|
|
|
Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 9 сентября 2013 года № НК-11-6700-НК-6773
См. также: письмо Национального Банка РК от 3 октября 2013 года № 29306/2548
Ассоциация финансистов Казахстана
Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев Ваше обращение от 22.07.2013 года № 350-07/13 касательно проведения платежей с указанием Vin - кода автотранспортных средств в платежных документах при уплате налога на транспортное средство, в пределах компетенции сообщает следующее. Согласно Закону Республики Казахстан от 8 января 2013 года № 64-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации и автоматизации социально значимых государственных услуг» с 1 июля 2013 года при приеме платежных документов в уплату налогов на транспортное средство согласно норме подпункта 3-1) статьи 581 Налогового кодекса банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций (далее - банки) обязаны контролировать правильность указания идентификационного номера транспортного средства (далее - VIN - код) в соответствии с данными центрального исполнительного органа по безопасности дорожного движения (Согласно Закону Республики Казахстан «О безопасности дорожного движения» центральным исполнительным органом по безопасности дорожного движения является Комитет дорожной полиции МВД РК (далее - КДП МВД РК)). При этом банки отказывают в акцепте платежа на уплату налога на транспортное средство в случае несоответствия VIN - кода, указанного в платежном документе, с данными, представленными КДП МВД РК. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О безопасности дорожного движения», транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем; идентификационный номер транспортного средства - индивидуальный серийный номер транспортного средства, выраженный в виде последовательных буквенно-цифровых символов (Vin-код), присвоенный производителем транспортного средства, позволяющий произвести идентификацию транспортного средства в единой информационной системе государственной регистрации транспортных средств и прицепов к ним. Данный код указывается в свидетельстве о регистрации автотранспортного средства (СРТС) в поле «номер кузова». Также сообщаем, что согласно статье 5 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» все нормативные правовые акты имеют прямое действие. С учетом изложенного, действие данной нормы распространяется только на автотранспортные средства, зарегистрированные и (или) подлежащие государственной регистрации в подразделениях КДП МВД. Таким образом, объекты обложения налогом на транспорт, которые не относятся к автотранспорту (например, трактора, воздушный, морской и железнодорожный транспорт) не имеют идентификационного номера транспортного средства. В связи с чем, указывать данный номер в платежных поручениях на уплату налога не представляется возможным. В связи с чем, банки контролируют только правильность указания VIN - кода в соответствии с данными базы КДП МВД, а в случае их отсутствия в базе КДП МВД, банки не вправе контролировать правильность указания VIN - кода и, соответственно, отказывать в приеме платежного документа в уплату налога. В этой связи, банки при приеме платежей в уплату налога от физических и юридических лиц (их структурных подразделений) по тракторам, спецтранспорту, маломерным и речным судам, гражданским воздушным судам и железнодорожному транспорту, прошедшим или подлежащим государственной регистрации в подразделениях Министерства сельского хозяйства, Министерства транспорта и коммуникаций, должны принимать платежи без проведения сверок и сопоставлений VIN - кода с данными КДП МВД РК. По автотранспортным средствам, ввезенным на территорию РК и не прошедшим государственную регистрацию, ввиду отсутствия по ним информации в базе КДП МВД (в том числе по новым автотранспортным средствам, приобретенным лицами в автосалонах и у автодиллеров) платежи на уплату налога также должны производиться банками без проведения сверки на наличие VIN - кода. Также, в случае отсутствия Vin кода (номера кузова) ТС в свидетельстве о регистрации транспортного средства (сртс) у налогоплательщика, в том числе и по «старым» автотранспортным средствам производства (60х, 70х, 80х и 90х годов) и прошедших регистрацию в территориальных подразделениях МВД ввиду отсутствия сведений по таким транспортным средствам и в базе данных МВД и банках, а также в случае наличия в справочниках банков статуса «s» (снятые с учета) по отдельным автотранспортным средствам банкам также необходимо принимать платежи без проведения сверок и сопоставлений данных о Vin коде. Кроме того, считаем, что банки должны осуществлять прием платежей (без отказа в акцепте платежа) одним платежным документом, в котором достаточно указания в поле «назначение платежа» не менее одного VIN - кода автотранспортных средств, находящихся на праве собственности и (или) оперативного управления у налогоплательщика, а также в случаях отсутствия в технических документах на автотранспорт сведений о VIN - коде автотранспортного средства, как у налогоплательщика, так и в базе данных МВД РК и банков. Также сообщаем, что в случае ошибочного указания налогоплательщиком в платежном документе Vin - кода автотранспортного средства, работникам банков необходимо указать Vin - код, имеющийся в справочнике банка согласно переданным данным дорожной полиции МВД РК. При уплате налога на автотранспортное средство в бюджет юридическим лицом за свои структурные подразделения в графе «назначение платежа» в начале указывается БИН структурного подразделения юридического лица, за которое осуществляется платеж, затем его наименование и Vin код автотранспортного средства. То есть в форматах сообщений МТ100 и МТ102 банкам проставлять VIN-код в ключевом слове «ASSIGN» поля в следующей последовательности: /ASSIGN/БИН структурного подразделения/Наименование структурного подразделения/VIN*****************/V (может содержать до 17 символов). При этом сообщаем, что данные форматы согласовывались ранее с Национальным банком и МВД РК. Также сообщаем, что налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком самостоятельно в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом. При этом согласно статье 610 Налогового кодекса за несвоевременную и (или) неполную уплату налога в бюджет начисляется пени. При этом, в целях решения проблем, возникших в ходе введения в действие вышеуказанной нормы Закона при уплате налога на транспортные средства нами в рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений по вопросам налогообложения», в настоящее время инициируется уточняющая норма в статью 581 Налогового кодекса (прилагается). Вместе с тем, до внесения соответствующих изменений и дополнений в Налоговый кодекс банкам второго уровня необходимо руководствоваться вышеизложенным порядком. Также сообщаем, что по возникшим вопросам, изложенным в обращении, Налоговым комитетом МФ РК 3.07.2013 года направлялось в пределах компетенции письмо разъяснительного характера в Национальный Банк Республики Казахстан для использования в работе банками второго уровня при приеме платежей от физических и юридических лиц при уплате налога на транспортное средство.
Письмо Ассоциации налогоплательщиков Казахстана от 22 июля 2013 года № 350-07/13 «Уплата налога на транспорт с указанием идентификационного номера транспортного средства»
Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Копия: Национальный Банк Республики Казахстан
Копия: Комитет дорожной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан
Ассоциация налогоплательщиков Казахстана, в связи с обращениями налогоплательщиков, просит дать разъяснения по вопросу уплаты транспортного налога. В связи с введением в действие с 1 июля 2013 года п. 3-1) статьи 581 НК: «3-1) при приеме платежных документов в уплату налогов на транспортное средство контролировать правильность указания идентификационного номера транспортного средства в соответствии с данными центрального исполнительного органа по безопасности дорожного движения. Банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, отказывают в акцепте платежного документа на уплату налогов на транспортное средство в случае несоответствия идентификационного номера транспортного средства, указанного в платежном документе, с данными, представленными центральным исполнительным органом по безопасности дорожного движения». При оплате налога на транспорт налогоплательщиками возникают следующие сложности: 1. В соответствии с Законом о безопасности дорожного движения: «11) транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем; 11-1) идентификационный номер транспортного средства - индивидуальный серийный номер транспортного средства, выраженный в виде последовательных буквенно-цифровых символов, присвоенный производителем транспортного средства, позволяющий произвести идентификацию транспортного средства в единой информационной системе государственной регистрации транспортных средств и прицепов к ним». Таким образом, объекты обложения налогом на транспорт, которые не относятся к автотранспорту (например, воздушный, морской и железнодорожный транспорт) не имеют идентификационного номера транспортного средства (далее - VIN-код). Соответственно указать его в платежных поручениях на уплату налога не представляется возможным.
2. Некоторые транспортные средства: a. Автомобили, выпущенные до 1980 г. b. Некоторые автомобили, производства стран СНГ. c. Прицепы, фургоны и некоторые виды спец. техники не имеют VIN-кода. При этом в качестве номера кузова в тех. паспорте транспортного средства встречаются неуникальные идентификаторы, например, номер кузова указан как «Фургон», номер кузова не является семнадцатизначным, а, к примеру, четырехзначным (примеры тех.паспортов приведены в Приложении к письму). Что следует указывать в платежных документах в этом случае?
3. Банки обязаны сверить идентификационный номер, представленный в платежном поручении, с идентификационным номером в базе уполномоченного органа, при этом доступ к базе данных уполномоченного органа у налогоплательщиков отсутствует. В этой связи просьба разъяснить: какие именно показатели свидетельства о регистрации транспортного средства (номер кузова, номер шасси, номер рамы и т.д.) содержатся в базе уполномоченного органа в качестве идентификационного номера. Т.е. какой именно показатель тех. паспорта необходимо указывать в платежном поручении в качестве идентификационного номера транспортного средства.
4. Отсутствует опубликованная информация о способе оформления платежных поручений в случае перечисления налога на транспорт за несколько транспортных средств. При этом: a. Электронный формат обмена платежными документами («Система платежей - процедуры обмена и форматы сообщений», утверждаемый КЦМР) не содержит отдельных полей для указания VIN-кодов ТС, а поле Assign, в котором описывается назначение платежа, имеет ограниченный размер (6 строк по 70 символов). Учитывая, что VIN-код содержит 17 знаков, указать более 24 VIN-кодов в этом поле невозможно. b. У средних и крупных налогоплательщиков, количество транспортных средств исчисляется сотнями машин. Оформление отдельного платежного поручения на каждое автотранспортное средство затратно с точки зрения денежных и трудовых средств (сумма комиссии за перечисление налога в среднем составляет 200 тенге за каждый платеж). c. Требование об оформлении отдельного платежного поручения на каждое транспортное средство означает так же необходимость учета начисленных и уплаченных сумм налога в разрезе каждого транспортного средства. Такой учет в настоящее время не ведется, поскольку формы налоговой отчетности и правила расчета налога на транспорт, установленные налоговым законодательством, не требуют (и не требовали) учета уплаченных сумм налога (и задолженности по налогу с учетом его уплаты) в разрезе транспортных средств.
5. В формах налоговой отчетности по налогу на транспортные средства информация о VIN-кодах не представлялась и не представляется в настоящее время, соответственно в бухгалтерских службах налогоплательщиков отсутствуют систематизированные сведения о VIN-кодах транспортных средств. VIN-код представляет собой 17-значный набор латинских и цифровых символов. Его внесение в режиме ручного ввода трудоемко, велика вероятность ошибок. При этом средства для автоматизированной проверки идентификационных номеров отсутствуют, на ресурсах уполномоченного органа РК возможность такой проверки не предоставляется. При этом в случае указания неверного идентификационного номера транспортного средства банки вправе отказать в приеме платежа, что может привести к несвоевременному исполнению обязательств по уплате налога и, следовательно, штрафным санкциям в адрес налогоплательщика.
6. В настоящее время на проверку одного идентификационного номера ТС в одном платежном поручение оператор банка затрачивает 4-5 минут, что неприемлемо, учитывая общее количество ТС в РК. В некоторых случаях идентификационный код транспортного средства определяется в базе МВД как неверный, при этом налогоплательщик подтверждает свои данные тех. паспортом. Просьба пояснить как налогоплательщик может самостоятельно сверить свои данные с базой МВД и куда обращаться в случае выявления расхождений сведения тех. паспорта и базы МВД.
7. В настоящее время банки не могут корректно проверить правильность идентификационного номера, т.к. в случае, если представленный налогоплательщиком идентификационный номер ошибочный и отсутствует в базе данных уполномоченного органа, банк не имеет достаточной информации чтобы сделать вывод о том, что данный номер ошибочный. Поскольку идентификационный номер может отсутствовать так же в случае, если транспортное средство не подлежит гос. регистрации или подлежит гос. регистрации, но в последующих периодах. Соответственно факт отсутствия идентификационного номера в базе КДП МФД РК не всегда означает ошибку, но средств для установления причины отсутствия данных у банка нет. Следовательно, банки не могут провести проверку данных и выполнить требования нормы ст. 581.
С учетом вышеизложенного просим Вас: 1. Рассмотреть возможность: a. Перенести сроки действия данной нормы (с учетом времени, необходимого для подготовки информационных систем банков, уполномоченных органов и налогоплательщиков) для анализа и решения выявленных проблем. b. Оформления единого платежного поручения при уплате налога за все транспортные средства, по которым имеется обязательство уплаты транспортного налога. При этом, к платежному поручению прилагать реестр ТС с VIN кодами. c. Предоставления налогоплательщику права проведения повторной оплаты налога без начисления пени и штрафов по транспортным средствам, VIN-код которых в исходном реестре/платежном поручении был указан некорректно. d. Исключения требования о представлении сумм налога по каждому ТС в случае оплаты налога за несколько транспортных средств. e. Предлагаем так же рассмотреть возможность освобождения юридических лиц от необходимости представления таких сведений в момент уплаты налога. f. Иного решения имеющихся проблем. 2. Опубликовать подробные разъяснения по применению данной нормы, в том числе: a. способы определения идентификационных номеров транспортных средств на основании данных свидетельства о регистрации транспортного средства или иного документа налогоплательщика; b. особенности уплаты налога на транспорт за транспортные средства, не имеющие идентификационных номеров; c. способы оформления платежного поручения за одно или несколько транспортных средств. 3. Предусмотреть переходный период для применения новых норм, содержащий положения об исключении адм. ответственности налогоплательщиков в случае, если не исполнение обязательства по уплате налога было связано с возвратами платежных документов по причине не указания или неверного указания идентификационного номера ТС, ошибками в БД уполномоченного органа или программном обеспечении обслуживающего банка. 4. Предоставить налогоплательщикам возможность проверки идентификационных номеров ТС, находящихся в их собственности или управлении. 5. Разъяснить налогоплательщикам цель данных нововведений: провести работу по оповещению налогоплательщиков, в том числе физических лиц, о нововведении и разъяснении способов исполнения новой нормы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |