|
|
|
Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека
Употребляемые обозначения и изложение материала в настоящем издании не означают выражения со стороны Секретариата Организации Объединенных Наций какого бы то ни было мнения относительно правового статуса той или иной страны, территории, города, района или их властей, или относительно делимитации их границ. Условные обозначения документов Организации Объединенных Наций состоят из прописных букв и цифр. Когда такое обозначение встречается в тексте, оно служит указанием на соответствующий документ Организации Объединенных Наций.
HR/PUB/11/04
© 2011 Организация Объединенных Наций Все права глобально защищены
Содержание
I. Обязанность государства защищать права человека II. Корпоративная ответственность за соблюдение прав человека III. Доступ к средствам правовой защиты
Настоящая публикация содержит «Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека: осуществление рамок Организации Объединенных Наций в отношении «защиты, соблюдения и средств правовой защиты»», которые были разработаны Специальным представителем Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях. Специальный докладчик препроводил Руководящие принципы в качестве приложения к своему заключительному докладу Совету по правам человека (A/HRC/17/31), который также включает введение к Руководящим принципам и обзор процесса, предшествовавшего их разработке. Совет по правам человека одобрил руководящие принципы в своей резолюции 17/4 от 16 июня 2011 года.
Общие принципы
Настоящие руководящие принципы исходят из признания: a) принятых государствами обязательств соблюдать, защищать и осуществлять права человека и основные свободы; b) роли предприятий, выполняющих специализированные функции в качестве специализированных органов общества, которым предъявляется требование соблюдать все действующие законы и уважать права человека; c) необходимости обеспечивать соблюдение прав и обязанностей - в случае их нарушения - с помощью соответствующих эффективных средств правовой защиты. Настоящие руководящие принципы применяются ко всем государствам и ко всем транснациональным и иным предприятиям независимо от их размеров, сферы деятельности, места нахождения, форм собственности и структуры. Настоящие руководящие принципы следует рассматривать как единое целое и толковать в индивидуальном и коллективном порядке, исходя из их цели, которая заключается в повышении роли норм и практики, относящихся к предпринимательской деятельности в аспекте прав человека, с тем, чтобы затрагиваемые отдельные лица и общины могли добиваться осязаемых результатов, и в этой связи также толковать их как вклад в обеспечение социально устойчивой глобализации. Ничто в настоящих руководящих принципах не должно толковаться как создающее новые международно-правовые обязательства или ограничения либо подрывающее какие-либо правовые обязательства в сфере прав человека, которые государства, возможно, уже приняли или примут на себя в соответствии с международным правом. Настоящие руководящие принципы должны осуществляться без какой-либо дискриминации с уделением особого внимания правам и потребностям, а также проблемам отдельных лиц, принадлежащих к группам или общинам, которые, возможно, подвергаются повышенному риску стать уязвимыми или маргинализированными, а также с уделением должного внимания различным рискам, с которыми могут сталкиваться женщины и мужчины.
I. Обязанность государства защищать права человека
1. Государства в пределах своей территории и/или юрисдикции должны обеспечивать защиту от нарушений прав человека третьими сторонами, включая предприятия. Это требует принятия необходимых мер, направленных на предупреждение и расследование таких нарушений, наказание за них и компенсацию ущерба посредством эффективной политики, законодательства, нормативного регулирования и судопроизводства. Комментарий Обязательства государств в рамках международного права прав человека требуют уважения, защиты и осуществления ими прав человека отдельных лиц в пределах своей территории и/или юрисдикции. Это включает обязанность обеспечивать защиту от нарушений прав человека третьими сторонами, включая предприятия. Обязанность государства обеспечивать защиту является нормой их поведения. Поэтому государства как таковые не несут ответственности за нарушения прав человека частными субъектами. Вместе с тем государства могут нарушать свои обязательства по международному праву прав человека в случае, когда нарушение может быть отнесено на их счет или когда они не принимают надлежащих мер для предупреждения и расследования нарушений, совершаемых частными субъектами, наказания за них и возмещения ущерба. Хотя, как правило, государства обладают дискреционными полномочиями относительно принятия решения по поводу этих мер, они обязаны учитывать весь диапазон допустимых превентивных мер и мер по исправлению положения, в том числе политического, законодательного, нормативного и судебного характера. На государствах также лежит обязанность защищать и поощрять принцип верховенства права, в том числе путем принятия мер для обеспечения равенства перед законом, справедливости в его применении, а также путем надлежащей подотчетности, юридической определенности и процессуальной и правовой транспарентности. Основное внимание в настоящей главе уделяется превентивным мерам, в то время как в главе III изложены меры правовой защиты. 2. Государствам следует четко заявить, что они ожидают от всех предприятий, домицилированных на их территории и/или находящихся под их юрисдикцией, соблюдения прав человека в рамках своей деятельности. Комментарий В настоящее время, согласно международному праву прав человека, от государств, как правило, не требуется регулировать экстерриториальную деятельность предприятий, домицилированных на их территории и/или находящихся под их юрисдикцией. В то же время такое регулирование, как правило, не запрещается в случае существования признанной юрисдикционной основы. В этих условиях некоторые договорные органы по правам человека рекомендуют государствам происхождения принимать меры по предупреждению за рубежом нарушений со стороны предприятий, находящихся под их юрисдикцией. У государств происхождения имеются веские политические причины со всей определенностью заявить о том, что они ожидают от предприятий соблюдения прав человека за рубежом, особенно в том случае, если само государство участвует в этих предприятиях ил и оказывает им поддержку. К числу таких причин относится необходимость создания для предприятий предсказуемой среды путем доведения до их сведения своей логически обоснованной и неизменной позиции, а также сохранения собственной репутации государства. В этой связи позиции государств характеризуются самыми разными подходами. Некоторые из них заключаются в принятии национальных мер, имеющих экстерриториальные последствия. Примерами могут служить требования к «материнским» компаниям отчитываться о глобальной производственной деятельности всей компании; многосторонние документы рекомендательного характера, в частности Руководящие принципы для многонациональных предприятий, принятые Организацией экономического сотрудничества и развития; и нормы производственной эффективности, требуемые учреждениями, которые поддерживают зарубежные инвестиции. Другие подходы заключаются в принятии законодательства, имеющего прямое экстерриториальное действие и применение. Сюда относятся уголовные режимы, позволяющие привлекать к уголовной ответственности по признаку гражданства, независимо от места совершения правонарушения. Предполагаемая и фактическая оправданность действий государств может зависеть от различных факторов, например от того, предусмотрены ли они многосторонним соглашением.
В. Принципы деятельности
3. При выполнении своей обязанности по обеспечению защиты государствам следует: a) обеспечивать соблюдение законов, цель или последствия которых заключаются в том, чтобы требовать от предприятий соблюдения прав человека и периодически оценивать адекватность таких законов и устранять любые пробелы; b) обеспечивать, чтобы другие законы и политика, регулирующие создание и текущую деятельность предприятий, такие как нормы корпоративного права, не сдерживали, а, наоборот, способствовали соблюдению прав человека предприятиями; c) представлять предприятиям эффективные руководящие указания относительно методов соблюдения прав человека в рамках их деятельности; d) поощрять и, при необходимости, требовать от предприятий представления информации о том, каким образом они устраняют оказанное ими воздействие на права человека. Комментарий Государствам не следует исходить из того, что предприятия во всех случаях предпочитают бездействие со стороны государства или пользуются им; им следует рассмотреть возможность принятия некоего рационального комплекса мер - национальных и международных, обязательных и добровольных - способствующих соблюдению предприятиями прав человека. Неспособность обеспечить выполнения действующих законов, которые прямо или косвенно регулируют вопросы соблюдения прав человека предприятиями, нередко обусловлена существенным правовым пробелом в практике государства. Соответствующие законы могут варьироваться от законов о недопущении дискриминации и трудового законодательства до экологического и имущественного законодательства, законов о неприкосновенности частной жизни и борьбе с коррупцией. Поэтому важно, чтобы государства не упускали из виду вопрос о том, насколько эффективно в настоящее время обеспечивается исполнение таких законов, а, если это не так, устанавливали, почему это происходит и какие меры могут реально исправить положение. Не менее важно, чтобы государства анализировали, обеспечивают ли эти законы необходимый охват в свете изменяющихся обстоятельств и создают ли они, наряду с соответствующей политикой, среду, способствующую соблюдению предприятиями прав человека. Например, для защиты правообладателей и предприятий зачастую необходимо внести бóльшую ясность в некоторые области права и политики, касающиеся, в частности, регулирования доступа к земле, включая предоставление прав на землевладение или землепользование. Законы и политика, регулирующие создание, текущую деятельность предприятий, например корпоративное право и законы, регулирующие обращение ценных бумаг, непосредственно определяют поведение предприятий. Вместе с тем их последствия для прав человека до сих пор представляют весьма слабо. Например, из норм корпоративного права и законов, регулирующих обращение ценных бумаг, не ясно, что именно разрешается делать компаниям и их служащим в сфере соблюдения прав человека, не говоря уже о том, что от них в этой области требуется. Законы и политика в этой области должны предусматривать достаточные руководящие указания, позволяющие предприятиям соблюдать права человека, должным образом учитывая роль существующих руководящих структур, таких как советы директоров корпораций. В руководящих указаниях предприятиям относительно соблюдения прав человека должны указываться ожидаемые результаты, и они должны поощрять обмен информацией о наилучшей практике. Они должны содержать рекомендации в отношении надлежащих методов, включая принцип должной заботы о правах человека, а также в отношении способов эффективного подхода к гендерной проблематике, вопросам уязвимости и/или маргинализации с учетом конкретных проблем, с которыми могут сталкиваться коренные народы, женщины, национальные или этнические меньшинства, религиозные и языковые меньшинства, дети, инвалиды, а также трудящиеся-мигранты и их семьи. Национальные правозащитные учреждения, соответствующие Парижским принципам, должны играть важную роль в оказании государствам содействия в установлении того, согласуются ли соответствующие законы с их правозащитными обязательствами и эффективно ли они выполняются, а также в предоставлении руководящих указаний в сфере прав человека предприятиям и другим негосударственным субъектам. Представление предприятиями информации о том, каким образом они устраняют оказанное ими воздействие на права человека, может осуществляться как в рамках неофициальных встреч с затрагиваемыми заинтересованными сторонами, так и в форме официальных публичных отчетов. Поощрение, а при необходимости, и требование государством представления такой информации имеет важное значение для содействия соблюдению прав человека предприятиями. Стимулы, побуждающие представлять надлежащую информацию, могли бы включать положения, придающие значение такой отчетности в случае судебных или административных разбирательств. Требование в отношении представления информации может быть особенно актуальным в тех случаях, когда характер деятельности предприятия или условия такой деятельности создают существенный риск для прав человека. Политика и законы в этой области могут внести необходимую ясность в вопрос о том, что и каким образом следует сообщать предприятиям, помогая обеспечивать как доступность, так и точность сообщений. Любое положение, определяющее, что именно является надлежащей информацией, должно учитывать те риски, которые такая информация может создавать для безопасности и защищенности отдельных лиц и объектов; законные требования к сохранению коммерческой тайны; а также различия в размерах и структурах компаний. Требования к финансовой отчетности должны четко указать, что в некоторых случаях воздействие на права человека может оказывать «материальное» или «существенное» влияние на результативность экономической деятельности предприятия. Любое положение, определяющее, что именно является надлежащей информацией, должно учитывать те риски, которые такая информация может создавать для безопасности и защищенности отдельных лиц и объектов; законные требования к сохранению коммерческой тайны; а также различия в размерах и структурах компаний. Требования к финансовой отчетности должны четко указать, что в некоторых случаях воздействие на права человека может оказывать «материальное» или «существенное» влияние на результативность экономической деятельности предприятия.
Связь государства и предприятий
4. Государствам следует предпринимать дополнительные шаги по защите от нарушений прав человека со стороны предприятий, которые находятся в собственности государства или контролируются им либо пользуются существенной поддержкой и услугами государственных агентств, например по кредитованию экспорта и государственному страхованию или гарантированию инвестиций, в том числе, при необходимости, путем установления требования о соблюдении принципа должной заботы о правах человека. Комментарий В соответствии с международным правом прав человека каждое государство в отдельности является основным носителем обязательств, а все государства в совокупности являются гарантами международного режима соблюдения прав человека. В том случае, когда предприятие контролируется государством или когда его действия можно иным образом приписать государству, нарушение прав человека данным предприятием может повлечь за собой нарушение собственных международно-правовых обязательств государства. Кроме того, чем теснее предприятие связано с государством или чем больше оно зависит от созданного в соответствии с законом органа или поддержки налогоплательщиков, тем более веской становится причина для проведения государством политики по обеспечению соблюдения прав человека данным предприятием. В тех случаях, когда государства владеют предприятиями или контролируют их, они располагают более широкими возможностями для обеспечения осуществления соответствующей политики, законодательства и подзаконных актов, касающихся соблюдения прав человека. Как правило, руководители высшего звена отчитываются перед государственными ведомствами, и соответствующие государственные департаменты имеют больше полномочий для проведения контроля и надзора, в том числе для эффективного соблюдения принципа должной заботы о правах человека. (Эти предприятия также несут корпоративную ответственность за соблюдение прав человека, о чем говорится в главе II.) Оказанием поддержки и услуг предприятиям может заниматься широкий круг учреждений, официально или неофициально связанных с государством. К их числу относятся агентства по кредитованию экспорта, государственному страхованию или гарантированию инвестиций, агентства по вопросам развития и учреждения, занимающиеся финансированием развития. В тех случаях, когда такие учреждения непосредственно не учитывают фактического или потенциально неблагоприятного воздействия на права человека предприятий-бенефициаров, они сами ставят себя в рискованное положение с точки зрения репутационных, финансовых, политических и потенциальных юридических издержек, прикрывая любой такой ущерб, и тем самым они могут усугублять правозащитные проблемы, с которыми сталкивается государство. С учетом этих рисков государствам следует поощрять, а при необходимости требовать обеспечения надлежащей заботы о правах человека как самими учреждениями, так и предприятиями или проектами, получающими их поддержку. Требование обеспечения надлежащей заботы о правах человека представляется наиболее уместным в тех случаях, когда характер деятельности предприятия или условия такой деятельности сопряжены с существенным риском для прав человека. 5. Государствам следует осуществлять надлежащий контроль в целях выполнения своих международных обязательств в области прав человека при заключении контрактов с предприятиями или принятии законодательных актов в их интересах для предоставления услуг, которые могут оказать воздействие на осуществление прав человека. Комментарий Государства не освобождаются от своих обязательств по международному праву прав человека в случае, когда они приватизируют сферу предоставления услуг, которые могут оказать воздействие на осуществление прав человека. Неспособность государств обеспечить, чтобы предприятия, предоставляющие такие услуги, действовали в соответствии с правозащитными обязательствами государства, может привести к репутационным и правовым последствиям для самого государства. В качестве необходимого шага в соответствующих контрактах на предоставление услуг или уполномочивающем законодательстве следует четко указать, что государство ожидает соблюдения прав человека этими предприятиями. Государствам следует обеспечить возможность эффективного контроля за деятельностью предприятий, в том числе за счет надлежащего независимого мониторинга и механизмов подотчетности. 6. Государствам следует поощрять соблюдение прав человека предприятиями, с которыми они осуществляют коммерческие сделки. Комментарий Государства осуществляют большое число коммерческих сделок с предприятиями, не в последнюю очередь в рамках государственных закупок. Это предоставляет государствам - на индивидуальной и коллективной основе - уникальные возможности повышать информированность о правах человека и поощрять их соблюдение этими предприятиями, в том числе посредством условий контрактов, с надлежащим учетом соответствующих обязательств государств по национальному и международному праву.
Обеспечение соблюдения прав человека предприятиями в районах, затронутых конфликтами
7. Ввиду повышенного риска совершения грубых нарушений прав человека в районах, затронутых конфликтом, государствам следует способствовать обеспечению того, чтобы предприятия, действующие в таких районах, не участвовали в совершении подобных нарушений, в частности путем: a) налаживания на возможно более ранних этапах контактов с предприятиями, с тем чтобы помочь им выявлять, предотвращать и смягчать связанные с правами человека риски, которые обусловлены деятельностью и деловыми отношениями; b) предоставления надлежащей помощи предприятиям для оценки и устранения повышенных рисков нарушения прав с уделением особого внимания гендерному и сексуальному насилию; c) отказа доступа к государственной поддержке и услугам предприятиям, причастным к грубым нарушениям прав человека и отказывающимся сотрудничать с целью исправления ситуации; d) обеспечения эффективности проводимой политики, законодательства, подзаконных актов и мер правоприменения в деле устранения риска участия предприятий в совершении грубых нарушений прав человека. Комментарий Некоторые грубейшие нарушения прав человека с участием предприятий совершаются в период конфликта, когда ведется борьба за контроль над территорией, ресурсами или над самим правительством и когда невозможно ожидать, чтобы режим прав человека функционировал должным образом. Ответственные предприятия все чаще обращаются к государствам за рекомендациями о том, каким образом избежать причастности к нанесению ущерба правам человека в этих сложных условиях. Необходимы инновационные и реалистичные подходы. В частности, важно обращать внимание на риск сексуального и гендерного насилия, которое чаще всего совершается в период конфликтов. Важно, чтобы все государства прогнозировали возможность возникновения таких проблем задолго до ухудшения ситуации на месте. В районах, затронутых конфликтом, «принимающее» государство может утратить способность обеспечивать надлежащую защиту прав человека ввиду потери эффективного контроля над этими районами. Поэтому, когда речь идет о транснациональных корпорациях, их государства «происхождения» должны сыграть свою роль в оказании содействия как этим корпорациям, так и принимающим государствам, обеспечив, чтобы предприятия не оказались причастными к нарушению прав человека; при этом существенную дополнительную помощь также могут оказать соседние государства. С целью достижения большей согласованности в политике и оказания надлежащей помощи предприятиям в таких ситуациях государствам происхождения следует способствовать укреплению сотрудничества между своими агентствами по оказанию помощи в целях развития, министерствами иностранных дел и торговли и учреждениями по финансированию экспорта, которые находятся в их столицах и представлены в их посольствах, а также между этими учреждениями и органами принимающего правительства; разработать показатели раннего предупреждения, с тем чтобы предостеречь государственные организации и предприятия о риске возникновения таких проблем; и предусмотреть надлежащую ответственность предприятий за нежелание сотрудничать в этих условиях, в том числе в форме аннулирования или отказа им в государственной поддержке или услугах или, когда это невозможно, в форме закрытия для них доступа к такой поддержке в будущем. Государствам следует предупреждать предприятия о повышенной опасности оказаться причастными к грубым нарушениям прав человека в районах, затронутых конфликтом. Им следует проанализировать вопрос о том, насколько эффективно их политика, законодательство, подзаконные акты и меры правоприменения позволяют избежать такого повышенного риска, в том числе путем принятия положений, касающихся проявления должной заботы о правах человека со стороны предприятий. В случае выявления пробелов государствам следует принимать надлежащие меры по их устранению. Это может потребовать изучения вопросов гражданской, административной или уголовной ответственности домицилированных предприятий или предприятий, действующих на их территории и/или под их юрисдикцией, которые совершают или способствуют совершению грубых нарушений прав человека. Кроме того, для предотвращения и недопущения таких действий, а также оказания поддержки эффективным коллективным инициативам государствам следует рассмотреть возможность принятия многосторонних подходов. Все эти меры дополняют обязательства государств по международному гуманитарному праву в ситуациях вооруженного конфликта, а также по международному уголовному праву.
Обеспечение согласованности политики
8. Государствам следует обеспечить, чтобы государственные ведомства, агентства и другие государственные учреждения, которые определяют практику предпринимательской деятельности, были осведомлены о правозащитных обязательствах государства и соблюдали их при выполнении своих соответствующих мандатов, в том числе путем предоставления им соответствующей информации, подготовки и поддержки. Комментарий Между правозащитными обязательствами государств и законами и политикой, определяющими практику предпринимательской деятельности, отнюдь не обязательно существуют противоречия. Вместе с тем иногда государствам приходится принимать трудные решения для согласования различных потребностей общества. В целях достижения необходимого равновесия государствам требуется принять широкий подход для совмещения повестки дня в области предпринимательства и прав человека, направленный на обеспечение вертикальной и горизонтальной согласованности национальной политики. Вертикальная согласованность политики позволяет государствам, располагающим необходимой политикой, законодательством и процедурами, выполнять свои правозащитные обязательства по международному праву. Горизонтальная согласованность политики означает поддержку и обеспечение ведомств и учреждений на национальном и субнациональном уровне, которые определяют практику предпринимательской деятельности, включая ведомства и учреждения, занимающиеся вопросами корпоративного права и регулированием обращения ценных бумаг, инвестициями, кредитованием и страхованием экспорта, вопросами торговли и трудовых отношений, с тем, чтобы они были информированы о правозащитных обязательствах правительства и действовали в соответствии с этими обязательствами. 9. Государствам следует сохранять необходимую свободу маневра в сфере внутренней политики для соблюдения своих правозащитных обязательств в процессе достижения связанных с предпринимательством политических целей с другими государствами или предприятиями, например в рамках инвестиционных соглашений или контрактов. Комментарий Экономические соглашения, заключаемые государствами либо с другими государствами, либо с предприятиями, например двусторонние инвестиционные соглашения, соглашения о свободной торговле или контракты, касающиеся инвестиционных проектов, открывают для государств новые экономические возможности. Но вместе с тем они могут влиять на свободу маневра правительств в сфере внутренней политики. Например, условия международных инвестиционных соглашений могут ограничивать возможности государства в деле полного выполнения нового правозащитного законодательства или, в случае его осуществления, создавать для них риск принятия международным арбитражем обязательного для исполнения решения. Поэтому государствам следует обеспечивать сохранение надлежащей политики и регламентирующих возможностей для защиты прав человека в соответствии с условиями таких соглашений, обеспечивая при этом необходимую защиту инвесторов. 10. Государствам, действующим в качестве членов многосторонних учреждений, которые занимаются вопросами, связанными с предпринимательством, следует: a) добиваться обеспечения того, чтобы эти учреждения не ограничивали возможности своих государств-членов в деле выполнения ими обязанности по защите и не препятствовали предприятиям соблюдать права человека; b) поощрять эти учреждения в рамках своих соответствующих мандатов и возможностей оказывать содействие соблюдению предприятиями прав человека и, по соответствующей просьбе, помогать государствам выполнять свою обязанность по защите от нарушений прав человека предприятиями, в том числе по линии технической помощи, укрепления потенциала и повышения информированности; c) опираться на настоящие руководящие принципы в деле содействия общему пониманию и развивать международное сотрудничество в решении проблем, касающихся предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. Комментарий Большая согласованность в политике также необходима на международном уровне, в том числе в случаях, когда государства участвуют в многосторонних учреждениях, которые занимаются связанными с предпринимательством вопросами, в частности в международных торговых и финансовых учреждениях. Участвуя в работе таких учреждений, государство сохраняет за собой свои правозащитные обязательства по международному праву. Укрепление потенциала и повышение информированности по линии таких учреждений могут играть важнейшую роль в деле оказания помощи всем государствам в выполнении ими своей обязанности защищать, в том числе путем создания условий для обмена информацией о проблемах и наилучшей практике, таким образом способствуя принятию более согласованных подходов. Коллективные действия по линии международных учреждений могут помочь государствам уравнять правила игры в вопросе соблюдения предприятиями прав человека, но добиваться этого следует за счет подтягивания отстающих. Важную роль может играть также сотрудничество между государствами, многосторонними учреждениями и другими заинтересованными сторонами. Настоящие руководящие принципы определяют общие ориентиры в данной области; и могли бы послужить эффективной основой для создания кумулятивного позитивного эффекта, учитывающего определенные роли и ответственность всех соответствующих сторон.
II. Корпоративная ответственность за соблюдение прав человека
11. Предприятиям надлежит соблюдать права человека. Это означает, что им следует избегать нарушения прав человека других и устранять неблагоприятные последствия для прав человека оказанного ими воздействия. Комментарий Ответственность за соблюдение прав человека является всеобщей нормой ожидаемого поведения всех предприятий, где бы они ни осуществляли свою деятельность. Она не зависит от возможностей и/или готовности государств выполнять свои собственные правозащитные обязательства и не умаляет эти обязательства. Такая ответственность существует помимо обязанности соблюдать национальные законы и подзаконные акты, защищающие права человека. Устранение неблагоприятного воздействия на права человека сопряжено с принятием надлежащих мер для его предотвращения, смягчения и, при необходимости, возмещения ущерба. Предприятия могут брать на себя другие обязательства или заниматься иной деятельностью с целью поддержки и поощрения прав человека, которые могут способствовать осуществлению этих прав. Однако это не компенсирует несоблюдения прав человека в рамках их деятельности. Предприятиям не следует подрывать возможности государств по выполнению собственных правозащитных обязательств, в том числе посредством мер, которые могут ослабить авторитет судебных механизмов. 12. Ответственность предприятий за соблюдение прав человека распространяется на международно признанные права человека, под которыми понимаются, как минимум, права, закрепленные в Международном билле о правах человека и принципах, касающихся основополагающих прав, которые изложены в Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Комментарий Поскольку предприятия могут оказывать воздействие практически на весь спектр международно признанных прав человека, их ответственность за соблюдение этих прав распространяется на все такие права. На практике в отдельных отраслях или в некоторых обстоятельствах некоторые права человека могут подвергаться большему риску по сравнению с другими, и по этой причине им будет уделяться повышенное внимание. Вместе с тем ситуации могут меняться, и поэтому все права человека должны являться предметом периодического рассмотрения. Авторитетный перечень основных международно признанных прав человека содержится в Международном билле о правах человека (состоящем из Всеобщей декларации прав человека, а также основных договоров, в рамках которых она была кодифицирована: Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах); его дополняют принципы, касающиеся основных прав, закрепленных в восьми базовых конвенциях МОТ, которые изложены в Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Речь идет о критериях, по которым другие социальные субъекты оценивают воздействие на права человека со стороны предприятий. Ответственность предприятий за соблюдение прав человека отличается от вопросов правовой ответственности и правоприменения, которые по-прежнему в основном регулируются положениями национальных законов, действующих в соответствующих юрисдикциях. В зависимости от обстоятельств предприятиям, возможно, потребуется учитывать и другие нормы. Например, предприятиям следует соблюдать права человека лиц, принадлежащих к конкретным группам или общинам, которые нуждаются в особом внимании в тех случаях, когда они могли оказывать неблагоприятное воздействие на их права человека. В этой связи в рамках Организации Объединенных Наций приняты дополнительные договоры о правах коренных народов; женщин; национальных или этнических, религиозных и языковых меньшинств; детей; инвалидов; а также трудящихся-мигрантов и членов их семей. Кроме того, в ситуациях вооруженного конфликта предприятиям следует соблюдать нормы международного гуманитарного права. 13. Обязанность соблюдать права человека требует от предприятий: a) избегать оказания или содействия оказанию неблагоприятного воздействия на права человека в рамках своей деятельности и устранять последствия такого воздействия в случае, когда оно имело место; b) стремиться предотвращать или смягчать неблагоприятное воздействие на права человека, которое непосредственно связано с их деятельностью, продукцией или услугами вследствие их деловых отношений, даже если они непосредственно не способствовали оказанию такого воздействия. Комментарий Предприятия могут быть причастны к неблагоприятному воздействию на права человека либо в рамках своей собственной деятельности, либо вследствие своих деловых отношений с другими сторонами. В руководящем принципе 19 подробнее говориться о том, каким образом предприятиям следует действовать в таких ситуациях. Для целей настоящих руководящих принципов «деятельность» предприятия означает как действие, так и бездействие; а ее «деловые отношения» понимаются как отношения с партнерами по предпринимательской деятельности, субъектами в его цепочке создания стоимости и другими негосударственными или государственными субъектами, имеющими непосредственное отношение к его предпринимательской деятельности, продуктам или услугам. 14. Обязанность предприятий по соблюдению прав человека касается всех предприятий независимо от их размера, сектора, условий деятельности, форм собственности и структуры. Тем не менее, масштабы и степень сложности методов, с помощью которых предприятия выполняют эту обязанность, могут меняться в зависимости от этих факторов и тяжести последствий неблагоприятного воздействия предприятия на права человека. Комментарий Методы, с помощью которых предприятие выполняет свою обязанность по соблюдению прав человека, наряду с другими факторами, зависят от его размеров. По сравнению с крупными компаниями малые и средние предприятия могут иметь меньший потенциал, но более неформальные процедуры и структуры управления, вследствие чего их соответствующая политика и процедуры будут принимать иные формы. Вместе с тем некоторые малые и средние предприятия могут оказывать серьезное воздействие на права человека, что потребует принятия соответствующих мер независимо от их размера. Серьезность последствий будет оцениваться с учетом их масштабов, объема и непоправимости. Методы, с помощью которых предприятие выполняет свою обязанность по соблюдению прав человека, также могут различаться в зависимости от масштабов предпринимательской деятельности и от того, проводится ли она в рамках корпоративной группы или индивидуально. Однако ответственность за соблюдение прав человека применяется в полном объеме и в равной степени ко всем предприятиям.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |