повышению энергоэффективности; 3) осуществляет международное сотрудничество в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 4) утверждает правила аккредитации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 5) утверждает нормативы энергопотребления, нормативные значения коэффициента мощности в электрических сетях индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; 6) утверждает порядок формирования и ведения Государственного энергетического реестра; 7) определяет оператора Государственного энергетического реестра; 8) утверждает механизм оценки деятельности местных исполнительных органов по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности; 9) устанавливает требования по энергоэффективности зданий, строений, сооружений и их элементов, являющихся частью ограждающих конструкций; 10) устанавливает требования по энергоэффективности транспорта; 11) устанавливает требования по энергоэффективности электродвигателей; 12) утверждает правила определения и пересмотра классов энергоэффективности зданий, строений, сооружений; 13) утверждает порядок проведения энергоаудита и порядок проведения экспертизы энергосбережения и повышения энергоэффективности; 14) утверждает требования по энергосбережению и повышению энергоэффективности, предъявляемые к предпроектным и (или) проектным (проектно-сметным) документациям зданий, строений, сооружений; 15) утверждает типовое соглашение в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 16) утверждает отраслевую программу в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 17) утверждает требования к форме и содержанию плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разрабатываемого субъектом Государственного энергетического реестра по итогам энергоаудита; 18) определяет порядок деятельности учебных центров по переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также созданию, внедрению и организации системы энергоменеджмента; 19) утверждает форму и сроки предоставления центральными исполнительными органами отчетов по реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 20) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 5. Компетенция уполномоченного органа 1) реализует государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 2) осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 3) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 4) организует формирование и ведение Государственного энергетического реестра; 5) осуществляет государственный контроль за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности; 6) разрабатывает нормативные правовые акты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 7) разрабатывает и утверждает форму предписания об устранении нарушения требований законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности; 8) разрабатывает отраслевую программу в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; Подпункт 9 введен в действие с 1 января 2013 года 9) формирует и размещает на своем интернет-ресурсе перечень субъектов Государственного энергетического реестра, не обеспечивших ежегодное снижение объема потребления энергетических ресурсов, воды на единицу продукции, площади зданий, строений и сооружений до величин, определенных по итогам энергоаудита, в том числе включающий государственные учреждения, не соблюдающие нормативы энергопотребления; 10) организует и координирует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также технологических разработок в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 11) создает постоянно действующую комиссию по аккредитации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, утверждает ее состав и порядок деятельности; 12) проводит аккредитацию в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и утверждает форму свидетельства об аккредитации; 13) ведет реестр юридических лиц, получивших свидетельство об аккредитации; 14) организует создание и работу учебных центров по переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также созданию, внедрению и организации системы энергоменеджмента; 15) формирует перечень учебных центров по переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также созданию, внедрению и организации системы энергоменеджмента; 16) осуществляет мониторинг за реализацией государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, проводит анализ предоставляемых отчетов центральными исполнительными органами по форме и в сроки, установленные Правительством Республики Казахстан; 17) разрабатывает типовое соглашение в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; Подпункт 18 изложен в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 18) разрабатывает и утверждает формы обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, полугодовые планы проведения проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»; 19) представляет на утверждение в Правительство Республики Казахстан оператора Государственного энергетического реестра; 20) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 6. Компетенция иных государственных органов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности 1. Центральные исполнительные органы в пределах своей компетенции реализуют государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и представляют в уполномоченный орган отчеты об энергосбережении и повышении энергоэффективности по форме и в сроки, установленные Правительством Республики Казахстан. 2. Уполномоченный государственный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства: 1) обеспечивает соблюдение требований по энергосбережению и повышению энергоэффективности в архитектурно-строительной и иной предпроектной и (или) проектной (проектно-сметной) документации, разрабатываемой и утверждаемой в целях реконструкции, строительства зданий, строений, сооружений; 2) обеспечивает разработку и утверждение предпроектной и (или) проектной (проектно-сметной) документации типовых многоквартирных домов, с учетом термомодернизации; 3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 3. Уполномоченный государственный орган в области технического регулирования: 1) осуществляет государственный контроль за обозначением класса и характеристик энергоэффективности в технической документации и на этикетке электрических энергопотребляющих устройств в соответствии с техническим регламентом таможенного союза; 2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 4. Местные исполнительные органы областей: 1) обеспечивают включение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в программу развития соответствующей территории; 2) реализуют в пределах своей компетенции государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 3) осуществляют в пределах своей компетенции мониторинг за соблюдением нормативов энергопотребления государственными учреждениями; 4) осуществляют иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 5. Местные исполнительные органы города республиканского значения, столицы: 1) обеспечивают включение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в программу развития соответствующей территории; 2) реализуют в пределах своей компетенции государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 3) в пределах своей компетенции осуществляют мониторинг за соблюдением нормативов энергопотребления государственными учреждениями, организуют проведение энергоаудита, термомодернизации государственных учреждений, закуп и установку приборов учета энергетических ресурсов и автоматических систем регулирования теплопотребления для государственных учреждений, а также обеспечивают модернизацию паркового и уличного освещения с учетом использования энергосберегающих ламп; 4) организуют утилизацию ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, бывших в употреблении у населения; 5) осуществляют иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 6. Местные исполнительные органы районов (городов областного значения): 1) обеспечивают включение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в программу развития соответствующего района (города областного значения); 2) реализуют в пределах своей компетенции государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 3) в пределах своей компетенции осуществляют мониторинг за соблюдением нормативов энергопотребления государственными учреждениями, организуют проведение энергоаудита, термомодернизации государственных учреждений, закуп и установку приборов учета энергетических ресурсов и автоматических систем регулирования теплопотребления для государственных учреждений, а также обеспечивают модернизацию паркового и уличного освещения с учетом использования энергосберегающих ламп; 4) организуют утилизацию ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, бывших в употреблении у населения; 5) осуществляют иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 7. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности 1. Государственный контроль в области энергосбережения и повышения энергоэффективности осуществляется за: 1) достоверностью предоставляемой в Государственный энергетический реестр информации; 2) исполнением требований по энергоэффективности зданий, строений и сооружений, кроме объектов, указанных в пункте 3 статьи 11 настоящего Закона; 3) соблюдением нормативов энергопотребления и нормативных значений коэффициента мощности в электрических сетях индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами; 4) проведением энергоаудита и экспертизы энергосбережения и повышения энергоэффективности, также соблюдением требований, предъявляемых к учебным центрам по переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также созданию, внедрению и организации системы энергоменеджмента; 5) соблюдением иных требований, установленных настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. 2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности осуществляется в форме проверки и иных формах. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
Глава 3. Общие требования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
Статья 8. Использование энергосберегающего оборудования и материалов, ограничения по приемке новых объектов и оплата за потребленную тепловую энергию 1. В проектах строительства объектов, потребляющих энергетические ресурсы, предусматривается обязательное использование энергосберегающих материалов, установка приборов учета энергетических ресурсов, автоматизированных систем регулирования теплопотребления. В проектах многоквартирных жилых домов предусматриваются обязательное использование энергосберегающих материалов, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии и поквартирных приборов учета электрической энергии, холодной и горячей воды, газа, а также приборов-регуляторов в отопительных системах, автоматизированных систем регулирования теплопотребления. Пункт 2 введен в действие с 1 января 2013 года 2. Не допускается приемка в эксплуатацию новых объектов, потребляющих энергетические ресурсы, которые не оснащены соответствующими приборами учета энергетических ресурсов и автоматизированными системами регулирования теплопотребления. 3. Требования пунктов 1 и 2 настоящей статьи, в части автоматизированных систем регулирования теплопотребления, не распространяются на объекты со среднечасовым потреблением тепловой энергии (включая расходы тепловой энергии, отопления, вентиляции, кондиционирования и горячего водоснабжения) менее 50 кВт. Пункт 4 введен в действие с 1 июля 2012 года 4. Потребители производят оплату за потребленную тепловую энергию по тарифам, дифференцированным в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета тепловой энергии, утвержденным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках.
Статья 9 введена действие с 1 января 2013 года Статья 9. Государственный энергетический реестр 1. Информация, вносимая в Государственный энергетический реестр, включает: 1) наименование, адрес и основные виды деятельности субъектов Государственного энергетического реестра; 2) объемы добычи, производства, потребления, передачи и потерь энергетических ресурсов и воды в натуральном и денежном выражении за один календарный год; 3) план мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разрабатываемый субъектом Государственного энергетического реестра по итогам энергоаудита, а также дополнения и (или) изменения, вносимые в данный план мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности; 4) результаты исполнения плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разрабатываемого субъектом Государственного энергетического реестра по итогам энергоаудита, за отчетный период; 5) фактические энергопотребление на единицу продукции и (или) расход энергетических ресурсов на отопление на единицу площади зданий, строений, сооружений; 6) копию заключения по энергоаудиту; 7) информацию об оснащенности приборами учета энергетических ресурсов. 2. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется субъектами Государственного энергетического реестра, за исключением подпунктов 3), 4), 6) для государственных учреждений, оператору Государственного энергетического реестра на бумажном и электронном носителях ежегодно в срок до первого марта. 3. На основе данных Государственного энергетического реестра и государственных органов уполномоченный орган обеспечивает анализ и прогнозирование энергоемкости внутреннего валового продукта и эффективности использования энергетических ресурсов в Республике Казахстан. См. Правила формирования и ведения Государственного энергетического реестра.
Пункт 1 статьи 10 вводится в действие с 1 января 2014 года 1. Субъекты Государственного энергетического реестра, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном тысяче пятьсот и более тонн условного топлива в год, обязаны создать, внедрить и организовать работу системы энергоменеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта по энергоменеджменту. 2. Контроль за созданием, внедрением и организацией системы энергоменеджмента возлагается на первых руководителей субъектов Государственного энергетического реестра, потребляющих энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном тысяче пятьсот и более тонн условного топлива в год.
Статья 11. Обеспечение энергоэффективности зданий, строений, сооружений 1. Проектируемые и строящиеся (реконструируемые, капитально ремонтируемые) здания, строения, сооружения должны соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности. 2. Требования по энергоэффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя: 1) показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении; 2) требования к влияющим на энергоэффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, объемно-планировочным, технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям; 3) требования к используемым в зданиях, строениях, сооружениях инженерным системам и технологическому оборудованию; 4) требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный (необоснованный) расход энергетических ресурсов. Выполнение требований по энергоэффективности при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений возлагается на застройщика. 3. Требования по энергоэффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения: 1) здания, строения, сооружения, которые отнесены к объектам историко-культурного наследия; 2) временные строения хозяйственного назначения, подсобные помещения, срок службы которых составляет не более двух лет; 3) индивидуальные жилые дома, а также строения, находящиеся на дачных и садовых участках; 4) отдельно стоящие здания, строения, сооружения общей площадью менее пятидесяти квадратных метров; 5) культовые здания, строения и сооружения; 6) отдельно стоящие не отапливаемые здания, строения и сооружения. 4. Требуемый класс энергоэффективности указывается в задании заказчика на разработку проекта строительства (реконструкции, капитального ремонта) и указывается в техническом паспорте построенного и введенного в эксплуатацию объекта при регистрации прав на недвижимое имущество после ввода завершенного строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) объекта в эксплуатацию. 5. Класс энергоэффективности существующих зданий, строений, сооружений и его пересмотр устанавливается в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, по итогам проведения энергоаудита и указывается в техническом паспорте здания, строения, сооружения. Заключение энергоаудита прилагается к техническому паспорту зданий, строений, сооружений.
Статья 12. Электрические энергопотребляющие устройства 1. В технической документации и на этикетках электрических энергопотребляющих устройств, реализуемых на территории Республики Казахстан, должна содержаться информация о классе и характеристиках их энергоэффективности. 2. Перечень электрических энергопотребляющих устройств, на которые распространяются требования пункта 1 настоящей статьи, устанавливается техническим регламентом таможенного союза. 3. Определение класса и характеристик энергоэффективности производится в соответствии с техническим регламентом таможенного союза и осуществляется производителем (импортером). 4. Производители (импортеры) обязаны указывать класс и характеристики энергоэффективности в технической документации и на этикетках электрических энергопотребляющих устройств в соответствии с техническим регламентом таможенного союза.
Статья 13. Ограничения по производству, продаже и использованию продукции 1. В целях энергосбережения и повышения энергоэффективности не допускается: Подпункт 1 пункта 1 статьи 13 вводится в действие для электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и выше - с 1 июля 2012 года, мощностью 75 Вт и выше - с 1 января 2013 года, мощностью 25 Вт и выше - с 1 января 2014 года 1) производство, продажа электрических ламп накаливания мощностью 25 Вт и выше, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения; 2) осуществление закупок для государственных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора электрических ламп накаливания мощностью 25 Вт и выше, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения; 3) производство материалов и использование технологий и материалов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности, в строящихся (реконструируемых, капитально ремонтируемых) зданиях, строениях, сооружениях; 4) производство, продажа электрических энергопотребляющих устройств, не содержащих информацию о классе и характеристиках их энергоэффективности согласно техническому регламенту таможенного союза; Подпункт 5 пункта 1 статьи 13 вводится в действие с 1 января 2014 года 5) использование в целях коммерческого учета счетчиков электрической энергии с классом точности 2,5. 2. В новых вводимых объектах и при замене счетчиков электрической энергии в существующих объектах запрещается использование счетчиков электрической энергии, не предназначенных для дифференцированного учета и контроля расхода электроэнергии по времени суток.
Глава 4. Мероприятия, направленные на обеспечение энергосбережения и повышения энергоэффективности
Статья 14. Аккредитация в области энергосбережения и повышения энергоэффективности 1. Энергоаудит и экспертиза энергосбережения и повышения энергоэффективности относятся к аккредитуемым видам деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. 2. Аккредитация в области энергосбережения и повышения энергоэффективности осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Республики Казахстан. 3. Для рассмотрения документов юридических лиц об аккредитации и принятия решения по ним создается постоянно действующая комиссия по аккредитации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, состав и порядок деятельности которой определяются руководителем уполномоченного органа. Рассмотрение документов об аккредитации осуществляется комиссией в течение тридцати рабочих дней, исчисляемых с момента их поступления в уполномоченный орган. В случае принятия положительного решения уполномоченным органом заявителю выдается свидетельство об аккредитации. При отказе в аккредитации заявителю направляется мотивированный письменный ответ с указанием причин такого отказа. Основанием для отказа в аккредитации является: 1) наличие в представленных документах недостоверной информации; 2) несоответствие представленной информации требованиям, предъявляемым для осуществления деятельности по энергоаудиту и (или) экспертизе энергосбережения и повышения энергоэффективности; 3) наличие решения суда о запрете на занятие деятельностью по заявленному виду. 4. Свидетельство об аккредитации, выданное уполномоченным органом, действительно на всей территории Республики Казахстан и имеет срок действия пять лет. Срок действия свидетельства об аккредитации исчисляется с момента принятия решения об аккредитации. 5. Лишение свидетельства об аккредитации осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. 6. Основаниями прекращения действия свидетельства об аккредитации, не связанными с нарушением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности, являются: 1) письменное обращение аккредитованного субъекта; 2) ликвидация или банкротство аккредитованного субъекта. 7. Требования, предъявляемые для осуществления энергоаудита и экспертизы энергосбережения и повышения энергоэффективности, которым должны соответствовать юридические лица, устанавливаются законодательством Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности.
Статья 15. Экспертиза энергосбережения и повышения энергоэффективности Пункт 1 введен в действие с 1 января 2013 года 1. Обязательной экспертизе энергосбережения и повышения энергоэффективности подлежат предпроектная и (или) проектная (проектно-сметная) документация строительства новых или расширения (капитальный ремонт, реконструкция) существующих зданий, строений и сооружений с размером потребления энергетических ресурсов, эквивалентном пятисот и более тонн условного топлива за один календарный год. По предпроектной и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство объектов, не обеспеченных наличием действующих государственных или межгосударственных нормативов, разработанных по специальным техническим условиям (особым нормам), заменяющим отсутствующие нормативы, проведение экспертизы энергосбережения и повышения энергоэффективности обязательно. По подлежащим государственной экспертизе проектам (предпроектной и (или) проектной (проектно-сметной) документации) на строительство объектов, выполненным в соответствии с действующими в Республике Казахстан государственными или межгосударственными нормативными требованиями к энергосбережению и повышению энергоэффективности, совокупное годовое потребление энергетических ресурсов которых эквивалентно менее пятисот тонн условного топлива за один календарный год, обязательная экспертиза энергосбережения и повышения энергоэффективности не проводится. 2. Основной задачей экспертизы энергосбережения и повышения энергоэффективности является установление соответствия предпроектной и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство и реконструкцию зданий, строений и сооружений законодательству Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности. 3. Правом проведения экспертизы энергосбережения и повышения энергоэффективности обладают юридические лица, получившие свидетельство об аккредитации по данному виду деятельности. 4. Юридические лица не вправе проводить экспертизу энергосбережения и повышения энергоэффективности разработанных ими или с их участием предпроектной и (или) проектной (проектно-сметной) документации. 5. Экспертиза энергосбережения и повышения энергоэффективности осуществляется за счет средств обратившегося лица (заказчика) на основании договора, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 6. По результатам проведенной обязательной экспертизы энергосбережения и повышения энергоэффективности составляется экспертное заключение. Экспертное заключение выдается на фирменном бланке юридического лица, осуществлявшего экспертизу энергосбережения и повышения энергоэффективности. 7. Проекты, в которые вносятся изменения, оказывающие влияние на утвержденные основные технико-экономические показатели в части энергосбережения и повышения энергоэффективности, подлежат повторной экспертизе в порядке, установленном для вновь разрабатываемых проектов. 8. Предпроектная и (или) проектная (проектно-сметная) документация зданий, строений и сооружений, подлежащая обязательной экспертизе энергосбережения и повышения энергоэффективности, должна содержать раздел по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Пункт 9 введен в действие с 1 января 2013 года 9. Утверждение проектов без положительного заключения обязательной экспертизы энергосбережения и повышения энергоэффективности запрещается.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |