|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
2. Пояснительная записка Мажилиса Парламента РК от 26 августа 2013 года № 23/П-683 к проекту Закона РК 3. Прогнозы последствий принятия проекта Закона РК 6. Закон РК от 16 октября 2013 года № 135-V
проект
ЗАКОН
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 26 августа 2013 года № 829
Ратифицировать Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц, совершенный в Москве 10 декабря 2010 года.
Президент Республики Казахстан
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 26 августа 2013 года № 23/П-683 к проекту Закона Республики Казахстан «О ратификации Договора государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц»
Проект Закона Республики Казахстан «О ратификации Договора государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц» (далее - законопроект) разработан в соответствии с Межгосударственной программой совместных мер борьбы с преступностью на 2008 - 2010 годы. Целью Договора является создание правовой основы для сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в межгосударственном розыске лиц. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность борьбы с преступностью, создать механизм сотрудничества и обеспечить оперативный обмен информацией по межгосударственному розыску лиц. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» Договор подлежит ратификации. Ратификация Договора не повлечет отрицательных социально-экономических и правовых последствий, а также не потребует дополнительных средств из республиканского бюджета. На основании вышеизложенного Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О ратификации Договора государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц».
Прогнозы последствий
Проект Закона «О ратификации Договора государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц от 8 декабря 2010 года» (далее - законопроект) разработан в соответствии с Межгосударственной программой совместных мер борьбы с преступностью на 2008 - 2010 годы. Целью Договора является создание правовой основы для сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в межгосударственном розыске лиц. Принятие законопроекта позволит: - повысить эффективность борьбы с преступностью; - создать механизм сотрудничества в межгосударственном розыске лиц; -обеспечить оперативный обмен информаций по межгосударственному розыску лиц. Принятие Закона не повлечет негативных финансовых, правовых, экологических и социально-экономических последствий.
Товарищество с ограниченной ответственностью ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация, проводившая научную экспертизу - Товарищество с ограниченной ответственностью «Консалтинговая группа «Болашак». Организатор экспертизы - Министерство юстиции Республики Казахстан. Наименование международного договора - договор государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц (далее - Договор). Отрасли науки, затрагиваемые международным договором - Уголовно-процессуальное право, оперативно-розыскная деятельность.
Документы, представленные для проведения научной экспертизы
Сроки проведения научной экспертизы
Сведения об экспертах, проводивших научную экспертизу
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Оценка качества (юридическая техника), обоснованности, своевременности и правомерности заключения международного договора 2. Проверка на соответствие международного договора принципам международного права «jus cogens» и иным международным договорам Республики Казахстан (возможность их денонсации), Конституции Республики Казахстан (в том числе гарантированных прав и свобод, закрепленных в Конституции) Венской конвенции о праве международных договора и закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» (правовой природе международных договоров, соответствие субъектного состава, наличие соответствующих полномочий должностных лиц и органов на подписание данных документов, соответствие по форме и структуре и т.д.) 3. Оценка соответствия законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан международному договору 4. Определение необходимости имплементации норм международного договора в национальное законодательство (инкорпорация, трансформация, общая, частная или конкретная отсылка) 5. Определения возможной эффективности международного договора 6. Оценка социальных, экономических, научно-технических, экологических и иных последствий заключения международного договора 7. Выявления возможных отрицательных последствий заключения международного договора. Влияние на национальную безопасность страны 8. Оценка юридического содержания оговорок к международному договору и необходимость их применения 9. Выявление явного или скрытого ведомственного или группового интереса, интереса иностранных государств, международных организаций, ТНК и иных иностранных коммерческих компаний, обеспечиваемых международным договором 10. Обоснование необходимости либо утверждения, либо присоединения, либо ратификации Казахстаном международного договора (процедура заключения международного договора) Выводы и предложения
1. Оценка качества (юридическая техника), обоснованности, своевременности и правомерности заключения международного договора. Представленный на экспертизу многосторонний договор (далее - Договор) государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц нацелен на создание правового поля для сотрудничества и более эффективной организации межгосударственного розыска лиц. С распадом Союза ССР и образованием независимых государств на основе бывших союзных республик, сопровождавшимся сохранением единого криминального пространства и утратой общего правового поля, остро встал целый ряд проблем, связанных с желанием преступников уйти от уголовного преследования и отбывания наказания в государствах своего гражданства. Розыск, беспрепятственно осуществлявшийся до распада СССР на территории одного государства правоохранительными органами этого государства, с распадом Союза, фактически, стал выходить за пределы независимых государств. Необходимо было найти наиболее оптимальные пути организации розыска преступников в рамках стран СНГ, простые и эффективные формы сотрудничества правоохранительных органов, используя отсутствие существенных различий в их законодательстве и схожесть принципов и методов розыскной работы. Следовательно, потребовались новые международные акты, регламентирующие его проведение. На основе заключенных государствами-участниками СНГ межгосударственных соглашений начал формироваться новый вид розыска лиц, ограниченный территориальными рамками государств Содружества. Этот вид розыска стал называться межгосударственным. На сегодняшний день весь массив правовых норм, регулирующих осуществление межгосударственного розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда, рассредоточен в многочисленных, а потому труднообозримых, источниках - международных и внутригосударственных. Основы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с преступностью закреплены, в частности, в принятом Решением Совета глав государств СНГ (Минск, 22 января 1993 г.) Уставе Содружества Независимых Государств, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), двусторонних и многосторонних межправительственных договорах. Республикой Казахстан заключено также большое количество межгосударственных двусторонних соглашений с государствами-участниками СНГ по проблемам взаимодействия, в том числе, в деле розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда. Такие договоры содержат, как правило типовые положения межгосударственных договоров о правовой помощи. В той или иной степени вопросы сотрудничества правоохранительных органов стран СНГ в целях осуществления межгосударственного розыска затрагивают межведомственные многосторонние соглашения: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел государств-участников СНГ в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 1992 г.), Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, 1992 г.), Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью (Ашгабад, 1993 г.), Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу (Ашгабад, 1994 г.), Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте (Ереван, 1995 г.); Инструкция «О едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц» (Баку, 7 сентября 2007 года); Решение «О едином порядке объявления и прекращения межгосударственного розыска в рамках СНГ» г. Кишинев, 12 - 14 марта 1997 года, а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 07 октября 2002 г.). А также некоторыми нормативно-правовыми актами национального отраслевого законодательства: Совместный приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 12 мая 2003 года № 260, Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 7 мая 2003 года № 85, Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 апреля 2003 года № 29, Министра юстиции Республики Казахстан от 22 мая 2003 года № 93, Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года № 168 и Председателя Агентства финансовой полиции Республики Казахстан от 16 апреля 2003 года № 74 «Об утверждении Инструкции об объявлении международного розыска, исполнения и направления компетентными органами Республики Казахстан запросов и поручений по линии Интерпола, а также их обработки Национальным Центральным Бюро Интерпола в Республике Казахстан». Исходя из этих позиций, указанный Договор продолжает давнюю традицию на постсоветском пространстве - правовой персонификации отдельных институтов и механизмов на базе сходных явлений. Не стал в этом плане исключением и «институт межгосударственного розыска». С этих позиций данный Договор обоснован, своевремен и правомерен. Замечания и предложения: 1.1. По мнению экспертов, в Договоре должно быть прямо решен порядок действия таких принципов как «двойная инкриминация», «невыдача собственных граждан», «отказ от сотрудничества в розыске по делам политического, военного, расового, религиозного характеров». 1.2. Абзац 2 подпункта б) статьи 1 Договора изложен в следующей редакции: «обнаружение, задержание и заключение под стражу в целях выдачи или осуществления уголовного преследования лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда и уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;». Эксперты считают, что применение такого словосочетания как «отбывание уголовного наказание» является не совсем корректным, так как наказания не всегда отбываются, они могут быть также «исполнены» (штраф, смертная казнь). Кроме того, в положении необходимо четко разграничить объекты розыска. В связи с чем, видится целесообразным данное положение изложить в следующей редакции: «обнаружение, задержание и заключение под стражу в целях выдачи или осуществления уголовного преследования лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, и уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и совершившие побег осужденные;»; 1.3. В подпункте б) статьи 1 Договора видится целесообразным указать розыск имущества, что позволит формировать сотрудничество по розыску исторических и художественных ценностей, антиквариата, а также выявлению и пресечению таких преступлений как угон автотранспортных средств. 1.4. К одной из форм сотрудничества относится исполнение запросов о проведении мероприятий по межгосударственному розыску лиц. Порядок заявления такого запроса, его содержание и процессуальная форма закреплена в статье 5 Договора. Вместе с тем ни в статье 5 Договора, ни в других его нормах не оговаривается возможность установления ответственности за своевременное и качественное исполнение запросов одной из Сторон Договора, которую несомненно должен нести руководитель компетентного органа, в который поступил запрос. Сказанное актуализировано тем обстоятельством, что ни кто иной, как только МВД России является держателем Межгосударственного информационного банка данных о лицах, разыскиваемых правоохранительными органами государств-участников СНГ. Для Казахстана такие уточнения необходимы для придания должной эффективности межгосударственному розыску лиц. 1.5. Еще одной формой, по которой эксперты имеют замечание, является «обмен оперативной, розыскной, оперативно-справочной, криминалистической и иной информацией о разыскиваемых лицах». Говоря об обмене компетентными правоохранительными органами информацией, как одной из форм их взаимодействия, Договор в отличие от других актов, регламентирующих указанную деятельность, упоминает не только «оперативно-розыскную и иную» информацию, а оперативной, розыскной, оперативно-справочной, криминалистической и иной информацией. Вместе с тем, эксперты считают, что было бы более уместно оговорить в указанном предложении «иную, необходимую для розыска лиц - информацию». Согласно действующему отраслевому законодательству, после приостановления производства по уголовному делу и объявления в розыск обвиняемого, следователь не вправе производить лишь следственные действия. Вместе с тем, он может проводить процессуальные действия, которые к слову не перечислены среди прочих в указанном положении Договора. А это как раз было бы уместно в рамках исполнения запросов в порядке статьи 5 договора. 1.6. В статье 5 Договора видится целесообразным указать сроки рассмотрения и исполнения запросов, в том числе сроки объявления в розыск на территории запрашиваемой Стороны, а также внести понятие «немедленного объявления в розыск». 1.7. В Договоре не предусмотрено, на каком языке должен составляться запрос с предложением о проведении мероприятий по межгосударственному розыску лиц. В связи с чем, видится целесообразным предусмотреть отдельный пункт в статье 5 Договора в следующей редакции: «По документам, прилагаемым к запросам, составленным на государственном языке запрашивающей Стороны, приобщается надлежаще заверенный перевод на русский язык. При выполнении запроса документы, составленные на государственном языке запрашиваемой стороны, переводятся ею на русский язык. Переводы удостоверяются печатью компетентного учреждения и подписью должностного лица». При этом видится целесообразным перенять опыт рассмотрения запросов, сложившийся в процессе сотрудничества ИНТЕРПОЛ - обычный и срочный. Видится целесообразным также отдельно вывести сроки, в течение которого органы запрашиваемой Стороны с момента получения запроса могут запросить дополнительные сведения или отказать в предоставлении информации. 1.8. Шестая статья Договора предусматривает закрепление принципа конфиденциальности запросов. Надо отметить, что являясь своего рода общеустановочной нормой, данное требование стандартно в своем содержании и на этом основании не может вступить в противоречие с нормами национального законодательства. Между тем, особенностью рассматриваемой области правовых отношений является то, что единственным держателем Межгосударственного информационного банка данных о лицах, разыскиваемых правоохранительными органами государств-участников СНГ является МВД России. Сказанное влечет неравномерное распределение помимо полномочий (что продиктовано целями эффективности) и некоторых аспектов ответственности. С целью нивелировать возможные злоупотребления, было бы целесообразно указанную норму трансформировать в следующий посыл: компетентные органы Сторон обязаны обеспечить эффективную защиту содержания получаемой и передаваемой информации от доступа к ней посторонних лиц, ее искажения и разглашения, а не только «обеспечивает конфиденциальность полученных сведений, в том числе факта получения и содержания запроса, если компетентный орган запрашивающей Стороны считает нежелательным разглашение их содержания», как это отмечено и рассматриваемой статье Договора. 1.9. В статье 6 Договора видится целесообразным указать ответственность за разглашения конфиденциальной информации, а также период, в течение которого конфиденциальность должна действовать после прекращения действия (денонсации) Договора. С учетом этого внести изменение в статью 15 Договора. 1.10. В статье 8 Договора видится целесообразным указать, в какой правовой форме будет согласовываться иной порядок возмещения расходов, которые возникнут при выполнении Договора. 1.11. Эксперты считают целесообразным исключить статью 9 Договора и вопросы порядка проведения межгосударственного розыска полностью урегулировать на уровне Договора. 1.12. В статье 11 Договора видится целесообразным указать порядок вступления Протоколов в силу. 1.13. В статье 15 Договора необходимо прямо указать, что Исполнительный комитет СНГ является депозитарием Договора. 1.14. По мнению экспертов в целях повышения эффективности сотрудничества государств-участников СНГ по противодействию преступности в текст Договора можно было бы включить следующее положение: «Компетентные органы каждой Стороны могут оказывать дополнительную помощь друг другу в соответствии с целями настоящего Договора и законодательством Сторон». 1.15. В Договоре видится целесообразным провести доработку в части задержания и применения ареста в отношении разыскиваемых лиц до принятия решения о его экстрадиции, в ином случае эффективность Договора снизиться. 1.16. В Договоре видится целесообразным провести регламентацию порядка завершения международного розыска, а также отразить перечень оснований, при наступлении которых прекращается международный розыск. 1.17. В Договоре видится целесообразным отразить приверженность Сторон к формированию единой системы розыска, ее автоматизации и обеспечению доступа всех уполномоченных органов. 1.18. По мнению экспертов, введение института международного ордера на арест позлило бы упростить процедуру взаимодействия органов Сторон при розыске лиц. 1.19. В Договоре видится целесообразным четко определить форму запроса, а также перечень документов подлежащих приложению к данному запросу. 1.20. В Договоре видится целесообразным отразить порядок размещения на пограничный контроль разыскиваемых лиц и. имущества, а также стремление Сторон к расширению филиальной сети сотрудничества по розыску с подключением территориальных органов.
2. Проверка на соответствие международного договора принципам международного права «jus cogens» и иным международным договорам Республики Казахстан (возможность их денонсации), Конституций Республики Казахстан (в том числе гарантированных прав и свобод, закрепленных в Конституции) Венской конвенции о нраве международных договора и закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» (правовой природе международных договоров, соответствие субъектного состава, наличие соответствующих полномочий должностных лиц и органов на подписание данных документов, соответствие по форме и структуре и т.д.) Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц соответствует принципам международного права «jus cogens» и международным договорам Республики Казахстан. В части соблюдения суверенного равенства и независимости рассматриваемый договор закрепляет ряд положений, отражающий их дух и содержание в преамбуле, а также в ч. 4 ст. 5, а также ст. ст. 10, 11 и 15 Договора. Указанные статьи закрепляют за каждой стороной равные права на возможность выйти из данного Договора, а также предписывает запрет на посягательство на права и обязательства каждой из Сторон, вытекающих из других международных договоров, участницами которых они являются, с известной долей отступлений, продиктованных сложившейся ситуацией. Подписание данного договора от Республики Казахстан продиктовано ни чем иным как свободным согласием, что прямо вытекает из характера документа, его содержания и правовых последствий. Сам договор пронизан ссылками на взаимное сотрудничество, то есть нормы pacta sunt servanda (договора должны соблюдаться). Межгосударственный принцип сотрудничества заложен в статье 14 Договора, в которой записано, что «Настоящий Договор после его вступления в силу открыт для присоединения любого государства-участника Содружества Независимых Государств, разделяющего его положения, цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о присоединении». Рассматриваемый Договор не противоречит положениям Конституции Республики Казахстан, так как последняя, в части ограничения прав граждан, в том числе и привлечения их к уголовной ответственности через соответствующий вид розыска, а в нашем случае - межгосударственный, отсылает к отраслевому законодательству. Однако международные договоры (ратифицированные Республикой Казахстан) имеют преимущественную силу и составляют действующее право на территории РК. Вместе с тем и отраслевое законодательство в статьях 65, ч. 8 ст. 150, 175, 217, 266, 267 УПК РК и так далее предусматривает объявление в розыск лишь после привлечения последних в качестве обвиняемых по уголовным делам. То есть в отношении обвиняемых. Что служит соответствующей процессуальной гарантией соблюдения законности. Структура и форма Договора государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц соответствует ряду требований Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Кроме того, Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц по юридической форме, структуре, содержанию не противоречит положениям закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года. Более того, данный Договор соответствует определению понятия международного договора, приведенного в пункте 6 статьи 1 данного казахстанского закона: «Международный договор Республики Казахстан - международное соглашение, заключенное Республикой Казахстан с иностранным государством (иностранными государствами) или с международной организацией (международными организациями) в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».
3. Оценка соответствия законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан международному договору. В ходе исследования содержания Договора, эксперты не выявили противоречий межу положениями Договора и действующими законами Республики Казахстан. Вместе с тем, эксперты имеют следующие соображения: 3.1. Статья 1 Договора: - в этой статье декларируется, что под термином лицо, скрывающееся от органа дознания, следствия или суда - понимается лицо, в отношении которого имеется решение органа дознания, следствия или суда об объявлении в розыск. Вместе с тем, эксперты считают, что было бы более верно и дальновиднее закрепить следующую формулировку под лицом, скрывающееся «от органа ведущего уголовный процесс понимается лицо, в отношении которого имеется решение органа, ведущего уголовный процесс об объявлении в розыск». Такой подход не противоречит действующему уголовно-процессуальному законодательству, но вместе с тем, позволяет без лишней надобности не персонифицировать органы, так как правовые системы государств-участников СНГ находятся в постоянном реформировании. И нельзя с уверенностью сказать, что «завтра» этот перечень будет адекватен, к примеру, в Киргизии, Казахстане или Туркменистане. Более того, согласно ст. 267 УПК РК, «при неизвестности места нахождения обвиняемого следователь вправе поручить производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление. 2. Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производств предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. 3. При наличии оснований, указанных в статье 139 настоящего Кодекса, в отношении разыскиваемого обвиняемого, на случай его обнаружения, может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 150 настоящего Кодекса, с санкции суда может быть применена мера пресечения в виде ареста». Как можно заметить, речь идет о следователе как о процессуальном субъекте, объявляющего обвиняемого в розыск и предварительном следствии как форме, в рамках которой такое объявление возможно. Таким образом, заключение Договора государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц принципиально возможно, но все же желательно учесть в проекте Договора перечисленные предложения, изменив редакцию указанных пунктов. 3.2. Статья 7 Договора: - Содержание данной статьи есть констатация общеустановленного факта, который заложен еще в 1993 году - формирование и ведение централизованного информационного массива межгосударственного розыска лиц осуществляет Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации в рамках Межгосударственного информационного банка. Такое установление продиктована здравым смыслом и преследует ни что иное, как эффективное использование сил и средств государств-участников Содружества Независимых Государств. Ко всему прочему такая трактовка казуально не противоречит действующему отраслевому законодательству.
4. Определение необходимости имплементации норм международного договора в национальное законодательство (инкорпорация, трансформация, общая, частная или конкретная отсылка). Анализ норм Договора и казахстанского отраслевого законодательства позволяет придти к выводу, что Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц в предлагаемой редакции не требует имплементации его норм и (или) положений в национальное законодательство в части особенностей организации международного розыска лиц в силу того, что данный вопрос - относится к компетенции определенных компетентных органов, которые, в свою очередь, регулируют данный вид деятельности посредством специальных нормативно-правовых актов грифом секретно. На примере МВД РК это - Приказ МВД РК № 022 от 2005 года «Об организации и тактике розыскной работы». Таким образом, трансформация норм и положений указанного договора в приведенный выше Приказ МВД РК носит более показательный, нежели конкрентно-содержательный характер. Тем более, в статье 9 Договора, по сути, указано, что он (Договор) носит декларативный характер, а непосредственно порядок межгосударственного розыска лиц определяется отдельным документом, утверждаемым Советом глав правительств Содружества Независимых Государств. Вместе с тем, в случае поддержания предложений экспертов, отраженных в разделе экспертного заключения, встанет необходимость внесения изменений и дополнений в уголовный процессуальный кодекс Республики Казахстан в части международного ордера на арест, немедленного объявления в розыск, прекращения проведения розыска и его оснований, внесения дополнений в действующее законодательство в части порядков проведения розыска имущества, размещения данных о розыске на границе.
5. Определения возможной эффективности международного договора. Международный розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, справедливо считаются проблемами мирового масштаба. В свою очередь, межгосударственный розыск лиц, осуществляемый исключительно государствами-участниками СНГ и только в пределах территории Содружества являются важнейшими направлениями сотрудничества стран СНГ в борьбе с преступностью. От эффективности осуществления названных видов деятельности зависит степень реализации на пространстве Содружества такого важнейшего и универсального для всех стран мира принципа уголовного права, как неотвратимость наказания. Взаимодействие государств-участников СНГ по межгосударственному розыску лиц, скрывшихся от следствия и суда, характеризуется ежегодным увеличением своего объема, что обусловлено наличием объективных, в том числе правовых предпосылок. Следует признать, что эффективность сотрудничества государств-участников СНГ в сфере розыска и выдачи лиц для уголовного преследования в целом является низкой. Статистические данные, представленные Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ (БКБОП), подтверждают данный вывод. Связано это главным образом с тем, что на территории стран СНГ нет единой концепции сношения по указанным вопросам. Кишеневскую конвенцию по настоящее время не ратифицировали все страны СНГ, поэтому с ними сношение происходит в рамках Минской Конвенции. Так, к примеру, это имеет быть относительно России. Вместе с тем, инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц имеет существенные расхождения: 1. Область розыска: - согласно Минской Конвенции, розыск объявляется на территории отдельного государства; - по Инструкции - одновременно на территориях всех государств участников СНГ. 2. Основания объявления розыска: - согласно Минской Конвенции, розыск объявляется на основании поручения, составляемого в соответствии с требованиями статей 7 и 61-1; - согласно Инструкции, розыск объявляется постановлением, составляемым по установленной форме. При этом отличаются требования, предъявляемые к составлению поручения (Конвенция) и постановления (Инструкция). 3. Порядок сношений: - согласно Минской Конвенции, сношения по вопросам розыска осуществляются генеральными прокурорами (прокурорами) Договаривающихся Сторон; - согласно Инструкции, взаимодействие органов внутренних дел по вопросам розыска осуществляются через их центральные аппараты. 4. Результаты розыска (в случае задержания разыскиваемого): - согласно Конвенции - о заключении под стражу разыскиваемого лица немедленно информируется запрашивающая Договаривающаяся Сторона; - согласно Инструкции - при обнаружении разыскиваемого лица орган, осуществивший задержание, информирует орган внутренних дел - инициатора розыска, Министерство внутренних дел, являющееся инициатором межгосударственного розыска, и Генеральную прокуратуру государства, на территории которого задержано разыскиваемое лицо, для принятия решения о его выдаче. Сказанное обусловливает несомненную эффективность данного международного акта. Вместе с тем, эксперты считают, что при заключении данного Договора, если это возможно, следовало бы внести в него изменения и дополнения указанные в разделе 1 настоящего заключения для более эффективного использования правового инструментария межгосударственного розыска лиц.
6. Оценка социальных, экономических, научно-технических, экологических и иных последствий заключения международного договора. Интернационализация общественной жизни, «прозрачность» границ между государствами, либерализация процесса выдачи виз, рост кредитно-финансового и товарного обмена, развитие средств связи и транспорта, существенно расширившие возможности контактов между людьми, в то же время создали условия для противозаконной деятельности в международных масштабах. Организованная преступность приобретает транснациональный характер, растет на международном уровне число преступлений, связанных с «отмыванием» денег, контрабандой наркотиков и оружия, с хищением радиоактивных веществ. Все чаще связи преступников из Казахстана ведут за границу, в страны ближнего зарубежья. И практические работники все чаще сталкиваются с необходимостью организации международного розыска лиц, скрывшихся от следствия и уклоняющихся от отбывания наказания. Развитие сотрудничества и интеграционных отношений между государствами, влекущее проявление транснациональных явлений в преступности, требует от правоохранительных органов различных стран объединения усилий, а также выработки эффективных мер борьбы с ней. Особенно актуально данная проблема стоит перед странами-участницами СНГ, имеющими давние и устойчивые связи между народами, общие границы, особый режим перемещения по их территории. Благодаря заключению данного Договора новое дыхание обретет принцип неотвратимости наказания, что в свою очередь, соответствует конституционным принципам, экономическим и социальным потребностям общества и велению времени.
7. Выявления возможных отрицательных последствий заключения международного договора. Влияние на национальную безопасность страны. Отрицательные последствия открытые, явные и прогнозируемые, в случае заключения Договора государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц, не выявлены.
8. Оценка юридического содержания оговорок к международному договору и необходимость их применения. В предоставленном варианте Договор не имеет оговорок. Эксперты считают, что Республика Казахстан могла бы заключить Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц без оговорок.
9. Выявление явного или скрытого ведомственного или группового интереса, интереса иностранных государств, международных организаций, ТНК и иных иностранных коммерческих компаний, обеспечиваемых международным договором.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |