|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан 1. Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» 3. Проект Закона РК (май 2014 года)
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан
1. Название законопроекта Закон Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности».
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта Законопроект разработан в соответствии с поручением Премьер-Министра от 10 апреля 2014 года № 20-60/1972 о необходимости отзыва законопроекта «О лотереях и лотерейной деятельности» из Мажилиса Парламента для доработки. С момента обретения независимости Республика Казахстан придерживалась либеральной политики в области лотерейной деятельности. Лотерейная деятельность в Казахстане регламентируется Гражданским, Бюджетным кодексами, Кодексом «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», законами «О профессиональных союзах», «Об общественных объединениях», «Об особом статусе города Алматы», «О почте», а также постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года № 1716 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности по организации и проведению лотерей, а также в сфере игорного бизнеса». На сегодняшний день государственное регулирование лотерейной деятельности в стране сводится лишь к выдаче лицензий. Однако такое регулирование не дает желаемого результата. В настоящее время в негосударственном секторе рынка лицензии имеют более 70 хозяйствующих субъекта, из них реально осуществляющих деятельность - 10 организаций. Общий объем поступлений налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет от проведения лотерей в 2009 году составили - около 48 млн. тенге, в 2010 году - около 153 млн. тенге, в 2011 году - около 219 млн. тенге, в 2012 году - около 433 млн. тенге, за 9 месяцев 2013 года - около 522 млн. тенге. Развитие рынка лотерей в Казахстане сдерживает отсутствие четкой и последовательной политики, законодательных основ регулирования и нерегулируемое количество организаторов лотерей, что в итоге является основными причинами хаотичного и нерегулируемого развития рынка. В конечном результате, государство лишается значительных поступлений в бюджет, отсутствует социальная направленность лотерей, а лотерея как игра стала непривлекательной и лишилась доверия населения. Сегодня объективно сложно оценить точное количество лотерей, которые представлены на рынке. Более того, имеется большая проблема в виде прикрытия лотерейной деятельностью - деятельности в сфере игорного бизнеса на основании ранее полученных лицензий. Сегодня организаторами лотерей зачастую используются специальные лотерейные приставки, которые устанавливаются на платежные терминалы в наиболее людных местах (в торговых центрах, на вокзалах, в аэропортах, на базарах, в местах отдыха, и т.д.). Розыгрыш происходит моментально и своим механизмом ничем не отличается от игровых автоматов. При этом следует отметить, что это лишь одна из разновидностей использования специальных автоматов для проведения лотерей. И если для размещения игровых автоматов существуют определенные ограничения, в том числе территориальные (Щучинск, Капшагай), то для установки и эксплуатации лотерейных автоматов такие ограничения отсутствуют. Такие факты негативно влияют на весь лотерейный рынок и подрывают доверие населения к лотерее как игре в целом, которое, как указывалось ранее, является главным фактором развития рынка лотереи во всем мире. Кроме того, как показывает практика, наличие на рынке большого количества организаторов лотерей, не позволяет достичь ожидаемых результатов по успешному развитию лотерейного рынка по аналогии с зарубежными странами. Более того, это приводит к размыванию размера призового фонда, а в итоге к снижению интереса к лотерее. На примере международного опыта, операторами лотерей должны становиться ответственные, финансово и профессионально состоятельные компании, которые могут себе позволить большие инвестиции в создание цивилизованной высокотехнологичной сети распространения, в долгосрочную рекламную кампанию и приобретение передовых инновационных технологий проведения лотерей. Операторы лотерей должны проходить тщательный конкурсный отбор, отвечать высоким финансовым, квалификационным и иным требованиям, которые устанавливаются в целях гарантии прав участников лотереи и обеспечения должного контроля со стороны государства. Операторы лотереи должны определяться по результатам открытого конкурса, на основании которого с компанией, победившей в конкурсе, должен заключаться соответствующий контракт. Такая модель должна быть направлена, прежде всего, на ограничение возможного числа операторов и количества лотерей, что, несомненно, приведет к улучшению качества лотерейного продукта в целом. Реализация предлагаемой модели потребует отмены лицензирования деятельности по организации и проведению лотерей. При этом обеспечивать безопасность для общества в целях допущения на рынок исключительно добросовестных субъектов, предлагается в рамках вышеуказанных требований, предъявляемых для участия в конкурсе. Исходя из сложившейся в мировой лотерейной практике проведения лотерей, законопроектом предлагается закрепить четкую классификацию лотерей на - моментальную, тиражную и комбинированную, и на каждый вид лотереи определять только одного оператора лотереи. Для возможности участия в конкурсе для потенциальных операторов предлагается установить определенные требования, к примеру, в виде размера уставного капитала не менее трехсоттысячекратного размера месячного расчетного показателя. При этом на момент участия в конкурсе уставный капитал должен быть сформирован в полном объеме и оплачен только деньгами. В целях прозрачности объявления и проведения конкурса, уполномоченным органом будет публиковаться извещение о проведении такого конкурса в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан и на Интернет-ресурсе уполномоченного органа. Отбор наиболее выгодных предложений от потенциальных операторов предлагается осуществлять по следующим критериям: 1) размер сбора за предоставление права проведения лотереи. При этом сумму сбора предлагается установить в размере 100 000 МРП. Уплата данного сбора направлена, в первую очередь, на привлечение к участию в конкурсе финансово обеспеченных организаций, а во-вторых, с целью компенсации выпадающих налоговых поступлений от действующих лицензиатов в переходный период, при котором лотерейная деятельность для таких организаций будет запрещена; 2) размер инвестиций, подлежащих вложению потенциальным оператором для надлежащего проведения лотереи. Для полноценного осуществления лотерейной деятельности, в том числе создания центра обработки лотерейной информации, обеспечения его размещения у уполномоченного органа, развитие лотерейно-терминальной сети, найма агентов (в том числе бывших работников текущих лицензиатов) необходимы большие инвестиции; 3) предполагаемая сумма целевых отчислений. Законопроектом предлагается установить фиксированный размер целевых отчислений - 10% от разницы между выручкой и призовым фондом. При этом потенциальный оператор при подаче своего технико-экономического обоснования должен спрогнозировать примерный оборот своей деятельности. В итоге, чем выше полученная прибыль оператора, тем выше будут целевые отчисления; 4) размер банковской гарантии. Ее потенциальный оператор обязуется предоставить уполномоченному органу в целях обеспечения гарантий уплаты целевых отчислений; 5) минимальный срок начала проведения лотереи. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы оператор начал свою деятельность в кратчайшие строки, от этого будут зависеть короткие сроки начала получения налоговых поступлений, а также целевых отчислений; 6) максимальное количество мест распространения на момент начала проведения лотереи. С целью обеспечения прозрачности принимаемых решений конкурсной комиссии по предоставлению права проведения лотерей, ее состав предлагается определять уполномоченным органом из числа представителей государственных органов, видных общественных и спортивных деятелей, парламентариев, и др. Кроме того, важным нововведением в предлагаемом законопроекте является внедрение социальной ориентированности деятельности операторов лотерей. 10% от разницы между выручкой и призовым фондом предполагается направлять в специальный Фонд, определяемый решением Правительства. При этом уполномоченный орган будет прямо или косвенно выступать высшим органом управления Фонда, в компетенцию которого предлагается включить вопросы утверждения программы деятельности Фонда на соответствующий год, утверждение ежегодного отчета о формировании и использовании имущества Фонда, назначение внешнего аудита деятельности Фонда. Для недопущения нецелевого использования средств указанного Фонда, в законопроекте предлагается закрепить положения, предусматривающие запрет использования таких средств на иные цели, не указанные в законопроекте. Основной целью деятельности Фонда будет являться обеспечение устойчивого развития физической культуры и спорта. В целях обеспечения контроля в Фонде предлагается сформировать постоянно действующий коллегиальный орган управления - попечительский совет в составе не менее 5 человек (парламентарии, общественные деятели, спортсмены, и др.), в компетенцию которого будет входить назначение исполнительного органа Фонда, а также осуществление контроля за соответствием деятельности Фонда его уставным целям. Между тем, для обеспечения прозрачности деятельности Фонда предлагается применять следующие мероприятия. 1. Создание Интернет-ресурса Фонда и размещение на нем информации о Фонде, его структуре управления, текущей деятельности Фонда, отчетов о поступлении и использовании целевых отчислений, отчетов о реализации программы на соответствующий год и т.п. 2. Утверждение Попечительским советом правил осуществления Фондом закупок товаров, работ и услуг, размещение годового плана закупок на Интернет-ресурсе Фонда, публикация объявлений о предстоящих закупках на Интернет-ресурсе Фонда, формирование комиссии по закупкам с участием представителей Нур-Отана, спортсменов, общественных деятелей, публикация решений комиссии по закупкам на Интернет-ресурсе Фонда. 3. Ежегодная публикация отчета о деятельности Фонда в официальных печатных изданиях. Исходя из отечественной и мировой практики, размер призового фонда лотереи по отношению к совокупности всех реализованных лотерейных билетов предлагается определить не менее чем 50 процентов. Кроме того, предлагается установить в законопроекте некоторые требования к проведению лотерей. К примеру: 1) срок проведения лотереи должен составлять десять лет, который может быть продлен по решению комиссии по проведению конкурса; 2) центр обработки лотерейной информации, используемый для получения, хранения и учета информации о выручке от реализованных лотерейных билетов (иных документов, подтверждающих право участия в лотерее), принятых лотерейных ставках и выплаченных, переданных в натуре или предоставленных выигрышах, и ее передачи от оператора лотереи уполномоченному органу должен находиться на территории Республики Казахстан. Кроме того, центр обработки лотерейной информации должен обеспечивать защиту информации от утраты, хищения, искажения, подделки, несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и подобных действий; 3) обеспечение оператором лотереи сбора, формирования и направления отчетности в центр обработки лотерейной информации не реже одного раза в месяц; 4) не допущение реализации лотерейных билетов (иных документов, подтверждающих право участия в лотерее), которые получены оператором лотереи от изготовителя или агентом лотереи от оператора лотереи менее чем за двадцать четыре часа до времени их реализации участникам лотереи. Данное требование предлагается ввести с целью разграничения лотерейных терминалов от игровых автоматов. Последние, в свою очередь позволяют игроку с частой периодичностью (к примеру, один раз в минуту) определять выигрышные комбинации; 5) к лотерейному оборудованию, технические характеристики которого должны обеспечивать случайность распределения выигрышей при розыгрыше призового фонда; 6) лотерейное оборудование не должно содержать скрытые возможности и (или) процедуры и алгоритмы, позволяющие предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда до начала такого розыгрыша; 7) лотерейное оборудование не должно обеспечивать приема лотерейной ставки, а также не должно иметь соединение по сети связи с лотерейными терминалами.
3. Цели принятия законопроекта Целью принятия проекта является принятие самостоятельного отраслевого закона, регулирующего общественные отношения в сфере лотерейной деятельности в Республике Казахстан. Принятие проекта необходимо для внедрения на законодательном уровне новой модели организации, проведения и контроля лотерейной деятельности в Республике Казахстан, с учетом сформировавшихся в обществе правоотношений и международного опыта.
4. Предмет регулирования законопроекта Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и проведением лотерей.
5. Структура законопроекта Законопроект состоит из тридцати статей. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности Статья 3. Основные принципы в сфере лотерейной деятельности Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан Статья 5. Компетенция уполномоченного органа Статья 6. Виды лотерей Статья 7. Общие требования, предъявляемые к лотерейной деятельности Статья 8. Общие требования к проведению лотереи Статья 9. Условия проведения лотереи Статья 10. Формирование и распределение призового фонда Статья 11. Требования к лотерейным билетам Статья 12. Гарантии прав участников лотереи Статья 13. Требования к проведению розыгрыша призового фонда Статья 14. Распространение лотерей Статья 15. Условия проведения конкурса Статья 16. Заявка на участие в конкурсе Статья 17. Вскрытие заявок на участие в конкурсе Статья 18. Рассмотрение заявок на участие в конкурсе, допуск к участию в конкурсе Статья 19. Подведение итогов конкурса Статья 20. Порядок и основания признания конкурса несостоявшимся Статья 21. Порядок и основания проведения повторного конкурса Статья 22. Признание конкурса недействительным Статья 23. Заключение, изменение, расторжение контракта и срок его действия Статья 24. Порядок уплаты сбора за предоставление права проведения лотереи Статья 25. Целевые отчисления Статья 26. Фонд Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности Статья 28. Государственный контроль в сфере лотерейной деятельности Статья 29. Переходные и заключительные положения Статья 30. Порядок введения в действие настоящего Закона
6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта Принятие проекта позволит внедрить новую систему государственного регулирования и контроля, который послужит развитию лотерейной деятельности, позволит ограничить доступ в организации сомнительных лотерей и разграничить лотерейную деятельность с деятельностью в сфере игорного бизнеса, а также повысить доверие населения к играм в лотерее. Кроме того, значительным элементом законопроекта является введение социальной ориентированности от проведения лотерей. Для чего предлагается ввести обязательную уплату специальных целевых отчислений от проведения лотерей и устанавливается механизм целевого направления денежных средств на определенные социальные объекты и мероприятия. Предлагаемые меры послужат повышению мотивации участников лотереи. В целом, ожидается положительное развитие экономически эффективного направления в социально-культурной жизни страны.
7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом В целях обеспечения соответствия положений проекта с нормами действующего законодательства, необходимо внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты: 1) Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»; 2) Бюджетный кодекс Республики Казахстан; 3) Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть); 4) Налоговый кодекс Республики Казахстан; 5) Закон Республики Казахстан «Об общественных объединениях»; 6) Закон Республики Казахстан «Об особом статусе города Алматы»; 7) Закон Республики Казахстан «О почте»; 8) Закон Республики Казахстан «О профессиональных союзах»; 9) Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе»; 10) Закон Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»; 11) Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».
8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами Отдельные аспекты законопроекта в настоящее время регулируются нормами Гражданского, Бюджетного и Налогового кодекса, Кодекса «Об административных правонарушениях» и законами: «О профессиональных союзах», «Об общественных объединениях», «Об особом статусе города Алматы», «О почте», «О связи», «О разрешениях и уведомлениях».
9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта Лотереи во всем мире это цивилизованный способ пополнения бюджета и привлечения внебюджетного финансирования для реализации важнейших проектов социальной сферы (культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта). Страны, которые рассматривают лотереи как солидный источник бюджетных поступлений, осуществляют взвешенную политику по отношению к проведению лотерей: следят за прозрачностью бизнес-процессов, реализуют мероприятия, повышающие доверие населения, контролируют количество проводимых лотерей, активно развивают новые каналы продаж и внедряют инновационные технологии. По оценкам специалистов, в среднем, в мире ежегодно продают лотерейных билетов на 150-160 млрд. долларов и этот рынок стабильно растет. При этом годовой оборот лотерейного бизнеса в США около 30 млрд. долларов США в год, в Германии около 6 млрд. долларов США, в Японии порядка 8 млрд. долларов США, в Испании и Италии, где все лотереи государственные соответственно 6,53 и 6,5 млрд. долларов США. Во всех странах мира доходы от лотерей обеспечивают значительную часть бюджетных расходов на здравоохранение, культуру, образование, развитие физической культуры и спорта и другие социальные цели. Например, в Финляндии за счет отчислений от Национальной лотереи Финляндии финансируются: государственные расходы на развитие физкультуры - на 99%, на работу с молодежью - на 88%, расходы на поддержку искусства - на 53%, а также государственные расходы на развитие науки на 31%. В США на целевые отчисления от лотерей были построены Гарвардский, Йельский, Принстонский, Дартмутский, Брауновский и Колумбийский университеты, а в Лондоне - Британский музей. При этом в США, Франции, Италии, Великобритании, Германии, Испании, Португалии, Норвегии, Греции, Швейцарии, Швеции, Дании, Японии и т.д. исключительным правом организации лотереи обладает государство. Проведение лотерей осуществляется ограниченным количеством (от одного до трех) частных организаций, соответствующих финансовым и профессиональным требованиям, и получившим такое право на основании конкурса. Таким образом, традиционно во всем мире лотереи организуются государством (правительством) и на сегодняшний день существуют все степени участия государства: от полной собственности до полного аутсорсинга. При этом правом проведения лотереи наделяется одна или несколько частных организаций, в том числе с иностранным участием (консорциум из нескольких организаций, в том числе с долей государства в таком консорциуме) либо организация со стопроцентным государственным участием, соответствующие конкурсным требованиям, и признанные победителями по итогам такого конкурса. Во всех этих странах лотереи проводятся под государственным контролем, предусматривающим, четко регламентированные правила, нормы ответственности, порядок проведения лотерей. Все лотерейные компании публикуют финансовые отчеты о своей деятельности, в которых указываются размеры поступлений в фонды государства и конкретные цели направления полученной прибыли. При этом доходы от лотерей также позволяют государствам удерживать налоги на более низком уровне и реализовать многие спортивные проекты. Особое внимание стоит обратить на опыт Великобритании. Законодательством о национальной лотерее в структуре Министерства национального наследия предусматривается дирекция национальной игры, на которую возложили функции госконтроля и выдачи лицензий. Введена конкурсная система на право проведения национальной лотереи. Данный механизм определяет победителя - оператора этой лотереи, которым стало акционерное общество Camelot Group. Структура расходов этой компании выглядит следующим образом: 27% - средства, перечисляемые в общественные фонды (а не в государственный бюджет), 50% - призовой фонд, 12% налоговые платежи в казначейство, 5% - комиссия за реализацию билетов, и только 6% остается компании на операционные расходы. Средства 27%, которые компания направляет в общественные фонды, помогли британцам создать еще один мощный источник благотворительности, а также финансирования культуры и спорта. Например, Футбольная ассоциация Англии получила от Национальной лотереи грант на 120 млн. фунтов для реконструкции стадиона «Уэмбли». Рассматривая опыт наших ближайших соседей, стоит обратить внимание на Российскую Федерацию, где до настоящего времени одновременно проводилось три всероссийские государственные лотереи, организаторами которых выступали федеральные органы исполнительной власти: лотерея «Гослото», лотерея «Победа» и лотерея в поддержку организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, а также порядка 6000 всевозможных негосударственных лотерей. Но, с принятием в конце 2013 года Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях», Россия выбрала для себя путь жесткого государственного контроля за данной отраслью, полностью перенимая вышеописанный зарубежный опыт. По мнению российских законодателей, данная мера позволит не только увеличить финансирование социально значимых программ и проектов на 50 млн. долларов США ежегодно, но и полностью избавить лотерейную отрасль от недобросовестных организаторов лотерей. По схожему пути пошла и Украина, приняв в сентябре 2012 года закон «О государственных лотереях в Украине», введя государственную монополию на организацию лотерей, запретив проведение любых лотерей, кроме государственных, которые проводятся операторами государственных лотерей. За первый год действия указанного закона в Украине значительно сократилось количество фактов осуществления незаконного игорного бизнеса под видом лотерей, организации, получившие статус оператора государственной лотереи, значительно расширили свои сети по распространению лотерей, население все активнее стало участвовать в лотереях, растет выручка от их проведения, а следовательно и размеры призовых фондов и целевых отчислений в государственный бюджет. Таким образом, вся вышеуказанная зарубежная практика показывает, что ни в одной стране мира лотерейная деятельность не организуется частными организациями, как, к примеру, в нынешней модели.
10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта Законопроектом не предусматриваются затраты из государственного бюджета.
к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лотереи и лотерейной деятельности»
1. Название законопроекта Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лотереи и лотерейной деятельности».
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта Законопроект разработан в соответствии с поручением Премьер-Министра от 10 апреля 2014 года № 20-60/1972 о необходимости отзыва законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лотерейной деятельности» из Мажилиса Парламента для доработки. Данный законопроект разработан в соответствии с законопроектом «О лотереях и лотерейной деятельности», который устанавливает общественные отношения, связанные с организацией и проведением лотерей. Существующая правовая база лотерейной деятельности, предусмотренная в Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», Законе Республики Казахстан «О лицензировании» и иных нормативных правовых актах не определяет четкого и эффективного регулирования данной сферы. Внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» обусловлено введением института административной ответственности в области лотерейной деятельности. В частности, необходимо дополнить соответствующей статьей, предусматривающей административную ответственность операторов лотерей за нарушение законодательства о лотерейной деятельности, в части несоблюдения требований по размеру призового фонда выигрыша, технологических требований, заложенных в лотерейное оборудование, неопубликование и/или несвоевременное опубликование в печатных изданиях сведений о сроках приема лотерейных ставок в тиражной лотерее, а также данных о результатах тиража и выигрышей по лотерейным билетам, использование оператором лотерей призового фонда лотереи на другие цели, кроме выплаты или выдачи выигрышей участникам лотерей. При этом в виду специфики вида деятельности и отсутствия территориальных подразделений уполномоченного органа, дополняются статьи о рассмотрении и принятии решения уполномоченным органом по регулированию лотерейной деятельности дел об административных правонарушениях. Внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Казахстан связано с установлением новых требований к проведению лотерей. Налоговый кодекс предлагается дополнить новой главой, предусматривающей порядок и сроки уплаты сбора за предоставление права проведения лотерей. Размер данного сбора в соответствии с концепцией основного законопроекта, предлагается включить в качестве одного из критерия по отбору потенциального оператора лотереи. Кроме того, предлагается отразить положения, предусматривающие отнесение на вычеты суммы уплаченного сбора. В Закон Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» требуется дополнение относительно контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан в сфере лотерейной деятельности. Ввиду установления новой модели регулирования данной сферы, следует исключить право на проведение лотерей местными исполнительными органами, профессиональными союзами, общественными объединениями, организациями связи (АО «Казпочта»). Кроме того, положения указанных законов необходимо будет привести в соответствие с концепцией основного законопроекта. В этой связи обусловлена необходимость соответствующих поправок в законы «Об особом статусе города Алматы», «О профессиональных союзах», «Об общественных объединениях», «О почте», «О государственном имуществе». Наряду с этим, в Законе «О разрешениях и уведомлениях» необходимо исключить вид деятельности по организации и проведению лотерей как лицензируемый вид деятельности.
3. Цели принятия законопроекта Целью принятия проекта является приведение в соответствие с законопроектом «О лотереях и лотерейной деятельности».
4. Предмет регулирования законопроекта Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и проведением лотерей.
5. Структура законопроекта Законопроект состоит из двух статей. Статьей первой предусматривается внесение изменений и дополнений в следующие кодексы и законы: «Об административных правонарушениях», Бюджетный, Налоговый кодексы, «Об особом статусе города Алматы», «О почте», «О профессиональных союзах», «Об общественных объединениях», «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», «О государственном имуществе», «О разрешениях и уведомлениях». Статьей второй предусматривается введение в действие закона.
6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта Принятие проекта послужит эффективному применению норм Закона Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности». Проект не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.
7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Бюджетный, Налоговый кодексы, законы «Об особом статусе города Алматы», «О почте», «О связи», «О профессиональных союзах», «Об общественных объединениях», «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», «О государственном имуществе», «О разрешениях и уведомлениях».
8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами Отдельные аспекты законопроекта в настоящее время регулируются нормами Гражданского, Бюджетного и Налогового кодекса, Кодекса «Об административных правонарушениях» и законами «О профессиональных союзах», «Об общественных объединениях», «Об особом статусе города Алматы», «О почте», «О разрешениях и уведомлениях».
9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта При подготовке основного законопроекта «О лотереях и лотерейной деятельности» был изучен опыт в данной сфере стран Европы, Российской Федерации, Молдовы, Беларуси, Великобритании, США, Китая и др. Как показывает зарубежный опыт, лотерейная деятельность регулируется как самостоятельными актами, так и актами, регулирующими азартные игры в целом. При этом во всех государствах нормы, регулирующие данную сферу, обязательно предусмотрены в бюджетном, налоговом законодательстве, в законодательных актах по вопросам лицензирования, предпринимательства.
10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта Реализация законопроекта не повлечет финансовых затрат.
ЗАКОН
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области лотерейной деятельности на территории Республики Казахстан, определяет порядок и условия ее организации и проведения, устанавливает организационные основы государственного регулирования лотерейной деятельности.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) комбинированная лотерея - вид лотереи, в которой наличие или отсутствие выигрыша и его размер определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета (иного документа, подтверждающего право участия в лотерее), так и после проведения розыгрыша призового фонда; 2) потенциальный оператор - лицо, претендующее на заключение с уполномоченным органом контракта; 3) суперприз - часть призового фонда тиражной лотереи, не разыгранная в ходе проведения розыгрыша тиража и переходящая из тиража в тираж, согласно условиям проведения лотереи; 4) призовой фонд - деньги и (или) иное имущество, формируемые за счет реализации лотерейных билетов (иных документов, подтверждающих право участия в лотерее), принятия лотерейных ставок и распределяемые между участниками лотереи посредством проведения розыгрыша; 5) розыгрыш призового фонда - процесс, который проводится оператором лотереи после распространения лотерейных билетов (иных документов, подтверждающих право участия в лотерее), принятия лотерейной ставки и направленный на определение победителя (победителей); 6) контракт - договор между уполномоченным органом и оператором лотереи на проведение лотереи, заключаемый в соответствии с настоящим Законом; 7) конкурс - конкурс на предоставление права проведения лотереи, организуемый и проводимый уполномоченным органом в соответствии с настоящим Законом; 8) комиссия по проведению конкурса - коллегиальный орган, создаваемый уполномоченным органом в целях проведения конкурса на предоставление права проведения лотереи и определения его победителя; 9) конкурсная документация - документация, предоставляемая потенциальному оператору для подготовки заявки на участие в конкурсе и содержащая сведения об условиях и порядке проведения конкурса; 10) Фонд - некоммерческая организация в форме фонда, создаваемая решением Правительства Республики Казахстан, высшим органом управления которой прямо или косвенно выступает уполномоченный орган; 11) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с настоящим Законом, условиями проведения лотереи и договором, в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями проведения лотереи. Лотереей не является розыгрыш призов, направленных на стимулирование продаж товаров (услуг) коммерческими организациями; 12) агент лотереи - работник оператора лотереи, индивидуальный предприниматель и (или) юридическое лицо, осуществляющее распространение (реализацию) лотерейных билетов (иных документов, подтверждающих право участия в лотерее), прием лотерейных ставок, проверку выигрышных лотерейных билетов (иных документов, подтверждающих право участия в лотерее), а также выплату, передачу, предоставление выигрышей, на основании заключенного с оператором лотереи договора; 13) центр обработки лотерейной информации - аппаратно-программный комплекс, подключенный к сетям связи, и предназначенный для получения, хранения и учета информации о выручке от реализованных лотерейных билетов (иных документов, подтверждающих право участия в лотерее), принятых лотерейных ставках и выплаченных, переданных в натуре или предоставленных выигрышах, и ее передачи от оператора лотереи уполномоченному органу; 14) лотерейный билет - предусмотренный условиями проведения лотереи документ, в том числе в электронно-цифровой форме, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи; 15) лотерейное оборудование - устройство или устройства (генератор случайных чисел, механические, электрические, электронные или иные технические устройства), предназначенное(ые) для проведения розыгрыша в тиражной лотерее; 16) лотерейная комбинация - предусмотренная условиями проведения лотереи совокупность символов (надписей, чисел, знаков, рисунков), которая позволяет определить победителя (победителей), наличие и размер выигрыша;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |