|
|
|
Правовой анализ законодательства Республики Казахстан
(Автор - профессор Г. Ж. Сулейменова)
Алматы, 2013
Настоящее издание является составной частью программы «Равенство перед законом: доступ к правосудию в Центральной Азии», осуществляемого корпоративным фондом «Фонд Евразия Центральной Азии», при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Финляндии в рамках финской инициативы в политике развития «Расширенная Европа». Пособие адресовано ИПК, ЦАН, методическим службам, педагогическим работникам, социальным работникам и психологам в целях профилактики всех форм насилия и жестокого обращения в отношении детей. Мнения, заключения или рекомендации, выраженные в нем, не отражают точку зрения Министерства иностранных дел Финляндии и Фонда Евразия Центральной Азии.
Оглавление
Список использованных сокращений 4. Нормативные постановления Верховного Суда РК Понятие насилия и жестокого обращения Общая характеристика профилактики насилия и жестокого обращения Субъекты профилактики насилия и жестокого обращения Приложение № 2. Международные акты
Анализ подготовлен в рамках осуществляемого КФ «Фонд Евразия Центральной Азии» проекта «Равенство перед законом: доступ к правосудию стран Центральной Азии» при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Финляндии. Мнения и взгляды, содержащиеся в заключении, отражают точку зрения автора и могут не совпадать с официальной позицией КФ «Фонд Евразия Центральной Азии». Сведения об эксперте: Эксперт - Сулейменова Гульнар Жахановна, кандидат юридических наук, академический профессор; научная специализация «12.00.09 - уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность»; научно-преподавательский стаж - 33 года; имеет свыше 160 опубликованных научных и учебно-методических работ; опыт проведения научно-правовых экспертиз нормативных правовых актов - свыше 15 лет.
Список использованных сокращений
Автореф. - Автореферат ВП РК - Ведомости Парламента Республики Казахстан ВВС - Ведомости Верховного Совета ВС - Верховный Совет ГК РК - Гражданский кодекс Республики Казахстан ГПК РК - Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан дис. ... канд. (докт.) юрид. наук - диссертация на соискание ученой степени кандидата (доктора) юридических наук г. - год гг. - годы КоБС - Кодекс о браке (супружестве) и семье Конвенция - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин КРКоАП - Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях п. - пункт п./п. - подпункт РК - Республика Казахстан САПП РК - Собрание актов Президента и Правительства Республики Казахстан ст. - статья т.д. - так далее т.п. - тому подобное УК - Уголовный кодекс Республики Казахстан УПК - Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан УИК - Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан ТК РК - Трудовой кодекс Республики Казахстан ч. - часть ИПС «Әділет» - Информационный правовой справочник «Әділет» (http:adilet.zan.kz/rus)
Общая характеристика современного состояния законодательства Республики Казахстан
Насилие и жестокое обращение в отношении детей и семьи, пренебрежение их интересами, либо игнорирование их, семейное неблагополучие являются одной из актуальнейших проблем, поскольку имеет широкое распространение. Так, если в адрес Уполномоченного по правам человека РК 2009 г. поступило 24 обращения о нарушении прав детей, в 2010 г. - 43, то в 2011 г. - уже 1061. При этом, ввиду отсутствия правовых норм, регулирующих те или иные вопросы, привлечь к ответственности лиц, по вине которых был причинен вред здоровью ребенка, в некоторых случаях не представляется возможным2. В 2012 г. к административной ответственности привлечено свыше 1000 родителей за невыполнение ими обязанностей по воспитанию детей и 60 взрослых лиц за доведение несовершеннолетних до состояния опьянения. За этот же период за нахождение несовершеннолетних в ночное время в развлекательных заведениях к административной ответственности привлечено около 500 собственников развлекательных заведений, а также свыше 2 000 родителей. За нарушение статьи 336-4 КоАП (нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилых помещений) к административной ответственности привлечены свыше 32 тыс. родителей или лиц, их заменяющих, более 700 лишены родительских прав. Доставлено в Центры адаптации несовершеннолетних около 5 тысяч подростков, из них более 4 тысяч за безнадзорность и беспризорность. В этом же году в государственные органы поступило более 11 тыс. обращений по вопросам прав детей, по результатам рассмотрения которых органами внутренних дел возбуждено 1817 уголовных дел, привлечено к административной ответственности 1186 лиц, в том числе 760 родителей3. Ввиду этого вопросы профилактики насилия и жестокого насилия в отношении детей и семьи, как и правонарушений в целом, всегда являлись и являются приоритетными направлениями внутренней политики государства. Важная роль в обеспечении профилактики насилия и жестокого обращения является, безусловно, формирование надлежащей правовой базы. Из содержания п. 1 ст. 4 Конституции РК, определяющей действующее право в Казахстане, следует, что систему нормативных правовых актов, регулирующих вопросы профилактики насилия и жестокого обращения в отношении детей и семьи, составляют нормы Конституции РК, нормативные правовые акты, международные договорные и иные обязательства Республики, а также нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. ______________ 1 Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан за 2011 год. Астана, 2012. С. 98 2 Там же. С. 99 3 См.: Доклад о положении детей в Республике Казахстан. Астана, 2012 г. (п. 2).
Профилактика насилия и жестокого обращения в отношении детей и семьи, являющейся составной частью общей профилактики бытового насилия, включает в себя «комплекс правовых, экономических, социальных и организационных мер, осуществляемых субъектами профилактики бытового насилия, направленных на защиту конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в сфере семейно-бытовых отношений, предупреждение и пресечение бытового насилия, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению» (п. 4 ст. 1 Закона РК «О профилактике бытового насилия»). В настоящем исследовании дан анализ вопросов той сферы профилактики насилия и жестокого обращения в отношении детей и в семье (далее - насилия и жестокого обращения), которая касается только ее правовых основ, т.е. ее правовой регламентации. Правовой основой профилактики является система различных по своей юридической силе нормативные правовые акты, к числу которых следует отнести следующие: 1. Конституция РК - является основополагающим в этой системе, которой провозглашено: «Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства» (п. 1 ст. 27). Важными гарантиями реализации защиты указанных ценностей являются другие конституционные нормы, устанавливающие: • обязанность государства признать и гарантировать права и свободы человека в соответствии с Конституцией (п. 1 ст. 12); • предусматривающие право каждого на признание его правосубъектности и право защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами (п. 1 ст. 13); • недопустимость какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам» (п. 2 ст. 14); • право каждого на судебную защиту своих прав и свобод (п. 2 ст. 13); • равенство всех перед законом и судом (ст. 14); • неприкосновенность достоинства человека, а также недопустимость пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (п. 1 ст. 17); • право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, оказание юридической помощи бесплатно (п. 3 ст. 13); • недопустимость ограничения прав и свобод, предусмотренных ст.ст. 10, 11, 13-15, п. 1 ст. 16, ст.ст. 17, 19, 22, п. 2 ст. 26 Конституции (п. 3 ст. 39) и др. 2. Международные документы. Национальное законодательство в части, касающейся профилактики насилия и жестокого обращения, в основном, приведено в соответствие с общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам с участием Казахстана и международным стандартами в этой области (их перечень приведен в Приложении № 2). При этом международные договоры, ратифицированные Казахстаном, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона4. 3. Законодательство. Общие принципы и нормы Конституции РК и международных актов нашли свою конкретизацию и развитие в нормативных правовых актах предусматривающих создание либо совершенствование уже имеющихся национальных превентивных механизмов, направленных на предупреждение насилия и жестокого обращения. К их числу следует отнести: Кодексы: • Гражданский кодекс (Общая часть) от 27 декабря 1994 г., • Гражданский кодекс (Особенная часть) от 1 июля 1999 г. № 409-I, • О браке (супружестве) и семье от 26 декабря 2011 г. № 518-IV ЗРК5, • Трудовой кодекс РК от 15 мая 2007 г. № 251-III, • КР КоАП от 30 января 2001 г. № 155-II, • УК РК 16 июля 1997 г., • УПК РК от 13 декабря 1997 г. № 206-I • УИК РК Законы: «О профилактике правонарушений» от 29 апреля 2010 г. № 271-IV ЗРК, «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 г. № 214-IV, «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 г. № 345-II, «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 г. № 591, «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» от 8 декабря 2009 г. № 223-IV; «О специальных социальных услугах» от 29 декабря 2008 г. № 114-IV ЗРК, «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» от 7 июля 2004 г. № 581-II, «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» от 5 июля 2000 г. № 72-II, «О медиации» от 28 января 2011 г. № 401-IV, «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» от 28 июня 2005 г. № 63-III, «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» от 13 декабря 2000 г. № 113-II, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения защиты прав ребенка» от 23 ноября 2010 г. № 354-IV, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности» от 29 декабря 2010 г. № 372-IV, «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» от 30 марта 1999 г. № 353-I, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам медиации» от 28 января 2011 г. № 402-IV, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы пробации» от 15 февраля 2012 г. № 556-IV, «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г. № 1017-ХII и др. _________________ 4 См.: Постановление Конституционного Совета РК от 28 октября 1996 года № 6/2 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан» // ИПС «Әділет»; Нормативное постановление Верховного Суда РК от 10 июля 2008 года № 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан // Казахстанская правда. 2008. 9 августа. 5 Ранее действовал Закон РК от 17 декабря 1998 г. «О браке и семье».
4. Нормативные постановления Верховного Суда РК играют важную роль в обеспечении профилактики насилия и жестокого обращения, поскольку в них даются разъяснения по вопросам судебной практики. К их числу следует отнести такие нормативные постановления, как: «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» от 28 апреля 2000 г. № 4, «О некоторых вопросах квалификации преступлений, связанных с изнасилованием и иными насильственными действиями сексуального характера» от 11 мая 2007 г. № 4; «О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке и семье при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» от 22 декабря 2000 г. № 17, «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» от 28 апреля 2000 г. № 5, «О судебной практике по делам об установлении отцовства и факта признания отцовства» от 30 сентября 1971 г. № 7, «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» от 11 апреля 2002 г. № 6, «О некоторых вопросах назначения наказания в виде лишения свободы» от 19 октября 2001 г. № 15, «О некоторых вопросах применения судами Республики законодательства по возмещению вреда, причиненного здоровью» от 9 июля 1999 г. № 9 и др. «О квалификации некоторых преступлений против жизни и здоровья человека» от 11 мая 2007 г. № 1. Важную роль в профилактике насилия и жестокого отношения играют производные нормативные правовые акты, к числу которых следует отнести: • Положение о Комитете по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан, утв. постановлением Правительства РК от 13 января 2006 г. № 36; • постановление Правительства РК от 14 марта 2009 г. № 330 «Об утверждении перечня гарантированного объема специальных социальных услуг»; • постановление Правительства РК от 11 июня 2001 г. № 789 «Об утверждении типового положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»; • приказ МВД РК № 356 от 16 августа 2010 г. № 356 «Об утверждении Инструкции по осуществлению профилактического контроля за лицами, состоящими на профилактическом учете в ОВД»; • Типовое положение о комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при акимах областей, городов Астаны и Алматы, утв. постановлением правительства РК от 28 февраля 2006 г. № 138; Указанные нормативные правовые акты являются правовой основой, обеспечивающей деятельность по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми и семьи. Вместе с тем, несмотря на столь солидную нормативно-правовую базу, действующее законодательство не в полной мере обеспечивает надлежащую профилактическую работу в этом направлении, которая бы гарантировала защиту лиц не только от насилия и жестокого обращения, но и от их угрозы. Хотя определенные меры в этом направлении государством предпринимались и предпринимаются по настоящее время. Так, стратегические направления государственной политики, обеспечивающие основы профилактики в рассматриваемой сфере определены: - Концепцией правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 годы, утвержденной Указом Президента РК от 24 августа 2009 г. № 858; - Национальным планом действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы; - Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденной Указом Президента РК от 7 декабря 2010 г. № 1118; - Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента РК от 29 ноября 2010 г. № 1113 и др. Постановлением Правительства РК утверждены такие программные документы, как: • Отраслевая Программа профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2011-2013 годы6 (от 21 декабря 2010 г. № 1390); • Правила организации взаимодействия государственных органов, организаций и общественных объединений, занимающихся проблемами насилия в отношении женщин (от 12 марта 2001 г. № 346)7; • Программа занятости 2020 (от 31 марта 2011 г. № 316); • Комплексный план по повышению уровня правовой культуры граждан Республики Казахстан на 2012-2014 годы» (от 2 марта 2012 г. № 285) и др. • Совместный приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 10 февраля 2009 года № 79, Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 28, Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 28-п. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 февраля 2009 года № 5560. Указом Президента РК от 1 февраля 2006 г. № 56 создана Национальная комиссия по делам семьи и гендерной политике как консультативно-совещательный орган при Президенте РК. При поддержке Министерства образования и науки РК в г. Астане создан Институт семейного воспитания, основной задачей которого является создание единой системы семейного просвещения, повышение квалификации и переподготовка кадров по семейному воспитанию, разработка различных методик и программ, способствующих проведению единой государственно-общественной воспитательной политики. При Институте действует университет педагогических знаний для родителей. Создан Интегрированный банк данных единого учета несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, сведений о детях, находящихся в специальных организациях образования, жертвах жестокого обращения и насилия, из неблагополучных семей, безнадзорных, беспризорных, доставленных в центры адаптации несовершеннолетних (совместный Приказ МВД и МОН № 119 от 26.03.2010 г., МОН № 166 от 12.04.2010 г.).8 В целях обеспечения координации по реализации Конвенции о правах ребенка и государственной политики по обеспечению охраны прав и законных интересов детей постановлением Правительства РК от 13 января 2006 г. № 36 создан специальный уполномоченный орган - Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки РК. Создан и действует Национальный Координационный совет по охране здоровья при Правительстве РК; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве РК (создана постановлением Правительства РК от 24 мая 2007 г. № 415), Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК и др. Вышеуказанные нормативные правовые акты станут действенными (т.е. действительно будут ограждать от любых видов насилия и жестокого обращения), а работа субъектов профилактики эффективна только в том случае, если будут изменены методы работы с несовершеннолетними и семьями, ставшими жертвами насилия, либо находящимися под угрозой применения к ним насилия. ____________________ 6 См.: http://adilet.minjust.kz/ras/docs/P1000001390. 7 САПП РК. 2001. № 10. Ст. 115. 8 Доклад о положении детей в Республике Казахстан. Астана, 2011.
Одного лишь программной и законодательной регламентации вопросов профилактики насилия ничего не даст, если не будет уделено важнейшей проблеме - проблеме подготовки и повышения квалификации специалистов в этой сфере. Признание и закрепление демократических новелл в законодательстве отнюдь не означает, что они адекватно претворяются в правоприменительной деятельности. Поэтому многие изменения и дополнения, внесенные в законодательство, нормы принятых новых законов нередко носят декларативный характер и не применяются, либо игнорируются, либо извращаются на практике. На недостатки правоприменительной практики указывают и международные эксперты9. Кроме того, необходимо кардинально изменить правоприменительную практику, сложившиеся в ней негативные стереотипы в отношении защиты прав человека вообще, и несовершеннолетних и семьи, в частности.
Понятие насилия и жестокого обращения
Бытовое насилие определено законодателем, как «умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) одного лица в сфере семейно-бытовых отношений в отношении другого (других), причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания» (п./п. 3 ст. 2 Закона РК «О профилактике бытового насилия»). Ст. 4 Закона РК «О профилактике бытового насилия» не только предусматривает такие виды бытового насилия, как - физическое, психологическое, сексуальное и экономическое насилие, но и дает их определение, что является важным для определения ответственности лица, совершившего бытовое насилие. Однако следует указать, что психологическое насилие нигде не регистрируется и учет таких случаев не ведется, равно как и не предусмотрена ответственность за него, хотя оно является не менее общественно опасным, чем физическое насилие. В этой связи представляется необходимым криминализировать психологическое насилие, предусмотрев его в УК, как психологическое насилие, направленное на членов семьи. В законодательстве не дано определения и понятия «жестокое обращение с несовершеннолетними». Хотя этот пробел восполнен нормативным постановлением Верховного Суда от 28 апреля 2000 г. № 4 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», в котором указано: «Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей)» (п. 11). __________________ 9 См., например: Дэн О'Доннелл. Оценка достижений реформы системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан. Швейцария, 2009; Манфред Новак. Доклад Специального докладчика по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания. Миссия в Казахстан // Комитет по правам человека, 2009 г. Генеральная Ассамблея ООН (A/HRC/13/39/Add.3); Элизабет Катта. Поддержка судебной и правовой реформы в Республике Казахстан. Деятельность 3.3.6.3. Ювенальная юстиция. Оценочный отчет // EuropeAid/128586/C/SER/KZ. Париж, 2010 и др.
В действующем законодательстве не дано также определения понятия несовершеннолетнего и семьи, находящихся в трудной жизненной и (или) социально опасной ситуации, тогда как для эффективной профилактической работы это необходимо. Например, в Федеральном законе Российской Федерации № 120-ФЗ от 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определено, что семья, находящаяся в социально опасном положении, - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, а несовершеннолетний, находящийся в таком же положении - это лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия (ст. 1). Представляется, что аналогичные определения необходимо ввести и в Закон РК «О профилактике бытового насилия», что позволит провести четкую градацию таких семей и несовершеннолетних. Необходимо также ведение статистического учет сведений о таких семьях и семьях, в которых зафиксированы факты бытового насилия и угрозы его применения.
Общая характеристика профилактики насилия и жестокого обращения
Профилактика насилия и жестокого обращения является частью общей профилактики правонарушений и осуществляется посредством общих, специальных и индивидуальных мер (ст.ст. 20-23 Закона РК от 29 апреля 2010 г. № 271-IV «О профилактике правонарушений»), применяемых с учетом особенностей этой разновидности правонарушения. Как показывают исследования, наиболее эффективный результат приносят меры ранней профилактики. Вместе с тем, действующее законодательство, предусматривая ответственность за совершение бытового насилия, конкретные меры профилактики, применяемые к таким лицам, специальные социальные услуги лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в то же время не предусматривает конкретные виды социально-правовой защиты жертв бытового насилия и его пресечения, основания и порядок их предоставления либо отказа в этом. В этой связи представляется, что в Законе РК «О профилактике бытового насилия» должны были найти свою систематизацию меры социально-правовой защиты от насилия и жестокого обращения в семье. Законом предусмотрены отдельные виды правовой защиты. Так, согласно ст. 22 Закона РК «О профилактике бытового насилия» в целях обеспечения безопасности потерпевшего судом могут быть установлены особые требования к поведению лица, совершившего бытовое насилие. Такие требования, в соответствии с ч. 1 ст. 59-1 КРКоАП, могут быть установлены судом как по ходатайству участников производства по делу об административном правонарушении, так и по ходатайству органов внутренних дел к поведению лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное ст.ст. 79-1, 79-5, 111-1 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения), 112 (доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения), 332 (стрельба из огнестрельного оружия, взрыв пиротехнических устройств в населенных пунктах) , 355-1 (нарушение защитного предписания) на срок от трех месяцев до одного года, предусматривающие в полном объеме или раздельно запрет: 1) разыскивать, преследовать, посещать потерпевшего, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами; 2) приобретать, хранить, носить и использовать огнестрельное и другие виды оружия. В течение срока действия особых требований к поведению правонарушителя на него могут быть возложены обязанности являться в органы внутренних дел от одного до четырех раз в месяц для профилактической беседы. Однако законодателем не предусмотрена ответственность за нарушение указанных особых требований, ввиду чего ст. 59-1 КРКоАП носит декларативный характер. В соответствии со ст. 23 Закона РК «О профилактике бытового насилия», в целях пресечения бытового насилия, содержащего состав преступления, и обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников органами, ведущими уголовный процесс, могут быть применены меры процессуального принуждения и процессуальные меры безопасности. К таким мерам согласно ст. 7 Закона РК 5 июля 2000 г. № 72-II «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе», относятся, в частности: 1. официальное предостережение лицу, от которого исходит угроза насилия или совершения других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности; 2. избрание в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, исключающей возможность применения (организации применения) в отношении лиц, участвующих в уголовном процессе, насилия или совершения (организации совершения) иных преступных деяний; 3. личная охрана, охрана жилища и иного имущества; 4. обеспечение в установленном порядке оружием, средствами индивидуальной защиты и техническими средствами; 5. временное помещение в безопасное место; 6. переселение на другое место жительства, смена места работы (службы) или учебы, оказание помощи в трудоустройстве и др. (ст. 7 Закона РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе»). Основанием для их применения является устное либо письменное заявление лица или инициатива органа, ведущего уголовный процесс, при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы в отношении защищаемого лица (ст. 23 Закона РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе»). Важным в профилактике бытового насилия и жестокого отношения является установление ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой) за их совершение. Так, в КРКоАП отдельно выделена группа административных правонарушений посягающих на личность и в сфере семейно-бытовых отношений (глава 9-1), к числу которых законодатель относит побои (ст. 79-1), причинение вреда здоровью (79-3), заражение венерической болезнью (ст. 79-4), противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений (79-5), злостное уклонение от содержания нетрудоспособного супруга (супруги) (ст. 79-6). Кроме того, отдельно выделена группа административных правонарушений, посягающих на права несовершеннолетних (Глава 12), к числу которых законодатель относит: невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию детей (ст. 111), вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения (ст. 111-1), доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения (ст. 112), доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения (112-1), стрельба из огнестрельного оружия, взрыв пиротехнических устройств в населенных пунктах (ст. 332), нарушение защитного предписания (ст. 355-1). Кроме того, ряд норм предусматривает ответственность родителей, законных представителей либо лиц их заменяющих, в том числе за ряд административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними (например, нарушение порядка и сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) (ст. 116), незаконная деятельность по усыновлению (удочерению) (ст. 117); заведомо ложный вызов органов государственной противопожарной службы, полиции, скорой медицинской помощи, аварийных служб, совершенные несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, влекут предупреждение или штраф на родителей или лиц, их заменяющих (ч. 3 ст. 334); появление в общественных местах в пьяном виде лиц, не достигших 18 лет, а равно распитие ими алкогольных напитков, влекут штраф на родителей или лиц, их заменяющих (ч. 1-1 ст. 336), нахождение несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время без сопровождения законных представителей влечет предупреждение либо штраф на законных представителей (ст. 336-3), нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища 23 до 6 часов утра, влечет предупреждение законных представителей либо наложение на них штраф (ст. 336-4), надругательство над памятниками истории и культуры или природным объектом либо местами захоронения людей, совершенные несовершеннолетними в возрасте до 16 лет, влекут штраф на родителей или лиц, их заменяющих. Законодатель признает обстоятельством, отягчающим ответственность за административные правонарушения в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного (п. 7 ст. 62 КРКоАП). В УК выделена специальная Глава 2 «Преступления против семьи и несовершеннолетних» (ст.ст. 131-140), объединяющая следующие составы преступлений - злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 136 УК), неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 137 УК), ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей (ст. 138 УК) и злостное уклонение от содержания нетрудоспособного супруга (супруги) (ст. 148 УК). Уголовная ответственность за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних предусмотрена не только этой главой, но и другими нормами УК. Так, обстоятельствами, смягчающими уголовную ответственность и наказание является совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (п. «ж» ч. 1 ст. 53 УК), обстоятельством, отягчающим ответственность, законодатель признает совершение преступления в отношении лица, находящегося в зависимости от виновного. Квалифицирующим признаком, отягчающим уголовную ответственность и наказание, является использование материальной или иной зависимости лица от виновного (например, ч. 2 ст. 102, п. «а» ч. 2 ст. 197, п. «к» ч. 2 ст. 113, ст. 123, п. «и» ч. 2 ст. 126, п. «к» ч. 2 ст. 126, п. «к» ч. 2 ст. 133 УК и др.). В 2011 г. в УК внесены изменения и дополнения, направленные на ужесточение уголовной ответственности родителей, педагогов и иных лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних за данные преступления. Так, ч. 2 ст. 41 УК, предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания устанавливается на срок от десяти до двадцати лет за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершенных педагогом либо иным лицом, на которых законом возложены обязанности по их воспитанию. Хотя КРКоАП, УК и другие законодательные акты предусматривают ответственность за бытовое насилие, определенные меры его профилактики но, в то же время, экспертами отмечается, что «мало что было сделано для обеспечения жертвам доступа к правосудию10. ______________ 10 Манфред Новак. Доклад Специального докладчика по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания. Миссия в Казахстан // Комитет по правам человека, 2009 г. Генеральная Ассамблея ООН (A/HRC/13/39/Add.3). пункт 37.
Субъекты профилактики насилия и жестокого обращения
В соответствии с действующим законодательством (Законом РК «О профилактике бытового насилия», субъектами профилактики бытового насилия являются государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане Республики Казахстан, осуществляющие профилактику бытового насилия: • Правительство РК; • местные представительные и исполнительные органы; • комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике; • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; • органы внутренних дел; • Министерство образования и науки РК; • Министерство здравоохранения РК; • организации здравоохранения11; • Министерство труда и социальной защиты населения РК; • организации по оказанию помощи, создаваемые местными исполнительными органами, а также физическими и юридическими лицами. Функция по взаимодействию субъектов профилактики бытового насилия и координации их деятельности возложена на Правительство РК (п. 3 ст. 6 Закона РК «О профилактике бытового насилия»). Однако при этом не определен конкретный орган, который должен непосредственно осуществлять такую функцию, не предусмотрен механизм и алгоритм взаимодействия указанных субъектов профилактики, что позволяло бы исключить дублирование и параллелизм в работе. Важно указать, что деятельность многих структур, одной из основных функций которых является профилактика правонарушений, в том числе и бытового насилия (комиссия по делам несовершеннолетних, центры адаптации несовершеннолетних, органы опеки и попечительства и др.), не приносит желаемой эффективности ввиду их большой загруженности, обусловленной недостаточной штатной обеспеченностью. Причем не все сотрудники этих структур имеют соответствующий профессиональный и правовой уровень, необходимый для работы с детьми и семьями, в том числе и испытавшими насилие.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |