|
|
|
Закон (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.04.2014 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 29 сентября 2014 года
По всему тексту слова «государственно-частное партнерство в сфере газа и газоснабжения», «государственно-частного партнерства в сфере газа и газоснабжения» заменены соответственно словами «партнерство в сфере газа и газоснабжения», «партнерства в сфере газа и газоснабжения» в соответствии с Законом РК от 04.07.13 г. № 131-V (см. стар. ред.)
См. о внесении изменений в настоящий Закон: Закон РК от 16.05.14 г. № 203-V (вводятся в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования)
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы регулирования общественных отношений в сфере газа и газоснабжения в Республике Казахстан и направлен на создание условий для обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в газе, а также для эффективной, надежной и безопасной эксплуатации объектов систем газоснабжения.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) автогазозаправочная станция - технологический комплекс, предназначенный для хранения и розничной реализации сжиженного нефтяного газа владельцам транспортных средств, использующим его в качестве топлива; 2) автогазонаполнительная компрессорная станция - технологический комплекс, предназначенный для компримирования, хранения и розничной реализации товарного газа владельцам транспортных средств, использующим его в качестве топлива; 3) аккредитация - процедура официального признания уполномоченным органом газосетевых организаций соответствующими требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан о газе и газоснабжении; 4) розничная реализация - предпринимательская деятельность по реализации товарного и (или) сжиженного нефтяного газа потребителям на территории Республики Казахстан для собственных нужд без целей дальнейшей реализации; 5) единый технический коридор - совокупность магистральных газопроводов (или участков) и систем магистральных газопроводов (в том числе с различным давлением), обеспечивающих транспортировку товарного газа в едином направлении (транспортном потоке), проложенных параллельно по одной трассе; 6) газ - сырой, товарный, сжиженный нефтяной и сжиженный природный газ; 7) газоснабжение - деятельность в сфере производства, транспортировки (перевозки), хранения и реализации товарного, сжиженного нефтяного и (или) сжиженного природного газа; 8) охранная зона объектов систем газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается вокруг объектов систем газоснабжения в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности их повреждения; 9) система газоснабжения - комплекс технологически взаимосвязанных объектов, предназначенных для производства, транспортировки (перевозки), хранения, реализации и потребления товарного или сжиженного нефтяного газа; 10) газификация - комплекс мероприятий, направленных на использование в качестве топлива товарного и (или) сжиженного нефтяного газа на объектах жилищно-коммунального хозяйства, промышленных, сельскохозяйственных и иных объектах; 11) газовое оборудование - технические изделия полной заводской готовности, используемые в качестве составных элементов газопроводов (компенсаторы, конденсатосборники, предохранительно-сбросная арматура, арматура трубопроводная запорная), а также газоиспользующие установки (газовые приборы, печи и плиты); 12) партнерство в сфере газа и газоснабжения - форма взаимодействия государства и инвестора для решения стратегических и социальных задач по обеспечению глубокой переработки принадлежащего Республике Казахстан попутного газа и производства продукции с высокой добавленной стоимостью на взаимовыгодных условиях; 13) газосетевая организация - юридическое лицо, имеющее свидетельство об аккредитации и осуществляющее эксплуатацию газонаполнительной станции, групповых резервуарных установок, а также оптовую и розничную реализацию сжиженного нефтяного газа на условиях, установленных настоящим Законом; 14) газопровод - сооружение, состоящее из соединенных между собой труб с запорной арматурой и предназначенное для транспортировки газа в газообразном или двухфазном состоянии; 15) газораспределительная система - комплекс технологически взаимосвязанных сооружений, состоящий из газопроводов (линейной части) и сопряженных с ними объектов, предназначенный для транспортировки товарного газа от магистрального газопровода до газопотребляющих систем; 16) газораспределительная организация - юридическое лицо, осуществляющее транспортировку товарного газа по газораспределительной системе, техническую эксплуатацию газораспределительной системы, а также оптовую и розничную реализацию товарного газа на условиях, установленных настоящим Законом; 17) газотранспортная организация - юридическое лицо, оказывающее услуги по транспортировке товарного газа по соединительным, магистральным газопроводам и (или) хранению товарного газа в хранилищах товарного газа на условиях, установленных настоящим Законом; 18) газонаполнительный пункт - инженерное сооружение, предназначенное для хранения, слива и налива сжиженного нефтяного газа в бытовые баллоны; 19) газонаполнительная станция - комплекс технологически взаимосвязанных производственных и иных объектов, предназначенных для хранения, слива и налива сжиженного нефтяного газа в железнодорожные цистерны, автогазовозы, бытовые баллоны, а также ремонта и утилизации бытовых баллонов; 20) газопотребляющая система - комплекс газопроводов (линейной части) и газового оборудования, предназначенный для приема товарного газа из газораспределительной системы или сжиженного нефтяного газа из групповой резервуарной установки, а также их использования в качестве топлива и (или) сырья; 21) приборы учета - средства измерений и другие технические средства, которые выполняют следующие функции: измерение, накопление, хранение, отображение информации о расходе, объеме, температуре, давлении газа и времени работы приборов; 22) соединительный газопровод - газопровод, предназначенный для транспортировки сырого газа от контрактной территории до газоперерабатывающего завода или промышленного потребителя сырого газа либо для транспортировки товарного газа от газоперерабатывающего завода до магистрального газопровода; 23) промысловый газопровод - газопровод, предназначенный для транспортировки газа в пределах контрактной территории; 24) коммунально-бытовой потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товарный и (или) сжиженный нефтяной газ для коммунально-бытовых нужд при осуществлении предпринимательской, некоммерческой или иной деятельности без целей дальнейшей его реализации; 25) уполномоченный орган в области коммунального хозяйства - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере газа и газоснабжения в пределах границ (черты) населенных пунктов; 26) оптовая реализация - предпринимательская деятельность по реализации товарного, сжиженного нефтяного и (или) сжиженного природного газа на внутреннем рынке для целей дальнейшей реализации либо за пределы территории Республики Казахстан; 27) внутренние потребности Республики Казахстан - объемы товарного и (или) сжиженного нефтяного газа, необходимые для потребления на территории Республики Казахстан; 28) магистральный газопровод - инженерное сооружение, состоящее из одного или нескольких газопроводов (линейной части) и сопряженных с ними объектов, обеспечивающих повышение и понижение давления транспортируемого газа, средств телеуправления, связи и иных коммуникаций, предназначенное для транспортировки товарного газа. Состав объектов магистрального газопровода определяется проектной документацией и требованиями технических регламентов; 29) производитель - юридическое лицо, осуществляющее производство товарного, сжиженного нефтяного и (или) сжиженного природного газа; 30) промышленный потребитель - юридическое лицо, приобретающее газ для использования в качестве топлива и (или) сырья в промышленном производстве; В подпункт 31 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 31-V (см. стар. ред.) 31) сжиженный нефтяной газ - смесь легких углеводородов (пропан-бутановой фракции, пропана, бутана), преобразованная в жидкое состояние в целях транспортировки и хранения, отвечающая по качественному и количественному содержанию компонентов требованиям технических регламентов и национальных стандартов; В подпункт 32 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 31-V (см. стар. ред.) 32) сжиженный природный газ - многокомпонентная смесь углеводородов с преобладающим содержанием метана, преобразованная в жидкое состояние в целях транспортировки и хранения, являющаяся продуктом переработки сырого газа и отвечающая по качественному и количественному содержанию компонентов требованиям технических регламентов и национальных стандартов; 33) транспортировка - технологический процесс перекачки сырого или товарного газа по газопроводам; В подпункт 34 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 31-V (см. стар. ред.) 34) товарный газ - многокомпонентная смесь углеводородов с преобладающим содержанием метана, находящаяся в газообразном состоянии, являющаяся продуктом переработки сырого газа и отвечающая по качественному и количественному содержанию компонентов требованиям технических регламентов и национальных стандартов; 35) хранилище товарного газа - комплекс технологически взаимосвязанных производственных и иных объектов, предназначенных для хранения товарного газа; 36) групповая резервуарная установка - инженерное сооружение, состоящее из группы емкостей, предохранительно-запорной и регулирующей арматуры, газопроводов и предназначенное для хранения и подачи сжиженного нефтяного газа в газопотребляющие системы; 37) бытовой потребитель - физическое лицо, приобретающее товарный и (или) сжиженный нефтяной газ для бытовых нужд без целей использования в предпринимательской деятельности и дальнейшей их реализации; 38) норма потребления - расчетная величина для бытовых потребителей, не имеющих приборов учета, отражающая среднемесячное количество потребленного ими товарного или сжиженного нефтяного газа; 39) потребитель - бытовой, коммунально-бытовой или промышленный потребитель; 40) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование производства, транспортировки (перевозки), хранения и оптовой реализации газа, а также розничной реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа вне пределов границ населенных пунктов; 41) национальный оператор - юридическое лицо, собственником контрольного пакета акций которого является государство либо национальный управляющий холдинг или национальная компания, определяемое Правительством Республики Казахстан и осуществляющее деятельность в сфере газа и газоснабжения в целях обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном газе; 42) сырой газ - добытый неочищенный природный, попутный, сланцевый газ, газ угольных бассейнов, а также углеводородный газ иного происхождения.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о газе и газоснабжении 1. Законодательство Республики Казахстан о газе и газоснабжении основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера применения настоящего Закона 1. Настоящий Закон распространяется на отношения в сфере газа и газоснабжения. 2. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения, возникающие при реализации сжиженного нефтяного газа в баллонах вместимостью менее одного килограмма.
Статья 4. Основные цели, принципы и задачи государственного регулирования в сфере газа и газоснабжения 1. Целями государственного регулирования в сфере газа и газоснабжения являются обеспечение энергетической и экологической безопасности, улучшение социально-экономического положения населения Республики Казахстан. 2. Государственное регулирование в сфере газа и газоснабжения основывается на следующих принципах: 1) безопасности и надежности газоснабжения; 2) рациональности использования ресурсов газа; 3) приоритетности обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан товарным и сжиженным нефтяным газом, производимым на территории Республики Казахстан; 4) приоритетности газификации объектов, расположенных на территории Республики Казахстан; 5) сбалансированности ценовой политики в сфере газа и газоснабжения. 3. Задачи государственного регулирования в сфере газа и газоснабжения: 1) создание единой системы снабжения товарным газом; 2) создание условий для бесперебойного обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном и сжиженном нефтяном газе; 3) увеличение доли товарного и сжиженного нефтяного газа в общем объеме потребляемых в Республике Казахстан топливно-энергетических ресурсов.
Глава 2. Компетенция органов государственного управления в сфере газа и газоснабжения
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере газа и газоснабжения; 2) определяет национального оператора; 3) утверждает порядок подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан; 4) утверждает генеральную схему газификации Республики Казахстан; 5) утверждает порядок определения цены сырого и товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права государства; Подпункт 6 статьи 5 введен в действие с 1 июня 2012 года 6) утверждает предельные цены оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке и порядок их определения; 7) утверждает порядок составления плана поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики Казахстан; 8) утверждает правила аккредитации газосетевых организаций; 9) утверждает порядок и условия передачи попутного газа инвесторам в рамках партнерства в сфере газа и газоснабжения; 10) утверждает порядок осуществления централизованного оперативно-диспетчерского управления режимами работы объектов единой системы снабжения товарным газом; 11) утверждает порядок представления сведений по мониторингу производства, транспортировки (перевозки), хранения и реализации товарного, сжиженного нефтяного и сжиженного природного газа; 12) утверждает типовые договоры розничной реализации товарного и сжиженного нефтяного газа, а также технического обслуживания газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей; 13) утверждает порядок розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом; 14) утверждает порядок расчета и утверждения норм потребления товарного и сжиженного нефтяного газа; 15) утверждает технические регламенты в сфере газа и газоснабжения; 16) утверждает требования по безопасности объектов систем газоснабжения; 17) регулирует экспорт товарного, сжиженного нефтяного и сжиженного природного газа; 18) принимает решение о строительстве экспортных и (или) транзитных газопроводов; 19) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа 1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере газа и газоснабжения; 2) в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере газа и газоснабжения; 3) разрабатывает порядок подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан; 4) разрабатывает генеральную схему газификации Республики Казахстан; 5) осуществляет контроль за реализацией генеральной схемы газификации Республики Казахстан; 6) разрабатывает порядок определения цены сырого и товарного газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права государства; 7) разрабатывает предложения по уровню предельных цен оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке и порядок их определения; 8) разрабатывает порядок и условия передачи попутного газа инвесторам в рамках партнерства в сфере газа и газоснабжения; 9) согласовывает отчуждение объектов единой системы снабжения товарным газом, находящихся в собственности национального оператора или газотранспортных и (или) газораспределительных организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат национальному оператору; 10) организует ведение баланса производства, реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа; 11) разрабатывает порядок осуществления централизованного оперативно-диспетчерского управления режимами работы объектов единой системы снабжения товарным газом; 12) разрабатывает типовые договоры розничной реализации товарного и сжиженного нефтяного газа, а также технического обслуживания газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей; 13) разрабатывает порядок представления сведений по мониторингу производства, транспортировки (перевозки), хранения и реализации товарного, сжиженного нефтяного и сжиженного природного газа; 14) разрабатывает порядок розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом; 15) разрабатывает технические регламенты в сфере газа и газоснабжения; 16) разрабатывает и утверждает нормативно-технические документы в сфере газа и газоснабжения вне пределов границ (черты) населенных пунктов; Подпункт 17 изложен в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 17) разрабатывает и утверждает формы обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, полугодовые планы проведения проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»; Подпункт 18 статьи 6 введен в действие с 1 июля 2012 года 18) разрабатывает порядок составления плана поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики Казахстан; 19) Исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V (см. стар. ред.) 20) разрабатывает правила аккредитации газосетевых организаций; 21) осуществляет аккредитацию газосетевых организаций; 22) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 7. Компетенция иных уполномоченных государственных органов в сфере газа и газоснабжения 1. Уполномоченный орган в области коммунального хозяйства: 1) формирует и проводит государственную политику и осуществляет межотраслевую координацию в сфере газа и газоснабжения в пределах границ (черты) населенных пунктов; 2) участвует в реализации генеральной схемы газификации Республики Казахстан; 3) разрабатывает и утверждает нормативно-технические документы в сфере газа и газоснабжения в пределах границ (черты) населенных пунктов; 4) Исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V (см. стар. ред.) 5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.04.14 г. № 189-V (см. стар. ред.) 2. Уполномоченный орган в сфере гражданской защиты: 1) осуществляет контроль за соблюдением требований безопасной эксплуатации бытовых баллонов и объектов систем газоснабжения, за исключением газопотребляющих систем и газового оборудования бытовых и коммунально-бытовых потребителей; 2) разрабатывает требования по безопасности объектов систем газоснабжения; 3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 3. Уполномоченный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках: 1) утверждает нормы потребления товарного и сжиженного нефтяного газа; 2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 4. Уполномоченный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области стратегического и экономического планирования, выработки и формирования бюджетной политики: 1) согласовывает предложения по уровню предельных цен оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке; 2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 5. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы: 1) осуществляют контроль за соблюдением требований безопасной эксплуатации газопотребляющих систем и газового оборудования бытовых и коммунально-бытовых потребителей; 2) участвуют в реализации генеральной схемы газификации Республики Казахстан; 3) представляют в уполномоченный орган прогноз потребления сжиженного нефтяного газа на территории области, города республиканского значения, столицы; 4) представляют в уполномоченный орган сведения по реализации и потреблению сжиженного нефтяного газа на территории области, города республиканского значения, столицы; 5) резервируют в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, земельные участки, на которых генеральной схемой газификации Республики Казахстан предусмотрено строительство объектов систем газоснабжения; 6) предоставляют земельные участки в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, для строительства объектов систем газоснабжения; 7) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
Глава 3. Функционирование и развитие систем газоснабжения
Статья 8. Единая система снабжения товарным газом 1. В целях бесперебойного обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном газе, безопасной эксплуатации объектов систем газоснабжения, организации непрерывного диспетчерского контроля транспортировки, хранения товарного газа и создания единой системы его учета в Республике Казахстан формируется единая система снабжения товарным газом. 2. Единая система снабжения товарным газом включает соединительные, магистральные газопроводы, хранилища товарного газа, газораспределительные и газопотребляющие системы, автогазонаполнительные компрессорные станции и иные технологические объекты, предназначенные для производства, транспортировки, хранения, реализации и потребления товарного газа. В состав единой системы снабжения товарным газом не входят промысловые газопроводы, газопотребляющие системы бытовых и коммунально-бытовых потребителей, технологические объекты, предназначенные для производства и регазификации сжиженного природного газа, а также для перевозки, хранения, реализации и потребления сжиженного нефтяного газа. 3. Объекты единой системы снабжения товарным газом могут находиться в государственной или частной собственности. 4. Субъектами единой системы снабжения товарным газом являются: 2) производители товарного газа; 3) недропользователи, являющиеся собственниками товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого ими сырого газа; 4) собственники товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан; 5) собственники товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан из сырого газа, добываемого в Республике Казахстан, на основании международных договоров Республики Казахстан; 6) газотранспортные и газораспределительные организации; 7) владельцы автогазонаполнительных компрессорных станций; 8) промышленные потребители товарного газа. 5. Уполномоченный орган ведет учет и публикует на интернет-ресурсе перечень производителей товарного газа, недропользователей, являющихся собственниками товарного газа, произведенного в процессе переработки добытого ими сырого газа, собственников товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан, собственников товарного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан из сырого газа, добываемого в Республике Казахстан, на основании международных договоров Республики Казахстан, газотранспортных и газораспределительных организаций. 6. Для целей эффективного функционирования единой системы снабжения товарным газом производители товарного газа, газотранспортные и газораспределительные организации обязаны соблюдать устанавливаемые технологические режимы эксплуатации объектов единой системы снабжения товарным газом.
Статья 9. Национальный оператор 1. Национальный оператор осуществляет следующие функции: 1) участвует в реализации государственной политики в сфере газа и газоснабжения; 2) участвует в разработке и реализации генеральной схемы газификации Республики Казахстан; Подпункт 3 пункта 1 статьи 9 введен в действие с 1 апреля 2012 года 3) осуществляет преимущественное право государства на приобретение сырого и товарного газа в соответствии с настоящим Законом; Подпункт 4 пункта 1 статьи 9 введен в действие с 1 апреля 2012 года 4) осуществляет приоритетное право государства на приобретение объектов единой системы снабжения товарным газом, долей в праве общей собственности на объекты единой системы снабжения товарным газом и пакетов акций (долей участия) юридических лиц - собственников объектов единой системы снабжения товарным газом в соответствии с настоящим Законом; 5) обеспечивает бесперебойную транспортировку и хранение товарного газа, в том числе путем заключения договоров с газотранспортными и газораспределительными организациями; 6) осуществляет оптовую реализацию товарного газа, а также розничную реализацию товарного газа потребителям, присоединенным к магистральным газопроводам и (или) газораспределительным системам; 7) обеспечивает централизованное оперативно-диспетчерское управление технологическим режимом работы объектов единой системы снабжения товарным газом; 8) представляет в уполномоченный орган сведения по транспортировке, хранению и реализации товарного газа на территории Республики Казахстан, по приобретению сырого и товарного газа в рамках преимущественного права государства, а также прогноз внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном газе на предстоящий календарный год; 9) обеспечивает взаимодействие с газотранспортными системами сопредельных государств по управлению и обеспечению устойчивости режимов транспортировки товарного газа; 10) обеспечивает создание и функционирование автоматизированной системы коммерческого учета товарного газа, находящегося в единой системе снабжения товарным газом. 2. Национальный оператор обязан: 1) обеспечивать на условиях, установленных настоящим Законом, бесперебойное снабжение товарным газом потребителей, подключенных к объектам единой системы снабжения товарным газом; 2) обеспечивать строительство, эксплуатацию, модернизацию и (или) реконструкцию объектов единой системы снабжения товарным газом в соответствии с генеральной схемой газификации Республики Казахстан; 3) обеспечивать использование на объектах единой системы снабжения товарным газом, которыми владеет национальный оператор, энергосберегающих и экологически чистых технологий и оборудования. 3. Объекты единой системы снабжения товарным газом, находящиеся в собственности национального оператора или газотранспортных и (или) газораспределительных организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат национальному оператору, могут отчуждаться по согласованию с уполномоченным органом.
Статья 10. Системы снабжения сжиженным нефтяным газом 1. Системы снабжения сжиженным нефтяным газом представляют собой совокупность газонаполнительных станций, газонаполнительных пунктов, групповых резервуарных установок, газопотребляющих систем, автогазозаправочных станций и иных технологических объектов, предназначенных для перевозки, хранения, реализации и потребления сжиженного нефтяного газа. 2. Объекты систем снабжения сжиженным нефтяным газом могут находиться в государственной или частной собственности. 3. Субъектами систем снабжения сжиженным нефтяным газом являются: 1) производители сжиженного нефтяного газа; 2) собственники сжиженного нефтяного газа, произведенного в процессе переработки принадлежащего им на праве собственности или иных законных основаниях углеводородного сырья; 3) собственники сжиженного нефтяного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан; 5) владельцы газонаполнительных пунктов и автогазозаправочных станций; 6) промышленные потребители сжиженного нефтяного газа. 4. Уполномоченный орган ведет учет и публикует на интернет-ресурсе перечень производителей сжиженного нефтяного газа, собственников сжиженного нефтяного газа, произведенного в процессе переработки принадлежащего им на праве собственности или иных законных основаниях углеводородного сырья, собственников сжиженного нефтяного газа, произведенного за пределами территории Республики Казахстан и ввезенного для потребления на территорию Республики Казахстан, газосетевых организаций и промышленных потребителей сжиженного нефтяного газа.
Статья 11. Генеральная схема газификации Республики Казахстан 1. Газификация территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с генеральной схемой газификации Республики Казахстан. 2. Генеральная схема газификации Республики Казахстан разрабатывается с учетом приоритетности обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном и сжиженном нефтяном газе на основе прогнозного баланса производства, реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа. 3. Генеральная схема газификации Республики Казахстан содержит схему размещения объектов систем газоснабжения, перечень и техническую характеристику планируемых к строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов систем газоснабжения, необходимые финансовые ресурсы и их источники, перспективные ресурсы товарного и сжиженного нефтяного газа, а также схему поставок газа по существующим и планируемым к строительству объектам систем газоснабжения. 4. Генеральная схема газификации Республики Казахстан разрабатывается с учетом приоритета использования бытовыми и коммунально-бытовыми потребителями товарного газа, в том числе полученного в процессе регазификации сжиженного природного газа. См. Правила подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан. 5. Финансирование реализации генеральной схемы газификации Республики Казахстан осуществляется за счет доходов национального оператора, бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. 6. Резервирование земельных участков для реализации генеральной схемы газификации осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Республики Казахстан.
Статья 12. Проектирование, строительство, модернизация и (или) реконструкция объектов систем газоснабжения 1. Проекты строительства, модернизации и (или) реконструкции магистральных газопроводов согласовываются с уполномоченным органом и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. 2. Проекты строительства, модернизации и (или) реконструкции газораспределительных систем и объектов систем снабжения сжиженным нефтяным газом согласовываются с уполномоченным органом в области коммунального хозяйства. 3. Решение о строительстве экспортных и (или) транзитных газопроводов принимается Правительством Республики Казахстан. 4. Технические условия на подключение к магистральному газопроводу, газораспределительной системе или групповой резервуарной установке выдаются эксплуатирующей такой объект газотранспортной либо газораспределительной или газосетевой организацией. При этом выданные технические условия являются основанием для проектирования вновь строящихся, модернизируемых и (или) реконструируемых объектов систем газоснабжения. 5. Расходы, связанные с подключением объектов систем газоснабжения к магистральному газопроводу, газораспределительной системе или групповой резервуарной установке, производятся за счет владельцев подключаемых объектов систем газоснабжения. 6. Вновь присоединяемое и реконструируемое газовое оборудование потребителей должно быть выполнено в соответствии с техническими регламентами и нормативно-техническими документами, а также обеспечено проектной документацией.
Статья 13. Регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации объектов систем газоснабжения 1. Земли, предоставляемые для строительства и эксплуатации объектов систем газоснабжения, должны соответствовать градостроительным и экологическим требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан. 2. Собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан, для доступа к объектам систем газоснабжения. 3. Для выполнения работ по капитальному ремонту, обслуживанию, модернизации и (или) реконструкции объектов систем газоснабжения организации, эксплуатирующей данные объекты, предоставляются земельные участки во временное землепользование в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан.
Глава 4. Правовые основы газоснабжения
Статья 14 введена в действие с 1 апреля 2012 года Статья 14. Приоритетное право государства в сфере газа и газоснабжения 1. В целях обеспечения энергетической безопасности и удовлетворения внутренних потребностей в товарном газе Республика Казахстан имеет приоритетное перед другими лицами право на приобретение отчуждаемых объектов единой системы снабжения товарным газом, долей в праве общей собственности на объекты единой системы снабжения товарным газом и пакетов акций (долей участия) юридических лиц-собственников объектов единой системы снабжения товарным газом (далее - приоритетное право государства).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |